АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-5259/2020
19 октября 2021 года
Резолютивная часть решения суда объявлена в судебном заседании 12.10.2021, решение суда в полном объеме изготовлено 19.10.2021.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Мисилевич П.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Олифиренко Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства энергетики Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к обществу с ограниченной ответственностью «Синтегра» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о взыскании излишне уплаченной суммы субсидии в размере 4 705 701 рубль,
При участии: от истца – представителя ФИО1 по доверенности от 20.10.2020 № 20; от ответчика – директора ФИО2; представителя ФИО3, по доверенности от 01.09.2021, от третьих лиц: от РЭК Сахалинской области – представителя ФИО4 по доверенности от 12.01.2021 № 3.25-4/21, представителя ФИО5 по доверенности от 18.01.2021 № 3.25-72/21, от ПАО «Сахалинэнерго» - представителя ФИО6, по доверенности от 11.01.2021,
УСТАНОВИЛ:
Министерство энергетики Сахалинской области (далее – министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Синтегра» (далее - общество, ответчик) о взыскании излишне уплаченной суммы субсидии в размере 4 705 701 рубль.
Определением суда от 27.05.2020 исковое заявление принято к производству суда.
В обоснование исковых требований указано, что между обществом и министерством заключено соглашение от 04.02.2020 о предоставлении субсидии из областного бюджета Сахалинской области в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг № 12/20ю, в соответствии с условиями которого, обществу предоставлена субсидия в целях возмещения недополученных доходов получателя, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики в размере 9 493 232 рубля. Перечислено истцом ответчику в 2020 году фактически 5 557 002 рубля. В соответствии с пунктом 4.3.4.2 соглашения, а также пунктом 4.2. Порядка предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 18.01.2018 № 13 получатель обязан возвращать в областной бюджет субсидию, а также остатки субсидии отчетного финансового года в случае изменения размера субсидии в соответствии с расчетом, произведенным региональной энергетической комиссией Сахалинской области (далее – РЭК Сахалинской области) в течение 7 рабочих дней со дня получения соответствующего требования. Согласно письму РЭК Сахалинской области от 14.08.2020 № 3.25-1378/20 субсидия для общества на 2020 год установлена в размере 851 301 рубль (46 116 квт.ч*(22,70квт.ч.-4,24квт.ч.)), снижение к ранее представленным расчетам составляет 8 641 931 рубль.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал.
Ответчик в ходе судебного разбирательства не согласился с заявленными требованиями по основаниям, изложенным в отзыве, дополнениях к отзыву.
Ответчик в отзыве на иск указал, что в 2020 году осуществлял энергоснабжение потребителей, приравненных к категории «население» по договору № Э-01/19 от 12.07.2019 с ООО «Континент».
При этом, фактический полезный отпуск электрической энергии потребителями по категории «население» в количестве 610,852 тыс. квт.ч полностью покрыл и превысил плановые значения, установленные РЭК Сахалинской области при расчете субсидии на 2020 год. Истцом не представлено доказательств нарушения обществом порядка предоставления субсидии, неподтверждения экономически обоснованных расходов обществом. Договор, заключенный между обществом и ПАО «Сахалинэнерго», предусматривает продажу электрической энергии категории потребителей «прочие», а не «население». Обществом заключено 2 договора: с ООО «Континент» - на поставку электроэнергии по категории «население», и с ПАО «Сахалинэнерго» - по категории «прочие». Объемы потребления утверждены Приказом Федеральной антимонопольной службы от 31.20.2016 № 1452/19-ДСП. Затраты общества на покупку топлива на период регулирования покрыты субсидией, отзыв субсидии приведет к убыткам общества. На момент присвоения ПАО «Сахалинэнерго» статуса гарантирующего поставщика по настоящее время в точке поставки в зал. Куйбышевском острова Итуруп не существовало энергопринимающих установок, сетей ПАО «Сахалинэнерго». С 01.04.2019 объекты генерации и сети в районе залива Куйбышевский, река Саратовка острова Итуруп находятся в аренде у общества.
В судебном заседании ответчик позицию поддержал.
Определением суда от 29.09.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области.
