ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-4943/2010 от 04.03.2011 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

г.Южно-Сахалинск Дело А59- 4943/2010

14 марта 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 04.03.2011.

Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Аникиной Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Максимовым Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по дело по исковому заявлению Товарищества собственников жилья «Горное» к Открытому акционерному обществу «Сахалинская коммунальная компания» о признании неправомерным применения тарифов на коммунальную услугу «горячее водоснабжение» при расчетах за тепловую энергию по Договору № 605 от 01.06.2007 и обязании применять при расчетах по Договору № 605 от 01.06.2007 тариф на тепловую энергию, установленный органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, норматив потребления тепловой энергии на услугу «горячее водоснабжение» и норматив потребления горячей воды (теплоносителя) на 1 человека, утвержденные органом местного самоуправления.

при участии:

от истца – председателя правления Ивановой Натальи Викторовны, личность удостоверена по паспорту 64 03 № 479879; от ответчика – представителя О Виталия Секдюновича, по доверенности № 3д-СКК от 11.01.2011 г.

УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья «Горное» (далее – Истец, ТСЖ «Горное») обратилось в суд с иском к Открытому акционерному обществу «Сахалинская коммунальная компания» (далее – Ответчик, ОАО «СКК») о признании неправомерным применения тарифов на коммунальную услугу «горячее водоснабжение» при расчетах за тепловую энергию по Договору № 605 от 01.06.2007 и обязании ответчика применять при расчетах по Договору № 605 от 01.06.2007 тариф на тепловую энергию, установленный органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов, норматив потребления тепловой энергии на услугу «горячее водоснабжение» и норматив потребления горячей воды (теплоносителя) на 1 человека, утвержденные органом местного самоуправления.

В ходе судебного разбирательства истец в порядке ст. 49 АПК РФ заявил отказ от требования об обязании ОАО «СКК» при расчетах с ТСЖ «Горное» за тепловую энергию, поставленную на нужды горячего водоснабжения в соответствии с договором энергоснабжения от 01.06.2007 применять: тариф на тепловую энергию , установленный органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов и норматив потребления тепловой энергии на услугу «горячее водоснабжение», норматив потребления горячей воды (теплоносителя) на 1 человека, утвержденные органом местного самоуправления. Просит признать неправомерным применение ОАО «СКК» с 01.01.2008 тарифов на услугу «горячее водоснабжение», утвержденных органом местного самоуправления, при расчетах по договору энергоснабжения №605 от 01.06.2007 за тепловую энергию, затраченную на подогрев воды, поставленной на нужды горячего водоснабжения.

В соответствии с ч.2 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела, отказаться от иска полностью или частично.

Суд принимает отказ от иска в части искового требования об обязании ОАО «СКК» при расчетах с ТСЖ «Горное» за тепловую энергию, поставленную на нужды горячего водоснабжения в соответствии с договором энергоснабжения от 01.06.2007 применять: тариф на тепловую энергию , установленный органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов и норматив потребления тепловой энергии на услугу «горячее водоснабжение» и норматив потребления горячей воды (теплоносителя) на 1 человека, утвержденные органом местного самоуправления, поскольку он не противоречит закону и не нарушает права третьих лиц. Производство по делу в этой части подлежит прекращению.

Исковые требования мотивированы тем, что между истцом и ответчиком заключен договор энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде № 605 от 01.07.2006 г.

