Арбитражный суд Сахалинской области
Коммунистический проспект, 28, Южно-Сахалинск, 693000,
www.sakhalin.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-4812/23
6 декабря 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 29.11.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 06.12.2023 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Александровской Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовым К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
муниципального казенного учреждения «Отдел культуры, спорта, туризма, молодежной политики администрации МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области Российской Федерации» (ОГРН <***> ИНН <***> адрес регистрации: 694350, Сахалинская область, Смирныховский р-н, пгт. Смирных, ул. Ленина, 37)
к управлению Федерального казначейства по Сахалинской области (ОГРН <***> ИНН <***> адрес регистрации: 693007, Сахалинская область, г. ЮжноСахалинск, ул. Им. Антона Буюклы, 34)
о признании незаконным и отмене представления от 7 апреля 2023 года № 61-19-11/696 (с учетом уточненных требований в порядке статьи 49 АПК РФ),
третьи лица – администрация МО ГО «Смирныховский», Министерство спорта Сахалинской области, Министерство спорта Российской Федерации, Правительство Сахалинской области,
при участии:
от заявителя – ФИО1, по доверенности от 22.03.2023 № 123 (онлайн-заседание),
от УФК – ФИО2, по доверенности от 27.06.2022 № 61-16-05/19,
от Администрации МО ГО «Смирныховский» – ФИО3, по доверенности от 13.01.2023 №2 (онлайн-заседание),
от Министерства спорта – ФИО4, по доверенности от 24.06.2023, ФИО5 по доверенности от 03.10.2023,
У С Т А Н О В И Л:
Муниципальное казенное учреждение «Отдел культуры, спорта, туризма, молодежной политики администрации МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области Российской Федерации» (далее – заявитель, Учреждение, МКУ «Отдел культуры и спорта») обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Сахалинской области (далее – Управление) о признании незаконным и отмене представления от 7 апреля 2023 года № 61-19-11/696.
В порядке статьи 49 АПК РФ Учреждение уточнило заявленное требование, просит признать оспариваемое представление незаконным ввиду его неисполнимости.
Определением суда от 01.08.2023 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу.
Одновременно суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство спорта Сахалинской области (далее – Министерство), Администрацию муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области Российской Федерации (далее – Администрация).
Определением от 02.10.2023 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство спорта Российской Федерации, Правительство Сахалинской области.
В обоснование заявленных требований Учреждение и его представители в судебном заседании указали, что вышеуказанный ненормативный правовой акт не отвечает критерию исполнимости, предписывает заявителю исполнить требования, которые не содержат четких формулировок относительно конкретных действий, которые необходимо совершить МКУ «Отдел культуры и спорта» и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленных нарушений.
Так в п. 1 представления указано о нарушении требований, установленных частью 9 и частью 9.1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ, Заказчиком (объект контроля) при осуществлении закупки, а именно для объекта «Создание «умной спортивной площадки» для определения начальной (максимальной) цены контракта применен проектно-сметный метод в условиях отсутствия оснований.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Правил № 1661 под «умными» спортивными Площадками понимаются плоскостные спортивные сооружения и модульные спортивные сооружения не являющиеся объектами капитального строительства.
Однако в соответствии с пунктами 10.1.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объект капитального строительства здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и др.), тогда как некапитальными строениями, сооружениями являются строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (иди) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба и без изменения основных характеристик строений, сооружений.
Понятие объекта капитального строительства в Градостроительном кодексе РФ корреспондирует понятию недвижимого имущества, к которому относится все, что связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенною строительства (п.1 ст. 130 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 38 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела части первой ГК РФ», замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью (п. 1 ст. 133 ГК РФ).
Аналогичная позиция указана в определении Верховного суда РФ ос 28.01.2019 г, №308-КТП 8-23749.
Исходя из вышеперечисленных норм и в их совокупности, объект закупки является объектом капитального строительства.
