ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-4415/15 от 07.04.2016 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  САХАЛИНСКОЙ  ОБЛАСТИ

693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28,

http://sakhalin.arbitr.ru  info@sakhalin.arbitr.ru

факс 460-952  тел. 460-945

Именем  Российской  Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Южно-Сахалинск                                                   Дело № А59-4415/2015

12 апреля 2016 года

Резолютивная часть решения принята 07 апреля 2016 года. Полный текст решения изготовлен 12 апреля  2016 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Орифовой В.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Се Н.Л.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 «Золушка» г. Охи (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными в части решения Государственного учреждения  - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области от 30.07.2015 № 14, решения Государственного учреждения  - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области от 25.06.2015 № 074/011/8-2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части и требования государственного учреждения  - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области от 22.07.2015 № 074/011/8-2015 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов,

в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,

У С Т А Н О В И Л :

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Золушка» г. Охи (далее – учреждение, МБДОУ детский сад № 10 г. Охи, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, с учетом уточнения, о признании незаконными решения Государственного учреждения  - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (далее – отделение) от 30.07.2015 № 14, решения Государственного учреждения  - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области (далее – управление) от 25.06.2015 № 074/011/8-2015 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части привлечения страхователя к ответственности в виде штрафа по пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) в размере 1 282 рубля 14 копеек и по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) в размере 6 864 рубля, а также доначисления к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6 410 рублей 70 копеек и приходящихся на данную сумму недоимки пеней в размере 689 рублей 39 копеек.

Одновременно учреждение просило признать незаконным выставленное управлением на основании данного решения требование от 22.07.2015 № 074/011/8-2015  об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в оспариваемых суммах.

В обоснование заявленных требований указано, что вынесенные управлением по результатам выездной проверки решение и требование в оспариваемой части противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы учреждения как страхователя. Заявитель считает, что произведенные им в проверяемом периоде выплаты в пользу работника, который имеет государственную награду, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и не признаются оплатой труда работников (вознаграждением за труд). Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. В данном случае порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты работникам, образовательных учреждений, имеющим, в том числе, государственные награды, разработан и утвержден в соответствии с Законом Сахалинской области. Такие выплаты относится к расходным обязательствам Сахалинской области и финансируется за счет средств областного бюджета. В связи с изложенным, полагает, что спорные выплаты являются дополнительными мерами социальной поддержки, не подлежат обложению, страховыми взносами и включению в базу для начисления обязательного пенсионного и медицинского страхования.

Управление в представленном отзыве с заявленными требованиями не согласилось и в их удовлетворении просило отказать, указав, что законность и обоснованность привлечения учреждения к ответственности и доначисления оспариваемых сумм недоимки, пеней, штрафов подтверждается материалами выездной проверки. Отметило, что ежемесячная денежная выплата за государственные награды РФ, не включена в установленный статьей 9 Закона № 212-ФЗ перечень расходов, оплата которых не облагается страховыми взносами. Спорные выплаты подлежат включению в расчетную базу для начисления страховых взносов, так как по своей сути являются элементом оплаты труда. Наличие трудовых отношений дает работнику право на получение ежемесячной денежной выплаты, которая зависит от занимаемой должности, стажа работы и количества отработанных часов. Вместе с тем, поскольку оплата труда и доплата государственной награды производилась учреждением в одной расчетной ведомости, перечислением в банк  работодателем, а не Министерством финансов Сахалинской области, то такие средства выплачивались последним в рамках трудовых отношений.  Также полагает, что спорные выплаты противоречат Положению о государственных наградах Российской Федерации утвержденному, Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099, поскольку государственные награды в денежном форме в статье 2 настоящего Положения не поименованы.

Отделение в представленном отзыве находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Указав, со ссылкой на  разъяснения Минздравсоцразвития России в письмах от 23.03.2010 № 647-19, от 19.05.2010 № 1239-19, от 26.05.2010 № 1343-19, что  в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты и иные вознаграждения  в пользу физических лиц, производимые в рамках трудовых правоотношений с ними, в том числе, предусмотренные  трудовыми, коллективными договорами с ра­ботниками, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 45 минут 07.04.2016.  

