ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-4436/16 от 16.12.2016 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28,

http://sakhalin.arbitr.ru info@sakhalin.arbitr.ru

факс 460-952 тел. 460-945

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-4564/2016

23 декабря 2016 года

Резолютивная часть решения вынесена 16.12.2016. Решение в полном объеме изготовлено 23.12.2016.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Логиновой Е.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевой Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Сахалинской области с учетом уточнений о признании незаконным бездействия администрации Поронайского городского округа Сахалинской области, Собрания Поронайского городского округа, выразившееся в непредставлении в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области в установленные законом сроки карты (плана) объекта землеустройства – территории Поронайского городского округа, документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в разрешении на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства: «Группа малоэтажных многоквартирных жилых домов в 146 метрах по направлению на юго-восток от жилого дома №30 по ул. Октябрьской в г. Поронайске, 18-квартирный жилой дом», «Многоквартирный жилой дом в районе жилых домов №88, 90 по ул. Октябрьской в г. Поронайске», а также о возложении обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить указанные документы,

при участии:

от заявителя – ФИО1 личность удостоверена по удостоверению ТО № 212597,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Сахалинской области (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Поронайского городского округа Сахалинской области (далее – администрация), выразившееся в непредставлении в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области» в сроки, установленные законом, документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или заменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны; документа, воспроизводящего содержащиеся в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию сведения; возложении обязанности принять меры по предоставлению в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области» в сроки, установленные законом, документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или заменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, кроме поселка Вахрушево; документа, воспроизводящего содержащиеся в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию сведения.

Определением суда от 29.09.2016 заявление принято к производству, возбуждено дело. Одновременно суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне прокурора – филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области» (далее - учреждение). Определением суда от 25.10.2016 дело назначено к судебному разбирательству на 15.11.2016 на 11 час. 30 мин. В судебном заседании объявлялся перерыв до 14 час. 15 мин. 23.11.2016. Информация об объявленном судом перерыве размещена на сервисе «Картотека арбитражных дел» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Определением от 23.11.2016 судебное разбирательство отложено до 16.12.2016 до 10 час. 00 мин. Одновременно судом в качестве соответчика привлечено Собрание Поронайского городского округа (далее - собрание).

В обоснование заявленных требований прокурор в заявлении, пояснениях и уточнениях и его помощник в судебном заседании указали, что прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о государственном кадастровом учёте, о развитии малого и среднего предпринимательства, в ходе которой установлено, что решением Собрания Поронайского городского округа от 16.12.2015 № 243 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Поронайский городской округ, а 31.03.2016 и 30.06.2016 главным архитектором Поронайского городского округа выданы разрешения №№ 65-319-07-2016, 65-319-13-2016 на ввод в эксплуатацию многоквартирных жилых домов по ул. Октябрьской, 88 «А», ул. Торговой, 4 в г. Поронайске. Вместе с тем, несмотря на требования части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», сведения, содержащиеся в данных документах, не были направлены в орган кадастрового учета. Более того, в соответствии с частями 5, 6 статьи 15 указанного федерального закона, пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 № 71, в случае принятия органом местного самоуправления решения об утверждении правил землепользования и застройки или внесения в них изменений в орган кадастрового учета органом местного самоуправления в течение шести месяцев принятия решения об утверждении указанных документов должна бать направлена карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве». При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 № 71. Вместе с тем, карта (план) в адрес органа кадастрового учета направлена не была. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией допущено бездействие, противоречащее нормам Федерального закона № 221-ФЗ и вынесенным во исполнение данного закона другим нормативным актам. Несоблюдение администрацией требований нормативных правовых актов о представлении необходимых сведений в орган кадастрового учета влечет нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности и других заинтересованных лиц, в том числе юридических лиц, так как не позволяет определить соответствует ли выбранный ими вид использования земельною участка разрешенному, установить возможность его использования в выбранных целях, а также препятствует устойчивому развитию и функционированию социально - экономического процесса, расширению улучшению спектра коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность.

