ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-4390/19 от 15.08.2019 АС Сахалинской области

Арбитражный суд  Сахалинской области

693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28,

http://sakhalin.arbitr.ru

Именем  Российской  Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Южно-Сахалинск                                                            Дело № А59-4390/2019

15 августа 2019 года

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Киселева С.А., 

при ведении протокола судебного заседания секретарем Сизовой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства торговли и продовольствия Сахалинской области о привлечении индивидуального предпринимателя Овчинниковой Татьяны Георгиевны к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

с участием:

от заявителя – представителей Костенко Е.С. по доверенности от 24.01.2019, Толмачёвой Е.Ю. по доверенности от 14.01.2019,

от предпринимателя – не явились,

У С Т А Н О В И Л :

Министерство торговли и продовольствия Сахалинской области (далее – министерство) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Овчинниковой Т.Г. (далее – предприниматель) к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 КоАП РФ за оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, определенных федеральным законом.

В обоснование заявленного требования указано на нарушение предпринимателем требований статей 10.2 и 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ), выразившееся в розничной продаже в магазине «Анюта» пива и пивных напитков без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота. Данное обстоятельство явилось основанием для составления протокола об административном правонарушении и направления материалов административного производства в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

В судебном заседании представители министерства требование поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.

Предприниматель, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, отзыв не представила, в судебное заседание не явилась и своего представителя не направила. 

Заслушав участников процесса и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРИП, Овчинникова Татьяна Георгиевна зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя         16 сентября 1996 года администрацией Томаринского района Сахалинской области за регистрационным номером 45/96, при постановке на налоговый учет присвоен ИНН 651600011124.В соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о предпринимателе внесены 31 декабря 2004 года Межрайонной ИФНС России № 2 по Сахалинской области в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304650936600726.

В качестве основного вида экономической деятельности предприниматель согласно данным из ЕГРИП осуществляет торговлю розничную преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (код ОКВЭД 47.11).

Такая торговая деятельность осуществляется в магазине «Анюта» по адресу: Сахалинская область,  Томаринский район,  с. Ильинское, ул. Вокзальная, 1.

Как видно из материалов дела, при проведении должностными лицами министерства мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в форме наблюдения за исполнением обязательных, в том числе лицензионных, требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции с использованием  федеральной государственной информационной системы «Единая государтвенная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – ЕГАИС), а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в форме систематического  наблюдения за исполнением обязательных, в том числе лицензионных, требований в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории муниципального образования «Томаринский городской округ» в магазине «Анюта» с. Ильинское установлено наличие в торговом зале пива и пив­ных напитков (с ценниками) производства АО «Корсаковский завод пива и напитков «Северная звезда», а также иных торговых наименований («Балти­ка», «Козел» и т.п.).

Из отчета об объемах закупки этилового спирта, алкоголь­ной и спиртосодержащей продукции за период с 01.01.2019 по 17.05.2019, размещенного в ЕГАИС, министерством установлено, что предпринимателем в указанный период осуществлена закупка пива только от АО «Корсаковский завод пива и напитков «Северная звезда».

На основании распоряжения министра торговли и продовольствия Сахалинской области от 30.05.2019 № 517-л, согласованного с прокуратурой Сахалинской области, сотрудниками министерства проведена внеплановая выездная проверка предпринимателя по факту поступившей информации о розничной продаже пива и пивных напитков без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота (товарно-транспортных накладных), а также без передачи информации о закупке алкогольной продукции в ЕГАИС (мотивированное представление органа контроля от 28.05.2019 № 11).

В ходе контрольных мероприятий, результаты которых оформлены актом проверки от 06.06.2019 № 205/вн с использованием видеозаписи, установлено, в частности, что в магазине «Анюта» с. Ильинское предпринимателем осуществляется розничная продажа пива и пивных напитков в ассортименте без сопроводительных документов (товарно-транспортных накладных), подтверждающих легальность производства и оборота такой алкогольной продукции, то есть в нарушение подпункта 12 пункта 2 статьи 16 Закона № 171-ФЗ.

