ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-4833/23 от 01.02.2024 АС Сахалинской области

Арбитражный суд Сахалинской области

Коммунистический проспект, 28, Южно-Сахалинск, 693000,

www.sakhalin.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-4833/23

9 февраля 2024 года

Резолютивная часть решения объявлена 01.02.2024 года.

Решение в полном объеме изготовлено 09.02.2024 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Александровской Е.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Соколовым К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

министерства спорта Сахалинской области (ОГРН <***> ИНН <***> адрес регистрации: 693011, <...>)

к управлению Федерального казначейства по Сахалинской области (ОГРН <***> ИНН <***> адрес регистрации: 693007, <...>)

о признании незаконным и отмене представления Управления от 26.04.2023 № 61-19-11/821, вынесенного на основании акта плановой камеральной проверки от 31.03.2023, ИКМ2023-ПВ.058.1010-6100.006, в том числе вследствие его неисполнимости,

третьи лица – администрация муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области (ИНН <***>, ОГРН <***>); администрация муниципального образования «Тымовский городской округ» (ИНН <***>, ОГРН <***>); администрация МО ГО «Долинский» Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>);муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа» г. Долинск Сахалинской области (ИНН <***>, ОГРН <***>); муниципальное казенное учреждение «Отдел культуры, спорта, туризма, молодежной политики администрации МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области Российской Федерации» (ИНН <***>, ОГРН <***>); муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа пгт. Тымовское», Правительство Сахалинской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, 694400),

при участии:

от Министерства спорта – ФИО1, по доверенности от 24.06.2023,

от УФК – ФИО2 по доверенности от 27.06.2022 № 61-16-05/19,

от администрации МО ГО «Смирныховский» (онлайн) – ФИО3, по доверенности от 13.01.2023 №2 (онлайн-заседание),

У С Т А Н О В И Л:

Министерство спорта Сахалинской области (далее – заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Сахалинской области (далее – Управление) о признании незаконным представления от 26.04.2023 № 61-19-11/821, вынесенного на основании акта плановой камеральной проверки от 31.03.2023, ИКМ2023-ПВ.058.1010-6100.006, в том числе, вследствие его неисполнимости (с учетом уточненных требований, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).

Определением суда заявление принято к производству, возбуждено производство по делу.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области; администрация муниципального образования «Тымовский городской округ»; администрация МО ГО «Долинский» Сахалинской области;муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа» г. Долинск Сахалинской области; муниципальное казенное учреждение «Отдел культуры, спорта, туризма, молодежной политики администрации МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области Российской Федерации»; муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа пгт. Тымовское», Правительство Сахалинской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, 694400), Министерство спорта Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований Министерство и его представитель в судебном заседании указали, что оспариваемый ненормативный правовой акт не отвечает критерию исполнимости, предписывает заявителю исполнить требования, которые не содержат четких формулировок относительно конкретных действий, которые необходимо совершить в отношении самостоятельных юридических лиц, с которыми у министерства отсутствуют надлежаще оформленные отношения (по предоставлению денежных средств субсидии).

В соответствии с пунктом 3.3 федерального соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации № 77709-2022-031, перечисление субсидии из федерального бюджета в бюджет Сахалинской области осуществляется на единый счет бюджета Сахалинской области, открытый министерству финансов Сахалинской области в УФК но Сахалинской области. В этой связи 25.03.2022 и 28.03.2022 между министерством как получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации и администрацей муниципального образования городской округ «Долинский» (далее - Администрации МО ГО «Долинский»), администрацией муниципального образования городской округ «Смирныховский» (далее - Администрация МО ГО «Смирныховский») и администрацией муниципального образования «Тымовский городской округ» (далее - Администрация МО «Тымовский ГО») были заключены соответствующие Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету №№ 64760000-1-2022-009, 64712000-1-2022-012 и 64750000-1 -2022-009 соответственно. Предметом указанных соглашений является предоставление из бюджета Сахалинской области в 2022 году бюджетам Администрациям МО ГО субсидий на реализацию мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания «Умных» спортивных площадок в рамках федерального проекта «Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)» государственной программы в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также на основании Порядка № 106.

Заявитель отмечает, что в обжалуемом ненормативном правовом акте контрольный орган указывает на то, что министерством в 2022 году осуществлен недостаточный контроль за соблюдением муниципальными учреждениями условий и целей предоставления субсидии в части использования средств субсидии на цели, не соответствующие целям их предоставления.

