ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-5071/20 от 01.03.2021 АС Сахалинской области

Арбитражный суд Сахалинской области

Коммунистический проспект, 28, Южно-Сахалинск, 693000,

www.sakhalin.arbitr.ru

Именем  Российской  Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Южно-Сахалинск                                                    Дело № А59-5071/2020 4 марта 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 01.03.2021, решение в полном объеме изготовлено 04.03.2021.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Александровской Е.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ойношевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное) к государственному бюджетному учреждению «Южно-Сахалинский психоневрологический интернат» (ОГРН 1036500612026, ИНН 6501073963) о взыскании финансовых санкций в размере 10 000 рублей за непредставление в установленный срок и представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»,

от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области (межрайонное)   - Ворман В.В., по доверенности от 30.12.2020 № 38,

от ГБУ «Южно-Сахалинский психоневрологический интернат» - не явились,

У С Т А Н О В И Л:

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области  (межрайонное) (далее – управление, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к государственному бюджетному учреждению «Южно-Сахалинский психоневрологический интернат» (далее – страхователь, учреждение) о взыскании финансовых санкций в размере 10 000 рублей за непредставление в установленный срок и представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В обоснование заявленного требования указано на ненадлежащее исполнение учреждением обязанности страхователя, выразившееся в непредставлении в установленный срок и представлении неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, что повлекло привлечение учреждения к предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей (9000 рублей за непредставление в установленный срок сведений и 1000 рублей за представление неполных и (или) недостоверных сведений). Предложение об уплате финансовой санкции на основании выставленных требований от 25.03.2020 № 074S01200001825 и от 26.03.2020 № 074S01200001881 оставлено страхователем без удовлетворения, в связи с чем, управление просит взыскать образовавшуюся задолженность в судебном порядке.

В соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) определением суда от 19.10.2020 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ без вызова сторон на основании имеющихся в деле доказательств.

В ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства       суд пришел к выводу о том, что имеется основание для рассмотрения дела по общим правилам искового производства, предусмотренное частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Учреждение в отзыве с требованиями заявителя не согласилось, указало, что управление наделено правом взыскивать со страхователей финансовые санкции исключительно в судебном порядке.

Учреждение о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направило.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом и не направившего в судебное заседание своего представителя учреждения.

 Заслушав участника процесса, изучив материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Государственное бюджетное учреждение «Южно-Сахалинский психоневрологический интернат» зарегистрировано в качестве юридического лица 09.02.1984 года Администрацией города Южно-Сахалинска за регистрационным номером 7, ОГРН 1036500612026, ИНН 6501073963.

В связи с регистрацией в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации учреждению присвоен номер 074-001-000902.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001   № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) учреждение как работодатель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, в связи с чем, в силу пункта 2 статьи 14 указанного закона обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Аналогичная обязанность страхователя предусмотрена статьей 15 Закона № 27-ФЗ.

Как видно из материалов дела, управление в ходе проведения проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, выявило факт нарушения требований пунктов 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном  (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного  страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) в деятельности учреждения, выразившегося в непредставлении в установленный срок и представлении неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, что зафиксировано в актах о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 074S18200000710 от 06.02.2020 и № 074S18200000747 от 07.02.2020, по результатам рассмотрения которых управлением вынесены решения от 10.03.2020 № 074S19200001478 и от 11.03.2020 № 074S19200001534 о применении к учреждению финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ, в общем размере 10 000 рублей.

Для добровольной уплаты финансовой санкции учреждению направлены требования от 25.03.2020 № 074S01200001825 и от 26.03.2020 № 074S01200001881 об уплате финансовой санкции в общем размере 10 000. Названные требования до установленного срока страхователь не исполнил, в связи с чем, управление обратилось в суд с настоящим заявлением.

Проверив доводы управления, учреждения и представленные в обоснование заявленного требования доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В соответствии с частью 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Закона № 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица.

Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, установлены Законом № 27-ФЗ.

Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ страхователями признаются юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют предусмотренные подпункта 2 - 2.2 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 данной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) сведения индивидуального (персонифицированного) учета.