Составленным в порядке статьи 27.10 КоАП РФ проколом изъятия вещей и документов от 06.06.2019 № 158-2.1/2019 министерство изъяло обнаруженную в указанном объекте торговле алкогольную продукцию согласно перечню, изложенному в приложении № 1 к акту проверки, а именно:

1) пиво светлое «Балтика экспортное премиум № 7», крепостью 5,4%, объемом 0,47 литра, производитель: Компания «Балтика-Хабаровск», дата розлива 13.12.2018, по цене 78 рублей, в количестве 40 бутылок;

2) пиво светлое «Балтика классическое № 3», крепостью 4,8%, объемом 0,45 литра, производитель: Компания «Балтика-Хабаровск», дата розлива 15.12.2018, по цене 78 рублей, в количестве 12 бутылок;

3) пивной напиток «Велкопоповицкий козел темное», крепостью 3,7%, объемом 0,45 литра, производитель: АО Пивоварня Москва-Эфес, дата розлива 18.04.2019, по цене 100 рублей, в количестве 20 бутылок;

4) пивной напиток «Миллер Дженьюин Драфт», крепостью 4,7%, объемом 0,47 литра, производитель: АО Пивоварня Москва-Эфес, дата розлива 07.10.2018, по цене 100 рублей, в количестве 19 бутылок;

5) пиво светлое «Балтика Кулер», крепостью 4,7%, объемом 0,47 литра, про­изводитель: Компания «Балтика-Хабаровск», дата розлива 02.04.2019, по цене 78 рублей, в количестве 20 бутылок;

6) пиво светлое пастеризованное «Хейнекен», крепостью 4,8%, объемом 0,5 литра, производитель: Пивоварня Хейнекен, дата розлива 20.02.2019, по цене 100 рублей, в количестве 17 бутылок;

7) пиво светлое «Харбин классик 1900», крепостью 3,6%, объемом 0,5 литра, производитель: г. Харбин КНР, дата розлива 28.03.2019, по цене 120 рублей, в количестве 12 бутылок;

8) пиво «Бавария Премиум Пилзнер» светлое пастеризованное, крепостью 4,9%, объемом 0,5 литра, производитель: АО Пивоварня Москва-Эфес, дата розлива 22(21).01.2019, по цене 90 рублей, в количестве 23 бутылок;

9) пиво светлое «Балтика классическое № 3», крепостью 4,8%, объемом 0,9 литра, производитель: Тульский пивзавод, дата розлива 17.12.2018, по цене 130 рублей, в количестве 12 ж/банок;

10) пиво светлое «Балтика экспортное № 7», крепостью 5,4%, объемом 0,9 лит­ра, производитель: Тульский пивзавод, дата розлива 20.11.2018, по цене 135 рублей, в количестве 11 ж/банок;

11) пиво светлое «Балтика крепкое № 9» пастеризованное, крепостью 8,0%, объемом 0,45 литра, производитель: Компания «Балтика-Хабаровск», дата роз­лива 04.02.2019, по цене 78 рублей, в количестве 27 бутылок;

12) пиво «Туборг грин светлое», крепостью 4,6%, объемом 0,48 литра, произ­водитель: Компания «Балтика-Хабаровск», дата розлива 17.04.2019, по цене 100 рублей, в количестве 20 бутылок;

13) пиво «Велкопоповицкий козел светлое пастеризованное», крепостью 4,0%, объемом 0,45 литра, производитель: АО Пивоварня Москва-Эфес, дата розлива 23.02.2019, по цене 100 рублей, в количестве 24 ж/банок;

14) пивной напиток «Велкопоповицкий козел темное пастеризованное», крепостью 3,7%, объемом 0,45 литра, производитель: АО Пивоварня Москва- Эфес, дата розлива 07.04.2019, по цене 100 рублей, в количестве 24 ж/банок;

15) пиво «Туборг грин светлое», крепостью 4,6%, объемом 0,45 литра, произ­водитель: Компания «Балтика-Хабаровск», дата розлива 18.11.2018, по цене 100 рублей, в количестве 30 ж/банок;

16) пиво светлое «Балтика Кулер», крепостью 4,7%, объемом 0,45 литра, про­изводитель: Компания «Балтика-Хабаровск», дата розлива 28.08.2017, по цене 78 рублей, в количестве 43 ж/банок;

17) пиво светлое «Рыцарь Приморья», крепостью 4,5%, объемом 1,35 литра, производитель АО АБ ИнБев Эфес г. Владивосток, дата розлива 30.04.2019, по цене 120 рублей, в количестве 8 ПЭТ бутылок;

18) пиво светлое «Студеное», крепостью 5,0%, объемом 1,35 литра, произво­дитель: АО АБ ИнБев Эфес г. Владивосток, дата розлива 26.04.2019, по цене 150 рублей, в количестве 2 ПЭТ бутылок;

