Арбитражный суд Сахалинской области
Коммунистический проспект, 28, Южно-Сахалинск, 693024,
www.sakhalin.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-4278/2020
07 июля 2021 года
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Логиновой Е.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Забродиной В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» (ОГРН 1056500601838, ИНН 6501155038) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (ОГРН 1026500532321, ИНН 6501026378) о признании недействительными решения и предписания от 30.06.2020 по делу № 065/06/106-672/2020 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок,
в отсутствие представителей от лиц, участвующих в деле,
У С Т А Н О В И Л:
Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - управление) о признании недействительными решения и предписания от 30.06.2020 по делу № 065/06/106-672/2020 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Определением от 15.09.2020 заявление учреждения принято к производству, возбуждено производство по делу, предварительное судебное заседание назначено на 12.10.2020 на 10 час. 00 мин. Одновременно суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, государственное казенное учреждение «Центр государственных закупок Сахалинской области» и общество с ограниченной ответственностью «Проект 35». Определением от 12.10.2020 дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 09.11.2020 на 10 час. 20 мин. Определением от 09.11.2020 (протокольное), 23.11.2020 судебное разбирательство отложено до 23.11.2020 до 10 час. 40 мин., до 13.01.2021 до 09 час. 30 мин. Определением от 15.01.2021 (резолютивная часть оглашена 13.01.2021) суд приостановил производство по настоящему делу до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Сахалинской области от 30.11.2020 по делу № А59-4277/2020. Определением от 18.06.2021 суд назначил судебное заседание по вопросу о возобновлении производства по делу на 30.06.2021 на 12 час. 15 мин., указав в определении, что если настоящее дело будет возобновлено, оно будет рассмотрено по существу в судебном заседании, назначенном на вышеуказанное время и дату. В судебном заседании 30.06.2021 суд, совещаясь на месте, в силу статьи 146 АПК РФ возобновил производство по настоящему делу, учитывая, что судебные акты по спору, до разрешения которого производство по настоящему делу было приостановлено, а именно судебные акты, принятые по делу № А59-4277/2020, вступили в законную силу, соответственно, обстоятельства, до наступления которых производство по делу было приостановлено, наступили. После возобновления производства по делу суд приступил к его рассмотрению по существу, в ходе судебного заседания был объявлен перерыв до 07.07.2021 до 09 час. 15 мин. Информация об объявленном в судебном заседании перерыве, выписка из протокола судебного заседания от 30.06.2021 в установленном порядке размещены на сервисе «Картотека арбитражных дел» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В обоснование заявленных требований учреждение в своем заявлении, дополнениях к нему указало, что в силу положений законодательства РФ об обеспечении транспортной безопасности те работы, выполнение которых является предметом спорной закупки, могут быть выполнены только специализированной организацией, поскольку для выполнения указанных работ их исполнителю должна быть предоставлена информация об оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, которая является информацией ограниченного допуска, а именно информация, допуск к которой имеет субъект транспортной инфраструктуры, силы обеспечения транспортной безопасности такого субъекта и специализированные организации. В этой связи, а также с целью соблюдения норм действующего законодательства РФ в сфере обеспечения транспортной безопасности учреждение было вынуждено ограничить состав участников посредством установления требований к ним в виде наличия у них статуса специализированной организации в области обеспечения транспортной безопасности. Также учреждение не согласно с выводом управления о необоснованном объединении в один лот проектно-изыскательских работ и работ по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, поскольку выполнение проектно-изыскательских работ по оснащению объектов транспортной безопасности является этапом реализации плана обеспечения транспортной безопасности и должно соответствовать требованиям по обеспечению транспортной безопасности на этапе их проектирования, что свидетельствует о наличии технологической и функциональной связи данных видов работ. Также учреждение не согласно с выводом управления о неправомерном установлении в документации предельных величин значимости критериев оценки, поскольку согласно позиции заявителя в данном случае должны устанавливаться предельные величины значимости критериев оценки, которые содержатся в приложении к постановлению Правительства РФ № 1085 в отношении отдельного вида услуг «оказание услуг специализированной организацией». В данном случае учреждением установлено, что участниками закупки могут быть лица, обладающие статусом специализированной организации в области обеспечения транспортной безопасности.
Управление ФАС России по Сахалинской области в отзыве с требованиями учреждениями не согласились, указав, что учреждением необоснованно ограничен круг участников закупки, поскольку работы, являющиеся предметом спорной закупки, исходя из их объема, определенного в техническом задании, могут быть выполнены и не специализированными организациями, учитывая, что предметом является выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции автомобильной дороги, а их результатом – проектно-сметная документация. Более того, заказчиком в ходе заседания комиссии управления даны пояснения относительно данных, связанных с оценкой уязвимости, а именно, что такие сведения в ходе выполнения работ подрядчику могут и не потребоваться. Соответственно, заказчиком необоснованно установлено требование к участникам закупки о наличии у них статуса специализированной организации в области обеспечения транспортной безопасности. Также управлением в ходе проверки установлено, что проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в сфере автомобильного транспорта и проектно-изыскательские работы не являются технологически и функционально взаимосвязанными, а являются работами с различным результатом.
