АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-5231/2013
11 марта 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2014 года. Полный текст решения изготовлен 11 марта 2014 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Орифовой В.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Балтабай уулу Р.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунальных платежей» к министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области о признании недействительным распоряжения от 22.05.2013 № 732-р, которым право оперативного управления на здание, расположенное по адресу: <...>, передано агентству по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области,
при участии представителей:
от заявителя – не явился,
от министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области – ФИО1 по доверенности от 28.11.2013,
от агентства по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области – Кирилаха Н.Г. по доверенности от 29.11.2013 № 01-08-1966,
от ГАУК «Сахалинский международный театральный центр им. Чехова» - ФИО2 по доверенности от 16.04.2013,
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Центр коммунальных платежей» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области к министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области (далее – министерство) с заявлением о признании недействительным распоряжения от 22.05.2013 № 732-р, которым право оперативного управления на здание, расположенное по адресу: <...>, передано агентству по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области.
В обоснование заявленного требования указано, что распоряжение от 22.05.2013 № 732-р, нарушает права и законные интересы ООО «Центр коммунальных платежей» как арендатора и титульного владельца имущества, переданного по договору от 01.07.2009 № 222/09, поскольку создает препятствие для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, взаимосвязанной с законной арендой недвижимого имущества. Считает, что оспариваемое распоряжение о передаче и закреплении на праве оперативного управления государственного имущества Сахалинской области за органам исполнительной власти в лице агентства по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области является незаконным, как несоответствующее Гражданскому кодексу Российской Федерации (далее – ГК РФ), Закону Сахалинской области от 13.07. 2011 № 74-ЗО «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью», Положению о министерстве имущественных и земельных отношений Сахалинской области, утвержденному постановлением администрации Сахалинской области от 16.12.2009 № 522-па.
Общество своего представителя в судебное заседание не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие.
Министерство имущественных и земельных отношений Сахалинской области в отзыве, поддержанном в судебном заседании его представителем, с заявлением общества не согласилось, указав, что поскольку договор аренды спорного имущества не заключен, у общества отсутствуют какие-либо права и охраняемые законом интересы в отношении спорного имущества.
Определением суда от 23.12.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены агентство по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области (далее – агентство), ГАУК «Сахалинский международный театральный центр им. Чехова».
Агентство в отзыве и его представитель в судебном заседании указали, что доводы общества являются несостоятельными и не основанными на законе, просили оставить требование заявителя без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ГАУК «Сахалинский международный театральный центр им. Чехова» поддержал доводы министерства.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 14 часов 30 минут 05.03.2014.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Общество с ограниченной ответственностью «Центр коммунальных платежей» зарегистрировано в качестве юридического лица 01.02.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Охинскому району Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1076506000306 (ИНН <***>), что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 09.12.2013.
Как следует из материалов дела, на основании решения Сахалинского областного Совета народных депутатов от 29.06.1991 «О формировании государственной собственности Сахалинской области» одноэтажное нежилое здание, расположенное по адресу <...>, площадью 483,4 кв.м, отнесено к собственности Сахалинской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 65 АБ 153150, выданным 10.10.2013 Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области.
Указанное здание на основании распоряжения КУГИ 116-р от 13 февраля 2008 года было закреплено на праве оперативного управления за Областным автономным учреждением культуры «Сахалинский международный театральный центр им А.П.Чехова» (ГАУК «Сахалинский международный театральный центр им А.П.Чехова», далее - учреждение).
Распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области № 732-р от 22.05.2013 (с учетом изменений, внесенных распоряжением № 1059-р от 09.07.2013) прекращено право оперативного управления ГАУК «Сахалинский международный театральный центр им А.П. Чехова» (далее - «Сахалинский международный театральный центр им А.П. Чехова») на объект недвижимости «Здание фильмобазы», площадью 483,4 кв.м, 1971 года постройки, расположенное по адресу: <...> и указанное имущество закреплено на праве оперативного управления за агентством по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области (далее – распоряжение № 732-р от 22.05.2013).
10.10.2013 произведена государственная регистрация права оперативного управления агентства на спорное здание, о чем выдано соответствующее свидетельство 65 АБ 153151.
Полагая, что распоряжение № 732-р от 22.05.2013 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования и возражений доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения требования заявителя, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В корреспонденции с изложенным частью 4 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел в порядке главы 24 названного Кодекса арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт (решение), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие данного акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 209 ГК РФ собственник по своему усмотрению совершает в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и законные интересы других лиц, в том числе действия по отчуждению имущества в собственность других лиц.