19) пиво солодовое светлое пастеризованное «Касс Фреш», крепостью 4,5%, объемом 0,5 литра, производитель: ООО «ДВ Трейд», дата розлива 29.01.2019, по цене 130 рублей, в количестве 11 бутылок;

20) пивной напиток «Аффлигем Бленд», крепостью 6,7%, объемом 0,4 литра, производитель: Пивоварня Хейнекен ООО «ОПХ», дата розлива 29.03.2018, по цене 78 рублей, в количестве 3 бутылок;

21)пиво светлое пастеризованное «Златый Базант», крепостью 4,1%, объемом 0,45 литра, производитель: Пивоварня Хейнекен ООО «ОПХ», дата розлива 13.03.2018,в количестве 4 бутылок;

22) пиво светлое «Балтика классическое традиционное № 3», крепость 4,8%, объемом 0,45 литра, производитель Компания «Балтика-Хабаровск», дата розлива 18.11.2018, в количестве 1 ж/банки;

23) пиво светлое «Балтика крепкое № 9», крепостью 8,0%, объемом 0,45 лит­ра, производитель Компания «Балтика-Хабаровск», по цене 78 рублей, дата розлива 14.12.2017, в количестве 27 бутылок.

Усмотрев при названных обстоятельствах в действиях предпринимателя признаки административного деяния, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, министерство вынесло определение от 07.06.2019 о возбуждении в отношении предпринимателя административного производства № 158-2.1/2019 и проведении административного расследования.

Определением от 07.06.2019  министерство в соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ истребовало у предпринимателя документы, необходимые для выяснения обстоятельств по делу об административном правонарушении, в том числе сопроводительные документы в отношении алкогольной продукции, изъятой из магазина «Анюта».

В ходе административного расследования министерством согласно сформированного на официальном сайте Феде­ральной службы по регулированию алкогольного рынка в разделе «ЕГАИС» отчета об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за период с 01.01.2019 по 07.06.2019 (далее - отчет ЕГАИС) установлено, что поставщиками пива и пивных напитков предпринимателя являются АО «Корсаковский завод пива и напитков «Северная звезда» и ООО «Орел».

Так, исходя из данных указанного отчета, 6 и 7 июня 2019 года поставку пива и пивных напитков различных торговых наименований (Бал­тика, Козел, Туборг и т.д.) в количестве 19,59 дал предпринимателю осуще­ствило ООО «Орел» по товарно-транспортным накладным от 06.06.2019 № 89 и от 07.06.2019 №90.

Определением от 13.06.2019 № 158-2.1/2019 министерством от указанного поставщика истребованы сведения об объеме отгруженной предпринимателю ФИО1 алко­гольной продукции, а также копии товарно-транспортных накладных на по­ставленную алкогольную продукцию, в том числе справки формы «А» и «Б» на продукцию, произведенную до 1 июля 2018 года.

Из представленных во исполнение названного определения документов министерством установлено, что поставка пива и пивных напитков от указанного поставщика осуществляется предпринимателю на основании договора поставки от 01.06.2019№ 25. Первая поставка алкогольной продукции произведена 6 июня 2019 года (ТТН № 89). Вывоз указанной алкоголь­ной продукции со склада поставщика осуществлен предпринимателем лич­но.

Также в ходе проведения административного расследования министерством проведена сверка изъятой алкогольной продукции по ее наименованию и дате розлива с отчетом ЕГАИС и данными товарно­транспортных накладных, предоставленных ООО «Орел», по результатам которой установлено, что алкогольная продукция (пиво и пивной напиток) трех наименований предлагалась к продаже в проверяемом торговом объекте без сопроводитель­ных документов (товарно-транспортных накладных) и согласно отчету ЕГАИС не поставлялась вышеуказанными поставщиками в адрес ФИО1, а именно:

- пивной напиток «Миллер Дженьюин Драфт», крепостью 4,7%, объемом 0,47 литра, производитель: АО Пивоварня Москва-Эфес, дата розлива 07.10.2018, по цене 100 рублей, в количестве 19 бутылок (пункт 4 приложения № 1 к акту проверки);

- пивной напиток «Аффлигем Бленд», крепостью 6,7%, объемом 0,4 литра, производитель: Пивоварня Хейнекен ООО «ОПХ», дата розлива 29.03.2018, по цене 78 рублей, в количестве 3 бутылок (пункт 20 приложения № 1 к акту проверки);

- пиво светлое пастеризованное «Златый Базант», крепостью 4,1%, объемом 0,45 литра, производитель: Пивоварня Хейнекен ООО «ОПХ», дата розлива 13.03.2018,в количестве 4 бутылок (пункт 21 приложения № 1 к акту проверки).

