ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-480/14 от 12.05.2014 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД  САХАЛИНСКОЙ  ОБЛАСТИ

693024, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28

 сайт: http://sakhalin.arbitr.ru; е-mail: info@sakhalin.arbitr.ru

тел./факс 460-945, 460-952

Именем  Российской  Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Южно-Сахалинск                                                           Дело № А59-480/2014

13 мая 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 12.05.2014. Решение в полном объеме изготовлено 13.05.2014.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Белоусова А.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бадмаевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Поларус» (ОГРН 1066501068040, ИНН 6501171343) к Сахалинской таможни (ОГРН 1026500535951, ИНН 6500000793) о признании частично незаконными решения по результатам таможенной проверки № 10707000/400/261213/Т0013 от 26.12.2013, требований об уплате таможенных платежей от 10.01.2014 №№ 2, 4, 6, 10, 12, 14, 16,

при участии:

от общества с ограниченной ответственностью «Поларус» - генерального директора Резничекно А.Н., Лесковой Н.В. по доверенности от 01.02.2013,

от Сахалинской таможни – Марковой В.В. по доверенности от 03.03.2014 № 05-16/2424, Схоменко Н.И. по доверенности от 27.12.2013 № 05-16/16850,

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Поларус» (далее – заявитель, общество, ООО «Поларус», декларант) обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением к Сахалинской таможне (далее – таможня, таможенный орган).

В обоснование заявленного требования указано, что оспариваемые решение таможенного органа, а также выставленные требования об уплате таможенных платежей не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы общества, поскольку отказ в предоставлении льгот по уплате таможенных платежей приводит к значительным негативным финансовым последствиям и создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности, ставит общество в неравное положение по отношению к иным организациям, получающим льготы на основании Федерального закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее – Закон №225-ФЗ). В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона № 225-ФЗ при выполнении соглашения о разделе продукции (далее - СРП) применяется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и другими законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах. Принимая решение об отказе ООО «Поларус» в предоставлении льгот, таможня не учла, что льготы по уплате таможенных пошлин и налогов, взимаемых в связи с импортом или экспортом товаров, устанавливаются таможенным законодательством в отношении товаров, а не лиц, которые их перемещают через таможенную границу.

В ходе проведения проверки таможней установлено что компания «Эксон Нефтегаз Лимитед», являясь оператором соглашения о разделе продукции Чайвинского, Одоптинского и Аркутун-Дагинского нефтегазоденсатных месторождений на шельфе острова Сахалин от 30.06.1995, заключенного между Российской Федерацией, представленной Правительством Российской Федерации, и Администрацией Сахалинской области, с одной стороны, и «Эксон Нефтегаз Лимитед» корпорацией «Сахалин Ойл Девелопмент Корпорейшн Компании, Лтд корпорацией Сахалинморнефтегаз-Шельф», ЗАО, и Роснефть-Сахалин, ЗАО, с другой стороны (именуемые Консорциум), через аккредитованный филиал, расположенный в г. Южно-Сахалинске, участвует в освоении нефтяных и газовых месторождений в рамках СРП (далее - проект «Сахалин-1»).

04.02.2004 между Приморским морским пароходством, компанией «Риебер Шиппинг АС», судовладельцами ледокола-буксира типа Р-116 «Акер Лангстен АС Корпус № 199», и компанией «Эксон Нефтегаз Лимитед», выступающей в роли оператора от имени Консорциума проекта «Сахалин-1», был заключён Тайм-чартер на аренду судна и его оборудования для выполнения работ.

Согласно Дополнению от 29.06.2006 № 3 к вышеуказанному Тайм-чартеру ООО «Де-Кастри Тагс» (совместное предприятие Приморского пароходства и компании «Риебер Шиппинг АС») взяло на себя обязательства Первоначальных Владельцев (Приморское морское пароходство и компания «Риебер Шиппинг АС») согласно Чартеру судна «Полярный Певек» («Полар Певек»).

20.07.2006 между ООО «Де-Кастри Таге» (Судовладелец») и ООО «Поларус» было заключено соглашение «Шипмент-98» о судовом менеджменте, в соответствии с условиями которого ООО «Поларус» с 05.08.2006 было назначено менеджером судна «Полар Певек».

В рамках указанных соглашений на территорию Таможенного союза в 2011 году были ввезены товары по ДТ №№ 10707090/101210/0009864, 10707090/021211/0009757, 10707090/021211/0009759, 10707090/100811/0005700, 10707090/110511/0002809, 10707090/141111/0009072, 10707090/220911/0007155, 10707090/270911/0007316, 10707090/280111/0000385.

