АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-5144/2010
13 января 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2011 года. Полный текст решения изготовлен 13 января 2011 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Шестопал И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Шатурским А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Холмского городского прокурора к индивидуальному предпринимателю ФИО1 Ен Бу о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от Холмского городского прокурора – прокурор отдела прокуратуры Сахалинской области Ю Н.Д. по удостоверению № 091571 от 11.09.2009
индивидуальный предприниматель ФИО1 Ен Бу – не явился,
У С Т А Н О В И Л :
Холмский городской прокурор (далее – прокурор, заявитель) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 Ен Бу (далее – предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В обоснование заявленных требований указано, что 23.11.2010 в 16 часов 18 минут в районе дома 124 по ул. Советская города Холмска Сахалинской области Холмской городской прокуратурой с привлечением государственного инспектора Управления государственного автодорожного надзора сотрудников, сотрудника ГИБДД ОВД по МО «Холмский городской округ» проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего правила осуществления пассажирских перевозок, в деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки на территории г. Холмска. В результате проверки выявлены многочисленные нарушения предпринимателем ФИО1 Ен Бу лицензионных требований и условий.
В судебном заседании представитель прокурора заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, просила суд привлечь предпринимателя к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, а также исключить из объема обвинения отсутствие в салоне транспортного средства информации о расположении аптечки, сведения о лицензии.
Предприниматель в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, свое отношение к предмету спора не выразил.
В силу ст.156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) суд находит основания для рассмотрения дела в отсутствие неявившегося представителя лица.
Заслушав представителя прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 17.03.2010 № 285 ФИО1 Ен Бу зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 17.03.2010 Межрайонной ИФНС России № 2 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 310650907600020.
На основании приказа от 28.04.2010 № 151/лиц., предпринимателю выдана лицензия № АСС-65-200664 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, сроком действия с 28.04.2010 по 27.04.2015.
Приложением №002 к лицензии ФИО1 Ен Бу выдана дополнительная лицензионная карточка на автомобиль марки ГАЗ-322132 гос. номер <***> сроком действия до 27.04.2015
23.11.2010 Холмской городской прокуратурой с привлечением сотрудников ГИБДД ОВД по МО «Холмский городской округ», государственного инспектора автодорожного надзора проводилась проверка соблюдения законодательства, регулирующего правила осуществления пассажирских перевозок, в деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки на территории г. Холмска, в ходе которой в 16 часов 18 минут в районе дома № 124 расположенного по ул. Советская, г. Холмска, было остановлено транспортное средство марки ГАЗ-322132 гос. номер К635 ЕВ под управлением водителя ФИО2, который осуществлял перевозку пассажиров по маршруту №2 г. Холмска на основании лицензии № АСС-64-200664 от 28.04.2010, выданной индивидуальному предпринимателю ФИО1 Ен Бу.
Перевозка осуществлялась на основании договора на осуществление маршрутных перевозок автомобильным транспортом от 03.05.2010 заключенного между индивидуальным предпринимателем ФИО1 Ен Бу (заказчик) и индивидуальным предпринимателем ФИО2 (исполнитель), а также договора аренды транспортного средства от 03.05.2010 в соответствии с которым ФИО1 Ен Бу является арендатором автотранспортного средства ГАЗ 322132 государственный регистрационный номер <***> 65, а ФИО2 арендодателем.
Согласно договора на осуществление маршрутных перевозок автомобильным транспортом от 03.05.2010, перевозка пассажиров должна осуществляться по маршруту № 12 г. Холмска.
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения: дата, время выезда в рейс, показания спидометра в путевом листе не заверены подписью (штампом) уполномоченного лица; договор на обслуживание перевозки пассажиров на маршрут №12, заключенный с органом местного самоуправления, не представлен предпринимателем проверяющим; имеющиеся указатели маршрута на автотранспортном средстве не соответствует установленным требованиям, на задней части двери отсутствует указатель, в салоне отсутствует информация о схеме маршрута и остановках, также в салоне отсутствует достаточная информация о расположении аптечки, огнетушителя, сведения о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, сведения о лицензии; транспортное средство осуществляло движение по маршруту № 2 тогда, как путевой лист выдан на маршрут № 12, что свидетельствует об отсутствии контроля за соблюдением графика (расписания) движения, маршрутов движения.
Данные факты зафиксированы в акте № 11232 проверки автотранспортного средства от 23.11.2010.
По данному факту прокурором в отношении предпринимателя вынесено постановление от 25.11.2010 о возбуждении производства об административном правонарушении, в котором действия последнего квалифицированы по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон №128-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии - специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданного лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
В силу п.п. 62 п. 1 ст. 17 указанного выше Закона, перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежат лицензированию.
Статьей 2 Закона №128-ФЗ определено, что лицензионными требованиями и условиями является совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Неисполнение, ненадлежащее исполнение лицензиатом требований и условий лицензирования квалифицируется в качестве административного правонарушения в случаях, если ответственность за нарушение указанных требований и условий установлена КоАП РФ.
Подпунктами «б» и «в» п. 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637 (далее – Положение), установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
На основании ст.20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В соответствии со ст.ст. 12, 13 Порядка заполнения путевых листов, утвержденного приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152, в наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.
Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
Согласно п.п. 5.2.1, 5.2.2, 5.2.3 и 5.2.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 08.01.1997 № 2 владельцы автобусов обязаны: составить и утвердить на каждый маршрут регулярных автобусных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков; разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами; обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности); организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения; владельцы автобусов, осуществляющие регулярные автобусные перевозки, должны проводить контроль выполнения всех рейсов, предусмотренных расписанием, анализировать причины возникающих отклонений и при необходимости корректировать расписания (изменять время движения на маршруте, его участках).
