АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Факс 460-945, 460-952, адрес сайта-http://sakhalin.arbitr.ru/
Электронная почта-info@sakhalin.arbitr.ru
РЕШЕНИЕ
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-5395/2020
14 декабря 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 09.12.2021, решение в полном объеме изготовлено 14.12.2021.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи
Веретенникова И.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Щелкуновой К.И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению
министерства спорта Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес регистрации: 693011, Сахалинская область,
<...>)
к областному государственному автономному учреждению «Спортивная школа по техническим видам спорта» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес регистрации: 693008, Сахалинская область,
<...>)
о взыскании неправомерных расходов,
третьи лица: ФИО3. Д.В., министерство финансов Сахалинской области,
при участии:
от истца: представитель не явился;
от ответчика: ФИО1 по доверенности № 8 от 15.10.2020;
от министерства Финансов Сахалинской области: ФИО2 по доверенности от 29.09.2021;
в отсутствии иных участвующих в деле лиц,
УСТАНОВИЛ:
министерство спорта Сахалинской области (далее - истец, Министерство) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к областному государственному автономному учреждению «Спортивная школа по техническим видам спорта» (далее - ответчик, Учреждение) о взыскании неправомерных расходов в размере 1 177 800 рублей.
Исковые требования нормативно обоснованы положениями статей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьей 145 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) и мотивированы допущенными ответчиком нарушениями при начислении и расходовании бюджетных средств на оплату труда работников, а именно, выплате премии директору учреждения в размерах, превышающих установленные работодателем размеры и при отсутствии оснований для ее начисления.
Определением от 09.11.2020 исковое заявление принято к производству суда, возбуждено дело и назначено к рассмотрению в предварительном судебном заседании.
Определением от 22.01.2021 суд привлек к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, директора областного государственного автономного учреждения «Спортивная школа по техническим видам спорта» ФИО3.
Определением от 29.09.2021 суд привлек к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Сахалинской области.
Истец, треть лица, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о дате и месте его проведения уведомлены надлежащим образом, ввиду чего суд, на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проводит судебное заседание в их отсутствие.
Представитель ответчика, принимающая участие в судебном заседании, исковые требования не признала, указала, что в 2018 году министерством финансов Сахалинской области проводилась проверка деятельности учреждения, и по ее результатам было предъявлено требование о взыскании 11 млн. рублей. Относительно премиальных выплат директору учреждения в общей сумме 1 177 800 рублей требования не предъявлялись. Проверка проведена с нарушением постановления Правительства Сахалинской области № 261, регламентирующего порядок осуществления контроля за деятельностью бюджетных, казенных и автономных учреждения Сахалинской области.
Представитель третьего лица, принимающая участие в судебном заседании, оставила разрешение настоящего спора на усмотрение суда.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд установил следующее.
Из материалов дела судом установлено, что распоряжением министерства спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области от 30.11.2015 по согласованию с министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области № 1373-р от 15.12.2015 утвержден устав областного государственного автономного учреждения «Центр технических видов спорта» (в настоящее время в связи с переименованием «Спортивная школа по техническим видам спорта»). Функции и полномочия учредителя от имени Сахалинской области осуществляет министерство спорта в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктом 2.1 устава, учреждение создано в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Сахалинской области в сфере физической культуры и спорта, создания экономических и организационных механизмов для обеспечения развития неолимпийских видов спорта, предоставления услуг в сфере физической культуры и спорта, формирования и подготовки сборных команд Сахалинской области для участия в соревнованиях различного уровня, популяризация здорового образа жизни среди жителей Сахалинской области.
В силу пункта 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного имущества ( пункт 1 статьи 78.1 Кодекса).
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Федеральный закон № 174-ФЗ) предусмотрено, что автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
По правилам частей 1, 2 и 4 статьи 4 Федерального закона № 174-ФЗ основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано.
Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг.
Финансовое обеспечение указанной в части 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Порядок определения объема и условия предоставления бюджетным и государственным автономным учреждениям субсидий на иные цели утвержден Постановлением Правительства Сахалинской области от 19.01.2012 № 18 (далее - Порядок № 18).