Общество указало, что ООО «Поларус» является подрядчиком оператора проекта «Сахалин-1», и, соответственно, имело право на льготы в отношении ввезенных товаров, в связи с чем, решение и требования таможенного органа являются незаконными.

В судебном заседании представитель общества требование поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и представленных письменных дополнениях, отметив, что ввоз товаров предназначен для реализации проекта «Сахалин-1», а неприменение льгот в отношении общества, как подрядчика, необоснованно увеличивает затраты инвестора, так как увеличивает стоимость товаров за счет уплаты таможенных пошлин и налогов.

Таможня в отзыве, поддержанном участвующими в судебном заседании представителями, с заявлением общества не согласилась и в удовлетворении его просила отказать, указав следующее.

Согласно Постановлению Президиума от 29.09.2011 № 1674/10 Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации до принятия Закона №225-ФЗ вопросы заключения соглашений о разделе продукции регулировались Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 №2285 «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами» (далее – Указ № 2285). Пунктом 1 Указа № 2285 определено, что соглашение о разделе продукции является одной из форм договорных отношений государства с инвесторами - пользователями недр, которая предусматривает раздел добытого минерального сырья между договаривающимися сторонами, заменяющий взимание налогов, сборов, пошлин, в том числе таможенных, акцизов и других предусмотренных действующим законодательством обязательных платежей, за исключением налога на прибыль и платежей за право на пользование недрами, которые могут по согласованию сторон уплачиваться как в стоимостной, так и в натуральной форме. Из приведенного положения следует, что установление особого режима налогообложения при заключении СРП допускалось только в отношении инвестора. Соглашение о разделе продукции, представляя собой договор, заключаемый между государством и инвестором - пользователем недр, не может регулировать отношения лиц, не являющихся его сторонами, ни по вопросам исполнения обязательств, ни по вопросам налогообложения. Поскольку субъектом, правоотношения которого по реализации СРП охватываются предметом регулирования Закона № 225-ФЗ и главы 26.4 НК РФ, является инвестор, положения п. 7 ст. 2 Закона № 225-ФЗ и п. 15 ст.246.35 НК РФ подлежат применению только в отношении инвестора. Правоотношения подрядчиков и субподрядчиков, привлекаемых инвестором для реализации этих соглашений, не регулируются Законом № 225-ФЗ и главой 26.4 НК РФ, в том числе и в части норм, устанавливающих указанное положение о сохранении условий налогообложения, определенных соглашениями, заключенными до вступления в силу Закона № 225-ФЗ. Указанная позиция также отражена в Письме ФТС России от 24.10.2011 № 01-11/51372 «О взимании таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых в целях реализации соглашений о разделе продукции». Таким образом, нормами Закона № 225-ФЗ, НК РФ, Указа № 2285, определено, что особый режим налогообложения при реализации СРП установлен только в отношении инвестора. Вышеназванная нормативная регламентация подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 № 1674/10 и формулировкой п. 23.1 ст.XXIII «Импорт, экспорт и валюты» СРП «Сахалин-1», а именно: Консорциуму (и каждой из Сторон Консорциума) разрешается ввозить в Российскую Федерацию без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость материалы, оборудование и прочие товары для проведения работ по освоению месторождений, включая машины и оборудование..., в соответствии с законами и нормативными актами Российской Федерации, регулирующими характер документирования такого импорта. В связи с чем, таможенный орган считал, что оснований для освобождения общества от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление товаров нет.

Заслушав участников процесса и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ общество зарегистрировано в качестве юридического лица 28.06.2006 Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1066501068040, в связи с постановкой на налоговый учет присвоен ИНН 6501171343.

Компания Эксон Нефтегаз Лимитед, являясь Оператором Соглашения о Разделе Продукции Чайвинского, Одоптинского и Аркутун-Дагинского нефтегазоконденсатных месторождений на шельфе острова Сахалин от 30.06.1995 (далее - Проект, СРП, СРП-1, проект «Сахалин-1»), заключённого между Российской Федерацией, представленной Правительством Российской Федерации и Администрацией Сахалинской области, с одной стороны, и Эксон Нефтегаз Лимитед, корпорацией, Сахалин Ойл Девелопмент Корпорейшн Компани, Лтд, корпорацией, Сахалинморнефтегаз-Шельф, ЗАО, и Роснефть-Сахалин, ЗАО, с другой стороны (именуемые Консорциум), через аккредитованный филиал, расположенный в г. Южно-Сахалинске, участвует в освоении нефтяных и газовых месторождений в рамках указанного СРП.

