АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28,
http://sakhalin.arbitr.ru info@sakhalin.arbitr.ru
факс 460-952 тел. 460-945
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-4568/2016
2 февраля 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 1 февраля 2017 года. Полный текст решения изготовлен 2 февраля 2017 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Киселева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ли А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Сахалинской области о признании незаконным бездействия Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Тымовский городской округ», Собрания муниципального образования «Тымовский городской округ», выразившегося в непредставлении в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области в установленные законом сроки сведений об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны муниципального образования «Тымовский городской округ», а также об обязании данных органов принять меры по представлению указанных сведений в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,
с участием:
от заявителя – прокурора отдела прокуратуры Сахалинской области Кучиной А.С. по удостоверению ТО № 212597,
в отсутствие иных участников процесса,
У С Т А Н О В И Л :
Заместитель прокурора Сахалинской области (далее – прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании бездействия Администрации муниципального образования «Тымовский городской округ» (далее – Администрация).
Определением суда от 06.10.2016 заявление принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу. Одновременно суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – учреждение, кадастровая палата).
Ввиду уточнения заявителем предмета спора с последующей корректировкой требований в редакции, приведенной выше, суд определением от 05.12.2016 привлек к участию в деле в качестве соответчиков Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Тымовский городской округ» (далее – Комитет) и Собрание муниципального образования «Тымовский городской округ» (далее – Собрание).
В обоснование уточненных требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о государственном кадастровом учете, о развитии малого и среднего предпринимательства, в ходе которой в деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Тымовский городской округ» выявлены нарушения Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ), выразившиеся в неисполнении обязанности по направлению в орган кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости. Так, Решением Собрания муниципального образования «Тымоский городской округ» от 29.07.2011 № 57 утверждены Правила землепользования и застройки данного муниципального образования, текст которого опубликован на официальном интернет-сайте администрации. Однако в нарушение требований статьи 15 Закона № 221-ФЗ в соответствующей редакции и пункта 11 Положения об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденного Постановлением Правительства от 18.08.2008 № 618 (далее – Положение № 618), Собранием как органом местного самоуправления, принявшим указанные Правила землепользования и застройки, не представлены в установленный срок в орган кадастрового учета сведения об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ таких зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны муниципального образования «Тымовский городской округ». Не исполнена данная обязанность и Комитетом как органом местного самоуправления, в полномочия которого входит разработка правил землепользования и застройки. Наличие оспариваемого бездействия также подтверждается внесенными в последующем в статью 15 Закона № 221-ФЗ изменениями и утвержденных в целях реализации таких изменений Постановлением Правительством РФ от 03.02.2014 № 71 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме (далее – Правила № 71). Кроме того, независимо от того, что с 1 января 2017 года утратили силу статья 15 Закона № 221-ФЗ и Правила № 71, обязанность органов местного самоуправления по направлению указанных сведений и территориальных зонах и видах разрешенного использования земельных участков в уполномоченный орган сохранена вступившим в силу с данного момента Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) и утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 № 1532 Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 данного Федерального закона в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – Правила № 1532). Несоблюдение органами местного самоуправления требований нормативных правовых актов о предоставлении необходимых сведений в орган кадастрового учета влечет нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности и других заинтересованных лиц, в том числе юридических лиц, так как не позволяет определить соответствует ли выбранный ими вид использования земельного участка разрешенному, установить возможность его использования в выбранных целях, препятствует устойчивому развитию и функционированию социально-экономического процесса, расширению и улучшению спектра коммерческих услуг, сопровождающих производственную деятельность.
Собрание в представленном отзыве с требованиями заявителя не согласилось, указав на отсутствие нормативных актов, которые возлагают на представительный орган местного самоуправления обязанности по представлению в орган кадастрового учета сведений об установлении территориальных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны. При этом Собрание отметило, что разработка проектов нормативно-правовых актов, касающихся землепользования, застройки, разработка карт (планов) объекта землеустройства – территории муниципального образования, согласование в порядке, предусмотренном для согласования землеустроительной документации, вынесение проектов на обсуждение и утверждение представленного органа находится в компетенции Комитета.