Согласно пункту 5 Порядка № 18 субсидии предоставляются на основании заключенного между учредителем и государственным учреждением Соглашения о предоставлении субсидии на иные цели (далее - Соглашение) по форме к названному Порядку.
Субсидии предоставляются государственным учреждениям на условиях использования субсидии в соответствии с целями, установленными Соглашением; соблюдения требований к представлению отчетности об использовании субсидии; а также иных условий, установленных Соглашением (пункт 6 Порядка № 18).
В период с 03.09.2018 по 02.10.2018 и с 08.10.2018 по 22.11.2018 министерством Финансов Сахалинской области на основании распоряжений от 31.08.2018 № 3.03-124-р и от 24.10.2018 № 3.03-148-р проведена плановая выездная проверка ОГАУ «ЦТВС» на тему «Полнота и достоверность отчетности об исполнении государственных заданий, целевого использования средств, выделенных из областного бюджета на реализацию государственных заданий и (или) субсидий на иные цели, на осуществление капитальных вложений» за период 2016, 2017 годы и истекший период 2018 года.
Результаты проверки отражены в Акте от 23.11.2018.
Согласно данному акту, комиссией выявлены нарушения, допущенные при начислении и расходовании средств на оплату труда работников учреждения, в том числе: 2 813,0 тыс. рублей неправомерные расходы, из которых:
357,5 тыс. рублей - неправомерные расходы, допущенные в результате начисления бухгалтерией учреждения с декабря 2017 года по сентябрь 2018 года коэффициента специфики по созданию условий для развития авиации и пропаганды авиационных видов спорта директору в отсутствие распорядительного документа, изданного министерством спорта, не предусмотренного трудовым договором (нарушение статьи 145 ТК РФ, пункт 1 статьи 9 Федерального закона № 402-ФЗ),
474,3 тыс. рублей – неправомерные расходы, допущенные учреждением в 2017 году в результате установления и выплаты премии по итогам работы директору в размерах, превышающих размер установленный распоряжениями работодателя (нарушение распоряжений министерства спорта от 31.05.2017 № 3.18-274-р, от 28.06.217 № 3.18-333-р, 16.08.2017
№ 3.18-406-р, от 08.09.2017 № 3.18-445-р, от 29.09.2017 № 3.18-484-р, от 02.11.2017 № 3.18-562-р, от 01.12.2017 № 3.18-606-р, от 25.12.2017 № 3.18-658-р).
346,0 тыс. рублей - неправомерные расходы, допущенные учреждением в результате начисления бухгалтерией учреждения директору премии по итогам работы за сентябрь 2016 года, за январь, февраль, март, июнь, август, сентябрь 2018 года в отсутствие оснований для ее начисления (распоряжения о выплате директору учреждения указанных премий издавались после даты их фактического перечисления на личный счет директора (нарушение пункт 4.2 Положения № 260-ОП (в ред. от 26.06.2014 № 37, пункт 2.1.3. Порядка
№ 3.18-49).
ФИО3 назначен на должность директора областного государственного автономного учреждения «Центр технических видов спорта» с 1 января 2016 года распоряжением министерства спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области от 30.12.2015 № 202-к. 30 декабря 2015 года с ФИО3 подписан трудовой договор № 10-А, который заключен на неопределенный срок.
В соответствии с разделом V трудового договора, заработная плата руководителя состоит из должностного оклада и выплат компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаемых в соответствии с настоящим трудовым договором.
Директору устанавливаются доплаты и надбавки, определенные Трудовым кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, не ниже норм, предусмотренных действующим законодательством:
- процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера (приравненных к ним местностях) 50%,
- районный коэффициент за работу в районах Крайнего Севера(приравненных к ним местностях) 1,6.
Директору могут быть установлены доплаты и надбавки в соответствии с действующим законодательством.
Выплаты стимулирующего характера:
1. Надбавка за интенсивность и высокие результаты работы до 80%, устанавливается распоряжением работодателя,
2. Надбавка за качество выполняемых работ до 45% устанавливается распоряжением работодателя,
3. Премия за выполнение особо важных и срочных работ до 25% устанавливается распоряжением работодателя.
