ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-4593/20 от 24.12.2020 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

Дело А59-4593/2020

31 декабря 2020 года г. Южно-Сахалинск

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 24 декабря 2020 года, решение в полном объеме изготовлено 31 декабря 2020 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Боярской О.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Качаловой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Сахалин Шале» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>)

- о признании незаконным и отмене решения №16-08/1 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленную к возмещению от 26 марта 2020 года в сумме 13 113 259 рублей, возложении обязанности по возмещению налога на добавленную стоимость в сумме 13 113 259 рублей,

- о признании незаконным и отмене решения №16-08/139 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26 марта 2020 года в части внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета и уменьшения суммы налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2019 года в размере 13 113 259 рублей, излишне заявленного к возмещению,

при участии в судебном заседании:

заявитель – представителя не направил,

представители инспекции ФИО1, по доверенности № 04-02/00037 от 09 октября 2020 года, Ян Ден Дя по доверенности № 04-02/41790 от 14 октября 2020 года, ФИО2, по доверенности № 04-02/41791 от 14 октября 2020 года,

представитель управления ФИО1, по доверенности № 04-26 от 14 января 2020 года, Ян Ден Дя по доверенности от 24 января 2020 года,

у с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Сахалин Шале» обратилось в суд к Межрайонной инспекции ФНС России №1 по Сахалинской области с заявлением:

- о признании незаконным и отмене решения №16-08/1 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленную к возмещению от 26 марта 2020 года в сумме 13 113 259 рублей, возложении обязанности по возмещению налога на добавленную стоимость в сумме 13 113 259 рублей,

- о признании незаконным и отмене решения №16-08/139 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26 марта 2020 года в части внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета и уменьшения суммы налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2019 года в размере 13 113 259 рублей, излишне заявленного к возмещению.

В обоснование заявления указано, что обществом в установленные законом сроки подана налоговая декларация за 3 квартал 2019 года. По результатам камеральной проверки налоговым органом из состава налоговых вычетов были исключены суммы НДС в размере 13 113 259 рублей по товарам (работам, услугам), предъявленным подрядными организациями и поставщиками товаров с февраля 2018 года по июнь 2019 года, поскольку в данном периоде общество применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «Доходы».

Позиция заявителя основана на том, что поскольку при применении УСН по объекту «Доходы» не учитывались, и не могли быть учтены расходы общества, положения пункта 6 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ подлежат применению к налогообложению общества, а именно, произведенные обществом расходы до перехода на общую систему налогообложения, как ранее неучтенные, должны приниматься к вычету.

В заявлении указано, что подход налогового органа при проведении проверки должен быть индивидуальным. В частности, заявитель не согласен с позицией налогового органа, изложенной в оспариваемых решениях о том, что используя УСН с объектом «Доходы» заявитель воспользовался в реальности более выгодной налоговой ставкой. Указанное опровергается сведениями об уплате налогов, согласно которым при применении УСН с объектом «Доходы, уменьшенные на величину расходов» общество уплатило бы налог в меньшем размере, чем реально уплатило этот налог в 2018 году и за 6 месяцев 2019 года.

Полагает, что поскольку налоговый орган не предъявляет претензий к документам, представленным обществом в обоснование налогового вычета, и к контрагентам общества, это свидетельствует о том, что действия налогоплательщика по приобретению товаров (работ, услуг) являются экономически оправданными, а сведения бухгалтерской отчетности достоверными.

Заявитель не согласен с применением налоговым органом положений, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации по делу № 62-О от 22 января 2014 года, поскольку суд руководствовался материалами конкретного дела.

Не согласившись с решениями Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Сахалинской области от 26 марта 2020 года, ООО «Сахалин Шале» обратилось в Управление с апелляционными жалобами. Решением Управления № 087 от 16 июня 2020 года жалоба оставлена без удовлетворения.

Заявитель представителя в суд не направил, о рассмотрении дела извещен надлежаще, заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства ввиду нетрудоспособности представителя ФИО3

В соответствии с частью 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.

Из анализа содержания приведенной нормы следует, что суд вправе отложить судебное разбирательство, однако такое процессуальное действие не является обязанностью суда.

С учетом того обстоятельства, что заявителем по делу выступает юридическое лицо, нетрудоспособность представителя не может быть признана судом уважительной причиной. Кроме того ходатайство о невозможности обеспечить явку представителя подписано непосредственно представителем, а не руководителем общества, что не позволяет суду сделать вывод о том, кто именно ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.

С учетом того обстоятельства, что ранее рассмотрение дела откладывалось по ходатайству заявителя, с учетом наличия в материалах дела доказательств, позволяющих рассмотреть спор по существу в отсутствие представителей общества, а также принимая во внимание, что в тексте ходатайства отсутствуют ссылки на необходимость представления дополнительных доказательств или дачи пояснений, судом отказано в удовлетворении ходатайства.

В судебном заседании представитель Инспекции возражала против удовлетворения требований по доводам отзыва. Полагала, что заявитель исходит из неверного толкования положений пункта 6 статьи 346.25 Налогового кодекса РФ (том 1 л.д. 84-86).

Определением от 19 октября 2020 года суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица Управление ФНС России по Сахалинской области.

Представитель управления в судебном заседании поддержала позицию инспекции (том 8 л.д. 5-7).

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом из материалов дела, 23 октября 2019 года общество представило в инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2019 года (том 3 л.д. 47-51).

