ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-4565/16 от 16.12.2016 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  САХАЛИНСКОЙ  ОБЛАСТИ

693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28,

http://sakhalin.arbitr.ru  info@sakhalin.arbitr.ru

факс 460-952  тел. 460-945

Именем  Российской  Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Южно-Сахалинск                                                   Дело № А59-4565/2016

23 декабря 2016 года

Резолютивная часть решения вынесена 16.12.2016. Решение в полном объеме изготовлено 23.12.2016.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Логиновой Е.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Григорьевой Н.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Сахалинской области с учетом уточнений о признании незаконным бездействия администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области, Собрания городского округа «Александровск-Сахалинский район», выразившееся в непредставлении в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области в установленные законом сроки карты (плана) объекта землеустройства – территории городского округа «Александровск-Сахалинский район», а также о возложении обязанности предоставить указанные документы, 

при участии:

от заявителя – Кучиной А.С., личность удостоверена по служебному удостоверению ТО № 212597,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Сахалинской области (далее – прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области (далее – администрация, заинтересованное лицо), выразившееся в непредставлении в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области» в сроки, установленные законом, сведений об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден, а также о возложении обязанности принять меры по предоставлению в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области» в сроки, установленные законом, сведений об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утвержден.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о государственном кадастровом учете, о развитии малого и среднего предпринимательства, в ходе которой в деятельности администрации выявлены нарушения Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный Закон № 221-ФЗ), выразившиеся в неисполнении обязанности по направлению в орган кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости. Кроме того, в ходе проверки установлено, что Решением Собрания городского округа «Александровск-Сахалинский район» от 22.04.2013 № 8 в Правила землепользования и застройки городского округа «Александровск- Сахалинский район» I этап город Александровск-Сахалинский внесены изменения частей зон. Карта градостроительного зонирования изложена в новой редакции. Решением Собрания городского округа «Александровск-Сахалинский район» от 27.04.2016 № 84 в Правила землепользования и застройки внесены изменения территориальной зоны земельного участка площадью 32 562,1 кв.м. Карта градостроительного зонирования изложена в новой редакции. Решением Собрания городского округа «Александровск-Сахалинский район» от 23.05.2016 №89 утверждена корректировка названных Правил в части изменения территориальных зон. Карта градостроительного зонирования изложена в новой редакции. В нарушение Федерального Закона № 221-ФЗ, в связи с изменением территориальных зон в орган кадастрового учета необходимые документы так же не представлялись.

Определением суда от 10.10.2016 заявление принято к производству, возбуждено дело, рассмотрение которого назначено в предварительном судебном заседании на 07.11.2016 года на 10 час. 30 мин. Одновременно суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне прокурора – Федеральное Государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее - учреждение). Определением суда от 07.11.2016 судебное разбирательство отложено на 23.11.2016 на 12 час. 00 мин. Одновременно суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Собрание городского округа «Александровск-Сахалинский район» (далее - собрание).В судебномзаседании объявлялся перерыв до 10 час. 00 мин. 01.12.2016. Определением суда от 01.12.2016 судебное разбирательство отложено на 16.12.2016 на 10 час. 15 мин.

В ходе рассмотрения настоящего дела прокурор уточнил заявленные требования, просил признать незаконным бездействия администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области, Собрания городского округа «Александровск-Сахалинский район», выразившиеся в непредставлении в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области в установленные законом сроки карты (плана) объекта землеустройства – территории городского округа «Александровск-Сахалинский район», а также о возложении обязанности предоставить указанные документы в течение шести месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу. В уточнении заявленных требований прокурор указал, что согласно информации кадастровой палаты от 28.11.2016 № 1331 до настоящего времени карта (план) объекта землеустройства территории городского округа «Александровск-Сахалинский район» в орган кадастрового учета не представлен. Следовательно, органами местного самоуправления, а именно Собранием городского округа «Александровск-Сахалинский район», принявшим решение об утверждении правил землепользования и застройки, и администрацией, принявшей решение о направлении на утверждение правил землепользования и застройки, допущено бездействие, выразившееся в непредставлении в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области в установленные законом сроки карты (плана) объекта землеустройства – территории городского округа «Александровск-Сахалинский район».