По мнению истца, на протяжении всего периода действия указанного договора, ответчик необоснованно предъявляет истцу к оплате объемы тепловой энергии, отпущенной на вводе в многоквартирный дом на нужды горячего водоснабжения, исчисленные в кубических метрах и по тарифам, которые не были утверждены РЭК Сахалинской области, поскольку предметом договора является поставка тепловой энергии в многоквартирный дом, а не поставка горячей воды, измеряемой в кубических метрах. В соответствии с абз. первым п.2.4. договора энергоснабжения №605 ОАО «СКК» в срок до 7 числа месяца, следующего за отчетным должна выписывать счет –фактуру на сумму фактически потребленной тепловой энергии по данным , представленным ТСЖ «Горное» до 27 числа расчетного месяца ( записи показаний прибора учета тепловой энергии). В нарушение согласованных сторонами условий договора с 01.01.2008 ОАО «СКК» выставляет в счетах- фактурах для оплаты вместо позиции «Тепловая энергия, потребленная на ГВС», другую позицию «Горячая вода от ЦТП», а тариф при этом применяет третий на услугу «горячее водоснабжение» В силу ч. 1 ст. 15 ФЗ №210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере теплоснабжения , к которым относится ответчик, осуществляется в порядке, установленным ФЗ №41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами РФ и нормативными актами субъектов РФ. Таким образом, в сфере деятельности ответчика регулировании подлежат тарифы на горячую воду и тепловую энергию. Тариф на услугу «горячее водоснабжение» не подлежит регулированию в соответствии с законодательством РФ. В рассматриваемых правоотношениях ТСЖ «Горное» является потребителем тепловой энергии, приобретающим у ОАО «СКК» тепловую энергию и теплоноситель (воду) для оказания коммунальной услуги в части горячего водоснабжения и обязано оплачивать потребленную тепловую энергию ( по соответствующему тарифу) и объем ( потребленного теплоносителя (воды).

В судебном заседании представитель истца поддержал уточненные исковые требования.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве на иск. В судебном заседании пояснил, что заключенный между сторонами договор № №605 от 01.06.2007 является действующим, ни одна из сторон не заявляла о прекращении или изменении договора. Предметом договора является подача ответчиком тепловой энергии с максимум тепловой нагрузки 0,4766 Гкал/час, в том числе на отопление 0,203 Гкал/час, на горячее водоснабжение 0,273 Гкал/час. Согласно п.2.1. договора тариф в момент его заключения на тепловую энергию составляет 1060,25 руб. с НДС на 1 Гкал и 110,28 руб. с НДС за 1 куб.м. горячей воды от ЦТП. Потребителем тепловой энергии и горячего водоснабжения является население, проживающее в многоквартирном доме , обслуживаемым истцом. Постановлениями мэра города Южно-Сахалинска № 2224 от 28.11.2006, № 2531 от 05.12.2007, № 2907 от 19.12.2008, 3 2332 от 22.12.2009, № 1372 от 23.07.2010 утверждены тарифы на услугу горячее водоснабжение для населения. В силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным постановлением Правительства РФ №307 от 23.06.2006, предусмотрено, приобретение исполнителем коммунальных услуг у ресурсоснабжающей организации горячей воды по тарифам , установленным для граждан, следовательно применение иных тарифов не допустимо. Согласно п.6, 7 «Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», утвержденных Постановлением Правительства РФ №520 от 14.07.2008, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на горячую воду, при этом тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды. Стоимость тепловой энергии на подогрев воды является одной из составляющих тарифа на горячую воду.

В исковых требованиях просит отказать в полном объеме.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 01 июня 2007 года между открытым акционерным обществом «Сахалинская коммунальная компания» ( Энергоснабжающая организация) и Товариществом собственников жилья «Горное» ( Абонент), заключен договор энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде №605.

Согласно п.1.1 договора, Энергоснабжающая организация обязалась подавать через присоединительную сеть Абоненту тепловую энергию с максимум тепловой нагрузки 0,4766 Гкал/час, в том числе: а) на отопление 0,203 Гкал/час;б) на вентиляцию, в) на горячее водоснабжение 0,273 Гкал/час ; от ЦТП; г) на тепловые потери 0,0006 Гкал/час., а Абонент обязался оплатить принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.

В соответствии с п.2.1. договора, на момент заключения договора тариф на тепловую энергию составляет 1060,25 рублей за 1 Гкал с НДС и 110,28 руб. за 1 куб. м. горячей воды от ЦТП с НДС. Прогноз годового потребления тепловой энерегии , ориентировочно соствляет 1513,7 Гкал, в том числе 911,8 Гкал, что соответствует 20262,7 куб.м. горячей воды от ЦТП, с разбивкой помесячно.

