ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-418/11 от 09.06.2011 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-418/2011

14 июня 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2011 года. Полный текст решения изготовлен 14 июня 2011 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Орифовой В.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Александровской Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд.» к Сахалинской таможне о признании незаконным решения об отказе возвратить таможенные сборы, излишне уплаченные за таможенное оформление товаров, выразившегося в письме № 16-09/13576 от 11 ноября 2010 года,

при участии представителей:

от заявителя – Гончаров А.С. по доверенности от 21.04.2011, Назарова М.И. по доверенности от 28.09.2010, Назарчук О.В. по доверенности от 08.04.2011,

от Сахалинской таможни – Минервина О.А. по доверенности от 29.12.2010 № 05-16/15910, Лазаренко Т.И. по доверенности от 30.05.2011 № 05-16/6108,

У С Т А Н О В И Л:

Компания «Сахалин Энерджи Инсвестмент Компании Лтд.» (далее – компания) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области к Сахалинской таможне (далее – таможенный орган, таможня) с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконным решения об отказе возвратить таможенные сборы, излишне уплаченные за таможенное оформление товаров, выразившегося в письме № 16-09/13576 от 11 ноября 2010 года.

В обоснование требования, поддержанного представителями компании в судебном заседании, указано, что компания является инвестором и оператором Соглашения о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции, заключенного между компанией и Российской Федерацией 22 июня 1994 года (далее – СРП «Сахалин-2») и осуществляет деятельность на территории Российской Федерации по разработке и добыче полезных ископаемых в рамках освоения указанных выше месторождений. 11.10.2010 компания обратилась в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных сборов, уплаченных при таможенном оформлении товаров в IV квартале 2007 года. Таможня в письме № 16-09/13576 от 11 ноября 2010 года отказала компании в возврате сборов. Компания не согласна с таким решением и считает отказ незаконным. Отношения, возникающие в процессе заключения, исполнения и прекращения соглашений о разделе продукции, регулируются Законом о СРП. Со ссылкой на положения п. 1 ст. 1, п. 7 ст. 2, ст. 13 Федерального Закона № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», ст. 18, п. 15 ст. 346.35 Налогового кодекса РФ, п. 18, п. 3 (а), п. 3 (с) Дополнения 1 «Налоги и обязательные платежи» Приложения Е, п. 1 (b) Приложения Е Дополнения 2 СРП «Сахалин-2», компания указала, что она не является плательщиком таможенных сборов при приобретении товаров в связи с СРП «Сахалин-2», а также при реэкспорте ранее ввезенных товаров и экспорте Углеводородов. Компания не согласна с доводом таможни о том, что сборы за таможенное оформление, по своей сути, являются платой за работу должностных лиц таможенных органов по осуществлению действий, операций и процедур для выпуска товаров. Таможенный кодекс Российской Федерации определяет таможенный сбор как платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров (п.п. 3 п. 1 ст. 11). Таможенные органы, осуществляя оформление и контроль, не оказывают услуги, а реализуют свои полномочия. Сборы взимаются и уплачиваются в отношении товаров. Оспариваемое решение нарушает права компании в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В частности, оспариваемым решением компании отказано в возврате излишне уплаченных таможенных средств, уплачивать которые компания изначально не была обязана. В письменных объяснениях на доводы Сахалинской таможни, изложенные в отзыве и дополнениях к нему, заявитель указал, что на письмо таможни № 16/09/12583 компания письмом № 2010 OUT-Y-04-00562 от 10.11.2010 сообщила, что компанией представлены все документы, необходимые для рассмотрения заявления, а документы, указанные в письме таможни № 16/09/12583, либо не имеют отношения к сборам за таможенное оформление, либо были представлены компанией ранее. При этом компания повторно настаивала на рассмотрении ранее направленного заявления о возврате таможенных сборов № 2010 OUT-Y-04-00499, приложив его еще раз к своему письму. Следовательно, довод таможни о том, что компания не воспользовалась своим правом на повторное обращение с заявлением о возврате, является несостоятельным, поскольку не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Компания считает, что п. 1 Указа Президента РФ № 2285 предусматривает освобождение компании от уплаты таможенных сборов и каких-либо других специальных указаний на применение освобождения, предусмотренных СРП «Сахалин-2» не требуется.