Третье лицо в отзыве на иск полагает заявленные исковые требования обоснованными. Указало, что получив от ПАО «Сахалинэнерго» договор поставки от 10.06.2020, заключенный между обществом и ПАО «Сахалинэнерго», РЭК Сахалинской области установила, что общество продает лишь часть электрической энергии для конечного потребителя ООО «Континент», а электрическую энергию для потребителей категории «население» продает им напрямую. Такое положение, по мнению третьего лица, противоречит действующему законодательству. Со ссылкой на пункт 116 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», указало, что общество должно реализовывать весь объем произведенной электрической энергии, включенный в сводный прогнозный баланс на 2020 год, гарантирующему поставщику ПАО «Сахалинэнерго» по установленному для него экономически обоснованному тарифу 22,70 руб/квт.ч. В связи с получением договора с ПАО «Сахалинэнерго», РЭК Сахалинской области сделан перерасчет размера субсидии для общества, которая составила 851 301 рублей, исходя из объемов электроэнергии за период до 01.05.2020.
Определением суда от 19.01.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Сахалинской области.
В отзыве на иск третье лицо указало на необоснованность предъявленных требований.
Определением суда от 17.02.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Сахалинэнерго».
В отзыве на иск третье лицо указало на обоснованность заявленных исковых требований.
Определением суда от 08.04.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью «Континент».
Третьи лица Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Сахалинской области, ООО «Континент» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежаще.
Суд, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), провел судебное заседание в отсутствие третьих лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01 апреля 2019 года между обществом (арендатор) и ООО «Континент» (арендодатель) заключен договор № А0104, по условия которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование (аренду) имущество перечень, наименование и характеристики, идентификационные признаки и стоимость которого указаны в приложении №1 к договору (пункт 1.1.). Имущество передается в месте его нахождения – о.Итуруп, Сахалинская область, Курильский район, Куйбышевский залив РПЦ «Куйбышевский» (пункт 1.2.). Арендатор имеет право использовать имущество в целях, не противоречащих характеру и условиям договора, техническому состоянию и предназначению имущества, в том числе, для производства электроэнергии прочими электростанциями и промышленными блок-станциями, осуществления деятельности по обеспечению работоспособности электростанций, прочих электростанций и промышленных блок-станций (пункт 1.3.).
По акту приема-передачи имущество, а именно дизель-генераторные установки в количестве 5 штук, здание дизельной, сепаратор, емкость под топливо, кабельная линия, передано в аренду 12.07.2019.
Дополнительным соглашением от 29.11.2019 № 1 к договору стороны продлили действие договора до 31.12.2022, изменили перечень имущества, передаваемого в аренду.
По акту приема-передачи от 01.12.2020 имущество, в том числе 7 дизель-генераторных установок, передано в аренду.
12 июля 2019 года между ответчиком (поставщик электроэнергии) и ООО «Континент» (потребитель) заключен договор энергоснабжения №Э-01/19, по условиям которого поставщик электроэнергии обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (пункт 1.1). Стоимость фактически потребленной электрической энергии (мощности) потребителем определяется поставщиком электроэнергии, исходя из фактического объема потребления и установленных тарифов в соответствии с Правилами применения цен (тарифов) на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка (пункт 5.1.). Согласно пункту 5.2. договора на момент его заключения тариф, установленный Постановлением РЭК Сахалинской области от 13.07.2019 № 10-э составляет 20,52 рубля/квт.ч без учета НДС для прочих потребителей, тариф , установленный Постановлением РЭК Сахалинской области от 20.12.2018 № 91-э составляет 4,24 руб/квт.ч для потребителей, приравненных к категории «население».
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 31.10.2019 утверждены объемы потребления электрической энергии населением в 2020 году для общества по категории «население» в размере 0,518 млн.квт.ч.
Дополнительным соглашением от 29.11.2019 к договору стороны распространили действие договора с 12.07.2019 по 30.12.2022.
Дополнительным соглашением №2 от 27.12.2020 к договору стороны внесли изменения в приложение №3 к договору «Договорные величины отпуска и потребления электрической энергии, тыс. квт.ч», согласно которым объем полезного отпуска по категории «население» определен в размере 517,930 тыс. квт/ч в 2020 году.
Согласно актам, подписанным между обществом и ООО «Континент» за период январь 2020 года - ноябрь 2020 года обществом отпущено электроэнергии по категории «население» в объеме 610,852 тыс. квт.ч., стоимостью, определенной исходя из установленного тарифа по категории «население».
