ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-4484/15 от 01.12.2015 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  САХАЛИНСКОЙ  ОБЛАСТИ

Коммунистический проспект, 28, г. Южно-Сахалинск, 693024

тел./факс 460-945, http://sakhalin.arbitr.ru, info@sakhalin.arbitr.ru

          Именем  Российской  Федерации

    Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Южно-Сахалинск                                                   Дело № А59-4484/2015

01 декабря 2015 года

Резолютивная часть решения оглашена 01 декабря 2015 года. Полный текст решения изготовлен 01 декабря 2015 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Шестопал И.Н.,  при ведении протокола судебного заседания секретарем Кириченко Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлениюМинистерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области (ОГРН 1026500543167, ИНН 6501026755) о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Кристина» (ОГРН 1066508000481, ИНН 6508000379) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии:

от Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области – представитель не явился,

от Общества с ограниченной ответственностью «Кристина» – руководитель юридического лица Ким О.С. на основании выписки из ЕГРЮЛ от 13.10.2015,

У С Т А Н О В И Л :

Министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области (далее – Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Кристина» (далее – ООО «Кристина», общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В обоснование заявленного требования указано, что сотрудниками Министерства в ходе проведения плановой выездной проверки ООО «Кристина» установлено, что общество с 17.02.2014 осуществляет розничную продажу алкогольной продукции в магазине «Для Вас», расположенном по адресу: г.Шахтерск, ул.Мира, 9, помещение 55, общая площадь которого составляет только 43,4 кв.м., а так же, общество в установленный законом срок (до 17.03.2014) не представило в лицензирующий орган заявление о переоформлении вышеуказанной лицензии, в связи с окончанием срока аренды, и осуществляло розничную продажу алкогольной продукции более 3-х месяцев с момента окончания срока действия договора, что является нарушениями лицензионных требований,  установленных Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее- Закон №171-ФЗ). 

По данному факту в отношении общества административным органом составлен протокол об административном правонарушении, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим заявлением, в котором Министерство просит привлечь общество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

Министерство, будучи надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.

Представитель общества в судебном заседании с заявленными требованиями  согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил смягчить наказание или снизить размер минимального штрафа наполовину.

В силу ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее- АПК РФ) суд находит основания для рассмотрения дела в отсутствие  неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.

Заслушав в судебном заседании представителя общества и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Общество с ограниченной ответственностью «Кристина» зарегистрировано в качестве юридического лица 10.02.2006 инспекцией Федеральной налоговой службы по Углегорскому району  Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1066508000481, при постановке на учет в налоговом органе обществу присвоен ИНН 6508000379.

Общество имеет лицензию от 15.02.2013 № 65РПА0000731 на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, выданную Министерством сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области. Местом нахождения обособленных подразделений организации, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, указаны магазин «Успех» расположенный по адресу: Углегорский район, г.Шахтерск, ул.Интернациональная, 13, помещение 47 и магазин «Для Вас» расположенный по адресу: Углегоский район, г.Шахтерск, ул.Мира, 9, помещение 55, помещение 1-6 (строение а1).

20.08.2015 Министерством вынесено распоряжение № 671-л о проведении плановой выездной проверки ООО «Кристина», в том числе обособленного подразделения магазина «Для Вас» расположенного по адресу: Углегоский район, г.Шахтерск, ул.Мира, 9, помещение 55, помещение 1-6 (строение а1), с целью выполнения утвержденного ежегодного плана проведения плановых проверок на 2015 год, задачами которой являются выявление и пресечение правонарушений, наблюдение за исполнением лицензионных требований при осуществлении деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.

В ходе проведения проверки, результаты которой оформлены актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 28.09.2015 № 50, помимо прочего установлено следующее.

Общество имеет обособленные подразделения, в том числе: магазин «Для Вас», г.Шахтерск, ул.Мира, 9, помещение 55, помещение 1-6 (строение а1), представлены два договора аренды:

- договор аренды от 23.08.2012 № 9, на помещение 55 общей площадью 43,4 кв.м., зарегистрирован Управлением Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области 21.12.2012 № 65-65-09/008/2012-239 (срок аренды по 22.08.2017), что подтверждается выпиской из ЕГРП от 22.09.2015 № 65/007/010/2015-186, в соответствии с техническим паспортом, выданным на помещение общей площадью 43,4 кв.м., площадь торгового зала (№1) – 27,8 кв.м, площадь складского помещения (№5) – 7,1 кв.м.;

- договор аренды от 20.01.2013 № б/н, на помещение общей площадью 219,2 кв.м., в том числе склад площадью 29,4 кв.м, заключенный с арендодателем Пак Ден Сун,   зарегистрирован Управлением Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области 04.02.2013 № 65-65-09/008/2013-133 (срок аренды по 01.02.2018), в соответствии с техническим паспортом, выданным на помещение общей площадью 218,6 кв.м., площадь складского помещение (№ 5) – 29,4 кв.м.

