АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
http://sakhalin.arbitr.ru info@sakhalin.arbitr.ru
факс 460-952 тел. 460-945
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-5449/2021
7 ноября 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 31 октября 2022 года, решение в полном объеме изготовлено 7 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Александровской Е.М., при ведении протокола секретарем судебного заседания Ойношевой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Трансбункер-Холмск» (ИНН 6509015787, ОГРН 1056504200290, адрес регистрации: 694620, Сахалинская область, г. Холмск, пер. Маячный 5)
к управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (ОГРН 1026500532321 ИНН 6501026378адрес регистрации: 693007, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, пр-т Победы, 24)
о признании недействительными и незаконными решения по делу № 065/01/10-198/2021 от 01.09.2021 «О нарушении антимонопольного законодательства» и предписания,
третье лицо – общество с ограниченной ответственностью «Хабаровская топливная компания» (ИНН 2721077660, ОГРН 1022700921429, адрес: 680030 Хабаровский край, г. Хабаровск ул. Постышева д. 16 офис 305(1))
при участии:
от заявителя – Волобуев О.И. по доверенности от 01.07.2020 № 07,
от Управления – Кузьминский А.Т. по доверенности от 23.06.2022 №13,
от третьего лица не явились,
У С Т А Н О В И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Трансбункер-Холмск» (далее – заявитель, ООО «Трансбункер-Холмск», общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Управление, антимонопольный орган) о признании незаконными решения по делу № 065/01/10-198/2021 от 01.09.2021 «О нарушении антимонопольного законодательства» и предписания (с учетом уточненных требований, принятых судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением суда от 07.10.2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора общество с ограниченной ответственностью «Хабаровская топливная компания».
В обоснование заявленных требований общество указало, что Управлением был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по перевалке (по погрузке, выгрузке), хранению грузов, в морском порту Холмск, в результате чего было установлено, что деятельность на указанной территории осуществляют хозяйствующий субъект - ООО «Трансбункер- Холмск».
По мнению общества, Управлением неверно определен полный состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по перевалке (по погрузке, выгрузке), хранению грузов в морском порту Холмск.
Так, на рынке услуг по перевалке (по погрузке, выгрузке), хранению грузов, в морском порту Холмск осуществляют деятельность еще 2 (два) хозяйствующих субъекта: ПАО «Холмский морской торговый порт», СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис».
В отчете по результатам анализа состояния конкуренции на рынке i услуг по перевалке (по погрузке, выгрузке), хранению грузов, в морском порту Холмск, не исследованы и не указаны обязательные данные, такие как: доля товарного рынка, которую занимает общество; какое решающее влияние оказывает общество на общие условия оказания услуг; какие действия осуществляются обществом, занимающего доминирующее положение, результатом которых является недопущение, ограничение, устранение конкуренции; какие действия осуществляются обществом для ущемления интересов других лиц.
Таким образом, по мнению общества, Управлением нарушен порядок проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг по перевалке (по погрузке, выгрузке), хранению грузов, в морском порту Холмск, в результате чего не установлены обязательные данные, предусмотренных Порядком № 220, что привело к принятию неправомерного решения в отношении общества.
Кроме того, врешении действия общества признаны нарушающими п.10 части 1 ст.10 Закона № 135-ФЗ, «нарушение установленногонормативными правовыми актами порядка ценообразования» с 18.09.2020, с началом действия приказа ФАС России № 643/20 от 13.07.2020, ООО «Трансбункер-Холмск» оказывало услуги поперевалке (погрузке и выгрузке) грузов, хранению грузов в морском, порту Холмск по цене, установленной без обращения в орган регулирования тарифов естественных монополий.
Постановлением Правительства РФ № 293 от 23.04.2008г. «Об утвержденииперечня услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, цены на которые регулируются государством»(далее-Постановление № 293) , определен порядок и перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, определяет основы ценообразования на услуги субъектов естественных монополий.
До 12.01.2020 года цены на услуги по погрузке и выгрузке (перевалке) грузов, а также их хранению подлежали государственному регулированию на основанииПостановления № 293. Цены на указанные услуги исключены из государственного регулирования Постановлением Правительства РФ № 1923 от 27.12.2019 «О внесение изменений в некоторые акты Правительства РФ, касающегося государственное регулирования цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей».