Аналогичная позиция по делу отражена в отзыве Администрации.
Комитет в нарушение статьи 131 АПК РФ мотивированный отзыв по существу спора не представил. При этом из поступивших письменных пояснений следует, что во исполнение статьи 15 Закона № 221-ФЗ сопроводительным письмом от 16.01.2017 № 102 в адрес учреждения направлены правила землепользования и застройки МО «Тымовский городской округ», а также генеральный план данного муниципального образования на электронных носителях (СD диски), подготовленные уполномоченной организацией.
Кадастровая палата в представленных письменных пояснениях указала, во исполнение статьи 15 Закона № 221-ФЗ в филиал учреждения по Сахалинской области не поступали сведения об установлении территориальных зон, координатах характерных точек указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны. В дополнение учреждение отметило, что самым простым способом направления требуемых документов является их представление на электронных носителях в орган кадастрового учета. Требования к электронным образцам бумажных документов утверждены приказом Росреестра от 30.04.2014 № П/203, согласно которому электронные образы бумажных документов оформляются в виде файлов в формате .PDF, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
В судебном заседании представитель заявителя уточненные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении и представленных письменных дополнениях.
Иные лица явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Заслушав участника процесса и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, прокуратурой Сахалинской области в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства о государственном кадастровом учете 21 июля 2016 года в адрес филиала учреждения по Сахалинской области направлено письмо (запрос) № 7/1-14-2016 о предоставлении информации относительно исполнения органами местного самоуправления требований статьи 15 Закона № 221-ФЗ.
Из поступившего письменного ответа от 01.08.2016 № ИСХ-902 усматривается, что в филиал учреждения документы об утверждении правил землепользования и застройки, об утверждении проекта межевания территории, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями территорий, об изменении вида разрешенного использования земельных участков, о переводе жилого помещения в нежилое от органов местного самоуправления Сахалинской области в соответствии со статей 15 Закона № 221-ФЗ не поступали.
Судом установлено и участниками процесса не оспаривается, что решением Собрания от 29.07.2011 № 57 утвержден документ «Правила землепользования и застройки в МО «Тымовский городской округ», разработчиком которого выступал Комитет в соответствии с возложенными на него полномочиями.
Данный нормативный акт, состоящий из 25 разделов, опубликован, в том числе, на официальном интернет-сайте Администрации.
1 марта 2012 года решением № 14 Собрание внесло изменения в данные Правила в виде замены в пункте 12.1 раздела 12 соответствующих словосочетаний словами «иные нормативными актами».
Доказательств наличия иных изменений в документ «Правила землепользования и застройки в МО «Тымовский городской округ» материалы дела не содержат.
Полагая, что со стороны Собрания и Комитета имеется незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по представлению в орган кадастрового учета в установленные законом сроки сведений об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны муниципального образования «Тымовский городской округ», заместитель прокурора Сахалинской области обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с часть 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» разъяснено, что прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, если полагает, что оспариваемый акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (абзац первый части 1 статьи 52, часть 2 статьи 198 АПК РФ).
Приведенные разъяснения применяются и при оспаривании решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия.
Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование уточенного требования и возражений доказательства, суд не усматривает наличие совокупности названных условий применительно к предмету спора, а, следовательно, и оснований для удовлетворения уточненного заявления прокурора.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории и иные вопросы в сфере градостроительной деятельности урегулированы, в частности, Градостроительным кодексом РФ (далее – ГрК РФ).
Субъектами градостроительных отношений являются, в числе прочего, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, от имени которых выступают соответствующие органы в пределах своих компетенций (статьи 5 ГрК РФ).
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности определены статьей 8 ГрК РФ, к числу которым относится, в том числе, утверждение правил землепользования и застройки муниципального образования.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки – это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Согласно части 2 статьи 30 ГрК Рф правила землепользования и застройки включают в себя:
- порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
- карту градостроительного зонирования;
- градостроительные регламенты.