Согласно приказу РЭК Сахалинской области от 15.01.2020 № 1 общество включено в перечень юридических лиц – получателей субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами на 2020 год.
Письмами от 25.01.2020, 31.07.2020 РЭК Сахалинской области указало обществу на невозможность присвоения ему статуса гарантирующего поставщика, предложило для доведения тарифов на электрическую энергию до базового уровня для потребителей Курильского городского округа в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.07.017 № 895 «О достижении на территориях Дальневосточного федерального округа базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность)» урегулировать отношения с гарантирующим поставщиком ПАО «Сахалинэнерго».
04.02.2020 между агентством по развитию электроэнергетики и газификации по Сахалинской области (главный распорядитель, правопредшественник истца) и обществом (получатель) заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета Сахалинской области в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (далее - соглашение), предметом которого является предоставление из областного бюджета Сахалинской области в 2020 году получателю субсидии в целях возмещения недополученных доходов получателя, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики (пункт 1.1.). Субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными главному распорядителю, как получателю средств областного бюджета Сахалинской области по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цель, указанную в разделе 1 соглашения в размере 9 493 232 рубля, в том числе, в 2020 году – 9 493 232 рубля (пункт 2.1.).
Согласно пункту 4.2. соглашения главный распорядитель вправе принимать решение об изменении условий соглашения в соответствии с пунктом 6.3. соглашения, в том числе, на основании информации и предложений, направленных получателем в соответствии с пунктом 4.4.1 соглашения. Включая изменение размера субсидии, приостанавливать предоставление субсидии в случае установления главным распорядителем или получения от органа государственного финансового контроля информации о фактах нарушения получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, предусмотренных порядком предоставления субсидии и настоящим соглашением, в том числе, указания в документах, представленным получателем в соответствии с настоящим соглашением, недостоверных сведений, до устранения указанных нарушений с обязательным уведомлением получателя не позднее 10 рабочего дня с даты принятия решения о приостановлении предоставления субсидии.
Согласно пункту 4.3.4.2. получатель обязался возвращать в областной бюджет субсидию, а также остатки субсидии отчетного финансового года в случае изменения размера субсидии в соответствии с расчетом, произведенным региональной энергетической комиссией Сахалинской области (далее – РЭК Сахалинской области) в течение 7 рабочих дней со дня получения соответствующего требования.
Платежными поручениями от 21.02.2020 № 275, 07.04.2020 № 52, 02.07.2020 № 25, №2 средства субсидии в размере 5 557 002 рубля перечислены ответчику.
10.06.2020 между ответчиком (поставщик электроэнергии) и ПАО «Сахалинэнерго» (покупатель) заключен договор № ПЭ1/20 –САХ-20/0524 поставки электрической энергии, по условиям которого ответчик обязуется выработать и поставить электрическую энергию покупателю, а покупатель – принять и оплатить фактически принятую электроэнергию в сроки и на условиях, предусмотренных договором (пункт 1.1.). В соответствии с пунктом 2.1.2. договора ответчик принял на себя обязательство поставлять электрическую энергию по собственным электрическим сетям в объемах, фактически потребленных конечными потребителями, присоединенными к сетям поставщика электроэнергии до точек поставки покупателя, соответствующих границам раздела, определенных актами разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон между поставщиком электроэнергии, покупателем и конечным потребителем. Стоимость потребленной электрической энергии покупателем определяется поставщиком электроэнергии, исходя из фактического объема потребления электрической энергии и установленных тарифов (пункт 4.1.). На момент заключения договора тариф, установленный Постановлением РЭК Сахалинской области от 26.11.2019 № 118-Э составляет 20,52 рубля/квт.ч без учета НДС (1 полугодие 2020 года) и 23 рубля/квт.ч. без учета НДС (2 полугодие 2020 года) для прочих потребителей в технологически изолированной территориальной энергетической системе (пункт 4.2.). Договор вступает в силу с 16.04.2020 и действует до 31.12.2020 (пункт 8.1.).