Кроме того, код бюджетной классификации 907 1102 03105 17530 244 (Д1С 22-57530-00000-00000) предусматривает так же расходы на благоустройство территории (если они не предусматривают создание объектов недвижимого имущества, проведение капремонта объектов), включая выполнение работ по расчистке, приобретение расходных материалов, объектов малых форм (фонарей, скамеек, урн и .д.), их установку ( Письма Минфина России от 19.03.2021 № 02-05-10/20331 от 25.02.202l № 02-05-10/13814).
В пункте 2 представления, указано, что в нарушение п. 1 и п. 7 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок (приложение № 10 к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 № 1661, Перечня спортивно-технологическою оборудования для создания «умной» спортивной площадки, утвержденного приказом Минспорта России от 15.02.2022 № 107 объектом контроля неправомерно использованы (израсходованы) средства в сумме 9 411432.06 рублей (в том числе: средства федерального бюджета в сумме 2 164 629,37 рублей), источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленная на софинансирование закупки оборудования для создания «умных» спортивных площадок, а именно, оплачены демонтажные работы, работы по благоустройству и планировочные работы.
Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 15.02.2022 № 107 «Об утверждении перечня спортивно-технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки» предусмотрен перечень оборудования приобретаемого при создании «умных» спортивных площадок.
МКУ «Отдел культуры и спорта» в рамках заключенных муниципальных контрактов было приобретено оборудование для создания объекта.
Требованиями п. 7 государственной программы № 1661 (приложение №10) так же предусмотрены работы по монтажу оборудования для создания «умной» спортивной площадки.
Нормами действующего законодательства понятие «монтаж» не определено, вместе с тем исходя из совокупности норм действующего законодательства, объектом закупки является приобретение и монтаж технического оборудования на земельном участке.
Согласно СП 82.13330.2016 Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СТ1иП Ш-10-75, СП 332.I325S00.2017 «Спортивные сооружения. Правила проектирования», устройство бортовых камней является неотъемлемой частью строительства любого покрытия, включая спортивные площадки.
Бортовые камни выполняют функции, важные для безопасности, а также для прочности и длительного срока службы оснований и покрытий. Как и многие другие процессы, монтаж бортовых камней производится по определённой технологии, соблюдение которой обеспечивает правильное и эффективное функционирование.
Кроме того, согласно и, 4,14. СП 31-115-2006 «Открытые плоскостные физкультурно-спортивные сооружения», яма для прыжков в длину должна иметь бортовое ограждение с мягкой обивкой, функцию которого на объекте выполняет резиновый бортовой камень.
Таким образом, устройство бортового камня является неотъемлемым технологическим процессом при благоустройстве и устройстве спортивных площадок, без которого невозможно выполнение устройства оснований и покрытий. Устройство водоотводных лотков также является неотъемлемой частью работ по благоустройству, так как система водоотведения используется для удаления с территории талой и дождевой воды. Наличие неотведенной воды с покрытий и оснований, со временем негативно сказывается на их прочностных характеристиках, что приводит к затратам на эксплуатацию.
Следовательно, выполнение работ по устройству оснований и покрытий, включая работы по устройству бортового камня и организации отвода воды с покрытий, предусмотрены проектно-сметной документацией, а выполнение работ без указанных проектных решений привело бы к незавершенному виду объекта и способствовало бы разрушению спортивной площадки.
Расходы, произведенные учреждением в рамках муниципального контракта в целях создания "умной” спортивной площадки в пгт. Смирных, произведены в соответствии с заключенным контрактом, что в силу пункта 1 статьи 306.4 НК РФ не может рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств.
Управление Федерального казначейства по Сахалинской области в отзыве, дополнении к нему и его представитель в судебном заседании с требованиями Учреждения не согласились, указав, что доводы заявителя о неисполнимости представления ошибочны, поскольку впредставлении от 07.04.2023 № 61-19-11/696 в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано требование к МКУ о принятии мер по устранению причин и условий нарушений в случае невозможности их устранения.
Финансирование закупки осуществлено из бюджета муниципального образования городского округа «Смирныховский» по целевой статье 907 1102 03105 L7530 244 «Субсидии на софинансирование закупки оборудования для создания «умных» спортивных площадок».
При этом целевая статья не предусматривает благоустройство территории и капитальное строительство.