В последующем прокурором заявленные требования неоднократно уточнялись, в последних из представленных уточнений от 13.12.2016 № 8-1174-2016 прокурор просил признать незаконным бездействие и администрации и городского собрания муниципального образования, выразившееся в непредставлении в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области в установленные законом сроки карты (плана) объекта землеустройства – территории Поронайского городского округа, документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в разрешении на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства: «Группа малоэтажных многоквартирных жилых домов в 146 метрах по направлению на юго-восток от жилого дома №30 по ул. Октябрьской в г. Поронайске, 18-квартирный жилой дом», «Многоквартирный жилой дом в районе жилых домов №88, 90 по ул. Октябрьской в г. Поронайске». Также прокурор просил в качестве способа восстановления нарушенного права возложить на указанные органы местного самоуправления обязанность направить указанные документы в орган кадастрового учета в течение шести месяцев. Обосновывая заявленные уточнения, прокурор указал на то, что оспариваемое бездействие допущено как Собранием Поронайского городского округа, принявшим решение об утверждении правил землепользования и застройки, так и Администрацией, принявшей решение о направлении на утверждение правил землепользования и застройки и выдавшей разрешения на строительства. В судебном заседании пояснил, что согласно информации, представленной кадастровой палатой от 28.11.2016 №исх-1331, до настоящего времени карта (план) объекта землеустройства - территории Поронайского городского округа в орган кадастрового учета не представлена также, как и не представлены документы, воспроизводящие сведения, содержащиеся в разрешении на ввод эксплуатацию объектов капитального строительства: «Группа малоэтажных многоквартирных жилых домов в 146 метрах по направлению на юго-восток от жилого дома №30 по ул. Октябрьской в г. Поронайске, 18-квартирный жилой дом; «Многоквартирный жилой дом в районе жилых домов №88, 90 по ул. Октябрьской в г. Поронайске». В судебном заседании помощник прокурора поддержала уточненные требования от 13.12.2016 № 8-1174-2016 в полном объеме по основаниям, содержащимся как в заявлении, так и в дополнениях и уточнениях к нему, просила суд их удовлетворить.

Администрация в отзывах с требованиями прокурора не согласилась, указав, что администрацией обязанность по направлению документов для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости исполнена 01.09.2016, что подтверждается сопроводительным письмом от 01.09.2016 № 02/4540/16, отчетом о переданных данных от 02.09.2016 и распечатки письма электронной почты. Ранее указанные документы не представлялось возможным направить в связи с затруднениями при приведении документов в соответствующий формат для их направления в соответствии с требованиями, содержащимися в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 № 71, и приказом Росреестра от 01.08.2014 № П/369. В настоящее время техническая возможность использовать единую систему межведомственного электронного взаимодействия для представления документов, необходимых для государственного кадастра недвижимости, в орган кадастрового учета налажена, в связи с чем обязанность по направлению указанных сведений администрацией исполняется в установленные сроки. Также администрацией указано, что ни одним муниципальным образованием не выполнены требования по объективным причинам, поскольку как следует из письма филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Сахалинской области от 01.09.2016 № 1027 в настоящее время не утверждена форма документа, содержащего сведения о границах зон. Более того, согласно письма ГБУ СО «СОЦИ» от 01.10.2016 № 4.01-874/16сэд посредством информационного взаимодействия в орган кадастрового учета органом местного самоуправления возможно направлять лишь ограниченный перечень документов, в который указанные в заявлении прокурора документы не входят.

Администрация в судебное заседание своего представителя не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, направила в суд ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие ее представителя.

ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», привлеченное к участию в настоящем деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, в отзыве и дополнениях к нему, подготовленным его филиалом в Сахалинской области, указало, что в действующем законодательстве установлена не только обязанность по направлению сведений, содержащихся в правилах землепользования и застройки и в разрешениях на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, но и требования к срокам направления данных сведений и формам их направления. В частности, в соответствии с частями 5, 6 статьи 15 Федерального закона № 221-ФЗ карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью изготовившего ее лица. Правила направления органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме, утверждены постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 № 71, Форма карты-плана объекта землеустройства и требования к ее составлению были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению». Xml-схема карты (плана) объекта землеустройства была утверждена Приказом Росреестра № П/369 от 01.08.2014. В случае, предусмотренном пунктом 5 настоящих Правил, карта (план) изготавливается в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой в соответствии с правилами землепользования и застройки. В соответствии с пунктом 18 Постановления № 71 при информационном взаимодействии документы, в том числе карта (план) объекта землеустройства, представляются в виде электронных с использованием единой системы межведомственного информационного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭФ). Ни один из органов местного самоуправления не предоставлял в Филиал карты (планы) объекта землеустройства посредством СМЭФ. При отсутствии у органов местного самоуправления технической возможности использовать единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия органы местного самоуправления представляют документы, необходимые для ведения государственного кадастра недвижимости, в орган кадастрового учета с использованием сайта органа кадастрового учета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или на электронных носителях. Вместе с тем, посредством направления документов на сайт органа кадастрового учета через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» документы, необходимые для ведения государственного кадастра недвижимости, также не поступали. Допустимым способом направления требуемых документов, является их представление на электронных носителях в орган кадастрового учета. Так, в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30 апреля 2014 № П/203 «О размещении на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Требований к электронным образам бумажных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе, представляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления» утверждены требования к электронным образам бумажных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе, представляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Согласно положениям данного приказа электронные образы бумажных документов оформляются в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе. Электронный образ документа должен обеспечить визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух или более листов, электронный образ такого бумажного документа формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать режим сканирования документа "оттенки серого" с разрешением 200 dpi. Также приказом Росреестра № П/369 от 01.08.2014 г. «О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде» также была утверждена XML-схема, используемая для формирования xml-документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в решении (соглашении, уведомлении) уполномоченного органа об установлении, изменении, прекращении существования зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объекта культурного наследия или его зон охраны, особых экономических зон, при осуществлении информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости. Вместе с тем, ни одним из указанных способов документы не поступали.