В силу части 4 указанной статьи порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений должен включать в себя положения: о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; о внесении изменений в правила землепользования и застройки; о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
В свою очередь согласно части 6 названной статьи в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки определены в статье 31 ГрК РФ.
В соответствии со статьей 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, после чего данный документ подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта поселения) в сети «Интернет».
Аналогичная обязанность установлена в части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно пункту 26 которой к вопросам местного значения городского округа относится утверждение, в том числе, правил землепользования и застройки.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности в период спорных правоотношений регулировались Законом № 221-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 3 данного Федерального закона кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости
Таким уполномоченным органом является кадастровая палата.
В силу части 5 статьи 4 Закона № 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов.
В соответствии с пунктами 1-5 статьи 10 Закона № 221-ФЗ в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения о территориальных зонах, зонах с особыми условиями использования территорий: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон; описание местоположения границ таких зон; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.
В порядке, установленном частью 6 статьи 15 Закона № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент утверждения Правил землепользования и застройки в МО «Тымовский городской округ»), орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 данного Федерального закона сведения.
Согласно пункту 11 Положения № 618, действовавшего на момент утверждения вышеназванных Правил землепользования и застройки в МО «Тымовский городской округ» (29.07.2011), указанный орган местного самоуправления представляет в орган кадастрового учета, в том числе выписку из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, который такой перечень утвержден.
В процессе информационного взаимодействия документы представляются в электронном виде (в виде электронных образов документов или электронных выписок) с использованием сетей связи общего пользования. При отсутствии таких сетей связи документы могут представляться на электронных носителях (пункт 2 Положения № 618).
С 1 октября 2013 года Федеральным законом от 23.07.2013 № 250-ФЗ изменена редакция статьи 15 Закона № 221-ФЗ, в соответствии с которой органы местного самоуправления обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений, в том числе об утверждении правил землепользования и застройки, в порядке, установленном названной статьей, а именно в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу таких решений.
Одновременно в части 4 статьи 15 законодатель определил, что перечень и содержание документов, направляемых в орган кадастрового учета, порядок их направления, требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством РФ утверждены Правила № 71, в пункте 5 которого предусмотрено, что в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений орган местного самоуправления направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.
Согласно пункту 18 Правил № 71 при информационном взаимодействии документы представляются в виде электронных документов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. При отсутствии у органов местного самоуправления технической возможности использовать единую систему межведомственного электронного взаимодействия и подключаемые к ней региональные системы межведомственного электронного взаимодействия органы местного самоуправления представляют документы, необходимые для ведения государственного кадастра недвижимости, в орган кадастрового учета с использованием официального сайта органа кадастрового учета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или на электронных носителях.
Документы, направляемые в электронном виде в орган кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости, создаются в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных (пункт 21 Правил № 71).
С 1 января 2017 года статьи 3 - 28 Закона № 221-ФЗ, как и Правила № 71 утратили свою силу.
Между тем с данного момента рассматриваемые правоотношения урегулированы соответствующими положениями Закона № 218-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2017 года, и принятыми в развитие законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества иными нормативными правовыми актами, в том числе Правилами № 1532.
Так, в силу пункта 3 части 1 статьи 32 названного Федерального закона органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об утверждении правил землепользования и застройки либо о внесении изменений в правила землепользования и застройки, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон.
Согласно пункту 6 Правил № 1532 в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений, если такими изменениями предусмотрено установление или изменение градостроительного регламента, установление или изменение границ территориальных зон, орган местного самоуправления направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, в том числе сведения об установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон.
Таким образом, из приведенного правового регулирования межведомственного информационного взаимодействия следует, что в случае принятия органами местного самоуправления решений об утверждении правил землепользования и застройки указанные органы должны направлять в орган кадастрового учета необходимые документы для внесения сведений в государственный кадастр. То есть действующим в период с 2011 года по настоящее время законодательством императивно установлено, что субъектом, на который возложена обязанность по направлению указанных документов, является именно представительный орган местного самоуправления, который утверждает своим решением правила землепользования и застройки.
