ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-478/2018 от 05.06.2018 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Коммунистический проспект, д. 28, г. Южно-Сахалинск, 693000

тел./факс 460-945, http://sakhalin.arbitr.ru, info@sakhalin.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-478/2018

13 июня 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 июня 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 13 июня 2018 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Зуева М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мошенским П.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску закрытого акционерного общества «Тепло Плюс» (ОГРН 1056500656497, ИНН 6501160447) к муниципальному казенному учреждению городского округа «Город Южно-Сахалинск» «Управление капитального строительства» (ОГРН 1116501003860, ИНН 6501238975) о взыскании 1 507 272 рублей за дополнительные работы по муниципальному контракту № 032-019-17 от 02.05.2017,

при участии:

от закрытого акционерного общества «Тепло Плюс» – Фоломкина В.П. по доверенности от 29.03.2018, Че Ен Ери по доверенности от 05.06.2018,

от муниципального казенного учреждения городского округа «Город Южно-Сахалинск» «Управление капитального строительства» – Логиновой А.А. по доверенности от 01.02.2018,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество «Тепло Плюс» (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к муниципальному казенному учреждению городского округа «Город Южно-Сахалинск» «Управление капитального строительства» (далее – ответчик) с указанным исковым заявлением.

В обоснование исковых требований указано, что в ходе производства работ по контракту, заключенному между сторонами 02.05.2017, подрядчиком (истцом) были выполнены дополнительные работы на сумму 1 507 272 рубля, что подтверждается подписанным сторонами актом о приемке выполненных работ. В адрес ответчика, 24.11.2017 истцом был направлен пакет документов для подписания и оплаты выполненных работ, 27.12.2017 истцом направлена претензия в адрес ответчика с требованием об оплате выполненные работы. Поскольку требования претензии оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился в суд с настоящим иском.

Определением суда от 05.02.2018 исковое заявление принято к производству суда и назначено предварительное судебное заседание на 05.03.2018. По результатам рассмотрения дела в предварительном судебном заседании, суд определением от 05.03.2018 назначил дело к рассмотрению по существу на 03.04.2018.

Определениями суда судебное заседание откладывалось на 07.05.2018, на 05.06.2018. Протокольным определением в судебном заседании был объявлен краткосрочный перерыв до 05.06.2018 до 17 часов 40 минут.

Представители истца в судебном заседании поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в иске, письменных пояснениях, возражениях на отзыв ответчика. В ходе рассмотрения дела настаивали на удовлетворении исковых требований, поскольку дополнительные работы были согласованы с заказчиком, что подтверждается подписанными обеими сторонами актом № 22/11-17 на дополнительные работы от 17.08.2017, а также приняты ответчиком, согласно акту о приемке выполненных работ от 24.11.2017 (форма КС-2). Кроме того, со ссылкой на положения статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации указал, что дополнительные работы, выполненные истцом и входящие в его профессиональную деятельность, являлись необходимыми для обеспечения годности и прочности результата работ – устройства спортивной площадки и благоустройства территории школы. Необходимость проведения дополнительных работ – вывоз грунта и засыпка котлована скальным грунтом, трамбование и другие, была вызвана тем, что при проведении основных работ было выявлено, что на их месте грунтовые воды, «плавуны», и если бы не эти дополнительные работы, тогда все спортивные сооружения в течение короткого времени пришли бы в негодность.

Ответчик в отзыве на иск не согласился с требованием истца. Возражения против удовлетворения иска ответчик мотивировал тем, что выполненные истцом работы не подлежат оплате, поскольку объем выполненных подрядчиком работ превышает 10 % от общего объема работ по контракту, а также указанные виды работ не предусмотрены в Техническом задании к контракту. Заключив дополнительное соглашение, заказчик изменил бы существенные условия контракта, в нарушение части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в то время как возможность изменения объемов выполняемых работ более чем на 10 % законом не установлена. Кроме того, работы, указанные в акте от 24.11.2017 № 31 не относятся к непредвиденным затратам и не могут быть оплачены за счет резерва заказчика, поскольку работы, указанные в акте, не относятся к перечню работ, предусмотренных проектной документацией (техническим заданием).