Со ссылкой на положения подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, министерство отмечает, что главный распределитель бюджетных средств в лице министерства осуществляет обеспечение соблюдения получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, где получателем субсидии по отношению к министерству являются исключительно Администрации МО ГО.

Раздел 2 Порядка № 106 установил четкий и исчерпывающий круг участков финансового процесса, где субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при реализации мероприятий муниципальных программ, направленных па достижение целей и задач государственной программы Caxaлинской области «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности молодежной политики в Сахалинской области» в области развития физической культуры и спорта, и включает ряд направлений, в том числе по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок.

Муниципальные учреждения не является участником бюджетного процесса при доведении министерством средств Субсидии Администрациями МО ГО.

Министерству не известно, какие возникли отношения между Администрациями МО ГО и их учреждениями, в том числе какими расходными обязательствами (нормативными правовыми актами) и соглашениями оформлено доведение средств Субсидии.

Согласно открытым данным муниципальные учреждения являются самостоятельными юридическими лицами.

Следовательно, министерство не является лицом, которое вправе и в состоянии принять меры, на устранение которых направлен указанный обжалуемый ненормативный правовой акт.

В обжалуемом представлении контролирующего органа, по мнению Министерства, не определены конкретные мероприятия, которые последний обязан совершить.

Управление Федерального казначейства по Сахалинской области в отзыве, дополнении к нему и его представитель в судебном заседании с требованиями Министерства не согласились, указав, что доводы заявителя основаны на ошибочном толковании норм права.

В соответствии с пунктом 8.2. Порядка № 106 контроль за соблюдением муниципальными образованиями условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидии, осуществляется главными распорядителями средств областного бюджета и органами государственного финансового контроля Сахалинской области.

Разделом 3 Порядка 106 предусмотрено, что условием предоставления субсидий является наличие соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между главным распорядителем средств областного бюджета и администрацией муниципального образования в соответствии с разделом 6 настоящего Порядка.

Согласно пункту 4.3.3.1. Соглашения № 777-09-2022-031 Субъект обязан обеспечивать исполнение требований к составу расходных обязательств субъекта Российской Федерации, установленных приказом Минспорта России от 15.02.2022 № 107 «Об утверждении перечня спортивно-технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки».

Пунктом 4.1.2. вышеперечисленных соглашений предусмотрено обязательство Министерства осуществлять контроль за соблюдением муниципалитетом условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашением.

В соответствии с пунктом 4.1.3.соглашений, заключенных между Министерством и администрациями МО ГО Министерство обязано осуществлять проверку документов, подтверждающих произведенные расходы бюджета, на возмещение которых предоставляется субсидия.

Следовательно, наличие соглашений с администрациями муниципальных образований не исключает обязанности Министерства как главного распорядителя бюджетных средств осуществлять контроль за расходованием средств субсидии муниципалитетом в лице органов местного самоуправления, поскольку все заключенные соглашения позволяют осуществлять контроль за получателями средств субсидии посредством местных администраций - координаторов исполнения условий соглашений.

Министерство спорта Российской Федерации, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, ознакомившись с требованиями заявителя, сообщило, что согласно Положению о Министерстве спорта Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 607, оценка актов органов финансового контроля, внесенных по результатам контрольных мероприятий объектам контроля, не входит в полномочия Министерства спорта Российской Федерации.

Правительство Сахалинской области, привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в представленном отзыве указало, что довод заявителя в части отсутствия обязанности по осуществлению контроля за соблюдением муниципальными учреждениями Сахалинской области условий и целей предоставления субсидии, является обоснованным.

Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, администрация муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области, муниципальное казенное учреждение «Отдел культуры, спорта, туризма, молодежной политики администрации МО ГО «Смирныховский» Сахалинской области Российской Федерации, администрация муниципального образования «Тымовский городской округ», муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа пгт. Тымовское», администрация МО ГО «Долинский» Сахалинской области, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа» г. Долинск Сахалинской области в представленных отзывах просили заявленные требования удовлетворить в полном объеме, указав на незаконность и неисполнимость оспариваемого представления в обоснование, приведена правовая позиция, аналогичная позиции заявителя.

