ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-5203/12 от 05.06.2013 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Коммунистический проспект, 28, г. Южно-Сахалинск, 693024

тел./факс 460-945, http://sakhalin.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-5203/2012

05 июня 2013 года

Резолютивная часть решения объявлена05 июня 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 05 июня 2013 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Бессчасной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Симоновой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» (ОГРН 1026501180562, ИНН 6513001410) об оспаривании постановления от 15.10.2012 № 68/2012 Региональной энергетической комиссии Сахалинской области (ОГРН 1026500531177, ИНН 6501073032) по делу об административном правонарушении,

при участии представителей:

от Администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» - - Кондуфор А.Э. по доверенности от 29.052013 № 27, личность удостоверена по паспорту,

от Региональной энергетической комиссии Сахалинской области - Чекрышева Д.В. по доверенности от 09.01.2013 № 2, личность удостоверена по служебному удостоверению,

от третьего лица МУП «Водоканал» МО «ГО Ногликский» - Кондуфор А.Э. по доверенности от 10.01.2013, личность удостоверена по паспорту,

УСТАНОВИВЛ:

Администрация муниципального образования «Городской округ Ногликский» (ОГРН 1026501180562, ИНН 6513001410) ( далее - Администрация МО «ГО Ногликский», заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления от 15.10.2012 № 68/2012 Региональной энергетической комиссии Сахалинской области (ОГРН 1026500531177, ИНН 6501073032) по делу об административном правонарушении о привлечении администрации МО «ГО Ногликский» к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 рублей.

В обоснование заявленных требований заявитель указал, что 12.10.2012 года заместителем председателя - начальником контрольно-правового управления региональной энергетической комиссии Сахалинской области Чекрышевым Д.В. оглашена резолютивная часть постановления по делу об административном правонарушении № 68/2012 (в полном объеме постановление изготовлено - 15.11.2012 года) о привлечении администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей за нарушение ч. 2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях (иное нарушение установленного порядка ценообразования).

Администрация МО «Городской округ Ногликский» считает, что постановление подлежит отмене, поскольку является незаконным и необоснованным, выводы, сделанные РЭК Сахалинской области в постановлении, являются ошибочными и не основаны на нормах действующего законодательства.

Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее по тексту - Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса») распространяет свое действие на отношения по оказанию коммунальных услуг. При этом под оказанием коммунальных услуг понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению с использованием системы коммунальной инфраструктуры совокупности производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

Заявитель полагает, что, регулированию в соответствии с указанным Законом подлежат тарифы на услуги по водоснабжению, водоотведению и очистке, оказываемые потребителям (абонентам), подключенным к централизованным сетям водоснабжения и канализации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» абонентом является юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации.

07 декабря 2011 года принят Федеральный закон № 416 - ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», который в части (статья 9) вступил в силу с 01 января 2012 года, что позволяет обратиться к понятиям, используемым в настоящем Федеральном законе. В соответствии с этим Законом под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения, что полностью согласуется с изложенной выше позицией, касающейся предмета регулирования Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и определения деятельности МУП «Водоканал», подлежащей такому регулированию.

Тарифы на 2012 год, которые подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», установлены для МУП «Водоканал» Приказом Региональной энергетической комиссии Сахалинской области от 01.11.2011 № 39-окк «Об установлении тарифов на холодную (питьевую) воду, водоотведение и очистку сточных вод для потребителей МУП «Водоканал» муниципального образования «Городской округ Ногликский» в пределах предоставленных комиссии полномочий.

Прочая деятельность МУП «Водоканал» по оказанию услуг организациям, которые, в соответствии с законодательством, не являются абонентами (потребителями) предприятия, регулированию уполномоченными государственными органами в соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» не подлежит.

Такая деятельность, в том числе - прием сточных вод, относятся к
 платным услугам предприятия, перечень и стоимость которых
 утверждены в соответствии с действующим законодательством постановлением администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» от 31.12.2010 № 369 «Об утверждении Перечня и стоимости платных услуг, предоставляемых МУП «Водоканал» потребителям муниципального образования «Городской округ Ногликский» на 2011 год» в редакции постановления администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» от 06.12.2011 № 616 «О внесении изменений в постановление администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» от 31.12.2010 №369».

В постановлении по делу об административной ответственности РЭК Сахалинской области ссылается на то, что утвердив постановлением администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» от 31.12.2010 № 369, стоимость платной услуги «Прием сточных вод» администрация нарушила установленный порядок ценообразования.

