ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-4579/2021 от 22.11.2021 АС Сахалинской области

Арбитражный суд Сахалинской области

Коммунистический проспект, 28, Южно-Сахалинск, 693024,

http://sakhalin.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

город Южно-Сахалинск                                                      

01 декабря 2021 года                                                  Дело № А59-4579/2021

Резолютивная часть решения объявлена 22.11.2021. Полный текст решения изготовлен 01.12.2021.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи       Александровской Е.М.,

при ведении протокола помощником судьи Костык А.А.,

с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Сахалинское морское пароходство» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о признании недействительным предписания от 17.05.2021 № 12/21-СЛО, вынесенного Сахалинским линейным отделом Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта,

при участии:

от заявителя  - ФИО1, по доверенности от 25.12.2020 года № 2297,

от Управления – ФИО2 по доверенности от 13.01.2021 № 4,

У С Т А Н О В И Л :

Открытое акционерное общество «Сахалинское морское пароходство» (далее – общество, заявитель, ОАО «СахМП») обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с указанным заявлением.

В обоснование заявленного требования общество указало, что в акте проверки и предписании надзорным органом указано, что  в ходе проверки были выявлены нарушения Технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта», а именно п. 184 (г), 186 в отношении ремонтных работ по устранению подмывов в скальном основании бетонной стенки причала№4 паромного комплекса 1 очереди и п. 191 (а) в отношении повреждения охранных рам амортизатора (отбойные устройства).

При этом, выданным предписанием №12/21-СЛО от 17.05.2021г. государственным надзорным органом на Общество возложена обязанность устранения указанных нарушений в срок до 30.09.2021 года.

 Согласно плану - графику ремонтных работ паромного комплекса 1 очереди (причал №4) на 2021 год от 13.01.2021 года ремонтные работы, указанные в п. 2-4 по сроку выполнения работ определены как 30.06.2021 и 30.09.2021 года.

Таким образом, на момент проведения проверки государственным органом, в действиях Общества нарушения, перечисленные в и.2-4 предписания отсутствовали, в связи с чем, внесены в предписание незаконно.

В акте и предписании Обществу вменены нарушения технического регламента. Таким образом, предписание было выдано заблаговременно, до истечения установленного срока, указанного в плане работ, при отсутствии установленных нарушений.

Кроме того, общество обращает внимание, что в распоряжении о проведении плановой документарной проверки от 26.04.2021г. № 109-Н/20с в пункте 10 указан конкретный перечень обязательных требований,подлежащий проверке, среди которых указан п. 191(a) - вменяемый Обществу. Но при проведении проверки и вынесении акта по ее результатам и вынесении предписания, должностное лицо вышло за рамки указанных требований. Проверка была проведена в том числе и по п. 186 Технического регламента, ссылаясь на которые и было выдано оспариваемое предписание.

Управление в представленном отзыве и его представитель в судебном заедании с требованиями не согласились, указав на законность и обоснованность оспариваемого ненормативного акта.

Заслушав участника процесса, изучив представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения начальника Дальневосточного управления  государственного морского надзора федеральной службы  по надзору в сфере транспорта (ДВУ Госморнадзор) от 26.04.2021 № 09-Н/20с  в период с 11.05.2021  по 17.05.2021 управлением проведена плановая выездная проверка открытого акционерного общества «Сахалинское морское пароходство (ООО «СМПХ») в рамках контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации, с целью выполнения утвержденного ежегодного плана проведения плановых проверок № 2021019549 (номер проверки  002104927947), в установленном порядке,  согласованном  с Генеральной прокуратурой РФ.

В ходе проверки Управлением установлено следующее.

На основании договора аренды недвижимого имущества, закрепленного за ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения № 502/ДО--09 от 05.11.2009 г., между ОАО «СахМП» и ФГУП «Росморпорт», ОАО «СахМП» использует в морском порту Холмск (Свидетельство о государственной  регистрации права серии 65АБ №032003 от 30.11.2006 г., выдано Управлением Федеральной регистрационной службы по Сахалинской области):

 паромный комплекс 1 очереди морского Порта Холмск: причал №4; береговой устой; промежуточные устои —2шт.; левый морской устой; правый морской устой; корневой выступ;

 паромный комплекс 2 очереди морского порта Холмск: причал № 1; береговой устой; левый морской устой; правый морской устой; корневой выступ.