При изучении акта и представленных министерством доказательств по неправомерным расходам в сумме 357,5 тыс. рублей, допущенных в результате начисления бухгалтерией учреждения с декабря 2017 года по сентябрь 2018 года коэффициента специфики по созданию условий для развития авиации и пропаганды авиационных видов спорта директору в отсутствие распорядительного документа, изданного министерством спорта, не предусмотренного трудовым договором, суд приходит к следующим выводам.
Приказом министерства спорта, туризма и молодежной политики Сахалинской области от 23.12.2013 № 47 утверждено Примерное положение об оплате труда работников автономных учреждений Сахалинской области, находящихся в ведении министерства спорта и молодежной политики Сахалинской области.
Приказом министерства спорта и молодежной политики Сахалинской области от 20.12.2017 № 3.18-29 в Примерное положение были внесены изменения, пункт 5.4.2 изложен в следующей редакции:
«Повышающий коэффициент специфики работы устанавливается руководителю Учреждения, реализующего мероприятия:
- по созданию условий для развития авиации и пропаганды авиационных видов спорта в размере 0,69».
15.01.2018 тем же министерством издан приказ № 3.18-1-п о внесении изменений в Примерное положение об оплате труда работников автономных учреждений Сахалинской области, находящихся в ведении министерства, в соответствии с которым размер коэффициента был изменен на 0,43 с 1 января 2018 года.
Из текста акта от 23.112018 и приложения № 8 к акту следует, что директору учреждения выплачивался повышающий коэффициент 0,43. По мнению лиц, проводивших проверку, эта выплата является незаконной, поскольку трудовым договором установление директору учреждения данного повышающего коэффициента не предусмотрено, первичный учетный документ по этому вопросу отсутствует.
Суд с данными выводами не соглашается, считает их не соответствующими нормативному регулированию заработной платы.
Статьей 145 ТК РФ установлено, что условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, определяются трудовыми договорами в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).
Приказ министерства спорта и молодежной политики от 15.01.2018
№ 3.18-1-п о внесении изменений в Примерное положение об оплате труда работников автономных учреждений Сахалинской области, находящихся в ведении министерства, в соответствии с которым размер коэффициента был изменен на 0,43 с 1 января 2018 года, является нормативным правовым актом, изданным органом исполнительной власти Сахалинской области. В указанном нормативном акте не имеется ограничений в отношении какого-либо автономного учреждения Сахалинской области, находящегося в ведении министерства. Предельный уровень выплачиваемых премий приказом также не установлен. И, следовательно применение данного коэффициента к заработной плате директора учреждения и выплата ему премии за спорный период с коэффициентом 0,43 было основано на положениях нормативного акта.
С позицией проверяющих лиц о том, что для выплаты ФИО3 коэффициента 0,43 по созданию условий для развития авиации и пропаганды авиационных видов спорта требовалось его закрепление в трудовом договоре, суд не соглашается. ФИО3 в этих правоотношениях является слабой стороной, и не мог диктовать свои условия работодателю. И кроме того все виды выплат стимулирующего характера, предусмотренные пунктом 15.1 трудового договора от 30.12.2015 носят общий характер, и этот коэффициент вполне может означать надбавку за интенсивность и высокие результаты работы.
По неправомерным расходам в сумме 474,3 тыс. рублей, допущенным в результате излишней выплаты премий по итогам работы с января 2017 года по ноябрь 2017 года, к акту составлено Приложение № 9.
Из текста акта и Приложения № 9 к акту следует, что неправомерность начисления премий директору ФИО3 министерство связывает с изданием министерством 29.12.2016 Порядка установления выплаты стимулирующего характера руководителям автономных учреждения, подведомственных министерству спорта, № 3.18-49.