Как указывалось выше, решением Собрания от 29.07.2011 № 57 утверждены документ «Правила землепользования и застройки в МО «Тымовский городской округ», текст которого опубликован, в том числе, на официальном интернет-сайте администрации муниципального образования «Тымовский городской округ» (http://tymovsk.admsakhalin.ru) в разделе – решения Собрания МО «Тымовский городской округ» за 2011 год.
Следовательно, установленная законом обязанность по представлению в орган кадастрового учета соответствующего документа в электронном виде, содержащего необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения, в том числе об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ таких зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, должна быть выполнена Собранием, а именно в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта.
Вместе с тем судом установлено и материалами дела подтверждается, что утвержденный представительным органом местного самоуправления документ «Правила землепользования и застройки в МО «Тымовский городской округ» не содержит карт градостроительного зонирования и градостроительные регламенты. При этом в тексте данных Правил, состоящих из 25 разделов, отсутствуют сведения об установленных территориальных зонах (виды, состав, перечень координат характерных точек границ) и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.
Проанализировав указанный муниципальный нормативный правовой акт, суд приходит к выводу, что Собранием в действительности утвержден документ «Правила землепользования и застройки в МО «Тымовский городской округ» только в части установления порядка их применения и внесения изменений в правила (пункт 1 части 2 статьи 30 ГрК РФ).
Доказательств обратного материалы дела не содержат и подтверждается также обнародованным на официальном интернет-сайте администрации муниципального образования «Тымовский городской округ» текстом рассматриваемого документа.
Текст указанных Правил также представлен Собранием во исполнение определения суда от 25.01.2017.
Учитывая, что Собрание фактически не располагало и не располагает утвержденными в предусмотренном законом порядке сведениями об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ таких зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны муниципального образования «Тымовский городской округ», то в отношении данного представительного органа местного самоуправления суд не усматривает оспариваемое бездействие по непредставлению такой информации в орган кадастрового учета.
Данный вывод также подтверждается тем, что в силу пункта 11 Положения № 618 в орган кадастрового учета предоставляется именно выписка из раздела правил землепользования и застройки, определяющего границы и содержание территориальных зон, перечень координат характерных точек границ территориальных зон в установленной системе координат, а также перечень видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны либо реквизиты правового акта, который такой перечень утвержден.
Схожие положения закреплены в пункте 18 Правил № 71 и в пункте 6 Правил № 1532, а именно: в уполномоченный орган направляется документ, который воспроизводит сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.
Следовательно, если утвержденный представительным органом местного самоуправления документ «Правила землепользования и застройки» не содержит сведения об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ таких зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны муниципального образования, то данные сведения в принципе не могут быть направлены ввиду их отсутствия в правовом акте.
Доказательством отсутствия оспариваемого бездействия является и то, что в силу пункта 11 Положения № 618 на представительный орган местного самоуправления возложена обязанность по направлению в орган кадастрового учета выписки из раздела правил землепользования и застройки, в последующем (пункт 18 Правил № 71 и пункт 6 Правил № 1532) – документа, который воспроизводит сведения, содержащиеся в правовом акте.
Однако такие документы при названных обстоятельствах не могут быть составлены Собранием, учитывая при этом, что полномочиями по разработке правил землепользования и застройки наделен иной орган местного самоуправления – Комитет (пункт 8 разделе 3 Положения о Комитете).
Ссылку заявителя на карты (планы) объектов землепользования как на документ, который в силу статьи 20 Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве» отображает в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики, суд не принимает, поскольку обязанность по направлению данного документа в орган кадастрового учета как приложение к спорным документам была возложена на органы местного самоуправления только с 1 октября 2013 года, а именно после внесенных Федеральным законом от 23.07.2013 № 250-ФЗ в статью 15 Закона № 221-ФЗ изменений. При этом необходимо учитывать, что согласно буквальному содержанию данной нормы в корреспонденции с пунктом 5 Правил № 71 указанная обязанность поставлена в зависимость с моментом утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений органом местного самоуправления.
