ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-5277/20 от 23.09.2021 АС Сахалинской области

Арбитражный суд Сахалинской области

Коммунистический проспект, дом 28, Южно-Сахалинск, 693024,

www.sakhalin.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Южно-Сахалинск                                          Дело № А59-5277/2020

     1 октября 2021 года                                                   

Резолютивная часть решения объявлена 23.09.2021 года.

В полном объеме решение изготовлено 01.10.2021 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Александровской Е.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ойношевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Никольский камень» (ОГРН 1166501056226, ИНН 6508010137) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Сахалинской области о признании недействительным решения от 06.07.2020 №273 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

при участии: 

от заявителя – Джальчинов Д.Л., по доверенности 14.10.2020,

от инспекции –Чан Н.С. по доверенности от 12.01.2021,

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Никольский камень» (далее – общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании  недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Сахалинской области (далее – инспекция, налоговый орган) от 06.07.2020 №273 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В обоснование заявленного требования общество указало, что инспекция определила налоговые обязательства по налогу на прибыль за 2019 год в размере 29 664 778 рублей, и, учитывая результаты предыдущих камеральных налоговых проверок, ранее внесённые авансовые платежи и наличие переплаты, доначислила налог на прибыль за 2019 год в размере 617 900 руб.

Общество полагает, что Решение нарушает предусмотренное ст. 57 Конституции РФ право платить законно установленные налоги и сборы, в результате чего общество должно понести существенные имущественные затраты на уплату излишней суммы налога, что также нарушает предусмотренное ст. 8 Конституции РФ право частной собственности Общества на принадлежащее ему имущество.

Инспекция полагает, что Общество было не вправе применять пониженные (нулевые) ставки по налогу на прибыль, предусмотренные п. 1.5 ст. 284 I1KРФ и ч. 3 ст. 1 Закона № 362. По мнению Инспекции, Общество не выполнило требование, установленное п. 1 ст. 284.3 НК РФ в отношении доли доходов от реализации товаров, произведённых в результате реализации РИП, а также нарушило требование о ведении раздельного учёта доходов (расходов) при реализации РИП и при ведении иной хозяйственной деятельности, предусмотренное п. 1 ст. 288.2 I1KРФ. Применение Обществом пониженных ставок по налогу на прибыль в рамках реализации РИП возможно только в случае существенного увеличения объёмов добычи строительного камня таким образом, что не менее 90% доходов, учитываемых при определении базы по налогу на прибыль организации, приходится на дополнительные объёмы строительного камня, добытые сверх изначального объёма добычи, указанного в инвестиционной декларации по РИП. То есть в периоды участия Общества в РИП добыча строительного камня по отношению к периоду до вступления в РИП должна увеличиться с 10% до 90%, т.е. в 9 раз. Увеличение планируемого объёма добычи в результате реализации РИП предусмотрено до 365 тыс. м3, тогда как в году вступления в РИП (в 2017 году) Общество уже добывало 239 тыс. м3 строительного камня. Соответственно, планируемый рост добычи в результате реализации РИП в 1,53 раза (365 тыс. м3/239 тыс. м3), а не в 9 раз, сам по себе исключает применение пониженных ставок по налогу на прибыль, предусмотренных п. 1 ст. 284.3 НК РФ.

Общество полагает, что выполнило все условия для применения пониженных (нулевых) ставок по налогу на прибыль. Распоряжением Министерства экономического развития Сахалинской области Общество в реестр участников РИП в 2017 году, и Общество до настоящего времени поддерживает этот статус,  осуществило предусмотренные Декларацией инвестиции в техническое перевооружение карьера и уже увеличило объёмы добычи камня сверх указанных в Заявлении и Декларации значений. Общество проинформировало Министерство, как орган исполнительной власти Сахалинской области, осуществляющий функции по выработке региональной политики и нормативного правового регулирования в сфере инвестиционной деятельности, о достижении в 2019 году целевых показателей по объёму инвестиций в проект (более 51 млн руб.).

Факты превышения Обществом в 2019 году физических объёмов добычи строительного камня над указанными в Декларации ожидаемыми объёмами добычи, осуществления предусмотренных в ней объёмов капитальных вложений и нахождения Общества в региональном реестре участников РИП Инспекцией в Решении не оспариваются.

С начала включения Общества в реестр участников РИП и в 2019 году Обществом организовано ведение раздельного учёта доходов и расходов, относящихся к деятельности по реализации товаров, произведённых в ходе реализации РИП, и к иным хозяйственным операциям, в соответствии с требованиями ст. ст. 284.3, 313 НК РФ. В частности, Приказом от 15.11.2017 года в Обществе принята методика ведения раздельного учёта при осуществлении деятельности в рамках реализации РИП, которая устанавливает экономически обоснованные принципы обособления доходов (расходов) между видами деятельности в рамках РИП и иными видами деятельности; счета бухгалтерского учёта, служащие источником информации об обособляемых видах доходов (расходов) по итогам каждого отчётного (налогового) периода; порядок определения процента доходов от реализации товаров, произведённых в рамках реализации РИП, в общей сумме доходов.

Заявитель отмечает, что ни НК РФ, ни Закон № 362 не содержат условия для применения пониженных (нулевых) ставок налога на прибыль участниками РИП, которое бы требовало увеличения объёмов добычи в определённое количество раз.

НК РФ определяет цель РИП как «производство товаров» (п. 1 ст. 25.8 НKРФ) и оперирует понятием «доходы от реализации товаров, произведённых в результате реализации РИП» (п. 1 ст. 284.3 НК РФ).

Следовательно, произведёнными в рамках РИП товарами будут строительный камень и продукты его переработки (щебень различных фракций) согласно Декларации. Учитывая, что в 2019 году Общество производило именно эти товары и делало это на мощностях, созданных в ходе технического перевооружения карьера, все такие товары Общества относятся к произведённым в рамках РИП, и их продажа образует доход, полученный от реализации РИП.

При этом общество считает, что из Решения не ясно, на каком основании Инспекция характеризует часть этих товаров как приходящуюся на объёмы до реализации РИП, если эти товары были произведены в 2019 году с использованием мощностей РИП в рамках единого производственного процесса и в одном карьере в соответствии с обязательствами, которые Общество приняло.

Вместо ссылок на конкретные установленные законом нормы с требованиями к кратности увеличения физического объёма выпуска товаров (которых в действительности не существует) Инспекция мотивирует свою позицию исключительно оценочными суждениями о «существенном увеличении объёмов производства ранее производимых товаров» и об учёте доходов от реализации «дополнительно произведённых [добытых]» объёмов строительного камня. Эти суждения дословно заимствованы Инспекцией из ряда разъяснений Минфина России (см., например, Письмо Минфина России от 21.03.2018 № 03-03- 06/1/17747).