В судебном заседании представитель ответчика поддержала доводы отзыва на исковое заявление, дополнений к отзыву, при этом подтвердила необходимость выполнения дополнительных работ для обеспечения годности и прочности результата основных работ.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в иске и в отзыве на него, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, между истцом (подрядчик) и ответчиком (заказчик) 02.05.2017 был заключен муниципальный контракт № 032-019-17 на выполнение работ по объекту: «Благоустройство территории МБОУ СОШ № 21 г. Южно-Сахалинска» (далее – контракт). Контракт был заключен на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 18.04.2017 № 0161300000117000109.

В соответствии с условиями контракта, подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по объекту в соответствии с техническим заданием (приложение № 1), а заказчик оплачивает выполненные надлежащим образом работы в размере и сроки, установленные контрактом (пункт 1.1 контракта).

Место выполнения работ: РФ, Сахалинская область, город Южно-Сахалинск, ул. Емельянова, д. 19 А.

Согласно пункту 2.1 контракта цена контракта составляет 56 348 032 рубля 39 копеек, без НДС и включает все затраты подрядчика на поставку, транспортировку материалов, изделий, конструкций, необходимых для выполнения работ, стоимость работ (в т.ч. по устранению недоделок и дефектов выявленных в процессе эксплуатации объекта), материалов, изделий, конструкций, транспортных услуг, расходы на страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и другие обязательные платежи, возникающие у подрядчика в рамках исполнения контракта.

В соответствии с пунктом 2.2 контракта общая стоимость работ определяется в соответствии со сметой (приложение № 2) к контракту.

На основании пункта 2.5 контракта цена контракта является твердой и определена на весь срок исполнения контракта.

Согласно пункту 3.1 контракта, общий срок выполнения работ (включая срок на поставку необходимых материалов, изделий) – с даты, следующей за датой вступления контракта в силу.

Пунктом 4.1 контракта установлено, что оплата за выполненные работы производится заказчиком в 2017 году в пределах лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 10 банковских дней с даты получения счета-фактуры (счета) с указанием общей цены выполненных работ за расчетный период (календарный месяц). Счет-фактура (счет) принимается заказчиком к оплате при условии подписания сторонами актов о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справок (форма КС-3), при окончательном расчете – акта приемки законченного строительством объекта (форма КС-11) в 6-ти экземплярах. В случае изменения лимитов бюджетных обязательств, заказчик производит оплату выполненных работ на соответствующую сумму утвержденных новых лимитов.

В соответствии с пунктом 4.3 контракта, заказчик оплачивает работы по непредвиденным затратам в пределах 2 % согласно сметам после оформления и представления подрядчиком соответствующих документов по фактически выполненным работам последним.

Дополнительные работы, выявленные в процессе производства работ по контракту, в обязательном порядке актируются заказчиком, подрядчиком и иными заинтересованными сторонами. Оплата дополнительных работ производится за счет средств контракта, предусмотренных по статье «Непредвиденные затраты». Размер средств на непредвиденные работы по контракту определяется в соответствии со сметой (приложение № 2) (пункт 4.4. контракта).

Согласно пункту 4.5 контракта, заказчик оплачивает только фактически выполненные работы, имеющие документальное подтверждение.

Во исполнение условий контракта сторонами подписан без замечаний и возражений акт о приемке законченного строительством объекта по форме КС-11 от 23.11.2017, согласно которому исполнитель выполнил и сдал, а заказчик принял строительно-монтажных работ на сумму 54 935 559 рублей 68 копеек. Все работы приняты без замечаний.

Между сторонами 04.12.2017 подписано соглашение к контракту о его расторжении по факту выполненных работ на сумму 54 935 559 рублей 68 копеек, в связи с отсутствием необходимости выполнения объема работ на сумму 1 412 472 рубля 71 копейка.

При производстве строительно-монтажных работ по указанному контракту были выявлены дополнительные объемы работ, неучтенные проектно-сметной документацией: были выявлены плавуны, которые необходимо заменить на скальный грунт в количестве 1 429 куб.м.; необходимо дополнительно выполнить устройство бетонного покрытия с устройством щебеночного основания на площади 183 кв.м.