Паромный комплекс 1 очереди морского порта Холмск: причал № 4; береговой устой; промежуточные устои - 2 Шт.; левый морской устой; правый морской устой; корневой; выступ. Год постройки - 1973, Назначение причала - обработка паромов типа «Сахалин», Освидетельствование проведено в августе 2020 г., испытательным центром ЗЛО «МИДО» (аттестат аккредитации №РОСС RU.0001.22CT17 от 10.06.2013г.).

Предоставлено свидетельство о годности причала к эксплуатации сроком до 30.08.2025 г., расчетный физический износ - 18,5%, по результатам освидетельствования, проведенного ЗАО «МИДО» в 2020 г., Сахалинским филиалом ФГУП «Росморпорт» 20.10.2020 г. выдана Декларация о годности гидротехнического сооружения к эксплуатации сроком действия до 20.10.2021 г.

В соответствии с выданным извещением испытательным центром ЗАО «МИДО» от 28.08.2020 г. №21-20 и комиссионным осмотром причала, выполненным Сахалинским филиалом ФГУП «Росморпорт» в сентябре 2020 года0 обществу  необходимо было выполнить:

- ремонт (замену) охранных рам амортизатора причала №4 паромного комплекса 1 очереди - срок до 30.09.2021, согласно плану -графику ремонтных работ паромного комплекса 1 очереди (причал №4), согласованному с Сахалинским филиалом ФГУП «Росморпорт» и утвержденному гендиректором ОАО СахМП от 13.01.2021 г.

- ремонтные работы по устранению подмывов в скальном основании бетонной стенки причала №4 паромного комплекса 1 очереди между фундаментами 3-4; 3-2; 6-7; 5-6 - срок до 30.04.2021,согласно плану графику ремонтных работ паромного комплекса 1 очереди (причал №4), согласованному с Сахалинским филиалом      ФГУП         «Росморпорт»    и утвержденному гендиректором ОАО СахМП от 13.01.2021 г.

 - ремонт фундаментов колонн-оболочек 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 17, 18, 20 - срок до 30.06.2021, согласно плану графику ремонтных работ паромного комплекса 1 очереди (причал №4), согласованному с Сахалинским филиалом ФГУП        «Росморпорт»    и         утвержденному гендиректором ОАО СахМП от 13,01.2021 г.

 - устранить подмывы в основании правого промежуточного устоя паромного: комплекса 1 очереди (причал №4) - срок до 30.04.2021» согласно плану графику ремонтных работ паромного комплекса 1 очереди (причал №4), согласованному с Сахалинским филиалом ФГУП «Росморпорт» и утвержденному гендиректором ОАО СахМП от 13.01.2021 г.

- провести ремонт поверхностного слоя бетонного покрытия причала и антикоррозийную защиту не окрашенных поверхностей паромного комплекса 1 очереди  - срок до 30.09.2021, согласно плану графику ремонтных работ паромного комплекса 1 очереди (причал №4), согласованному с Сахалинским филиалом      ФГУП         «Росморпорт»    и       утвержденному гендиректором ОАО СахМП от 13.01.2021 г.

  - выполнить работы предусмотренные планом-графиком ремонтных работ паромного комплекса 1 очереди на 2020 г.

В ходе проверки обществом представлены документы:

-Акт комиссионного осмотра гидротехнических сооружений: Паромный комплекс 1 очереди, Причал №4; Паромный комплекс 2 очереди: Причал №1 Южной гавани Морского порта Холмск от 18.09.2020 года, утвержденный  главным инженером Сахалинского филиала ФГУП «Росморпорт»;

-Извещение №21 -20 от 28.08.2020 г., выданное испытательным центром ЗАО «МИДО»;

 -План график ремонтных работ Паромного комплекса 1 очереди (причал №4) за 2020 г;

 План график ремонтных работ Паромного комплекса 1 очереди (причал №4) за 2021 г.