Вместе с тем письма Минфина России, в которых разъясняются вопросы применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, не содержат правовых норм и не являются нормативными правовыми актами. Такие письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами и налогоплательщиками, так как они не содержат и не могут содержать правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами. Эти письма имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют участникам налоговых правоотношений руководствоваться нормами налогового законодательства в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России. На это указывает и сам Минфин России в своих письмах (Письмо от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138), а также подтверждает судебная практика.

Самостоятельно устанавливая такой порог «существенности» для целей применения пониженных налоговых ставок, без опоры на однозначно, ясно и чётко сформулированные законодательные нормы как основания законности своих действий, Инспекция, по мнению Общества,  выходит за рамки своих прав и обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Оценка налоговым органом достижения или не достижения налогоплательщиками планируемых последними целей реализации инвестиционных проектов не входит в компетенцию налоговых органов, определяемую НК РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Налогоплательщик обращает внимание, что вводя в качестве основополагающего критерия применения пониженных ставок по налогу на прибыль для налогоплательщиков, реализующих РИП, критерий «повышения производительности работ», Инспекция пытается подкрепить отсутствие основанной на законе аргументации оценочными суждениями, вступающими в прямое противоречие с определением РИП как инвестиционного проекта, целью которого является производство товаров (п. 1 ст. 25.8 НКРФ), что не имеет никакого отношения к производству работ или повышению их производительности.

Равным образом привлечение Обществом к добыче, производству и реализации строительного камня подрядчиков, использование арендованного оборудования, на что указано в абз. 3 на стр. 9 Решения, не является препятствием для применения пониженных ставок по налогу на прибыль в соответствии п. 1.5 ст. 284, ст. 284.3 I1KРФ и ч. 3 ст. 1 Закона № 362. Обратного Инспекцией не доказано.

В обоснование довода о существенном увеличении роста объемов производства, заявителем приведены сравнительные величины темпа роста объёмов производства за период с начала реализации РИП с темпами роста объёмов производства за тот же период по Российской Федерации, Сахалинской области и отраслевыми показателями, которые наглядно демонстрируют превышение показателей роста выпуска продукции.

Увеличение производства Обществом продукции в 2019 году по сравнению с 2018 годом в сравнении с ростом производства в Российской Федерации, Сахалинской области в целом и отраслевыми показателями составило более 2 раз.

Приведённый и основанный на официальных статистических данных сравнительный анализ, как полагает заявитель, наглядно опровергает довод Инспекции о «несущественности» роста выпуска продукции Обществом в результате реализации РИП какой бы порог существенности Инспекция не имела в виду на фоне объективных показателей роста экономического развития Российской Федерации, Сахалинской области в целом и отрасли.

Кроме того, Общество отмечает наличие существенных противоречий, которые содержатся в позиции инспекции.

Общество надлежащим образом обеспечило ведение раздельного учёта операций, относящихся к РИП н иной хозяйственной деятельности, а подход Инспекции невозможен с точки зрения принципов учёта.

Подход Инспекции, по мнению налогоплательщика, дискриминирует Общество как налогоплательщика по признаку происхождения капитала, создаёт препятствия для ведения им экономической деятельности, устанавливает для него неравные условия налогообложения, что прямо запрещено ст. 3 НК РФ.

В заявлении и дополнительных письменных объяснениях Обществом приведены и иные доводы несогласия с оспариваемым решением.

В судебном заседании представитель общества требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и представленных письменных объяснениях.

Инспекция в отзыве и дополненных письменных пояснениях, поддержанных участвующими в судебном заседании представителями, с требованием общества не согласилась, указав на законность и обоснованность принятого решения, что подтверждается материалами камеральной налоговой проверки. В ходе судебного разбирательства, налоговый орган отметил, что обязательным условием установления льгот по налогам является ведение субъектом инвестиционной деятельности раздельного бухгалтерского учета операций по основной деятельности и деятельности, связанной с осуществлением инвестиционного проекта.  Общество, являясь участником РИП, приобрело и поставило на учет в 2017 году фронтальный погрузчик HyundaiHL 760-9S; в 2018 году подстанцию ЯКНО-ЮУ1В-ЭТ8- 400/10/0,4 с коридором обслуживания без салазок; ДСК-100, кр.460мм, до 70 мм с рассевом, но при эксплуатации указанных основных средств в рамках РИП, значительного увеличения объемов добычи камня не произошло.

По мнению налоговых органов, результатом реализации РИП ООО«Никольский         камень» является величина объема дополнительно добытого строительного камня по сравнению с объемом, который был бы добыт без реализации инвестиционного проекта и включения организации в реестр участников РИП и реализация объемов которого, а также продуктов его переработки, должна составлять не менее 90 процентов пропорции всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Проведенный анализ добычи строительного камня за январь-декабрь 2019 года подтверждает выводы налогового органа, о том, что Общество, как участник РИП, даже при приобретении и эксплуатации основных средств, не повысило производительности работи добычной мощности,которое бы привело к росту годовых объемов добычи строительного камня, что не соответствует цели реализации инвестиционного проекта,установленного распоряжением Минэкономразвития Сахалинской области № 127-р от  10.11.2017года.

Налогоплательщик — участник РИП вправе применять пониженные налоговые ставки  по налогу на прибыль организаций ко всей прибыли, полученной как от реализации РИП, так и от иной деятельности, только в случае, если 90 % доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, составляют доходы от реализации дополнительно произведенных в результате реализации РИП товаров, что не произошло в проверяемых периодах у Общества.  

Как указал Минфин России в письме от 01.07.2019 № СД-4-3/12786@, доходы от реализации добытого строительного камня, произведенного в результате реализации РИП, включается не вся сумма дохода от реализации продукции, а лишь в части, приходящейся на увеличенный объем добычи.

Проанализировав оборотно - сальдовые ведомости по счетам 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы», налоговый орган установил, что налогоплательщик ведет учет хозяйственных операций в соответствии с общепринятыми правилами ведения бухгалтерского и налогового учета, при этом Общество фактически не обеспечило ведение раздельного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении доходов (расходов), полученных (произведенных) именно при реализации РИП по ставке 0% и соответственно по ставке 20%.

Фактически Обществом произведен расчет доли доходов исходя из общей суммы доходов, полученных от реализации камня строительного и щебня, а не от реализации дополнительно добытого строительного камня в рамках реализации РИП, который был бы добыт без реализации инвестиционного проекта и включения организации в реестр.