В судебное заседание ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и филиал указанного учреждения в Сахалинской области своего представителя не направило, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом.

Собрание Поронайского городского округа, привлеченное к участию в деле в качестве соответчика, свою позицию по спору не выразило, отзыв не представило, в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом.

В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте его проведения надлежащим образом и ненаправивших в судебное заседание своих представителей.

Заслушав в судебном заседании прокурора и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что прокуратурой в рамках проведения проверки соблюдения законодательства о государственном кадастровом учете, о развитии малого и среднего предпринимательства на территории муниципальных образований Сахалинской области установлено, что решением Собрания Поронайского городского округа от 16.12.2015 № 243 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования Поронайский городской округ, которые согласно скриншоту с официального сайта Собрания Поронайского городского округа размещены на данном сайте и опубликованы 17.12.2015. Решением Собрания Поронайского городского округа от 29.04.2016 № 281 утверждены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования Поронайский городской округ, утвержденные решением Собрания Поронайского городского округа от 16.12.2015 № 243, которые согласно скриншоту с официального сайта Собрания Поронайского городского округа размещены на данном сайте и опубликованы 04.05.2016. Согласно данному решению изменения внесены в градостроительный регламент для территориальных зон Ж-1, П-3.

31.03.2016 администрацией Поронайского городского округа выдано разрешение № 65-319-07-2016 на ввод в эксплуатацию объекта именуемого «Группа малоэтажных многоквартирных жилых домов в 146 метрах по направлению на юго-восток от жилого дома № 30 по ул. Октябрьской в г. Поронайске, 18-квартирный жилой дом».

30.06.2016 администрацией Поронайского городского округа выдано разрешение № 65-319-13-2016 на ввод в эксплуатацию объекта именуемого «Многоквартирный жилой дом в районе жилых домов № 88, 90 по ул. Октябрьской в г. Поронайске».

В рамках проверки прокурором получено письмо от учреждения от 01.08.2016 № 902, в котором последнее в ответ на обращение прокурора указало, что в филиал документы об утверждении правил землепользования и застройки, об утверждении проекта межевания территории, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями территорий, об изменении вида разрешенного использования земельных участков, о переводе жилого помещения в нежилое от органов местного самоуправления Сахалинской области в соответствии со статей 15 Закона о кадастре не поступали, за исключением случая направления в филиал администрацией Корсаковского городского округа документов об утверждении проекта межевания территории в целях внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений. Документы, содержащие сведения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства, в текущем году в филиал направлялись только администрациями МО «ГО Ногликский» и МО «Макаровский ГО».

17.08.2016 помощником прокурора были отобраны объяснения у главного архитектора Отдела архитектуры аппарата администрации Поронайского городского округа ФИО2, которая пояснила, что сведения о выданном 30.06.2016 разрешении № 65-319-13-2016 на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в учреждение не направлялись в связи с отсутствием информационного взаимодействия.

