ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-4899/16 от 02.03.2017 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск                                 Дело № А59-4899/2016

06 марта 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 06 марта 2017 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи              Портновой О. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Елецкой Д В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Министерства спорта и молодежной политики Сахалинской области (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Некоммерческому партнерству «Спортивный центр «Сахалин» (ИНН <***>, ОГРН <***>) о взыскании 6 542 039 рублей 79 копеек субсидии,

при участии представителя истца ФИО1 по доверенности от 01.07.2016 года,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство спорта и молодежной политики (истец), обратилось в арбитражный суд Сахалинской области с иском к Некоммерческому партнерству «Спортивный центр «Сахалин» (ответчик) о взыскании 6 542 039 рублей 79 копеек субсидии.

В обоснование заявленных требований указано, что ответчику выделены субсидии в сумме 382 221 500 рублей на возмещение затрат, связанных с развитием игрового вида спорта в Сахалинской области. Поскольку полученные средства ответчиком частично (в сумме 6 542 039,79 рублей) использованы не по назначению, то денежные средства в этой сумме подлежат возврату в соответствии с Положением о порядке определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, осуществляющим развитие игровых видов спорта, на возмещения затрат, связанных с развитием игровых видов спорта в Сахалинской области, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 14.03.2013 № 115.

Определением от 08.11.2016 исковое заявление принято к производству, возбуждено дело и назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании на 14.12.2016.

13.12.2016 ответчик представил отзыв на исковое заявление, указав, что выделенные средства израсходованы ответчиком в полном объеме, согласно представленным в установленные соглашением сроки отчетами, в соответствии с целями финансирования – развитие игровых видов спорта. Ответов на адресованные истцу обращения о перераспределении денежных средств и принятии к зачету взыскиваемой суммы ответчику не поступало.

14.12.2016 подготовка по делу завершена, назначено судебное разбирательство на 06.02.2017.

06.02.2017 в порядке ст. 158 АПК РФ судебное заседание отложено на 02.03.2017.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования в полном объеме.

Ответчик явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о рассмотрении дела уведомлен надлежаще, что подтверждается отзывом на исковое заявление и заявленными ходатайствами об отложении судебного разбирательства от 06.02.2017, 01.03.2017.

Наличие оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных ст. 158 АПК РФ, судом не установлено, в связи с чем в порядке ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.

Изучив материалы дела, имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителя истца, суд удовлетворяет иск, исходя из следующего.

Как установлено судом из материалов дела, в соответствии с Положением о порядке определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, осуществляющим развитие игровых видов спорта, на возмещения затрат, связанных с развитием игровых видов спорта в Сахалинской области, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 14.03.2013 № 115 (Положение) НП «Спортивный центр «Сахалин» (Некоммерческое партнерство) и министерством спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области (Министерство) заключено Соглашение от 28.01.2015 № 01-СНО-2015 (Соглашение).

Во исполнение условия Соглашения, с учетом дополнительного соглашения от 17.12.2015 № 3, платежными поручениями от 22.12.2015 №№ 0002039, 0002038 Министерство перечислило Некоммерческому партнерству субсидию на возмещение затрат, связанных с развитием игровых вида спорта в Сахалинской области в размере 382 221 500 рублей, в том числе:

- 85 000 000 рублей на развитие вида спорта баскетбол,

- 110 797 300 рублей на развитие вида спорта волейбол,

- 186 424 200 рублей на развитие вида спорта хоккей.

В соответствии с п.п. 3.2.1, 3.2.3 Соглашения Некоммерческое партнерство обязалось осуществлять использование полученных средств субсидии на цели и на условиях, указанных в Положении и Соглашении; предоставлять отчет об использовании средств субсидии в Министерство по форме, установленной приложением № 3 Соглашения, в соответствии с Графиком предоставления отчетности (Приложение № 2 Соглашения) с приложением копий документов, подтверждающих понесенные расходы.

30.12.2015 ответчик (исх. № 205) обратился к истцу с просьбой о перераспределении 8 000 000 рублей из денежных средств, выделенных на основании конкурса 2015 г. на развитие игровых видов спорта, с волейбольной команды на хоккейную команду.

В ходе проведенной на основании п. 5.2 Положения проверки представленных ответчиком отчетов истцом установлено непредставление в установленный срок отчета об использовании остатка субсидии на общую сумму 6 542 039,79 рублей, - 5 141 418,94 рубля волейбол и 1 400 620,85 рублей баскетбол, что подтверждается актами сверки взаимных расчетов по Соглашению (волейбол и баскетбол).

Согласно акту о принятии суммы к зачету за декабрь 2015 года, в результате проверки расходования финансовых средств, выделенных в 2015 году ответчику истцом в соответствии с Соглашением на развитие игрового вида спорта «Хоккей» в размере 186 424 200 рублей и подведения итоговых сумм использованной субсидии НП СЦ «Сахалин» было выявлено превышение затрат на общую сумму 6 607 464 рубля 92 копейки.

В соответствии с п. 5.4 Положения, Министерство принимает решение о возврате средств и/или приостановлении перечисления субсидии путем направления в адрес некоммерческой организации соответствующего требования в случаях:

- неиспользования получателем субсидии средств субсидии, предоставленных по соглашению, по окончании финансового года (п. 5.4.1),

- непредставления отчетных материалов в соответствии с соглашением либо их представления с нарушением требований, установленных соглашением (п. 5.4.2),

- использования средств субсидии не по целевому назначению (п. 5.4.3).