В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица 17.08.2000 Администрацией города Охи и района Сахалинской области за регистрационным номером 211 серии МУ,  о чем 30.10.2002 Инспекцией МНС России по Охинскому району Сахалинской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером <***>; при постановке на налоговый учет присвоен  ИНН <***>.

В связи с регистрацией в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации учреждению присвоен номер 074-011-000267.

Как следует из материалов дела, управлением в период с 26.03.2015 по 20.05.2015 проведена выездная проверка в отношении учреждения на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.

В ходе контрольных мероприятий, результаты которых зафиксированы в  акте выездной проверки от 21.05.2015 № 074/011/8-2015, установлено, в частности, что в нарушение пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ учреждением  в базу для начисления страховых взносов за 2013-2014 г.г. не были включены выплаты в пользу работника ФИО1, имеющей государственную награду Российской Федерации, в размере 64 107 рублей (в 2013 году 31 200 рублей, в 2014 году 32 907 рублей). Кроме того, в нарушение подпунктов 6 и 7 пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ учреждением недостоверно представлены индивидуальные сведения о сумме заработка (дохода) указанного работника и сумме начисленных страховых взносов - завышена необлагаемая база по статье «Гос. награда (суммой)».

По результатам рассмотрения материалов проверки начальником управления принято решение № 074/011/8-2015 от 25.06.2015 о привлечении учреждения к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах:

- по пункту 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ в размере 2326 рублей 20 копеек штрафа, в том числе 1 898 рубля 56 копеек за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, 231 рубль 16 копеек за неуплату страховых взносов на  обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии и 196 рублей 48 копеек за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- по статье 17 Закона № 27-ФЗ в размере 33 427 рублей 95 копеек штрафа за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.

Исходя из установленных проверкой нарушений указанным решением управление также предложило учреждению уплатить доначисленные суммы

страховых взносов в размере 9 492 рубля 79 копеек на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии (включая страховые взносы с сумм, превышающих предельную величину базы для начисления страховых взносов), в размере 1 155 рублей 79 копеек на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии, в размере 982 рублей 42 копеек на обязательное медицинское страхование и начисленные пени в сумме 2421 рубль 21 копейка.

В целях уплаты выявленной недоимки и приходящихся пени, штрафов управление выставило учреждению требование № 074/011/8-2015 от 22.07.2015 со сроком исполнения до 20.08.2015.

Считая ошибочными выводы управления о наличии нарушений законодательства о страховых взносах в отношении выплат работнику, имеющему государственную награду, учреждение обратилось с жалобой в Государственное учреждение  - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области.

 По результатам рассмотрения жалобы отделением принято решение от 30.07.2015 № 14, в соответствии с которым жалоба учреждения оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решениями управления и отделения в указанной части, учреждение обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В корреспонденции с изложенным частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта государственного органа (должностного лица) недействительным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие данного акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя.

Из указанных положений АПК РФ также следует, что законность оспариваемого решения и установление факта нарушения им прав и законных интересов заявителя подлежат оценке на дату его принятия органом, осуществляющим публичные полномочия. При этом предметом судебной проверке подлежат те обстоятельства, на основании которых было принято оспариваемое решение (указаны в решении).

Проверив доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования и возражений доказательства, суд находит заявление учреждения подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

На основании подпункта «а» пункта 1 части 1  статьи 5 Закона № 212-ФЗ учреждение является плательщиком страховых взносов по обязательному пенсионному, социальному  и медицинскому страхованию, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В соответствии с частью 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны, помимо прочего, правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы и представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

На основании пункта 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ на страхователя также возложена обязанность представлять в территориальные органы страховщика документы (сведения), необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о сумме дохода, на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, и о сумме начисленных страховых взносов в отношении каждого работающего у него застрахованного лица (подпункты 6 и 7).

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (часть 1 статьи 3 Закона № 212-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 данного закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. 

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 указанного закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 данного Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

В соответствии со статьей 1 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 № 360-Х, ордена, медали и почетные звания СССР являются государственными наградами СССР за особые заслуги в коммунистическом строительстве, защите социалистического Отечества, а также за иные особые заслуги перед Советским государством и обществом.