Правительство Сахалинской области, Министерство спорта РФ, администрация муниципального образования «Тымовский городской округ», муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа пгт. Тымовское», администрация МО ГО «Долинский» Сахалинской области, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа» г. Долинск Сахалинской области , привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, явку представителей не обеспечили, что в силу статьи 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора.

Из материалов дела следует, что на основании приказа Управления Федерального казначейства по Сахалинской области от 18.01.2023 года № 27 и в соответствии с пунктом 10 Плана контрольных мероприятий на 2023 год в период с 23.01.2023 по 10.02.2023, с 13.03.2023 по 31.03.2023 года Управлением проведена плановая выездная проверка Министерства спорта по Сахалинской области.

Тема контрольного мероприятия: проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта».

Проверяемый период: 2020-2022 годы.

В ходе контрольных мероприятий Управлением установлены нарушения положений бюджетного законодательства, в том числе:

в нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4.3,3.1. Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 25.03.2022 № 777-09-2022-031, пунктов 4,1,2., 4,1.3. соглашений о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 25.03.2022 № 64712000-1-2022-012, от 28.03.2022 № 64746000-1-2022-009, от 28.03.2022 № 64750000-1-2022-009, министерством спорта Сахалинской области в 2022 году осуществлен недостаточный контроль за соблюдением муниципальными учреждениями Сахалинской области условий, целей предоставления субсидии по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок в части использования средств субсидии на цели, не соответствующие целям их предоставления, а именно:

-МАУ «Спортивная школа» г. Долинск за счет средств субсидии оплачены земельные работы и роботы по водоотводу в общей сумме 847 491,00 рублей (в том числе средства федерального бюджета в сумме 194 922.93 рублей),

-МКУ «Отдел культуры, спорта, туризма, молодежной политики администрации МО ГО «Смирныховский» за счет средств субсидии оплачены демонтажные работы, работы по благоустройству и планировочные работы в сумме 9 411 432,06 рублей (в том числе средства федерального бюджета в сумме 2 164 629.37 рублей);

-МКУ «Спортивная школа пгт. Тымовское» за счет средств субсидии оплачены земляные работы, работы по валке деревьев, работы по водоотводу, закуплен и установлен уличный стол для настольного тенниса сверх потребности в общей сумме 27 469 325,00 рублей (в том числе средства федерального бюджета в сумме 6 317 944,75 рублей).

Установленные в ходе проверки нарушения зафиксированы в акте выездной плановой проверки от 02.03.2023 года (т.д.1, л.д.25).

В соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 4, 7, 8 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095, по результатам проверки в адрес объекта контроля направлено представление от 26.04.2023 года № 61-19-11/821, согласно которому, Министерству в срок до 01.08.2023 года предписано устранить нарушение и принять меры по устранению его причин и условий (т.д.1, л.д.21).

Посчитав, что данное представление не соответствует закону, является неисполнимым, нарушает права и законные интересы в сфере экономической деятельности, Министерство обратилось в суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.

Из изложенного также следует и то, что предметом оценки является законность оспариваемого правоприменительного акта или действия, исходя из доводов заявителя по делу.

Согласно статьям 28, 38 Бюджетного кодекса РФ, бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Полномочия Федерального казначейства (Казначейство России) закреплены в Положении о Федеральном казначействе, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 (далее - Положение N 703), согласно которому Казначейство России является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения N 703).

Пунктом 5 Положения N 703 установлены полномочия казначейства в установленной сфере деятельности, в частности: полномочия по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; контроль за своевременностью и полнотой устранения объектами контроля нарушений законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности.

Методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование (часть 1 статьи 267.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 6.7 указанного Положения Федеральное казначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В силу части 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях названного Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Представления и предписания органов государственного (муниципального) финансового контроля составляются и направляются объектам контроля в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (часть 3.1 статьи 270.2 БК РФ).

В порядке статьи 270.2 БК РФ, а также согласно положениям федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Реализация результатов проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 N 1095, объектам контроля направляются представления и предписания.

Согласно пунктам 7, 8 Федерального стандарта от 23.07.2020 N 1095 территориальные органы Федерального казначейства по результатам проведенных выездных проверок вправе выдавать представления, содержащие обязательные для исполнения в указанный в представлении срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

В соответствии с пунктом 7 Федерального стандарта от 23.07.2020 N 1095, должностные лица органа контроля, ответственные за проведение контрольного мероприятия, обеспечивают подготовку и направление представления и (или) предписания объекту контроля.

