ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-4566/10 от 20.01.2011 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно - Сахалинск № дела А59 - 4566/2010

20 я н в а р я 2011г.

Арбитражный суд в составе:

председательствующего _______Д ж а в а ш в и л и В. Н.___________

с у д е й __________________________________________________________

при ведении протокола судебного заседанияпомощником судьи Александровской Е. М.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения «Центр подготовки судоводителей маломерных судов» к Министерству образования Сахалинской области об оспаривании решения об отказе в выдаче лицензии.

В заседании приняли участие:

от заявителя – ЦИКРИК С. П., ДАНЧЕНКО Л. В. - по доверенности (в деле).

от ответчика – ГОРБУНОВА И. А., КИМ СУН ХИ - по доверенности (в деле).

у с т а н о в и л:

Заявитель обратился в суд с заявлением о признании недействительным отказа в выдаче лицензии на право осуществления образовательной деятельности, оформленного письмом ответчика от 29. 07. 10г. № 01 – 11/3553.

В обоснование своего требования заявитель указал, что в качестве мотивации отказа в выдаче лицензии ответчиком указано на отрицательное заключение экспертной комиссии по лицензионной экспертизе. По мнению заявителя, лицензирующий орган усматривает порок в учебно – программной документации, вменяет отсутствие рабочих программ, согласованных с главным государственным инспектором по маломерным судам ГИМС МЧС РФ по Сахалинской области. Это требование, по мнению заявителя, является незаконным в силу положений п. 13 Положения о лицензировании образовательной деятельности, которое указывает, что требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Положением, запрещается. Вместе с тем, п. 10 этого же Положения содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены для получения лицензии, и который не подлежит расширительному толкованию. Данный перечень не содержит требования о предоставлении в числе документов образовательной программы. Заявителем соблюдены требования Положения, все необходимые и установленные Положением документы представлены. Указал, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, препятствует ее осуществлению. Отсутствие лицензии лишает целесообразности существование центра подготовки как юридического лица, парализует его уставную деятельность как хозяйствующего субъекта, нарушает и другие права и законные интересы заявителя.

До рассмотрения дела по существу заявитель уточнил требования, дополнив требованием о признании недействительным экспертного заключения в части требования согласования рабочей программы с главным государственным инспектором по маломерным судам ГИМС МЧС РФ по Сахалинской области. При этом указал, что оспариваемое заключение не соответствует требованиям Положения о лицензировании, имеет место нарушение положений п. 13 Положения о лицензировании, документы заявителем представлены в полном объеме согласно приказу Министерства общего и специального образования РФ от 18. 06. 97г. № 1221. Привел и другие доводы, изложенные в заявлении и дополнительных пояснениях.

Ответчик заявленные требования не признал, указал, что основанием для отказа в выдаче лицензии является, согласно п. 23 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением правительства РФ от 31. 03. 09г. № 277, отрицательное заключение экспертной комиссии, установившей несоответствие условий образовательного процесса, предлагаемых соискателем лицензии, лицензионным требованиям и условиям. Программа дополнительного профессионального образования «Обучение судоводителей маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России» не согласована с МЧС РФ. Кроме того, преподавательский состав не соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к профессионально – педагогической квалификации преподавателей.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. ст. 27 и 29 АПК РФ арбитражному суду подведомственны споры об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти, . . . органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, . . .затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Cудом установлено, что Негосударственное некоммерческое образовательное учреждение «Центр подготовки судоводителей маломерных судов» (далее – заявитель, центр) зарегистрировано Управлением Федеральной налоговой службы по Сахалинской области и внесена в ЕГРЮЛ 22 мая 2009г. за ОГРН 1096500000442, запись об учреждении внесена в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций 25 мая 2009г. Управлением Министерства юстиции по Сахалинской области за учетным номером 6514040033, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации, выданным Управлением Министерства юстиции по Сахалинской области от 27. 05. 09г. Целью и предметом деятельности центра согласно Уставу являются организация курсов по обучению слушателей по программе судоводителей и подготовка судоводителей судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.

Центр 11. 06. 10г. обратился к Министерству образования (лицензирующему органу) с заявлением о выдаче лицензии на осуществление образовательной деятельности по программе: обучение судоводителей судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ, уровень образования – дополнительное к начальному профессиональному образованию по сроку освоения 84 учебных часов. К заявлению были приложены соответствующие документы, что подтверждается копией заявления и описью документов, приложенных к нему, с отметкой о принятии заявления и документов.

Письмом от 21. 04. 10г. № 01 – 11/1735 Министерство сообщило заявителю о том, что представленные документы не соответствуют требованиям Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31. 03. 09г. № 277 (далее – Положение о лицензировании), а содержание заявление не соответствует установленным формам, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 03. 09. 09г. № 323 «Об утверждении форм представления сведений соискателем лицензии для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности», и предложено в двухмесячный срок устранить отмеченные недостатки, представив надлежащим образом оформленные документы и заявление.

Недостатки в документах, указанные в вышеназванном письме Министерства, заявителем были устранены.