Следовательно, Общество, нарушив нормы действующего законодательства, не имеет право на применение льготы по уплате налога на прибыль в проверяемом периоде.

Заслушав в судебном заседании участников процесса, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора.

Как видно из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка в отношении ООО «Никольский камень» на основании представленной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций  за 12 месяцев 2019 года в период с 20.02.2020 по 12.05.2020 года.

По результатам проверки инспекция составила акт № 742 от 14.05.2020, рассмотрев который и поступившие от налогоплательщика возражения, приняла решение № 273 от 06.07.2020 года об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу доначисленналог на прибыль организаций в размере 617 900 рублей.

Основанием для доначисления сумм налога на прибыль организаций, послужили выводы Инспекции о неправомерном применении пониженной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций участником регионального инвестиционного проекта (далее — РИП) в связи с несоответствием требованиям к такому проекту, установленным положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, из оспариваемого решения следует, что общество, являясь участником регионального инвестиционного проекта (далее – РИП) при исчислении суммы авансовых платежей за 11 месяцев 2019 года, неправомерно применило к налоговой базе налоговую ставку в размере ноль процентов. Налоговым органом в рамках камеральной налоговой проверки начислены авансовые платежи за 11 месяцев 2019 года в сумме 2 054 691 рубль, в том числе в федеральный бюджет 308 204 рублей, в бюджет субъекта Российской Федерации 1 746 487 рублей.

Результаты камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на прибыль за 11 месяцев 2019 года налоговым органом учтены при исчислении налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет за проверяемый период.

Таким образом, Общество занизило сумму налога на прибыль за 12 месяцев 2019 года подлежащего уплате в бюджет по сроку 12 мая 2020 года, на 617 900 рублей, в том числе е федеральный бюджет на 92685 рублей, в бюджет субъекта Российской Федерации, на 525215 рублей.

В решении Инспекция указала, что применение Обществом пониженных ставок по налогу на прибыль в рамках реализации инвестиционного проекта, возможно только в случае существенного увеличения объемов добычи строительного камня, и, в результате, доходы от реализации дополнительно добытых объемов строительного камня должны составлять не менее 90 процентов пропорции от всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. То есть, если ранее добыча строительного камня до вступления Общества в РИП составляла 10 процентов по отношению к периодам участия Общества в РИП (принимаем за 100 процентов), то в периоды участия Общества в РИП добыча строительного камня по отношению к периоду до вступления Общества в РИП должна увеличится с 10 до 90 процентов, то есть в 9 раз.

Ежегодный объем при реализации инвестиционного проекта составил в 2017 году 8,051 млн. руб., в 2018 году 27,966 млн. руб., в 2019 году 15,000 млн. рублей. Рост годовых объемов добычи строительного камня установлен с 24 тыс. куб. метров до 365 тыс. куб. метров.

Фактически Обществом добыто за 2017 год 239 тыс. куб. метров строительного камня, то есть годовой объем добычи камня до включения в РИП в размере 24 тыс. куб. метров, отраженный ООО «Никольский камень» в заявлении, не соответствует фактическим объемам добычи.

Следовательно, объем добычи строительного камня в результате реализации РИП должен увеличиться до 365 тыс. куб. метров в год или в 1,53 раза, что само по себе исключает возможность применения пониженных ставок по налогу на прибыль, так как Общество не сможет обеспечить выполнение условия, установленного пунктом 1 статьи 284.3 Кодекса.

Кроме того, по данным налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых, а также сведений, представленным Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, количество добытого ООО «Никольский камень» строительного камня составило за 2017 год — 240 тыс. куб. метров (январь-октябрь 2017 года добыто 196 тыс.куб.метров (до вступление в РИП, дата вступления в РИП 10.11.2017), за ноябрь-декабрь 2017 года добыто 44 тыс.куб.метров), за 2018 год - 216 тыс. куб. метров, за 2019 год - 457 тыс. куб. метров.

Анализ количества добытого строительного камня в динамике не установил значительного увеличения объемов его добычи. Не произошло повышения производительности работ и добычной мощности, а также роста годовой добычи камня после вступления Общества в РИП.

Факт, что Общество приняло на себя обязательства по осуществлению финансовых вложений в техническое перевооружение карьера, не оспаривается налоговым органом. Налоговый орган не ставит под сомнение, что основные средства были приобретены налогоплательщиком для осуществления хозяйственной деятельности, но данный факт не подтверждает правомерность применения пониженных ставок по налогу на прибыль, так как цель реализации инвестиционного проекта, а именно, повышение производительности работ и добычной мощности, Обществом не достигнута.

Так как результатом реализации РИП ООО «Никольский камень» является величина объема дополнительно добытого строительного камня в результате осуществления собственных инвестиций, по сравнению с объемом, который был бы добыт без реализации инвестиционного проекта и включения организации в реестр участников РИП, а проверкой не установлено существенного увеличения объемов производства ранее производимых товаров, Инспекция заключила, что Общество не вправе применять пониженные налоговые ставки к налоговой базе по налогу на прибыль организаций.

Участники РИП исчисляют налог на прибыль в соответствии с главой 25 Кодекса с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации РИП, и доходов (расходов) полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности (пункт статьи 288.2 Кодекса).

Следовательно, участники региональных инвестиционных проектов исчисляют налог по льготной ставке при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации регионального инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности (пункт 1 статьи 288.2 Кодекса).

Доходы (расходы), полученные (произведенные) при осуществлении иной хозяйственной деятельности участником регионального инвестиционного проекта, учитываются при исчислении налоговой базы только при выполнении условия, предусмотренного пунктом 1 статьи 284.3 Кодекса, а именно: доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы.

Общество фактически не обеспечило ведение раздельного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении доходов (расходов), полученных (произведенных) именно при реализации РИП, и доходов (расходов), полученных (произведенных) вне рамок реализации РИП.

За 12 месяцев 2019 года, Обществом произведен расчет доли доходов, полученных от реализации камня строительного и щебня не исключительно в рамках реализации РИП, а исходя из общей суммы доходов, полученных от реализации камня строительного и щебня.

В связи с наличием переплаты по налогу на прибыль организаций (данные КРСБ по состоянию на 06.07.2020: в федеральный бюджет переплата по налогу составила 1663816 рублей, в бюджет субъекта РФ переплата по налогу составила 9284154,35 рублей), Общество не может быть привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога, в связи с отсутствием события налогового правонарушения.По этой же причине и не начислены пени.

