ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-4349/10 от 02.12.2010 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-4349/2010

03 декабря 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 декабря 2010 года. Полный текст решения изготовлен 03 декабря 2010 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Орифовой В.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зуевым М.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Евразия Кастомс Сервис» к Сахалинской таможне о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 10707000-7/2010 от 09.09.2010,

при участии:

от ООО «Евразия Кастомс Сервис» – Микулин А.И. по доверенности от 07.09.2010, паспорт РФ 6403 485807,

от Сахалинской таможни – Учанин Ю.С. по доверенности от 28.12.2009 № 05-16/15293, удостоверение ГС № 132487,

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Евразия Кастомс Сервис» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к Сахалинской таможне (далее – таможня, административный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 10707000-7/2010 от 09.09.2010.

В судебном заседании представитель общества не поддержал доводы, изложенные в заявлении в обоснование требования, признал наличие в действиях общества состава вмененного правонарушения. При этом указал, что, по мнению общества, данное правонарушение можно признать малозначительным, учитывая, что характер совершенного деяния, размер вреда и степень тяжести наступивших последствий не представляют существенной угрозы охраняемым законом общественным отношениям. Вмененное обществу правонарушение не повлекло занижение таможенных платежей, поскольку товар ввезен с освобождением от уплаты таковых в рамках выполнения соглашения о разделе продукции. Также просил учесть совершение обществом действий, направленных на устранение последствий правонарушения, выраженных в получении СЭЗ.

Таможня в представленном отзыве на заявление, поддержанном его представителем в судебном заседании, требование общества не признала, указав на законность и обоснованность оспариваемого постановления.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 02.12.2010 до 15 часов.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, 23.12.2009 по коносаменту №SASC926ND153K на теплоходе «Глория» из Объединенных Арабских Эмиратов на основании инвойса от 12.11.2009 № G0847482 в адрес ЮСПК «Шлюмберже Лоджелко Инк.» прибыл товар – портландцемент для использования как добавка при цементировании буровых скважин, класса D163 (далее – товар), который помещен на хранение в зону таможенного контроля, находящуюся по адресу: Сахалинская область, город Корсаков, ул. Вокзальная, 19А.

В соответствии с договором на таможенное оформление №90000/0004-99-005 таможенным брокером ООО «Евразия Кастомс Сервис» для производства таможенного оформления и контроля ввезенного товара в Южно-Сахалинский таможенный пост подана предварительная грузовая таможенная декларация №10707090/151209/П009848 в режиме «выпуск для внутреннего потребления» (ИМ 40).

В качестве разрешительного документа, в целях подтверждения соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обществом для выпуска на таможенную территорию Российской Федерации было представлено санитарно-эпидемиологическое заключение (далее – СЭЗ) № 77.01.16.573.П.054643.07.08 от 08.07.2008, выданное Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве на цемент класса D163, в котором указано, что организацией-изготовителем является «Шлюмберже Лоджелко Инк.», страной происхождения – Нидерланды.

30.12.2009 на основании поручения на досмотр, с целью идентификации сведений, заявленных в ГТД № 10707090/151209/П009848 был проведен таможенный досмотр товара (АТД № 10707030/301209/00949), в ходе которого было установлено, что сведения, заявленные в данной ГТД, подтверждаются результатами таможенного досмотра.

Отдел применения системы управления рисками Сахалинской таможни предоставил информацию (служебную записку) от 22.12.2009 № 13-20/563а о том, что представленное обществом СЭЗ от 08.07.2008 № 77.01.16.573.П.054643.07.08 на бланке 2112590 ранее представлялось по ГТД № 10707090/150708/0004859 для таможенного оформления цемента класса D163, организация – изготовитель «Шлюмберже Лоджелко Инк. (Панама)» Малайзия, а в ГТД № 10707090/151209/П009848 это же самое СЭЗ с таким же номером и на таком же бланке представлено для таможенного оформления цемента класса D 163, организация «Шлюмберже Лоджелко Инк.» Нидерланды.

В ходе дополнительной проверки таможней установлено, что СЭЗ от 08.07.2008 № 77.01.16.573.П.054643.07.08 (бланк № 2112590) выдавалось на продукцию «Цемент класса D163», организация-изготовитель «Шлюмберже Лоджелко Инк.», страна происхождения – Малайзия.

Поскольку СЭЗ от 08.07.2008 № 77.01.16.573.П.054643.07.08 (бланк №2112590), представленное ООО «Евразия Кастомс Сервис» для таможенного оформления товара по ГТД № 10707090/151209/П009848, является недействительным, таможня 12.01.2010 вынесла определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которого 30.06.2010 составила протокол об административном правонарушении № 10707000-7/2010, в котором действия общества квалифицированы по ч. 3 ст.16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

По результатам рассмотрения материалов административного дела, 09.09.2010 Сахалинская таможня вынесла постановление № 10707000-7/2010, которым ООО «Евразия Кастомс Сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ и на общество наложен штраф в размере 100 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со ст. 123 Таможенного кодекса РФ (в редакции, действующей в период взаимоотношения сторон, далее - ТК РФ) все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат декларированию.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным настоящим Кодексом, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

На основании ст. 131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. При этом представляются разрешения, лицензии, сертификаты и иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Запреты и ограничения, как установлено ст. 158 ТК РФ, не носящие экономического характера и установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также требования законодательства Российской Федерации, установленные в целях валютного регулирования и валютного контроля, лица обязаны соблюдать вне зависимости от заявленного таможенного режима.