Сахалинская таможня в представленном отзыве, в дополнениях к нему, поддержанных ее представителями в судебном заседании, требование компании не признала, указав следующее. Во исполнение п. 2 ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) заявление филиала компании от 11.10.2010 за № 2010 OUT-Y-04-00499 возвращено без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. 11.11.2010 Сахалинской таможней дан ответ на письменное обращение должностного лица филиала компании от 11.10.2010 исх. № 2010 OUT-Y-04-00498. Возврат таможенных сборов таможенными органами, согласно действующего на момент обращения филиала компании законодательства с заявлением по форме Приказа ГТК РФ от 25.05.2004 № 607, осуществлялся в соответствии с порядком, предусмотренном ТК РФ для возврата (глава 33 ТК РФ) таможенных пошлин, налогов (п. 1 ст. 357.8 ТК РФ). Исходя из п. 2 ст. 355 ТК РФ, данных ответа Сахалинской таможни от 15.10.2010 № 16-09/12583 на заявление филиала компании, у Сахалинской таможни имелись правовые основания для оставления без рассмотрения заявления филиала компании о возврате денежных средств. Правом повторного обращения с заявлением о возврате денежных средств компания не воспользовалась. Решение, предусмотренное п. 4 ст. 355 ТК РФ, п. 16.14 распоряжения ГТК РФ от 27.11.2003 № 647-р Сахалинской таможней не принималось. Письмо Сахалинской таможни от 11 ноября 2010 года № 16-09/13576 представляет собой разъяснения таможенного органа относительно положений СРП «Сахалин-2», направлено в ответ на обращение заявителя исх. № 2010 OUT-Y-04-00498, а не по его заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Положения п. 2 ст. 355 ТК РФ предусматривают досудебную процедуру урегулирования правоотношений, связанных с возвратом излишне уплаченных таможенных сборов. Компанией, в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлены доказательства принятия таможенным органом решения об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Данное обстоятельство свидетельствует о несоблюдении компанией законодательно закрепленного досудебного порядка урегулирования спора. Фактические обстоятельства дела и представленные суду доказательства, свидетельствующие о предоставленном ответе Сахалинской таможни 15.10.2010 за № 16-09/12583 на заявление компании от 11.10.2010 № 2010 OUT-Y-04-00499, указывают о допущенной Сахалинской таможней технической ошибке (ответ таможни от 24.11.2010 № 16-09/14145). Статья 355 ТК РФ не предусматривает обращение в таможенный орган с заявлением, которое в установленном порядке и сроки уже было оставлено без рассмотрения. Следовательно, у Сахалинской таможни отсутствовала правовая необходимость в направлении компании какого-либо ответа, учитывая предоставленный компании ответ (15.10.2010 за № 16-09/12583) на ее заявление и отсутствие законодательно установленного требования в рассмотрении таким образом поданного обращения. Обязанность по уплате сборов за совершение действий, связанных с выпуском товаров (ранее таможенные сборы за таможенное оформление товаров) компании связана с отсутствием законодательно установленного случая освобождения от уплаты такого рода сборов законодательством Российской Федерации, а также отсутствием прямых указаний в Указе на возможность не оплачивать такого рода сборы. Указанное непосредственно подтверждается Соглашением «Сахалин-2» (п.i Приложения «А»). Кроме того, компания не оспаривает первоначальные действия таможенного органа по взиманию таможенных сборов за таможенное оформление товаров по прилагаемым грузовым таможенным декларациям. Компания не обжалует выводы, содержащиеся в письме от 11.11.2010 № 16-09/13586, в связи с чем, заявителем не представлены доказательства нарушения таможней прав и законных интересов компании в сфере предпринимательской деятельности.

Во исполнение определения суда от 12.05.2011 года таможня представила дополнение № 2 к отзыву, в котором указала, что сумма сборов за таможенное оформление, уплаченных Компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд.» по ГТД, оформленных за период с 12.10.2007 по 31.12.2007, составила 3 996 500 рублей.