Расходные обязательства по данной целевой статье осуществляются в соответствии с приказом Министерства спорта России от 15.02.2022 № 107 «Об утверждении перечня спортивно-технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки», а именно, на закупку спортивно-технологического оборудования.
Таким образом, оснований для применения проектно-сметного метода в целях осуществления закупки: «Создание «умной» спортивной площадки» при определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги у объекта контроля не имелось.
Следовательно, поскольку примененный для обоснования НМЦК метод в настоящее время изменить невозможно, то устранению подлежат только причины и условия допущенного нарушения.
Состав «умных» спортивных площадок, определенный Перечнем № 107, является исчерпывающим.
В рамках государственной программы Минспортом Сахалинской области с Администрацией муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области заключено соглашение от 28.03.2022 № 64746000-1-2022-009 о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету на реализацию мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок (далее- Соглашение).
Между тем, МКУ неправомерно были оплачены демонтажные работы, работы по благоустройству и планировочные работы, не предусмотренные нормативными актами - основаниями предоставления бюджетных средств.
Администрация МО ГО «Смирныховский» и ее представитель в судебном заседании поддержали заявленные Учреждением требования в полном объеме.
Министерство спорта Сахалинской области в представленном отзыве, дополнениях к нему и его представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали, указав на незаконность оспариваемого представления.
В частности, Министерство обращает внимание, что в соответствии с пунктом 14 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.07.2020 № 1095, представление считается исполненным в случае, когда представленные объектом контроля документы, материалы и информация подтверждают устранение нарушения и (или) принятие указанных в представлении мер по устранению причин и условий нарушения.
В данном случае, в представлении не указаны такие меры.
Контролирующий орган, по мнению Министерства, абсолютно не проверил и не дал оценку правильности исполнения расходного обязательства между Администрацией МО ГО «Смирныховский» и истцом. Истец, выступая в качестве получателя бюджетных средств от Администрации МО ГО «Смирныховский» руководствуется исключительно нормативным правовым актом муниципального значения, которым установлено расходное обязательство, так как лимит доведен до истца сводной бюджетной росписью муниципалитета.
По мнению Министерства, правовое значение положений нормативных правовых актов - Порядка предоставления и распределения субсидий муниципальным образованиям Сахалинской области на развитие физической культуры и спорта, утвержденного постановлением правительства Сахалинской области от 10.03.2017 № 106, Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 № 1661, а также Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утв. Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 № 999, не может иметь места, когда муниципальное учреждение, которому муниципалитет довел лимит средств в соответствии с тем или иным расходным обязательством - муниципальным НПА, исполняет данное обязательство.
Министерством приведены и иные доводы несогласия с оспариваемым представлением.
Правительство Сахалинской области в представленном отзыве сообщило, что вопрос координации исполнения соглашения от 25.02.2022 о предоставлении субсидии, контроля за соблюдением условий и целей предоставления субсидии по соглашению от 28.03.2022 отнесен к компетенции Минспорта Сахалинской области, в связи с чем, просило рассмотреть заявление в отсутствие представителей Правительства Сахалинской области.
Министерство спорта Российской Федерации в представленном отзыве, со ссылкой на положение о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 607, указало, что оценка актов органов финансового контроля, внесенных по результатам контрольных мероприятий объектам контроля, с которыми у Минспорта России отсутствуют правоотношения, не входит в полномочия Минспорта России.
Правительство Сахалинской области, Министерство спорта РФ, привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, явку представителей не обеспечили, что в силу статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 10 Плана контрольных мероприятий на 2023 год в период с 18.01.2023 по 02.03.2023 года Управлением Федерального казначейства Сахалинской области проведена плановая выездная проверка в муниципальном казенном учреждении «Отдел культуры, спорта, туризма, молодежной политики администрации МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области Российской Федерации».
Тема контрольного мероприятия: проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».
Проверяемый период: с 01.01.2020 по 31.12.2022 годы.
В ходе контрольных мероприятий Управлением установлены нарушения, в том числе, в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены(НМКЦ) контракта.
