ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-535/2011 от 14.04.2011 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-535/2011

18 апреля 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2011 года, решение в полном объеме изготовлено 18 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Орифовой В.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Густовой Н.А., помощником судьи Александровской Е.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия «Сахалинское бассейновое аварийно-спасательное управление» к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Дальневосточному федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления № 11/01-1538 от 10.02.2011 о назначении административного наказания,

при участии представителей:

от заявителя – Проняев М.М. по доверенности от 11.04.2011 № 7,

от Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу – Приходько Л.А. по доверенности от 18.03.2011 № 07-17/978,

У С Т А Н О В И Л:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Сахалинское бассейновое аварийно-спасательное управление» (далее – ФГУП «СахБАСУ», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Дальневосточному федеральному округу (далее – департамент, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 11/01-1538 от 10.02.2011 о назначении административного наказания.

В обоснование требования, поддержанного представителем заявителя в судебном заседании, указано, что департаментом неправильно квалифицировано совершенное предприятием нарушение, в связи с чем, привлечение к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ является неправомерным.

Административный орган в отзыве на заявление, поддержанном его представителем в судебном заседании, с требованиями предприятия не согласился, указав, что ФГУП «СахБАСУ» осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления, включая накопление их, выражающееся во временном складировании до момента передачи другому лицу.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 14.04.2011 до 15 часов 30 минут.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу от 11.11.2010 № 652 в отношении ФГУП «СахБАСУ» проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды, в том числе в области атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов), по использованию и охране водных объектов, по использованию земель и их охране.

В ходе проверки установлено, что предприятие имеет на праве оперативного управления 7 морских судов. На предприятии имеется оборудование, применяемое при ликвидации аварийных розливов нефти, аварийно-спасательная техника (согласно представленной предприятием справки о наличии объектов основных средств по состоянию на 30.09.2010). На балансе ФГУП «СахБАСУ» находится 8 единиц автотранспортных средств. Предприятие имеет на праве хозяйственного ведения 3-хэтажное административное здание, с прилегающим к нему земельным участком, находящемся в аренде у предприятия согласно договору № 1236 от 29.05.2007. На первом этаже здания находятся автономная бойлерная, гараж, подсобные, ремонтные и складские помещения, душевое помещение, туалеты, раздаточное помещение; 2-3 этажи - офисы. В помещении автономной бойлерной установлены 2 бойлера для отопления здания и душевых помещений, в помещении раздаточной – водоизмерительное оборудование, в подсобных помещениях гаража установлены 2 токарных станка, 1 сверлильный станок; находится сварочный аппарат, газосварка, оборудование ЛАРН. Источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на предприятии: передвижные источники (автотранспорт, морские суда, оборудование ЛАРН); стационарные источники – от стоянки автотранспортных средств; генератор марки SH6500 ЕХ мощностью кВт, установленный в чердачном помещении здания и используемый предприятием по мере необходимости при отключении электроэнергии; организованный источник выбросов – 2 бойлера марки SB (G)-100 мощностью 100000 кКал/час., работающих на дизельном топливе, высота трубы 12 метров, диаметр 230 мм, используются в режиме на момент проверки – 1 для отопления душевых помещений, 1 – для отопления административного здания; механически станки, установленные в подсобных помещениях гаража на 1-м этаже административного здания; сварочное производство, газорезка, газосварка «Автоген» - электроды для сварки, для резки (сварочные аппараты (1 в здании в помещении гаража, остальные на судах). Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, План инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, предприятием не представлен. Отходы производства и потребления, образующиеся на предприятии, путем использования средств, находящихся в собственности (включая автотранспорт, морские суда) относятся к 1-5 классам опасности согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом МПР России от 02.12.2002 № 786 и ст. 4.1 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления»: отработанные фильтры, отработанные тормозные колодки, отработанные ГСМ, шламы нефти и нефтепродуктов, обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами; отработанные аккумуляторы свинцовые с не слитым электролитом; твердо-бытовые отходы, включая мусор, смет с территории, пищевые отходы; пыль и металлическая стружка от работы механических станков, электроды отработанные от сварки и резки металлов; сточно-фекальные воды; лампы отработанные электрические и люминесцентные ртутьсодержащие – сдаются по мере накопления другим предприятиям согласно заключенных с ними договоров о приеме отходов. Проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение, паспорта отходов 1-4 класса опасности на предприятии отсутствуют. Предприятием несвоевременно и не в полном объеме осуществлена оплата за негативное воздействие на окружающую среду от передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Предприятие не осуществляет платежи за негативное воздействие на окружающую среду Предприятием не представлены в Сахалинское управление Ростехнадзора отчеты: по форме 2ТП-отходы «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2009 год; по форме 2ТП-воздух «Сведения об охране атмосферного воздуха» (по стационарным источникам выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух) за 2009 год. Предприятием не представлена в Сахалинстат государственная статистическая отчетность по форме 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических платежах» за 2009 год. На основании вышеизложенного департамент пришел к выводу о нарушении ФГУП «СахБАСУ» требований ст. 16, ч.3 ст. 69 ФЗ «Об охране окружающей среды», ч.1 ст. 21, ст. 14, ст. 32 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.ст. 11, 14, ч.2 ст. 19 ФЗ «Об отходах производства и потребления», о чем составлен акт № 11/82-1538 от 28.12.2010 (далее – акт проверки № 11/82-1538 от 28.12.2010).

