Именем Российской Федерации
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-4766/07 – С 16
02 октября 2008 года.
Резолютивная часть решения объявлена 02 октября 2008 года. Полный текст решения изготовлен 02 октября 2008 г.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Слепенковой М. С.,
При ведении протокола судебного заседания судьей,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению ООО «Родник» к Муниципальному образованию Городской округ «Поронайский в лице Финансового управления МО городского округа «Поронайский», Сахалинской области в лице Главного финансового управления Сахалинской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании убытков в связи с предоставлением льгот по оплате услуг водоснабжения, третье лицо – Муниципальное учреждение фонда социальной поддержки населения Администрации МО «Поронайский район»,
При участии:
При участии:
от истца – не явился,
от ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства – представителя ФИО1 по доверенности от 09.01.2008 г.
от Главного финансового управления Сахалинской области – ФИО2 – по доверенности от 14.01.2008 г., №1915/21,
от Финансового управления МО городского округа «Поронайский»,– не явились,
от третьего лица – не явились,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Родник» обратился в арбитражный суд с иском к Финансовому управлению МО городского округа «Поронайский», Главному финансовому управлению Сахалинской области, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства о взыскании убытков в связи с предоставлением льгот гражданам по оплате услуг водоснабжения в сумме 816,30 руб.
В обоснование заявленного требования указано, что истец с марта 2004 г. по декабрь 2004 г. нес расходы на предоставление льгот по оплате услуг водоснабжения гражданам в соответствии с ФЗ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» на общую сумму 816,30 руб., которую истец просит взыскать солидарно с ответчиков за счет казны.
До рассмотрения спора по существу истец уточнил исковые требования. Просит взыскать с ответчиков 81, 63 руб. В остальной части заявлен отказ от иска ввиду добровольного погашения задолженности.
Определением суда от 05.08.2008 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Муниципальное учреждение фонда социальной поддержки населения Администрации МО «Поронайский район».
Ответчик Муниципальное образование Городской округ «Поронайский» в лице Финансового управления МО городского округа «Поронайский» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в представленном дополнении к отзыву на исковое заявление исковые требований в сумме 81,63 рубль признал. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Истец, Ответчик Муниципальное образование Городской округ «Поронайский», Третье лицо Муниципальное учреждение фонда социальной поддержки населения Администрации МО «Поронайский район» в судебное заседание не явились о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, ввиду чего суд рассматривает дело в отсутствие надлежаще извещенных лиц в соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства в судебном заседании исковые требования к Министерству Финансов отклонил по доводам, изложенным в отзыве на иск. Не возражает против признания иска Муниципальным образованием в лице финансового органа.
Представитель ответчика Сахалинская область в лице Главного финансового управления в судебном заседании исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве на иск. Не возражает против признания иска муниципальным образованием в лице финансового органа.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Истцом за период с марта 2004 года по декабрь 2004 года были предоставлены коммунальные услуги льготной категории граждан, проживающих на территории муниципального образования «Поронайский район», в соответствии с ФЗ «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» на общую сумму 81,63 руб., что подтверждается списком льготников с указанием фамилий льготников, адреса их проживания, стоимости предоставленных льгот, а также выставленным на основании указанных списков соответствующих счетов-фактур. Указанное обстоятельство ответчиками не оспаривается.
В связи с не возмещением государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов истцу расходов по предоставлению льгот в заявленной сумме на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ заявлены настоящие исковые требования.
В статьях 72 и 76 Конституции РФ и ст. 9 ФЗ «О принципах и порядке разграничения ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации» определено, что разделение полномочий РФ и ее субъектов в области социальной защиты производится на уровне органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение. Следовательно, если обязательства по социальной защите населения установлены федеральным законом, то исполнение этих федеральных законов осуществляется из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетов.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона «О ветеранах», Герои, полные кавалеры ордена Славы и совместно проживающие с ними члены их семей от оплаты жилья (в том числе от оплаты технического обслуживания и эксплуатации жилья) и оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, канализация, газ, электричество, горячее водоснабжение, центральное отопление, а в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и другие коммунальные услуги), платы за пользование вневедомственной охранной сигнализацией жилья независимо от вида жилищного фонда освобождаются.