04.02.2004 между Приморским морским пароходством, компанией «Рибер Шиппинг АС», судовладельцами ледокола-буксира типа Р-116 «Акер Лангстен АС Корпус № 199», и компанией «Эксон Нефтегаз Лимитед», выступающей в роли Оператора от имени Консорциума проекта «Сахалин-1», был заключён Тайм-чартер на аренду судна и его оборудования для выполнения работ.

Согласно Дополнению от 29.06.2006 № 3 к вышеуказанному Тайм-чартеру, ООО «Де-Кастри Тагс» (совместное предприятие Приморского морского пароходства и компании «Риебер Шиппинг АС») взяло на себя обязательства Первоначальных Владельцев (Приморское морское пароходство и компания «Риебер Шиппинг АС») согласно Чартеру судна «Полярный Певек».

20.07.2006 между ООО «Де-Кастри Тагс» и подрядчиком было заключено соглашение «Шипмент-98» о судовом менеджменте, в соответствии с условиями которого, подрядчик с 05.08.2006 был назначен менеджером судна «Полар Певек».

В рамках вышеуказанных соглашений подрядчиком на территорию Таможенного союза в 2010 - 2011 были ввезены следующие товары:

- № 10707090/101210/0009864 - радиостанция передающая, включающая в свой состав приемную аппаратуру; товарный знак MOTOROLA; модель GP340; напряжение питания 7.5 В, в комплекте с антенной, зарядным устройством, чехлом для хранения и переноски, 5 комплектов, таможенная стоимость - 164 334, 64 руб.;

- № 10707090/021211/0009757:

товар № 1 - корпус распределительной коробки, изготовленный из черных металлов комбинированным способом, для монтажа электрических соединений воздушного компрессора холодильного оборудования буксира ПОЛАР ПЕВЕК, артикул PC-562813G - 1шт., таможенная стоимость - 10 966, 68 руб.;

товар № 2 - лист из непористой нетвердой резины, не соединенный с другими материалами, прямоугольной формы, размером 27.5x55.5см, применяемый в качестве антивибрационной прокладки между распределительной коробкой и компрессором - 1шт., таможенная стоимость - 925, 46 руб.;

- № 10707090/021211/0009759 - колено из коррозионностойкой стали снабжённое резьбой с обеих сторон для соединения трубопроводов на давление до 10мпа для компрессора для холодильного оборудования буксира ПОЛАР ПЕВЕК, партийный номер 023-17532-000 - 4шт., таможенная стоимость - 29 333,93 руб.;

- № 10707090/100811/0005700:

товар № 1 - смонтированные тормозные накладки для гидравлического тормоза гребного вала азимутального подруливающего устройства морского буксира ПОЛАР ПЕВЕК в комплектах по 2 накладки в комплекте - 2 комплекта, таможенная стоимость - 145 625, 88 руб.;

товар № 2 - уплотнительные прокладки из вулканизованной нетвердой не пористой резины для гидравлического тормоза гребного вала - 24 шт., таможенная стоимость - 63 232,14 руб.;

- № 10707090/110511/0002809 - фильтр воздушный; модель VILEDON, тип Т60, артикул 7145541 конструктивное исполнение-в пластмассовой рамс прямоугольной формы, гофрированный; назначение, область применения-для вентиляционной системы морского катамарана, таможенная стоимость - 281 652, 76 руб.;

- № 10707090/141111/0009072 - клапаны запорные впускные из медных сплавов для нагнетания либо спуска воздуха для блока регулировки мощности воздушного компрессора холодильного оборудования буксира ПОЛАР ПЕВЕК, партийный номер 022-09783-000 – 4 шт; код ОКП 371200, таможенная стоимость - 4 969, 99 руб.;

- № 10707090/220911/0007155 - компрессор роторный двухвинтовой полугерметичный, среднетемпературный, используемый в холодильном оборудовании, максимальная потребляемая мощность 64кВт, модель DXS36LASA46/50, - 1 шт; код ОКП 364000, таможенная стоимость - 921 439, 19 руб.;

- № 10707090/270911/0007316:

товар № 1 - сменный картридж фильтра-влагоотделителя для зашиты от влаги холодильных установок буксира ПОЛАР ПЕВЕК, представляет собой цилиндр, изготовленный из смеси минерального вещества - кристаллического алюмосиликата (80%), 4 шт., таможенная стоимость - 36 441, 73 руб.;

товар № 2 - втулки электроизолирующие из пластмасс, для изоляции клеммных соединений электрического двигателя компрессора для холодильного оборудования буксира ПОЛАР ПЕВЕК, - 4 шт., таможенная стоимость - 1 696, 78 руб.;

товар № 3 - шайбы уплотнительные из нетвердой непористой вулканизованной резины, для технического обслуживания компрессора для холодильного оборудования буксира ПОЛАР ПЕВЕК – 12 шт., таможенная стоимость - 4 515, 46 руб.;