Так, по объекту закупки – создание «умной» спортивной площадки в пгт.Смирных, НМКЦ определена проектно-сметным методом.
В соответствии с закупочной документацией данная закупка включала в себя следующие наименования работ: демонтажные работы, планировочные работы, благоустройство, МАФ (закупка и монтаж спортивно-технологического оборудования).
Финансирование закупки осуществлено из бюджета МО ГО «Смирныховский» по коду БК: 907 1102 03105 L7530 244 (ДК 22-57530-00000-000001, предусматривающему закупки оборудования для создания «умных» спортивных площадок».
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Правил № 1661 под «умными» спортивными площадками понимаются плоскостные спортивные сооружения и модульные спортивные сооружения, не являющиеся объектами капитального строительства.
В ходе проведения проверки соблюдения требований к обоснованию НМЦК установлено, что в нарушение требований части 9 и части 9.1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ Учреждением при осуществлении закупки по объекту «Создание «умных» спортивных площадок» для определения НМКЦ применен проектно-сметный метод в условиях отсутствия оснований.
Кроме того, Управлением установлено, что в нарушение пункта 1, пункта 7 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по закупке и монтажуоборудования для создания «умных» спортивных площадок (приложение № 10 к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30,09.2021 № 1661, Перечня спортивно-технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки, утвержденного приказом Минспорта России от 15.02.2022 № 107 объектом контроля неправомерно использованы (израсходованы) средства в сумме 9 411 432,06 рублей (в том числе: средства федерального бюджета всумме 2 164 629,37 рублей), источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленная на софинансирование закупки оборудования для создания – «умных» спортивных, площадок, выразившееся в оплате демонтажных работ, работ по благоустройству и планировочных работ.
Установленные нарушения зафиксированы в акте плановой выездной проверки от 02.03.2023 года (т.д.1, л.д.21).
07.04.2023 Управлением в адрес Учреждения направлено представление,(т.д.1, л.д.16), согласно которому:
- в нарушение требований части 9 и части 9.1 статьи 22 федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» объектом контроля в целях осуществления закупки «Создание «умной» спортивной площадки» при определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемой с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги (муниципальный контракт от 22.06.2022 № 0161300003322000080) применен проектно-сметный метод в условиях отсутствия оснований (пункт 1 представления);
- в нарушение пункта 1, пункта 7 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по закупке и монтажуоборудования для создания «умных» спортивных площадок (приложение № 10 к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30,09.2021 № 1661, Перечня спортивно-технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки, утвержденного приказом Минспорта России от 15.02.2022 № 107 объектом контроля неправомерно использованы (израсходованы) средства в сумме 9 411 432,06 рублей (в том числе: средства федерального бюджета всумме 2 164 629,37 рублей), источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленная на софинансирование закупки оборудования для создания – «умных» спортивных, площадок, выразившееся в оплате демонтажных работ, работ по благоустройству и планировочных работ (пункт 2 представления).
В этой связи Управление потребовало от Учреждения в срок до 01.06.2023 года принять меры по устранению причин и условий нарушений в случае невозможности их устранения.
Информацию о результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, представить в Управление Федерального казначейства по Сахалинской области не позднее 05.06.2023 года.
Посчитав, что данное представление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Учреждение обратилось в суд с настоящим заявлением.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.
Из изложенного также следует и то, что предметом оценки является законность оспариваемого правоприменительного акта или действия, исходя из доводов заявителя по делу.
Согласно статьям 28, 38 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.
Методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование (часть 1 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях названного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Полномочия Федерального казначейства (Казначейство России) закреплены в Положении о Федеральном казначействе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 (далее - Положение N 703), согласно которому Казначейство России является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения N 703).
Пунктом 5 Положения N 703 установлены полномочия казначейства в установленной сфере деятельности, в частности: полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; контроль за своевременностью и полнотой устранения объектами контроля нарушений законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
В соответствии с пунктом 6.7 указанного Положения Федеральное казначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.
Представления и предписания органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (часть 3.1 статьи 270.2 БК РФ).