Согласно пункту «б» статьи 15 указанного нормативного акта для награждения за трудовые заслуги учреждены следующие медали СССР: медаль «За трудовую доблесть»; медаль «За трудовое отличие»; медаль «Ветеран труда».

Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 07.09.2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» (далее – Указ № 1099), пунктом 14 Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом № 1099, установлено, что лицам, удостоенным государственных наград Российской Федерации, входивших в государственную наградную систему Российской Федерации до вступления в силу названного Указа, а также на граждан Российской Федерации, удостоенным государственных наград СССР, распространяются правила, предусмотренные законодательством Российской Федерации и данным Положением, а также предоставляются меры социальной поддержки в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, медаль «Ветеран труда» является государственной наградой.

В соответствии с частью 3 статьи 26.3-1 Федерального закона  от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах  организации законодательных (представительных) и исполнительных органов  государственной власти субъектов РФ» органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11 Закона Сахалинской области от 18.03.2014 № 9-ЗО «Об образовании в Сахалинской области» (далее – Закон № 9-ЗО) в Сахалинской области работникам государственных образовательных организаций Сахалинской области и муниципальных образовательных организаций предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, ежемесячная денежная выплата работникам государственных образовательных организаций Сахалинской области и муниципальных образовательных организаций, имеющим государственные награды Российской Федерации. В отношении таких работников, осуществляющих трудовую деятельность в образовательных организациях, расположенных на территории муниципальных образований городского округа «Охинский» и «Городской округ Ногликский», размер данной выплаты составляет 2600 рублей.

Указанная ежемесячная денежная выплата выплачиваются в порядке, установленном Правительством Сахалинской области. Размер индексации ежемесячной денежной выплаты ежегодно устанавливается законом Сахалинской области об областном бюджете Сахалинской области на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Аналогичные положения содержались в статье 10 Закона Сахалинской области от 01.08.2008 № 75-ЗО «Об образовании в Сахалинской области», действовавшего до вступления в законную силу Закона № 9-ЗО.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 01.02.2013 № 39 утвержден Порядок  предоставления  ежемесячной  денежной выплаты работникам, которым присвоены  почетные звания  Сахалинской области и Российской Федерации, и работникам образовательных учреждений, имеющим государственные награды Российской Федерации (далее – Порядок № 39).

Согласно пунктам 1, 1.2 Порядка № 39 данный нормативный акт определяет правила предоставления ежемесячных денежных выплат (далее – ЕДВ) работникам образовательных учреждений, которым присвоены почетные звания, а также работникам, имеющим государственные награды Российской Федерации.

В силу пункта 3 Порядка № 39 для реализации своего права на получение ЕДВ заявитель предоставляет работодателю по основному месту работы следующие документы: заявление на имя руководителя органа, осуществляющего выплату ЕДВ, с указанием выбранного способа перечисления ЕДВ (через почтовое отделение связи или на счет получателя в кредитной организации), номера лицевого счета заявителя в кредитной организации и реквизитов банка для перечисления ЕДВ; копии документов о присвоении почетного звания Сахалинской области и Российской Федерации, государственной награды Российской Федерации, паспорта Российской Федерации с представлением подлинников указанных документов либо нотариально заверенные копии таких документов.

Органом, осуществляющим выплату ЕДВ в отношении работников государственных образовательных учреждений, является министерство образования Сахалинской области.

Пунктом 4 Порядка № 39 предусмотрено, что работодатель обязан проверить предоставленные документы, указанные в пункте 3 названного Порядка, заверить их и в течение 10 рабочих дней направить сопроводительным письмом с указанием занимаемой должности и периода работы в учреждении заявителя соответствующему органу, осуществляющему выплату ЕДВ.

ЕДВ начисляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем подачи документов, указанных в пункте 3 данного нормативного акта, а с 1 января 2013 года - работникам, которым присвоены соответствующие почетные звания и получившим государственные награды Российской Федерации ранее этой даты (пункт 5 Порядка № 39).

В соответствии с пунктом 6 Порядка № 39 осуществление бюджетным учреждением и автономным учреждением полномочий органа исполнительной власти Сахалинской области по публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, и их финансовому обеспечению осуществляется в Порядке, утвержденном постановлением Правительства Сахалинской области от 19.10.2010 № 505.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 19.10.2010 № 505 утвержден Порядок осуществления бюджетным учреждением и автономным  учреждением полномочий  органа исполнительной власти Сахалинской области по публичным обязательствам перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме, и их финансовому обеспечению (далее – Порядок  № 505).