Приказом ФАС России № 643/20 от 13.07.2020 с 18.09.2020 органу исполнительной власти субъекта РФ - Региональной энергетической комиссии Сахалинской области предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок в отношении услуг по предоставлению причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов в морском порту Холмск, утвержденных Постановлением Правительства РФ №а 239 от 07.03.1995г.
На основании и во исполнение вышеуказанных нормативно правовых актов, РЭК был издан Приказ № 38 «Об установлении предельных максимальных тарифов на услуги по перевалке грузов, оказываемых ПАО «Холмский морской торговый порт», который был опубликован 12 октября 2020 года на официальном сайте РЭК Сахалинской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет -http://www. sakhrec@admsakhalin.ru.
РЭК Сахалинской области Приказом № 38 установила тарифы исключительно на услуги по перевалке грузов, оказываемые ПАО «ХМТП» (и то, только в отношении грузов, следующих на паром и прибывающих на пароме).
РЭК Сахалинской области на услуги по перевалке грузов, оказываемые ООО«Трансбункер-Холмск» в морском порту Холмск, предельные максимальные тарифына услуги оказываемые обществом не вводила и не устанавливала, в связи сотсутствием информации об установлении обществом монопольно высокой цены инарушение порядка ценообразования за свои услуги.
Общество считает, что действующее законодательство не возлагает обязанность на хозяйствующего субъекта, осуществляющего свою деятельность в морском порту Холмск, самостоятельно обращаться в уполномоченный орган с целью утверждения для своих услуг государственных регулируемых цен в случаях, когда уполномоченный орган имеет полномочия самостоятельно устанавливать предельные максимальные тарифы на оказываемые услуги.
Кроме того, заявитель отмечает, что в период с 18.09.2020 по 22.06.2021 общество не имело реальной возможности по установлению регулируемых тарифов по перевалке грузов в морском порту Холмск в связи с тем, что не был разработан Административный регламент Региональной энергетической комиссии Сахалинской области по предоставлению государственной услуги "Установление тарифов на перевалку грузов в морских портах".
Для признания действий (бездействия) заявителя нарушением порядка ценообразования Управление, как считает общество, обязано было указать на нарушение прав контрагентов, при отсутствии таких нарушения, не может рассматриваться как нарушение порядка ценообразования, однако такие факты в оспариваемом решении не указаны. Таким образом, в действиях общества отсутствует вмененное ему нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, предусмотренное п. 10 ч. 1 ст.10 Закона № 135-ФЗ.
15.07.2021года общество направило в РЭК Сахалинской области предложение об установлении тарифов для ООО «Трансбункер-Холмск» на перевалку грузов в морском порту Холмск.
19.07.2021года на момент проведения заседания Комиссии УФАС по Сахалинской области по рассмотрению вопроса о нарушении ООО «Трансбункер-Холмск» антимонопольного законодательства по делу № 065/01/10-198/2021, было предоставлено письменное доказательство - письмо № 174 от 14.07.2021г. в РЭК Сахалинской области предложение об установлении тарифов для ООО «Трансбункер-Холмск» на перевалку грузов в морском порту Холмск.
09.08.2021г. письмом №3.25-1509/21 РЭК Сахалинской области уведомила общество о том, что им принято предложение об установлении тарифов для ООО «Трансбункер- Холмск» на перевалку грузов в морском порту Холмск.
Общество считает, что 01.09.2021 Управление незаконно выдало предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем обращения в орган государственного регулирования для установления цен (тарифов) на услуги естественных монополий, так как на момент вынесения оспариваемых решения и предписания общество самостоятельно обратилось в орган государственного регулирования.
Заявителем приведены и иные доводы несогласия с оспариваемыми актами.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требования в полном объеме, с учетом уточненных требований в порядке статьи 49 АПК РФ, от требования в части признания недействительным краткого отчета по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по перевалке (по погрузке, выгрузке), хранению грузов, оказываемых обществом в морском порту Холмск по делу № 065/01/10-198/2021, отказался.