В порядке статьи 270.2 БК РФ, а также положениям федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095, объектам контроля направляются представления и предписания.
Согласно пунктам 7, 8 Федерального стандарта от 23.07.2020 N 1095 территориальные органы Федерального казначейства по результатам проведенных выездных проверок вправе выдавать представления, содержащие обязательные для исполнения в указанный в представлении срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта от 23.07.2020 N 1095, должностные лица органа контроля, ответственные за проведение контрольного мероприятия, обеспечивают подготовку и направление представления и (или) предписания объекту контроля.
Из материалов дела следует, что по результатам контрольного мероприятие в отношении МКУ «Отдел культуры и спорта» уполномоченным органом установлено нарушение требований части 9 и части 9.1 статьи 22 федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» объектом контроля в целях осуществления закупки «Создание «умной» спортивной площадки» при определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемой с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги (муниципальный контракт от 22.06.2022 № 0161300003322000080) применен проектно-сметный метод в условиях отсутствия оснований (пункт 1 представления).
Оспаривая факт нарушения, отраженного в пункте 1 представления, заявитель указывает на правильность применения им проектно-сметного метода для расчета начальной максимальной цены контракта (НМЦК) в целях осуществления закупки: «Создание «умной» спортивной площадки» (муниципальный контракт от 22.06.2022 № 0161300003322000080).
В соответствии с частью 9 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) допускается использование проектно-сметного метода при определении НМЦК на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (на основании проектной документации), а также на выполнение работ по текущему ремонту зданий, строений, сооружений, помещений в соответствии с частью 9.1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.
Пунктом 2.1.8. Порядка предоставления и распределения субсидий муниципальным образованиям Сахалинской области на развитие физической культуры и спорта, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 10.03.2017 № 106 (далее - Порядок № 106) предусмотрено предоставление субсидии на закупку и монтаж оборудования для создания «умных» спортивных площадок.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской федерации, возникающих при реализации мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок (приложение № 10), утверждённых постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 № 1661 (далее – Правила № 1661), под «умными» спортивными площадками понимаются плоскостные спортивные сооружения и модульные спортивные сооружения, не являющиеся объектами капитального строительства.
Финансирование закупки осуществлено из бюджета муниципального образования городского округа «Смирныховский» по целевой статье 907 1102 03105 L7530 244 «Субсидии на софинансирование закупки оборудования для создания «умных» спортивных площадок».
При этом, как справедливо отмечает Управление, целевая статья не предусматривает благоустройство территории и капитальное строительство.
Расходные обязательства по данной целевой статье осуществляются в соответствии с приказом Министерства спорта России от 15.02.2022 № 107 «Об утверждении перечня спортивно-технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки», а именно, на закупку спортивно-технологического оборудования.
Таким образом, оснований для применения проектно-сметного метода в целях осуществления закупки: «Создание «умной» спортивной площадки» при определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги у объекта контроля не имелось.
Довод заявителя о том, что поскольку расчет НМЦК осуществляется на стадии планирования закупки, а муниципальный контракт от 22.06.2022 № 0161300003322000080 находится на исполнении, то исправить нарушение не представляется возможным, не может быть принят во внимание, поскольку в представлении указано на необходимость принятия мер по устранению причин и условий нарушений в случае невозможности их устранения.
Следовательно, поскольку метод, примененный для обоснования НМЦК, в рассматриваемом случае изменению не подлежит, то объекту контроля предписано устранить только причины и условия допущенного нарушения.
Оценивая доводы Учреждения о незаконности пункта 2 представления, суд приходит к следующему.
Как следует из оспариваемого представления, в нарушение пункта 1, пункта 7 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по закупке и монтажуоборудования для создания «умных» спортивных площадок (приложение № 10 к государственной программе Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта»), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30,09.2021 № 1661, Перечня спортивно-технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки, утвержденного приказом Минспорта России от 15.02.2022 № 107 объектом контроля неправомерно использованы (израсходованы) средства в сумме 9 411 432,06 рублей (в том числе: средства федерального бюджета всумме 2 164 629,37 рублей), источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленная на софинансирование закупки оборудования для создания – «умных» спортивных, площадок, выразившееся в оплате демонтажных работ, работ по благоустройству и планировочных работ (пункт 2 представления).