В судебном заседании представитель заявителя поддержала уточненные требования по основаниям, изложенным в заявлении, просила возложить на администрацию и городское собрание обязанность по направлению карты плана в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Администрация в представленном отзыве с требованиями заявителя не согласилась, указав, что между администрацией и ООО «ЦОиА «Эксперт» 20.10.2015 заключен муниципальный контракт по объекту «Корректировка генерального плана города Александровск-Сахалинский и Правил землепользования и застройки городского округа «Александровск-Сахалинский район» I этап город Александровск-Сахалинский», в том числе кадастровые работы по вышеуказанной градостроительной документации в целях постановки на кадастровый учет территориальных и функциональных зон, уточнения границ города Александровск-Сахалинский. Работы по корректировке генерального плана города Александровск-Сахалинский и Правил землепользования и застройки городского округа «Александровск-Сахалинский район» завершены. По указанной градостроительной документации проведены публичные слушания и принято решение Собранием городского округа «Александровск-Сахалинский район» от 23.05.2016 № 89 «Об утверждении корректировки Правил землепользования и застройки городского округа «Александровск-Сахалинский района» I этап город Александровск-Сахалинский» и решения Собрания городского округа «Александровск-Сахалинский район» от 27.04.2016 № 85 «Об утверждении корректировки генерального плана города Александровск-Сахалинский». В настоящее время администрацией письмом от 17.08.2016 № 5.14-462/16 материалы, полученные в результате землеустроительных работ, направлены в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской  области для постановки на кадастровый учет. Администрация также указала, что до конца текущего года будут завершены работы по постановке на кадастровый учет границ территориальных зон и границ города Александровск-Сахалинский. В дополнительных пояснениях администрация указала, что в части предмета настоящего спора по передаче документов, утвержденных собранием, является отдел архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район». При этом администрацией все необходимые документы в адрес регистрирующего органа были направлены. В отзыве на уточнение заявленных прокурором требований администрация указала, что она неоднократно направляла в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области документы на включение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, в подтверждении чего представила письма № 5.14-462/16 от 17.08.2016, № 5.14-962/16 от 24.10.2016, № 05-12/7298 от 02.12.2016, № 2155 от 09.12.2016. В этой связи полагает, что требования прокурора необоснованны.

Собрание городского округа «Александровск-Сахалинский район» в представленной отзыве указало, что в своей деятельности Собрание руководствуется Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом городского округа «Александровск-Сахалинский район», Регламентом Собрания. В полномочия Собрания городского округа «Александровск-Сахалинский район» не входит обязанность по направлению принятых нормативных актов в уполномоченные органы. Работа по применению нормативного правового акта, принятого Собранием, возлагается на субъект правотворческой инициативы. В рассматриваемом случае таким субъектом является отдел архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район».