Считая ошибочными выводы инспекции о наличии нарушений налогового законодательства, общество обратилось в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из указанных положений АПК РФ также следует, что законность такого ненормативного акта, решения и установление факта нарушения им прав и законных интересов заявителя подлежат оценке на дату его принятия органом, осуществляющим публичные полномочия. При этом предметом судебной проверке подлежат те обстоятельства, на основании которых были приняты оспариваемые акт, решение (указаны в решении).

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли такой акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования и возражений доказательства, а также оспариваемое решение на соответствие закону и иным нормативным правовым актам, суд находит заявление общества подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 56 НК РФ  льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ налоговая ставка по налогу на прибыль устанавливается в размере 20 процентов. При этом для организаций — участников РИП законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащая зачислению в бюджет субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 284.3 Кодекса, либо пункта 3 статьи 284.3-1 Кодекса.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона Сахалинской области от 27.09.2002 № 362 «О льготах по налогу на прибыль» (далее –Закон № 362) снижена налоговая ставка по налогу на прибыль организаций в части сумм, зачисляемых в областной бюджет Сахалинской области, организациям — участникам РИП, отвечающим требованиям подпункта 1 пункта 1 статьи 25.9 Кодекса, установив ее в размере 0 % в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в результате реализации регионального инвестиционного проекта.

В силу статьи 5 закона Сахалинской области от 31.03.2010 № 16 - 30 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Сахалинской области», субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты на территории Сахалинской области, устанавливаются льготы по налогу на имущество организаций и (или) налогу на прибыль организаций в виде понижения ставок по указанным налогам, подлежащим зачислению в областной бюджет.

Льготы по налогам, указанным в части 1 настоящей статьи, предоставляются в размерах и порядке, установленных Законом Сахалинской области от 24.11.2003 № 442 «О налоге на имущество организаций» и Законом Сахалинской области от 27.09.2002 № 362 «О льготах по налогу на прибыль организаций».

Обязательным условием установления льгот по налогам является ведение субъектом инвестиционной деятельности раздельного бухгалтерского учета операций по основной деятельности и деятельности, связанной с осуществлением инвестиционного проекта.

По мнению Инспекции, Общество не выполнило требование, установленное п. 1 ст. 284.3 НК РФ в отношении доли доходов от реализации товаров, произведённых в результате реализации РИП, а также нарушило требование о ведении раздельного учёта доходов (расходов) при реализации РИП и при ведении иной хозяйственной деятельности, предусмотренное п. 1 ст. 288.2 НК РФ.

В обоснование вывода о невыполнении требований, установленных  п. 1 ст. 284.3 НК РФ в отношении доли доходов от реализации товаров, произведённых в результате реализации РИП, в оспариваемом решении Инспекция указала, что применение пониженных ставок по налогу на прибыль в рамках реализации РИП возможно только в случае существенного увеличения объёмов добычи строительного камня таким образом, что не менее 90% доходов, учитываемых при определении базы по налогу на прибыль, приходится на дополнительные объёмы строительного камня, добытые сверх изначального объёма добычи,указанного в инвестиционной декларации по РИП. То есть в периоды участия Общества в РИП добыча строительного камня по отношению к периоду до вступления в РИП должна увеличиться с 10% до 90%, т.е. в 9 раз (стр. 8 Решения).

 Так, увеличение планируемого объёма добычи в результате реализации РИП предусмотрено до 365 тыс. м3, тогда как в году вступления в РИП (в 2017 году) Общество уже добывало 239 тыс. м3 строительного камня. Соответственно, планируемый рост добычи в результате реализации РИП в 1,53 раза (365 тыс. м3/239 тыс. м3), а не в 9 раз, что, по мнению инспекции, исключает применение пониженных ставок по налогу на прибыль, предусмотренных п. 1 ст. 284.3 НК РФ.

 Анализ количества добытого строительного камня в динамике за 2017-2019 гг. не установил значительного увеличения объёмов его добычи. Не произошло повышения производительности работ и добычной мощности, а также роста годовой добычи камня после вступления Общества в РИП. Цель реализации РИП не достигнута.

В отзыве на заявление  от 01.12.2021 года Инспекция указала, что всоответствии с распоряжением Минэкономразвития Сахалинской области от 10.11.2017 № 127-Р ООО «Никольский камень» включено с 13.11.2017 в реестр участников РИП, целью  реализации инвестиционного проекта является программа технического перевооружения карьера с повышением производительности работ и добычи мощности, увеличение годовых объемов добычи камня на существующем карьере с 24 до 365 тыс.м3 (в 15, 2 раза(365/24)) путем ввода в строй высокопроизводительной современной техники в течение 3 лет на общую сумму 51,017 млн рублей.

Вместе с тем, по данным налоговых деклараций по налогу на добычу полезных ископаемых, а также сведений, представленным в Управление Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области, количество добытого ООО «Никольский камень» строительного камня составило за 2017 год - 240 тыс. м3, за 2018 год - 216 тыс. м3, т.е. заявленный Обществом годовой объем добычи 24 тыс. м3 до включения в РИП был необоснованно занижен, относительно фактического годового объема добываемого строительного камня.

Таким образом, налоговый орган посчитал, что для применения налогоплательщиком льготы по налогу на прибыль необходимо увеличение выпуска Обществом продукции в 9 раз, в последующем, в ходе судебного разбирательства, при анализе показателей общества по добыче камня, заявленных при выступлении в РИП (24 тыс. м3) инспекция указала на необходимость увеличения объемов добычи в15,2 раза (365/24).

Из представленного в материалы дела заявления общества от 10.08.2017,  текущий уровень добычи строительного камня составляет 24 тыс. м3, увеличение уровня добычи в рамках инвестиционного проекта заявлен в размере 365 тыс. м3 в год.

В ходе судебного разбирательства представитель заявителя пояснил, что Обществом допущена техническая ошибка в части указания текущего уровня добычи строительного камня 24 тыс. м3 на момент подачи заявления до планируемого по проекту уровня добычи в 365 тыс. м3 в год. В действительности, на момент подачи заявления объем добычи строительного камня по данным деклараций по НДПИ составил: за 2016 год - 18 тыс. м3; за январь-июль 2017 года - 146     тыс.   м3.

Порядок и условия внесения организаций, реализующих инвестиционные проекты на территории Сахалинской области, в реестр участников РИП и применения мер государственной поддержки, предусмотренных гл. 25 I1KРФ, ч. 3 ст. 1 Закона № 362, определены гл. 3.3 НКРФ и Законом Сахалинской области от 10.06.2015 № 43-30 (далее -«Закон № 43-30»).