О необходимости возврата неиспользованных денежных средств в сумме 6 542 100 рублей истцом в адрес ответчика направлено требование от 29.07.2016 № 3.18-846/16.

В ответ на указанное требование 22.09.2016 ответчик (исх. № 363) повторно обратился к истцу о зачете подтвержденных затрат на сумму 6 607 464 рубля 92 копейки.

Вместе с тем, согласно п.п. 1.3, 2.2 Положения, преставление субсидии осуществляется по результатам конкурсного отбора (конкурс) по следующим видам спорта: футбол, волейбол, хоккей с шайбой, баскетбол.

Факт превышения затрат по виду спорта хоккей на общую сумму 6 607 464 рубля 92 копейки, равно как и факт неиспользования выделенных денежных средств в общей сумме 6 542 039,79 рублей (5 141 418,94 рубля по виду спорта волейбол и 1 400 620,85 рублей по виду спорта баскетбол) ответчик не отрицает, однако, ответчик указывает на то, что средства субсидии использованы им по виду спорта «хоккей» в большем объеме, а общая сумма израсходованной субсидии, подтвержденной документально, не превышает общий размер выделенной ответчику субсидии на основании Соглашения.

Суд не может согласится с доводами ответчика в этой части, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3.

Постановлением Правительства Сахалинской области № 115 от 14.03.2013 года утверждено Положение о порядке определения объема и предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, осуществляющим развитие игровых видов спорта в Сахалинской области, регулирующее порядок предоставления государственной поддержки, согласно п. 1.2 которого государственная поддержка некоммерческим организациям предоставляется в виде субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с развитием игровых видов спорта в Сахалинской области (далее - субсидии), за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом Сахалинской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период (далее - закон о бюджете Сахалинской области).

Предоставление субсидии осуществляется по результатам конкурсного отбора (далее - конкурс).

Цели субсидии указаны в п. 1.4 Положения (приведен перечень затрат), объем средств субсидии распределяется в разрезе указанных затрат некоммерческой организацией самостоятельно.

Таким образом, получателям субсидии предоставлено право самостоятельно определять направление средств субсидии в рамках поименованных в п. 1.4 Положения видов затрат.

В то же время цели субсидии, согласно п. 2.1 Положения, определены применительно к конкретным видам спора, в связи с чем, согласно п. 2.2 Положения конкурс на предоставление субсидии проводится по конкретным видам спорта (футбол;  волейбол;  хоккей с шайбой;  баскетбол).

По каждому виду спорта конкурс проводится отдельно на основании решения Министерства (п. 2.3 Положения).

Предельный объем субсидии по каждому виду спорта, в целях проведения конкурсного отбора претендентов, определяется решением Министерства в пределах утвержденного объема бюджетных ассигнований (п. 3.1 Положения).

Объем выделяемых бюджетный средств на предоставление субсидии каждому получателю по соответствующему виду спорта распределяется пропорционально общему объему средств, требуемых на реализацию программы каждого претендента, но не более предельного объема средств субсидии, определенной Министерством для соответствующего вида спорта (п. 3.2 Положения).

Кроме того, 05.09.2014 года Постановлением Правительства Сахалинской области № 434 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, на развитие видов спорта, региональным спортивным федерациям Сахалинской области, согласно п. 3.3 которого при рассмотрении заявок региональных спортивных федераций о выделении средств областного бюджета Сахалинской области на очередной финансовый год на реализацию мероприятий календарного плана официальных физкультурных и официальных спортивных мероприятий Сахалинской области, на организацию спортивной подготовки сборных команд Сахалинской области, а также на организацию материально-технического обеспечения спортивных сборных команд Сахалинской области Министерство руководствуется следующими приоритетами (от большего к меньшему):

-базовые виды спорта Сахалинской области;

-виды спорта с наибольшим количеством спортсменов, членов сборных команд Российской Федерации;

-виды спорта с наибольшим количеством занимающихся в общей численности населения Сахалинской области;

-олимпийские виды спорта.

Таким образом, виды спорта, на развитие которых предоставляются субсидии из областного бюджета Сахалинской области, имеют приоритетное значение при  решение вопроса о предоставлении субсидии, в связи с чем ответчик необоснованно отождествляет понятие «видов спорта» с понятием «перечень затрат», так как в пределах перечня затрат получатель субсидии вправе определять расходование средств субсидии самостоятельно, тогда как целевое назначение субсидии определяется не только расходованием средств субсидии на развитие спорта, но и с учетом видов спорта, которые определены Соглашением при предоставлении субсидии в качестве приоритетных.

Доводы ответчика о возможности перераспределения выделенных по одному виду спорта денежных средств на другой также необоснованны, так как условиями Соглашения и Положениями такая возможность не предусмотрена, сторонами не согласована.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что на стороне ответчика возникла обязанность по возврату истцу неиспользованных по назначению денежных средств субсидии в сумме 6 542 100 рублей.

В связи с изложенным суд удовлетворяет иск в полном объеме.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально сумме удовлетворенных требований, от уплаты которой истец освобожден.

Руководствуясь ст. ст. 167-176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск удовлетворить.

Взыскать с Некоммерческого партнерства «Спортивный центр «Сахалин» в пользу Министерства спорта и молодежной политики Сахалинской области 6 542 039 (шесть миллионов пятьсот сорок две тысячи тридцать девять) рублей 79 копеек задолженности.

Взыскать с Некоммерческого партнерства «Спортивный центр «Сахалин» в федеральный бюджет 55 710 (пятьдесят пять тысяч семьсот десять) рублей государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение одного месяца.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья                                                              О. ФИО2