Оспаривая нарушение, отраженное в пункте 2 представления, заявитель утверждает, что в рамках реализации мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок допустимо осуществление демонтажных работ, планировочных работ и работ по благоустройству территории.
Согласно пункту 2.1.8. Порядка № 106, а также по смыслу Правил № 1661 предоставление субсидий предусмотрено на реализацию мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок.
В соответствии с абзацем 4 пункта 7 Правил № 1661, приказом Министерства спорта Российской Федерации от 15.02.2022 № 107 утвержден Перечень спортивнотехнологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки (далее - Перечень № 107).
Состав «умных» спортивных площадок, определенный Перечнем № 107, является исчерпывающим.
В рамках государственной программы между Министерством спорта Сахалинской области и Администрацией муниципального образования городской округ «Смирныховский» заключено соглашение от 28.03.2022 № 64746000-1-2022-009 о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету на реализацию мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок (далее – Соглашение, т.д.1, л.д.49).
Согласно пунктам 4.3.4. и 4.3.4.1. Соглашения муниципалитет обязан обеспечивать исполнение требований к составу расходных обязательств муниципального образования, установленных Перечнем № 107.
Между тем, из материалов дела следует и не оспаривается заявителем, что МКУ были оплачены демонтажные работы, работы по благоустройству и планировочные работы, не предусмотренные нормативными актами - основаниями предоставления бюджетных средств.
В частности, заявитель утверждает, что яма для прыжков в длину должна иметь бортовое ограждение с мягкой обивкой, функцию которого на объекте выполняет резиновый бортовой камень.
Однако, Перечнем № 107, не предусмотрено оборудование «Яма для прыжков в длину».
Кроме того, бортовой камень является элементом спортивного оборудования, отделяющим спортивные зоны. Перечнем № 107 бортовые камни в составе «умных» спортивных площадок также не предусмотрены.
При этом, в соответствии с подпунктами 2.4, 2.5 пункта 2 Перечня № 107 предусмотрена закупка спортивно-технологического оборудования: «Покрытие для площадки и вспомогательных зон», «Рулонное покрытие для беговых Дорожек и вспомогательных зон (в комплекте с разметочной краской и клеем)».
Данное спортивно-технологическое оборудование также не включало в себя приобретения такого элемента как бортовые камни.
Схожая правовая позиция в части запрета на использования средств субсидии на строительные работы по подготовке оснований для монтажа площадок, закупку оборудования, не предусмотренного Перечнем №107, а также работ по технологическому присоединению площадок к различным сетям, изложена в письме Министерства спорта России от 22.02.2023 (Исх.№ 07-3-09/2738), направленной в адрес Федерального казначейства (т.д.2, л.д. 40).
Доводы Учреждения о том, что расходы, произведенные МКУ в целях создания «умной» спортивной площадки, не могут рассматриваться как нецелевое использование бюджетных средств, суд отклоняет ввиду необоснованности, в силу следующего.
Управлением действия МКУ в указанной части квалифицированы как неправомерные расходы.
Как следует из письма Министерства финансов Российской Федерации от 25.04.2017 № 02-09-08/24851, к неправомерному расходованию бюджетных средств следует относить действия (бездействия), противоречащие требованиям бюджетного законодательства и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Согласно Классификатору нарушений (рисков), утвержденному руководителем Казначейства России 19.12.2017, Федеральное казначейство определяет неправомерное использование бюджетных средств как оплату денежных обязательств с нарушением:
-бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (за исключением нецелевого использования бюджетных средств);
-законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения, возникающие при исполнении бюджета по расходам;
- документов, являющихся правовым основанием принятия бюджетных обязательств.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы внутреннего государственного финансового контроля вправе обязать вернуть средства, которые они квалифицировали как неправомерно использованные, направив представление (предписание).
Аналогичная позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.04.2017 № 302-КГ17-169 по делу № А69-19/2016.
