АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
город Южно-Сахалинск
03 декабря 2015 года Дело № А59-4217/2015
Резолютивная часть решения объявлена 02.12.2015. Полный текст решения изготовлен 03.12.2015.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Белоусова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бадмаевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (ОГРН <***>, ИНН <***>) об изменении постановления от 18.08.2015 по делу об административном правонарушении № 10707000-188/2015, предусмотренном частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, вынесенного Сахалинской таможней (ОГРН <***>, ИНН <***>),
при участии:
от федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» – ФИО1 по доверенности от 27.02.2015 № 1с-53,
от Сахалинской таможни – ФИО2 по доверенности от 13.01.2015 № 21-10/76, ФИО3 по доверенности от 22.12.2014 № 05-16/15508,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России» (далее – заявитель, предприятие, ФГУП «Почта России») обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением об изменении постановления от 18.08.2015 по делу об административном правонарушении № 10707000-188/2015, вынесенного Сахалинской таможней (далее – таможня, таможенный орган, административный орган), которым предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде штрафа в размере 350 000 руб.
В обоснование заявленного требования ФГУП «Почта России» указало, что по вине оператора почтовой связи таможенные пошлины при выдаче почтового отправления направлены на адрес Брянской таможни, а впоследствии перенаправлены уполномоченному таможенному органу – Владивостокской таможне. Также просило учесть социально значимую функцию предприятия, несение дополнительной нагрузки, которая является убыточной (сегмент с регулируемыми государством тарифами). Одновременно ФГУП «Почта России» заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи заявления в суд. В обоснование ходатайства общество указало, что обжалуемое постановление было получено 05.09.2015. После получения которого, общество обратилось в суд с заявлением. В соответствии с ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании постановления административного органа может быть подано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня получения копии такого постановления, если иной срок не установлен федеральным законом.
Представитель предприятия в судебном заседании, изменив заявленное требование, просил суд признать оспариваемое постановление незаконным и отменить в ввиду отсутствия в действий заявителя состава административного правонарушения. При этом указал, что выдача международного почтового отправления осуществлена ФГУП «Почта России» с уплатой таможенных платежей, что подтверждается представленными в дело доказательствами. Последующие действия предприятия, выразившееся в переводе платежей от одного таможенного органа в другой таможенный орган не могут свидетельствовать о виновности в совершении правонарушения, квалифицируемого по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.
Таможня в представленном отзыве, а также ее представители в судебном заседании требование заявителя не признали, считали, что ФГУП «Почта России» правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ. Вина заявителя установлена, доказательств того, что предприятие приняло все возможные меры по недопущению нарушений, не представлено. Процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено. Просили отказать в удовлетворении требования.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлен перерыв до 15 час. 00 мин. 02.12.2015.
Заслушав представителей участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В части заявленного предприятием ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи заявления в суд: в подтверждение ходатайства предприятием представлена копия конверта с оспариваемым постановлением, на котором указана дата поступления – 05.09.2015. На сопроводительном письме к постановлению от 18.08.2015 по делу об административном правонарушении № 10707000-188/2015 имеется штамп входящей корреспонденции – 07.09.2015 № 13599/1.2.3.1.1-14. Согласно информации о документе дела заявление предприятия поступило посредством сервиса «Мой Арбитр» в электронном виде 18.09.2015 в 16 час. 33 мин., зарегистрировано канцелярией Арбитражного суда Сахалинской области 21.09.2015 (понедельник). В силу изложенного суд считает, что ФГУП «Почта России» не пропущен срок на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности, в связи с чем, ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока не рассматривается.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 30.01.2014 ФГУП «Почта России» в таможенный орган поданы накладные по форме 16-т для декларирования международного почтового отправления (далее - МПО) № CP129781969KR, прибывшего из Кореи, направленного в адрес получателя - Ким Те Сон. Таможней произведено начисление таможенных платежей в сумме 1 195 руб. 71 коп. с применением таможенного приходного ордера №10702050/300114/ТС-0215813.
При выпуске товаров в таможенной декларации CN 23 №CP129781969KR таможенным органом проставлены отметки «Выпуск разрешен» и «С обязательной уплатой таможенных платежей», одновременно на основании п. 44 Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу РФ в международных почтовых отправлениях, утвержденных приказом ГТК РФ от 03.12.2003 №1381, заполнен бланк почтового перевода ф. 112 с указанием подлежащей уплате суммы таможенных платежей.