Полагая, что со стороны администрации имеется незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности установленной в статье 15 Закона о кадастре в части направления в орган кадастрового учета сведений в связи с утверждением правил землепользования и застройки и внесением в них изменений, выдаче разрешений на строительство, заместитель прокурора Сахалинской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно субъектов предпринимательской деятельности и других заинтересованных лиц, в том числе юридических лиц, ввиду того, что оспариваемое бездействие не позволяет определить соответствует ли выбранный ими вид использования земельного участка разрешенному, установить возможность его использования в выбранных целях, а также препятствует устойчивому развитию и функционированию социально - экономического процесса, расширению улучшению спектра коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность.

Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленных требований и возражений доказательства, суд находит заявление прокурора в части подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с часть 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» разъяснено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (абзац первый части 1 статьи 52. часть 2 статьи 198 АПК РФ).

Приведенные разъяснения применяются и при оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии с частями 2, 4, 5, 6 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно частями 5, 6 статьи 31 ГрК РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).

Согласно частям 11, 15, 16 статьи 31 ГрК РФ глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний. Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки, протоколов публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

В силу частей 1-3 статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту. Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

Согласно пункту 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ, Федеральный закон № 221-ФЗ, Закон о кадастре) органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об утверждении правил землепользования и застройки.

Таким образом из приведенных положений Закона № 221-ФЗ следует, что в случае принятия органами местного самоуправления решений об утверждении правил землепользования и застройки указанные органы должны направлять в орган кадастрового учета необходимые документы для внесения сведений в государственный кадастр. То есть в указанной норме установлена определенная обязанность, при этом субъектом, в отношении которого она установлена, является орган местного самоуправления, принявший решение об утверждении правил землепользования и застройки.

Согласно приведенным выше нормам градостроительного законодательства Российской Федерации органом, уполномоченным на принятие решение об утверждении правил землепользования и застройки, является представительный орган местного самоуправления. Применительно к настоящему спору это Собрание Поронайского городского округа.

Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона № 221-ФЗ обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 части 1 статьи 15 Закона № 221-ФЗ является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее – Закон № 78-ФЗ).

Аналогичные требования установлены и в пункте 17 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 № 71 (далее – Правила № 71). При этом в соответствии с пунктами 5, 17 Правил № 71 карта (план) объекта землеустройства направляется в орган кадастрового учета не только в случае утверждения правил землепользования и застройки, но и в случае внесения в них изменений.

В силу положений статьи 20 Закона № 78-ФЗ карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.

При этом объектом землеустройства, исходя из положений статьи 1 Закона № 78-ФЗ, являются территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части указанных территорий и зон.

Согласно положениям статьи 20 Закона № 78-ФЗ карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 15 Закона № 221-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 статьи 15 Закона № 221-ФЗ, а в случае, если в соответствии с частью 5 статьи 15 Закона № 221-ФЗ требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в части 1 статьи 15 Закона № 221-ФЗ решений. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.

Из изложенного следует, что в случае принятия решений об утверждении правил землепользования и застройки или внесения в них изменений в орган кадастрового учета должны направляться не только документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, как на то указано в части 1 статьи 15 Закона № 221-ФЗ, пункте 5 Правил № 71, но и карты (планы) объекта землеустройства. При этом документы для внесения в государственный кадастр недвижимости должны быть направлены в течение пяти рабочих дней с момента вступления в силу решений об утверждении правил землепользования и застройки, а карта (план) – по истечении шести месяцев с даты принятия таких решений.

Указанное, а также анализ приведенных выше положений статей 1, 20 Закона № 78-ФЗ означает, что карта (план) объекта землеустройства изготавливается после принятия решения об утверждении правил землепользовании и застройки на основании данных, содержащихся в указанных правилах.

Данный вывод подтверждается и тем, что в соответствии с пунктом 17 Правил № 71 карта (план) объекта землеустройства изготавливается в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой в соответствии с правилами землепользования и застройки. При этом как было указано ранее карта градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон, является составной частью правил землепользования и застройки (части 2, 4 статьи 30 ГрК РФ).