Рассмотрев доводы Министерства спорта Сахалинской области в части ненадлежащего объекта контроля в лице МКУ «Отдел культуры и спорта», суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 №1661 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (далее- государственная программа).
Абзацем 14 раздела II государственной программы предусмотрено, что реализацию программы в части мероприятий, реализуемых совместно с субъектами Российской Федерации, предполагается осуществить путем предоставления целевых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта (отдельных мероприятий), на условиях достижения установленных показателей, определения объемов финансового обеспечения региональных бюджетной программ из бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом уровня обеспеченности субъектов Российской Федерации. При этом региональные должны соответствовать целям и задачам Программы.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 10.03.2017 № 106 утверждена государственная программа Сахалинской области «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности молодежной политики в Сахалинской области» (далее- региональная программа).
Паспортом данной программы предусмотрено, что ответственным исполнителем является Минспорт Сахалинской области.
Между Министерством спорта Российской Федерации и Правительством Сахалинской области было заключено Соглашение о предоставлений субсидии из федерального бюджета бюджету Сахалинской области № 777-09-2022-031 на реализацию мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок в рамках федерального проекта «Бизнес- спринт (Я выбираю спорт)» государственной программы Российской Федерации «развитие физической спорта» (далее - Соглашение № 777-09-2022-031).
В целях реализации государственной и региональной программ, а также Соглашения № 777-09-2022-031 средства субсидии были доведены до Министерства спорта Сахалинской области.
Пунктом 2.1.8. Порядка предоставления и распределения субсидий муниципальным образованиям Сахалинской области на развитие физической культуры и спорта, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 10.03.2017 № 106 (далее - Порядок № 106) предусмотрено предоставление субсидии на закупку и монтаж оборудования для создания «умных» спортивных площадок.
В соответствии с разделом 3 Порядка № 106 условием предоставления субсидий является наличие соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между главным распорядителем средств областного бюджета и администрацией муниципального образования в соответствии с разделом 6 Порядка.
Согласно пункту 6.1 Порядка № 106 предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения.
28.03.2023 года между Минспортом Сахалинской области как главным распорядителем средств областного бюджета и Администрацией муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области было заключено Соглашение № 64746000-1-2022-009 о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету на реализацию мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок (далее — Соглашение № 64746000-1-2022-009). I
В соответствии с подпунктом «а» пункта 3.2. Соглашения № 64746000-1-2022-009 субсидия предоставляется муниципалитету при наличии правового акта МО ГО «Смирныховский» об утверждении в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации перечня мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, указанного в пункте 1.2. Соглашения (в соответствии с приложением № 1 к Соглашению), а именно на закупку оборудования для создания «умных» спортивных площадок
Постановлением Администрации МО ГО «Смирныховский» от 30.33.2022 № 216 «О внесении изменений в муниципальную программу «Развитие физической культуры, спорта и реализация молодежной политики в муниципальном образовании городской округ «Смирныховский», утвержденную постановлением Администрации МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области от 18.05.2015 № 690 в муниципальную программу внесены изменения, в том числе приложение № 1 дополнено основным мероприятием № 5 «Создание «умной» спортивной площадки».
Ответственным исполнителем муниципальной программы поименовано МКУ «Отдел культуры и спорта».
Таким образом, в целях реализации государственной, региональной и муниципальной программ, Соглашений № 777-09-2022-031, № 64746000-1-2022-009 и в соответствии со статьями 38, 38.1, 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 24 части 1 статьи 42 Устава муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области, средства субсидии были доведены до МКУ «Отдел культуры и спорта» - получателя бюджетных средств.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим кодексом.
В свою очередь, МКУ «Отдел культуры и спорта» с ИП ФИО6 был заключен муниципальный контракт от 22.06.2022 № 0161300003322000080 на создание «умной» спортивной площадки в пгт. Смирных.
Пунктом 16 раздела III Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденного Приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н предусмотрено, что код классификации расходов бюджетов состоит из двадцати знаков. Структура двадцатизначного кода классификации расходов бюджетов является единой для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и включает следующие составные части: код главного распорядителя бюджетных средств (1- 3 разряды); код раздела (4 - 5 разряды); код подраздела (6 - 7 разряды); код целевой статьи (8 - 17 разряды); код вида расходов (18 - 20 разряды).