ГКУ «Центр государственных закупок Сахалинской области» и ООО «Протект 35», привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, отзывы не представили, свои позиции по спору не выразили.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом посредством направления копии определения от 18.06.2021 по почте. Более того, копия определения от 18.06.2021 и выписка из протокола судебного заседания от 30.06.2021 направлены всем участникам процесса на официальные адреса электронной почты и ими получены.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) судом судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что на сайте www.zakupki.gov.ru учреждением размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме для закупки №0361200015020002983, объект закупки: «Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту «Реконструкция автомобильной дороги Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск на участке км 267+041 - км 330+312 (оснащение объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности)», начальная (максимальная) цена контракта 35 966 667 рублей, дата и время окончания подачи заявок – 22.06.2020 09:00, дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок 23.06.2020 23:59, дата подачи окончательных предложений 26.06.2020, дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок 02.07.2020 23:59, описание объекта закупки: проведение проектно-изыскательских работ по объекту: «Реконструкция автомобильной дороги Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск на участке км 267+041 - км 330+312 (оснащение объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности)» с целью исполнения требований Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, утверждённых постановлением Правительства РФ от 14.09.2016 № 924. Более детальное описание объекта закупки установлено в Техническом задании. Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг: начало работ - с даты заключения Контракта; окончание работ – «19» марта 2021 года. Уполномоченное учреждение - ГКУ «Центр государственных закупок Сахалинской области», заказчик - ГКУ «Управление автомобильных дорог Сахалинской области».
22.06.2020 уполномоченным органом рассмотрены и оценены первые части заявок, о чем составлен протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме 0361200015020002983, согласно которому на конкурс подано две заявки от двух участников, первые части которых признаны соответствующими требованиям документации и положениям Закона о контрактной системе.
02.07.2020 уполномоченным органом рассмотрены и оценены вторые части заявок, о чем составлен протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме 0361200015020002983, согласно которому вторые части двух заявок, поступивших от ООО «АКБ», ООО «СТБ», признаны не соответствующими требованиям документации по спорной закупки и положениям Закона о контрактной системе. В этой связи открытый конкурс в электронной форме признан несостоявшимся в связи с отклонением всех заявок участников открытого конкурса в электронной форме, подавших заявки на участие в нем.
22.06.2020 в управление поступила жалоба от ООО «Протект 35» на положение конкурсной документации, в которой указано на избыточность требований к участникам закупки в части требований об аккредитации организации на проведение оценки уязвимости, учитывая, что объектом закупки является выполнение проектно-изыскательских работ, а не проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. Учитывая данное обстоятельство, в документации неверно определены и критерии оценки заявок.
Уведомлением-требованием по делу № 065/06/106-672/2020 от 23.06.2020 № 05-4018 управление сообщило подателю жалобы, заказчику и уполномоченному учреждению по спорной закупке, что рассмотрение жалобы назначено на 29.06.2020 на 15 часов 15 минут. Согласно скриншоту данное уведомление направлено по электронной почте 23.06.2020.
30.06.2020 управлением принято решение по делу № 065/06/106-672/2020 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, согласно которому жалоба ООО «ПРОТЕКТ 35» на положения конкурсной документации, утвержденной ГКУ «Центр государственных закупок Сахалинской области», путем проведения открытого конкурса по объекту: «Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту Реконструкция автомобильной дороги Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск на участке км 267+041 - км 330+312 (оснащение объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности)» (извещение
№ 0361200015020002983) признана обоснованной (пункт 1 решения); заказчик – ГКУ «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» признан нарушившим положения пункта 8 части 1 статьи 54.3, пункт 1 части 1, части 2 статьи 33, часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (пункт 2 решения); решено выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (пункт 3 решения); передать должностному лицу материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в пунктах 2,3 решения (пункт 4 решения).
30.06.2020 управлением выдано предписание по делу № 065/06/106-672/2020 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, согласно которому, согласно которому предписано: заказчику ГКУ «Управление автомобильных дорог Сахалинской области», уполномоченному учреждению – ГКУ «Центр государственных закупок Сахалинской области» в порядке взаимодействия и представленных полномочий аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнителя) проводимого путем открытого конкурса в электронной форме по объекту: «Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту Реконструкция автомобильной дороги Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск на участке км 267+041 - км 330+312 (оснащение объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности)» (извещение № 0361200015020002983) – путем отмены всех утвержденных документов (пункт 1); оператору электронной площадки АО «ЕЭТП» обеспечить возможность исполнения пункта 1 настоящего Предписания (пункт 2); учреждению в срок до 31.07.2020 исполнить настоящее предписание и представить в Сахалинское УФАС России не позднее указанной выше даты доказательства его исполнения (пункт 3).