Указанные льготы и компенсация независимо от даты смерти (гибели) Героя или полного кавалера ордена Славы предоставляются его вдове (вдовцу), родителям и сохраняются за указанными лицами.
В 2003 г. - 2004 г. бюджетам субъектов Российской Федерации выделялись субвенции из Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации от 15.01.1993 г. N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" и Федерального закона от 09.01.1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы".
Предоставление и расходование этих субвенций производилось в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 г. N 333, действие которых было продлено на 2003 г. - 2004 г. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.02.2003 г. N 85 и от 14.02.2004 г. N 80.
Частью 2 пункта 1 указанных Правил установлено, что расходы, связанные с реализацией указанных законов, финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с последующей компенсацией за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели в Фонде компенсаций на соответствующий год.
В соответствии со ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину и юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны выступают соответствующие финансовые органы и иные уполномоченные органы.
Как установлено из материалов дела в 2004 году органами федерального казначейства переведены средства на счета Администрации Сахалинской области на реализацию указанного Закона в сумме 330 456 рублей, что подтверждается актом сверки по межбюджетным отношениям за 2004 год между УФК МФ РФ по Сахалинской области и Главным финансовым управлением Сахалинской области по состоянию на 01 января 2005 года.
Главным финансовым управлением Сахалинской области указанные средства распределены между муниципальными образованиями Сахалинской области, в том числе Поронайскому району перечислено на реализацию полномочий по вышеназванному закону 24124 рубля, что подтверждается реестрами ГФУ на перечисление средств субвенции от 03.02.2004г., от 11.05.2004 г. и не оспаривается муниципальным образованием.
Муниципальным образованием МО ГО «Поронайский» выделенные средства использованы не в полном объеме, о чем свидетельствуют признание иска ответчиком и материалы дела, в частности отчет о финансировании расходов связанных с реализацией вышеназванного закона за 12 месяцев 2004 года в котором указано, что произведено расходов из бюджета муниципального образования на сумму 20 741 рублей.
На основании изложенного, суд, приходит выводу о том, что убытки, понесенные ООО «Родник» в 2004 гг., в связи с невозмещением ему расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации от 15.01.93 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», подлежат возмещению за счет казны муниципального образования ГО «Поронайский».
Признание иска ответчиком муниципальным образованием в лице финансового органа не противоречит закону и не нарушает прав других лиц, ввиду чего суд в соответствии со ст.49 АПК РФ принимает такое признание.
В иске к ответчикам: Сахалинская область в лице Главного финансового управления, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Сахалинской области суд отказывает ввиду необоснованности.
Довод ответчика – Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства о пропуске истцом срока исковой давности по заявленному требованию суд находит также несостоятельным ввиду следующего.
Истцом предъявлена к взысканию стоимость услуг водоснабжения, оказанных гражданам льготных категорий за период с марта по декабрь 2004 года.
Согласно ст. 12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 01 января по 31 декабря. Срок исполнения расходных обязательств наступает по истечению финансового года.
В силу ст. 196 ГК РФ общий срок для обращения в суд за защитой своих нарушенных прав составляет три года.
Исковое заявление ООО «Родник» подало в суд в 21.12.2007 года, то есть в пределах установленного законом срока.
В части отказа истца от части исковых требований суд приходит к следующему.
Согласно п.п.2,5 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично. Арбитражный суд не принимает отказа истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
В соответствии с п.4 ч.1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Из материалов дела каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о нарушении закона или прав других лиц, не установлено. Отказ мотивирован частичной оплатой задолженности ответчиком, ввиду чего суд принимает отказ от части исковых требований в размере 734,67 руб. и прекращает производство по делу в указанной части.
Руководствуясь ст. ст. 49, 151, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Принять отказ ООО «Родник» от исковых требований в части взыскания 734 рубля 67 коп. Производство по делу в данной части прекратить.
Принять признание иска Финансового управления МО городского округа «Поронайский».
Взыскать с муниципального образования Городской округ «Поронайский» за счет казны муниципального образования Городской округ «Поронайский» в лице Финансового управления МО городского округа «Поронайский» в пользу ООО «Родник» 81 рубль 63 копейки убытков.
В иске к Сахалинской области в лице Главного финансового управления Сахалинской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня изготовления в полном объеме и (или) в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня вступления его в законную силу через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья М.С. Слепенкова