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в представленном отзыве поддержало требования прокурора. Указало в действующем законодательстве установлена не только обязанность по направлению сведений, содержащихся в правилах землепользования и застройки и в разрешениях на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, но и требования к срокам направления данных сведений и формам их направления. В частности, в соответствии с частями 5, 6 статьи 15 Федерального закона № 221-ФЗ карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью изготовившего ее лица. Правила направления органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме, утверждены постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 № 71, Форма карты-плана объекта землеустройства и требования к ее составлению были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению». Xml-схема карты (плана) объекта землеустройства была утверждена Приказом Росреестра № П/369 от 01.08.2014. В случае, предусмотренном пунктом 5 настоящих Правил, карта (план) изготавливается в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой в соответствии с правилами землепользования и застройки. В соответствии с пунктом 18 Постановления № 71 при информационном взаимодействии документы, в том числе карта (план) объекта землеустройства, представляются в виде электронных с использованием единой системы межведомственного информационного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭФ). Ни один из органов местного самоуправления не предоставлял в Филиал карты (планы) объекта землеустройства посредством СМЭФ. При отсутствии у органов местного самоуправления технической возможности использовать единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия органы местного самоуправления представляют документы, необходимые для ведения государственного кадастра недвижимости, в орган кадастрового учета с использованием сайта органа кадастрового учета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или на электронных носителях. Вместе с тем, посредством направления документов на сайт органа кадастрового учета через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» документы, необходимые для ведения государственного кадастра недвижимости, также не поступали. Допустимым способом направления требуемых документов, является их представление на электронных носителях в орган кадастрового учета. Так, в соответствии с Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 30 апреля 2014 № П/203 «О размещении на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Требований к электронным образам бумажных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе, представляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления» утверждены требования к электронным образам бумажных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе, представляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Согласно положениям данного приказа электронные образы бумажных документов оформляются в виде файлов в формате PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе. Электронный образ документа должен обеспечить визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух или более листов, электронный образ такого бумажного документа формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать режим сканирования документа "оттенки серого" с разрешением 200 dpi. Также приказом Росреестра № П/369 от 01.08.2014 г. «О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде» также была утверждена XML-схема, используемая для формирования xml-документов, воспроизводящих сведения, содержащиеся в решении (соглашении, уведомлении) уполномоченного органа об установлении, изменении, прекращении существования зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объекта культурного наследия или его зон охраны, особых экономических зон, при осуществлении информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости. Вместе с тем, ни одним из указанных способов документы не поступали.

Администрация городского округа «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области, Собрание городского округа «Александровск-Сахалинский район» и Федеральное Государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие лиц, участвующих в деле, и ненаправивших в судебное заседание своих представителей.

Заслушав в судебном заседании прокурора и изучив  материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что прокуратурой в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства о государственном кадастровом учете, о развитии малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования 21.07.2016 в адрес Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области было направлено письмо (запрос) № 7/1-14-2016 о предоставлении информации относительно исполнения органами местного самоуправления требований статьи 15 Федерального закона № 221-ФЗ.

Письмом от 01.08.2016 № 902 Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской сообщила, что в филиал документы об утверждении правил землепользования и застройки, об утверждении проекта межевания территории, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями территорий, об изменении вида разрешенного использования земельных участков, о переводе жилого помещения в нежилое от органов местного самоуправления Сахалинской области в соответствии со статей 15 Закона о кадастре не поступали, за исключением случая направления в филиал администрацией Корсаковского городского округа документов об утверждении проекта межевания территории в целях внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений. Документы, содержащие сведения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства, в текущем году в филиал направлялись только администрациями МО «ГО Ногликский» и МО «Макаровский ГО»

31.08.2016 администрация направила в адрес прокурора ответ № 5.4-368 на запрос от 26.08.2016 № 7-4-2016, указав, что решение № RU65-65311000-7-2016 от 08.08.2016 на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома с кадастровым номером 65:21:0000008:84 направлено письмом от 12.08.2016 № 5.14-432/16 в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской». Информация по размещениям на ввод в эксплуатацию № RU65-65311000-6-2016 от 22.07.2016, № RU65-65311000-5-2016 от 08.07.2016 и № RU65-65311000-4-2016 от 08.07.2016 направлялась заявителями в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской» самостоятельно. Карты (планы) объекта землеустройства администрацией не выполнялись. Сведения о работах, выполняемых кадастровым инженером, в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской» направляются самостоятельно.

26.09.2016 прокурором отобраны объяснения у начальника отдела архитектуры и градостроительства администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район», согласно которым с момента утверждения правил землепользования и застройки городского округа «Александровск-Сахалинский район» выписка из утвержденного генерального плана в филиал Росреестра по Сахалинской области не направлялась.

Полагая, что со стороны администрации и собрания имеется незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по представлению в орган кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости, заместитель прокурора Сахалинской области обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно субъектов малого и среднего предпринимательства, лишенных возможности реализовать в установленном законом порядке свое право на получение от органов местного самоуправления информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в целях созданий условий для их развития.

Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленных требований и возражений доказательства, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с часть 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» разъяснено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (абзац первый части 1 статьи 52. часть 2 статьи 198 АПК РФ).

Приведенные разъяснения применяются и при оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.