Не согласившись с решением и предписанием управления, учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.
Из изложенного также следует и то, что предметом оценки является законность оспариваемого правоприменительного акта, исходя из доводов заявителя по делу.
Из оспариваемого решения управления следует, что заказчику по спорной закупке – заявителю по делу вменено нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3, пункт 1 части 1, части 2 статьи 33, часть 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Порядок проведения торгов на право заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также порядок рассмотрения жалоб участников закупок регулируется с 01.01.2014 Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ и Закон о контрактной системе).
Согласно частям 1, 2 статьи 24 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
В силу положений статьи 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ).
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона № 44-ФЗ).
Статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) установлены антимонопольные требования к торгам.
Так, частью 1 данной статьи установлено, что при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 135-ФЗ запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов, запроса котировок, запроса предложений и заключенных по результатам таких торгов, запроса котировок, запроса предложений сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (часть 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции).
Из материалов дела следует, что объектом спорной закупки является «Выполнение проектно-изыскательских работ по объекту Реконструкция автомобильной дороги Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск на участке км 267+041 - км 330+312 (оснащение объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности)».
Согласно пункту 1.2 проекта контракта по спорной закупке, являющегося составной частью документации, по данному Контракту Подрядчик обязуется выполнить проектно-изыскательские работы по объекту «Реконструкция автомобильной дороги Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск на участке км 267+041 - км 330+312 (оснащение объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности)» (далее – Объект) в соответствии с условиями настоящего Контракта, в объемах в соответствии с утвержденным техническим заданием по Объекту (далее – Задание, приложение № 1) и в сроки, установленные настоящим Контрактом и Календарным графиком выполнения работ (приложение № 2), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и в сроки, установленные настоящим Контрактом. В силу пункта 1.8 проекта контракта Работа по настоящему Контракту считается выполненной после получения материалов инженерных изысканий и проектной документации по Объекту в соответствии с Заданием (приложение №1) с предоставлением положительных заключений государственной экспертизы и подписания Сторонами акта сдачи-приемки работ (по форме приложения № 3).
Согласно пунктам 4.1.1, 4.1.7, 4.1.8, 4.1.12 контракта Подрядчик обязуется: выполнить работы, указанные в пункте 1.2. настоящего Контракта, в соответствии с Заданием (приложение № 1) и сдать их Заказчику в точном соответствии с условиями настоящего Контракта, требованиями действующего законодательства Российской Федерации, требованиям технических норм и правил и в сроки, установленные настоящим Контрактом и календарным графиком выполнения работ (приложение № 2); согласовать проектную документацию со всеми заинтересованными сторонами; представить результаты инженерных изысканий и проектную документацию на государственную экспертизу только после их приемки (письменного согласования) Заказчиком в соответствии с требованиями настоящего Контракта; по окончании работ предоставить Заказчику результаты работ в объемах, установленными Заданием (приложение № 1), с положительными заключениями государственной экспертизы, полученными в соответствии с действующим законодательством РФ. Не передавать материалы инженерных изысканий, проектную документацию и другие результаты работ, исполненные по настоящему Контракту, третьим лицам без согласования с Заказчиком.
В техническом задании на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту Реконструкция автомобильной дороги Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск на участке км 267+041 - км 330+312 (оснащение объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности), которое является составной частью конкурсной документации по спорной закупке, установлено следующее.
Целью выполнения работ является исполнение требований законодательства Российской Федерации по устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, защите интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства в дорожном хозяйстве Сахалинской области (раздел 2 технического задания).
В разделе 8 технического задания определены виды работ, среди них указаны: сбор исходных данных. Визуальное обследование ОТИ ДХ СО. Изучение исходных данных, предоставленных Заказчиком (пункт 8.1); проведение необходимых инженерных изысканий необходимых для разработки проектной документации (пункт 8.2); определение необходимого состава технических систем и инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности (далее – ТСОТБ и ИСОТБ), видов и объёмов работ. Получение технических условий (предварительных технических условий) от собственников инженерных коммуникаций, подлежащих переустройству или предусматривающих технологическое присоединение к ним. Разработка и обоснование технических решений по перечню, количеству и параметрам предлагаемых ТСОТБ и ИСОТБ, а также зданиям и сооружениям пунктов управления ТСОТБ и размещения сотрудников подразделений транспортной безопасности (включая группы быстрого реагирования). Согласование технических решений с Заказчиком и заинтересованными организациями (пункт 8.3); разработка рабочей документации. Согласование рабочей документации с Заказчиком и заинтересованными организациями (пункт 8.4); определение сметной стоимости работ, экспертиза сметной документации (пункт 8.5); сдача выполненных работ Заказчику (пункт 8.6).
