ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-5198/12 от 18.01.2013 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно - Сахалинск Дело № А59-5198/2012

18 января 2013 года

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Джавашвили В.Н..,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлениюМинистерства здравоохранения Сахалинской области (ОГРН 1026500527316, ИНН 6501024966) о привлечении индивидуального предпринимателя Сухановой Светланы Николаевны (ОГРНИП 307272129900018, ИНН 272112181609) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14. 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство здравоохранения Сахалинской области (далее – Министерство, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Сухановой Светланы Николаевны (далее – предприниматель, ИП Суханова С.Н.) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В обоснование заявленного требования указано, что в период с 22.10.2012 по 26.10.2012 при проведении проверки ИП Сухановой С.Н. выявлено нарушение положений Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010г. № 541 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»), состоящее в том, что фармацевт аптечного пункта Плотникова Наталья Николаевна осуществляла розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, их отпуск при отсутствии сертификатаспециалиста по специальности «Фармация». Плотникова Н.Н. осуществляет фармацевтическую деятельность, которая непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, что является в силу пункта 5 Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 №1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» (далее – Положение №1081) нарушением лицензионных требований и условий, в связи с чем, действия лицензиата образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Так как за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлено административное наказание в виде административного штрафа, размер которого не превышает сто тысяч рублей, то в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассматривается в порядке упрощенного производства.

Определением суда от 21.11.2012 заявление Министерства принято судом и возбуждено производство по делу А59-5198/2012, определено рассмотреть дело в порядке упрощенного производства.

В соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ, судом было предложено, лицам, участвующим в деле, представить в арбитражный суд и направить друг другу доказательства, на которые они ссылаются как на основании своих требований и возражений, в срок, который установлен арбитражным судом в определении о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Стороны вправе были представить в арбитражный суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в срок, который был установлен определением о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

В соответствии с частью 4 статьи 228 АПК РФ, если отзыв на заявление, доказательства и иные документы поступили в суд по истечении установленного арбитражным судом срока, они не рассматриваются арбитражным судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы, за исключением случая, если эти лица обосновали невозможность представления указанных документов в установленный судом срок по причинам, не зависящим от них.

Определением суда от 21.11.2012 предпринимателю было предложено представить в суд письменный мотивированный отзыв на исковое заявление в срок до 20.12.2012.

Предприниматель в указанный в определении суда срок отзыв не представил.

В соответствии с частью 1 статьи 131 АПК РФ ответчик обязан направить или представить в арбитражный суд и лицам, участвующим в деле, отзыв на исковое заявление с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в исковом заявлении.

Согласно части 4 статьи 131 непредставление отзыва заявителю не лишает суд первой инстанции возможности рассмотреть дело.

Суд, принимая во внимание непредставление предпринимателем в нарушение положений части 1 статьи 131 АПК РФ, пункта 3 статьи 41 АПК РФ письменного отзыва на заявление, требование Министерства, изложенное в заявлении, согласно пункту 3.1 статьи 70 АПК РФ, считается признанным ответчиком, в связи с чем, в силу пункту 3 статьи 70 АПК РФ заявитель освобожден от необходимости доказывания указанных в заявлении доводов.

В соответствии с частью 5 статьи 228 АПК РФ судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

В соответствии с частью 6 статьи 228 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства не применяются правила, предусмотренные статьями 155 и 158 настоящего Кодекса.

ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 26.10.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 307272129900018. При постановке на учет в налоговом органе присвоен ИНН <***>.

Предприниматель имеет лицензию серии ЛО № 65-02-000152 от 23.09.2011 выданную Министерством здравоохранения Сахалинской области. В соответствии с данной лицензией ИП ФИО1 имеет право на розничную торговлю лекарственными средствами без права изготовления лекарственных средств через аптечный пункт, расположенный по адресу: Сахалинская область, г. Александровск – Сахалинский, ул. Дзержинского, д.9, пом.6.

Как видно из материалов дела, на основании приказа Управления Росздравнадзора по Сахалинской области от 01.10.2012 № 279-п/12, специалистами Управления Росздравнадзора по Сахалинской области в период с 22.10.2012 по 26.10.2012 проведена плановая выездная проверка предпринимателя с целью контроля за применением цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств; за производством, оборотом и порядком использования изделий медицинского назначения, в том числе надзор за соблюдением, государственных стандартов технического обслуживания на продукцию медицинского назначения; за уничтожением лекарственных средств; качества лекарственных средств при гражданском обороте; мониторинга ассортимента и цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства.