Полномочия министерства по передаче областного государственного имущества на праве оперативного управления областным государственным учреждениям предусмотрены пунктом 12 статьи 9 Закона Сахалинской области 13.07.2011 № 74-ЗО «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Сахалинской области» и пунктом 3.20. Положения о министерстве имущественных отношений Сахалинской области, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 16.12.2009 № 522-па.
Статьей 299 ГК РФ предусмотрено, что право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Согласно пункту 2 статьи 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Как следует из пункта 2 Информационного письма Президиума ВАС от 01.06.2000 № 53 «О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений», в Гражданском кодексе Российской Федерации отсутствуют какие-либо специальные нормы о государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений, к таким договорам аренды должны применяться правила пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 651 ГК РФ договор аренды нежилых помещений, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Статьей 26 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.
Согласно договору от 01.07.2009 № 222/09 и дополнительным соглашениям № 1 и 2 к нему, «Сахалинский международный театральный центр им А.П.Чехова» передает в аренду ООО «Центр коммунальных платежей» сроком на три года часть нежилых помещений указанного здания, площадью 179, 5 кв. м, а также нежилое помещение в гараже пристройке общей площадью 79,6 кв. м (далее – договор аренды от 01.07.2009 № 222/09).
Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что договор аренды от 01.07.2009 № 222/09 в установленном законом порядке не прошел государственную регистрацию.
Учитывая, что договор аренды не зарегистрирован в установленном законом порядке, то в силу положений пункта 3 статьи 433 ГК РФ, он является незаключенным. Следовательно, общество не может рассматриваться в качестве законного владельца занимаемых помещений на праве аренды, поскольку указанное право на спорное недвижимое имущество у заявителя не возникло.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт по распоряжению спорным имуществом и передаче его в оперативное управление агентству не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку какие-либо права и охраняемые законом интересы в отношении спорного имущества у общества отсутствуют.
При этом суд отклоняет как основанный на ошибочном понимании норм действующего законодательства, довод ООО «Центр коммунальных платежей» о том, что министерство не вправе принимать решения о передаче права оперативного управления государственным имуществом Сахалинской области агентству по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области, не являющемуся, по мнению заявителя, областным государственным учреждением либо государственным унитарным (казенным) предприятием.
Пунктами 1 и 2 статьи 120 ГК РФ установлено, что учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что казенное учреждение это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии с пунктом 1.4. Положения об агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 26.11.2009 № 480-па, имущество агентства является государственной собственностью Сахалинской области и в установленном законом порядке закреплено за ним на праве оперативного управления.
Пунктом 1.7. указанного Положения установлено, что финансирование расходов на содержание агентства осуществляется за счет средств областного бюджета.
Таким образом, агентство, финансируемое за счет средств областного бюджета, в соответствии с нормами гражданского и бюджетного законодательства относится к бюджетным учреждениям.
Согласно уведомлению Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Сахалинской области от 13.01.2014, агентству присвоен следующий код организационно-правовой формы - 2 09 04, который согласно Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм ОК 028-2012, соответствует казенному учреждению.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что распоряжение № 732-р от 22.05.2013 является законным и не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
ООО «Центр коммунальных платежей» 26.02.2013 представило в суд заявление о фальсификации доказательства, в котором просило исключить акт приема-передачи от 01.07.2013 из числа доказательств по делу.
Протокольным определением суда от 05.03.2014 в удовлетворении данного ходатайства отказано, по тем основаниям, что как следует из заявления ООО «Центр коммунальных платежей» о фальсификации доказательства и исключении из числа доказательств акта приема-передачи от 01.07.2013, данное заявление направлено на опровержение достоверности сведений, содержащихся в указанном акте приема-передачи от 01.07.2013, а не подлинности документа, что по смыслу статьи 161 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации фальсификацией доказательств не является.
Остальные доводы участников процесса на исход по делу не влияют.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа (должностного лица) соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ установлено, что по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным, подлежит уплате организациями государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
Определением суда от 23.12.2013 обществу при подаче заявления предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения дела по существу.
Следовательно, с общества в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунальных платежей» к министерству имущественных и земельных отношений Сахалинской области о признании недействительным распоряжения от 22.05.2013 № 732-р, которым право оперативного управления на здание, расположенное по адресу: <...>, передано агентству по обеспечению деятельности мировых судей Сахалинской области, отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунальных платежей» в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья В.С. Орифова