Из материалов дела судом установлено, что по результатам контрольного мероприятия в отношении Министерства спорта Сахалинской области уполномоченным органом установлено нарушение требований подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, выразившееся в недостаточном контроле за соблюдением муниципальными учреждениями Сахалинской области условий, целей предоставления субсидии по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок в части использования средств субсидии на цели, не соответствующие целям их предоставления, а именно:

-МАУ «Спортивная школа» г. Долинск за счет средств субсидии оплачены земельные работы и роботы по водоотводу в общей сумме 847 491,00 рублей (в том числе средства федерального бюджета в сумме 194 922.93 рублей).

По результатам выявленных нарушений в адрес МАУ «Спортивная школа» г. Долинск направлено представление от 06.04.2023 № 61-19-11/677 о принятии мер по устранению причин и условий нарушений в случае невозможности их устранения (т.д.2, л.д.97);

-МКУ «Отдел культуры, спорта, туризма, молодежной политики администрации МО ГО «Смирныховский» за счет средств субсидии оплачены демонтажные работы, работы по благоустройству и планировочные работы в сумме 9 411 432,06 рублей (в том числе средства федерального бюджета в сумме 2 164 629.37 рублей).

По результатам выявленных нарушений в адрес МКУ «Отдел культуры, спорта, туризма, молодежной политики администрации МО ГО «Смирныховский» направлено представление от 06.04.2023 № 61-19-11/676 о принятии мер по устранению причин и условий нарушений в случае невозможности их устранения (т.д.2, л.д.104);

-МКУ «Спортивная школа пгт. Тымовское» за счет средств субсидии оплачены земляные работы, работы по валке деревьев, работы по водоотводу, закуплен и установлен уличный стол для настольного тенниса сверх потребности в общей сумме 27 469 325,00 рублей (в том числе средства федерального бюджета в сумме 6 317 944,75 рублей).

По результатам выявленных нарушений в адрес МКУ «Спортивная школа пгт. Тымовское» направлено представление от 07.04.2023 № 61-19-16/689 о принятии мер по устранению причин и условий нарушений в случае невозможности их устранения.

Принимая во внимание положения подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 4.3,3.1. Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 25.03.2022 № 777-09-2022-031, пунктов 4,1,2., 4,1.3. соглашений о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от 25.03.2022 № 64712000-1-2022-012, от 28.03.2022 № 64746000-1-2022-009, от 28.03.2022 № 64750000-1-2022-009, а также выводы о допущенных нарушениях, установленных в ходе проведения контрольных мероприятий, Управление заключило, что Министерством спорта Сахалинской области как главный распорядитель средств областного бюджета и исполнитель государственная программа Сахалинской области «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности молодежной политики в Сахалинской области» в 2022 году осуществлен недостаточный контроль за соблюдением муниципальными учреждениями Сахалинской области условий, целей предоставления субсидии по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок в части использования средств субсидии на цели, не соответствующие целям их предоставления.

В этой связи в адрес Министерства было направлено представление от 26.04.2023 года № 61-19-11/821, согласно которому, Министерству в срок до 01.08.2023 года предписано устранить нарушение и принять меры по устранению его причин и условий (т.д.1, л.д.21).

Министерство указывает на отсутствие полномочий по контролю за расходованием средств субсидии в отношении муниципальных учреждений.

Оценив доводы Министерства в указанной части, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 № 1661 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 10.03.2017 № 106 утверждена государственная программа Сахалинской области «Развитие физической культуры, спорта и повышение эффективности молодежной политики в Сахалинской области» (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период).

Паспортом данной программы предусмотрено, что ответственным исполнителем является Минспорт Сахалинской области.

Пунктом 2.1.8. Порядка предоставления и распределения субсидий муниципальным образованиям Сахалинской области на развитие физической культуры и спорта, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 10.03.2017 № 106 (далее - Порядок № 106, т.д.1, л.д.109) предусмотрено предоставление субсидии на закупку и монтаж оборудования для создания «умных» спортивных площадок.

В соответствии с пунктом 8.2. Порядка № 106 контроль за соблюдением муниципальными образованиями условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидии, осуществляется главными распорядителями средств областного бюджета и органами государственного финансового контроля Сахалинской области.