Нормами ч.ч. 4, 5 ст. 2 Закона № 43-30 предусмотрено, что принятие решения о включении или не включении заявителя в реестр участников РИП принимается Министерством экономического развития Сахалинской области по результатам принятия Межведомственной комиссией Сахалинской области по рассмотрению вопросов предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности решения о соответствии или не соответствии заявителя и (или) его инвестиционного проекта требованиям, предусмотренным ст. ст. 25.8,25.9 IIKРФ, на основании документов, предусмотренных п.п. 1-8 ч. 1 ст. 2 Закона № 43-30 (к которым заявление не относится), а также полученных по системе межведомственного взаимодействия от территориальных органов ФНС России.

Полномочия Комиссии по рассматриваемому вопросу определены п.п. 2.9, 4.4 Положения «О межведомственной комиссии Сахалинской области по рассмотрению вопросов предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности», утв. Постановлением Правительства Сахалинской области от 07.10.2010 № 485 (в ред. Постановления Правительства Сахалинской области от 29.12.2015 №563)

Решения по пункту 2.9 Положения принимаются членами Комиссии в соответствии с Законом № 43-30.

В свою очередь, положения Закона № 43-30 не предусматривают принятие Комиссией решения о соответствии или не соответствии заявителя и (или) его инвестиционного проекта требованиям, предусмотренным ст. ст. 25.8, 25.9 I1KРФ, на основании сведений, содержащихся в заявлении.

Согласно позиции Министерства, относительно необходимости внесения изменений в ранее поданное заявление для включения в реестр участников РИП при обнаружении в нем ошибок касательно уровня добычи продукции (строительного камня) на момент подачи заявления, указанная в заявлении величина роста планируемого годового выпуска продукции относительно фактического уровня добычи не является основанием включения организации в реестр РИП Сахалинской области; допущенная ошибка в заявлении, составленном в свободной форме, не является основанием для отказа во включении организации в реестр РИП Сахалинской области; представление уточненного заявления о включении в реестр при обнаружении в нем ошибок Законом № 43-03 не предусмотрено.

Таким образом, допущенная обществом ошибка при указании текущего уровня добычи строительного камня (24 тыс. м3), не препятствует применению налоговых льгот, предусмотренных гл.гл. 3.3, 25 НК РФ для налогоплательщиков-участников РИП, а уточнение сведений, содержащихся в ранее представленном в МЭР СО заявлении, не является обязательным.

Инспекция считает, что условием применения пониженных (нулевых) ставок по налогу на прибыль налогоплательщиками-участниками РИП, продолжающими после включения в реестр выпуск ранее производимой и включенной в инвестиционную декларации продукции, является существенное увеличение объемов выпуска ранее выпускавшейся продукции(абз. 3, 6 стр. 8 Решения Инспекции, абз. 4 стр. 4 Отзыва Инспекции, абз. 13 стр. 3 Пояснений Инспекции).

При этом инспекцией не учтено следующее.

Положения гл.гл. 3.3, 25 НК РФ, Закона № 362  362с момента их принятия и до настоящего времени не содержат каких-либо положений, которые бы требовали от налогоплательщиков существенногоувеличения объёма физического выпуска товаров по сравнению с моментом включения в реестр участников РИП (годом принятия к учету первого приобретенного в рамках РИП основного средства) для целей применения пониженных (нулевых) ставок налога на прибыль, предусмотренных для налогоплательщиков-участников РИП.

НК РФ определяет цель РИП как«производство товаров» (п. 1 ст. 25.8 НК РФ).

Нормы, определяющие эту цель с точки зрения новизны, объёма и любых других характеристик производимых товаров, НК РФ не содержит. Более того, как справедливо отмечает налогоплательщик, указание в названной норме на «производство товаров» как цель РИП дано для того, чтобы ограничить применение института РИП производством товаров, и показать его неприменимость к другим объектам гражданского оборота (услуги, работы и т.д.).

Следовательно, целью РИП может быть производство любых товаров, в любом объёмепри условии соблюдения требований НК РФ к РИП как таковому. Исключение составляют лишь нефть, газ и связанные с ними товары и услуги, подакцизные товары (пп. 2 п. 1 ст. 25.8 НК РФ).

Устанавливая в п. 1 ст. 284.3 НК РФ порог по доле доходов, НК РФ оперирует понятием «доходы от реализации товаров, произведённых в рамках реализации РИП».

Исходя из того, как сформулирована в п. 1 ст. 25.8 НК РФ цель РИП, такиедоходы включают всю выручку, полученную от реализации товаров, произведённых в рамках реализации (осуществления) РИП, вне зависимости от текущих или прошлых объёмов их производства или других характеристик этих товаров.

При этомпроизведёнными в рамках РИП будут считаться те товары, производство которых заявлено в инвестиционной декларации (пп. 4 п. 1 ст. 25.11 НК РФ, п. 3 разд. II формы инвестиционной декларации, утв. Приказом ФНС России от 05.02.2014 № ММВ- 7-3/3 8@).

Следовательно, в рассматриваемом случае произведёнными в рамках РИП товарами будут строительный камень и продукты его переработки (щебень различных фракций) согласно Декларации.

Учитывая, что в 2019 году Общество производило именно эти товары и делало это на мощностях, созданных в ходе технического перевооружения карьера, все такие товары правомерно  отнесены налогоплательщиком  к произведённым в рамках реализации РИП, и их продажа образует доход, полученный от реализации РИП.

Инспекция полагает, что к деятельности Общества в рамках реализации РИП относится только обеспечение прироста добычи камня, а остальная деятельность (на уровне добычи до включения в реестр участников РИП) осуществляется вне рамок реализации РИП.

При этом инспекцией не учтено, что вся деятельность Общества с момента включения в реестр участников РИП осуществляется именно в рамках реализации РИП.

С учетом положений п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 8 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ, понятие «инвестиционного проекта» используется в значении, определяемом ст. 2 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» (далее - «Закон № 39-ФЗ»),где под таковым понимается обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе, необходимая проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план)».

При этом под «капитальными вложениями» по смыслу Закона №39-ФЗ понимаются «инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-­изыскательские работы и другие затраты, а «инвестиции» определены как«денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».

Эти же требования указаны в распоряжении Министерства экономического развития № 127-Р, и в Заявлении налогоплательщика от 10.08.2017.