Управление в отзыве, пояснениях и его представитель в судебном заседании с требованиями общества не согласились, по основаниям и доводам, аналогичным выводам антимонопольного органа, изложенным в оспариваемом решении.
Общество с ограниченной ответственностью «Хабаровская топливная компания» (заявитель по жалобе), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в представленном отзыве поддержало заявленные требования, указав на незаконность оспариваемых актов.
По мнению привлеченного лица, оспариваемое решение может вызвать негативные последствия в сложившихся годами экономических отношениях субъектов топливно-энергетического комплекса Сахалина, привести к дестабилизации производственных процессов, и, как следствие, к ограничению конкуренции и уменьшению товарного оборота энергоресурсов на Сахалине.
Общество считает, что заявитель не подпадает под критерии (признаки) субъекта естественной монополии, не занимает доминирующее положение на рынке услуг по перевалке грузов. Такие выводы Управления сделаны на основе поверхностного исследования обстоятельств дела, неверного толкования действующего законодательства.
Заявитель не включен в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах и портах, не входит в структуру морского порта Холмск, не осуществляет непосредственную деятельность по оказанию услуг перевалки в морском порту Холмск, в связи с чем, Постановление Правительства РФ от 27.12.2019 г. № 1923 и от 07.03.1995 г. № 239, Приказ ФАС России № 643/20 от 13.07.2020 г. в данном случае не применимы. Общество владеет собственной производственной территорией обособленной от территории порта и не оказывает услуги перевалки в морском порту в том значении, в котором данное понятие использовано в законе «О морских портах».
Также заявитель не обладает статусом оператора морского терминала порта Холмск, не подпадает под нормативное регулирование закона «О морских портах» и Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту (далее Правила).
Согласно п.4 Правил перечень операторов морских терминалов в каждом морском порту, а также перечень оказываемых ими услуг определены в Реестре морских портов Российской Федерации, ведение которого осуществляется в порядке, установленном приказом Минтранса России от 1 апреля 2009 г. N 51 "Об утверждении Порядка ведения Реестра морских портов Российской Федерации".
Согласно сведениям из морского реестра, опубликованном на официальном интернет - ресурсе Федерального агентства речного и морского транспорта России, заявитель не включен в реестр в качестве оператора морского порта Холмск, предоставляющего услуги по перевалке грузов в морском порту Холмск.
Учитывая вышеизложенное, по мнению третьего лица, у заявителя отсутствует обязанность согласования тарифов в Региональной энергетической комиссии Сахалинской области.
При этом вменяемое бездействие по согласованию тарифов не привели и не могут привести в будущем к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей. ООО «Хабаровская топливная компания», являясь контрагентом ООО «ТРБ-Холмск», заявляет об отсутствии каких-либо гражданско-правовых притязаниях к заявителю.
ООО «Хабаровская топливная компания», надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, явку представителя не обеспечило, что в силу статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения настоящего дела.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора.
17.02.2021 года в Управлениеобратилось ООО «Хабаровская топливная компания» с заявлением о нарушении ПАО «Холмский морской торговый порт» положений федерального закона № 135-ФЗ при оказании услуг в морском порту «Холмск».
В результате рассмотрении заявлении Управлением установлено, что ООО «Хабаровская топливная компания» осуществляет регулярные поставки нефтепродуктов морским транспортом в Сахалинскую область через морской порт Холмск для нужд региона.
В целях оказания услуг по перевалке и складскому хранению грузов между ООО «Хабаровская топливная компания» (Заказчик) и ООО «Трансбункер-Холмск» (Исполнитель) заключен договор № 16/2019 от 01.04.2019 г.
Согласно пункту 1.1 договора его предметом являются комплексные услуги, оказываемые Исполнителем, по перевалке нефтепродуктов, которые включают, в себя прием нефтепродуктов Заказчика на нефтебазы Исполнителя, накопление (с обеспечением сохранности) и хранением нефтепродуктов в резервуарах Исполнителя, отгрузку нефтепродуктов на транспорт. Прием нефтепродуктов с морских танкеров Заказчика производится с причала № 6 Холмского морского торгового порта.