В пункте 9.6 раздела 9 технического задания указано, что подрядчик определяет состав ТСОТБ и ИСОТБ для защиты ОТИ ДХ СО от актов незаконного вмешательства (далее – АНВ) руководствуясь указаниями предоставляемых Заказчиком исходных данных (пункты 7.1 и 7.2 настоящего технического задания), Требованиями к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2016 № 969, а также результатами инженерных изысканий, проведённых собственными силами Подрядчика. В случае, если в ходе выполнения работ Подрядчиком выявится необходимость корректировки исходных данных, указанных в пунктах 7.1 и 7.2 настоящего технического задания, Подрядчик по письменному согласованию с Заказчиком производит дополнительную оценку уязвимости ОТИ ДХ СО и вносит изменения в планы обеспечения транспортной безопасности с организацией работ по их утверждению компетентным органом в пределах сроков выполнения работ по Контракту, указанных в разделе 3 настоящего технического задания. Проведение дополнительной оценки уязвимости ОТИ ДХ СО и внесение изменения в планы обеспечения транспортной безопасности осуществляются Подрядчиком (привлечёнными Подрядчиком юридическими лицами – специализированными организациями) на основании действующих свидетельств об аккредитации организации на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в сфере автомобильного транспорта.
В разделе 7 технического задания указано, что исходными данными являются: результаты утверждённых Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта РФ (далее – компетентный орган) оценок уязвимости объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства Сахалинской области (далее – ОТИ ДХ СО) (пункт 7.1); утверждённые компетентным органом планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ ДХ СО (пункт 7.2); копии актуальных технических паспортов ОТИ ДХ СО (пункт 7.3); копии материалов ранее проводимых инженерных изысканий, проектная и исполнительная производственно-техническая документация по строительству (реконструкции, капитальному ремонту, ремонту) ОТИ ДХ СО (при наличии) (пункт 7.4); данные о полосе землеотвода (пункт 7.5). В силу пункта 7.6 прочие исходные данные, необходимые для надлежащего выполнения работ, включая помимо прочего получение технических условий (предварительных технических условий) владельцев инженерных коммуникаций на их переустройство и (или) технологическое присоединение к ним, Подрядчик собирает самостоятельно в пределах сроков выполнения работ по Контракту, указанных в разделе 3 настоящего технического задания.
В пункте 7.8 раздела 7 технического задания указано, что исходные данные, указанные в пунктах 7.1 и 7.2, в распоряжении Заказчика находятся только в оригинале на аналоговом носителе, являются информацией ограниченного доступа и предоставляются Заказчиком Подрядчику для ознакомления в офисном здании Заказчика, на основании письменного заявления Подрядчика.
Из приведенных положений документации по спорной закупке следует, что, несмотря на то, что исходные данные, указанные в пунктах 7.1 и 7.2 технического задания, предоставляются подрядчику по контракту заказчиком, а предметом контракта является выполнение проектно-изыскательских работ и подготовка соответствующей документации на основании предоставленных заказчиком и указанных в пунктах 7.1 и 7.2 технического задания исходных данных, заказчик в документации предусмотрел то, что подрядчик в ходе исполнения контракта, в случае выявления необходимости корректировки в исходных данных, обязан такую корректировку произвести.
То есть фактически подрядчик по проекту контракта по спорной закупке должен как осуществить корректировку исходных данных, в случае необходимости такой корректировки, так и выполнить проектно-изыскательские работы на основании исходных данных. Вместе с тем, к исходным данным в спорной ситуации отнесены результаты утверждённых Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта РФ оценок уязвимости объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства Сахалинской области (пункт 7.1 технического задания); утверждённые компетентным органом планы обеспечения транспортной безопасности (пункт 7.2 технического задания).
Соответственно, предметом спорной закупки является выполнение работ по внесению изыманий (корректировки), при необходимости, результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и планов обеспечения транспортной безопасности с организацией работ по их утверждению Федеральным дорожным агентством Министерства транспорта РФ, а также выполнение проектно-изыскательских работ с целью разработки проектно-сметной документации на оснащение автомобильной дороги Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск на участке км 267+041 - км 330+312 техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Согласно подпункту 6 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее – Закона № 16-ФЗ) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств представляет собой определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угрозы совершения актов незаконного вмешательства.
Пунктами 1, 2, 3 статьи 5 Закона № 16-ФЗ установлено, что порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.04.2010 N 87 утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее – Порядок № 87).