Соответствие даты розлива, указанной на таре, информации в отчете ЕГАИС и товарно-транспортных накладных установлено по пяти наименованиям пива, а именно:

- пиво «Балтика кулер светлое», объемом 0,47 литра, крепостью 4,7%, дата розлива 02.04.2019, производство Балтика-Хабаровск, по цене 78 руб­лей, в количестве 20 бутылок (ТТН № 89)(пункт 5 приложения № 1 к акту проверки);

- пиво светлое «Балтика экспортное № пастеризованное, объемом 0,9 литра, крепостью 5,4%, дата розлива 20.11.2018, производство: Тульский пивзавод, по цене 135 рублей, в количестве 11 банок (ТТН № 89)(пункт 10 приложения № 1 к акту проверки);

- пиво светлое «Туборг Грин», объемом 0,45 литра, крепостью 4,6%, дата розлива 18.11.2018, производство: Балтика-Хабаровск, по цене 100 руб­лей, в количестве 24 ж/банок (ТТН90)(пункт 15 приложения № 1 к акту проверки);

- пиво светлое «Балтика-Кулер», объемом 0,45 литра, крепостью 4,7%, дата розлива 28.08.2017, производство: Балтика-Хабаровск, по цене 78 руб­лей, в количестве 24ж/банок (ТТН № 90) (пункт 16 приложения № 1 к акту проверки);

- пиво светлое «Балтика крепкое № 9», объемом 0,45 литра, крепостью 8%, дата розлива 14.12.2017, производство: Балтика-Хабаровск, по цене 78 рублей, в количестве 24 ж/банок (ТТН № 89) (пункт 23 приложения № 1 к акту проверки).

Поскольку предприниматель не подтвердила легальность оборота  остальной алкогольной продукции, выявленной в магазине «Анюта», министерство в отношении ФИО1 составило протокол № 158-2.1/2019 от 05.07.2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

На основании статьи 23.1 КоАП РФ материалы административного производства переданы по подведомственности на рассмотрение в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Проверив в судебном заседании положенные в обоснование заявленного требования доводы, представленные доказательства, суд находит заявление министерства подлежащим удовлетворению.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2003 № 17-П, от 23.05.2013 № 11-П и от 30.03.2016 № 9-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Закона № 171-ФЗ.

Следовательно, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.

Одним из таких ограничений является предусмотренный пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями данного Федерального закона.

Согласно приведенных в статье 2 Закона № 171-ФЗ понятий:

алкогольная продукция - это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха;

 пиво - это алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20 процентов массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2 процентов массы заменяемого пивоваренного солода;

напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки), - это  алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7 процентов объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40 процентов объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40 процентов массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта;

оборот - это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие названного Федерального закона;

Статьей 16 Закона № 171-ФЗ предусмотрены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.

В частности, в силу подпункта 12 пункта 2 данной статьи розничная продажа алкогольной продукции не допускается без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 названного Федерального закона.

В пункте 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ определен перечень сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота алкогольной продукции.

Применительно к пиву и пивным напиткам, произведенным до 01.07.2018, их оборот осуществляется при наличии:

товарно-транспортной накладной;

справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза);

справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза).

Для пива и пивных напитков, произведенных с 01.07.2018, в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» легальность их производства и оборота подтверждается только товарно-транспортной накладной.

Форма товарно-транспортной накладной утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте».

Форы справок утверждены Постановлениями Правительства РФ от 31.12.2005 № 872 «О справке, прилагаемой к таможенной декларации» и от 31.12.2005 № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольную и спиртосодержащую продукцию».

Согласно пункту 2 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии указанных сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.

В пункте 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ закреплено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются, в том числе:

розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 названного Федерального закона;

розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 данного Федерального закона.

Из указанных норм в их системном толковании следует, что документы на алкогольную продукцию, в том числе товарно-транспортные накладные и прилагаемые к ним надлежащим образом оформленные справки, должны находиться непосредственно в торговой точке в целях удостоверения легальности ее производства/оборота и по первому требованию представляться покупателю или контролирующему органу.