Письмом от 14.08.2021 № 3.25-1378/20 РЭК Сахалинской области, адресованным истцу, ответчику, третьему лицу публичному акционерного обществу «Сахалинэнерго», согласно заключенному договору поставки электрической энергии от ООО «Синтегра» гарантирующему поставщику ПАО «Сахалинэнерго» от 10.06.2020 № ПЭ1/20-САХ-20/0524, направлен расчет дополнительной субсидии на возмещение недополученных доходов гарантирующим поставщикам, реализующим электрическую энергию покупателям на розничных рынках на территории Сахалинской области, в связи с доведением цен (тарифов) на электрическую энергию до базовых уровней цен (тарифов) для ПАО «Сахалинэнерго» с 01.05.2020 по 31.12.2020 в размере 32 078 449 рублей.
Со ссылкой на пункт 116 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», РЭК Сахалинской области указано, что весь объем, произведенный генерирующим установками ООО «Синтегра» включен в сводный прогнозный баланс 2020 года, в связи с чем, общество, после заключения договора поставки с ПАО «Сахалинэнерго» должно продавать весь объем электроэнергии ПАО «Сахалинэнерго» по установленному для нее экономически обоснованному тарифу – 22,70 руб/квт.ч. В представленном в РЭК Сахалинской области договоре от 10.06.2020 покупка электрической энергии от общества гарантирующему поставщику ПАО «Сахалинэнерго» учтена не в полном объеме. На основании изложенного РЭК Сахалинской области просила истца прекратить выплату субсидии обществу, указала, что до начала поставки обществом ПАО «Сахалиэнерго» электрической энергии сумма субсидии составила 851 301 рубль, снижение в ранее предоставленной – 8 641 931 рубль.
Письмом от 16.09.2020 истец потребовал общество возвратить излишне уплаченную сумму в размере 4 705 701 рубль, со ссылкой на пункт 4.3.4.2 соглашения.
Неисполнение в добровольном порядке указанного требования послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Заявляя исковые требования, истец ссылается на пункты 4.3.4.2 соглашения на предоставление субсидии, 4.2. Порядка предоставления субсидии и указывает на произведенный уполномоченным органом перерасчет суммы субсидии.
Третье лицо РЭК Сахалинской области в ходе судебного разбирательства пояснило, что субсидия обществу перечислена в 2020 году ошибочно, поскольку в 2020 году весь объем производимой электроэнергии включен в сводный прогнозный баланс, общество не является гарантирующим поставщиком, обязано продавать весь объем гарантирующему поставщику по экономически обоснованному тарифу, а гарантирующий поставщик, реализуя конечными потребителям – населению спорный объем по льготному тарифу вправе претендовать в указанной части на субсидию.
Перерасчет размера субсидии произведен РЭК Сахалинской области исходя из объема поставленной обществом электроэнергии после с 01.05.2020 (с учетом заключения договора с ПАО «Сахалинэнерго») по 31.12.2020 – 46 116 квт.ч., умноженного на разницу между экономически обоснованным тарифом, установленным для общества 22,70 руб/квт.ч и льготным тарифом 4,24 руб/квт.ч., снижение к ранее представленным расчетам составило 8 641 931 рубль.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-Ф «Об электроэнергетике» гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Согласно пункту 116 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии") производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках, владеющие на праве собственности или на ином законном основании генерирующими объектами, расположенными в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах и на территориях, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, продают электрическую энергию (мощность), произведенную на указанных генерирующих объектах гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого располагаются указанные объекты, по регулируемым ценам (тарифам), устанавливаемым в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, в объемах, учтенных в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности), за исключением объемов электрической энергии (мощности), поставляемых по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии, заключенным между таким производителем и потребителями в отношении объектов потребления, введенных в эксплуатацию после 1 июля 2017 г.
Производители электрической энергии (мощности) на розничных рынках, владеющие на праве собственности или на ином законном основании генерирующими объектами, расположенными в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, вправе заключить двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии с потребителем в отношении объемов потребления объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 г., учтенных по таким договорам в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности), по ценам в рамках предельных (минимальный и (или) максимальный) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на срок не менее 5 лет в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
Согласно пункту 229 указанного постановления определение (изменение) границ зон деятельности гарантирующих поставщиков осуществляется по решению уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена зона деятельности соответствующего гарантирующего поставщика.
Согласно приказу РЭК Сахалинской области от 15.02.2018 № 4 в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" определены границы зон деятельности гарантирующих поставщиков электрической энергии в Сахалинской области: Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" - административные границы Сахалинской области, за исключением границ зон деятельности гарантирующих поставщиков, указанных в подпунктах 1.1 - 1.13 настоящего приказа (пункт 1.14).