Компания представила письменные объяснения № 3, в которых указала, что фактически сумма излишне уплаченных таможенных сборов за период с 12.10.2007 по 31.12.2007 и подлежащих возврату составляет 3 996 500 рублей.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 09.06.2011 до 16 часов 20 минут.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, платежными поручениями № 26172 от 03.10.2007 на сумму 1 000 000 рублей, № 30267 от 24.10.2007 на сумму 1 000 000 рублей, № 42602 от 27.12.2007 на сумму 1 000 000 рублей, № 29764 от 22.10.2007 на сумму 1 000 000 рублей, № 20409 от 05.09.2007 на сумму 1 000 000 рублей компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд.» перечислила для Сахалинской таможни аванс таможенных платежей для списания сборов, НДС и акцизов при таможенном оформлении проектных грузов.

В 2007 года компания ввезла на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также вывезла за пределы территории Российской Федерации товары, включая нефть, добытую на лицензионных участках СРП «Сахалин-2». Данные товары были оформлены по грузовым таможенным декларациям, при оформлении этих товаров компания уплатила таможенные сборы.

Компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд.» и Сахалинская таможня произвели выверку по использованию денежных средств, перечисленных в качестве авансовых платежей на депозитный счет в Сахалинскую таможню за 4 квартал 2007 года, о чем сторонами подписан соответствующий акт.

Компания, считая, что она не является плательщиком таможенных платежей, в том числе, сборов, обратилась в Сахалинскую таможню с заявлением от 11.10.2010 за № 2010-OUT-Y-04-00499, в котором просила произвести возврат 4 614 500 рублей излишне уплаченных таможенных сборов за 4 квартал 2007 года, в связи с положениями Закона РФ № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», Налогового кодекса и СРП «Сахалин-2».

Обоснование для возврата излишне уплаченных таможенных сборов компания изложила в письме от 11.10.2010 за № 2010 OUT-Y-04-00498, приложив его к письму от 11.10.2010 за № 2010 OUT-Y-04-00499.

Письмом от 15.10.2010 № 16-09/12583 Сахалинская таможня возвратила компании письмо от 11.10.2010 за № 2010 OUT-Y-04-00499 без рассмотрения, указав на непредставление необходимых для рассмотрения заявления документов, а именно, платежных поручений № 237 от 03.12.2007, №№ 308, 309 от 20.12.2007; документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей; документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление о возврате денежных средств.

Компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд.» направила в Сахалинскую таможню письмо от 10.11.2010 исх. № 2010-OUT-Y-04-00562, в котором представила пояснения в связи с письмом таможни от 15.10.2010 № 16-09/12583. Так, компания пояснила, что указанные в письме таможенного органа платежные поручения не имеют отношения к сборам за таможенное оформление, заявленным к возврату, поскольку согласно этим документам оплачивались штрафы, а не сборы. В качестве подтверждения факта излишней уплаты таможенных сборов компания приложила к заявлению о возврате денежных средств копии таможенных деклараций, копии платежных поручений, письменное обоснование для возврата, а также выдержку из СРП «Сахалин-2». К заявлению была ошибочно приложена просроченная доверенность, действительная доверенность была дополнительно направлена в таможенный орган 18.10.2010 письмом № 2010-OUT-Y-04-00510.

Также в этом письме компания указала, что полагает, что ею представлены все документы, необходимые для рассмотрения заявления и просила рассмотреть заявление о возврате сборов за таможенное оформление за № 2010-OUT-Y-04-00499 от 11.10.2010, приложив еще раз копию этого заявления.

