АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-530/08-С15
28 апреля 2008 года
Резолютивная часть решения объявлена 21.04.08 г. Полный текст решения изготовлен 28.04.08 г.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Белоусова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Белоусовым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Сахалинский государственный колледж бизнеса и информатики» к Территориальному управлению Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору в Сахалинской области о признании частично недействительным предписания от 29.12.07 г. № 61-03/127.
при участии:
от Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Сахалинский государственный колледж бизнеса и информатики» - ФИО1 директора, ФИО2 по доверенности от 20.07.07 г. № 310,
от Территориального управления Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору в Сахалинской области - ФИО3 по доверенности от 17.03.08 г.
У С Т А Н О В И Л :
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Сахалинский государственный колледж бизнеса и информатики» (далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Сахалинской области (далее – управление) о признании незаконным требования в предписании от 29.12.07 г. № 61-03/127 «В установленном порядке восстановить за счет внебюджетных средств расходы по бюджетной деятельности в общей сумме 1 431.806 тыс. руб. в том числе: 856.914 тыс. руб. – оплаченные за счет бюджетных средств коммунальные услуги по переданному в аренду имуществу (в проверяемом периоде возмещенными арендаторами на внебюджетный счет); 574.892 тыс. руб. – оплаченные за счет бюджетных средств коммунальные услуги по зданиям общежития (возмещенные жильцами, проживающими в общежитии на внебюджетный счет)».
Также учреждение просило суд признать недействительным предписание управления от 29.12.07 г. № 61-03/127 в части раздела «Содержание нарушения»: «Допущено неправомерное расходование средств федерального бюджета в связи с: возмещением затрат за коммунальные услуги, переданного в аренду имущества, за счет средств федерального бюджета; оплатой затрат на коммунальные услуги жильцов, проживающих в общежитии, за счет средств федерального бюджета», раздела «Содержание требований»: «В установленном порядке восстановить за счет внебюджетных средств расходы по бюджетной деятельности в общей сумме 1 431.806 тыс. руб. в том числе: 856.914 тыс. руб. – оплаченные за счет бюджетных средств коммунальные услуги по переданному в аренду имуществу (в проверяемом периоде возмещенными арендаторами на внебюджетный счет); 574.892 тыс. руб. – оплаченные за счет бюджетных средств коммунальные услуги по зданиям общежития (возмещенные жильцами, проживающими в общежитии на внебюджетный счет)».
В обоснование заявленных требований учреждение указало, что спорные внебюджетные средства, полученные за коммунальные услуги по арендаторам колледжа и за коммунальные услуги по проживанию в общежитиях, израсходованы на эксплуатационные и административно-хозяйственные нужды колледжа в установленном законом порядке, в соответствии с генеральным разрешением от 25.03.05 г. № 073004.
В судебном заседании представители учреждения представили письменный отказ заявителя от требований к управлению о признании недействительным предписания от 29.12.07 г. № 61-03/127 в части раздела «Содержание нарушения»: «Допущено неправомерное расходование средств федерального бюджета в связи с: возмещением затрат за коммунальные услуги, переданного в аренду имущества, за счет средств федерального бюджета; оплатой затрат на коммунальные услуги жильцов, проживающих в общежитии, за счет средств федерального бюджета», раздела «Содержание требований»: «В установленном порядке восстановить за счет внебюджетных средств расходы по бюджетной деятельности в общей сумме 1 431.806 тыс. руб. в том числе: 856.914 тыс. руб. – оплаченные за счет бюджетных средств коммунальные услуги по переданному в аренду имуществу (в проверяемом периоде возмещенными арендаторами на внебюджетный счет); 574.892 тыс. руб. – оплаченные за счет бюджетных средств коммунальные услуги по зданиям общежития (возмещенные жильцами, проживающими в общежитии на внебюджетный счет)». В остальной части заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и письменных пояснениях. В дополнение указали, что п. 5 приказа № 46-н регламентирует действия главного распорядителя средств федерального бюджета для оформления генерального разрешения, в связи с чем довод управления о нарушении колледжом положений данного пункта приказа является несостоятельным, поскольку колледж главным распорядителем не является. Спорные денежные средства израсходованы согласно смете, которая проверялась Федеральным агентством по образованию, которое никаких нарушений по ее составлению не выявило.