С целью получения информации о фактах выдачи почтового отправления, направленного с таможенными уведомлениями и с уплатой таможенных платежей, 11.03.2015 направлен запрос в адрес Владивостокского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП «Почта России». С письмом Владивостокского МСЦ - ОСП ГЦМПП - филиала ФГУП «Почта России» от 06.04.2015 № 13.14-06ТПО № 98 представлены копии бланка почтового перевода № 479154 от 08.04.2014 и трассы ЭП. Письмом УФПС Сахалинской области от 06.06.2015 № 57.2.1-13/7-1369 подтвержден факт выдачи международного почтового отправления № CP129781969KR 17.02.2014 (извещение ф. 22 № 782 от 17.02.2014).
При изложенных обстоятельствах таможня пришла к выводу о наличии в действиях предприятия события административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.
30.06.2015 таможней в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении по указанной норме Кодекса.
18.08.2015 административным органом вынесено постановление, в соответствии с которым предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 350 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением и считая его незаконным, ФГУП «Почта России» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением (с учетом изменения заявленного требования).
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
Порядок производства таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу РФ в международных почтовых отправлениях регламентируется Таможенным кодексом Таможенного союза (глава 44) (далее – ТК ТС), а также Правилами таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу РФ в международных почтовых отправлениях (далее - Правила), утвержденными приказом ГТК РФ от 03.12.2003 № 1381.
В соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 4 ТК ТС под международными почтовыми отправлениями для целей применения главы 44 ТК ТС понимаются почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории Таможенного союза, поступающие на таможенную территорию Таможенного союза либо следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза. Пунктом 1 ст. 312 ТК ТС закреплен перечень объектов относящихся к международным почтовым отправлениям, в число которых также входят посылки.
Согласно п. 3 Правил пересылка через таможенную границу РФ МПО осуществляется с использованием почтовых документов, среди которых предусмотрена таможенная декларация CN 23, форма которой установлена Исполнительным регламентом Всемирной почтовой конвенции.
Непосредственный обмен МПО почтовыми службами РФ с почтовыми службами зарубежных стран осуществляется под таможенным контролем в пунктах международного почтового обмена, определяемых ГТК РФ (ФТС России) совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи (п. п. 4, 5 Правил). В данном случае пунктом международного почтового обмена являлся согласно приложению № 1 к Правилам - Международный почтамт, находящийся по адресу: ул. Верхнепортовая, д. 2а, <...>.
Правилами установлены три процедуры (порядка) завершения производства таможенного оформления и таможенного контроля МПО, первая из которых осуществляется таможенными органами, находящимися непосредственно в местах международного почтового обмена в зависимости от стоимости товаров, пересылаемых в МПО, составляющей более 5 000 руб., а остальные две процедуры предусматривают их завершение по месту расположения самого адресата МПО.
Так, с учетом первой применяемой таможенными органами вышеуказанной процедуры оформления МПО, согласно п. 39 Правил, если в отношении товаров, указанных в п. 34 Правил, не применяются запреты и ограничения, в том числе экономического характера, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (в случаях, предусмотренных ст. 313 ТК ТС), должностное лицо таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место международного почтового обмена, завершает таможенное оформление пересылаемых в МПО товаров путем проставления на таможенной декларации CN 23 любым возможным способом (оттиск штампа, рукописная запись и т.д.) отметку «Выпуск разрешен» (заверяя его подписью и оттиском личной номерной печати).
При этом, МПО таможенное оформление которых завершено, места международного почтового обмена направляют адресату по адресу, указанному на оболочке МПО либо сопроводительных к нему документах (п. 41).
Согласно второй установленной Правилами процедуре таможенного оформления МПО, в соответствии с п. 43 Правил при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров, пересылаемых в МПО в адрес физических лиц, предназначенных для их личного пользования и облагаемых в соответствии с законодательством РФ таможенными пошлинами, налогами, должностное лицо таможенного органа, в регионе деятельности которого находится место международного почтового обмена, при исчислении и начислении подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов использует таможенный приходный ордер (далее - ТПО) с указанием в нем таможенной стоимости, принятой в соответствии с п.п. 35-37 настоящих Правил, а также массы (веса) пересылаемых в МПО товаров.
Далее, должностное лицо таможенного органа на основании сведений, содержащихся в ТПО, заполняет графы бланка почтового перевода ф. 112 с указанием в них подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов; почтового адреса получателя МПО; почтового адреса и наименования таможенного органа, а также реквизитов расчетного счета таможенного органа, начислившего таможенные пошлины, налоги. Заполненный бланк почтового перевода ф. 112 вместе с третьим экземпляром ТПО прочно прикрепляется к оболочке МПО или бланку сопроводительного адреса СР 71, и место международного почтового обмена направляет это МПО в объект почтовой связи, в регионе деятельности которого находится получатель (п. 44 Правил).