Указанное обстоятельство подтверждается подписанным обеими сторонами актом 22/11-17 на дополнительные работы от 17.08.2017.

Дополнительные работы были выполнены подрядчиком и приняты заказчиком, согласно акту о приемке выполненных работ от 24.11.2017 (форма КС-2), однако не оплачены, поскольку объем выполненных подрядчиком работ превышает 10 % от общего объема работ по контракту, а также указанные виды работ не предусмотрены в Техническом задании к контракту.

Истец 27.12.2017 направил претензию ответчику с требованием об оплате выполненных дополнительных работ. Поскольку требования претензии оставлены ответчиком без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) подрядные строительные работы (статья 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (статья 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

В силу пункта 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Отношения, связанные с размещением государственного заказа и заключением государственных контрактов, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

На основании пункта 2 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Федерального закона.

Подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ, предусмотрено, что изменение существенных условий контракта допускается по соглашению сторон, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 452 ГК РФ, соглашение об изменении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.

Таким образом, законом установлена возможность увеличения объема выполняемой работы и изменения цены контракта путем подписания дополнительного соглашения, но не более чем на 10 процентов от цены контракта.

Согласно условиям контракта цена является твердой, определяется на весь срок исполнения контрактов и не может изменяться в ходе их исполнения.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ, а и при обнаружении в ходе строительства не учтенных в технической документации работ и в связи с этим необходимости проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, сообщить об этом заказчику.

Подрядчик, не выполнивший указанной обязанности, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (пункт 4 статьи 743 ГК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, следует учитывать специфику отношений, складывающихся в сфере строительства, которая уже в силу своего существа создает возможность выявления в ходе исполнения обязательства дополнительных работ и в связи с этим обуславливает приоритетное необходимость применения норм статьи 743 ГК РФ наряду с положениями Федерального закона № 44-ФЗ. С учетом положений статьи 8, части 5 статьи 24 названного Закона, увеличение объема работ по государственному (муниципальному) контракту, в том числе, когда такое увеличение превышает 10 % от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате заказчиком также могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.

По смыслу приведенных норм в случае, если заказчик согласовал действия по проведению дополнительных работ, необходимых для завершения технологического цикла и обеспечения годности и прочности их результата, последующий отказ в оплате дополнительных работ создавал бы возможность для извлечения им преимуществ из своего недобросовестного поведения, что противоречит пункту 4 статьи 1 ГК РФ.

Как указал истец, необходимость проведения дополнительных работ – вывоз грунта и засыпка котлована скальным грунтом, трамбование и другие, была вызвана тем, что при проведении основных работ было выявлено, что на их месте грунтовые воды, «плавуны», и если бы не эти дополнительные работы, тогда все спортивные сооружения в течение короткого времени пришли бы в негодность. Наличие плавунов не было и не могло быть выявленным при выполнении проектно-изыскательских работ.

При этом, все дополнительные работы были согласованы с заказчиком и им был подписан акт о приемке выполненных работ от 24.11.2017.

Судом установлено, что дополнительные работы, выполненные истцом, являлись необходимыми для обеспечения годности и прочности результата работ. Ответчиком, в порядке статьи 65 АПК РФ, доказательств того, что истцом фактически выполнены самостоятельные виды работ по отношению к заключенному контракту, не представлено.

При этом отсутствуют основания полагать, что выполнение работ в сложившейся ситуации иным лицом было бы возможно без увеличения их стоимости.

На основании изложенного, суд удовлетворяет исковые требования в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд, наряду с иными вопросами, решает, в том числе, вопросы о распределении судебных расходов.

Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы возлагаются на стороны пропорционально удовлетворенной части иска (заявления).

Принимая во внимание результаты рассмотрения дела, суд относит расходы по уплате государственной пошлины на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171 и 176 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с муниципального казенного учреждения городского округа «Город Южно-Сахалинск» «Управление капитального строительства» в пользу закрытого акционерного общества «Тепло Плюс» 1 507 272 рубля задолженности за выполненные работы, 28 073 рубля в возмещение расходов, понесенных на уплату государственной пошлины, всего 1 535 345 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента вынесения в полном объеме через Арбитражный суд Сахалинской области, в кассационном порядке – в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Судья М.В. Зуев