Причал № 6 находится в распоряжении Исполнителя на основании договора от 25.07.2012 г. субаренды Причала № 6, входящего в Объект недвижимости «Комплекс перегрузочный морского торгового порта», заключенного с ОАО «ХМТП».
Целевое назначение объекта: осуществление операций с грузами, в том числе погрузочно-разгрузочные работы, стоянка и обслуживание судов.
Пунктом 5.1 договора № 16/2019 от 01.04.2019 г установлено, что стоимость услуг, указанных в пункте 1.1 договора определяется по ставкам тарифа, согласованным сторонами в Приложении № 1 (п.5.1.1. договора), и ставкой перевозки, 1 литра топлива автотранспортом Исполнителя, утвержденной сторонами, в Приложении № 2 договора.
Дополнительным соглашением от 21.12.2020 г. к договору № 16/2019 от 01.04.2019 указанный порядок определения стоимости услуг оставлен без изменения.
В орган регулирования естественных монополий за установлением тарифа ООО «Трансбункер- Холмск» не обращалось.
По результатам рассмотрения жалобы, Управлением издан приказ № 43 от 18.03.2021 года о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
27.05.2021 года Управлением в рамках возбужденного дела был проведен анализ конкуренции, и составлен аналитический отчет.
Как следует из отчета, общество является субъектом естественной монополии и осуществляет услуги по перевалке (погрузке и выгрузке) грузов, их хранению в морском порту Холмск, занимающим доминирующее положение в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции».
19.07.2021 года антимонопольным органом принято заключение об обстоятельствах дела № 065/01/10-198/2021по результатам анализа состояния конкуренции в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России 28.04.2010 года № 220.
В ходе рассмотрения материалов дела 065/01/10-198/2021 Управление заключило, что с началом действия (18.09.2020) приказа ФАС России от 13.0.2020 № 643/20, действия ООО «Трансбункер-Холмск» по оказанию услуг по перевалке нефтепродуктов и складскому хранению на основании договора № 16/2019 от 01.04.2019, по цене, установленной без обращения в орган регулирования естественных монополий, содержат признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Усмотрев в действиях общества нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, Управление, руководствуясь статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции вынесло решение от 01.09.2021 года по делу № 065/01/10-198/2021, в соответствии с которым:
1.ООО «Трансбункер-Холмск» признано субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по перевалке (погрузке и выгрузке) грузов, хранению грузов, оказываемых в морском порту Холмск.
2.ООО «Трансбункер-Холмск» признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Указанным решением также предписано выдать обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства (пункт 3 Решения); передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях (пункт 4 Решения).
Во исполнение решения ООО«Трансбункер-Холмск» выдано предписание от 01.09.202, согласно которому, ООО «Трансбункер-Холмск» в течение тридцати календарных дней со дня получения предписания надлежит прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем обращения в орган государственного регулирования для установления цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в отношении оказываемых обществом в морском порту Холмск услуг по перевалке (погрузке и выгрузке) грузов, хранению грузов.
Не согласившись с вынесенным решением и предписанием, учреждение обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенных норм и разъяснений по вопросу их применения, содержащихся в совместном постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 01. 07. 1996 № 6/8, следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) государственных органов является одновременное несоответствие этого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым актом, решением прав и законных интересов заявителя, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемых актов (решения и предписания) закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Проверив доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.
Отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели подлежат регулированию Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции, Закон № 135-ФЗ).
Согласно статье 22 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, в том числе в сфере использования земли, недр, водных ресурсов и других природных ресурсов.
В статье 10 Закона № 135-ФЗ установлен перечень действий, отнесенных к числу запрещенных и квалифицируемых как действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В силу пункта 10 части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования отнесено к запрещенным действиям.
В пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановление Пленума № 30) разъяснено, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
То есть при квалификации действий хозяйствующего субъекта по данному составу правонарушения необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение и совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением.
На основании статьи 4 Федерального закона РФ от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ) нормами указанного закона регулируется деятельность субъектов естественных монополий в определенных сферах, в том числе, услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.