В соответствии  с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации  правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

В соответствии с частями 2, 4, 5, 6 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.  В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; 2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; 3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно частями 5, 6 статьи 31 ГрК РФ решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ. Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).

Согласно частям 11, 15, 16 статьи 31 ГрК РФ глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний. Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки, протоколов публичных слушаний и заключения о результатах публичных слушаний должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

В силу частей 1-3 статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту. Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет».

Согласно пункту 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ, Федеральный закон № 221-ФЗ, Закон о кадастре) органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений об утверждении правил землепользования и застройки.

Таким образом из приведенных положений Закона № 221-ФЗ следует, что в случае принятия органами местного самоуправления решений об  утверждении правил землепользования и застройки указанные органы должны направлять в орган кадастрового учета необходимые документы для внесения сведений в государственный кадастр. То есть в указанной норме установлена определенная обязанность, при этом субъектом, в отношении которого она установлена, является орган местного самоуправления, принявший решение об утверждении правил землепользования и застройки.

Согласно приведенным выше нормам градостроительного  законодательства Российской Федерации органом, уполномоченным на принятие решение об утверждении правил землепользования и застройки, является представительный орган местного самоуправления. Применительно к настоящему спору это Собрание городского округа «Александровск-Сахалинский район».

Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона № 221-ФЗ обязательным приложением к документам, направляемым в орган кадастрового учета, в соответствии с пунктами 2, 3 и 5 части 1 статьи 15 Закона № 221-ФЗ является карта (план) объекта землеустройства, подготовленная в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» (далее – Закон № 78-ФЗ).

Аналогичные требования установлены и в пункте 17 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 № 71 (далее – Правила № 71). При этом в соответствии с пунктами 5, 17 Правил № 71 карта (план) объекта землеустройства направляется в орган кадастрового учета не только в случае утверждения правил землепользования и застройки, но и в случае внесения в них изменений.

В силу положений статьи 20 Закона № 78-ФЗ карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики.

При этом объектом землеустройства, исходя из положений статьи 1 Закона № 78-ФЗ, являются  территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, территории населенных пунктов, территориальные зоны, а также части указанных территорий и зон.

Согласно положениям статьи 20 Закона № 78-ФЗ карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 15 Закона № 221-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления направляют в орган кадастрового учета документы в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений, указанных в части 1 статьи 15 Закона № 221-ФЗ, а в случае, если в соответствии с частью 5 статьи 15 Закона № 221-ФЗ требуется карта (план) объекта землеустройства, в течение шести месяцев с даты принятия указанных в части 1 статьи 15 Закона № 221-ФЗ решений. При этом карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица.

Из изложенного следует, что в случае принятия решений об утверждении правил землепользования и застройки или внесения в них изменений в орган кадастрового учета должны направляться не только документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, как на то указано в части 1 статьи 15 Закона № 221-ФЗ, пункте 5 Правил № 71, но и карты (планы) объекта землеустройства. При этом документы для внесения в государственный кадастр недвижимости должны быть направлены в течение пяти рабочих дней с момента вступления в силу решений об утверждении правил землепользования и застройки, а карта (план) – по истечении шести месяцев с даты принятия таких решений.

Указанное, а также анализ приведенных выше положений статей 1, 20 Закона № 78-ФЗ означает, что карта (план) объекта землеустройства изготавливается после принятия решения об утверждении правил землепользовании и застройки на основании данных, содержащихся в указанных правилах.

Данный вывод подтверждается и тем, что в соответствии с пунктом 17 Правил № 71 карта (план) объекта землеустройства изготавливается в отношении каждой территориальной зоны, устанавливаемой в соответствии с правилами землепользования и застройки. При этом как было указано ранее карта градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон, является составной частью правил землепользования и застройки (части 2, 4 статьи 30 ГрК РФ).