Согласно пункту 2 Порядка № 505 под публичными обязательствами понимаются публичные обязательства Сахалинской области перед физическим лицом, подлежащие исполнению учреждением от имени органа исполнительной власти в денежной форме в установленном законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок индексации и не подлежащие включению в нормативные затраты на оказание государственных услуг.

В силу пункта 5 Порядка № 505 орган исполнительной власти в течение месяца со дня утверждения ему в установленном порядке как главному распорядителю средств областного бюджета соответствующих бюджетных ассигнований на исполнение публичных обязательств принимает правовой акт об осуществлении учреждением полномочий органа исполнительной власти по исполнению публичных обязательств, информация об исполнении которых согласована с министерством финансов Сахалинской области.

На основании пункта 8 указанного нормативного акта учреждение в течение 5 рабочих дней со дня получения копии приказа (выписки из приказа) представляет в министерство финансов Сахалинской области документы, необходимые для открытия лицевого счета, указанного в подпункте «д» пункта 6 названного Порядка, органу исполнительной власти как получателю бюджетных средств в порядке, установленном министерством финансов Сахалинской области. Основанием для открытия указанного лицевого счета является копия приказа (выписка из приказа).

Исходя из пунктов 9, 10 Порядка № 505 финансовое обеспечение осуществления учреждением полномочий органа исполнительной власти по исполнению публичных обязательств осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели. Учреждение осуществляет оплату денежных обязательств по исполнению публичных обязательств от имени органа исполнительной власти на основании платежных документов, представленных им в министерство финансов Сахалинской области.

Как следует из материалов дела, между МБДОУ детский сад № 10 г. Охи (работодатель) и ФИО1 (работник) заключен трудовой договор от 01.07.1994 № 2, а также дополнительное соглашение к нему от 12.03.2015 № 20.

Указанное лицо имеет государственную награду, а именно, решением исполкома Сахалинского областного Совета народных депутатов от 26.08.1987 ФИО1 награждена медалью «Ветеран труда», выдано удостоверение от 27.03.1996 серии Ж № 72816.

Согласно представленным в материалы дела приказам заведующей МБДОУ детский сад № 10 г. Охи, расчетным ведомостям, в 2013-2014 годах указанному сотруднику, имеющему государственную награду, учреждение осуществляло ежемесячные денежные выплаты в установленных размерах (в том числе с учетом индексации в 2014 году).

Поскольку данные выплаты производились учреждением в связи с наличием у данного работника государственной награды, на основании вышеприведенных правовых норм суд приходит к выводу о том, что спорные выплаты производились страхователем вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности.

Рассматриваемая ежемесячная денежная выплата не входит в состав заработной платы работников, поскольку не является вознаграждением за осуществление ими конкретной трудовой функции, определенной трудовым договором с учреждением, ее размер не обусловлен квалификацией работника, сложностью, количеством, качеством и условиями выполняемой работы.

Не относится такая выплата и к числу компенсационных, под которыми в силу части 1 статьи 129 Трудового кодекса РФ понимаются доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные.

По своему характеру спорная выплата также отличается от стимулирующих выплат  - доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат, поскольку такие выплаты, наряду с компенсационными, входят в состав заработной платы, и как следствие, связаны с поощрением деятельности работника в условиях труда у конкретного работодателя. В то же время выплата денежных средств в связи с наличием государственной награды – медали «Ветеран труда» является поощрением лица со стороны государства за его особые трудовые заслуги перед государством и обществом.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что спорные выплаты произведены учреждением в соответствии с Законом Сахалинской области, за счет средств бюджета Сахалинской области, и относятся к государственным пособиям, а потому не подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов в силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.

Доказательств обратного, в том числе наличие фактов нецелевых выплат, материалы дела не содержат.

Доводы управления о том, что осуществление денежных выплат в пользу работников обусловлено наличием у них трудовых отношений с учреждением, отклоняются судом, поскольку такие трудовые отношения с заявителем являются лишь условием получения права на ежемесячную денежную выплату работнику, имеющему государственную награду.