Вместе с тем, до настоящего времени постановление администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» от 31.12.2010 № 369 является действующим и в судебном порядке недействительным не признавалось, в связи, с чем у РЭК Сахалинской области не было оснований для привлечения администрации к административной ответственности по ч.2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В постановлении по делу об административном правонарушении РЭК Сахалинской области говорится, что отношения, связанные с оказанием услуг по водоотведению для лиц, не имеющих технологического присоединения к системам коммунальной инфраструктуры и гарантирующей организацией должны, регулироваться договором.

Далее по тексту постановления РЭК Сахалинской области делает противоречивый вывод, согласно которому оказание услуг по водоотведению потребителям, не имеющим технологического подключения к центральным системам водоотведения, предусматривает государственное регулирование тарифов на указанные услуги.

Учитывая правовую неопределенность установления стоимости платной услуги - прием сточных вод (водоотведение для лиц, не имеющих технологического присоединения к системам коммунальной инфраструктуры), администрация считает, что в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, поскольку отсутствие единообразного нормативного регулирования порядка исполнения обязанности, исходя из диспозиции ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, исключает административную ответственность.

РЭК Сахалинской области нарушил срок рассмотрения дела, об административном правонарушении предусмотренный ст. 29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Протокол об административном правонарушении был составлен 30 июля 2012 года, а постановление вынесено 15 октября 2012 года, то есть спустя более двух месяцев.

Учитывая изложенное, заявитель просил суд Постановление по делу об административном правонарушении № 68/2012 от 15.10.2012 года о привлечении администрации МО «Городской округ Ногликский» к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей за нарушение ч.2 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отменить; Производство по делу № 68/2012 об административном правонарушении, возбужденному в отношении администрации МО «Городской округ Ногликский», прекратить.

Определением суда от 15.01.2013 к участию в деле в качестве третьего их лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» муниципального образования «Городской округ Ногликский».

Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» муниципального образования «Городской округ Ногликский» в представленном суду отзыве требования заявителя поддержало, полагало их подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» и третьего лица МУП «Водоканал» МО «ГО Ногликский» - Кондуфор А.Э. требования администрации поддержал, дал пояснения аналогичные текста заявлении и представленного суду отзыва третьего лица МУП «Водоканал» МО «ГО Ногликский», на удовлетворении требований администрации настаивал.

Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области в представленном суду отзывах поддержанных участвующим в судебном заседании представителем, с заявленными обществом требованиями не согласилась, оспариваемое постановление считает законным и обоснованным, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

Администрация муниципального образования «Городской округ Ногликский» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 4 по Сахалинской области 25.11.2002, включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 10265001180562, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица серии 65 № 000824626.

Как усматривается из материалов дела, протоколом об административном правонарушении от 30.07.2012 усмотрев из письма администрации муниципального образования от 06.03.2012 № 13-645 и постановления администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» от 06.12.2011 № 616 об утверждении стоимости платной услуги «Прием сточных вод на 2012 год для прочих потребителей в размере 854,44 руб. ( без НДС) признаки административного правонарушения предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ начальник контрольно-правового управления РЭК Сахалинской области Чекрышев Д.В. возбудил дело об административном правонарушении № 68/2012.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 15.10.2012 № 68/2012 администрация признана виновной в совершении вмененного административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст.14.6 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Полагая, что данное постановление вынесено в нарушение действующего административного законодательства, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования и возражений доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления общества, исходя из следующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При этом в силу части 7 названной статьи арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - ста тысяч рублей.

Субъектами данного административного правонарушения являются юридические лица, руководители и иные работники организаций, а также иные граждане и должностные лица, виновные в нарушении государственной дисциплины цен. Субъективная сторона правонарушения выражается в форме умысла.

Объектом правонарушения является посягательство на установленный государством порядок ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.

Объективная сторона указанного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний, в частности иных нарушений установленного порядка ценообразования.

Одним из условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Ценообразование - это процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам и услугам. Одним из главных условий наступления ответственности за данное правонарушение является нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

С учетом этого, суд делает вывод о том, что расчет цены на указанные тарифы также относится к процессу ценообразования, а порядок ценообразования должен быть установлен нормативно-правовым актом.