Пунктом 2 Порядка № 87 установлено, что оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства (далее - оценка уязвимости) проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
В соответствии с пунктом 3 Порядка № 87 в ходе проведения оценки уязвимости в отношении объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, за исключением акватории морского порта, осуществляется: изучение технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования). Результатом изучения является описание технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации объекта транспортной инфраструктуры), а также организации их эксплуатации (функционирования), определение границ зоны транспортной безопасности, ее частей и перечня критических элементов объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, которые определяются в случае проведения оценки уязвимости организациями, указанными в части 2 статьи 5 Закона от № 16-ФЗ, по согласованию с субъектом транспортной инфраструктуры либо в отношении транспортных средств субъектами транспортной инфраструктуры (пункт 3.1.1 Порядка № 87); изучение системы принятых на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве мер по защите от актов незаконного вмешательства. Результатом изучения является описание системы принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве по защите от актов незаконного вмешательства, а также оценка ее соответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (пункт 3.1.2 Порядка № 87); изучение способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры и транспортного средства (далее - модель нарушителя). Результатом изучения является описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства применительно к модели нарушителя (пункт 3.1.3 Порядка № 87); определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства. Результатом определения рекомендаций является описание дополнительных мер, которые необходимо принять субъекту транспортной инфраструктуры на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности (пункт 3.1.4 Порядка № 87).
В силу пункта 6 Порядка № 87 результаты проведенной оценки уязвимости оформляются в виде документа с графическими планами-схемами в трех экземплярах (первый и второй экземпляры на бумажном носителе, третий - на электронном носителе) и направляются в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности (далее - компетентный орган) для рассмотрения и принятия решения об утверждении, а именно в Федеральное дорожное агентство (приказ Минтранса России от 07.05.2013 № 178).
Согласно пунктам 8 и 8.1 Порядка № 87 решение об утверждении результатов проведенной оценки уязвимости либо об отказе в их утверждении принимается компетентным органом в срок, не превышающий 30 дней. Решение оформляется в виде заключения и утверждается руководителем компетентного органа (либо уполномоченным им лицом).
В силу пункта 9 Порядка № 87 при изменении конструктивных, технических и технологических характеристик объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, и (или) потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в трехмесячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.
Из приведенных норм следует, что оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры является видом деятельности, для которого установлен особый порядок осуществления, предмет и способ оформления результата.
Более того, в силу пункта 4 Порядка № 87 оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями, а транспортных средств - специализированными организациями либо субъектами транспортной инфраструктуры. То есть указанный вид деятельности осуществляется специальным субъектом права.
При этом в силу подпункта 8 статьи 1 Закона № 16-ФЗ специализированные организации в области обеспечения транспортной безопасности - юридические лица, аккредитованные компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 № 289 утверждены Правила аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - Правила аккредитации). В силу пункта 3 Правил аккредитации аккредитация организации, осуществляемая с целью определения способности организации проводить оценку уязвимости объектов в области конкретного вида транспорта, а также дорожного хозяйства, проводится федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности (далее - компетентный орган).
Из изложенного следует, что специализированные организации в сфере обеспечения транспортной безопасности – это организации, осуществляющие проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. То есть статус специализированной организации дает право на осуществление лишь такой оценки. Для осуществления иных действий в сфере обеспечения транспортной безопасности иметь данный статус, то есть быть аккредитованным, не требуется.
Соответственно, специализированные организации в сфере обеспечения транспортной безопасности – это организации, имеющие право на проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, как вида юридически значимой деятельности, осуществляемой в особом порядке, имеющей свой предмет и способ оформления результата.
Согласно части 1 статьи 9 Закона № 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 № 34 утверждён Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного приказом (далее - Порядок № 34).
Согласно пункту 2 Порядка № 34 план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (далее - План) разрабатывается субъектом транспортной инфраструктуры и утверждается компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности (далее - компетентный орган).