В соответствии со статьей 3 Закона №147-ФЗ под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Субъект естественной монополии - это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
К сферам деятельности субъектов естественных монополий абзацем 5 части 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ отнесены услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах.
Как следует из материалов дела, общество оказывает услуги по перевалке (погрузке и выгрузке) грузов, хранению грузов, в морском порту Холмск, в том числе на основании договора №16/20119 от 01.04.2019 года, заключенного с ООО «Хабаровская топливная компания».
Следовательно, ООО «Трансбункер-Холмск» является субъектом естественной монополии на основании абзаца 5 пункта 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ,поскольку услуги в портах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно части 5 статьи 5 Закона № 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее - Порядок № 220) регламентирует проведение анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции.
Согласно пункту 12.5. Порядка № 220, без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии.
Таким образом, доминирующее положение ООО «Трансбункер-Холмск» на рынке услуг по погрузке и выгрузке грузов, хранению грузов, оказываемых в морском порту Холмск, установлено антимонопольным органом на основании норм статьи 4 Закона № 147-ФЗ и части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции».
В целях оказания услуг по перевалке и складскому хранению грузов между ООО «Хабаровская топливная компания» (Заказчик) и ООО «Трансбункер-Холмск» (Исполнитель) заключен договор № 16/2019 от 01.04.2019 г.
Согласно пункту 1.1 договора его предметом являются комплексные услуги, оказываемые Исполнителем, по перевалке нефтепродуктов, которые включают, в себя прием нефтепродуктов Заказчика на нефтебазы Исполнителя, накопление (с обеспечением сохранности) и хранением нефтепродуктов в резервуарах Исполнителя, отгрузку нефтепродуктов на транспорт. Прием нефтепродуктов с морских танкеров Заказчика производится с причала № 6 Холмского морского торгового порта.
Причал № 6 находится в распоряжении Исполнителя на основании договора от 25.07.2012 субаренды Причала № 6, входящего в Объект недвижимости «Комплекс перегрузочный морского торгового порта», заключенного с ОАО «ХМТП». Целевое назначение объекта: осуществление операций с грузами, в том числе погрузочно-разгрузочные работы, стоянка и обслуживание судов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона о естественных монополиях для регулирования и государственного контроля (надзора) за деятельностью субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.
Согласно статье 6 Закона о естественных монополиях одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.
Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 261- ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) государственное регулирование деятельности в морском порту осуществляется посредством установления ставок портовых сборов и тарифов на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Закона № 147-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 6 названного федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293 утвержден Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, в который включены услуги по предоставлению причалов. Регулирование государством цен на услуги субъектов естественных монополий осуществляется на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 года № 950 «Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий» (далее - Положение).
В силу изложенного выше, установление тарифов за оказываемые субъектом естественных монополий, находится в сфере ведения уполномоченных органов и хозяйствующий субъект самостоятельно не вправе устанавливать тарифы на погрузку и выгрузку грузов в морских портах и взимать неустановленную плату за оказанные услуги.
Как следует из материалов дела, пунктом 5.1 договора № 16/2019 от 01.04.2019 установлено, что стоимость услуг, указанных в пункте 1.1 договора определяется по ставкам тарифа, согласованным сторонами в Приложении № 1 (п.5.1.1. договора), и ставкой перевозки, 1 литра топлива автотранспортом Исполнителя, утвержденной сторонами, в Приложении № 2 договора.
Дополнительным соглашением от 21.12.2020 г. к договору № 16/2019 от 01.04:2019 указанный порядок определения стоимости услуг оставлен без изменения. При этом, как установлено Управлением в орган регулирования естественных монополий за установлением тарифа ООО «Трансбункер- Холмск» не обращалось. Указанные обстоятельства, согласно пункту 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, послужили основанием для возбуждения дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
В период до 12.01.2020 года цены на услуги по погрузке и выгрузке (перевалке) грузов, хранению грузов подлежали государственному регулированию, на основании Постановления Правительства РФ от 23.04.2008 N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей"
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1923 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» погрузка, выгрузка, хранение грузов исключены из перечня услуг субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством.