В соответствии с частями 1-3, 10, статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования является коллегиальным органом, уполномоченным на принятие нормативных правовых актов муниципального образования, а также на принятие решений организационного характера. Так, висключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся: принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Согласно части 1 статьи 24 Устава городского округа «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области, принятый решением Собрания депутатов от 11.12.2006 № 78 (далее - Устав), собрание городского округа является представительным органом муниципального образования, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории городского округа. В соответствии со статьей 25 Устава собрание наделено исключительной компетенцией по решению вопросов, указанных в пункте 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ. Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 25 Устава собрание также наделено следующими полномочиями по решению вопросов местного значения: назначает местный референдум, голосование по отзыву депутата Собрания городского округа, а также выборы в органы местного самоуправления городского округа в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Сахалинской области. Избирает из своего состава главу городского округа»; формирует избирательную комиссию городского округа в соответствии с законодательством Российской Федерации и Сахалинской области; утверждает порядок реализации правотворческой инициативы граждан, организации и проведения публичных слушаний, собраний и конференций граждан, опроса граждан; устанавливает границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, утверждает порядок его организации и осуществления, условия и порядок выделения объектов и необходимых средств; утверждает порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления; принимает решение о самороспуске; утверждает по представлению главы администрации городского округа структуру администрации городского округа, иных органов местного самоуправления городского округа, положение об администрации городского округа, положения об иных органах местного самоуправления городского округа; вносит в органы государственной власти Сахалинской области представления, оформленные в виде решений Собрания городского округа, об изменении границ, преобразовании городского округа; определяет порядок формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением закупок для обеспечения муниципальных нужд; принимает решения по вопросам организации деятельности Собрания городского округа; принимает концепцию развития, генеральный план и правила застройки территории городского округа; принимает решения о привлечении жителей городского округа к социально значимым для городского округа работам.

Из изложенного следует, что собрание не наделено исполнительными полномочиями, то есть полномочиями, позволяющими ему исполнить обязанность по подготовке на основании утвержденных правил землепользования и застройки карт (планов) объектов землеустройства. В этой связи Собрание применительно к данному спору не является лицом, обязанным совершить действие, бездействие, выразившиеся в несовершении которого, просит признать незаконным прокурор в поданном суд заявлении с учетом уточнений.

При этом такими полномочиями, исходя из положений Федерального закона № 131-ФЗ и Устава, наделена администрация, как исполнительно-распорядительный орган городского округа, уполномоченный в соответствии с уставом на решение вопросов местного значения и осуществление отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Сахалинской области. А к вопросам местного значения, как указано в пункте 26 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ, относится в том числе и подготовка документов о градостроительном зонировании, а также организация и подготовка карт (планов) объекта землеустройства, как документов, отображающих местоположение, размер, границы указанного объекта и иные его характеристики.

Таким образом из приведенных норм в совокупности следует, что решение об утверждении правил землепользования и застройки и внесения в них изменений уполномочены принимать представительные органы муниципального образования, и именно на них в силу прямого указания в части 1 статьи 15 закона № 221-ФЗ, а также в соответствии с частью 11 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ возложена обязанность направлять соответствующие документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в течение пяти дней после вступления в законную силу принятых ими решений об утверждении указанных правил. Обязанность направлять в орган кадастрового учета в связи с утверждением правил землепользования и застройки карту (план) объектов землеустройства установлена в частях 5, 6 статьи 15 Закона № 221-ФЗ. Из буквального толкования содержащихся в данных нормах правил следует, что установленная в них обязанность возложена не на орган местного самоуправления, принявший решение об утверждении правил землепользования и застройки, а на органы местного самоуправления в общем. В этой связи обязанным в данном случае является лицо, наделенное полномочиями по исполнению данной обязанности в соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ и Устава. Исходя из приведенных выше норм, таким лицом на территории городского округа «Александровск-Сахалинский» является администрация.

Как было указано выше, в соответствии с частью 6 статьи 15 Закона № 221-ФЗ карта (план) объекта землеустройства направляется в орган кадастрового учета в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица. При этом он должна быть направлена в течение шести месяцев с момента принятия решения об утверждении правил землепользования и застройки.