Согласно п. 45 Правил в сопроводительном адресе СР 71, в таможенной декларации CN 23 и на оболочке почтового отправления (в случае отсутствия сопроводительного адреса и декларации) должностное лицо таможенного органа проставляет отметку «Выпуск разрешен с обязательной уплатой таможенных пошлин, налогов», которую подписывает и заверяет оттиском личной номерной печати.
При этом, выдачу физическим лицам МПО производит оператор почтовой связи, в регионе деятельности которого находятся получатели МПО, только после уплаты таможенных пошлин, налогов, путем перечисления необходимой денежной суммы на счет таможенного органа, их начислившего, по поступившему вместе с МПО из места международного почтового обмена бланку почтового перевода ф. 112.
Для соблюдения третьей процедуры (порядка) таможенного оформления и таможенного контроля МПО, в соответствии с п. 29 раздела IV Правил, должностное лицо таможенного органа, расположенного в месте международного почтового обмена, при проведении таможенного контроля вынимает таможенные декларации CN 23, пересылаемые внутри МПО и прикрепляет способом, исключающим их утерю, к сопроводительным документам, направляемым вместе с МПО в объект почтовой связи (почтамт) для выдачи адресату.
На каждое МПО, содержащее товары, таможенное оформление которых производится по месту нахождения адресата, должностное лицо таможенного органа, расположенного в месте международного почтового обмена (далее - таможенный орган отправления), также составляет в двух экземплярах уведомление о необходимости проведения таможенного оформления товаров, перемещаемых в указанном МПО, в таможенном органе, расположенном по месту нахождения адресата, регистрируя уведомление в журнале регистрации уведомлений (п. 53 Правил).
Согласно п. п. 54, 55, 56 Правил на накладной ф. 16, оформляемой на МПО в месте международного почтового обмена, должностное лицо таможенного органа проставляет штамп «Груз таможенный» и письменную отметку «С уведомлением». Один экземпляр уведомления должностное лицо таможенного органа вкладывает в страховой мешок, в котором МПО направляется в объект почтовой связи для выдачи адресату. При поступлении МПО с уведомлением в объект почтовой связи работниками этого объекта адресату направляется извещение ф. 22. При предъявлении адресатом извещения работник объекта почтовой связи выдает адресату под расписку на извещении изъятые из страхового мешка экземпляр уведомления, почтовые и другие сопроводительные документы.
Согласно п. 58 Правил полученное уведомление адресат подает в таможенный орган, в котором будет производиться таможенное оформление товаров, пересылаемых в МПО, для получения разрешения на выпуск товаров до подачи ГТД в соответствии со ст. 197 ТК ТС, т.е. выдачу МПО получателю объектом почтовой связи.
Выдачу МПО получателю объект почтовой связи производит на основании решения о выпуске товаров до подачи ГТД, принятого начальником таможенного органа либо уполномоченным им должностным лицом этого таможенного органа, при условии выполнения адресатом мер, предусмотренных ст. 197 ТК ТС, и фиксируется на свободном месте уведомления (его копии) путем простановки указанным должностным лицом таможенного органа отметки «Выдача МПО разрешена», заверенной подписью и оттиском личной номерной печати этого должностного лица.
Объект почтовой связи, являющийся местом международного почтового обмена, осуществляет выдачу МПО адресату применительно к порядку, установленному п.п. 56-57 Правил. При этом выдача МПО получателю (адресату), а также иные действия с МПО, предусмотренные правилами оказания услуг почтовой связи, место международного почтового обмена осуществляет после завершения таможенного оформления товаров, пересылаемых в МПО, при наличии оттиска штампа «Выпуск разрешен», поставленного в таможенной декларации должностным лицом таможенного органа.
Согласно п. 3 ст. 312 ТК ТС МПО не могут быть выданы организациями почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории ТС без разрешения таможенного органа.
В настоящем деле выдача МПО произведена по второй процедуре установленной Правилами в соответствии с п. 43 Правил.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, является недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем.
Диспозиция ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ содержит три возможных варианта неправомерного распоряжения: их выдача (передача), утрата либо недоставка находящихся под таможенным контролем товаров.
Противоправные действия, предусмотренные ч. 1 ст. 16.9. КоАП, могут совершаться с находящимися под таможенным контролем товарами при осуществлении предварительных операций таможенного оформления, а также товарами, помещенными под некоторые таможенные режимы.