Приказом Министерства от 30. 06. 10г. № 812 – ОД была создана экспертная комиссия по лицензированию заявителя.

Приказом Министерства от 28. 07. 10г. № 927 – ОД на основании экспертного заключения от 27. 07. 10г. заявителю отказано в выдаче лицензии в связи с тем, что учебно – программная документация не соответствует требованиям типовой программы «Обучение судоводителей маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России», утвержденной заместителем Министра РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28. 09. 05г.

На основании названного приказа Министерство письмом от 29. 07. 10г. № 01 – 11/3553 известило заявителя об отказе в выдаче лицензии.

Не согласившись с отказом в выдаче лицензии, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Преамбулой и статьей 12 Закона РФ от 10.07.92 № 3266 - 1 «Об образовании» (далее Закон РФ от 10. 07. 92 № 3266 – 1) установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и ( или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта РФ), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений)).

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). К основным общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования; среднего (полного) общего образования. К основным профессиональным относятся программы начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры); послевузовского профессионального образования. Дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (статья 9 Закона РФ от 10. 07. 92 № 3266 - 1).

Примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности могут включать в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (пункт 5. 2 статьи 14 Закона РФ от 10. 07. 92 № 3266 - 1).

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона РФ от 10. 07. 92 № 3266 – 1 профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Статьей 9 Закона РФ от 10. 07. 92 № 3266 – 1 определено, что образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и (или) направленности. В Российской Федерации реализуются следующие образовательные программы:

1) общеобразовательные (основные и дополнительные);

2) профессиональные (основные и дополнительные);

3) профессиональной подготовки.

Пунктом 8 этой же нормы установлено, что дополнительная образовательная программа включает в себя рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдач и ему лицензии (разрешения). Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии (пункты 6, 7 статьи 33 Закона РФ от 10. 07. 92 № 3266 - 1).

Постановлением Правительства РФ от 31. 03. 09г. № 277 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее – Положение о лицензировании), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно - правовых формах, а также научных организаций, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные и (или) дополнительные образовательные программы, а также программы профессиональной подготовки (далее соответственно - образовательные учреждения, научные организации).

Пунктом 2 Положения о лицензировании образовательной деятельности предусмотрено, что не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Из перечисленных выше правовых норм следует, что лицензированию подлежит образовательная деятельность, осуществляемая по программам дошкольного, общего образования, дополнительного образования, профессиональной подготовки, профессионального, в том числе военного, образования, сопровождающаяся итоговой аттестацией с выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказом от 29. 06. 2005 № 498 утверждены Правила аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Данные Правила устанавливают единый на территории РФ порядок аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, и предусматривают, что аттестации судоводителей на право управления маломерными судами проводится Государственной инспекцией по маломерным судам. Государственная инспекция по маломерным судам аттестует судоводителей и выдает им удостоверения на право управления самоходными судами внутреннего плавания, водными мотоциклами (гидроциклами), эксплуатируемыми во внутренних водах; прогулочными судами пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иными судами пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами мощностью свыше 3, 68 киловатт, водным мотоциклами (гидроциклами), эксплуатируемыми вор внутренних водах (пункты 1. 1 и 1. 2 Правил аттестации, подпункт 5 пункта 4 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23. 12. 2004 № 835).

При аттестации осуществляется проверка навыков практического управления маломерным судном и прием экзаменов экзаменационными комиссиями государственных инспекций по маломерным судам в составе главных управлений МЧС России по субъектам РФ и центров Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам РФ, по результатам которой судоводителям выдаются удостоверения на право управления маломерным судном (пункт 1. 3 Правил аттестации).

Согласно разделу 3 «Порядок допуска судоводителей маломерных судов к сдаче экзаменов» п. 3. 1. 2 для допуска судоводителей маломерных судов к сдаче экзаменов на право управления маломерным судном в экзаменационную комиссию представляются, в том числе, копия диплома (свидетельства) об окончании учебного заведения по судоводительской специальности либо справка об окончании курсов (школы) пор подготовке судоводителей маломерных судов.

Из пояснений представителей заявителя и ответчика, а также материалов дела, в частности, проекта рабочего плана обучения судоводителей маломерных судов, следует, что обучение судоводителей маломерных судов в Центре завершается итоговой аттестацией (зачетом) с выдачей справки об окончании профессиональной подготовки по обучению судовождению маломерных судов, т. е. приобретении обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости обязательного лицензирования данного вида деятельности в силу вышеуказанных пунктов Положения о лицензировании.

Заместителем Министра МЧС РФ 28. 10. 05. утверждена Типовая программа обучения судоводителей судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.

Как следует из п. 1 раздела «Организационно – методические указания» программы настоящая типовая программа разработана на основании Правил аттестации судоводителей на право управления маломерными судами, поднадзорными ГИМС МЧС РФ, утвержденных приказом МЧС России от 29. 06. 05г. № 498, зарегистрированным в Минюсте России 24. 08. 05г., регистрационный номер 6039, и предназначена для обучения судоводителей маломерных судов.