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны в частности определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В части 3.1 статьи 78 БК РФ установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Основанием для возврата субсидии является нарушение получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, нарушение условий использования субсидии, неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение условий договора.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым пункта 7 статьи 78 БК РФ.
В соответствии со статьей 78 БК РФ и в целях реализации мероприятий государственной программы Сахалинской области "Обеспечение населения Сахалинской области качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 31.05.2013 № 278, государственной программы Сахалинской области "Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов Сахалинской области", утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 415, Постановлением Правительства Сахалинской области от 18.01.2018 № 13 утвержден Порядок предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами
Согласно пункту 1.1. порядок определяет цели, условия и порядок предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - субсидия).
Субсидия предоставляется юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) и индивидуальным предпринимателям - производителям работ, услуг в сфере электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, включенным в Перечень юридических лиц - производителей электрической энергии, Перечень юридических лиц - производителей тепловой энергии, Перечень юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - производителей товаров, работ и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, Перечень поставщиков газа (газоснабжающих организаций) (далее - получатели субсидии) (пункт 1.3.).
Предоставление субсидии получателю субсидии осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе (без учета НДС) в целях, в том числе возмещения недополученных доходов, возникающих в результате установления региональной энергетической комиссией Сахалинской области в процессе государственного регулирования, тарифов на услуги, указанные в пункте 1.3 настоящего Порядка, ниже экономически обоснованных тарифов (пункт 1.4).
Главным распорядителем бюджетных средств на предоставление субсидии по предоставлению субсидии производителям работ, услуг в сфере электроэнергетики, газоснабжения является министерство энергетики Сахалинской области (пункт 1.5).
Субсидия предоставляется в соответствии с утвержденными правовыми актами региональной энергетической комиссии Сахалинской области на текущий год: Перечнем юридических лиц - производителей электрической энергии, Перечнем юридических лиц - производителей тепловой энергии, Перечнем юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - производителей товаров, работ и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, Перечнем поставщиков газа (газоснабжающих организаций) (далее - Перечни)
При возникновении или утрате оснований для возмещения недополученных доходов в связи с выполнением работ, услуг, возникающих в результате государственного регулирования тарифов, региональная энергетическая комиссия Сахалинской области в течение 10 рабочих дней вносит соответствующие изменения в Перечни и представляет копию правового акта о внесении изменений в Перечни главным распорядителям бюджетных средств (пункт 1.6).
(в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 18.06.2018 N 269)
Средства субсидии на цели, указанные в подпунктах 1.4.1 и 1.4.5 настоящего Порядка, предоставляются на основании расчетов региональной энергетической комиссии Сахалинской области (пункт 1.7.).
Условиями предоставления субсидии являются: получатель субсидии должен соответствовать на дату не ранее первого числа месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения, следующим требованиям, получатель субсидии - юридическое лицо не должно находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица), ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность получателя субсидии не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а получатель субсидии - индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя; получатель субсидии не должен являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов; получатель субсидии не должен получать средства из бюджета Сахалинской области на цели, указанные в пункте 1.4 настоящего Порядка, в соответствии с иными нормативными правовыми актами (пункт 2.1).
Предоставление субсидии производится на основании соглашения, заключенного между главным распорядителем (получателем) средств областного бюджета Сахалинской области и юридическим лицом (за исключением государственных учреждений), индивидуальным предпринимателем, физическим лицом - производителем товаров, работ, услуг, в пределах объемов ассигнований, утвержденных бюджетной росписью главного распорядителя бюджетных средств (пункт 2.3.). Получатель субсидии возвращает излишне полученные суммы субсидии в случае изменения размера субсидии в соответствии с расчетом, произведенным региональной энергетической комиссией и (или) главным распорядителем бюджетных средств. Возврат субсидии производится на лицевой счет, открытый главному распорядителю бюджетных средств в министерстве финансов Сахалинской области, в течение 7 рабочих дней с момента получения требования о возврате (пункт 4.2.), в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, выявленного в том числе по фактам проверок, проведенных главным распорядителем бюджетных средств и уполномоченным органом государственного контроля, получатель субсидии обязан осуществить ее возврат (пункт 4.3.).