В соответствии с частями 1-3, 10, 11 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования является коллегиальным органом, уполномоченным на принятие нормативных правовых актов муниципального образования, а также на принятие решений организационного характера. Так, в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 25 Устава муниципального образования Поронайский городской округ, принятый решением Собрания Поронайского городского округа от 13.03.2013 № 35 (далее - Устав), собрание городского округа является представительным органом муниципального образования, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. В соответствии со статьей 26 Устава собрание наделено исключительной компетенцией по решению вопросов, указанных в пункте 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ. Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 26 Устава собрание также наделено следующими полномочиями по решению вопросов местного значения: принимает решение о назначении местного референдума; утверждает порядок реализации правотворческой инициативы граждан; устанавливает границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление; утверждает порядок регистрации Устава территориального общественного самоуправления; утверждает порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения объектов и необходимых средств из местного бюджета; утверждает порядок организации и проведения публичных слушаний; утверждает порядок назначения и проведения собраний и конференций граждан, а также полномочия собрания граждан; утверждает порядок назначения и проведения опроса граждан; принимает решение о самороспуске; оформляет решение о досрочном прекращении полномочий депутата в соответствии с законодательством; образует контрольно-счетную палату городского округа; формирует в соответствии с законодательством избирательную комиссию городского округа; утверждает структуру органов местного самоуправления по представлению руководителей соответствующих органов местного самоуправления; принимает решения по вопросам организации деятельности Собрания городского округа; утверждает регламент Собрания городского округа; утверждает своим решением годовые отчеты о деятельности Собрания и публикует их в средствах массовой информации; утверждает порядок проведения депутатского расследования; утверждает порядок привлечения заемных средств, выпуск муниципальных ценных бумаг; определяет в соответствии с законодательством порядок предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; определяет в соответствии с законодательством условия приобретения, создания, преобразования объектов муниципальной собственности; определяет общий порядок передачи объектов муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, порядок сдачи в аренду, отчуждения или приобретения муниципальной собственности, иных сделок с имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определяет условия и порядок приватизации муниципальных предприятий; вносит представления в органы государственной власти об установлении и изменении границ городского округа; обладает правом законодательной инициативы в Сахалинской областной Думе; присваивает звание "Почетный гражданин Поронайского городского округа"; утверждает методики расчета и базовые ставки арендной платы; утверждает Реестр муниципального имущества; утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городского округа, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городского округа, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации; утверждает инвестиционные программы организаций коммунального комплекса по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов; устанавливает надбавки к ценам (тарифам) для потребителей; устанавливает нормативы платежей, а также льгот по ним, относящимся к ведению местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством; организует профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование председателя Собрания Поронайского городского округа и его заместителя, депутатов и муниципальных служащих Собрания Поронайского городского округа, организует подготовку кадров для муниципальной службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об образовании и законодательством Российской Федерации о муниципальной службе; утверждение и внесение изменений в местные нормативы градостроительного проектирования; устанавливает размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда; принимает решение об утверждении и внесении изменений в генеральный план городского округа; принимает решение об утверждении и внесении изменений в правила землепользования и застройки городского округа; принимает решение об утверждении и внесении изменений в Порядок проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания городского округа.

Из изложенного следует, что Собрание городского округа Ногликский не наделено исполнительными полномочиями, то есть полномочиями, позволяющими ему исполнить обязанность по подготовке на основании утвержденных правил землепользования и застройки карт (планов) объектов землеустройства. В этой связи Собрание применительно к данному спору не является лицом, обязанным совершить действие, бездействие, выразившиеся в несовершении которого, просит признать незаконным прокурор в поданном суд заявлении с учетом уточнений.

При этом такими полномочиями, исходя из положений Федерального закона № 131-ФЗ и Устава, наделена администрация, как исполнительно-распорядительный орган городского округа, уполномоченный в соответствии с уставом на решение вопросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Сахалинской области. А к вопросам местного значения, как указано в пункте 26 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, относится в том числе и подготовка документов о градостроительном зонировании, а также организация и подготовка карт (планов) объекта землеустройства, как документов, отображающих местоположение, размер, границы указанного объекта и иные его характеристики.

Таким образом из приведенных норм в совокупности следует, что решение об утверждении правил землепользования и застройки и внесения в них изменений уполномочены принимать представительные органы муниципального образования, и именно на них в силу прямого указания в части 1 статьи 15 закона № 221-ФЗ, а также в соответствии с частью 11 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ возложена обязанность направлять соответствующие документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в течение пяти дней после вступления в законную силу принятых ими решений об утверждении указанных правил. Обязанность направлять в орган кадастрового учета в связи с утверждением правил землепользования и застройки карту (план) объектов землеустройства установлена в частях 5, 6 статьи 15 Закона № 221-ФЗ. Из буквального толкования содержащихся в данных нормах правил следует, что установленная в них обязанность возложена не на орган местного самоуправления, принявший решение об утверждении правил землепользования и застройки, а на органы местного самоуправления в общем. В этой связи обязанным в данном случае является лицо, наделенное полномочиями по исполнению данной обязанности в соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ и Устава. Исходя из приведенных выше норм, таким лицом на территории муниципального образования Поронайский городской округ является администрация.