В письме от 11.11.2010 № 16-09/13576 Сахалинская таможня сообщила компании, что основания для возврата компании сборов за таможенное оформление по ГТД, оформленным в 2007 году, отсутствуют. Со ссылкой на положения СРП «Сахалин-2» Сахалинская таможня указала, что при импорте самим Соглашением установлено освобождение от уплаты лишь таможенных пошлин, согласно п. 4 Приложения А в состав затрат компании включаются, без ограничения, платежи (за исключением налога на прибыль, согласно Определению в Дополнении 1 Приложения Е), которые уплачены в соответствии с законодательными и иными нормативными актами любой юрисдикции. Обязанность по уплате указанных платежей ни коем образом не умаляет прав компании, поскольку Соглашение относит такого рода затраты к возмещаемым, при условии, что платежи фактически уплачены. Ссылка компании на положения п. 3 (а) Дополнения 1 Приложения Е является безосновательной. В данном пункте речь идет обо всех платежах, уплачиваемых в отношении имущества. Отнести сборы за таможенное оформление к категории таких платежей не правильно в силу их природы. Сборы за таможенное оформление товаров, по своей сути, являются платой за работу должностных лиц таможенных органов по осуществлению комплекса действий, операций и процедур для выпуска товаров. Компания является плательщиком сборов за таможенное оформление товаров (далее – письмо от 11.11.2010 № 16-09/13576).

Исходя из изложенных выше обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что письмо таможни от 11.11.2010 № 16-09/13576 фактически является ответом на заявление компании о возврате излишне уплаченных таможенных сборов и представляет собой отказ в возврате таможенных сборов.

В связи с чем, довод таможни о том, что компания правом повторного обращения с заявлением о возврате денежных средств не воспользовалась, опровергается материалами дела.

Доводы таможенного органа о том, что письмо Сахалинской таможни от 11.11.2010 № 16-09/13576 представляет собой разъяснения таможенного органа относительно положений СРП «Сахалин-2», направлено в ответ на обращение заявителя исх. № 2010 OUT-Y-04-00498, а не по его заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, судом отклоняются.

Поскольку, из материалов дела следует, что компания не обращалась в таможню с заявлением о разъяснении положений СРП «Сахалин-2», а письмо заявителя исх. № 2010-OUT-Y-04-00498 является приложением к заявлению о возврате таможенных сборов исх. № 2010-OUT-Y-04-00499.

В связи с изложенным, довод Сахалинской таможни о несоблюдении компанией законодательно закрепленного досудебного порядка урегулирования спора, подтверждения не нашел.

Согласно части 2 пункта 1 статьи 1 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу (пункт 2 статьи 1 ТК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ТК РФ таможенное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.

При регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно статье 7 ТК РФ в таможенном деле применяются меры таможенно-тарифного регулирования и запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, действующие на день принятия таможенной декларации, если не установлено иное.

Статья 18 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) относит систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции к специальным налоговым режимам, которые могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

Названный специальный налоговый режим установлен главой 26.4 НК РФ и применяется при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее – Закон № 225-ФЗ).

Пунктом 15 ст. 346.35 НК РФ установлено, что при выполнении соглашений, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, а также порядок исчисления, уплаты и возврата (возмещения) уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей, которые предусмотрены указанными соглашениями.

22.06.1994 между Российской Федерацией и компанией «Сахалин Энерджи Инсвестмент Компании Лтд.» подписано Соглашение о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (далее - СРП «Сахалин-2», Соглашение).

Поскольку Соглашение заключено до вступления в силу Закона № 225-ФЗ, то к спорным отношениям подлежат применению условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, предусмотренные данным Соглашением.

Согласно пункту 18 СРП «Сахалин-2» за исключением случаев, специально оговоренных в основном тексте настоящего Соглашения, права, обязанности и обязательства в отношении уплаты налогов и обязательных платежей, установленных для Сахалинского Проекта какими-либо Государственными Органами, определяются в Дополнении 1 «Налоги и обязательные платежи» Приложения Е.

Пунктом 3(а) Дополнения 1 Приложения «Е» Соглашения предусмотрено, что за исключением положений, предусмотренных пунктом 1, Компания, родственные ей организации, их подрядчики и субподрядчики не являются плательщиками каких-либо налогов, налога на добавленную стоимость, которыми облагаются товары, работы, услуги, предоставляемые нерезидентами Российской Федерации, таможенных пошлин и сборов, а также любых сборов и платежей, установленных в настоящее время или устанавливаемых в дальнейшем государственными органами в отношении имущества, которое приобретается в собственность в связи с проектом или арендуется у иностранных организаций в связи с ним.