товар № 4 - винтовая цилиндрическая пружина из черных металлов, работающая на сжатие, изготовленная методом холодной навивки, для нагрузочного клапана компрессора для холодильного оборудования буксира ПОЛАР ПЕВЕК, - 1 шт., таможенная стоимость - 5 347, 45 руб.;

- № 10707090/280111/0000385:

товар № 1 - системный блок HP COMPAQ 8000; товарный знак HEWLETT PACKART, модель HSTNC-058P-SF, серийные номера CZC 037 4VSZ, CZC 037 4VV9, CZC 037 4VVH, CZC 037 4VTH, CZC 037 4VT9, не шифровальная техника; код ОКП 40 1300, 5 шт., таможенная стоимость - 1 170 975, 65 руб.;

товар № 2 - USB-накопитель незаписанный в виде твердотельного энергонезависимого устройства хранения данных с соединительным USB разъемом, товарный знак CORSAIR, модель не установлена, объем памяти 4 Гб, 1 шт., таможенная стоимость - 1 066, 4 руб.

С целью получения льгот по уплате таможенных пошлин, налогов при декларировании товаров по ДТ №№ 10707090/101210/0009864, 10707090/021211/0009757, 10707090/021211/0009759, 10707090/100811/0005700, 10707090/110511/0002809, 10707090/141111/0009072, 10707090/220911/0007155, 10707090/270911/0007316, 10707090/280111/0000385 декларантом в таможенный орган были представлены копии договоров от 04.02.2004 № б/н и от 20.07.2006 № б/н, заявления компании «Эксон Нефтегаз Лимитед», а именно:

ДТ № 10707090/021211/0009759- от 30.11.2011 г. № PAY-39630;

ДТ № 10707090/101210/0009864 - от 07.12.2010 г. № PAY-34699;

ДТ № 10707090/021211/0009757 - от 30.11.2011 г. № PAY-39631;

ДТ № 10707090/100811/0005700 - от 03.08.2011 г. № PAY-38088;

ДТ № 10707090/110511 /0002809 - от 29.04.2011 г. № PAY-36847;

ДТ№ 10707090/141111/0009072- от 10.11.2011 г. № PAY-39401;

ДТ № 10707090/220911 /0007155 - от 20.09.2011 г. № PAY-38722;

ДТ№ 10707090/270911/0007316 - от 26.09.2011 г. № PAY-38792;

ДТ № 10707090/280111/0000385 - от 24.01.2011 г. № PAY-35750.

Также в графе 44 данных ДТ были заявлены сведения о ст. 346.35 НК РФ, которой установлены общие положения специального налогового режима, применяемою при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Законом № 225-ФЗ, сведения о СРП от 30.06.1995, а также сведения о соответствующей статье Сметы затрат СРП «Сахалин-1».

В соответствии с представленными при декларировании товаров по ДТ №№ 10707090/101210/0009864, 10707090/021211/0009757, 10707090/021211/0009759, 10707090/100811/0005700, 10707090/110511/0002809, 10707090/141111/0009072, 10707090/220911/0007155, 10707090/270911/0007316, 10707090/280111/0000385 документами и сведениями, таможней в отношении данных товаров подрядчику были представлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов. Товары были выпущены условно в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 200 Таможенным кодексом Таможенного союза (далее - ТК ТС), с ограничениями выпуска, установленными п. 2 данной статьи ТК ТС.

В период с 29.03.2013 по 26.12.2013 таможенным органом проведена камеральная таможенная проверка по вопросу правомерности предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов, продекларированных по декларациям на товары (ДТ) №№10707090/101210/0009864, 10707090/021211/0009757, 10707090/021211/0009759, 10707090/100811/0005700, 10707090/110511/0002809, 10707090/141111/0009072, 10707090/220911/0007155, 10707090/270911/0007316, 10707090/280:111/0000385, результаты которой отражены в акте от 26.12.2013 № 10707000/400/261213/А0013.

В ходе камеральной проверки таможней сделан вывод о том, что подрядчики и субподрядчики инвестора в рамках СРП «Сахалин-1» не являются субъектами специального налогового режима, установленного СРП, и к ним должны применяться нормы законодательства о налогах и сборах, таможенного законодательства, действующие в соответствующем периоде, в связи с чем, решением от 26.12.2013 № 10707000/400/261213/Т0013:

- решения Южно-Сахалинского таможенного поста Сахалинской таможнио предоставлении льгот по уплате таможенных платежей по указанным ДТ признаны неправомерными и отменены;

- обществу отказано в предоставлении льгот по уплате таможенных платежей по данным ДТ в связи с установлением фактов несоблюдения требований и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей;

- отменен условный выпуск товаров, задекларированных по ДТ;

- отделу таможенных платежей Сахалинской таможни указано на  принятие мер по доначислению и взысканию условно начисленных ввозных таможенных пошлин и налогов в отношении товаров по указанным ДТ.