Инспекцией в отношении общества проведена камеральная налоговая проверка представленной первичной налоговой декларации. По результатам проведенной камеральной налоговой проверки составлен акт проверки № 16-08/742 от 6 февраля 2020 года.

В ходе проверки установлено, что на основании заявления налогоплательщика от 21 декабря 2017 года общество применяло упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы». Уведомлением от 8 августа 2019 года общество известило инспекцию об отказе от применения УСН с 1 июля 2019 года (том 1 л.д. 90,91).

В ходе проведения камеральной налоговой проверки инспекция установила, что согласно налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2019 года сумма налога, исчисленная к возмещению из бюджета, составила 20 585 010 рублей.

На основании представленных обществом первичных документов (товарных накладных, актов оказанных услуг, выполненных работ, универсальных передаточных документов) налоговый орган пришел к выводу, что услуги, работы, а также товар на общую сумму 13 113 259 рублей приняты обществом в период с февраля 2018 года по июнь 2019 года, то есть в период применения обществом УСН «доходы». В этой связи ООО «САХАЛИН ШАЛЕ» неправомерно отразила в разделе 8 строка 120 декларации по НДС за 3 квартал 2019 года дату принятия на учет 1 июля 2019 года. Принято решение о завышении обществом налога на добавленную стоимость, заявленного к возмещению из бюджета в де5кларации за 3 квартал 2019 года в сумме 13 113 259 рублей.

На основании акта проверки № 16-08/742 от 6 февраля 2020 года инспекцией приняты решения:

№16-08/1 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленную к возмещению от 26 марта 2020 года в сумме 13 113 259 рублей, возложении обязанности по возмещению налога на добавленную стоимость в сумме 13 113 259 рублей,

№16-08/139 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 26 марта 2020 года в части внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета и уменьшения суммы налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2019 года в размере 13 113 259 рублей, излишне заявленного к возмещению (том 1 л.д. 25-30).

В рамках соблюдения досудебного порядка урегулирования спора общество направило в Управление апелляционную жалобу. Решением Управления от 16 июня 2020 года № 12-04/05479@ апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения (том 1 л.д. 42-44).

Не согласившись с принятыми решениями Инспекции, Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Согласно пункту 6 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства.

На основании пункта 5 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 6 статьи 171 НК РФ производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов.

С 01 января 2018 по 1 июля 2019 года общество применяло упрощенную систему налогообложения с объектом «доход».

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22 января 2014 года № 62-О выявил следующий конституционный смысл, из которого следует, что в пункте 6 статьи 346.25 НК РФ урегулирован случай, когда соответствующие суммы НДС не были отнесены к расходам в рамках упрощенной системы налогообложения при выборе налогоплательщиком в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов. В связи с этим налогоплательщики получили возможность принять к вычету суммы НДС, подлежавшие отнесению, но не отнесенные ими к расходам при применении УСН.

Налогоплательщики, находящиеся на УСН, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, не определяют расходы для целей налогообложения (статья 346.18 НК РФ), однако для них устанавливается меньшая налоговая ставка (статья 346.20 НК РФ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 346.25 НК РФ при переходе на общий режим налогообложения суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему УСН, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ для налогоплательщиков НДС.

Переходя в добровольном порядке к упрощенной системе налогообложения, налогоплательщики, по общему правилу, сами выбирают для себя объект налогообложения (пункт 1 статьи 346.11 и пункт 2 статьи 346.14 НК РФ).

Таким образом, они самостоятельно решают, когда и каким образом им выгоднее распорядиться принадлежащим им правом, в том числе с учетом налоговых последствий своих действий (размера налоговой ставки, особенностей ведения налогового учета и последствий перехода на иную систему налогообложения).

В ходе рассмотрения дела обществом не заявлено доводов об оспаривании факта отнесения хозяйственных операций (либо конкретной хозяйственной операции) по приобретению товаров (работ, услуг) на сумму 13 113 259 рублей на тот период, когда общество применяло УСН, то есть на период с 1 января 2018 года по 1 июля 2019 года. Даты, когда приобретенные товары, работы, услуги подлежали постановке на соответствующий счет бухгалтерского учета, установлены налоговым органом на основании исследованных первичных документов, копии которых представлены в материалы дела.

Таким образом по материалам дела установлено, что инспекция пришла к обоснованному выводу о том, что налогоплательщиком необоснованно завышена сумма НДС, заявленного к возмещению из бюджета, в размере 13 113 259 рублей, поскольку заявление сумм НДС к вычету в 3 квартале 2019 года по расходам, произведенным в период с 1 января 2018 года по 1 июля 2019 года, в момент нахождения общества на упрощенной системе налогообложения с объектом «доход», не является правомерным и противоречит положениям статей 171, 172 и 346.25 НК РФ.

При таких условиях, установив, что решение налогового органа соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 167-171, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «Шале» о признании незаконными и отмене решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области

№16-08/1 от 26 марта 2020 года об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленную к возмещению в сумме 13 113 259 рублей, возложении обязанности по возмещению налога на добавленную стоимость в сумме 13 113 259 рублей,

№16-08/139 от 26 марта 2020 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета и уменьшения суммы налога на добавленную стоимость за 3 квартал 2019 года в размере 13 113 259 рублей, излишне заявленного к возмещению,

отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента вынесения в полном объеме через Арбитражный суд Сахалинской области, после чего в арбитражный суд кассационной инстанции Арбитражный суд Дальневосточного округа.

Судья О.Н. Боярская