Выдача без разрешения таможенного органа находящегося под таможенным контролем товара заключается в его передаче третьим лицам с юридическим оформлением факта передачи или без такового.
Из материалов дела следует и не оспаривается ни таможенным органом, ни предприятием, что МТО направлена в пункт выдачи с проставлением отметок «Выпуск разрешен» и «С обязательной уплатой таможенных платежей». В связи с чем суд приходит к выводу, что выпуск товара разрешен самим таможенным органом, но с соблюдением условия - уплатой таможенных платежей.
17.02.2015 почтовым органом гражданину Ким Те Сон направлено извещение № 782, при предъявлении которого, последним уплачены начисленные таможней таможенные пошлины в размере 1 195 руб. 71 коп. Работником почтовой связи и получателем МТО заполнены соответствующие графы в бланке почтового перевода ф. 112, который находился вместе с МТО и ранее заполнен работником таможенного органа в своей части (сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащая оплате; почтовый адрес получателя МПО; почтового адрес и наименование таможенного органа – Владивостокская таможня, а также реквизитов расчетного счета Владивостокской таможни, начислившей таможенные пошлины, налоги).
После получения денежной суммы, 18.02.2015 работник почтовой службы перевел обозначенную сумму на адрес Брянской таможни, что подтверждается трассой денежного перевода. 08.04.2014 денежные средства в размере 1 195 руб. 71 коп. возвращены органу почтовой связи в связи с их ошибочным переводом, перенаправлены предприятием во Владивостокскую таможню.
Факт оплаты гражданином Ким Те Сон подтвержден материалами дела, соответственно, обязательное условие выдачи МТО - «С обязательной уплатой таможенных платежей» органом почтовой связи соблюдено.
Направление, полученных от гражданина Ким Те Сон денежных средств, в иной таможенный орган по вине сотрудника почтового органа в данном случае не имеет правового значения, поскольку все условия, которые необходимо соблюсти предприятием при выдаче МПО, соблюдены.
Указанный вывод подтверждается и самой ст. 16.9 КоАП РФ, в части первой которой прямо указано: выдача (передача) товаров без разрешения таможенного органа, находящихся под таможенным контролем.
Кроме того, как следует из бланка почтового перевода ф. 112, заполненного в пункте международного почтового обмена (ул. Верхнепортовая, д. 2а, <...>), ИНН указан <***>. Идентичный ИНН указан в трассе денежного перевода, как ИНН принадлежащий Брянской таможне. Таким образом, ИНН <***> принадлежит как Брянской, так и Владивостокской таможням.
В судебном заседании (после перерыва) представитель заявителя представила копию кассового чека от 17.02.2014 время 14.21 док. № 02334, который подтверждает прием денежных средств в сумме 1 195 руб. 71 коп. от получателя ФИО4 в день получения МПО (17.02.2014). На обозрение суда был представлен оригинал кассовый ленты за 17.02.2014, который соответствовал приобщенной к материалам дела копии.
Как указывалось выше, противоправные действия, предусмотренные ч.1 ст. 16.9. КоАП РФ, могут совершаться с находящимися под таможенным контролем товарами при осуществлении предварительных операций таможенного оформления, а также товарами, помещенными под некоторые таможенные режимы. В настоящем случае такой таможенный режим считается законченным в момент оплаты получателем МПО таможенных пошлин и платежей.
При этом из оспариваемого постановления таможенного органа следует, что неисполнение предприятием обязанностей перевозчика в целях квалификации совершенного правонарушения по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ выразилось именно в выдаче МПО без уплаты таможенных платежей.
Статьей 24.1 КоАП РФ предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Поскольку оплата произведена получателем МПО, неисполнение предприятием своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, выразившееся в выдаче товаров при уплате получателем МПО таможенных пошлин не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.
Выдача (передача) товара заключается в его фактической передаче третьим лицам с юридическим оформлением этого факта или без такового. Ответственность по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ у юридического лица возникает в том случае если товар передается третьим лицам, без уплаты соответствующих таможенных пошлин.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в действиях ФГУП «Почта России» отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, а соответственно у таможенного органа отсутствовали основания для привлечения предприятия к административной ответственности, в связи с чем, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
Остальные доводы участников процесса не влияют на исход по данному делу и правового значения для разрешения спора не имеют.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Постановление Сахалинской таможни (ОГРН <***>, ИНН <***>) от 18.08.2015 по делу об административном правонарушении № 10707000-188/2015 о привлечении федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья А.И. Белоусов