Как было указано выше, в соответствии с частью 6 статьи 15 Закона № 221-ФЗ карта (план) объекта землеустройства направляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица. При этом он должна быть направлена в течение шести месяцев с момента принятия решения об утверждении правил землепользования и застройки.

Согласно пункту 18 Правил № 71 при информационном взаимодействии документы, в том числе карта (план) объекта землеустройства, представляются в виде электронных документов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. При отсутствии у органов местного самоуправления технической возможности использовать единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия органы местного самоуправления представляют документы, необходимые для ведения государственного кадастра недвижимости, в орган кадастрового учета с использованием официального сайта органа кадастрового учета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или на электронных носителях.

Согласно пункту 22 Правил № 71 в орган кадастрового учета представляются электронные образы соответствующих бумажных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе, до момента размещения на официальном сайте органа кадастрового учета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" схем, используемых для формирования документов в формате XML. Требования к электронным образам документов, утвержденные органом кадастрового учета, размещаются на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Из изложенного следует, что в приведенных нормативных правовых актах определены требования к форме и порядку представления карт (планов).

Соответственно, надлежащим исполнением обязанности по представлению в орган кадастрового учета карт (планов) объекта землеустройства является исполнение ее в соответствии с установленными требованиями в том числе к форме и порядку.

Таким образом из приведенных норм следует, что в действующем законодательстве РФ установлена обязанность администрации в случае принятия решения об утверждении правил землепользования и застройки или решения о внесении в них изменений в течение шести месяцев с момента принятия данных решений направить в орган кадастрового учета карту (план) объекта землеустройства – муниципального образования в установленной форме и порядке.

Из материалов дела следует, что администрацией данная обязанность не исполнена, доказательств обратного в материалы дела не представлено. В частности, администрацией в обоснование своей позиции по спору было указано, что она неоднократно направляла в орган кадастрового учета по электронной почте такие документы, как: правила землепользования и застройки и внесенные в них изменения; проект планировки и проект межевания для размещения линейного объекта – строительство очистных сооружений в г. Поронайске; проект планировки и межевания территории линейных объектов «Реконструкция водоснабжения и теплоснабжения в г. Поронайске» (письма от 09.12.2016 № 02-5713/16, от 06.12.2016 № 02-5669/16, от 10.11.2016 № 02-5448/16). В этой связи администрация полагает, что обязанность, бездействие по неисполнению которой прокурор просит признать незаконным, исполнена, в том числе и потому, что в настоящее время исполнить обязанность в соответствии с требованиями Правил № 71 к формам и порядку ее исполнения невозможно по объективным причинам ввиду неутверждения соответствующих форм.

Вместе с тем, орган кадастрового учета в письмах, направленных в ответ на обращения администрации, не раз указывал, что направление сведений в соответствии с Правилами № 71 по электронной почте недопустимо и разъяснял порядок и форму их направления (письма от 05.12.2016 № 1369, от 18.11.2016 № 1292, от 01.09.2016 № 1027).

Более того, в подтверждении исполнения обязанности, неисполнение которой прокурор просит признать незаконным, администрация указала, что ей были направлены в орган кадастрового учета Правила землепользования и застройки и внесенные в них изменения. Вместе с тем, предметом настоящего спора является неисполнение администрацией не обязанности по направлению Правил землепользования и застройки, а обязанности по направлению карт (планов) объекта землеустройства – муниципального образования. При этом указанные документы – Правила землепользования и застройки и карты (планы) объекта землеустройства в силу приведенных выше норм Градостроительного кодекса Российской Федерации и Закона № 78-ФЗ идентичными не являются. Доказательств того, что администрацией в орган кадастрового учета в установленные в Федеральном законе № 221-ФЗ и Правил № 71 сроки, формах и порядке была направлена карта (план) объекта землеустройства – муниципального образования Поронайского городского округа, администрацией в ходе судебного разбирательства не представлено. Более того, органом кадастрового учета в представленном им отзыве и направленных в адрес прокуратуры письмах указано, что ему данные документы не представлены.