В соответствии с выпиской из ЕГРП от 22.09.2015 № 65/007/010/2015-187 помещение общей площадью 219,2, расположенное по адресу: г.Шахтерск, ул.Мира, 9, арендует ООО «Галант».

В рамках проверки установлено, что договор аренды от 08.02.2014, на вышеуказанное помещение, заключен между правообладателем помещения Пак Ден Сун  и ООО «Галант» с 17.02.2014 по 01.02.2020, зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Сахалинской области 08.04.2015  № 65-65-09/008/2014-233, однако из пояснений директора общества в судебном заседании установлено, что часть спорного помещения ООО «Кристина» перестало занимать  именно с февраля 2014 года, когда и подписало соглашение с Пак  Ден Сун  о расторжении договора аренды от 20.01.2013 на помещение площадью 219,2 кв.м. в пользу ООО «Галант». С февраля 2014 года по настоящее время частью склада  площадью 29,4 кв.м. пользуется ООО «Галант».

Таким образом, на момент проверки  у ООО «Кристина» отсутствует договор аренды, срок которого составляет один год и более, на складское помещение площадью 29,4 кв.м., а общая площадь торгового и складских помещений составляет менее 50 кв.м.

Кроме того, общество в нарушение пунктов 12, 13, 14 статьи 19 Закона № 171-ФЗ в установленный законом срок (до 17.03.2014) не представило в лицензирующий орган заявление о переоформлении вышеуказанной лицензии, в связи с окончанием срока аренды, а так же осуществляло розничную продажу алкогольной продукции более 3-х месяцев с момента окончания срока действия договора. 

По выявленному нарушению административным органом 29.09.2015 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №208-3/2015, в котором действия общества квалифицированы по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

На основании статьи 23.1 КоАП РФ материалы административного производства переданы по подведомственности на рассмотрение в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Кристина» к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

Проверив в судебном заседании доводы сторон, представленные в обоснование заявленного требования доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 1 статьи 14.17 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.

В силу пункта 3 статьи 3  Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требование, предусмотренное частью 5 настоящей статьи (пункт 2 статьи 8 Закона № 99-ФЗ).

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции определены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).

В соответствии с абзацем 9 пункта 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензии выдаются, в частности, на осуществление деятельности в сфере розничной продажи алкогольной продукции.

Требования к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регламентированы главой II Закона N 171-ФЗ.

В силу пункта 6 статьи 16 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в городских поселениях, должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, а также контрольно-кассовую технику.

Понятие стационарного торгового объекта закреплено в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ), под которым понимается объект, представляющий собой здание, строение или часть строения прочно связанные с фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно ч.1 ст.26 Закона №171-ФЗ, в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона.

В силу пунктов 12, 13 и 14 статьи 19 Закона № 171-ФЗ, в случае изменения наименования лицензиата (без его реорганизации), изменения места его нахождения или указанных в лицензии мест нахождения его обособленных подразделений, окончания срока аренды производственного или складского помещения, стационарного торгового объекта, используемого для осуществления лицензируемого вида деятельности, изменения иных указанных в лицензии сведений, получения лицензии на производство, хранение и поставки произведенной винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения при наличии лицензии на производство, хранение и поставки произведенной винодельческой продукции, а также в случае утраты лицензии переоформление лицензии осуществляется на основании заявления лицензиата с приложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. Указанные документы могут быть направлены лицензиатом в лицензирующий орган в форме электронных документов в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 настоящей статьи. В предусмотренных настоящим пунктом случаях переоформление лицензии осуществляется путем выдачи новой лицензии с сохранением при этом указанного в лицензии срока ее действия и при условии возврата ранее выданной лицензии (за исключением ее утраты) в лицензирующий орган.

Заявление о переоформлении лицензии подается в лицензирующий орган в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, вызвавших необходимость переоформления лицензии.

До переоформления лицензии лицензиат или его правопреемник может осуществлять деятельность на основании ранее выданной лицензии, но не более трех месяцев с момента возникновения обстоятельств, являющихся основанием для переоформления лицензии.

Правовая норма о необходимости переоформления лицензии в связи с истечением срока аренды производственного или складского помещения корреспондирует с положением подпункта 12 пункта 1 статьи 19 названного закона, согласно которой наличие у организации складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, является одним из обязательных условий для выдачи лицензии.

Таким образом, указанные выше требования  Закона № 171-ФЗ являются лицензионными требованиями.

Как следует из материалов дела, в нарушение указанных норм с 17.02.2014 ООО «Кристина» осуществляло розничную продажу алкогольной продукции в магазине «Для Вас», расположенном по адресу: Углегорский район, г. Шахтерск, ул. Мира, 9, пом. 55, в отсутствие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарных торговых объектов и складских помещений общей площадью не менее 50 квадратных метров.

