АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-4235/2008
«28» января 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2009 года. В полном объеме решение изготовлено 28 января 2009 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Пустоваловой Т. П., при ведении протокола судебного заседания секретарем Любарской О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Компании ООО «Свифт Техникал (Россия) Лимитед» (Великобритания) об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области, при участии
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 10.09.2008;
от заинтересованного лица: ФИО2 по доверенности от 07.02.2008; ФИО3 по доверенности от 11.01.2009; ФИО4 по доверенности от 12.01.2009;
У С Т А Н О В И Л:
30.10.2008 в суд поступило заявление Компании с ограниченной ответственностью «Сфит Техникал (Россия) Лимитед» (Великобритания) (далее – Компания) о признании незаконными действий Управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области (далее – Управление), выразившиеся в отказе принять от Компании документы на оформление приглашения на въезд в Российскую Федерацию ФИО5 – гражданину Великобритании. С целью устранения нарушения прав и законных интересов заявитель просит обязать Управление принять от Компании и рассмотреть в установленном порядке документы на оформление приглашения на въезд в Российскую Федерацию ФИО5.
В обоснование заявленных требований Компания указала, что Компания привлекает и использует иностранный персонал на основании разрешений на использование иностранных работников, а также индивидуальных разрешений на работу, выдаваемых соответствующим иностранным работникам Компании. 01.08.2008 Компания оформила разрешение на работу ФИО5. 11.08.2008 Компания обратилась в Управление для оформления нового приглашения на въезд в Российскую Федерацию указанного гражданина. Однако, сотрудник Управления отказала принимать документы со ссылкой на внутреннее распоряжение ничего не принимать и не выдавать Компании. В письме от 11.08.2008 Управление указало, что Компания превысила общее количество иностранных работников, которых Компания имеет права привлекать. Заявитель указывает, что Управление обязано принять документы и рассмотреть их, в результате чего выдать разрешение либо в письменной форме уведомить об отказе в выдаче разрешения. Управление отказалось принимать документы, даже не ознакомившись с ними, что не предусмотрено действующим законодательством. Компания считает, что ею не была превышена квота: Компания имела право привлечь 102 работника, а привлекла 53 работника. Факт выдачи разрешения на работу 01.08.2008 подтверждает то, что Компания квоту не превышала.
09.12.2008 в суд поступило уточнение заявления, в котором Компания просит признать незаконными действия Управления, выразившиеся в отказе принять от Компании документы на оформление приглашения на въезд в Российскую Федерацию ФИО5 – гражданину Великобритании. Срок действия разрешения истекал 31.12.2008, поэтому на втором требовании Компания не настаивает.
В возражениях на отзыв Компания указала, что отказ в принятии документы возможен при превышении общей квоты, установленной Правительством РФ. При наличии лишь такого превышения Управление обязано приостановить прием документов и не только в отношении Компании, но и в отношении всех других лиц.
В отзыве на заявление Управление указало, что 11.08.2008 Компания обратилась в Управление с ходатайством на оформление приглашения ФИО5. Согласно учетным данным Компания на 44 приглашения превысила установленную квоту. Ходатайство о выдаче разрешения принимается в пределах установленной Правительством РФ квоты. Просит в удовлетворении заявления отказать.
В отзыве, поступившем в суд 13.01.2009, Управление указало, что на момент обращения в Управление Компания имела приглашение на въезд ФИО5 в Российскую Федерацию. Компания не обращалась с жалобой на действия сотрудника Управления к вышестоящему должностному лицу.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 25 Правил оформления приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.10.2007 № 655, для оформления приглашения приглашающая сторона представляет следующие документы ходатайство; копия документа, удостоверяющего личность приглашаемого иностранного гражданина и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве; гарантийные письма приглашающей стороны о принятии на себя обязательств по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашаемого иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации; квитанция об уплате государственной пошлины за выдачу приглашения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; копии разрешения на привлечение и использование иностранных работников и разрешения на работу либо копия заявления с отметкой, подтверждающей прием от работодателя документов на оформление разрешения на работу для каждого иностранного работника, - в случае оформления приглашения в целях осуществления трудовой деятельности.