Ссылка инспекции на статью 11 НК РФ, согласно которой, понятие «инвестиционный проект» определено как ограниченный во времени и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, предусматривающих модернизацию (реконструкцию, техническое перевооружение) существующего имущественного комплекса; увеличение объемов существующего производства товаров, не имеет правого значения, поскольку, применяется к инвестиционным проектам, заключаемым после 01.01.2020 года (п.1 статьи 3 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ), а кроме того, увеличение объемов производства указано законодателем в качестве цели инвестиционного проекта, не достижение которой, в том числе, в кратном выражении, как настаивает Инспекция, не свидетельствует об отсутствии права налогоплательщика-участника РИП на налоговые льготы, предусмотренные НК РФ.

По смыслу  выше приведенных норм законодательства об инвестиционной деятельности, деятельность по реализации РИПявляется длящимся процессом,предусматривающим осуществление капитальных вложений как в расширение действующего производства товаров, так и в создание производства новых товаров, на основе инвестиционной декларации, содержащей обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления таких капитальных вложений, в целях получения прибыли и (или) иного полезного эффекта. При этомсроки начала и окончания получения ожидаемого экономической эффектаот осуществления экономическим субъектом капитальных вложений в рамках реализации РИП на законодательном уровне не регулируются.

Ограничений признания всех товаров, произведенных в ходе осуществления предусмотренных инвестиционной декларацией капитальных вложений в расширение действующего производства товаров, товарами, произведенными в рамках реализации РИП, не установлено.

Обоснованность такого толкования подтверждаются Министерством инвестиционной политики Сахалинской области (см. письмо от 10.03.2021 № Исх-3.48-184/21).

В соответствии с пп. 1 п. 1, пп. 1 п. 3 ст. 25.9 НК РФ, организация, реализующая РИП на условиях включения в реестр участников РИП, получает статус участника РИП со дня ее включения в реестр участников РИП. Статус участника РИП подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным п. 4 ст. 25.12 НК РФ, и с момента, предусмотренного соответствующими основаниями.

При этом момент начала осуществления организацией капитальных вложений в объемах и сроках, предусмотренных инвестиционной декларацией, не влияет на ее статус как лица, реализующего РИП.

Таким образом, момент фактического начала осуществления Обществом капитальных вложений в объемах и сроки, предусмотренные Декларацией, не влияет на его статус как лица, реализующего РИП. Одновременно, завершение осуществления Обществом капитальных вложений в размере и сроки, предусмотренные Декларацией, не относятся к основаниям, в связи с которыми Обществом утрачивает статус участника РИП.

Соответственно, организация, включенная в реестр участников РИП, рассматривается как осуществляющая деятельность в рамках реализации РИП с даты включения в указанный реестрдо момента утраты такого статуса в порядке и на условиях, предусмотренных п. 4 ст. 25.12 НК РФ.

Обоснованность такого толкования применительно к Обществу также подтверждается письмом Министерством инвестиционной политики Сахалинской области от 10.03.2021 № Исх-3.48-184/21.

В оспариваемом решении Инспекция указала, что осуществление капитальных вложений в рамкахРИП«...не подтверждает правомерность применения пониженных ставок по налогу на прибыль, т.к. цель реализации инвестиционного проекта, а именно повышение производительности работ и добычной мощности, Обществом не достигнута».

Между тем, ввод 30.12.2017 Обществом в эксплуатацию фронтального погрузчика HYUNDAIHL 760-9S, вопреки утверждениям налогового органа,  не имеет правового значения для возникновения у него статуса налогоплательщика, реализующего РИП, а равно не свидетельствует об отсутствии у Общества доходов в связи с реализацией РИП начиная с 13.11.2017 до 30.12.2017 и далее.

В 2019 году РИП Общества в части соблюдения требований к объему осуществления инвестиций завершен, что Инспекцией не оспаривается, следовательно, весь объем выпуска продукции Общества за спорный период может рассматриваться как полученный на новой производственной базе, т.е. в результате реализации РИП.

В свою очередь, представленный Инспекцией расчетстоимостной оценки прироста выпуска продукции Общества в 2019 год не содержит данных о том, исходя из каких цен, на основании каких товарно-сопроводительных документов и в рамках каких контрактов была определена величина доходов от реализации камня, приходящаяся на объем прироста выпуска продукции, в размере 126 492 809 рублей.

Следовательно, представленный расчет документально не подтвержден и доказательств не отнесения всей суммы доходов Общества от реализации камня за 2019 г. в размере 269 133 637 руб. к доходам, полученным в рамках реализации РИП, в материалы дела не представлено.

При этом определение доходов от реализации дополнительно произведенных товаров в рамках РИП на основании пропорций нормы НК РФ не содержат.

Таким образом, выводы налогового органа о том, чторезультатом реализации РИП может являться производство новых товаров или существенное увеличение объемов производства ранее производимыхтоваров, в связи с чем, при определении доходов от реализации, формирующих 90 процентов пропорции от всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, должны быть учтены доходы от реализации либо указанных новыхтоваров, либо дополнительно произведенных товаров, арезультатом реализации РИП ООО «Никольскийкамень» является величина объема дополнительно добытого строительного камня по сравнению с объемом, который был бы добыт без реализации инвестиционного проекта и включения организации в реестр участников РИП, не основан на нормах налогового законодательства.

В ходе проведения камеральной налоговой проверки Инспекция установила, что при определении доли доходов от реализации товаров, произведённых в рамках реализации РИП, Обществом не организован раздельный учёт доходов (расходов) в отношении прироста добычи строительного камня, добытого в рамках реализации РИП.

Участники РИП исчисляют налог на прибыль в соответствии с гл. 25 НК РФ с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 НК РФ, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации РИП, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности (пункт 1 статьи 288.2 IIKРФ).

Согласно п.2 ст. 11 НК РФ, учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

В п.2 ст. 274 НК РФ указано, что налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п.1 ст. 284 НК РФ, определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с настоящей главой предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

Согласно пункту 2 ст. 288.2 НК РФ, в случае если раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) при реализации РИП, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной хозяйственной деятельности, не ведется, то налогообложение прибыли, полученной при реализации данного РИП, осуществляется в соответствии с главой 25 НК РФ начиная с того отчетного (налогового) периода, в котором было прекращено ведение такого раздельного учета.

В ходе проверки налоговый орган установил, чтоналогоплательщиком представлен расчет доли доходов от реализации РИП за 12 месяцев 2019 года, где в числителе указана выручка от реализации (счет 90) в сумме 269 133 637 рублей, |в знаменателе указаны выручка от реализации (счет 90) в сумме 269 133 637 рублей и прочие доходы (счет 90 без учета положительных курсовых разниц) в сумме 7 767 818 руб., всего в знаменателе указана сумма 276 901 455 рублей (269 133 637 + 7 767 818), таким образом, доля дохода от реализации РИП за 12 месяцев 2019 года, составляет 97%.