В результате проверки установлено:

- в аптечном пункте по адресу Сахалинская область, г. Александровск – Сахалинский, ул. Дзержинского, д. 9, пом. 6. в нарушение Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010г. № 541 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, фармацевт аптечного пункта ФИО2 осуществляет розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, их отпуск при отсутствии сертификатаспециалиста по специальности «Фармация». ФИО2 осуществляет фармацевтическую деятельность, которая непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением.

Результаты проверки зафиксированы в акте от 26.10.2012 №169/12.

По факту выявленных нарушений 12.11.2012 главным специалистом отдела лицензирования в здравоохранении и контроля качества оказываемой медицинской помощи Министерства здравоохранения Сахалинской области ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении № 18 в отношении предпринимателя, в котором действия последнего квалифицированы по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

На основании статьи 23.1 КоАП РФ материалы об административном правонарушении переданы по подведомственности на рассмотрение в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей

В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона РФ от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Федеральный Закон № 61-ФЗ), фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.

В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требование, предусмотренное частью 5 настоящей статьи (пункт 2 статьи 8 Федерального закона № 99-ФЗ).

Согласно пункту 47 статьи 12 указанного закона фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.

Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия при осуществлении данной деятельности определены в Положении «О лицензировании фармацевтической деятельности», утвержденном постановлением Правительства РФ 22.12.2011 № 1081 (далее – Положение № 1081).

Согласно подпункту «л» пункта 5 Положения №1081 лицензионным требованием и условием при осуществлении фармацевтической деятельности является наличие у лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих: для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций) - высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в нарушение вышеприведенных правовых положений в аптечном пункте, расположенном по адресу: Сахалинская область, г. Александровск – Сахалинский, ул. Дзержинского, д.9, пом.6., принадлежащем ИП ФИО1, фармацевт аптечного пункта ФИО2 осуществляет розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, их отпуск при отсутствии сертификатаспециалиста.

Указанное нарушение подтверждаются материалами дела (протоколом об административном правонарушении №18 от 12.11.2012, актом проверки № 169/12 от 26.10.2012, лицензией №ЛО-65-02-000152 от 23.09.2011, приказом №17 от 11.01.2012, штатным расписанием утвержденным ИП ФИО1 11.01.2012, трудовым договором от 01.07.2011, приказом № 15 от 01.07.2011).

Доказательства, исключающие возможность предпринимателя соблюсти правила, за нарушение которых данной нормой предусмотрена административная ответственность, материалы дела не содержат.

Установленный факт правонарушения свидетельствует о том, что предпринимателем не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм и правил, регулирующих спорные правоотношения.

Имеющиеся в материалах дела доказательства суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для признания ИП ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Основания, позволяющие применить к спорным отношениям положения статьи 2.9 КоАП РФ, суд не усматривает, исходя из следующего.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.

В данном случае, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензионных требований и условий, установленных Положением № 1081.

Рассматриваемые лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности, которые были нарушены предпринимателем, направлены исключительно на реализацию права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которое гарантировано Конституцией РФ и обеспечивается государством.

Получив лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, предприниматель должен был в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из законодательства в сфере обращения лекарственных средств, но и обязано обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.

Таким образом, принимая во внимание установленный проверкой факт нарушения предпринимателем требований законодательства при осуществлении лицензируемого вида деятельности, суд приходит к выводу о наличии в действиях предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Производство по делу об административном правонарушении осуществлено в соответствии с процессуальными требованиями. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным. При составлении протокола соблюдены положения статьи 28.2 КоАП РФ, направленные на защиту прав лица, привлекаемого к административной ответственности.

Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

При назначении наказания суд учитывает в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, то, что предприниматель ранее к ответственности за однородное правонарушение не привлекалась.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования Министерства здравоохранения Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 693020, <...>), удовлетворить.

Привлечь ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированную в качестве индивидуального предпринимателя 26.10.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 307272129900018, зарегистрированную по адресу: 680015, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Сунгарийская, д.24, кв.121, к административной ответственности предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к наказанию в виде штрафа в размере 3 000 рублей, подлежащего уплате по реквизитам: КБК – 060 116 12000 01 0000 140, ИНН – <***>, КПП – 650101001, ОКАТО 64401000000, получатель – УФК по Сахалинской области (министерство здравоохранения Сахалинской области), р/с <***>, БИК 046401001, банк получателя – ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области в г. Южно-Сахалинск.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в десятидневный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.

В случае, если по истечении десяти дней не будет подана апелляционная жалоба, решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу, документ, свидетельствующий об оплате штрафа, представить в арбитражный суд.

Если по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда сведения об уплате административного штрафа в добровольном порядке не будут представлены в суд, штраф взыскивается в принудительном порядке. Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Судья В.Н. Джавашвили