Согласно ч. 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительство Российской Федерации определяет с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждает перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. N 520, к регулируемым тарифам и на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся:

1) тарифы на холодную воду;

2) тарифы на горячую воду;

3) тарифы на водоотведение;

4) тарифы на очистку сточных вод;

5) тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.07.2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" в систему регулируемых тарифов входят тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

К регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся тарифы на водоотведение.

В соответствии с пп. 1 ч. 52 Методических указаний в системах водоотведения устанавливаются следующие тарифы: тарифы на водоотведение, которые рассчитываются для организации коммунального комплекса, оказывающей потребителям услуги по водоотведению, исходя из величины финансовых потребностей по всем стадиям технологического процесса, а также с учетом оплаты услуг сторонних организаций, связанных с транспортированием стоков, очисткой стоков и утилизацией сточной жидкости, очисткой и утилизацией осадка сточных вод; тарифы на очистку сточных вод, которые рассчитываются для организации коммунального комплекса, оказывающей потребителям услуги по очистке сточных вод, исходя из величины финансовых потребностей по очистке сточных вод и утилизации осадка, транспортировке очищенных стоков, а также с учетом оплаты услуг сторонних организаций, связанных указанными стадиями технологического процесса, рассчитываются на объем услуг, соответствующий поступлению стоков от потребителей, самостоятельно осуществляющих их водоотведение; тарифы на водоотведение для организаций, участвующих только на отдельных этапах производственного процесса: оказывающих организациям коммунального комплекса услуги по транспортированию стоков, по очистке стоков и утилизации сточной жидкости, по обработке осадка, по утилизации осадка сточных вод.

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (далее – Закон № 210-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона № 210-ФЗ организация коммунального комплекса - это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Под системой коммунальной инфраструктуры в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона №210-ФЗ понимается совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения w очистки сточных вод, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона № 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат государственному регулированию.

В соответствии с п. 20 ст. 2 и ч. 2 ст. 4 Закона N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением, ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год устанавливает в среднем по субъектам Российской Федерации предельные индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец текущего финансового года.

Исходя из положений ч. 2 ст. 5 Закона, органы местного самоуправления устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.

Организация коммунального комплекса разрабатывает производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляются организацией коммунального комплекса в орган регулирования. По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (ч. 2, 3, 7 ст. 9 Закона).

Согласно статье 13 Закона N 210-ФЗ тарифы устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 Закона.

В пункте 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, далее - Правила регулирования тарифов) установлен перечень документов, которые организация коммунального комплекса представляет в орган регулирования для установления тарифов до 1 мая текущего года. В силу пункта 13 Правил регулирования тарифов органы регулирования в рамках соответствующих предельных индексов устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса не менее чем за 1 месяц до даты окончания текущего периода их действия. Процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов и надбавок включает в себя проверку соответствия рассчитанных тарифов и надбавок финансовым потребностям для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку соблюдения предельных индексов и оценку доступности товаров и услуг организации коммунального комплекса для потребителей (пункт 14 Правил регулирования тарифов).

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 4 Закона № 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

Из изложенного следует, что тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса уполномочены устанавливать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Сахалинской области от 20 мая 2011 года №187 в качестве такого органа исполнительной власти в Сахалинской области определена региональная энергетическая комиссия Сахалинской области (пункты 2.3. и 3.3. Положения).

Таким образом, на территории Сахалинской области органом, уполномоченным устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, в том числе тарифы на очистку сточных вод является региональная энергетическая комиссия Сахалинской области.

Кроме того, На основании ст. 37 Водного кодекса РФ водные объекты используются в том числе для сброса сточных вод.

В соответствии с п. п. 4, 36 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся:

- организация в границах городского округа водоотведения;

- осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно п. 4.3 ч. 1 указанной статьи органы местного самоуправления городских округов также обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

Из Определения Конституционного Суда РФ от 18.10.2012 N 1994-О, п. 8 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года (утв. Решением Конституционного Суда РФ от 07.02.2013) следует, что регулирование тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями, созданными самими же органами местного самоуправления, предопределяется социально значимыми целями их деятельности и, соответственно, должно осуществляться с учетом необходимости достижения баланса между интересами потребителей данных услуг и обеспечением нормального (бесперебойного) функционирования и развития указанных муниципальных хозяйствующих субъектов, принимая во внимание экономическую обоснованность их доходности и расходов на оказание ими услуг.