В связи с отменой данных решений таможней в адрес общества направлены требования об уплате таможенных платежей от 10.01.2014 № 2 по ДТ № 10707090/021211/0009757, от 10.01.2014 № 4 по ДТ № 10707090/021211/0009759, от 10.01.2014 № 6 по ДТ № 10707090/100811/0005700, от 10.01.2014 № 8 по ДТ № 10707090/110511/0002809, от 10.01.2014 № 10 по ДТ № 10707090/141111/0009072, от 10.01.2014 № 12 по ДТ № 10707090/220911/0007155, от 10.01.2014 № 14 по ДТ № 10707090/270911/0007316, от 10.01.2014 № 16 ДТ № 10707090/280111/0000385 на сумму 703 708 рублей 39 копеек (в том числе ввозная таможенная пошлина – 65 979 руб. 78 коп., НДС – 493 950 руб. 47 коп., пени – 143 778 руб. 14 коп.)

Не согласившись в части с указанными решением и требованиями, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования и возражений доказательства, суд находит заявление общества подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Аналогичное право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предусмотрено ст. 9 ТК ТС и ст. 36 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ).

29.09.2010 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принял постановление № 1674/10 по арбитражному делу № А59-1445/08-С15, в котором сформировал следующую правовую позицию: соглашение о разделе продукции, представляя собой договор, заключаемый между государством и инвестором (пользователем недр), не может регулировать отношения лиц, не являющихся его сторонами, ни по вопросам исполнения обязательств, ни по вопросам налогообложения. В этой связи, предусмотренные п. 7 ст. 2 Закона № 225-ФЗ и п. 15 ст. 346.35 НК РФ положения о сохранении в отношении соглашений о разделе продукции, заключенных до принятия названного Закона, установленного этими соглашениями регулирования по вопросам налогообложения подлежат применению только в отношении инвестора.

Федеральная таможенная служба письмом от 24.10.2011 № 01-11/51372 проинформировала территориальные таможенные органы о том, что данную правовую позицию необходимо учесть при совершении таможенных операций, связанных с помещением ввозимых товаров под таможенную процедуру, а также при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров.

Судом установлено, что 30.06.1995 между Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации и Администрации Сахалинской области, с одной стороны, и ЭКСОН НЕФТЕГАЗ ЛИМИТЕД корпорацией, САХАЛИН ОЙЛ ДЕВЕЛОПМЕНТ КООПЕРЕЙШН КОМПАНИ, ЛТД, корпорацией, САХАЛИНМОРНЕФТЕГАЗ-ШЕЛЬФ, ЗАО И РОСНЕФТЬ-САХАЛИН, ЗАО (ЭКСОН, САХАЛИН ОЙЛ ДЕВЕЛОПМЕНТ КООПЕРЕЙШН КОМПАНИ, ЛТД, САХАЛИНМОРНЕФТЕГАЗ-ШЕЛЬФ, РОСНЕФТЬ-САХАЛИН в дальнейшем именуются «Консорциум») с другой стороны, заключено Соглашение о Разделе Продукции Чайвинского, Одоптинского и Аркутун-Дагинского нефтегазоконденсатных месторождений на шельфе острова Сахалин.

Согласно п. 22.3 СРП «Сахалин-1» за исключением случаев, специально предусмотренных в параграфе 22.1 «Налоги и обязательные платежи» никакие другие налоги, пошлины, сборы и другие обложения, введенные Российской Федерацией, Сахалинской областью или любым другим органом государственной власти на территории Российской Федерации либо на дату вступления соглашения в силу, либо в будущем не будут подлежать оплате Консорциумом или любой стороной Консорциума в связи с любым видом деятельности по освоению месторождений по настоящему соглашению, включая внутренние и экспортные продажи углеводородов.

Пунктом 23.1 определено, что консорциуму (и каждой из сторон консорциума) разрешается ввозить в Российскую Федерацию без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость материалы, оборудование и прочие товары для проведения работ по освоению месторождений, включая машины и оборудование, описанные в графе 19.4 настоящего соглашения, в соответствии с законами и нормативными актами Российской Федерации, регулирующими характер документирования такого импорта.

В соответствии с действующими на тот момент нормативными правовыми актами правовой основой для заключения СРП «Сахалин-1» являлся Указ № 2285.