Приказом ФАС России от 13.07.2020 № 643/20 утвержден перечень морских портов, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (зарегистрирован Минюстом России 07.09.2020, регистрационный № 59676), с 18.09.2020 года органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Региональной энергетической комиссии Сахалинской области предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 1239, на территории морского порта Холмск, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в отношении услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов.
Таким образом, в период с 12.01.2020 г. по 18.09.2020 г. субъекты естественной монополии, осуществляющие хозяйственную деятельность на рынке услуг по погрузке и выгрузке грузов, предоставлению причалов, хранению грузов в морском порту Холмск, вправе были самостоятельно устанавливать цены на услуги, с учетом запретов, указанных в статье 10 Закона «О защите конкуренции».
После истечения указанной даты стоимость услуг субъектов естественной монополии, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов в морском порту Холмск устанавливается Региональной энергетической комиссией Сахалинской области.
Оспаривая решение Управления о наличии допущенных нарушений, общество указало, что не оказывает комплексной услуги по перевалке грузов в морском порту Холмск, не обладает статусом оператора морского терминала, объектами инфраструктуры морского порта не владеет.
В ходе судебного разбирательства, обществом были даны пояснения, согласно которым, в силу технологических особенностей вся его производственная деятельность делится на два этапа:
Этап 1 - деятельность по перевалке нефтепродуктов в морском порту Холмск на причале № 6.
Этап 2 - деятельность Общества по хранению на «Складе хранения и выдачи светлых нефтепродуктов в городе Холмск (далее - «Нефтебаза»), расположенного по адресу: г. Холмск, ул. Катерная д.З и погрузка нефтепродуктов с нефтебазы на автотранспорт.
По мнению заявителя, хранение нефтепродуктов как отдельный этап деятельности и осуществляемый за границами территории морского порта Холмск, регулированию Закона о естественных монополиях не подчиняется.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Закона о морских портах владельцы объектов инфраструктуры морского порта - юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании.
Объекты инфраструктуры морского порта - здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг (пункт 1 статьи 4 Закона о морских портах)
Приказ Минтранса России от 07.11.2017 N 475 "Об утверждении Перечня объектов инфраструктуры морского порта» относит к таким объектам причалы, перегрузочное оборудование, склады и прочие объекты.
Материалами дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-198/2021 установлено, что на основании договора субаренды от 25.07.2012 общество в морском порту Холмск владеет Причалом № 6 (входит в Объект недвижимости «Комплекс перегрузочный морского торгового порта»), Целевое назначение объекта: осуществление операций с грузами, в том числе погрузочно-разгрузочные работы, стоянка и обслуживание судов.
Таким образом, общество является владельцем инфраструктуры морского порта.
Кроме того, общество (Исполнитель) с использованием причала № 6 в морском порту Холмск на основании договора № 16/2019 от 01.04.2019, заключенного с ООО «Хабаровская топливная компания» (Заказчик), оказывает комплексные услуги по перевалке нефтепродуктов, которые включают в себя прием нефтепродуктов Заказчика на нефтебазы Исполнителя, накопление (с обеспечением сохранности) и хранением нефтепродуктов в резервуарах Исполнителя, отгрузку нефтепродуктов на транспорт. Прием нефтепродуктов с морских танкеров Заказчика производится с причала № 6 Холмского морского торгового порта (пункт 1.1 указанного договора).
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) услуги по перевалке грузов оказываются операторами морских терминалов на основании договора перевалки груза.
Оператор морского терминала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров (пункт 8 статьи 4 Закона о морских портах). Морской терминал - совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров (пункт 7 статьи 4 Закона о морских портах).
План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для ООО «Трансбункер-Холмск» (далее - ПЛАРН) при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов на причале № 6 морского порта Холмск (от 22 октября 2020) содержит описание конструкции и оборудования причала № 6 (страница 15 ПЛАРН).
Оборудование и причал составляют причальный комплекс, в состав которого входит (страница 14 ПЛАРН):
Причал № 6
Наземный трубопровод
Технологическая камера с приемным устройством
Блок-контейнер пенного пожаротушения «Витязь»
Плавучая насосная станция.
Причальный комплекс, состоящий из технологически связанных объектов инфраструктуры морского порта, используемый обществом для операций по перевалке нефтепродуктов, соответствует определению морского терминала.