В силу пункта 3 Порядка № 34 план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
В соответствии с пунктом 4 Порядка № 34 в плане отражаются сведения: 1) о полном наименовании юридического или физического лица, являющегося собственником объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, или использующего их на иных законных основаниях, юридическом и фактическом адресе, полном наименовании объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства; 2) о технических и технологических характеристиках объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (порядке функционирования, эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства); 3) о назначении лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, лиц занимающих должность на объекте транспортной инфраструктуры и ответственных за обеспечение транспортной безопасности (далее - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры), лиц, занимающих должность на транспортном средстве и ответственных за обеспечение транспортной безопасности (далее - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства), персонале, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности; 4) о границах части (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства, проход в которую осуществляется через специально оборудованные места на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств (далее - зона транспортной безопасности); 5) о строениях, помещениях, конструктивных, технологических и технических элементах объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций (далее - критические элементы объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства и их границ); 6) о порядке допуска физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (пропускной режим), о порядке передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности (внутриобъектовый режим); 7) о количестве и местах расположения специально оборудованных помещений, из которых осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности (пост (пункт) управления обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве); 8) о местах размещения и составе конструкций объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзы и т.д.), предназначенных для воспрепятствования несанкционированному проникновению лица (группы лиц), пытающегося совершить акт незаконного вмешательства в зону транспортной безопасности, в том числе с использованием транспортного средства (далее - инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности); 9) о мероприятиях по обнаружению лиц, которым запрещено пребывание в зоне транспортной безопасности, обследованию людей, транспортных средств, груза, багажа, ручной клади и личных вещей в целях обнаружения оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, которые запрещены для перемещения в зону транспортной безопасности в связи с возможностью их использования в целях совершения акта незаконного вмешательства (далее - досмотр); 10) о местах размещения и составе систем и средств сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации (далее - технические средства обеспечения транспортной безопасности); 11) о местах размещения и составе инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве в целях защиты от актов незаконного вмешательства (далее - инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности); 12) о порядке накопления, обработки и хранения данных со всех инженерно-технических систем обеспечения транспортной безопасности, а также их автоматической передачи в режиме реального времени уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации; 13) о местах размещения и оснащенности, специально оборудованных мест на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону транспортной безопасности (далее - контрольно-пропускные пункты); 14) о порядке выдачи документов, дающих основание для прохода (проезда) на объект транспортной инфраструктуры, в/на критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства и их границ, а также идентификации личности по ним; 15) порядке прохода, проезда лиц, транспортных средств в зону транспортной безопасности, в/на критический элемент объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства через контрольно-пропускной пункт; 16) порядке организации открытой, закрытой связи, оповещения сил обеспечения транспортной безопасности, а также взаимодействия между лицами, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте, на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве, входящими в состав подразделений транспортной безопасности, а также персоналом, чья деятельность непосредственно связана с обеспечением транспортной безопасности; 17) порядке действий при тревогах: «угроза захвата», «угроза взрыва»; 18) порядке доступа к сведениям, содержащимся в Плане; 19) порядке информирования компетентного органа и уполномоченных подразделений органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации о непосредственных и прямых угрозах совершения акта незаконного вмешательства; 20) порядке организации как самостоятельно, так и с участием представителей федеральных органов исполнительной власти учений и тренировок.
Таким образом План обеспечения транспортной безопасности, является результатом деятельности, отличной от деятельности по проведению оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, осуществляется иным субъектом, чем деятельность по оценке уязвимости. Более того, сам план, как документ, изготавливаемый по результатам его разработки, то есть как результат деятельности, содержит иную информацию, чем та, которая содержится в результатах проведенной оценки уязвимости, что следует из буквального толкования положений Порядка № 87 и Порядка № 34.
При этом не имеет правового значения то, что План разрабатывается на основании результатов проведенной оценки уязвимости, поскольку, несмотря на данное обстоятельство, как виды деятельности, данные виды отличаются друг от друга: имеют отличный друг от друга результат и осуществляются различными субъектами права (специализированная организация и субъект транспортной инфраструктуры).
Как было указано выше, предметом спорной закупки являются проектно-изыскательские работы по объекту «Реконструкция автомобильной дороги Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск на участке км 267+041 - км 330+312 (оснащение объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности)».
В соответствии со статьей 758 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
В силу пункта 15 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации инженерные изыскания - изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.
В разделе 8 технического задания, являющегося составной частью документации по спорной закупке, определены виды работ, среди них указаны: сбор исходных данных. Визуальное обследование ОТИ ДХ СО. Изучение исходных данных, предоставленных Заказчиком (пункт 8.1); проведение необходимых инженерных изысканий необходимых для разработки проектной документации (пункт 8.2); определение необходимого состава технических систем и инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности (далее – ТСОТБ и ИСОТБ), видов и объёмов работ. Получение технических условий (предварительных технических условий) от собственников инженерных коммуникаций, подлежащих переустройству или предусматривающих технологическое присоединение к ним. Разработка и обоснование технических решений по перечню, количеству и параметрам предлагаемых ТСОТБ и ИСОТБ, а также зданиям и сооружениям пунктов управления ТСОТБ и размещения сотрудников подразделений транспортной безопасности (включая группы быстрого реагирования). Согласование технических решений с Заказчиком и заинтересованными организациями (пункт 8.3); разработка рабочей документации. Согласование рабочей документации с Заказчиком и заинтересованными организациями (пункт 8.4); определение сметной стоимости работ, экспертиза сметной документации (пункт 8.5); сдача выполненных работ Заказчику (пункт 8.6).
В пункте 11.1 раздела 11 технического задания, именуемого «Требования к проектно-изыскательской документации», указано, что выполнение работ осуществляется на основании исходных данных, предоставляемых Заказчиком и являющихся собственностью Сахалинской области, а в отношении исходных данных по пунктам 7.1 и 7.2 настоящего технического задания, кроме того имеющих гриф ограничения доступа «Для служебного пользования». Передача любой части исходных данных, промежуточных или конечных результатов выполняемых работ третьей стороне осуществляется только с письменного согласования Заказчика.
Состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов Подрядчик принимает в соответствии с Положениями о составе разделов проектной документации и требованиям к их содержанию, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 (по согласованию с Заказчиком) и Требованиями по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по видам транспорта на этапе их проектирования и строительства и требований по обеспечению транспортной безопасности объектов (зданий, строений, сооружений), не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных на земельных участках, прилегающих к объектам транспортной инфраструктуры и отнесённых в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации к охранным зонам земель транспорта, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2016 № 29 (пункт 11.4 раздела 11 технического задания).
Из изложенного следует, что результатом проектно-изыскательских работ, являющихся предметом спорной закупки, является разработка проектно-сметной документации на оснащение автомобильной дороги Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск на участке км 267+041 - км 330+312 техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
Указанный вид деятельности, исходя из приведенных выше положений Гражданского и Градостроительного кодексов Российской Федерации, положений документации по спорной закупке, по своему предмету, содержанию и результату значительно отличается от деятельности по проведению оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и по разработке Плана обеспечения транспортной безопасности.
Таким образом из приведенных обстоятельств, а также исходя из указанных выше положений раздела 9 технического задания документации по спорному конкурсу, согласно которым подрядчик при выявлении необходимости корректировки результатов оценки уязвимости и плана, производит дополнительную оценку уязвимости и вносит изменения в планы обеспечения транспортной безопасности с организацией работ по их утверждению, следует, что фактически заказчик укрупнил лот, посредством объединения в него работ с различным предметом, порядком выполнения и результатом, а именно работ по проведению оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, работ по разработке изменений в План обеспечения транспортной безопасности и по подготовке на основании результатов оценки и плана проектно-сметной документации посредством проведения проектно-изыскательских работ. То есть заказчик фактически объединил в один лот работы ни технологически, ни функционально не связанные друг с другом, поскольку данные работы, несмотря на то, что результаты оценки и план являются исходными данными для проектно-изыскательских работ, отличаются по методике их проведения, по объему подлежащей исследованию информации, а также по результату.
Более того, судом учитывается и то, что проведение оценки уязвимости и разработка плана обеспечения транспортной безопасности, исходя из приведенных выше требований к содержанию данных документов, не ограничивается лишь использованием сведений, содержащихся в данных документах, для проведения проектно-изыскательских работ с целью разработки проектно-сметной документации по оснащению объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. Сведения, содержащиеся в указанных документах, используются и в иных целях, обусловленных необходимостью обеспечения транспортной безопасности, что следует из пункта 4 Порядка № 34 и пункта 3 Порядка № 87.
Объединение в один лот различных по функциональным характеристикам услуг (работ) влечет ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах по отдельным товарам или группам таких товаров.
Более того, исходя из приведенных выше нормативных положений, и сделанных на их основании выводов, суд соглашается с выводом управления и том, что заказчиком установлены необоснованные требования к участникам закупки, что имеет следствием ограничение их числа.
Так, в соответствии с пунктом 12 Информационной карты по спорной закупке к участникам закупки предъявлены следующие требования: «соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. В соответствии со ст.55.8 ГрК РФ к участнику закупки предъявляется следующее требование: членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, имеющей компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; Указанные требования не предъявляются к участникам закупки, перечисленным в ч.4.1. ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ. Наличие свидетельства об аккредитации организации на проведение оценки уязвимости по форме постановления Правительства РФ от 31.03.2009 № 289 «Об утверждении правил аккредитации юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» для проведения проектно-изыскательских работ по оснащению объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности на основании предоставляемых заказчиком исходных данных, являющихся информацией ограниченного доступа согласно ч.4 ст.5 Федерального закона от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Область аккредитации: в сфере дорожного хозяйства, включая объекты, предусмотренные ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 09.02.2007г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Документы о соответствии данным требованиям согласно пункту 18 информационной карты должны быть приставлены участниками в составе второй части заявки.
Таким образом участник по спорной закупке должен обладать статусом специализированной организации в сфере обеспечения транспортной безопасности и статусом члена саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как было указано выше специализированная организация в сфере обеспечения транспортной безопасности – это организация, имеющая право на проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (подпункта 8 статьи 1 Закона № 16-ФЗ). Вместе с тем, объектом спорной закупки является не проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, а проведение проектно- изыскательских работ с целью разработки проектно-сметной документации на оснащение автомобильной дороги Тымовское - Александровск-Сахалинский техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.
В этой связи установление такого требования к участникам закупки по спорному конкурсу как наличие свидетельства об аккредитации организации на проведение оценки уязвимости, то есть наличие статуса специализированной организации в сфере обеспечения транспортной безопасности, не соответствует объекту и предмету спорной закупки, а также приведенным положениям Закона № 44-ФЗ, и имеет следствием ограничение числа ее участников.