Согласно п. 1 названного Указа соглашение о разделе продукции является одной из форм договорных отношений государства с инвесторами - пользователями недр, которая предусматривает раздел добытого минерального сырья между договаривающимися сторонами, заменяющий взимание налогов, сборов, пошлин, в том числе таможенных, акцизов и других предусмотренных действующим законодательством обязательных платежей, за исключением налога на прибыль и платежей за право на пользование недрами, которые могут по согласованию сторон уплачиваться как в стоимостной, так и в натуральной форме.

Пунктом 8 Указа также установлено, что продукция производственно-технического назначения, ввозимая инвестором в Российскую Федерацию в рамках соглашения, освобождается в соответствии с п. 1 данного Указа от взимания НДС и таможенных пошлин.

Из приведенного положения следует, что установление особого режима в отношении обязательных платежей при заключении соглашений о разделе продукции допускалось только в отношении инвестора. Соглашение о разделе продукции, представляя собой договор, заключаемый между государством и инвестором - пользователем недр, не может регулировать отношения лиц, не являющихся его сторонами.

Определение соглашения о разделе продукции как договора, заключаемого между Российской Федерацией и инвестором, предметом которого является урегулирование отношений названных субъектов по вопросам поиска, разведки, добычи минерального сырья на указанном в соглашении участке недр, пользования недрами и раздела произведенной продукции, приведено и в ст. 2 Закона № 225-ФЗ.

Предусмотренные п. 7 ст. 2 Закона № 225-ФЗ положения о сохранении в отношении соглашений о разделе продукции, заключенных до принятия данного Закона, установленного этими соглашениями регулирования по обязательным платежам, в том числе вопросам налогообложения, подлежат применению только в отношении инвестора, поскольку только он является тем субъектом, правоотношения которого по реализации соглашения о разделе продукции охватываются предметом регулирования Закона № 225-ФЗ.

В свою очередь, правоотношения подрядчиков и субподрядчиков, привлекаемых инвестором для реализации этих соглашений, не регулируются Законом № 225-ФЗ, в том числе и в части норм, устанавливающих указанное положение о сохранении условий по обязательным платежам, определенных соглашениями, заключенными до вступления в силу названного Закона.

Таким образом, порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, ввозимых лицами, привлекаемыми компанией как инвестором для реализации СРП «Сахалин-1», определяются действующим в соответствующем периоде таможенным законодательством без каких-либо изъятий. Данные изъятия не могут устанавливаться соглашениями о разделе продукции, как не охватываемые предметом регулирования таких соглашений. В свою очередь, определенные в п. 23.1 СРП «Сахалин-1» условия, установлены только для консорциума (и каждой из сторон консорциума).

Пунктом 28.2 данного Соглашения также установлено, что деятельность консорциума в границах Российской Федерации подчиняется законам, нормативным актам, стандартам и правилам Российской Федерации, которые действуют на момент подписания настоящего соглашения и относятся к настоящему соглашению.

Действующее до 2003 года законодательство, в том числе ст. 111 Таможенного кодекса РФ от 18.06.1993 и п. «о» ст. 35 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе», не предусматривало освобождение от взимания таможенных платежей при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, предназначенных для работ по соглашениям о разделе продукции, заключенным до принятия Закона № 225-ФЗ.

Данное освобождение, а именно вне зависимости от периода заключения соглашения о разделе продукции, было установлено Федеральным законом от 06.06.2003 № 65-ФЗ «О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации». Так, НК РФ дополнен главой 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции», в том числе п. 9 ст. 346.35, согласно которому от уплаты таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для выполнения работ по соглашению, предусмотренных программами работ и сметами расходов, утвержденными в установленном соглашением порядке.

В соответствии с указанной нормой Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 № 25 утвержден перечень документов, представляемых инвестором по соглашению о разделе продукции в таможенные органы Российской Федерации для освобождения от уплаты таможенной пошлины на товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для целей соглашения.

Одним из документов, представляемых для освобождения от уплаты таможенных пошлин, является копия договора между инвестором и юридическим лицом, выступающим в качестве подрядчика, поставщика, перевозчика или в ином качестве, в соответствии с которым товары ввозятся на таможенную территорию.

Следовательно, с 10.06.2003 установлено освобождение от уплаты таможенных пошлин товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации для выполнения работ по СРП "Сахалин-1". При этом применение данного освобождения не поставлено в зависимость от статуса лица (инвестор, подрядчик, субподрядчик), осуществляющего ввоз товара на территорию Российской Федерации. Обязательным условием применения данного освобождения является цель ввоза товара и ее подтверждение установленными действующим законодательством документами.

В рассматриваемом случае приведенные положения п. 9 ст. 346.35 НК РФ не противоречат СРП «Сахалин-1».