По мнению инспекции, до вступления Общества в РИП, то есть в 2017 году, налогоплательщик фактически добывал строительный камень в количестве 240 тыс. куб. метров. В 2019 году налогоплательщиком добыто строительного камня в количестве 457 тыс. куб. метров. Следовательно, объем добычи строительного камня в 2019 году увеличился по сравнению с добычей строительного камня в 2017 году, т.е. до вступления в РИП, на 217 тыс. куб. метров (457-240), или на 47 % (217/457*100%).

Со ссылкой на позицию  Минфина России (письмо от 01.07.2019 № СД-4-3/12786@), инспекция  считает, что в доходы от реализации добытого строительного камня, произведенного в результате реализации РИП, включается не вся сумма дохода от реализации продукции, а лишь в части, приходящейся на увеличенный объем добычи.

Тогда, выручка от реализации, приходящейся на увеличенный объем добычи строительного камня за 2019 год составит: 269 133 637 рублей х 47 % = 126 492 809 рублей, где 269 133 637 руб. — это выручка от реализации по данным оборотно - сальдовой ведомости по счету 90 за 2019 год.

47% - доля увеличенного объема в 2019 году по сравнению с 2017 годом (до вступления в РИП).

276 901 455 рублей (269 133 637 + .7 767 818) — это выручка от реализации (счет 90) в сумме 269 133 637 рублей и прочие доходы (счет 90 без учета положительных курсовых разниц) в сумме 7 767 818 руб., указана в знаменателе.

Таким образом, расчет доли дохода от реализации РИП по формуле, представленной налогоплательщиком в Методике ведения раздельного учета доходов и расходов по деятельности, связанной с осуществлением РИП, и иной деятельности (приложение к Приказу об учетной политике Общества от 15.11.2017 № 45/1-п), за 2019 год составит: 126 492 809 руб./ 276 901 455 руб. х 100% = 45.7%.

Следовательно, по мнению инспекции, доходы от реализации строительного камня и продуктов его переработки (щебня) в результате реализации РИП, в 2019 году составляют 45,7 %, что менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В связи с чем, налогоплательщик не имеет права на применение нулевой ставки по налогу на прибыль за 2019 год.

Приказом от 15.11.2017 в Обществе принята Методика ведения раздельного учёта при осуществлении деятельности в рамках реализации РИП, которая устанавливает экономически обоснованные принципы обособления доходов (расходов) между видами деятельности в рамках РИП и иными видами деятельности; счета бухгалтерского учёта, служащие источником информации об обособляемых видах доходов (расходов) по итогам каждого отчётного (налогового) периода; порядок определения процента доходов от реализации товаров, произведённых в рамках реализации РИП, в общей сумме доходов за налоговый период.

Пунктом 3Методики раздельного учета доходов и расходов определена казана формула определения процента доходов от реализации камня (щебня) в общих доходах компании.

Для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности, а также для определения финансового результата по ним Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31 октября 2000 года N94н, предназначен счет 90 "Продажи". Сумма выручки от обычных видов деятельности,а именно от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг, припризнании в бухгалтерском учете, отражается по кредиту счета 90 «Продажи».

В п. 7 Методики раздельного учета доходов и расходов, Общество указало, что расчет доходов и расходов, налогооблагаемой базы по видам деятельности оформляется в виде Регистра раздельного учета по налогу на прибыль.

Налогоплательщик при определении доли дохода от реализации в пропорции указал сумму дохода по виду деятельности «Реализация камня и щебня» по счету 90.01 к общей сумме доходов по счетам 90.01 «Реализация камня и щебня» и 91.01 «Прочие доходы» (Общество отражает доходы от реализации товарно-материальных ценностей, сдача активов в аренду, проценты по депозитам и кредитам, курсовые разницы) за вычетом положительных курсовых разниц.

По мнению налогового органа, фактически Обществом произведен расчет доли доходов исходя из общей суммы доходов, полученных от реализации камня строительного и щебня, а не от реализации дополнительно добытого строительного камня в рамках реализации РИП, который был бы добыт без реализации инвестиционного проекта и включения организации в реестр.

Со ссылкой на  письмо ФНС России от 01.07.2019 № СД-4-3/12786@, инспекция отмечает, что налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов от реализации добытого строительного камня в части, приходящейся на увеличенный объем добычи в рамках реализации РИП, и учет доходов от реализации указанной продукции, в части объемов, добываемых до реализации инвестиционного проекта и включения организации в реестр участников РИП.

В соответствии с п.1 статьи 288.2 НК РФ налогоплательщик должен обеспечить ведение раздельного учёта доходов (расходов), полученных при реализации РИП, и доходов (расходов), полученных при осуществлении иной хозяйственной деятельности.

Из материалов дела усматривается и участниками процесса не оспаривается, что добыча строительного камня и его первичная переработка - основной вид деятельности Общества.

 Согласно инвестиционной декларации Общества, строительный камень и продукты его первичной переработки являются товарами, производимыми в рамках реализации РИП.

Нарушение обществом порядка ведения раздельного учета, по мнению налогового органа, обусловлено отсутствием выделения доходов от реализации «дополнительно» добытого камня в результате реализации РИП от доходов, приходящихся на уровень добычи до постановки на учет первого основного средства, приобретенного в рамках реализации РИП.

Налоговый учёт построен на ряде основных принципов, включая принципы денежного измерения объектов учёта, непрерывности, временной определённости фактов хозяйственной деятельности, последовательности применения принципов учета (ст. 313 НК РФ). Эти же принципы характерны и для бухгалтерского учёта.

В качестве единицы измерения «прироста» выпуска продукции Инспекция использует объём добычи в натуральном выражении, в то время как в целом и для определения доли доходов по п. 1 ст. 284.3 НК РФ раздельный учёт должен фиксировать операции в денежном выражении,то есть в рублях.

При этом, суд соглашается с доводом заявителя, согласно которому, инспекцией не учтено, что часть добытого камня Общество перерабатывало в щебень различных фракций, соответственно, объём добытого камня прямо не корреспондирует выручке от продажи продуктов его переработки и по этой причине никак не может быть использован для проверки расчёта доли доходов.

В 2019 году Общество в соответствии с принципами непрерывности, последовательности и временной определённости учитывало те операции по добыче и продаже камня и продуктов его переработки, которые были совершены в 2019 году и относятся к 2019 году.