Пунктом 9 статьи 4 Закона о морских портах перевалка грузов определяется как комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах территории морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта.
С использованием причального комплекса обществом осуществляется перегрузка нефтепродуктов с одного вида транспорта (нефтеналивное судно) на другой вид транспорта (автотранспорт), то есть перевалка груза.
Согласно определению перевалка может включать технологическое накопление.
Технологическое накопление грузов - формирование партий грузов в ожидании подачи транспортных средств (пункт 10 статьи 4 Закона о морских портах).
В ходе рассмотрения дела, Управлением было установлено, что перед погрузкой на автотранспорт осуществляется накопление нефтепродуктов на Нефтебазе (Склад хранения и выдачи светлых нефтепродуктов в городе Холмск), расположенной по адресу: г. Холмск, ул. Катерная, д. 3. Там же, на Нефтебазе, происходит хранение нефтепродуктов и погрузка их на автотранспорт (пояснения Общества в письме № 77 от 05.04.2022 г.). Технологически Нефтебаза связана с причальным комплексом №6 трубопроводом.
Следовательно, общество является оператором морского терминала, оказывающим комплексные услуги по перевалке нефтепродуктов с одного вида транспорта (нефтеналивное судно) на другой вид транспорта (автотранспорт), технологическими этапами которой являются накопление и хранение нефтепродуктов на Нефтебазе перед их погрузкой на автотранспорт.
Оператор морского терминала является субъектом естественной монополии.
Таким образом, Управление обоснованно пришло к выводу о том, что услуги по хранению нефтепродуктов, технологически включенные в комплексную услугу перевалки, осуществляемую по договору № 16/2019 от 01.04.2019 с использованием технологически связанных объектов (причальный комплекс № 6 + Нефтебаза) также должны регулироваться нормами Закона о естественных монополиях.
Погрузочно-разгрузочная деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов на причале № 6 морского порта Холмск осуществляется обществом на основании лицензии серии МР-4 № 001942 от23 декабря 2015 г. на осуществление погрузочно- разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, разрешенный класс опасных грузов:3, 9 (нефтепродукты наливом).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. № 211 утверждено Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах (далее - Положение).
Согласно пункту 3 Положения погрузочно-разгрузочная деятельность включает следующие работы: работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу (за исключением операций по бункеровке, паузке судна, а также разгрузке судна в аварийной ситуации) (далее - работы по перегрузке опасных грузов в морских портах).
Согласно пункту 5 Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перегрузке опасных грузов в морских портах, в том числе является:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности производственных объектов, соответствующих требованиям технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 г. N 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта" (если указанные требования применяются к таким объектам).
Приказом Минтранса России от 30.04.2013 N 160 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию погрузочно- разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2013 N 28685).
Регламент содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги заявителю.
Так, среди прочих документов Заявитель должен предоставить:
- перечень производственных объектов (гидротехнических сооружений, причала (причалов), крытых и открытых грузовых складов, нефтебаз, бункеровочных баз, подъемно-транспортного оборудования, плавучих кранов, судов-бункеровщиков и иных плавучих объектов), которые будут использоваться для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности (пункт 18.5 Регламента)
- копии правоустанавливающих документов, на основании которых будут использоваться суда (договора бербоут-чартера, договора аренды судна без экипажа, договора субаренды) и производственные объекты (пункт 18.6 Регламента).
- копию плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (с указанием района и срока действия) (п.18.9 Регламента).
План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов для ООО «Трансбункер-Холмск» при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов на причале № 6 морского порта Холмск (от 22 октября 2020) содержит сведения об основных технологических операциях, осуществляемых обществом на территории морского причала № 6 морского порта Холмск.
В частности, к ним относятся: Слив топлива из нефтеналивного судна —> через приемное устройство на причале —> по трубопроводу на склад ГСМ компании.
Слив нефтепродуктов осуществляется на причальном комплексе с судна посредством шланга в приемный трубопровод берегового склада ГСМ, расположенного в 500 м от причала.