При таких обстоятельствах суд находит обоснованными позицию прокурора о наличии факта бездействия со стороны администрации, выразившееся в ненаправлении в орган кадастрового учета карты (плана) объекта землеустройства – муниципального образования Поронайского городского округа. Несовершение действий по направлению данного документа в течение шести месяцев как с принятия решения об утверждении правил землепользования и застройки, так и решения о внесении в них изменений свидетельствует о допущенном администрацией нарушении приведенных выше положений Федерального закона № 221-ФЗ, о наличии бездействия.

При этом суд не соглашается, что оспариваемое прокурором бездействие по ненаправлению карты (плана) объекта землеустройства допущено и Собранием Поронайского городского округа, поскольку, исходя из приведенных выше норм, собрание не является субъектом данной обязанности, то есть не относится к числу органов муниципального образования, уполномоченных на ее исполнение.

В своем заявлении прокурор также просил суд признать незаконным бездействие администрации и городского собрания, выразившееся в непредставлении в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области в установленные законом сроки документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в разрешении на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства: «Группа малоэтажных многоквартирных жилых домов в 146 метрах по направлению на юго-восток от жилого дома №30 по ул. Октябрьской в г. Поронайске, 18-квартирный жилой дом», «Многоквартирный жилой дом в районе жилых домов №88, 90 по ул. Октябрьской в г. Поронайске», незаконным, как не соответствующее положениям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 15 Закона № 221-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Согласно части 6 статьи 15 Закона № 221-ФЗ такие сведения должны быть направлены в орган кадастрового учета в течение пяти рабочих дней с даты вступления их в силу.

В силу пункта 15 Правил № 71 в случае принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавший разрешение, направляют в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий содержащиеся в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию сведения.

При этом порядок и формы направления документа, воспроизводящего сведения, содержащиеся в указанном разрешении, также установлен в приведенных выше пунктах 18, 21, 22 Правил № 71.

Из материалов дела следует, что администрацией выданы два поименованных выше разрешения на ввод двух объектов недвижимого имущества в эксплуатацию, вместе с тем, согласно пояснениям кадастрового органа сведения, содержащиеся в этих разрешениях по установленной форме и в установленном в Правилах № 71 администрацией в установленный срок – 5 рабочих дней с момента их вступления в силе - не представлены. Доказательств обратно администрацией не представлено.

При этом судом не принимается довод администрации о том, что данная обязанность администрацией исполнена в силу следующего.

В подтверждении приведенных доводов администрацией представлены сопроводительные письма, свидетельствующие о том, что администрацией в орган кадастрового учета по электронной почте направлены два указанных в заявлении прокурора разрешения. В частности, представлены копии писем от 19.10.2016 № 02-5209/16, от 05.10.2016 № 02-5044/16, от 06.12.2016 № 02-5669/16, от 02.12.2016 № 02-5647/16.

Вместе с тем, данные письма не подтверждают надлежащее исполнение установленной и приведенной выше обязанности, поскольку в указанных нормах установлена обязанность направлять не скан-копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а сведения, содержащиеся в данных разрешениях посредством заполнения определенных форм, на что орган кадастрового учета неоднократно указывал в направленных в адрес администрации письмах (письма от 05.12.2016 № 1369, от 18.11.2016 № 1292, от 01.09.2016 № 1027).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что обязанность администрации, установленная в пункте 9 части 1, части 6 статьи 15 Закона № 221-ФЗ, последней надлежащим образом не исполнена, что свидетельствует о наличии факта оспариваемого прокурором бездействия.

Прокурором требование о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненеправлении в орган кадастрового учета сведений, содержащихся в двух приведенных выше разрешениях на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, предъявлено не только к администрации, но и к собранию Поронайского городского округа. Вместе с тем, исходя из содержания положения пункта 9 части 1, части 6 статьи 15 Закона № 221-ФЗ обязанность по направлению сведений, содержащихся в разрешении на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, возложена на орган, принявший решение о выдаче такого разрешения.

Органом, выдавшим приведенные в заявлении прокурора разрешения на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, исходя из содержания данных разрешений, является администрация.

При таких обстоятельствах Собрание Поронайского городского округа не является субъектом данной обязанности, то есть не относится к числу органов муниципального образования, уполномоченных на ее исполнение.