Управление в отзыве на заявление, а также его представитель в судебном заседании считали заявленные требования необоснованными и в их удовлетворении просили отказать. Указали, что при составлении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности на 2006 год учреждением в источниках образования внебюджетных средств было учтено поступление средств, предусмотренных разделами 2 (плата за проживание, пользование коммунальными услугами в общежитиях) и 9 (от арендаторов на возмещение эксплуатационных, коммунальных и необходимых административно-хозяйственных услуг) генерального разрешения от 25.03.05 г. № 073004, однако в направлении их использования на 2006 год учреждением не предусмотрена обязательная в расходах колледжа подстатья 223 «Коммунальные услуги» экономической классификации расходов бюджетов РФ, на которую в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 21.12.05 г. № 152н относятся расходы учреждения по оплате договоров на оказание коммунальных услуг в целях обеспечения собственных нужд. Учреждение должно было производить оплату коммунальных услуг за счет средств, полученных из внебюджетных источников, в соответствии с генеральным разрешением по коду 223 экономической классификации расходов, а не за счет средств федерального бюджета по этому же коду, что привело к неправомерному расходованию средств федерального бюджета.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 21.04.08 г. 11 час. 00 мин.
Заслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно материалам дела управлением в соответствии с приказами от 15.11.07 г. № 51-р и от 30.11.07 г. № 58-р проведена плановая ревизия финансово-хозяйственной деятельности учреждения за 2006 год, по результатам которой 25.12.07 г. составлен акт № 61-03/127 на основании которого вынесено предписание по устранению выявленных нарушений от 29.12.07 г. № 61-03/127, в резолютивной части которого в том числе указано требование «В установленном порядке восстановить за счет внебюджетных средств расходы по бюджетной деятельности в общей сумме 1 431.806 тыс. руб. в том числе: 856.914 тыс. руб. – оплаченные за счет бюджетных средств коммунальные услуги по переданному в аренду имуществу (в проверяемом периоде возмещенными арендаторами на внебюджетный счет); 574.892 тыс. руб. – оплаченные за счет бюджетных средств коммунальные услуги по зданиям общежития (возмещенные жильцами, проживающими в общежитии на внебюджетный счет)».
Учреждение, не согласившись с предписанием управления в указанной части (с учетом отказа от части заявленных требований), обратилось в суд с настоящим заявлением.
В остальной части учреждение предписание управления от 29.12.07 г. №61-03/127 не оспаривает.
Оценив доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд находит обоснованными выводы управления о неправомерном расходовании учреждением средств федерального бюджета в обозначенных размерах.
Как следует из материалов за 2006 год согласно договорам по возмещению затрат и актам сверок (стр. 14, 18 акта ревизии) начислено к возмещению за административно-хозяйственные нужды, коммунальные, эксплуатационные услуги 2 161.912 тыс. руб., оплачено арендаторами 2 197.789 тыс. руб. (с учетом кредиторской задолженности на начало года).
Оплата за оказанные коммунальные услуги перечислялась арендаторами на лицевой счет учреждения по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Колледж оплату коммунальных услуг за переданное в аренду имущество произвел за счет средств федерального бюджета.
Возмещение затрат за коммунальные услуги проживающими в общежитиях учреждения (<...>, оплачивалось в кассу колледжа, после чего сдавалось в банк на внебюджетный счет. Колледж оплату коммунальных услуг общежитий произве за счет средств федерального бюджета.
Данные обстоятельства, а также суммы расходов средств федерального бюджета по возмещению затрат в сумме 856.914 тыс. руб. и 574.892 тыс. руб. соответственно представителем учреждения в судебном заседании не оспариваются.
Спор между учреждением и управлением сводится к тому, правомерно ли колледж в 2006 году, при наличии внебюджетных средств, полученных за коммунальные услуги переданного в аренду имущества и общежитий, фактически произвел оплату коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета, а при этом внебюджетные средства использовал на возмещение эксплуатационных и административно-хозяйственных затрат.
В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 21.06.01 г. № 46н «О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности» (далее – приказ № 46н) на основании решения от 25.10.06 г. № 0739899438 на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в территориальных органах Федерального казначейства (главный распорядитель – Федеральное агентство по образованию), оформлено генеральное разрешение № 073004 (получатель – Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Сахалинский государственный колледж бизнеса и информатики).
Пунктом 2 Инструкции «О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными получателями средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности» (Приложение № 1 к приказу № 46н, далее - инструкция) определено, что средства, полученные от приносящей доход деятельности, - средства, полученные клиентами из внебюджетных источников, образование и использование которых установлено законодательными актами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а в отдельных случаях - нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и учредительными документами (уставами) получателей средств федерального бюджета (далее - внебюджетные средства).
Согласно п. 9 инструкции для проведения операций на лицевом счете по учету внебюджетных средств клиент представляет в орган Федерального казначейства смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год, утвержденную в порядке, установленном главным распорядителем средств, на бумажном носителе и информацию о смете доходов и расходов по средствам, полученным получателем средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности в электронном виде.
Пунктом 2 инструкции определено, что Смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности - документ, составляемый клиентом на текущий финансовый год, утверждаемый в порядке, установленном главным распорядителем средств и определяющий объемы поступлений внебюджетных средств с указанием источников образования и направлений использования этих средств по коду главного распорядителя средств федерального бюджета и коду классификации операций сектора государственного управления.
Применительно к учреждению источники формирования и направления использования внебюджетных средств определены генеральным разрешением от 25.03.05 г. № 073004.