В связи с изданием Порядка № 3.18-49 изменения в трудовой договор, заключенный с ФИО3 30.12.2015, не вносились. Между тем трудовым договором предусмотрены три различных видов премирования, при этом представленные в материалы дела распоряжения о премировании руководителей подведомственных автономных учреждений изданы только и исключительно относительно премии по итогам работы за месяц, квартал. Из материалов дела следует, что в 2016 году ФИО3 устанавливались выплаты стимулирующего характера в одинаковом размере 110% должностного оклада, из них: надбавки за интенсивность и высокие результаты работы - 65% и надбавки за качество выполняемых работ - 45%. Эти выплаты не признаны контролирующим органом незаконными. В этой связи суд приходит к выводу, что издание Порядка № 3.18-49 не повлекло изменение в регулировании объема оплаты труда руководителя спортивной школы, и не означало незаконную выплату иных премий.
По неправомерным расходам в сумме 346,0 тыс. рублей, допущенным в результате неправомерной выплаты премий в сентябре 2016 года, январе, феврале, марте, июне, августе и сентябре 2018 года, к акту составлено Приложение № 10.
По мнению контролирующего органа, незаконность выплаты премии в обозначенных случаях обусловлена тем обстоятельством, что факт выплаты заработной платы на счет ФИО3 имел место до издания министерством распоряжений по вопросам премирования.
Суд не может согласиться с такой квалификацией выплаченных денежных средств, поскольку необоснованными полученные ФИО3 премии являлись лишь до даты издания распоряжений о премировании. Указанное обстоятельство может свидетельствовать о допущенных нарушениях порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности, но не о неправомерном расходовании денежных средств из фонда оплаты труда. Эти выплаты с момента издания распоряжений являлись законными и основанными на положениях статьи 145 ТК РФ.
Исследовав представленные в дело доказательства по правилам статей 65 и 71 АПК РФ, суд признает, что выводы Министерства о допущенных учреждением нарушениях должным образом не подтверждены. Так в материалы дела не представлены доказательства тому, в каком реальном объеме ФИО3 получал денежные средства в спорные периоды. Периоды, в которых учреждению вменяется выплата денежных средств руководителю, задвоены, при этом в материалах дела отсутствуют полные и исчерпывающие доказательства объему начислений и выплат ФИО3 за весь период 2016 - 2018 годов. В дело представлены разрозненные документы, не дающие возможность провести оценку сумм начисления и выплат в их системе, а следовательно, сделать выводы не с учетом отдельных нормативных и ненормативных локальных актов об оплате труда, а в совокупности. Кроме того к акту проверки не приложены платежные ведомости на получение либо перечисление денежных средств на счет ФИО3
Суд при разрешении спора усматривает, что истцом не приведены правовые основания для взыскания денежных средств с учреждения. В качестве таковых указаны статьи 145 ТК РФ и статьи 78 БК РФ.
Проводя оценку правовой квалификации в соответствии с положениями пункта 3 части 4 статьи 170 АПК РФ требований, суд приходит к следующим выводам.
Как указано выше, финансовое обеспечение указанной в стать 4 Федерального закона № 174-ФЗ деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников.
Статьей 78.1 БК РФ предусмотрено предоставление субсидий (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями.
Положениями статьи 78.4 БК РФ регулируется предоставление субсидий в целях финансового обеспечения государственного (муниципального) заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
При этом в соответствии с частями 8 и 9 статьи 2 Федерального закона № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.
Истцом в материалы дела не представлены доказательства заключенных между министерством и учреждением соглашений о предоставлении субсидий, не представлено данных, позволявших установить, что вознаграждение в сумме, превышающей допустимый (по мнению министерства) размер премирования, осуществлено именно за счет предоставленных субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), а за счет экономии фонда оплаты труда, который формировался, в том числе за счет средств, поступивших от оказания учреждением платных услуг, в связи с чем отсутствуют основания для признания нецелевого характера данных выплат либо осуществления их с нарушением целевого выделения.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истцом не представлены достоверные и достаточные доказательства тому, что учреждение допустило неправомерные действия, а также доказательства размеру вреда.
При распределении судебных расходов суд руководствуется положениями статьи 110 АПК РФ, в соответствии с которой судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины и ему отказано в удовлетворении исковых требований, вопрос о ее распределении по результатам рассмотрения дела судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований министерства спорта Сахалинской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента вынесения в полном объеме через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья И.Н. Веретенников