Рассмотрев представленные документы, должностное лицо Управления установило, что ремонтные работыв соответствии с согласованным с Сахалинским филиалом ФГУП «Росморпорт» планом - графиком выполнения текущего ремонта объектов аренды ОАО «Сахалинское морское пароходство» на 2020 год, составленным на основании Комплексного обследования, проведенного испытательным центром ЗАО «МИДО» в 2015 году и выданного по результатам обследования Извещения №135 от30.06.2015 г., о необходимости выполнения ремонтных работ (произвести ремонт, либо замену поврежденных охранных рам амортизатора (отбойные устройства; устранить каверны на фундаментах колонн-оболочек 2,3,4,6,7,9,10,17,18,20; ремонт фундаментов 1,2,3,6 в кратчайшие сроки) не выполнены, что подтверждается Актом комиссионного осмотра от 18.09.2020 и планом-графиком ремонтных работ на 2020 г.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 17.05.2021 года № 18/21 СЛО.

Усмотрев  в действиях общества нарушения требованийп.184 (г), п. 191 (а) Технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта», утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 г. № 620, Управлением выдано предписаниеот 17.05.2021 года №13/21-СЛО об устранении выявленных нарушений, которым предписано в срок до 30.09.2021 года:

1. Устранить подмывы в скальном основании бетонной стенки причала № 4 паромного комплекса 1 очереди между фундаментами 3-4; 3-2; 6-7;. 5-6.

2.  Провести ремонт фундаментов колонн-оболочек 1, 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 17, 18, 20 паромного комплекса 1 очереди (причал №4).

3. Провести ремонт поверхностного слоя бетонного покрытия причала и антикоррозийную защиту не окрашенных поверхностей паромного комплекса 3 очереди

4. Провести ремонт (замену) охранных рам амортизатора причала №4 паромного комплекса 1 очереди.

Полагая, что выданное ОАО «СахМП» предписание не соответствуют требованиям законодательства и нарушают права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Порядок организации органами государственного контроля (надзора) проверок юридических лиц установлен Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее  - Закон № 294-ФЗ).

Частью 1 статьи 17 данного Закона № 294-ФЗ закреплена обязанность должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводивших проверку, в случае выявления нарушений обязательных требований, выдать предписание об устранении выявленных нарушений.

Отношения, связанные с транспортной безопасностью, регулируются Федеральным законом от 09.02.2007 № 16 «О транспортной безопасности» (далее – Закон № 16-ФЗ) и другими нормативными актами, целями которых являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В силу ч. 1 ст. 11.1 названного Закона федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

На основании п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасения, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.

В соответствии с п. 4 названного Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Согласно Положению о Дальневосточном управлении государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденному приказом Ространснадзора от 07.04.2014 №АК-373фс Дальневосточное управление государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - ДВУ Госморнадзора) является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) межрегионального уровня, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации, международного законодательства в области торгового мореплавания, эксплуатации портовых и судоходных гидротехнических сооружений на морском транспорте в пределах границ своей зоны ответственности.

Пунктом 5 Положения установлено, что Сахалинский линейный отдел ДВУ Госморнадзора является оперативным отделом по проведению надзорной деятельности на морском транспорте, выполняет распоряжения и указания управленческого аппарата ДВУ Госморнадзора, действует самостоятельно в   пределах полномочий, указанных ниже, и текущего плана своей деятельности.

Полномочия Сахалинского линейного отдела ДВУ Госморнадзора определены в пункте 6 Положения, согласно которому, отдел осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

надзор за соблюдением безопасности портовых гидротехнических сооружений (п.6.2);.

выдача предписаний об обеспечении безопасности эксплуатации портовых гидросооружений (пункт 6.20)

Межрегиональное территориальное управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу (МТУ Ространснадзора по ДФО) в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 09.02.2021 г. № ВБ-203фс «О реорганизации территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и создании Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Дальневосточному федеральному округу» организовано с 01.06.2021 года путем реорганизации в форме слияния и является правопреемником Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ДВУ Госморнадзора).

Как видно из материалов дела, оспариваемое предписание выдано Ространснадзором в лице управления как органом, уполномоченным в сфере государственного транспортного надзора, по результатам плановой проверки общества.

Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 N 620 утвержден Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта (далее – Технический регламент).

В силу пп.«г» пункта 184 Технического регламента обеспечение безопасности эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта должно осуществляться на основе выполнения требований, в том числе, по своевременному проведению в необходимых объемах ремонтно-восстановительных мероприятий.

 Для обеспечения безопасной швартовки судна и сохранности причала необходимо выполнять требования, в том числе,  швартовные и отбойные устройства причального сооружения должны находиться в исправном техническом состоянии на всем протяжении причалов и соответствовать по своим характеристикам судам, швартующимся к причалам (пп. «а» пункта 191 Технического регламента).

Согласно пункту 186 Технического регламента техническая эксплуатация объекта инфраструктуры морского транспорта должна обеспечивать безопасные условия для плавания, швартовки, стоянки и обработки судов, безопасность, сохранность и повышение долговечности объекта инфраструктуры морского транспорта при его взаимодействии с судами, работе оборудования и портовых транспортных средств, складировании грузов и воздействии гидрометеорологических факторов, а также неблагоприятных и опасных природных явлений гидрометеорологического характера.

Материалами дела подтверждается, что вышеприведенные требования обществом не исполнены, в связи с чем, уполномоченным органом выдано оспариваемое предписание.

При эксплуатации Паромного комплекса 1 очереди, Причал №4, на котором осуществляется постановка пассажирских и грузовых паромов, перевозящих людей и опасные грузы, допущены нарушения требований п. 184 п.п. (г); п.186; п.191 (а) Технического регламента «О безопасности объектов морского транспорта» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 620.

Довод общества о том, что нарушение зафиксировано до наступления сроков выполнения ремонтно-восстановительных работ в соответствии с утвержденными планами-графиками, судом отклоняются, как не влияющие на законность оспариваемого предписания, поскольку установленные в предписании сроки устранения нарушений, соответствуют срокам, утвержденным в планах-графиках ремонтных работ, согласованных с Сахалинским филиалом ФГУП «Росморпорт» и утвержденных генеральным директором ОАО «СахМП».

Под предписанием понимается мера реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.

Одним из элементов законности предписания является его исполнимость, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Судом установлено, что оспариваемое предписание выдано в рамках предоставленных полномочий, по своему содержанию соответствует предъявляемым к нему требованиям. Требования, содержащиеся в оспариваемых пунктах предписания, являются законными, формулировки доступны для понимания относительно конкретных действий, направленных на прекращение и устранение выявленных нарушений, которые необходимо совершить заявителю.

Сроки исполнения оспариваемого предписания суд также признает разумным, а предписание - исполнимым.

Таким образом, оспариваемое предписание является законным и обоснованным, принятым в установленном порядке уполномоченным лицом, что исключает нарушение прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 198 ПАК РФ в качестве оснований для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) должностных лиц, процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, разрешая настоящий спор, пришел к выводу об отсутствии совокупности этих условий.

Предписание не противоречит действующему законодательству и на заявителя законно возложена обязанность по совершению мероприятий, направленных на устранение подтвержденных нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности.

Предписание направлено на устранение нарушений, что не влечет нарушение прав и законных интересов общества в осуществляемой экономической деятельности.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводу, об отсутствии  оснований для признания предписания незаконным, в связи с несоответствием действующему законодательству и нарушению  прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Нарушение срока обжалования предписания управления в суд со стороны общества не выявлено.

Согласно ст. 101 АПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Согласно материалам дела, при подаче заявления в суд обществом согласно платежному поручению от 30.07.2021 № 10298 уплачена государственная пошлина в размере 6 000 руб.

В соответствии с пп.3 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер подлежащей уплате государственной пошлины составляет 3000 рублей.

Следовательно, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3000 рублей подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь статьями 167-171, 176, 201 Арбитражного  процессуального  кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований открытого акционерного общества «Сахалинское морское пароходство» о признании недействительным предписания от 17.05.2021 № 12/21-СЛО, вынесенного Сахалинским линейным отделом Дальневосточного управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, отказать.

Возвратить акционерному обществу «Сахалинское морское пароходство» из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3 000 рублей.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья

Е.М. Александровская