Применительно к изложенному судом установлено, что помимо отсутствия в составе Правила землепользования и застройки в МО «Тымовский городской округ» карт градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, на дату обращения прокурора в арбитражный суд органами местного самоуправления муниципального образования также не были разработаны карты (планы) объектом землеутройства МО «Тымовский городской округ», что подтверждается письмами Комитета от 12.08.2016 № 3107 и от 15.09.2016 3567. Отсутствие карт (планов) указывает на то, что работы по землеустройству в муниципальном образовании «Тымовский городской округ» не проводились, а, следовательно, в спорный период отсутствовали сведения о местоположении, размере и границах объектов землеустройства (территориальных зонах), а также об иных характеристиках.
Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Тот факт, что в условиях непроведения в муниципальном образовании «Тымовский городской округ» работ по землеустройству Комитетом разработан и Собранием утвержден документ с названием «Правила землепользования и застройки в МО «Тымовский городской округ», который содержит только положения применительно к пункту 1 части 2 статьи 30 ГрК РФ, не имеет правового значения по настоящему делу с соответствующим предметом спора.
Фактически в период спорных правоотношений в муниципальном образовании «Тымовский городской округ» не разработаны и не утверждены правила землепользования и застройки с соблюдением требований статьей 30, 31 и 32 ГрК РФ.
Согласно положениям статей 4, 49 АПК РФ право выбора способа защиты нарушенных прав, в том числе и в правоотношениях, связанных с оспариванием ненормативных правовых актов, решений, действий, бездействия органа, осуществляющего публичные полномочия, принадлежит заявителю. Заинтересованное лицо или прокурор сам выбирает способ защиты нарушенных прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В свою очередь, арбитражные суды рассматривают дело исходя из заявленного предмета в соответствующем порядке судопроизводства.
Одновременно суд полагает необходимым отметить, что независимо от того, что в рамках главы 24 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия, бездействия действующему законодательству возлагается на ответчика (соответствующий орган, осуществляющий публичные полномочия), прокурор при этом в соответствии со статьей 65 АПК РФ обязан доказать реальное существование предмета спора (ненормативного правового акта, решения, действия, бездействия). Положения данной статьи не свидетельствуют о нивелировании принципа состязательности при доказывании сторонами доводов и возражений по такому роду делам.
Из материалов дела следует, что после неоднократных уточнений заявленных требований прокурор на разрешение в судебном порядке определил предмет спора в виде оспаривания бездействия органов местного самоуправления (Собрания и Комитета), выразившегося именно в непредставлении в орган кадастрового учета сведений о территориальных зонах при наличии утвержденных Правил землепользования и застройки в МО «Тымовский городской округ».
Однако применительно к данным уточенным требованиям заявитель в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказал наличие оспариваемого бездействия, а именно: несовершение соответствующих действий, которые фактически могли быть и должны быть совершены.
В действительности по настоящему делу выбран неверный способ защиты нарушенного права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Более того, уточненные требования заявителя не направлены на устранение предполагаемого нарушения прав и законных интересов субъектом предпринимательской деятельности, поскольку Собрание не располагает утвержденными в установленном порядке сведениями о территориальных зонах муниципального образования «Тымовский городской округ», что, в свою очередь, исключает возможность обязать последнего направить такие сведения в уполномоченный орган, осуществляющий ведение кадастрового учета.
Поскольку в силу указанных выше императивных норм обязанность по представлению в орган кадастрового учета документов, содержащих необходимые сведения о территориальных зонах для внесения в государственный кадастр недвижимости, возложена на орган местного самоуправления, который принял правовой акт в пределах его компетенции, коим в силу части 1 статьи 32 ГрК РФ является представительный орган местного самоуправления, то в уточненных требованиях заявитель неправомерно указал в качестве соответчика Комитет. Аналогично не является надлежащим ответчиком и Администрация.