В ходе судебного разбирательства лицами, участвующими в деле, не оспорен тот факт, что обществу в 2019 году выделялась субсидия на те же цели, при всех прочих равных условиях, кроме включения обществом всего объема произведенной электроэнергии в сводный прогнозный баланс в 2020 году.
Представители РЭК Сахалинской области в ходе судебного разбирательства пояснили, что об указанном обстоятельстве (включение обществом объемов в сводный прогнозный баланс) были осведомлены.
Вместе с тем общество включено РЭК Сахалинской области в перечень юридических лиц – получателей субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики на 2020 год.
В ходе рассмотрения спора суду не представлено доказательств нарушения ответчиком условий предоставления субсидий, неиспользования полученной субсидии в соответствующем отчетном финансовом году, изменения объемов поставки обществом электроэнергии в меньшую сторону и иных показателей, на основании которых произведен первоначальный расчет субсидии.
Судом не установлено, из материалов дела не следует, что обществом были представлены недостоверные документы или сведения для получения субсидии, как не подтверждается материалами дела и нецелевое использование субсидии, нарушение условий ее предоставления и нарушение условий соглашения.
Договор от 10.06.2020 заключен обществом с ПАО «Сахалинэнерго» на иной объем поставки по иной категории потребителей «прочие», «задвоения» объемов не имеется.
Объем электроэнергии по категории «население», заявленный при получении субсидии, обществом поставлен. Иных лиц, осуществлявших снабжение электроэнергией указанной категории потребителей в спорный период в районе залива Куйбышевский, река Саратовка острова Итуруп не имелось.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
По смыслу статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Для определения нецелевого характера использования бюджетных средств необходимо учитывать в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.
Принимая во внимание вышеизложенное, цели, для выполнения которых ответчику предоставлены средства субсидии, отсутствие претензий министерства к ответчику по отчетности об освоении бюджетных средств, о чем пояснил представитель истца в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
При этом, доводы истца и третьего лица, со ссылками на пункты 4.3.4.2 соглашения на предоставление субсидии, 4.2. Порядка предоставления субсидии судом отклоняются, поскольку, как установлено выше, доказательств предоставления недостоверных сведений обществом при предоставлении субсидии, изменения объемов поставки обществом электроэнергии в меньшую сторону и иных показателей, на основании которых произведен первоначальный расчет субсидии в материалах дела не имеется. Фактически в данном случае на общество возлагается обязанность возвратить субсидию, определенную исходя из объемов поставки электроэнергии по категории «население» за период с мая по декабрь 2020 года.
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлениях Конституционного Суда РФ от 15 июля 1999 года N 11-П, от 25 января 2001 года N 1-П, от 17 июля 2002 года N 13-П, от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 24 июня 2009 г. N 11-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 18 мая 2012 года N 12-П, от 17 января 2013 года N 1-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П, от 25 февраля 2014 года N 4-П, от 19 января 2016 г. N 2-П. конституционные требования справедливости и соразмерности (статьи 17, 55 Конституции РФ) предопределяют, по общему правилу, необходимость дифференциации юридической ответственности в зависимости от тяжести содеянного, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при выборе той или иной меры государственного принуждения.
В силу п. 4.1 Постановления N 11-П от 24 июня 2009 г. Конституционного Суда РФ, суд, обеспечивающий в связи с привлечением к ответственности за нарушение установленных правил защиту прав и свобод физических и юридических лиц посредством судопроизводства, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения установленных правил, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась и как бы ни было распределено бремя ее доказывания, а также существенность допущенного нарушения.
Правовая природа договорного обязательства о субсидии предполагает безвозмездную передачу денежных средств получателю, их целевое использование с последующим предоставлением отчета об их использовании, при этом обязанность возврата субсидии по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права, подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении субсидии, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права. Вместе с тем при отсутствии действительно нарушенного права, получатель будет поставлен в неравные условия с распорядителем, при этом достигнутый общественно полезный результат предоставления субсидии уменьшится.
В данном случае удовлетворение исковых требований, на чем настаивает истец, третьи лица и возложение на ответчика обязанности возвратить денежные средства в спорной части, при том, что бюджетные средства потрачены обществом по целевому назначению, по мнению суда, влекут возложение ответственности в виде изъятия собственных средств ответчика, при отсутствии ущерба бюджету субъекта, что противоречит принципам справедливости, разумности и добросовестности.
На основании изложенного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 167-170,176 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме, через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья П.Б. Мисилевич