Как следует из пояснений заявителя, производственный процесс Общества предусматривает последовательное совершение следующих операций: (1) вскрышные работы и добыча строительного камня в карьере экскаваторной техникой с применением буро-взрывных работ, (2) вывоз добытого полезного ископаемого на дробильно-сортировочный комплекс (ДСК) / вскрышных пород в отвал, (3) проведение вспомогательных работ и работ на отвале у ДСК с использование бульдозерной техники, (4) первичное дробление камня на ДСК с получением пород до среднего размера 200 мм., (5) вторичное дробление на ДСК с принятием камнем формы, приближенной к кубовидной готовой продукции, (6) сортировка на грохоте с получением товарных фракций конечной продукции.

Объекты основных средств, приобретенные Обществом при осуществлении предусмотренных инвестиционной декларацией РИП капитальных вложений (мобильный ДСК-100, фронтальный погрузчик HYUNDAIHL 760-9S, экскаватор HYUNDAIR520LC-9S), используются в рамках приведенного единого технологического процесса для добычи всего объема полезного ископаемого (камня) наряду с основными средствами, имевшимися в собственности Общества до вступления в РИП. В рамках такого единого технологического процесса определить объем произведенной продукции, полученный исключительно с использованием вновь приобретенных основных средств не представляется возможным. Тот же новый экскаватор используется для добычи камня, который общей массой впоследствии будет распределен между ранее имевшимся в наличии ДСК и вновь приобретенным мобильным ДСК-100 по мере выборки доставленного из карьера камня. Новый фронтальный погрузчик также обслуживает оба ДСК по мере загрузки. При этом ни одно из вновь приобретенных основных средств не может обеспечить транспарентную привязку к конкретному объему выпущенной продукции до и после вступления Общества в РИП, поскольку, по определению, являются лишь средствами труда, участвующими в едином технологическом процессе.

Каким образом Общество в рамках каждодневной работы по ведению раздельного учёта могло отразить в 2019 году операции 2017 года в части добычи и оценки произведенной и реализованной продукции при том, что объёмы физические объемы добытого в 2017 году камня уже были оприходованы и реализованы в ранее окончившихся налоговых периодах, Инспекция не указывает.

Не содержит правовая позиция налоговых орган в рассматриваемой части и способ документального подтверждения «объема дополнительно добытого строительного камня в рамках реализации РИП», доходы от последующей реализации которого, и только, учитываются, по мнению Инспекции, в целях расчета 90% доли доходов по п. 1 ст. 284.3 НК РФ.

Немаловажным представляется и то, что налоговый орган не представил доказательств достоверного и документально подтверждённого определения физических объемов того же «дополнительно добытогоОбществом строительного камня в рамках реализации РИП» в 2019 году за каждый отчетный период (календарный месяц), с использованием указанных основных средств, исходя из стоимостной оценки реализации которого был сделан вывод о несоблюдении Обществом требований п. 1 ст. 284.3 НК РФ в целях установления размера действительной налоговой обязанности Общества за налоговый период (календарный год) в целом.

Цель раздельного учёта, применяемая налогоплательщиком в данном случае - отделить друг от друга хозяйственные операции, относящиеся к деятельности в рамках исполнения РИП, и хозяйственные операции, относящиеся к другим видам деятельности.

Выбранный Обществом способ ведения раздельного учёта предусматривает распределение доходных операций по разным счетам бухгалтерского учёта (на 90 счёте учитываются доходы от РИП, а на 91 счёте - прочие доходы), соответствующие расходы определяются прямым методом, за исключением косвенных расходов, которые определяются в пропорции по видам доходов.

Таким образом, принятая Обществом методика позволяет достоверно определить, какие операции относятся к РИП, а какие нет.

Это подтверждается и Актом, в котором Инспекция чётко перечисляет все виды операций Общества за 2019 год, которые выходят за рамки РИП (аренда, реализация прочих товарно-материальных ценностей, получение возмещения ущерба, процентные доходы, курсовые разницы).

Таким образом, суд соглашается с доводами налогоплательщика о том, что с начала включения в реестр участников РИП и в 2019 году Обществом организовано ведение раздельного учёта доходов и расходов, относящихся к деятельности по реализации товаров, произведённых в ходе реализации РИП, и к иным хозяйственным операциям, в соответствии с требованиями ст. ст. 284.3, 313 НК РФ.

Условия применения налоговых льгот при реализации РИП не ставятся в зависимость ни от каких иных показателей, кроме как объемов фактически осуществленных капитальных вложений, предусмотренных инвестиционной декларацией, в пределах установленного ст. 25.8 НК РФ срока,что Обществом выполнено.

Иных условий для возможности применения пониженных (нулевых) ставок по налогу на прибыль, помимо осуществления капитальных вложений в проект в установленном объеме и сроки, применимое законодательство не предусматривает.

При этом оценка налоговым органом достижения или не достижения налогоплательщиками планируемых последними целей реализации инвестиционных проектов не входит в компетенцию налоговых органов, определяемую НК РФ и иными нормативно-правовыми актами,

Правомерность применения Обществом пониженных (нулевых) налоговых ставок подтверждается системным толкованием норм налогового и инвестиционного законодательства.

 Согласно правовой позицииВерховного Суда РФ, сформулированной  в делеНАК «Азот»,«условия примененияналоговой льготы должны толковаться таким образом, чтобы дифференциация прав налогоплательщиков осуществлялась по объективным и разумным критериям, отвечающим цели соответствующих законоположений».

Иные доводы участников процесса по существу спора не опровергают выводы суда по делу и не имеют существенного правого значения.

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании данного акта недействительным.

При таких обстоятельствах суд признает решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Сахалинской области от 06.07.2020 №273 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, незаконным.

Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 АПК РФ).

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ установлено, что при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 3 000 рублей.

Как следует из материалов дела, при обращении в суд с заявлением об оспаривании решения налогового органа обществом уплачена государственная пошлина в размере 3 000 рублей.

Принимая во внимание результаты рассмотрения настоящего дела, а также то, что законодательством не предусмотрено освобождение государственных органов от возмещения судебных расходов в случае принятия решения не в их пользу, в том числе в части, суд в силу статьи 110 АПК РФ относит судебные расходы в виде уплаченной госпошлины на инспекцию.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Сахалинской области от 06.07.2020 №273 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, незаконным.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по Сахалинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Никольский камень» (ОГРН 1166501056226, ИНН 6508010137) судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья

Е.М. Александровская