Пунктом 3 этого же раздела Программы установлено, что Программа является основой для разработки рабочих программ образовательных учреждений, на базе которых проводится обучение судоводителей маломерных судов, а также используется при самостоятельной подготовке и в системе дистанционного обучения.

Согласно п. 5 раздела «Организационно – методические указания» содержание программы и количество учебных часов являются минимально - необходимыми для рабочих программ обучения судоводителей маломерных судов при всех формах обучения. Рабочие программы утверждаются руководителем соответствующего образовательного учреждения по согласованию с главным государственным инспектором по маломерным судам субъекта Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, заявителем, при обращении в Министерство с заявлением о выдаче ему лицензии на право осуществления образовательной деятельности, не приложена программа (рабочая программа) обучения судоводителей судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, согласованная, как это указано в п. 5 вышепоименованной Типовой программы, с главным государственным инспектором по маломерным судам Сахалинской области.

В соответствии с п. 8 Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении образовательной деятельности являются, в том числе, (п/п. «в») наличие у соискателя лицензии (лицензиата) учебно - методической документации, предусмотренной пунктами 6, 6.1 и 8 статьи 9 Закона Российской Федерации "Об образовании", а также учебной, учебно - методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса, необходимых для реализации образовательных программ заявленного уровня и направленности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (федеральными государственными требованиями) и отвечающих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании требованиям;

Лицензия выдается лицензирующим органом на основании заключения экспертной комиссии (п. 17 Положения о лицензировании).

Основанием для отказа в выдаче лицензии, как указано в п. 23 Положения о лицензировании, является отрицательное заключение экспертной комиссии, установившей несоответствие условий образовательного процесса, предлагаемых соискателем лицензии, лицензионным требованиям и условиям либо наличие недостоверных и искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии.

Согласно п. 24 Положения о лицензировании решение лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии может быть оспорено в суде.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что заявителем действительно не выполнены требования п/п. «в» п. 8 Положения о лицензировании, поскольку программа (рабочая программа) обучения судоводителей судов, поднадзорных ГИМС МЧС России, не согласована в установленном порядке, в связи с чем считает заключение экспертной комиссии и отказ Министерства в выдаче лицензии на основании отрицательного экспертного заключения правомерным.

Утверждение заявителя в части того, что Типовая программа, утвержденная заместителем Министра МЧС России 28. 10. 05г., не зарегистрирована в установленном порядке в Минюсте России и поэтому не обязательна для исполнения, суд считает несостоятельным, поскольку данная Типовая программа (п. 1 Программы) разработана на основании Правил аттестации судоводителей, утвержденных приказом МЧС России от 29. 08. 05г. № 498, зарегистрированным в Минюсте России 24. 08. 05г., регистрационный номер 6039, и дальнейшей специальной регистрации не подлежит.

Типовая программа разработана и утверждена МЧС России в соответствии с полномочиями, предоставленными ГИМС МЧС России постановлением Правительства РФ от 23. 12. 04г. № 835 с последующими изменениями и дополнениями «Об утверждении Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Государственной регистрации в Минюсте России, согласно Разъяснению о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденному приказом Минюста РФ от 26. 05. 09г. № 155, (п. 14) подлежат: нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный характер, принятые федеральными органами исполнительной власти после 14 мая 1992г.; нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус организаций, принятые начиная с 4 июня 1996г.; нормативные акты Центрального банка Российской Федерации

Пунктом 15 этих же Разъяснений приведены категории нормативных правовых актов, не подлежащих представлению на государственную регистрацию.

Несостоятельно утверждение заявителя и в части того, что Положение о лицензировании не предусматривает представления рабочих программ, поскольку наличие рабочих программ профессиональной подготовки установлено вышеназванным Законом РФ от 10. 07. 92 № 3266 – 1 (п. 8 ст. 9), а также п. 8 Положения о лицензировании.

По этим же основаниям суд считает несостоятельным и утверждение заявителя в части того, что при даче экспертного заключения имело место нарушение положений п. 13 Положения о лицензировании, запрещающего требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных Положением.

Все остальные доводы сторон, по мнению суда, правового значения для разрешения настоящего дела не имеют.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, с у д

р е ш и л:

Отказ Министерства образования Сахалинской области в выдаче лицензии на право осуществления образовательной деятельности Негосударственному некоммерческому образовательному учреждению «Центр подготовки судоводителей маломерных судов», выраженный в уведомлении об отказе от 29. 07. 10г. № 01 – 11/3553 и приложение № 1 к приказу Министерства образования от 28. 07. 10г. № 927 – ОД «Экспертное заключение об итогах лицензионной экспертизы Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения «Центр подготовки судоводителей маломерных судов» от 27. 07. 10г. признать законными и оставить без изменения, а заявление Негосударственного некоммерческого образовательного учреждения «Центр подготовки судоводителей маломерных судов» о признании этих ненормативных правовых актов незаконными и отмене без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный арбитражный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение одного месяца со дня его принятия.

Председательствующий ДЖАВАШВИЛИ В. Н.