По данному факту департаментом в отношении предприятия составлен протокол № 11/02-1538 от 18.01.2011 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ и 10.02.2011 вынесено постановление № 11/01-1538 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей (далее – постановление от 10.02.2011).

Не согласившись с данным постановлением, ФГУП «СахБАСУ» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого постановления, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Согласно статье 11 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Пунктами 2 и 3 статьи 14 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Как указано выше, департамент в ходе проверки установил, что отходы производства и потребления, образующиеся на предприятии, путем использования средств, находящихся в собственности (включая автотранспорт, морские суда) относятся к 1-5 классам опасности. У предприятия отсутствуют: проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение, паспорта на отходы 1-4 класса опасности.

Вместе с тем, административным органом не учтено следующее.

В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В силу статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, объективной стороной состава правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Субъектом административного правонарушения являются, в частности, юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 9 Закона № 89-ФЗ и пункту 74 статьи 17 Федерального закона от 08.08.201001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов (I - IV класса опасности) подлежит лицензированию.

Таким образом, к деятельности по обращению с отходами относятся только специализированные виды деятельности по осуществлению различных операций с отходами.

Как установлено проверкой, на предприятии в результате его деятельности от эксплуатации административного здания, автотранспорта, морских судов, образуются и накапливаются отходы производства и потребления, с последующей их сдачей организациям, с которыми ФГУП «СахБАСУ» заключило договоры на оказание услуг.

Так, предприятие заключило: договор № 50-у от 11.02.2010 с ООО «Экосити» на оказание последним услуг по утилизации твердых бытовых отходов на полигоне ТБО г. Южно-Сахалинска; договор № 212-08 от 01.01.2008 с ООО «Новый город» по предоставлению последним услуг по размещению, укладке, уплотнению и изоляции твердых бытовых отходов на объекте Модернизируемый полигон ТБО «Корсаков» - 2-я, 3-я очередь строительства; договор от 10.10.2010 с ОАО «Корсаковская судоходная компания» на предоставление последним услуг по приему мусора и льяльных вод в п. Корсаков; договор № 003/10 от 01.01.2010 с ООО «Грот-Оил» (Исполнитель), согласно которому исполнитель оказывает услуги по сбору, транспортировке, размещению и обезвреживанию опасных отходов на станцию ООО «Грот-Оил»; договор № 003/10 от 15.03.2010 с ООО «Грин-Конст» на оказание последним услуг услуги по сбору, транспортировке, размещению и обезвреживанию опасных отходов на станцию ООО «Грин-Конст».

Оказание услуг по вышеперечисленным договорам подтверждается материалами дела, в том числе, квитанциями и справками на прием отходов и вывоз отходов в виде бытового мусора с территории ФГУП «СахБАСУ», справками на вывоз мусора (промасленной ветоши, отработанных аккумуляторов, фильтров, пластмассы и т.п.) с морских судов, а также журналами регистраций операций с мусором.

Таким образом, поскольку отходы образовались от деятельности предприятия, связанной с эксплуатацией указанных выше объектов, то данная организация, в рассматриваемом случае, не является специализированной по обращению с отходами.

Статьей 8.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований, в том числе, при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Следовательно, квалификация вмененного предприятию правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, является неправильной, в связи с чем, привлечение его к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, является неправомерным.

Пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

С учетом изложенного, постановление от 10.02.2011 подлежит признанию незаконным и отмене полностью.

При таких обстоятельствах, остальные доводы участников процесса правового значения для дела не имеют.

При подаче заявления предприятие по платежному поручению № 294 от 15.02.2011 уплатило государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Однако уплата государственной пошлины при оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности законодательством не предусмотрена.

Следовательно, государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит возврату заявителю.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Дальневосточному федеральному округу № 11/01-1538 от 10.02.2011 о назначении административного наказания ФГУП «Сахалинское бассейновое аварийно-спасательное управление» за административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить.

Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию «Сахалинское бассейновое аварийно-спасательное управление» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья В.С. Орифова