В соответствии с п.п. 29, 30, 32, 36, 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства.
На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла, проставляются наименования начального и конечного остановочных пунктов и номер маршрута регулярных перевозок.
На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на правой стороне кузова по ходу транспортного средства, проставляются номер маршрута регулярных перевозок, а также наименования начального, конечного и основных промежуточных остановочных пунктов.
Над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика.
Внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация: наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора; указатели мест расположения огнетушителей.
В силу п. п.1.4 и 7.2 Правил организации перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования, утвержденных постановление мэра муниципального образования «Холмский район» от 10.03.2005 № 182, обслуживание на маршрутах осуществляется в установленном порядке только на основании договора на право обслуживания населения в режиме маршрутного такси, заключенного между заказчиком перевозок (органом местного самоуправления как собственником муниципальных автомобильных дорог) и перевозчиком, являющимся основным разрешительным документом для осуществления данной деятельности. Обслуживание перевозчиком населения в режиме маршрутного такси без заключенного договора с заказчиком перевозок запрещается.
Перевозчики (юридические лица и предприниматели без образования юридического лица) обязаны в салоне автомобиля в поле зрения пассажиров вывешивать правила пользования данным видом транспорта, информацию о наименовании транспортной организации перевозчика (для физических лиц - дату выдачи и номер свидетельства предпринимателя) с указанием адреса и номера телефона, государственного номера автомобиля; фамилии, имени, отчества водителя пассажирского транспортного средства; таксомотор индивидуального пользования оборудуется табличкой с указанием времени работы такси.
Между тем, в нарушение приведенных выше нормативно-правовых актов в путевом листе за 23.11.2010 дата, время выезда в рейс, показания спидометра не заверены подписью (штампом) уполномоченного лица. Отметка предпринимателя в листе в графе « автомобиль технически исправен» не является такой отметкой.
Водителем представлено проверяющим расписание движения по маршруту №12, выданное ЗАО «Росинка» от 20.02.2009, между тем, предприниматель не заключил с органом местного самоуправления договор на перевозку пассажиров по указанному маршруту. Указатели маршрута на транспортном средстве не соответствуют установленным требованиям, а на задней двери указатель отсутствует. В салоне транспортного средства отсутствовала информация о схеме маршрута и остановках, а также о месте расположения огнетушителя, сведения о регистрации предпринимателя как перевозчика. Фактически автобус двигался по маршруту №2, тогда как путевой лист был выдан на маршрут №12.
При этом такие нарушения как отсутствие в салоне транспортного средства информации о месте расположения аптечки, а также сведения о лицензии не обоснованы прокурором со ссылкой на нормы права, по этой причине, участвующий в деле прокурор просил исключить указанные нарушения из объема обвинения предпринимателя по ст.14.1 ч.3 КоАП РФ.
В связи с чем, суд исключает из объема обвинения предпринимателя указанные выше нарушения как не доказанные заявителем.
Факт осуществления деятельности по перевозке пассажиров с нарушением вышеуказанных требований закона и иных нормативно-правовых актов подтверждается материалами дела, в том числе, постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 25.11.2010, лицензией, лицензионной карточкой на транспортное средство предпринимателя, которое было предметом проверки, актом № 11232 проверки автотранспортного средства от 23.11.2010, объяснениями ФИО1 Ен Бу от 25.11.2010, путевым листом № 000224 от 23.11.2010, договором на осуществление маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом от 03.05.2010, договором аренды транспортного средства от 03.05.2010, паспортом транспортного средства, объяснениями ФИО3 от 25.11.2010, объяснениями ФИО4 от 23.11.2010, объяснениями ФИО5 от 23.11.2010.
Указанные выше письменные доказательства суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания факта совершения ФИО1 Ен Бу вменяемого ему правонарушения и наличия у него реальной возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Сам предприниматель как видно из данных им объяснений частично согласился с фактом совершения правонарушения.
При этом доводы предпринимателя о несогласии с правонарушением в части отсутствия у водителя в салоне транспортного средства схемы маршрута движения, суд находит несостоятельными, поскольку указанное нарушение подтверждается актом проверки, из которого видно, что такой документ в транспортном средстве отсутствовал.
Остальные нарушения основаны на требованиях нормативно-правовых актов и незнание их предпринимателем или неправильное их толкование не освобождает последнего от их соблюдения.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В силу ст. 2.4. КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Следовательно, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Нарушений прав предпринимателя при возбуждении административного дела и составлении протокола об административном правонарушении заявителем судом не выявлено.
При назначении наказания суд учитывает, что предприниматель ранее к административной ответственности не привлекался, обстоятельств, отягчающих его административную ответственность, не установлено, в связи с чем, полагает возможным назначить ему наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Привлечь ФИО1 Ен Бу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 17.03.2010 Межрайонной ИФНС России № 2 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 310650907600020, проживающего по адресу: <...>/Б, кв. 17 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 3 000 рублей, который подлежит перечислению в доход федерального бюджета по следующим реквизитам: получатель – УФК по Сахалинской области (Прокуратура Сахалинской области), ИНН – <***>, КПП – 650101001, Код дохода – 4151169001010010000140, р/сч. 40101810900000010000, ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области, БИК - 046401001, ОКАТО 64401000000, лицевой счет - <***>.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья И.Н. Шестопал