Заявитель, ссылаясь на статью 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) полагает, что орган местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на услуги по приему сточных вод.

Однако необходимо учитывать, что Закон N 416-ФЗ вступил в силу с 1 января 2013 года, за исключением статьи 9, вступившей в силу с 1 января 2012 года, и ряда других положений, вступающих в силу в более поздние сроки. Установление тарифов в сфере водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ)).

Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 416-ФЗ под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Статьей 6 Закона N 416-ФЗ установлен перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения. В указанный перечень утверждение тарифов для водоотведения (в том числе приема сточных вод) не входит.

Таким образом, ни до ни после 01.01.2013 орган местного самоуправления городского округа по общему правилу не вправе устанавливать тарифы на услуги муниципального предприятия по приему сточных вод в централизованную систему водоотведения, так как установление тарифов в сфере водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

При этом необходимо учитывать следующее.

На основании пп. 55 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6 указанной статьи законами субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в п. 2 указанной статьи, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.

В соответствии с ч. 2, 4 ст. 19 Закона N 131-ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

Учитывая изложенное, орган местного самоуправления городского округа вправе устанавливать тарифы на услуги муниципального предприятия по приему сточных вод в случае наделения органа местного самоуправления такими полномочиями законами субъектов РФ в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.

Цены на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с Положением, утвержденным Постановление Правительства Сахалинской области от 20.05.2011 № 187, уполномочена устанавливать региональная энергетическая комиссия Сахалинской области.

Администрация по вопросу установления порядка взимания платы за прием сточных вод на 2012 год в региональную энергетическую комиссию Сахалинской области не обращалась.

В нарушение указанных положений действующего законодательства тариф на услуги по приему сточных вод, а фактически на услугу по очистке сточных вод установлен иным, не уполномоченным на это органом - администрацией муниципального образования «Городской округ Ногликский».

Федеральный закон №210-ФЗ не содержит каких-либо указаний на то, что государственному регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, поставляемые (оказываемые) исключительно потребителям, имеющим подключение к централизованным сетям водоснабжения и канализации.

Таким образом, Федеральный закон №210-ФЗ предусматривает, что государственному регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, поставляемые (оказываемые) потребителям с использованием систем коммунальной инфраструктуры. Из буквального толкования Федерального закона №210-ФЗ следует, что понятие «использование» не ограничивается только лишь случаями, когда потребитель имеет централизованное подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а по смыслу Закона охватывает все случаи, в том числе и ситуации, когда водоотведение осуществляется при отсутствии централизованного подключения к сетям (путем подвоза стоков на очистные сооружения), поскольку потребитель в данном случае также использует системы коммунальной инфраструктуры.

В принятых в развитие Федерального закона №210-ФЗ Постановлении Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 №520 и Приказе Минрегиона от 15.02.2011 №47 также отсутствует указание на то, что регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса только для потребителей, имеющих централизованное подключение к системам коммунальной инфраструктуры.

Ссылки Заявителя на Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 №167, которым утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, также являются несостоятельными.

Заявитель указывает, что в соответствии с пунктом 1 указанных Правил под абонентом в данном документе понимается юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.

Вместе с тем, указание в рассматриваемых Правилах на непосредственное присоединение объектов потребителей к системам коммунальной инфраструктуры не исключает возможность регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, поставляемые (оказываемые) потребителям, не имеющим непосредственного подключения к этим системам.

Данные Правила регулируют только лишь часть отношений организаций коммунального комплекса с потребителями, имеющими подключение к сетям, но не исключают возможности использования систем водоснабжения и водоотведения потребителями, не имеющими такого подключения, о чем свидетельствует пункт 10 Правил и, тем более, не исключают возможности регулирования тарифов на товары и услуги для таких потребителей.

Основным критерием, определяющим возможность установления тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса является «использование» потребителями систем коммунальной инфраструктуры. Использование систем коммунальной инфраструктуры может иметь место и при наличии централизованного подключения и при отсутствии такового (путем непосредственного подвоза стоков на очистные сооружения).

Аналогичным образом урегулированы данные отношения и в не вступившем в силу Федеральном законе №416-ФЗ, в котором водоотведение определено как прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (пункт 2 статьи 2).

Более того, из анализа норм данного закона следует, что водоотведение может оказываться и лицам, не имеющим подключения к централизованным системам водоотведения.