Цена договора на момент заключения ориентировочно составляет 2 872 735 руб. в год с НДС. В случае изменения уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, цена настоящего договора подлежит изменению. При этом соответствующие изменения в настоящий договор считаются внесенными и согласованными сторонами с момента введения новых тарифов на тепловую энергию.

В соответствии со статьей 8 ГК РФ, одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является заключенный между сторонами договор.

Как следует из ст. 425 ГК РФ, после заключения , условия договора становятся обязательными для его сторон.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а при отсутствии таких условий в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения взятых на себя обязательств не допускается ( ст. 310 ГК РФ).

Регулирование отношений, связанных со снабжением тепловой энергией, производится на основании параграфа 6 главы 30 ГК РФ.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Договор №605 от 01.06.2007 не оспорен в установленном законном порядке, а следовательно его условия порождают оговоренные права и обязанности его сторон.

Как следует из материалов дела, до 30.08.2010 ( дата допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии) на объекте, обслуживаемым истцом, отсутствовал прибор учета объемов отпущенной тепловой энергии и горячей воды. В связи с чем, оплата горячего водоснабжения в таком случае в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, определялась исходя из нормативов потребления.

Судом установлено, что тарифы на горячее водоснабжение и нормативы потребления горячей воды установлены органом местного самоуправления.

Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 19 Правил N 307 установлено, что при отсутствии приборов учета объем потребляемых коммунальных услуг определяется, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления.

Условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведения, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации (пункт 8 Правил N 307).

Из абзаца второго пункта 15 Правил N 307 следует, что приобретение исполнителем коммунальных услуг тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса оплата производится за фактически принятое абонентом количество горячей воды в соответствии с данными учета горячей воды, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса, разделу 9 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила N Вк-4936), абонент обеспечивает учет горячей воды.

Исходя из пункта 1.3, абзаца второго подпункта 2.1.1 Правил N Вк-4936 средства измерения устанавливаются у потребителя (абонента) на оборудованном узле учета тепловой энергии воды, который должен размещаться на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом.

В силу пункта 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями.

Действующее нормативное регулирование отношений по энергоснабжению (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации) предусматривает учет фактического потребления услуг водоснабжения одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между ресурсоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления.

Следовательно, при отсутствии средств измерения, предусмотренных Правилами N Вк-4936, объем отпущенной горячей воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета горячей воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил N 306).

Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по горячему водоснабжению допускает учет фактического потребления горячей воды одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления горячего водоснабжения.

Кроме того, согласно пункту 27 Правил N 306 в норматив горячего водоснабжения включается расход воды исходя из расчета расхода горячей воды на одного потребителя, необходимого для удовлетворения его физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей и содержания общего имущества многоквартирного дома, с учетом требований к качеству соответствующих коммунальных услуг.

Согласно пунктам 6, 7 Основ ценообразования N 520 тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды.

Пунктами 47, 48 Основ ценообразования N 520 предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования N 109).

Согласно пункту 1 Основ ценообразования N 109 они определяют основные принципы и методы регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о тарифах) тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - органы регулирования). Органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергии потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования, при условии наделения их такими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, Закон о тарифах не предусматривает установления тарифов на горячую воду органами регулирования субъектов Российской Федерации.

Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду.

Постановлением РЭК Сахалинской области от 27.11.2007 № 55/1, установлены с 01.01.2008 тарифы на тепловую энергию 945,99 руб.Гкал., постановлением РЭК Сахалинской области от 08.12.2008 тариф с 01.01.2009 установлен в размере 1087,06 руб.Гкал., постановлением РЭК Сахалинской области от 10.12.2009 № 43/1 с 01.01.2010 установлен тариф 1205,50 руб. Гкал, постановлением РЭК Сахалинской области от 13.12.2010 №23 установлен тариф на 2011 год в размере 1374,05 руб.Гкал.