Суд также полагает необходимым отметить, что розничная продажа алкогольной продукции – это такой вид деятельности, который связан с закупкой, хранением алкогольной продукции и ее дальнейшей реализацией покупателям для личного потребления.

Следовательно,  неотъемлемой частью деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, является ее хранение розничным продавцом в необходимых количествах.

Аналогичный вывод нашел отражение в абзаце втором пункта 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

В соответствии с частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, признается административным правонарушением.

Как следует из материалов дела, в нарушение приведенных норм предприниматель 6 июня 2019 года в магазине «Анюта» по адресу: <...>, осуществлял незаконный оборот (реализацию и хранение) пива и пивных напитков в отсутствие сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота такой алкогольной продукции, в следующем ассортименте:

- пиво светлое «Балтика экспортное премиум № 7», крепостью 5,4%, объемом 0,47 литра, производитель: Компания «Балтика-Хабаровск», дата розлива 13.12.2018, по цене 78 рублей, в количестве 40 бутылок (пункт 1 приложения № 1 к акту проверки);

- пиво светлое «Балтика классическое № 3», крепостью 4,8%, объемом 0,45 литра, производитель: Компания «Балтика-Хабаровск», дата розлива 15.12.2018, по цене 78 рублей, в количестве 12 бутылок (пункт 2 приложения  № 1 к акту проверки);

- пивной напиток «Велкопоповицкий козел темное», крепостью 3,7%, объемом 0,45 литра, производитель: АО Пивоварня Москва-Эфес, дата розлива 18.04.2019 по цене 100 рублей, в количестве 20 бутылок (пункт 3 приложения № 1 к акту проверки);

 - пивной напиток «Миллер Дженьюин Драфт», крепостью 4,7%, объемом 0,47 литра, производитель: АО Пивоварня Москва-Эфес, дата розлива 07.10.2018, по цене 100 рублей, в количестве 19 бутылок (пункт 4 приложения № 1 к акту проверки);

- пиво светлое пастеризованное «Хейнекен», крепостью 4,8%, объемом 0,5 литра, производитель: Пивоварня Хейнекен, дата розлива 20.02.2019, по цене 100 рублей, в количестве 17 бутылок (пункт 6 приложения № 1 к акту проверки);

- пиво светлое «Харбин классик 1900», крепостью 3,6%, объемом 0,5 литра, производитель: г. Харбин КНР, дата розлива 28.03.2019, по цене 120 рублей, в количестве 12 бутылок (пункт 7 приложения № 1 к акту проверки);

- пиво «Бавария Премиум Пилзнер» светлое пастеризованное, крепостью 4,9%, объемом 0,5 литра, производитель: АО Пивоварня Москва-Эфес, дата розлива 22(21).01.2019, по цене 90 рублей, в количестве 23 бутылок (пункт 8 приложения № 1 к акту проверки);

- пиво светлое «Балтика классическое № 3», крепостью 4,8%, объемом 0,9 литра, производитель: Тульский пивзавод, дата розлива 17.12.2018, по цене 130 рублей, в количестве 12 ж/банок (пункт 9 приложения № 1 к акту проверки);

- пиво светлое «Балтика крепкое № 9» пастеризованное, крепостью 8,0%, объемом 0,45 литра, производитель: Компания «Балтика-Хабаровск», дата роз­лива 04.02.2019, по цене 78 рублей, в количестве 27 бутылок (пункт 11 приложения № 1 к акту проверки);

- пиво «Туборг грин светлое», крепостью 4,6%, объемом 0,48 литра, произ­водитель: Компания «Балтика-Хабаровск», дата розлива 17.04.2019, по цене 100 рублей, в количестве 20 бутылок (пункт 12 приложения № 1 к акту проверки);

- пиво «Велкопоповицкий козел светлое пастеризованное», крепостью 4,0%, объемом 0,45 литра, производитель: АО Пивоварня Москва-Эфес, дата розлива 23.02.2019, по цене 100 рублей, в количестве 24 ж/банок (пункт 13 приложения № 1 к акту проверки);

- пивной напиток «Велкопоповицкий козел темное пастеризованное», крепостью 3,7%, объемом 0,45 литра, производитель: АО Пивоварня Москва- Эфес, дата розлива 07.04.2019, по цене 100 рублей, в количестве 24 ж/банок (пункт 14 приложения № 1 к акту проверки);