Таким образом, с момента вступления в силу Федерального закона от 06.06.2003 № 65-ФЗ ввозимые подрядчиками и субподрядчиками компании на таможенную территорию Российской Федерации товары для выполнения работ по СРП «Сахалин-1» подлежат освобождению от уплаты таможенных платежей.

Судом отклоняется ссылка таможенного органа на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 № 1674/10, поскольку в указанном деле рассматривались иные правоотношения, касающиеся оснований освобождения от уплаты таможенных пошлин товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации для выполнения работ по СРП «Сахалин-2».

Ввоз товаров в рамках указанного соглашения подрядчиками и субподрядчиками не может расцениваться как обстоятельство, исключающее возможность применения п. 9 ст. 346.35 НК РФ, либо устанавливающее данным лицам специальный режим при уплате таможенной пошлины.

В соответствии с п. 21.3 консорциум обязан предоставлять все необходимые денежные средства и закупать или арендовать все материалы, оборудование и предметы снабжения, которые должны быть куплены или арендованы для проведения работ по Освоению Месторождений: обеспечивать другие денежные средства для осуществления Программ, включая платежи любым третьим сторонам, предоставляющим услуги. Таким образом, привлекая подрядчиков для выполнения работ, компания является заказчиком работ, и на этом основании все работы, выполняемые подрядчиками и субподрядчиками, осуществляются за счет консорциума.

В итоге все расходы подрядчиков и субподрядчиков, в том числе понесенные на уплату таможенных пошлин и налогов, становятся расходами консорциума по Сахалинскому проекту. Неприменение таможенных льгот к товарам, ввозимым указанными лицами, увеличивает затраты инвестора ввиду увеличения стоимости таких товаров по сравнению с тем, как они определены Программой работ и Сметой расходов на очередной финансовый год.

В судебном заседании таможенный орган не отрицал, что товары, ввезенные по ДТ №№ 10707090/101210/0009864, 10707090/021211/0009757, 10707090/021211/0009759, 10707090/100811/0005700, 10707090/110511/0002809, 10707090/141111/0009072, 10707090/220911/0007155, 10707090/270911/0007316, 10707090/280111/0000385 предназначены для СРП «Сахалин-1». Указал, что, в случае ввоза этих же товаров инвестором, последний был бы освобожден от уплаты таможенных пошлин и НДС.

При декларировании товаров по ДТ №№ 10707090/101210/0009864, 10707090/021211/0009757, 10707090/021211/0009759, 10707090/100811/0005700, 10707090/110511/0002809, 10707090/141111/0009072, 10707090/220911/0007155, 10707090/270911/0007316, 10707090/280111/0000385 декларантом в таможенный орган были представлены копии договоров от 04.02.2004 и от 20.07.2006, заявления компании «Эксон Нефтегаз Лимитед», а именно:

ДТ № 10707090/021211/0009759 – от 30.11.2011 № PAY-39630;

ДТ № 10707090/101210/0009864 - от 07.12.2010 № PAY-34699;

ДТ № 10707090/021211/0009757 - от 30.11.2011 № PAY-39631;

ДТ № 10707090/100811/0005700 - от 03.08.2011 № PAY-38088;

ДТ № 10707090/110511 /0002809 - от 29.04.2011 № PAY-36847;

ДТ№ 10707090/141111/0009072-от 10.11.2011 № PAY-39401;

ДТ № 10707090/220911 /0007155 - от 20.09.2011 № PAY-38722;

ДТ№ 10707090/270911/0007316 - от 26.09.2011 № PAY-38792;

ДТ № 10707090/280111/0000385 - от 24.01.2011 № PAY-35750.

Из указанных заявлений компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» подтвердила, что материалы и оборудование ввезены для использования на проекте «Сахалин-1» в соответствии с Программой работ и сметой расходов на 2010, 2011 годы, утвержденной Уполномоченным государственным органом 29.11.2010, 25.01.2011.

Также в графе 44 данных ДТ были заявлены сведения о ст. 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), которой установлены общие положения специального налогового режима, применяемою при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции», сведения о Соглашении о разделе продукции от 30.06.1995, а также сведения о соответствующей статье Сметы затрат СРП «Сахалин-1».

Поскольку по условиям СРП «Сахалин-1» инвестор остается бенефициаром таможенных льгот вне зависимости от того, самостоятельно или через подрядчика осуществляется ввоз товаров, необходимых для реализации СРП «Сахалин-1», оспариваемое решение таможни об отказе в предоставлении спорного освобождения по уплате таможенных пошлин, налогов нарушает права заявителя.

В связи с изложенным принятое таможенным органом решение от 26.12.2013 № 10707000/400/261213/Т0013 не может быть признано законным.