Для представления ежегодной отчетности Постановлением Правления ПФ РФ от 06.12.2018 № 507п утверждена форма СЗВ-СТАЖ «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц», в поле «Тип сведений» которой предусмотрено проставление одного из кодов: «исхд», «доп», «назначение пенсии», а также форма СВЗ-КОРР.

В свою очередь статьей 16 Закона № 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрена ответственность в виде применения к страхователю финансовых санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Между тем статьей 15 Закона № 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция № 766н) (действующей в спорный период), в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

При этом абзац 5 статьи 17 Закона № 27-ФЗ и названная Инструкция нормативно закрепляют, что представление страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений освобождает страхователя от применения финансовых санкций.

Из материалов дела усматривается и участниками процесса не оспаривается, что первоначально отчетность по форме СЗВ-СТАЖ (тип исходная) за 2018 год в отношении 484 застрахованных лиц учреждение представило в пенсионный фонд в установленный законом срок (28.02.2019).

Согласно протоколу проверки отчетности страхователя указанный документ принят управлением частично.

Управлением по каналам электронной связи 11 ноября 2019 года направлено в адрес страхователя уведомление № 902 об устранении ошибок и сверка по предоставленной отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 года и по форме СЗВ-М за 12 месяцев, в которой установлено, что в форме СЗВ-СТАЖ отсутствуют сведения или представлены неполные сведения в стажевом периоде в отношении 54 застрахованных лиц, ранее направленных по форме СЗВ-М.

Датой получения страхователем уведомления, направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы страхователя (абзац третий пункта 37 Инструкции).

Уведомление об устранении ошибок со сверкой поступило на сервер учреждения 11.11.2019, но получено страхователем 14.11.2019, что подтверждается выпиской транспортных сообщений цикла обмена.

Поскольку порядок исчисления сроков Законом № 27-ФЗ и Инструкцией не урегулирован, суд полагает необходимым применить порядок исчисления сроков, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с пунктами 2, 6, 7 статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации течение срока начинается на следующий день после календарной даты, которым определено его начало; срок, определенный днями, исчисляется в рабочих, если срок не установлен - в календарных днях; последним днем срока, приходящегося на выходной день, считается ближайший следующий за ним рабочий день.

С учетом установленной даты получения учреждением уведомления об устранении ошибок (14.11.2019) установленный пятидневный срок для представления корректирующих сведений истекал 21.11.2019 (последний день представления корректирующих сведений).

20 и 21 ноября 2019 года учреждением направлены по телекоммуникационным каналам связи и получены управлением индивидуальные сведения по форме СЗВ-СТАЖ с типом «доп»  в отношении 13 застрахованных лиц и по форме СВЗ-КОРР с типом «корр» за 2018 год в отношении 5 застрахованных лиц, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период.

Поступившие формы СЗВ-СТАЖ и СЗВ-КОРР за указанный период проверены управлением, сведения приняты.

Таким образом, судом установлено, что учреждение уточнило (исправило) представленные сведения за указанный период,  откорректировав их путем представления в пенсионный фонд дополняющих и корректирующих сведений за этот период в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении ошибок, что исключает применение к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона № 27-ФЗ.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.07.2020 № Ф07-6319/2020 по делу № А21-14238/2019.

Доводы управления о необходимости исчислять срок для устранения ошибок с даты доставки уведомления об устранении имеющихся ошибок и несоответствий на сервер учреждения подлежат отклонению.

В деле имеется скриншот транспортного сообщения информационной системы, согласно которому уведомление об устранении имеющихся ошибок и несоответствий получено страхователем 14 ноября 2019 года.

При этом материалы дела не содержат сведений о том, что поступившее на сервер учреждения уведомление об устранении имеющихся ошибок и несоответствий было доступно для ознакомления страхователя ранее 14 ноября 2019 года.

Ссылки управления на игнорирование учреждением входящей корреспонденции документально не подтверждены.

Имея в виду приведенное правовое регулирование, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения учреждения к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ на основании решения от 10.03.2020 № 074S19200001478, поскольку страхователь устранил ошибки в отчете по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.