- пиво «Туборг грин светлое», крепостью 4,6%, объемом 0,45 литра, произ­водитель: Компания «Балтика-Хабаровск», дата розлива 18.11.2018, по цене 100 рублей, в количестве 6 ж/банок (пункт 15 приложения № 1 к акту проверки);

- пиво светлое «Балтика Кулер», крепостью 4,7%, объемом 0,45 литра, про­изводитель: Компания «Балтика-Хабаровск», дата розлива 28.08.2017, по цене 78 рублей, в количестве 19 ж/банок (пункт 16 приложения № 1 к акту проверки);

- пиво светлое «Рыцарь Приморья», крепостью 4,5%, объемом 1,35 литра, производитель АО АБ ИнБев Эфес г. Владивосток, дата розлива 30.04.2019, по цене 120 рублей, в количестве 8 ПЭТ бутылок (пункт 17 приложения № 1 к акту проверки);

- пиво светлое «Студеное», крепостью 5,0%, объемом 1,35 литра, произво­дитель: АО АБ ИнБев Эфес г. Владивосток, дата розлива 26.04.2019, по цене 150 рублей, в количестве 2 ПЭТ бутылок (пункт 18 приложения № 1 к акту проверки);

- пиво солодовое светлое пастеризованное «Касс Фреш», крепостью 4,5%, объемом 0,5 литра, производитель: ООО «ДВ Трейд», дата розлива 29.01.2019, по цене 130 рублей, в количестве 11 бутылок (пункт 19 приложения № 1 к акту проверки);

- пивной напиток «Аффлигем Бленд», крепостью 6,7%, объемом 0,4 литра, производитель: Пивоварня Хейнекен ООО «ОПХ», дата розлива 29.03.2018, по цене 78 рублей, в количестве 3 бутылок (пункт 20 приложения № 1 к акту проверки);

- пиво светлое пастеризованное «Златый Базант», крепостью 4,1%, объемом 0,45 литра, производитель: Пивоварня Хейнекен ООО «ОПХ», дата розлива 13.03.2018,в количестве 4 бутылок (пункт 21 приложения № 1 к акту проверки);

- пиво светлое «Балтика классическое традиционное № 3», крепость 4,8%, объемом 0,45 литра, производитель Компания «Балтика-Хабаровск», дата розлива 18.11.2018, в количестве 1 ж/банки (пункт 22 приложения № 1 к акту проверки);

- пиво светлое «Балтика крепкое № 9», объемом 0,45 литра, крепостью 8%, дата розлива 14.12.2017, производство: Балтика-Хабаровск, по цене 78 рублей, в количестве 3 ж/банок(пункт 23 приложения № 1 к акту проверки).

В ходе проведенного министерством обследования объекта торговли на обнаруженную алкогольную продукцию не были предъявлены товарно-транспортные накладные. Не представлены сопроводительные документы и в период административного производства.

Данное обстоятельство подтверждается совокупностью следующих доказательств: актом проверки от 06.06.2019 № 205/вн с приложением № 1 и видеозаписью обнаружения и изъятия алкогольной продукции; протоколом           № 158-2.1/2019 от 06.06.2019 изъятия вещей и документов; скриншотом портала ФСРАР «Проверка подключения ИП к ЕГАИС»; скриншотом портала ФСРАР «Отчет об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» за период с 01.01.2019 по 07.06.2019; протоколом № 158-2.1/2019 от 05.07.2019 об административном правонарушении.

Не подтверждена легальность оборота указанной алкогольной продукции и в рамках судебного процесса.

Поскольку помещение магазина «Анюта» используется предпринимателем для осуществления хозяйственной деятельности в виде розничной торговли продовольственными товарами, то выявленная в данном объеме торговли алкогольная продукция (пиво и пивные напитки) подлежит признанию как находящийся в обороте у ФИО1

Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства и собранные по делу доказательства, суд считает обоснованными выводы министерства о наличии в действиях предпринимателя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Доказательства, исключающие возможность предпринимателю соблюсти правила, за нарушение которых указанной нормой предусмотрена административная ответственность, в том числе вследствие чрезвычайных, объективно непреодолимых обстоятельств и других непредвиденных препятствий, материалы дела не содержат.

Вступая в правоотношения, регулируемые законодательство о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, предприниматель должна была в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из данного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от ее в целях надлежащего исполнения требований закона.

Однако установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что ФИО1 не были приняты все зависящие от ее меры по соблюдению норм и правил, регулирующих данные правоотношения, а, следовательно, о наличии вины в противоправных действиях предпринимателя.