Единственным основанием для вынесения ООО «Поларус» требований об уплате таможенных платежей от 10.01.2014 № 2 по ДТ № 10707090/021211/0009757, от 10.01.2014 № 4 по ДТ № 10707090/021211/0009759, от 10.01.2014 № 6 по ДТ № 10707090/100811/0005700, от 10.01.2014 № 10 по ДТ № 10707090/141111/0009072, от 10.01.2014 № 12 по ДТ № 10707090/220911/0007155, от 10.01.2014 № 14 по ДТ № 10707090/270911/0007316, от 10.01.2014 № 16 ДТ № 10707090/280111/0000385 послужило решение таможни от 26.12.2013 № 10707000/400/261213/Т0013.

В связи с незаконностью решения по результатам таможенной проверки от 26.12.2013 № 10707000/400/261213/Т0013, является незаконным доначисление обществу ввозных таможенных пошлин, что влечет недействительность требований об уплате таможенных платежей от 10.01.2014 №№ 2, 4, 6, 10, 12, 14, 16.

Также, заявленные требования общества являются обоснованными, поскольку позиция таможенного органа о применении п. 9 ст. 346.35 НК РФ только в случае ввоза товаров на территорию Российской Федерации самим инвестором ведет в том числе к неправильному определению налоговой обязанности при исчислении и уплате налога на добавленную стоимость.

В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, если арбитражный суд установит, что оспариваемое решение органа, осуществляющего публичные полномочия, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании данного решения незаконным.

При таких обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах суд признает оспариваемые решение и требования таможни незаконными.

Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В силу ст. 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 2 000 рублей.

Как следует из материалов дела, при обращении в суд с настоящим заявлением обществом уплачено 20 000 рублей государственной пошлины по платежным поручениям от 31.01.2014 № 44, от 27.01.2014 №№ 41, 42.

Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу, в связи с чем уплаченная обществом при подаче заявления государственная пошлина в размере 16 000 руб. подлежит взысканию с Сахалинской таможни как компенсация заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.

Поскольку за требование неимущественного характера заявленного к таможне, обществом государственная пошлина уплачена излишне, на сумму 4 000 руб., то данная сумма в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд 

Р Е Ш И Л :

Признать решение Сахалинской таможни по результатам таможенной проверки № 10707000/400/261213/Т0013 от 26 декабря 2013 года в части

- отмены решения Южно-Сахалинского таможенного поста Сахалинской таможни, выразившегося в согласии с заявленными декларантом сведениями о предоставлении льгот по уплате таможенных платежей по ДТ№№ 10707090/101210/0009864, 10707090/021211/0009757, 10707090/021211/0009759, 10707090/100811/0005700, 10707090/141111/0009072, 10707090/220911/0007155, 10707090/270911/0007316, 10707090/280111/0000385;

- отказа в предоставлении льгот по уплате таможенных платежей по ДТ№№ 10707090/101210/0009864, 10707090/021211/0009757, 10707090/021211/0009759, 10707090/100811/0005700, 10707090/141111/0009072, 10707090/220911/0007155, 10707090/270911/0007316, 10707090/280111/0000385;

- отмены условного выпуска товаров по ДТ №№10707090/101210/0009864, 10707090/021211/0009757, 10707090/021211/0009759, 10707090/100811/0005700, 10707090/141111/0009072, 10707090/220911/0007155, 10707090/270911/0007316, 10707090/280111/0000385;

- указания отделу таможенных платежей Сахалинской таможни принять меры по доначислению и взысканию условно начисленных ввозных таможенных пошлин в отношении товаров по №№ 10707090/101210/0009864, 10707090/021211/0009757, 10707090/021211/0009759, 10707090/100811/0005700, 10707090/141111/0009072, 10707090/220911/0007155, 10707090/270911/0007316, 10707090/280111/0000385, незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», пунктам 9 и 15 статьи 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации.

Признать требования Сахалинской таможни об уплате таможенных платежей от 10 января 2014 года №№ 2, 4, 6, 10, 12, 14, 16 незаконными, как не соответствующие Таможенному кодексу Таможенного Союза, пунктам 9 и 15 статьи 346.35 Налогового кодекса Российской Федерации.

Взыскать с Сахалинской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «Поларус» судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 16 000 рублей, уплаченные по платежному поручению от 31 января 2014 года № 44.

Обществу с ограниченной ответственностью «Поларус» выдать справку на возврат государственной пошлины из федерального бюджета в размере 4 000 рублей, уплаченной по платежным поручениям от 27 января 2014 №№ 41, 42.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья                                                                                                  А.И. Белоусов