Более того, поскольку штраф по статье 17 Закона № 27-ФЗ фактически является мерой публичной ответственности, то неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что представленными в материалы дела документами не доказано событие вменяемого правонарушения (в части непредставления в установленный срок сведений за 2018 год), а, следовательно, не подтверждена правомерность привлечения страхователя к ответственности.

Учитывая отсутствие у пенсионного фонда правовых оснований для применения к страхователю финансовой санкции, предусмотренной статьей 17 Закона № 27, за непредставление в установленный срок сведений за 2018 год,  суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания данных санкций с учреждения.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что уведомление от 11.11.2019 № 902 об устранении ошибок и сверка содержали, помимо прочего, сведения о том, что в форме СЗВ-СТАЖ отсутствуют сведения или представлены неполные сведения в стажевом периоде в отношении 2 застрахованных лиц, ранее направленных по форме СЗВ-М (СНИЛС 061-219-810 33 и 105-839-123 52).

Однако по истечении пяти рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления ошибки и несоответствия в отношении двух указанных лиц страхователем не были устранены.

Представление сведений по форме СЗВ-М за август 2018 года с типом «отм» в отношении застрахованного лица СНИЛС 105-839-123 52 не может свидетельствовать об устранении ошибок и несоответствий в отношении указанного лица, поскольку согласно протоколу проверки указанной отчетности сведения о застрахованном лице СНИЛС 105-839-123 52 управлением не приняты.

Таким образом, у Пенсионного фонда имелись основания для привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона № 27-ФЗ, за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 года в отношении 2 застрахованных лиц.

Пунктами 15-17 статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании.

В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Как следует из материалов дела, для добровольной уплаты финансовой санкции учреждению направлено требование от 26.03.2020 № 074S01200001881 об уплате финансовой санкции в размере 1000 рублей.

Вместе с тем, указанное требование в добровольном порядке учреждением исполнено не было, что послужило основанием для обращения управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проверив расчет суммы задолженности по финансовой санкции, суд находит его правильным.

Доказательства наличия обстоятельств, смягчающих ответственность, материалы дела не содержат.

Учитывая изложенное, а так же то, что на момент рассмотрения дела страхователь не погасил имеющуюся задолженность, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований управления о взыскании с учреждения финансовой санкции в части (за представление неполных и (или) недостоверных сведений за 2018 год в отношении 2 застрахованных лиц).

Доводы учреждения о том, что управление наделено правом взыскивать со страхователей финансовые санкции исключительно в судебном порядке, судом не принимаются.

Так, в статье 17 Закона № 27-ФЗ установлено, что в течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании. В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Таким образом, территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации наделены правом на взыскание финансовых санкций в судебном порядке в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций.

В рассматриваемом случае требование от 26.03.2020 № 074S01200001881 об уплате финансовой санкции в размере 1000 рублей в добровольном порядке учреждением исполнено не было, следовательно, управление правомерно обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой заявитель освобожден, относится на учреждение.

При подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 100 000 рублей, государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, уплачивается в размере 4 процента цены иска, но не менее 2 000 рублей (абзац 1 подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, при размере удовлетворенных требований по настоящему делу государственная пошлина составляет 2000 рублей.

Вместе с тем в силу пункта 2 статьи 333.22 НК РФ Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.

Учитывая организационно-правовую форму учреждения, а также источники его финансирования, суд полагает возможным уменьшить размер государственной пошлины до 1000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 и 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с государственного бюджетного учреждения «Южно-Сахалинский психоневрологический интернат», зарегистрированного в качестве юридического лица 09.02.1984 года Администрацией города Южно-Сахалинска за регистрационным номером 7, ОГРН 1036500612026, ИНН 6501073963, расположенного по адресу: проспект Мира, 1, корпус А/3, г. Южно-Сахалинск, Сахалинская область, финансовую санкцию по статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за представление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год в размере 1000 рублей.

В удовлетворении остальной части требования государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Южно-Сахалинске Сахалинской области  (межрайонное) отказать.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения «Южно-Сахалинский психоневрологический интернат» (ОГРН 1036500612026, ИНН 6501073963) государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 1000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                                            Е.М. Александровская