Так, частью 5 статьи 7 указанного Федерального закона, предусмотрено, что абоненты, объекты капитального строительства которых подключены к централизованной системе водоснабжения и не подключены к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Из изложенного следует, что действующее законодательство не только не исключает возможности регулирования тарифов для потребителей, не имеющих непосредственного подключения к сетям канализации, но и предусматривает обязательность такого регулирования.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, МУП «Водоканал» МО «Городской округ Ногликский» руководствуясь постановлением администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» от 06.12.2011 № 616 об утверждении стоимости платной услуги «Прием сточных вод на 2012 год для прочих потребителей в размере 854,44 руб. ( без НДС) по типовым договорам возмездного оказания услуг от 01.01.2012 года взимал плату за услуги по приему и очистке сточных вод с ООО «ИГЛ», ООО «РН-Востокнефтепродукт», ООО «ЮРЭ К Транспорт» по следующим ставкам: - услуги по приему сточных вод - 854,44 руб./м3- без учета НДС; - услуги по очистке сточных вод - 80,56 руб./м3- без учета НДС; - стоимость эксплуатации 1 маш./час - 2700 руб.- без учета НДС ( п.4 договора).

Из указанного договора следует, что МУП «Водоканал» МО «Городской округ Ногликский» с заказчиков взимал плату именно за очистку стоков. Данный факт так же подтверждается в счетах-фактурах, выставленных потребителям.

Прием сточных вод, транспортировка и переработка сточных вод являются взаимосвязанными последовательными действиями, которые логически завершаются переработкой сточных вод. Исключение из указанной последовательности последнего звена - переработки сточных вод по сути означает, что сточные воды после откачки должны остаться в АС-машине, а не подвергнуты переработке.

Указанное обстоятельство, а также вышеуказанные документы в совокупности подтверждают установление администрацией платы в том числе за переработку сточных вод.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года № 1310 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

В силу пункта 6 раздела II Основ ценообразования и порядка регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, к регулируемым тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса относятся в числе прочих тариф на водоотведение и тариф на очистку сточных вод.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 30 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 февраля 2011 года № 47 очистка стоков включает короткий цикл водоотведения (от очистки до утилизации осадка). По смыслу указанной нормы, а также нормы, содержащейся в пункте 20 указанных Методических указаний короткий цикл водоотведения включает очистку, отведение сточных вод в водные объекты и обработку осадка сточных вод. Поскольку прием сточных вод, транспортировка и переработка сточных вод являются взаимосвязанными последовательными действиями, которые логически завершаются переработкой сточных вод, то и, действия по приему, очистке, отведению сточных вод в водные объекты и обработке осадка сточных вод именуются услугами по очистке сточных вод, цена на которые устанавливается государственными органами.

Частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Цены на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 20 мая 2011 года № 187, уполномочена устанавливать региональная энергетическая комиссия Сахалинской области.

Следовательно, в расчетах за услуги по очистке сточных вод подлежат применению цены, установленные региональной энергетической комиссией Сахалинской области.

Диспозиция части 2 статьи 14.6. КоАП РФ изложена следующим образом:

«занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования».

Понятие «иное нарушение установленного порядка ценообразования» охватывает все многообразие отношений связанных с нарушением установленного порядка ценообразования. Единственным условием для квалификации нарушения в качестве нарушения установленного порядка ценообразования должно быть наличие соответствующего акта уполномоченного органа, устанавливающего такой порядок. При этом диспозиция статьи не предусматривает обязательность установления такого порядка именно законом.

Таким образом, нарушение порядка ценообразования, предусмотренного постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 и Постановлением Правительства Сахалинской области от 20 мая 2011 года №187 правильно квалифицировано РЭК Сахалинской области как нарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.6. КоАП РФ.

Нарушение установленного порядка ценообразования в силу части 2 статьи 14.6 КоАП РФ признается административным правонарушением, совершение которого влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения является посягательство на установленный государством порядок ценообразования, который, в свою очередь, направлен на защиту прав граждан, соблюдение экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечение нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.

В этой связи субъектом административного правонарушения признается любое юридические или физическое (должностное) лицо, совершившее противоправное деяние в сфере применения подлежащих государственному регулированию цен (тарифов), что также подтверждается санкцией части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно данной формулировке вины, субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.

Следовательно, сделать выводы о невиновности лица возможно только при наличии объективно непредотвратимых обстоятельств либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля данного лица.

Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд не установил объективных причин, препятствовавших соблюдению администрацией установленного порядка ценообразования.

Вступая в правоотношения, регулируемые законодательством в сфере ценообразования коммунальных услуг, администрация должна была в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из данного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния.

Доказательств принятия администрацией всех зависящих от нее мер в целях соблюдения положений части 2 статьи 14.6 КоАП РФ материалы дела не содержат.

Таким образом, действия администрации носят виновный характер, что подтверждается вышеприведенными материалами дела.

Суд также полагает необходимым отметить, что администрация, принимая на себя вправо по установлению тарифов и утверждению платной услуги «прием сточных вод», должна была и имела возможность выяснить, наличие такого права путем анализа законов субъекта РФ – Сахалинской области, либо путем обращения в Правительство Сахалинской области по вопросу предоставлению ей права по установлению цен на услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с Положением, утвержденным Постановление Правительства Сахалинской области от 20.05.2011 № 187 путем внесения в него изменений.

В свою очередь, до получения сведений о правовом акте, устанавливающем такие полномочия, у администрации отсутствовали законные основания по установлению тарифов и утверждению платной услуги «прием сточных вод».

Однако, оставив без внимания данные обстоятельства, заявитель в нарушение действующего законодательства Постановлением № 616 от 06.12.11 установил тариф и утвердил платную услугу «прием сточных вод».

Имеющиеся в деле доказательства суд находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными для вывода о совершении обществом административного правонарушения.

При таких обстоятельствах комиссия правомерно привлекала администрацию к административной ответственности по признакам правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

В ходе проверки соблюдения комиссией процессуальных требований административного производства нарушений не выявлено. Составление протокола об административном правонарушении и вынесение в отношении общества постановления о назначении административного наказания осуществлено уполномоченным органом в соответствии со статьей 23.51 КоАП РФ.

При осуществлении данных процессуальных мероприятий администрация не была лишена возможности ознакомиться с материалами административного дела, квалифицированно возражать по существу вмененного нарушения, предоставлять объяснения и доказательства в обоснование и подтверждение своих доводов.

Оспариваемое постановление содержит все необходимые сведения, предусмотренные статьей 29.10 КоАП РФ, в том числе установленные в ходе административного производства обстоятельства и мотивированное решение комиссии со ссылкой на статью вмененного административного правонарушения, что позволяет объективно оценить событие противоправных действий администрации.

Проверив порядок определения наказания при вынесении постановления по административному делу, суд не усматривает нарушений. Штраф применен в соответствии с размером санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.

Наложенный оспариваемым постановлением на заявителя административный штраф в размере 100 000 рублей соответствует конституционным принципам дифференцированности и справедливости наказания совершенному обществом административному правонарушению, а также обеспечит фактическую реализацию целей административного наказания – предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Доказательств применения к обществу несоизмеримо большого штрафа, что может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, в материалы дела не представлено.

Суд не находит оснований для применения в рассматриваемом споре статьи 2.9 КоАП РФ, исходя из следующего.

Совершенное административное правонарушение характеризуется охватом значительного количества граждан и юридических лиц, грубым пренебрежением к требованиям действующего законодательства на протяжении длительного периода.

Как следует из заявления администрации, заявитель вину в совершенном правонарушении не признал, не осознав тем самым общественную опасность своих противоправных действий. В данном случае применение статьи 2.9 КоАП РФ не будет соответствовать публичным интересам государства.

По юридической конструкции правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, образует формальный состав и считается оконченным с момента нарушения установленного порядка ценообразования. В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо последствий в результате допущенного правонарушения, а в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Учитывая, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтвержден факт совершенного правонарушения, судом не установлено нарушения порядка привлечения заявителя к административной ответственности и назначения наказания, следовательно, правовых оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.

Нарушение срока обжалования постановления о назначении административного наказания в суд со стороны заявителя не выявлено.

Согласно части 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

Остальные доводы лиц, участвующих в деле, на принятие решения по настоящему делу не влияют.

Руководствуясь статьями 168-170, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» (ОГРН 1026501180562, ИНН 6513001410) об оспаривании постановления от 15.10.2012 № 68/2012 Региональной энергетической комиссии Сахалинской области (ОГРН 1026500531177, ИНН 6501073032) по делу об административном правонарушении - отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья Л.А. Бессчасная