При реализации Углеводородов не должны взиматься какие-либо экспортные пошлины, акцизы, налоги с продаж и любые иные пошлины и сборы, установленные в настоящее время или устанавливаемые в дальнейшем Российской Федерацией или какими-либо Государственными Органами (пункт 3 (с) Дополнения 1 Приложения «Е» СРП «Сахалин-2»).

Пунктом 1(b) Дополнения 2 Приложения «Е» Соглашения предусмотрено, что Компании, родственным ей Организациям и их соответствующим подрядчикам и субподрядчикам разрешается ввоз оборудования, материалов, технологий и импорт услуг для целей ведения Работ по Соглашению, без уплаты каких-либо таможенных пошлин, налогов, лицензионных и иных платежей.

Любые предметы, ввезенные в Российскую Федерацию в порядке, предусмотренном в настоящем пункте 1, могут быть вывезены ввозящей их стороной в любое время без уплаты каких-либо экспортных пошлин, налогов и сборов (пункт 1(d) Дополнения 2 Приложения Е СРП «Сахалин-2»)..

Исходя из изложенных положений СРП «Сахалин-2» суд приходит к выводу о том, что компания не является плательщиком таможенных сборов в отношении товаров, приобретенных в связи с Соглашением, а также при реэкспорте ранее ввезенных товаров и экспорте Углеводородов.

Поскольку, как указано выше, к спорным отношениям подлежат применению условия освобождения от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, предусмотренные Соглашением, то суд отклоняет доводы таможенного органа о том, что обязанность по уплате сборов за совершение действий, связанных с выпуском товаров (ранее таможенные сборы за таможенное оформление товаров) компании связана с отсутствием законодательно установленного случая освобождения от уплаты такого рода сборов законодательством Российской Федерации, а также отсутствием прямых указаний в Указе на возможность не оплачивать такого рода сборы.

Следовательно, выводы Сахалинской таможни, изложенные в письме от 11.11.2010 № 16-09/13576, со ссылкой на положения СРП «Сахалин-2», о том, что компания является плательщиком сборов за таможенное оформление товаров, являются необоснованными.

Также является необоснованным довод таможенного органа, изложенный в этом же письме, о том, что сборы за таможенное оформление товаров, по своей сути, являются платой за работу должностных лиц таможенных органов по осуществлению комплекса действий, операций и процедур для выпуска товаров.

В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров

Согласно пункту 1 статьи 357.6 ТК РФ таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.

Следовательно, сборы за таможенное оформление являются обязательным фискальным платежом, с уплатой которого наступают определенные правовые последствия для участников таможенных правоотношений.

Согласно пункту 1 статьи 357.8 ТК РФ возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом для возврата (глава 33) таможенных пошлин, налогов.

Порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов урегулирован статьей 355 ТК РФ.

В соответствии с пунктом 1 данной статьи, излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и ТК РФ.

Пунктом 2 статьи 355 ТК РФ установлено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика. Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Согласно пункту 4 статьи 355 ТК РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов

В силу пункта 9 статьи 355 ТК РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей в размере указанной задолженности. В этом случае может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов;

если сумма таможенных платежей, подлежащих возврату, менее 150 руб., за исключением случаев излишней уплаты таможенных платежей физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;

в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.

Материалы дела не содержат сведений о наличии обстоятельств, включенных в исчерпывающий перечень оснований для отказа в возврате излишне уплаченных таможенных сборов.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение Сахалинской таможни противоречит приведенным выше правовым нормам и нарушает право заявителя на возврат излишне уплаченных денежных средств.

С учетом изложенного, остальные доводы участников процесса правового значения для рассмотрения настоящего дела не имеют.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Следовательно, понесенные компанией при подаче заявления расходы на уплату государственной пошлины в размере 2 000 рублей подлежат отнесению на Сахалинскую таможню.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать решение Сахалинской таможни об отказе возвратить таможенные сборы, излишне уплаченные за таможенное оформление товаров, выразившееся в письме № 16-09/13576 от 11 ноября 2010 года, незаконным.

Взыскать с Сахалинской таможни в пользу Компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд.» 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья В.С. Орифова