Таким образом, исходя из анализа приведенных выше положений Закона № 221-ФЗ, Закона № 78-ФЗ, Правил № 71 следует, что обязанности по направлению в установленной в Правилах № 71 форме и порядке карты (плана) объекта землеустройства – Поронайского городского округа, а также сведений, содержащихся в решениях о выдаче двух указанных выше разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, возложены на администрацию, данные обязанности администрацией в установленный срок исполнены не были, не выполнение данных обязанностей нарушает права субъектов предпринимательской деятельности на получение информации из государственного кадастра недвижимости и на получение государственных и муниципальных услуг, оказание которых возможно с использованием сведений, содержащихся в данном кадастре. При таких обстоятельствах требование прокурора к администрации является обоснованным и подлежит удовлетворению. Вместе с тем, учитывая, что на собрание, к которому прокурором заявлены аналогичные, что и к администрации, требования, обязанности, бездействие, выразившиеся в невыполнении которых оспаривается прокурором, не возложены, требования прокурора к собранию суд находит не обоснованными, а потому не подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного суд в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворяет заявленное прокуратурой Сахалинской области требование в части и признает оспариваемое бездействие, допущенное администрацией, незаконным.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения должно содержаться, в числе прочего, указание на признание оспариваемого бездействия незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения.

Прокурор просит возложить на администрацию и собрание обязанность в течение шести месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу направить в орган кадастрового учета по кадастровому округу (Сахалинской области) карту (план) объекта землеустройства – Поронайского городского округа, а также сведения, содержащиеся в решениях о выдаче двух разрешений на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Оценивая приведенные прокурором способы восстановления нарушенных прав, судом установлено следующее.

Вступление данного решения в законную силу, а, соответственно, его исполнение, в случае вступления в законную силу, приходится на 2017 год.

Нормы пунктов 5, 9 части 1, части 6 статьи 15 Закона № 221-ФЗ, Правил № 71, бездействие по невыполнению которых администрацией признано незаконным, с 01.01.2017 утрачивают свою силу. В этой связи недопустимо возлагать на субъект права обязанность совершить действия в случае, если данная обязанность из нормативных правовых актов исключена, то есть не является нормативно установленной.

Вместе с тем, судом установлено, что с 01.01.2017 вступает в законную силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (статья 32 указанного закона), начинает применяться постановление Правительства от 31.12.2015 № 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» (пункты 6, 31 указанных Правил).

Из содержания данных актов следует, что обязанность по направлению карт (планов) объектов землеустройства при принятии решения об утверждении правил землепользования и застройки и решения о внесении в них изменений в них установлена, установлен и порядок ее исполнения. Вместе с тем, обязанность по направлению сведений, содержащихся в решениях о выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, в них отсутствует.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности в качестве способа восстановления нарушенного права удовлетворить требования прокурора в части возложения на администрацию обязанности в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу направить в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области в установленном в действующем на момент исполнения настоящего решения порядке карту (план) объекта землеустройства – территории Поронайского городского округа.

При этом судом учитывается, что согласно пункту 16 Правил № 71 для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости указанные в настоящих Правилах федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления направляют соответствующие документы в орган кадастрового учета по соответствующему кадастровому округу. Таким органом на территории Сахалинской области является филиал привлеченного в качестве третьего лица по делу учреждения в Сахалинской области. Указанное также следует и из приказа Росреестра от 28.12.2015 № П/675 «О кадастровом делении территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы», вступающего в силу с 01.01.2017.

При этом суд отмечает, что ввиду отказа прокурору в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Собрания Поронайского городского округа отказано, суд отказывает и в требовании о возложении на собрание указанных в заявлении прокурора обязанностей, заявленных прокурором в качестве способа восстановления прав, нарушенных оспариваемым бездействием.

Срок на обращение в суд с заявленными требованиями со стороны прокурора не пропущен.

Поскольку в силу пункта 1.1 статьи 333.37 НК РФ участники процесса освобождены от уплаты государственной пошлины, то вопрос о судебных расходах судом не разрешается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Признать бездействие администрации Поронайского городского округа Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), выразившееся в непредставлении в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области в установленные законом сроки карты (плана) объекта землеустройства – территории Поронайского городского округа, а также документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в разрешении на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства: «Группа малоэтажных многоквартирных жилых домов в 146 метрах по направлению на юго-восток от жилого дома №30 по ул. Октябрьской в г. Поронайске, 18-квартирный жилой дом», «Многоквартирный жилой дом в районе жилых домов №88, 90 по ул. Октябрьской в г. Поронайске», незаконным, как не соответствующее положениям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Обязать администрацию Поронайского городского округа Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу направить в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области в установленном в действующем на момент исполнения настоящего решения порядке карту (план) объекта землеустройства – территории Поронайского городского округа.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья Е.С. Логинова