Имеющиеся в материалах дела доказательства суд в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ и статьей 71 АПК РФ находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными в своей совокупности для признания предпринимателя виновной в совершении вмененного административного правонарушения.

Следовательно, факт правонарушения и вина предпринимателя, являются доказанными.

Доказательств наличия исключительного случая, при котором подлежат применению положения статьи 2.9 КоАП РФ, материалы дела не содержат и предпринимателем не представлено.

Поскольку оборот алкогольной продукции находится под особым государственным контролем, обеспечивающим защиту жизни и здоровья граждан, а совершенное предпринимателем административное правонарушение посягает на безопасность жизни, здоровья граждан, грубо нарушает установленный государством порядок при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, данное административное правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и в связи с этим не может быть признано малозначительным.

Производство по делу об административном правонарушении осуществлено министерством в соответствии с процессуальными требованиями и соблюдением прав предпринимателя, в том числе при составлении протокола об административном правонарушении.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.

При таких обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах нарушения требований Закона № 171-ФЗ, суд привлекает ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, что влечет наложение  административного штрафа от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Учитывая, что оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих ее легальность, создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства в виде защиты экономических интересов Российской федерации, то правовых оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП у суда не имеется.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Административное наказание должно отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.

Судом установлено, что предприниматель включена в Единый реестр субъектом малого и среднего предпринимательства с категорией «микропредприятие».

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

Доказательства повторности совершения однородного правонарушения материалы дела не содержат.

Принимая во внимание изложенное, характер допущенного нарушения, суд полагает возможным назначить предпринимателю наказание в виде административного штрафа в минимальном размер санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ.

Наказание в таком размере (10 000 рублей) с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела отвечает принципам юридической ответственности, соответствует характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей и сможет обеспечить достижение цели административного наказания, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для предпринимателя.

Указанный размер административного штрафа обладает разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой законодательства запретов, и отвечает предназначению государственного принуждения, которое заключается в превентивном использовании соответствующих юридических средств.

Разрешая вопрос об изъятой протоколом № 158-2.1/2019 от 06.06.2019 в порядке статьи 27.10 КоАП РФ алкогольной продукции, суд приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 3.3 КоАП РФ если санкция административной нормы предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья вправе назначить лишь основное наказание.

Применительно к категории дел об административных правонарушениях, совершенных в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, такое исключение установлено частью 3 статьи 3.7 КоАП РФ, а именно: орудие совершения или предмет административного правонарушения, которые изъяты из оборота, подлежат изъятию из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение.

Статьей 25 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что в указанных в пункте 1 случаях этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) признаются находящимися в незаконном обороте, а поэтому подлежат изъятию и направлению на уничтожение в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В пункте 15.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» также разъяснено, что если в ходе судебного разбирательства с очевидностью установлено, что вещи, явившиеся орудием совершения или предметом административного правонарушения и изъятые в рамках принятия мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, изъяты из оборота или находились в незаконном обороте (этиловый спирт, алкогольная или спиртосодержащая продукция, о которых упоминает статья 25 Закона № 171-ФЗ, контрафактная продукция), то в резолютивной части решения суда указывается, что соответствующие вещи возврату не подлежат, а также определяются дальнейшие действия с такими вещами (например, в отношении этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции – в соответствии с Законом № 171-ФЗ).

Следовательно, орудия совершения и (или) предметы административных правонарушений, находящихся в незаконном обороте, подлежат не конфискации, а изъятию из незаконного владения лица, совершившего административное деяние.

Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» утверждены Правила уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ, а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 данного Федерального закона.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что обнаруженная в магазине «Анюта» алкогольная продукция находилась в объекте торговле в нарушение статей 10.2 и 16 Закона № 171-ФЗ без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота данной продукции.

Таким образом, поскольку в рассматриваемом случае конфискация как дополнительное наказание за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.16 КоАП РФ, не может быть применена к предпринимателю, а также учитывая принятые министерством меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (изъятие товара), то суд, учитывая положения пункта 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ и абзаца второго пункта 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ, направляет изъятую алкогольную продукцию, отраженную приложении № 1 к акту осмотра от 06.06.2019 № 205/вн за №№ 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15 (в количестве 6 банок), 16 (в количестве 19 банок), 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 (в количестве 3 банок),на уничтожение в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Аналогичная правовая позиция отражена в «Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018.