При таких обстоятельствах суд соглашается с позицией управления о том, что заказчиком нарушены положения статей 8 и 33 Закона о контрактной системе при формировании лота по спорной закупке и требований к ее участникам. В этой связи суд приходит к выводу, что управление правомерно квалифицировало действия заявителя, как нарушающие часть 2 статьи 8, статью 33 Закона о контрактной системе, а потому у суда отсутствуют основания для признания оспариваемого решения управления не соответствующим положениям приведенного закона.
При этом судом не принимается довод заявителя о том, что установление данного требования к участникам закупки, а именно проведение закупки среди лиц, обладающих статусом специализированной организации в сфере обеспечения транспортной безопасности, обусловлено тем, что результаты оценки уязвимости и план обеспечения транспортной безопасности относятся к информации ограниченного доступа, доступ к которой может иметь либо сам субъект транспортной безопасности, либо специализированная организация в сфере обеспечения транспортной безопасности, исходя из следующего.
В силу части 4 статьи 5 Закона № 16-ФЗ сведения о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, а также судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации являются информацией ограниченного доступа
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона № 16-ФЗ сведения, содержащиеся в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, паспортах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, являются информацией ограниченного доступа.
Постановлением Правительства РФ Постановлением от 24.11.2015 № 1257 утверждены Правила обращения со сведениями о результатах проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и сведениями, содержащимися в планах обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, которые являются информацией ограниченного доступа (далее – Правила № 1257).
Согласно пункту 4 Правил № 1257 допускается обращение с информацией ограниченного доступа: а) исполнителями работ на объекте транспортной инфраструктуры и транспортном средстве в объеме сведений, необходимых для выполнения этих работ, на основании письменного распоряжения лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности, и (или) руководителя специализированной организации; б) силами обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и транспортном средстве и силами обеспечения транспортной безопасности на других объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в целях обеспечения взаимодействия между указанными силами.
В силу пункта 2 Правил № 1257 данные правила обязательны к применению осуществляющими обращение с информацией ограниченного доступа: а) специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности (далее - специализированные организации); б) субъектами транспортной инфраструктуры; в) силами обеспечения транспортной безопасности.
Из изложенного следует, что к сведениям о результатах оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и содержащихся в планах обеспечения транспортной безопасности могут быть допущены исполнители работ на объекте транспортной инфраструктуры в необходимом для выполнения работ объеме на основании письменного распоряжения субъекта транспортной инфраструктуры, то есть к таким сведения могут быть допущены лица, не обладающие статусом специализированной организации в сфере обеспечения транспортной инфраструктуры. Указанные обстоятельства свидетельствуют о не соответствии приведенного выше довода заявителя правовым и фактическим обстоятельствам.
В этой связи заказчиком по спорной закупке необоснованно установлено требование к участникам спорной закупки в виде наличия у них статуса специализированной организации в сфере обеспечения транспортной безопасности, учитывая приведенные выше положения норм действующего законодательства РФ, а также объект и предмет спорной закупки.
Из обжалуемого решения управления также следует и то, что учреждению управлением вменено нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Федерального закона № 44-ФЗ, согласно которому конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Из конкурсной документации по спорной закупке следует, что заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок: стоимостный критерий в виде цены контракта значимостью 40 %; нестоимостный критерий в виде квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, значимостью 60%.
Согласно пояснениям представителя заявителя подобное установление значимости стоимостного и нестоимостного критериев обусловлено требованиями, содержащимися в приложении к Правилам оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085, а также тем, что предметом спорной закупки является оказание услуг специализированной организацией.
Вместе с тем, учитывая, что предметом спорной закупки является выполнение проектно- изыскательских работ с целью разработки проектно-сметной документации на оснащение автомобильной дороги Невельск - Томари - аэропорт Шахтерск на участке км 267+041 - км 330+312 техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, а не оказание услуг специализированной организацией в сфере обеспечения транспортной безопасности, суд соглашается с позицией управления о том, что заказчиком критерии оценки заявок по спорной закупке установлены с нарушением требований законодательства РФ о контрактной системе.
На основании изложенного у суда отсутствуют как правовые, так и фактические основания для признания оспариваемых заявителем решения управления и выданного на его основании предписания незаконными, поскольку данные правоприменительные акты приняты управлением в соответствии и на основании положений Федерального закона № 44-ФЗ с учетом всех фактических обстоятельств.
При этом судом учитывается, что оспариваемое предписание антимонопольного органа выдано на основании оспариваемого решения. Каких-либо иных доводов о незаконности предписания, кроме тех, которые заявленные в обоснование требования о признании незаконным решения, учреждением не заявлено.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Иные доводы лиц, участвующих в деле, с учетом установленных судом обстоятельств и сделанных выводов, правового значения для рассмотрения настоящего дела по существу не имеют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Сахалинской области» к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской областио признании недействительными решения и предписания от 30.06.2020 по делу № 065/06/106-672/2020 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок отказать полностью.
Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья Е.С. Логинова