Разделом 2 генерального разрешения установлено, что средства полученные образовательными учреждениями, находящимися в ведении Рособразования, от физических и (или) юридических лиц в виде платы за: проживание, пользование коммунальными и хозяйственными услугами в общежитиях, в том числе в жилых домах и жилых помещениях (источники формирования) направляются на расходы находящихся в ведении Рособразования образовательных учреждений, входящие в состав статей и подстатей экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в соответствии со сметами доходов и расходов, утвержденными в установленном порядке (направления использования).
Разделом 9 генерального разрешения определено, что средства, поступающие от арендаторов, субарендаторов, абонентов, субабонентов на возмещение эксплуатационных, коммунальных и необходимых административно-хозяйственных услуг (источники формирования) направляются на возмещение затрат на эксплуатационные, коммунальные и необходимые административно-хозяйственные услуги в соответствии со сметами доходов и расходов, утвержденными в установленном порядке (направления использования).
Как следует из материалов дела и не оспаривается участниками процесса, поступление денежных средств, предусмотренных разделами 2 и 9 генерального соглашения, в источниках образования внебюджетных средств, при составлении сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, учреждением учтено. При этом направления использования данных средств не предусматривают подстатью 223 «Коммунальные услуги» экономической классификации расходов бюджетов РФ в соответствии с Указаниями «О порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 21.12.05 г. № 152н, действующим в проверяемый период.
Вместе с тем настоящие Указания устанавливают правила применения бюджетной классификации Российской Федерации участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Приведенные обстоятельства, а также положения действующего в 2006 году законодательства, позволяют суду сделать вывод о том, что учреждение должно было произвести оплату спорных коммунальных услуг за счет средств, полученных из внебюджетных источников, в соответствии с генеральным разрешением по коду 223 экономической классификации расходов бюджетов РФ, а не за счет средств федерального бюджета по этому же коду.
В связи с этим управлением законно вынесено в адрес учреждения предписание с требованием «В установленном порядке восстановить за счет внебюджетных средств расходы по бюджетной деятельности в общей сумме 1 431.806 тыс. руб. в том числе: 856.914 тыс. руб. – оплаченные за счет бюджетных средств коммунальные услуги по переданному в аренду имуществу (в проверяемом периоде возмещенными арендаторами на внебюджетный счет); 574.892 тыс. руб. – оплаченные за счет бюджетных средств коммунальные услуги по зданиям общежития (возмещенные жильцами, проживающими в общежитии на внебюджетный счет)».
По изложенным основаниям судом не могут быть приняты доводы учреждения о том, что колледж правомерно в соответствии со сметой доходов и расходов, полученные по разделам 2 и 9 генерального разрешения спорные средства, отнес на подстатью 225 экономической классификации (возмещение эксплуатационных и административно-хозяйственных услуг).
Суд отмечает, что согласно п. 9 инструкции утвержденная смета доходов и расходов по приносящей доход деятельности в течение финансового года может уточняться в порядке, установленном главным распорядителем средств, и представляться клиентом в орган Федерального казначейства на бумажном носителе с одновременным представлением в электронном виде информации об изменениях к смете доходов и расходов по средствам, полученным получателем средств федерального бюджета от приносящей доход деятельности. Вместе с тем данным правом учреждение не воспользовалось.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований учреждения.
Остальные доводы участников процесса на исход по делу не влияют.
В соответствии с ч. 3 ст. 201 АПК РФ В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Учреждение в порядке ст. 49 АПК РФ заявило отказ от требований к управлению в остальной части.
Учитывая, что отказ учреждения от заявления не противоречит требованиям Закона, суд на основании ст. 49 АПК РФ принимает его.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если заявитель отказался от иска и отказ от иска принят судом.
В соответствии со ст. 110 АПК судебные расходы относятся на лиц пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 150, 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекс РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Сахалинский государственный колледж бизнеса и информатики» к Территориальному управлению Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору в Сахалинской области о признании незаконным требования в предписании от 29 декабря 2007 года: «В установленном порядке восстановить за счет внебюджетных средств расходы по бюджетной деятельности в общей сумме 1 431.806 тысяч рублей, в том числе 856.914 тысяч рублей – оплаченные за счет бюджетных средств коммунальные услуги по переданному в аренду имуществу (в проверяемом периоде возмещенными арендаторами на внебюджетный счет); 574.892 тысяч рублей – оплаченные за счет бюджетных средств коммунальные услуги по зданиям общежития (возмещенные жильцами, проживающими в общежитии на внебюджетный счет)», отказать.
В остальной части принять отказ Государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Сахалинский государственный колледж бизнеса и информатики» от требований к Территориальному управлению Федеральной службы по финансово-бюджетному надзору в Сахалинской области. Производство по делу в данной части прекратить.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в месячный срок со дня его принятия.