Кроме того общество в установленный законом срок до 17.03.2014 не представило в лицензирующий орган заявление о переоформлении вышеуказанной лицензии, в связи с окончанием срока аренды и осуществляло розничную продажу алкогольной продукции более 3-х месяцев с момента окончания срока действия договора.

Данное обстоятельство подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 29.09.2015 № 208-3/2015, копией объяснительной от 25.09.2015, копией акта проверки от 28.09.2015, копией договора аренды нежилого помещения от 20.01.2013, копией выписки от 22.09.2015 № 65/007/010/2015-187, копией технического паспорта помещения, копией договора аренды нежилого помещения № 9 от 23.08.2012, копией выписки от 22.09.2015 № 65/007/010/2015-186, копией технического паспорта на нежилое помещение, копией распоряжения от 20.08.2015 № 671-л, копией заявления о переоформлении лицензии, копией лицензии от 15.02.2013 № 65РПА0000731, отзывом обществом и устными пояснениями  представителя общества в судебном заседании.

Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства и собранные по делу доказательства, суд считает обоснованными выводы Министерства о наличии в действиях общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно данной формулировке вины субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.

В связи с этим сделать выводы о невиновности юридического лица возможно только при наличии объективно непредотвратимых обстоятельств либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля данного лица.

Доказательства, исключающие возможность обществу соблюсти требования, за нарушение которых частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, материалы дела не содержат.

Вступая в правоотношения, регулируемые законодательством о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, общество должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из указанного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований закона.

Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, регулирующих рассматриваемые отношения, а, следовательно, о наличии вины в противоправных действиях общества.

Имеющиеся в материалах дела доказательства суд в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ и статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными в свой совокупности для признания общества виновным в совершении предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ административного правонарушения.

Доказательств наличия исключительного случая, при котором подлежат применению положения статьи 2.9 КоАП РФ, материалы дела не содержат и обществом не представлено.

Поскольку оборот алкогольной продукции находится под особым государственным контролем, обеспечивающим защиту жизни и здоровья граждан, а совершенное обществом административное правонарушение посягает на безопасность жизни, здоровья граждан, грубо нарушает установленный государством порядок при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, данное административное правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и в связи с этим не может быть признано малозначительным.

Производство по делу об административном правонарушении осуществлено Министерством в соответствии с процессуальными требованиями и с соблюдением прав общества.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.

При таких обстоятельствах и имеющихся в деле доказательств осуществления лицензируемого вида деятельности с нарушением лицензионных требований, суд привлекает общество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Кодексом. При этом при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Суд также учитывает, что административное наказание должно отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

При назначении наказания суд учитывает в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, то, что общество ранее к ответственности за однородное правонарушение не привлекалось.

 В то же время, согласно п.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Исходя из характера совершенного обществом правонарушения,  санкции части 1 ст.14.17 ч.1 КоАП РФ, минимальный размер которой составляет 100 000 рублей, невозможности назначения иного наказания в виде предупреждения, конкретных обстоятельств дела, а также тяжелого финансового состояния общества, в подтверждение которого обществом представлен бухгалтерский отчет за 9 месяцев 2015 года, суд приходит к выводу о  наличии в рассматриваемом случае исключительных обстоятельств, свидетельствующих о возможности назначения административного штрафа ниже низшего предела и назначает штраф в размере 50 000 рублей.

Согласно части 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

Р Е Ш И Л :

Заявленные требования Министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области (ОГРН 1026500543167, ИНН 6501026755, адрес: 693000, Сахалинская область, город Южно-Сахалинск, проспект Мира, дом 107) удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Кристина», зарегистрированное в качестве юридического лица 10.02.2006 инспекцией Федеральной налоговой службы по  Углегорскому району Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1066508000481, ИНН 6508000379, расположенное по адресу: Сахалинская область, Углегорский район, город Шахтерск, улица Мира, д. 9, к административной ответственности по части 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к наказанию в  виде штрафа в размере 50 000 рублей, который подлежит перечислению в доход бюджета по следующим реквизитам: получатель – УФК по Сахалинской области (Министерство сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области), ИНН – 6501026755, КПП – 650101001, банк – ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области в г. Южно-Сахалинске, БИК – 046401001, ОКТМО – 64701000, КБК – 00711690040040000140, расчетный счет – 40101810900000010000.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение десяти дней со дня его принятия.

В случае, если по истечении десяти дней не будет подана апелляционная жалоба, решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу.

Лицу, привлеченному к административной ответственности, предлагается представить в арбитражный суд документ, свидетельствующий об оплате штрафа.

В случае, если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда сведения об уплате административного штрафа в добровольном порядке не будут представлены в суд, настоящее решение на основании статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа в принудительном порядке. При этом, лицу привлеченному к административной ответственности разъясняется, что неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Судья                                                                                   И.Н. Шестопал