Согласно пункту 18 Правил № 71 при информационном взаимодействии документы, в том числе карта (план) объекта землеустройства, представляются в виде электронных документов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. При отсутствии у органов местного самоуправления технической возможности использовать единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия органы местного самоуправления представляют документы, необходимые для ведения государственного кадастра недвижимости, в орган кадастрового учета с использованием официального сайта органа кадастрового учета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или на электронных носителях.

Согласно пункту 22 Правил № 71 в орган кадастрового учета представляются электронные образы соответствующих бумажных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе, до момента размещения на официальном сайте органа кадастрового учета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» схем, используемых для формирования документов в формате XML. Требования к электронным образам документов, утвержденные органом кадастрового учета, размещаются на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Из изложенного следует, что в приведенных нормативных правовых актах определены требования к форме и порядку представления карт (планов).

Соответственно, надлежащим исполнением обязанности по представлению в орган кадастрового учета карт (планов) объекта землеустройства является исполнение ее в соответствии с установленными требованиями в том числе к форме и порядку.

Таким образом из приведенных норм следует, что в действующем законодательстве РФ установлена обязанность администрации в случае принятия решения об утверждении правил землепользования и застройки или решения о внесении в них изменений в течение шести месяцев с момента принятия данных решений направить в орган кадастрового учета карту (план) объекта землеустройства – муниципального образования в установленной форме и порядке.

Из материалов дела следует, что администрацией данная обязанность не исполнена, доказательств обратного в материалы дела не представлено. В частности, администрацией в обоснование своей позиции по спору было указано, что она неоднократно направляла в орган кадастрового учета карты (планы) – границы г. Александровск-Сахалинский, границы территориальных зон г. Александровск-Сахалинский. В подтверждении данных обстоятельств представила сопроводительные письма в Управление Росреестра по Сахалинской области от 17.08.2016 № 5.14-462/16, от 24.10.2016 № 5.14-962/16. Вместе с тем, письмом от 02.12.2016 № 05-12/7298 Управление Росреестра по Сахалинской области направленные администрацией карты (планы) возвратило для доработки, указав на то, что данные документы по содержанию соответствуют требованиям, предъявляемым к XML-документам, утвержденным приказом Росреестра от 01.08.2014 № П/369. Вместе с тем, в направленных документах в нарушение пункта 5 Правил № 71 отсутствуют сведения о документе и приложенные pdf образы правил землепользования и застройки, которые являются обязательными, а также выявлены ошибки на уладываемость, обнаружены пересечения границ ряда зон с земельными участками, границы города Александровск-Сахалинский пересекаются с границами иных земельных участков.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией обязанность, бездействие по невыполнению которой прокурор просит признать незаконным, в установленные сроки и надлежащим образом не исполнена. 

При таких обстоятельствах суд находит обоснованными позицию прокурора о наличии факта бездействия со стороны администрации, выразившееся в ненаправлении в орган кадастрового учета карты (плана) объекта землеустройства – территории городского округа «Александровск-Сахалинский район». Несовершение действий по направлению данного документа в течение шести месяцев как с принятия решения об утверждении правил землепользования и застройки, так и решения о внесении в них изменений свидетельствует о допущенном администрацией нарушении приведенных выше положений Федерального закона № 221-ФЗ, о наличии бездействия.

При этом суд не соглашается, что оспариваемое прокурором бездействие по ненаправлению карты (плана) объекта землеустройства допущено и Собранием, поскольку, исходя из приведенных выше норм, собрание не является субъектом данной обязанности, то есть не относится к числу органов муниципального образования, уполномоченных на ее исполнение .

Таким образом, исходя из анализа приведенных выше положений Закона № 221-ФЗ, Закона № 78-ФЗ, Правил № 71 следует, что обязанности по направлению в установленной в Правилах № 71 форме и порядке карты (плана) объекта землеустройства – территории городского округа «Александровск-Сахалинский район», возложены на администрацию, данные обязанности администрацией в установленный срок исполнены не были, не выполнение данных обязанностей нарушает права субъектов предпринимательской деятельности на получение информации из государственного кадастра недвижимости и на получение государственных и муниципальных услуг, оказание которых возможно с использованием сведений, содержащихся в данном кадастре. При таких обстоятельствах требование прокурора к администрации является обоснованным и подлежит удовлетворению. Вместе с тем, учитывая, что на собрание, к которому прокурором заявлены аналогичные, что и к администрации, требования, обязанности, бездействие, выразившиеся в невыполнении которых, оспаривается прокурором, не возложены, требования прокурора к собранию суд находит необоснованными, а потому неподлежащими удовлетворению.