Материалами дела установлено, что 11.08.2008 Компания обратилась в Управление с пакетом документов на выдачу приглашения ФИО5 (л.д. 13).
При этом Компания прилагала все документы, указанные в приведенном п. 25 Правил (л.д. л.д. 14-21).
Факт обращения в Управление подтверждено докладной запиской работника Компании ФИО6 и не оспаривается Управлением (л.д. л.д. 21, 93-94).
Свидетель – работник Компании ФИО6 – пояснила, что 11.08.2008 обратилась в Управление (окно № 2) для оформления документов. Специалист ФИО7 не приняла документы, сославшись на устное распоряжение начальника.
Опрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля работник Управления ФИО7 пояснила, что 11.08.2008 представитель Компании сдавала документы на выдачу приглашения для иностранного гражданина. На основании устного распоряжения руководителя Управления документы от Компании не приняла.
Таким образом, суд признает установленными факты обращения Компании в Управление за выдачей приглашения и отказа в принятии документов Управлением.
В соответствии с п.п. 26, 27 28, 30 названных выше Правил при приеме ходатайства к рассмотрению проверяется правильность его оформления и наличие представляемых документов. Отметка о такой проверке заверяется подписью соответствующего сотрудника Федеральной миграционной службы либо ее территориального органа.
Приглашающей стороне выдается справка, подтверждающая прием ходатайства к рассмотрению, и разъясняются установленные законодательством Российской Федерации основания, по которым иностранному гражданину въезд в Российскую Федерацию может быть не разрешен либо не разрешается.
Федеральная миграционная служба либо ее территориальный орган по результатам рассмотрения ходатайства принимает решение о выдаче приглашения или об отказе в его выдаче.
В случае принятия решения об отказе в выдаче приглашения приглашающей стороне в течение 10 дней с даты его принятия направляется письменное уведомление с указанием оснований отказа.
Из приведенных норм следует, что Управление обязано принять документы и по результатам их рассмотрения принять решение либо выдать приглашение, либо отказать в его выдаче. Не принимать документы вовсе Управление не имеет права.
Не предусмотрено такое полномочие и утвержденным Приказом Федеральной миграционной службы от 06.06.2008 № 142 Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных гражданам и лиц без гражданства.
Исходя из изложенного, суд находит требование Компании обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Ссылку Управления на п. 24 Правил суд находит несостоятельной.
Согласно данному пункту ходатайство об оформлении приглашения в целях осуществления трудовой деятельности в соответствии со статьей 18 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" принимается к рассмотрению в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений в целях осуществления трудовой деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 983 «Об утверждении на 2008 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношения) на 2008 год утверждена квота на выдачу иностранным гражданам 672304 приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности.
Из изложенного, таким образом, следует, что Управление не принимает документы при превышении квоты в целом, установленной в Российской Федерации.
Кроме того, суд полагает, что данный довод не имеет правового значения, как и письмо Управления от 11.08.2008, поскольку Управление документы Компании не рассматривало.
В соответствии с п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Заявление о возложении обязанности устранить нарушение не является самостоятельным, поэтому вопрос о принятии отказа от требования о возложении на Управление обязанности выдать разрешение, суд не рассматривает.
Согласно ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Заявление Компании ООО «Свифт Техникал (Россия) Лимитед» (Великобритания) удовлетворить.
Признать действия Управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области, выразившиеся в отказе принять документы на оформление приглашения на въезд в Российскую Федерацию ФИО5 незаконными.
Взыскать с Управления Федеральной миграционной службы по Сахалинской области в пользу Компании ООО «Свифт Техникал (Россия) Лимитед» 2 000 (две тысячи) рублей в возмещение расходов, понесенных на уплату государственной пошлины.
Решение в части признания действий незаконными подлежит немедленному исполнению, может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд, в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья Т. П. Пустовалова