Разделом 3 Порядка 106 предусмотрено, что условием предоставления субсидий является наличие соглашения о предоставлении субсидии, заключенного между главным распорядителем средств областного бюджета и администрацией муниципального образования в соответствии с разделом 6 настоящего Порядка.

При этом, согласно пункту 8.3. Порядка № 106 органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за несоблюдение настоящего Порядка, нецелевое использование субсидии и недостоверность представляемых сведений.

Соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Сахалинской области заключено между Минспортом России и Правительством Сахалинской области от 25.02.2022 № 777-09-2022-031 (далее - Соглашение № 777-09-2022-031, т.д.1, л.д. 53).

Согласно пункту 4.3.3.1. Соглашения №777-09-2022-031 субъект обязан обеспечивать исполнение требований к составу расходных обязательств субъекта Российской Федерации, установленных приказом Минспорта России от 15.02.2022 № 107 «Об утверждении перечня спортивно-технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки».

В рамках государственной программы между Министерством и муниципальными образованиями были заключены Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету на реализацию мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок, а именно:

- Соглашение от 25.03.2022 № 64712000-1-2022-012, заключенное с Администрацией муниципального образования городской округ «Долинский» (т.д.1, л.д.86);

- Соглашение от 28.03.2022 № 64750000-1-2022-009, заключенное с Администрацией муниципального образования «Тымовский городской округ» (т.д.1, л.д. 95);

- Соглашение от 28.03.2022 № 64746000-1-2022-009, заключенное с Администрацией муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области (т.д.1, л.д.102).

Пунктом 4.1.2. Соглашений предусмотрена обязанность Министерства осуществлять контроль за соблюдением муниципалитетом условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашением.

В соответствии с пунктом 4.1.3. Соглашений Министерство обязано осуществлять проверку документов, подтверждающих произведенные расходы бюджета, на возмещение которых предоставляется субсидия.

Согласно пункту 4.2.1. Соглашений Министерство вправе запрашивать у муниципалитета документы и материалы, необходимые для осуществления контроля за соблюдением муниципалитетом условий предоставления субсидии и других обязательств, предусмотренных соглашением, в том числе данные бухгалтерского учета и первичную документацию, связанные с исполнением муниципалитетом условий предоставления субсидии.

Пунктами 6.1.1. Соглашений предусмотрено, что уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны муниципалитета возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) настоящего соглашения и предоставлении отчётности, является администрация муниципального образования.

Как следует из материалов дела, в ходе контрольных мероприятий установлено, что со стороны Министерства контроль за соблюдением условий предоставления субсидий на монтаж и закупку оборудования для создания «умных» площадок осуществлялся не в полной мере.

Так, МАУ «Спортивная школа» г. Долинск за счет средств субсидии неправомерно оплачены земельные работы и работы по водоотводу в общей сумме 847 491,00 рублей (в том числе, средства федерального бюджета в сумме 194 922,93 рублей).

МКУ «Отдел культуры, спорта, туризма, молодежной политики администрации МО ГО «Смирныховский» за счет средств субсидии неправомерно оплачены демонтажные работы, работы по благоустройству и планировочные работы в сумме 9 411 432,06 рублей (в том числе, средства федерального бюджета в сумме 2 164 629,37 рублей);

МБУ «Спортивная школа пгт. Тымовское» за счет средств субсидии неправомерно оплачены земляные работы, работы по валке деревьев, работы по водоотводу, закуплен и установлен уличный стол для настольного тенниса сверх потребности в общей сумме 27 469 325,00 рублей (в том числе, средства федерального бюджета в сумме 6 317 944,75 рублей).

Согласно пункту 2.1.8. Порядка № 106, а также по смыслу Правил № 1661 предоставление субсидий предусмотрено на реализацию мероприятий по закупке и монтажу оборудования для создания «умных» спортивных площадок.

В соответствии с абзацем 4 пункта 7 Правил № 1661, приказом Министерства спорта Российской Федерации от 15.02.2022 № 107 утвержден Перечень спортивно­-технологического оборудования для создания «умной» спортивной площадки (далее - Перечень № 107).

Состав «умных» спортивных площадок, определенный Перечнем № 107, является исчерпывающим.

При этом, выявленные в ходе проверки работы за счет средств субсидии: демонтажные работы, работы по благоустройству и планировочные работы, земляные работы, работы по валке деревьев, работы по водоотводу, закупка и установление уличного стола для настольного тенниса, в указанном Перечне не поименованы.