На основании изложенного суд в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ удовлетворяет заявленное прокуратурой Сахалинской области требование в части и признает оспариваемое бездействие, допущенное администрацией, незаконным.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения должно содержаться, в числе прочего, указание на признание оспариваемого бездействия незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения.

Прокурор просит возложить на администрацию и собрание обязанность в течение шести месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу направить в орган кадастрового учета по кадастровому округу (Сахалинской области) карту (план) объекта землеустройства – территории городского округа «Александровск-Сахалинский район».

Оценивая приведенные прокурором способы восстановления нарушенных прав, судом установлено следующее.

Вступление данного решения в законную силу, а, соответственно, его исполнение, в случае вступления в законную силу, приходится на 2017 год.

Нормы пунктов 5, 9 части 1, части 6 статьи 15 Закона № 221-ФЗ, Правил № 71, бездействие по невыполнению которых администрацией признано незаконным, с 01.01.2017 утрачивают свою силу. В этой связи недопустимо возлагать на субъект права обязанность совершить действия в случае, если данная обязанность из нормативных правовых актов исключена, то есть не является нормативно установленной.

Вместе с тем, судом установлено, что с 01.01.2017  вступает в законную силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (статья 32 указанного закона), начинает применяться постановление Правительства от 31.12.2015 № 1532 «Об утверждении Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости» (пункты 6, 31 указанных Правил).

Из содержания данных актов следует, что обязанность по направлению карт (планов) объектов землеустройства при принятии решения об утверждении правил землепользования и застройки и решения о внесении в них изменений в них установлена, установлен и порядок ее исполнения.

При таких обстоятельствах суд  приходит к выводу о возможности в качестве способа восстановления нарушенного права удовлетворить требования прокурора в части возложения на администрацию обязанности в течение шести месяцев со дня  вступления настоящего решения в законную силу направить в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области в установленном в действующем на момент исполнения настоящего решения порядке карту (план) объекта землеустройства – территории городского округа «Александровск-Сахалинский район».

При этом судом учитывается, что согласно пункту 16 Правил № 71 для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости указанные в настоящих Правилах федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления направляют соответствующие документы в орган кадастрового учета по соответствующему кадастровому округу. Таким органом на территории Сахалинской области является филиал привлеченного в качестве третьего лица по делу учреждения в Сахалинской области. Указанное также следует и из приказа Росреестра от 28.12.2015 № П/675 «О кадастровом делении территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы», вступающего в силу с 01.01.2017.

При этом суд отмечает, что ввиду отказа прокурору в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Собрания отказано, суд отказывает и в требовании о возложении на собрание указанных в заявлении прокурора обязанностей, заявленных прокурором в качестве способа восстановления прав, нарушенных оспариваемым бездействием.

Срок на обращение в суд с заявленными требованиями со стороны прокурора не пропущен.

Поскольку в силу пункта 1.1 статьи 333.37 НК РФ участники процесса освобождены от уплаты государственной пошлины, то вопрос о судебных расходах судом не разрешается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Признать бездействие администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области Российской Федерации (ОГРН 1026501179935, ИНН 6502001418), выразившееся в непредставлении в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области в установленные законом сроки карты (плана) объекта землеустройства – территории городского округа «Александровск-Сахалинский район» , незаконным, как не соответствующее положениям Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Обязать администрацию городского округа «Александровск-Сахалинский район» Сахалинской области Российской Федерации (ОГРН 1026501179935, ИНН 6502001418) в течение шести месяцев со дня  вступления настоящего решения в законную силу направить в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области в установленном в действующем на момент исполнения настоящего решения порядке карту (план) объекта землеустройства – территории городского округа «Александровск-Сахалинский район».

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                                      Е.С. Логинова