Суд находит, что упомянутый тариф на тепловую энергию подлежит применению при установлении тарифа на горячую воду и не может быть применен при расчетах за потребленную горячую воду.

Вместе с тем ставка оплаты услуг горячего водоснабжения установлена Постановлениями мэра города Южно-Сахалинска № 2224 от 28.11.2006, № 2531 от 05.12.2007, № 2907 от 19.12.2008, 3 2332 от 22.12.2009, № 1372 от 23.07.2010.

В абзаце 2 пункта 15 Правил N 307 установлено, что исполнитель коммунальных услуг (к которому относится товарищество) приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию и горячую воду, что, по мнению суда, является основанием для применения при расчетах между сторонами за горячую воду указанной ставки.

Таким образом, суд находит довод истца о необходимости применения ответчиком при расчетах с товариществом за потребленную горячую воду тарифа, установленного на тепловую энергию в рублях за гигакалорию, не соответствующими упомянутым нормативным актам.

Заявленные истцом требования являются способом оспаривания правильности расчетов за горячее водоснабжение, что является предметом рассмотрения и доказывания при разрешении судом спора по взысканию задолженности за тепловую энергию по конкретному спору. Данный вопрос не является самостоятельным правовым спором.

Кроме того, судом установлено, что выполнение возложенных на исполнительный орган ТСЖ функций осуществляется через реализацию предоставленных полномочий и исполнение обязанностей в соответствии с уставом ТСЖ.

Согласно п.2.6. Устава ТСЖ «Горное», товарищество для достижения целей своей деятельности может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, заключать договоры и совершить иные допустимые сделки, быть истцом и ответчиком в суде, совершать иные действия, не противоречащие законодательству РФ.

Согласно п. 10.9. Устава, председатель правления товарищества действует без доверенности от имени Товарищества, подписывает платежные документы и совершает сделки, которые в соответствии с законодательством и настоящим Уставом не требуют обязательного одобрения правлением товарищества или общим собранием членов товарищества, разрабатывает и выносит на утверждение общего собрания членов товарищества правила внутреннего распорядка товарищества в отношении работников, в обязанности которых входит обслуживание многоквартирного дома, положение об оплате их труда. Председатель правления выдает доверенности от имени товарищества.

Исходя из положений ст. ст. 46, 138 Жилищного кодекса РФ, для представления интересов собственников жилья перед третьими лицами необходимо решение последних, принятое в установленном законом порядке.

Как следует из материалов дела, решение общим собранием собственников жилья многоквартирного дома о предоставлении права ТСЖ «Горное» на обращение в арбитражный суд в интересах собственников жилья многоквартирного дома с заявленными по настоящему делу требованиями не принималось, полномочиями на подписание искового заявления ФИО1 в установленном законом порядке не наделялась.

На основании изложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца.

Руководствуясь 167-170,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Принять отказ Товарищества собственников жилья «Горное» от исковых требований к Открытому акционерному обществу «Сахалинская коммунальная компания» об обязании Открытого акционерного общества «Сахалинская коммунальная компания» применять при расчетах по Договору № 605 от 01.06.2007 тариф на тепловую энергию, установленный органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов , норматив потребления тепловой энергии на услугу «горячее водоснабжение» и норматив потребления горячей воды (теплоносителя) на 1 человека, утвержденные органом местного самоуправления, в этой части производство по делу прекратить.

В удовлетворении исковых требований о признании неправомерным применения открытым акционерным обществом «Сахалинская коммунальная компания» с 01.01.2008 тарифов на услугу «горячее водоснабжение», утвержденных органом местного самоуправления, при расчетах по Договору энергоснабжения № 605 от 01.06.2007 за тепловую энергию, затраченную на подогрев воды, поставленной на нужды горячего водоснабжения - отказать.

Выдать товариществу собственников жилья «Горное» справку на возврат из федерального бюджета 4 000 рублей государственной пошлины излишне уплаченной по платежному поручению № 123 от 15.11.2010.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд ( через Арбитражный суд Сахалинской области) в течение 1 месяца .

Судья Н.А.Аникина