Перечнем и кодами целевых статей расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 17.05.2022 № 75н, предусмотрена целевая статья расходов федерального бюджета 57530 для субсидии на софинансирование закупки и монтажа оборудования для создания «умных» спортивных площадок в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».
В пункте 1.1. Соглашения № 777-09-2022-031 указана целевая статья расходов федерального бюджета: 13 2 8D 57530.
Согласно абзацу 1 пункта 4 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
Ведомственной структурой расходов областного бюджета по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов областного бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (приложение № 6 к Закону Сахалинской области «Об областном бюджете Сахалинской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» от 22.12.2021 № 107-30) предусмотрено софинансирование закупки оборудования для создания «умных» спортивных площадок по коду целевой статьи расходов R7530.
В соответствии с пунктом 1.2. Соглашения № 777-09-2022-031 субсидия предоставляется в соответствии с Приложением № 1 к Соглашению, являющимся его неотъемлемой частью, в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
В приложении № 1 к Соглашению № 777-09-2022-031 предусмотрено направление расходов на софинансирование закупки для создания «умных» спортивных площадок по коду бюджетной классификации R7530.
В пункте 1.1. Соглашения № 64746000-1-2022-009 указана целевая статья 12108 R7530.
Работы по муниципальному контракту от 22.06.2022 № 0161300003322000080 были оплачены платежными поручениями: от 27.07.2022 № 875846, от 05.10.2022 № 77376, от 05.10.2022 № 77377, от 05.10.2022 № 77378, от 10.10.2022 № 85015, от 29.11.2022 № 154880, от 29.11.2022 № 154966, которые в структуре кода классификации расходов бюджета содержат целевую статью «7530», что подтверждает финансирование муниципального контракта за счет средств субсидии.
Таким образом, МКУ «Отдел культуры и спорта» является получателем средств субсидии и непосредственно данным учреждением осуществлено их расходование.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание вышеприведенное правовое регулирование, Управлением обоснованно проведена проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» в отношении надлежащего объекта контроля.
Доводы Министерства об отсутствии нарушений, указанных в оспариваемом представлении со ссылкой на отчеты, направленные в Министерство спорта Российской Федерации, несостоятельны, поскольку содержат информацию об объеме средств, поступивших из федерального бюджета на закупку оборудования для создания «умных» спортивных площадок, а также кассовом расходе.
Указанные отчеты были проанализированы Управлением в ходе проверки.
Так, на странице 5 акта от 02.03.2023 ИКМ 2023-11В.058.1010-6100.003 в отношении МКУ «Отдел культуры и спорта» подробно изложено, в каких объемах средства субсидии доведены и израсходованы.
Как справедливо отмечает Управление, то обстоятельство, что все доведенные средства были потрачены муниципалитетом в полном объеме, не опровергает факта их неправомерного расходования, поскольку в документах, послуживших основанием предоставления бюджетных средств не содержится положений, допускающих возможность осуществления демонтажных работ, работ по благоустройству и планировочных работ за счет субсидии, предоставленной на закупку, и монтаж оборудования для создания «умных» спортивных площадок.
Кроме того, в соответствии с пунктом 8.2. Порядка № 106 контроль за соблюдением муниципальными образованиями условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидии, осуществляется главными распорядителями средств областного бюджета и органами государственного финансового контроля Сахалинской области.
На основании и с учетом изложенного, у суда отсутствуют как правовые, так и фактические основания для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Иные доводы лиц, участвующих в деле, с учетом установленных судом обстоятельств и сделанных выводов, правового значения для рассмотрения настоящего дела по существу не имеют.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований муниципального казенного учреждения «Отдел культуры, спорта, туризма, молодежной политики администрации МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области Российской Федерации» о признании незаконным и отмене представления управления Федерального казначейства по Сахалинской области от 7 апреля 2023 года № 61-19-11/696 отказать.
Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья
Е.М. Александровская