Выпуск товаров осуществляется таможенными органами при условии представления всех необходимых документов, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных законодательством Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 149 ТК РФ).

В соответствии со ст. ст. 63, 164 ТК РФ выпуск для внутреннего потребления товаров осуществляется при условии соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При производстве таможенного оформления лица, определенные Кодексом, обязаны представить таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления.

Пунктом 1 ст. 363 ТК РФ установлено, что лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу обязаны представлять для таможенного контроля в таможенные органы документы и сведения, предусмотренные Кодексом, в том числе и п. 2 ст. 131 ТК РФ, определившим, что сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, являются основными документами для целей таможенного оформления и представляются при декларировании товаров.

Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации определяет Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в соответствии со ст. 32 которого, исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе: применения таможенного законодательства Российской Федерации; представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям.

Условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия устанавливает Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». В соответствии с п. 1 ст. 29 данного Закона для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

В соответствии с Приказом Федеральной таможенной службы России от 25.04.2007 № 536 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом», санитарно-эпидемиологическое заключение является одним из документов, необходимых для таможенного оформления.

Статьей 16 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что продукция, ввозимая на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и предназначенная для реализации населению, а также для применения (использования) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте, в процессе которого требуется непосредственное участие человека, не должна оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания.

Продукция, указанная в п. 1 названной статьи, допускается к ввозу на территорию Российской Федерации при наличии СЭЗ о соответствии ее санитарным правилам. По смыслу названных норм права СЭЗ на ввозимый товар декларант обязан представить вместе с таможенной декларацией.

В соответствии с Письмом Федеральной таможенной службы России от 27.03.2008 № 01-11/11534 на товар, классифицируемый кодом 252329 ТН ВЭД РФ, требуется предоставление санитарно-эпидемиологического заключения.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что основанием для привлечения общества к административной ответственности явилось представление в Южно-Сахалинский таможенный пост для производства таможенного оформления и таможенного контроля ввезенного товара совместно с ГТД № 10707090/151209/П009848 недействительного СЭЗ от 08.07.2008 № 77.01.16.573.П.054643.07.08 (бланк № 2112590).

Указанное обстоятельство признано представителем ООО «Евразия Кастомс Сервис» в судебном заседании.

Частью 3 ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Исходя из п. 2 примечания к ст. 16.1 КоАП РФ, для целей применения главы 16 данного Кодекса под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Изложенное свидетельствует о том, что ООО «Евразия Кастомс Сервис» представило СЭЗ, которое в силу п. 2 примечания к ст. 16.1 КоАП РФ,является документом, относящимся к другим товарам, то есть недействительным.

Таким образом, основанием для привлечения общества к административной ответственности явилось представление обществом, как таможенным брокером, при декларировании товара недействительного СЭЗ, что послужило основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, так как декларирование ввезенного в Российскую Федерацию товара – портландцемент для использования как добавка при цементировании буровых скважин класса D 163, классифицируемого в соответствии с ТН ВЭД России по коду 252329, без санитарно-эпидемиологического заключения невозможно.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обязанности таможенного брокера (представителя) при таможенном оформлении определены в статье 144 ТК РФ, которые в силу данной нормы обусловлены требованиями и условиями, установленными данным Кодексом в отношении таможенных операций, необходимых для помещения товара под таможенный режим или иную таможенную процедуру.

Следовательно, действуя с необходимой степенью заботливости и осмотрительности, таможенный брокер должен предпринимать меры, в том числе, по представлению действительных, достоверных документов на декларируемые товары.

Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), суд не установил объективных причин, препятствовавших соблюдению правил и норм, за нарушение которых общество привлечено к административной ответственности. Доказательства того, что заявитель принимал какие-либо меры для проверки указанного СЭЗ на достоверность, в материалах дела не имеются. Не представлены обществом также доказательства отсутствия возможности проверить относимость заключения к ввозимому товару.

Таким образом, действия общества по представлению при декларировании товара недействительного документа, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ.

Судом проверено соблюдение таможенным органом процессуальных требований административного производства, сроков давности привлечения к административной ответственности, порядка назначения наказания, нарушений не выявлено. Составление протокола об административном правонарушении и вынесение в отношении общества постановления по делу об административном правонарушении, осуществлено таможней с соблюдением предоставляемых привлекаемому к ответственности лицу административным законодательством прав.

Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.

КоАП РФ не содержит исключений применения данной нормы в отношении какого-либо административного правонарушения.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Исследовав характер административного правонарушения и обстоятельства его совершения, а также отсутствие занижения таможенных платежей, ввиду освобождения от уплаты таковых в рамках выполнения соглашения о разделе продукции, представление обществом до составления протокола об административном правонарушении надлежащего СЭЗ, факт того, что общество ранее к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекалось, суд приходит к выводу о том, что совершенное обществом административное правонарушение не представляет существенной угрозы отношениям в сфере таможенного оформления.

Таким образом, принимая во внимание отсутствие вредных последствий совершенного обществом правонарушения и существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, исходя из конституционных принципов дифференцированности, справедливости и соразмерности наказания выявленному нарушению, суд приходит к выводу о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в п. 17 вышеуказанного постановления Пленума, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

На основании изложенного, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.

Остальные доводы участников процесса на исход по делу не влияют.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление Сахалинской таможни от 09 сентября 2010 года по делу об административном правонарушении № 10707000-7/2010 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Евразия Кастомс Сервис» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья В.С. Орифова