В соответствии с положениями Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-­счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Исходя из Устава муниципального образования городской округ «Долинский» принятого Решением Собрания муниципального образования «Долинский район» структуру органов местного самоуправления городского округа помимо главы муниципального образования и местной администрации, составляют иные органы местного самоуправления, наделенные Уставом в соответствии с законом Сахалинской области полномочиями по решению вопросов местного значения городского округа.

Аналогичные положения содержатся в Уставе муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области и муниципального образования «Тымовский городской округ».

В соответствии с Уставами муниципального автономного учреждения «Спортивная школа» г.Долинска Сахалинской области, Отдела культуры и спорта администрации муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области Российской Федерации «Смирныховский», муниципального бюджетного учреждения «Спортивная школа пгт. Тымовское», организации являются юридическими лицами, находятся в оперативном управлении, подотчетны и подконтрольны муниципальном образованиям, являющимся их учредителями.

Таким образом, Министерство, являясь главным распорядителем бюджетных средств, обязано контролировать расходные обязательства, связанные с предоставлением субсидии муниципальным образованиям в лице органов местного самоуправления, в том числе посредством проверки указанных Соглашений, заключенных между администрациями муниципальных образований и бюджетными учреждениями.

Доводы Министерства об отсутствии нарушений, указанных в оспариваемом представлении со ссылкой на отчеты, направленные в Министерство спорта Российской Федерации, суд отклоняет, поскольку указанные отчеты содержат информацию об объеме средств, поступивших из федерального бюджета на закупку оборудования для создания «умных» спортивных площадок, а также кассовом расходе.

Как справедливо отмечает Управление, то обстоятельство, что все доведенные средства были потрачены муниципалитетом в полном объеме, не опровергает факта их неправомерного расходования, поскольку в документах, послуживших основанием предоставления бюджетных средств, не содержитсяположений, допускающих возможность осуществления демонтажных работ, работ по благоустройству и планировочных работ за счет субсидии, предоставленной на закупку, и монтаж оборудования для создания «умных» спортивных площадок.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8.2. Порядка № 106 контроль за соблюдением муниципальными образованиями условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидии, осуществляется главными распорядителями средств областного бюджета (Министерством) и органами государственного финансового контроля Сахалинской области.

Оценивая довод заявителя в части неисполнимости оспариваемого представления ввиду отсутствия конкретных указаний относительно действий, которые необходимо совершить, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:

требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;

требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Приказом Минфина России от 30.12.2020 № 340н «Об утверждении форм документов, оформляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» утверждена форма представления (Приложение № 3).

Данной формой предусмотрено, что требования в представлении указываются в соответствии со статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В оспариваемом представлении в отношении Министерства в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано требование об устранении нарушения и принятии мер по устранению его причин и условий, при этом конкретизация таких мер со стороны контрольного органа законодателем, в отличие от предписания, не предусмотрена.

Как следует из письма Министерства финансов Российской Федерации от 25.04.2017 № 02-09-08/24851, к неправомерному расходованию бюджетных средств следует относить действия (бездействия), противоречащие требованиям бюджетного законодательства и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Согласно Классификатору нарушений (рисков), утвержденному руководителем Казначейства России 19.12.2017, Федеральное казначейство определяет неправомерное использование бюджетных средств как оплату денежных обязательств с нарушением:

-бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативно-­правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения (за исключением нецелевого использования бюджетных средств);

-законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения, возникающие при исполнении бюджета по расходам;

- документов, являющихся правовым основанием принятия бюджетных обязательств.

На основании и с учетом изложенного, принимая во внимание вышеприведенное правовое регулирование, а также установленные фактические обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое представление является законным и обоснованным, принятым в установленном порядке уполномоченным лицом, что исключает нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.

Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Иные доводы лиц, участвующих в деле, с учетом установленных судом обстоятельств и сделанных выводов, правового значения для рассмотрения настоящего дела по существу не имеют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требования министерства спорта Сахалинской области к управлению Федерального казначейства по Сахалинской области о признании незаконным и отмене представления Управления от 26.04.2023 № 61-19-11/821, вынесенное на основании акта плановой камеральной проверки от 31.03.2023, ИКМ2023-ПВ.058.1010-6100.006, в том числе вследствие его неисполнимости, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья

Е.М. Александровская