Сам по себе факт трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера не признаются оплатой труда работников, в том числе потому, что не предусмотрены трудовыми договорами, заключенными с работниками.

Аналогичные выводы при схожих обстоятельствах нашли отражение в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 по делу № А59-3796/2015.

Доводы управления о том, что спорные выплаты являются вознаграждением работников за труд, поскольку они осуществлялись не Министерством финансов Сахалинской области, а учреждением на основании приказов, по одной с оплатой труда расчетной ведомости посредством перечисления в банк, судом не отклоняются как несостоятельные.

На основании вышеприведенных положений Порядка № 39, а также Порядка № 505 органом, осуществляющим выплату ЕДВ в отношении работников государственных образовательных учреждений, является министерство образования Сахалинской области. В то же время в силу прямого указания пункта 10 Порядка № 505 учреждение не лишено права производить оплату денежных обязательств по исполнению публичных обязательств от имени органа исполнительной власти на основании платежных документов, представленных им в министерство финансов Сахалинской области.

Доказательств того, что спорные выплаты осуществлялись не в соответствии с приведенными выше нормативными актами Сахалинской области и не за счет областного бюджета, материалы дела не содержат и управлением не представлено.

Проверив в судебном заседании оспариваемые суммы недоимки, пени и штрафов на предмет их соответствия спорным обстоятельствам, судом нарушений не выявлено.

Возражений относительно произведенного заявителем расчета оспариваемых сумм управлением и отделением не представлено.

При таких обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах  управление неправомерно по результатам выездной проверки подвергло учреждение ответственности по пункту 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ в размере 1 282 рубля 14 копеек штрафа и по статье 17 Закона № 27-ФЗ в размере 6 864 рубля штрафа, а также доначислило к уплате 6 410 рублей 70 копеек страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и приходящихся на данные суммы взносов пени в размере 689 рублей 39 копеек.

Следовательно, решение управления от 25.06.2015 № 074/011/8-2015 в этой части подлежит признанию незаконным.

Также подлежит признанию незаконным в указанных выше частях решение Государственного учреждения  - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области   от 30.07.2015 № 14,  поскольку не содержит иных выводов, в связи с чем, решение управления было оставлено без изменения.

Поскольку оспариваемое требование от 22.07.2015 № 074/011/8-2015 вынесено управлением на основании данного решения от 25.06.2015 № 074/011/8-2015, то оно также является незаконным в пределах указанных сумм недоимки, пеней и штрафов.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании данного акта недействительным.

В связи с вышеизложенным, требования заявителя, с учетом уточнения, подлежат удовлетворению полностью.

Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы возлагаются на стороны пропорционально удовлетворенной части иска.

Как следует из материалов дела, при подаче заявления учреждение в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской федерации уплатило государственную пошлину в размере 6 000 рублей по платежным поручениям от 23.09.2015 № 13451, от 14.10.2015 № 14931.

Принимая во внимание результат рассмотрения настоящего дела, а также то, что законодательством не предусмотрено освобождение органов управления государственными внебюджетными фондами РФ от возмещения судебных расходов в случае принятия решения не в их пользу, суд в силу статьи 110 АПК РФ относит 6000 рублей государственной пошлины на управление.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконными решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 25.06.2015 № 074/011/8-2015 и требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, штрафов от 22.07.2015 № 074/011/8-2015, вынесенные государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области,в части наложения на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Золушка» г. Охи штрафа в размере 1 282 рубля 14 копеекпо пункту 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», штрафа в размере 6 864 рубля по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также доначисления к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6 410 рублей 70 копеек и приходящихся на данные суммы взносов пеней в размере 689 рублей 39 копеек, как несоответствующие названным Федеральным законам.

Признать незаконным решение государственного учреждения  - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области от 30.07.2015 № 14 по результатам рассмотрения жалобы  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 «Золушка» г. Охи  на решение государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 25.06.2015 № 074/011/8-2015,  в указанных выше частях.

Взыскать с государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Охинскому району Сахалинской области в пользу муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 «Золушка» г. Охи судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья                                                                                    В.С. Орифова