Наряду с изложенным суд отмечает, что во исполнение определения от 17.01.2017 Комитетом посредством сервиса «Мой Арбитр» в электронном виде представлены письменные пояснения от 18.01.2017 № 144 с приложением Правил землепользования и застройки в Тымовском городском округе, в составе которого содержаться как карты градостроительного зонирования, так и градостроительные регламенты.
В тоже время текст данного документа и его структура имеют существенные отличия от содержания документа «Правила землепользования и застройки в МО «Тымовский городской округ», который представлен в материалы дела заявителем и текст которого размещен на официальном интернет-сайте администрации муниципального образования «Тымовский городской округ».
В целях устранения выявленного противоречия в документах суд определением от 25.01.2017 обязал Администрацию, Комитет и Собрание представить доказательства утверждения представительным органом местного самоуправления поступивших в арбитражный суд с письменными пояснениями Комитета от 18.01.2017 № 144 Правил землепользования и застройки в Тымовском городском округе, в том числе карт градостроительного зонирования и градостроительных регламентов. Одновременно сторонам предложено представить доказательства опубликования (обнародования) в соответствии со статьей 56.2 Устава МО «Тымовский городской округ» указанных Правил землепользования и застройки муниципального образования «Тымоский городской округ», в том числе карт градостроительного зонирования и градостроительных регламентов.
Во исполнение данного определения Администрация в сопроводительном письме от 26.01.2017 сообщила, что не располагает доказательствами утверждения и опубликования Правил землепользования и застройки.
Комитет указания суда проигнорировал.
Собрание посредством сервиса «Мой Арбитр» сопроводительным письмом от 26.01.2017 № 10 представило копии:
- решения Собрания от 29.07.2011 № 57 «Об утверждении Правил землепользования и застройки в МО «Тымовский горой округ» с текстом данных Правил;
- решения Собрания от 01.03.2012 № 14 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки в МО «Тымовский городской округ»;
- страницы из газеты «Тымовский вестник» от 19.08.2011 № 33 об опубликовании решения Собрания от 29.07.2011 № 57.
В сопроводительном письме в дополнение указано, что по состоянию на 25.01.2017 иных нормативных правовых актов, касающихся Правил землепользования и застройки в МО «Тымовский» городской округ», Собранием не принималось.
Изучив в судебном заседании данные документы в совокупности с материалами дела, суд установил, что поступивший от Собрания документ «Правила землепользования и застройки в МО «Тымовский городской округ» соответствует по структуре и содержанию документу с аналогичным наименованием, представленному заявителем, а также размещенному на официальном интернет-сайте Администрации.
При названных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Комитетом с письменными пояснениями от 18.01.2017 № 144 представлен проект Правил землепользования и застройки в Тымовском городском округе, в составе которого содержаться проекты карт градостроительного зонирования и проекты градостроительных регламентов, то есть данный документ в настоящее время разрабатывается в соответствие с положениями статьи 30 ГрК РФ для последующего утверждения представительным органом местного самоуправления.
На основании вышеизложенного и имеющихся в деле доказательств суд не усматривает правовые основания для удовлетворения уточненных требований прокурора о признании незаконным бездействия Комитета и Собрания, выразившегося в непредставлении в учреждение в установленные законом сроки сведений об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны муниципального образования «Тымовский городской округ», а также об обязании данных органов принять меры по представлению указанных сведений в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое бездействие органа, осуществляющего публичные полномочия, соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в силу пункта 1.1 статьи 333.37 НК РФ участники процесса освобождены от уплаты государственной пошлины, то вопрос о судебных расходах судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований заместителя прокурора Сахалинской области о признании незаконным бездействия Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Тымовский городской округ», Собрания муниципального образования «Тымовский городской округ», выразившегося в непредставлении в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Сахалинской области в установленные законом сроки сведений об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны муниципального образования «Тымовский городской округ», а также об обязании данных органов принять меры по представлению указанных сведений в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья С.А. Киселев