Согласно материалам дела данная алкогольная продукция передана министерством на хранение в АО «Росспиртпром» (<...>, тел. <***>) по акту приема-передачи от 21.06.2019 № у7-5651/09, в котором указано, что продукция будет находиться по адресу: <...>, ОСП «Владивосток».

 Из материалов дела также усматривается, что в составе изъятой алкогольной продукции находится пиво пяти наименований, а именно:

 - пиво «Балтика кулер светлое», объемом 0,47 литра, крепостью 4,7%, дата розлива 02.04.2019, производство Балтика-Хабаровск, по цене 78 руб­лей, в количестве 20 бутылок (пункт 5 приложения № 1 к акту проверки);

- пиво светлое «Балтика экспортное № 7» пастеризованное, объемом 0,9 литра, крепостью 5,4%, дата розлива 20.11.2018, производство: Тульский пивзавод, по цене 135 рублей, в количестве 11 банок (пункт 10 приложения       № 1 к акту проверки);

- пиво светлое «Туборг Грин», объемом 0,45 литра, крепостью 4,6%, дата розлива 18.11.2018, производство: Балтика-Хабаровск, по цене 100 руб­лей, в количестве 24ж/банок (пункт 15 приложения № 1 к акту проверки);

- пиво светлое «Балтика-Кулер», объемом 0,45 литра, крепостью 4,7%, дата розлива 28.08.2017, производство: Балтика-Хабаровск, по цене 78 руб­лей, в количестве 24ж/банок  (пункт 16 приложения № 1 к акту проверки);

- пиво светлое «Балтика крепкое № 9», объемом 0,45 литра, крепостью 8%, дата розлива 14.12.2017, производство: Балтика-Хабаровск, по цене 78 рублей, в количестве 24 ж/банок (пункт 23 приложения № 1 к акту проверки),

в отношении которых в ходе административного расследования министерством установлено соответствие даты розлива, указанной на таре, информации в отчете ЕГАИС и представленных предпринимателем товарно-транспортных накладных № 89 от 06.06.2019 и № 90 от 07.06.2019.

Следовательно, легальность производства и оборота данной алкогольной продукции, которая предлагалась к продаже в проверяемом торговом объекте, подтверждена сопроводительными документами в соответствии с требованиями статьи 10.2Закона № 171-ФЗ.

Поскольку такая продукция не является предметом рассматриваемого административного правонарушения, то в соответствии частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ данный товар подлежат возврату предпринимателю.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 и 206 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить заявление Министерства торговли и продовольствия Сахалинской области, зарегистрированного в Едином государственном реестре юридических лиц 22.12.2015 за основным государственным регистрационным номером 1156501010236 (ИНН <***>), расположенного по адресу:                         <...>.

Привлечь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированную в качестве индивидуального предпринимателя 16 сентября 1996 года администрацией Томаринского района Сахалинской области за регистрационным номером 45/96 (ОГРН <***>, ИНН <***>), проживающую по адресу: <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 10 000 рублей, который подлежит перечислению в доход бюджета по реквизитам: получатель – УФК по Сахалинской области (Министерство торговли и продовольствия Сахалинской области), ИНН – <***>, КПП – 650101001, банк – Отделение Южно-Сахалинск г. Южно-Сахалинск, БИК – 046401001, ОКТМО – 64701000, КБК – 03511608010010000140, расчетный счет – <***>.

Алкогольную продукцию, изъятую протоколом изъятия вещей и документов от 06.06.2019 № 158-2.1/2019 и отраженную в приложении № 1 к акту проверки от 06.06.2019 № 205/вн за №№ 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15 (в количестве 6 банок), 16 (в количестве 19 банок), 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 (в количестве 3 банок), направить на уничтожение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 изъятую протоколом изъятия вещей и документов от 06.06.2019      № 158-2.1/2019 и отраженную в приложении № 1 к акту проверки от 06.06.2019 № 205/вн  алкогольную продукцию за № 5 (в количестве 20 бутылок), № 10 (в количестве 11 банок), № 15 (в количестве 24 банок), № 16 (в количестве 24 банок), № 23 (в количестве 24 банок).

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области. В случае, если по истечении данного срока не будет подана апелляционная жалоба, решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу. Документ об уплате штрафа представить в арбитражный суд.

Если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда сведения об уплате в добровольном порядке административного штрафа не будут представлены в суд, штраф взыскивается в принудительном порядке. Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Судья                                                                                                        С.А. Киселев