В силу данных технологических особенностей, суд соглашается с доводом Управления о том, что накопление нефтепродуктов и дальнейшее их хранение на складе ГСМ должно рассматриваться как одно из последовательных действий в процессе осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов на причале № 6 морского порта Холмск. А задействованный в этом процессе причальный комплекс № 6 и склад ГСМ составляют вместе единый технологический комплекс, с использованием которого обществом осуществляется перевалка нефтепродуктов и дальнейшее их хранение.
Согласно статьи 3 Закона о естественных монополиях естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
Таким образом, хранение нефтепродуктов, в силу технологических особенностей производства, осуществляемое как результат погрузочно- разгрузочной деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов с использованием единого технологического комплекса (причальный комплекс № 6 + склад ГСМ) также должно подчиняться регулированию Закона о естественных монополиях.
При этом суд также принимает во внимание правовую позицию, сформулированную в Определении Верховного Суда РФ от 23.11.2017 по делу № 305-ЭС17-12788, согласно которой, исходя из положений Закона № 147-ФЗ, основополагающим признаком субъекта естественной монополии следует считать осуществление данным субъектом деятельности в условиях естественной монополии в сферах, установленных данным Законом, а не факт его включения в реестр естественных монополий который формируется на основании информации, полученной от различных органов и организаций, а также на основании заявлений самих организаций, осуществляющих указанную деятельность.
Выражая несогласие с оспариваемыми ненормативными актами, заявитель, в числе прочего, указал на нарушения, допущенные Управлением при проведении анализа состояния конкуренции на рынке услуг, не соответствующие требованиям Порядка № 220.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка N 220), антимонопольный орган в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, проводит анализ состояния конкуренции, который включает:
определение временного интервала исследования товарного рынка;
определение продуктовых границ товарного рынка;
определение географических границ товарного рынка.
Пунктом 4.7 Порядка № 220-ФЗ определено, что в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:
- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);
- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);
- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).
Как следует из краткого аналитического отчета, временной интервал исследования товарного рынка определен периодом с 01.04.2019 года по 18.03.2021 года на основании представленного в материалы дела договора №16/2019 об оказании услуг по перевалке нефтепродуктов и складскому хранению, заключенного между ООО «Трансбункер-Холмск» и ООО «Хабаровская топливная компания» от 01.04.2019 года.
Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-198/2021 в связи с наличием в действиях ООО «Трансбункер-Холмск» признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» возбуждено на основании Приказа Сахалинского УФАС России от 18.03.2021 № 43.
Соответственно, временной интервал определен периодом не менее чем один год, а именно с 01.04.2019 (дата заключения договора № 16/2019) по 18.03.2021 (дата издания приказа Сахалинского УФАС России № 43).
В соответствии с п. 11.2. Порядка № 220 при определении временного интервала исследования товарного рынка определяющим является включение во временной интервал исследования периода совершения нарушения антимонопольного законодательства.
Поскольку услуги оказываются обществом в морском порту Холмск, а в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 27.02.2012 № 51 «Об утверждении обязательных постановлений в морском порту Холмск» навигация в морском порту Холмск, осуществляется круглогодично, морской порт является незамерзающим, вывод антимонопольного органа о том, что рассматриваемые услуги не относятся к сезонным, суд признает верным.
Для целей аналитического исследования продуктовые границы определены как услуги по перевалке (погрузке и выгрузке) грузов, хранению грузов, оказываемые ООО «Трансбункер-Холмск» в морском порту Холмск, при определении временного интервала исследования антимонопольным органом принят во внимание представленный в материалы дела договор 16/2019 от 01.04.2019 г.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что в морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иных услуг.
При этом перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293, определяет основы ценообразования на данные услуги.
Так же Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 был утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, изначально включающий виды услуг в морских портах:
Обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту
Обеспечение прохода судов по подходным каналам
Обеспечение лоцманской проводки судов
Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации
Предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков
Предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему
Предоставление причалов
Обеспечение экологической безопасности в порту
Погрузка и выгрузка грузов
Хранение грузов
Услуги буксиров
Обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах
Обслуживание пассажиров.
Таким образом, услуги, поименованные в указанном перечне, составляют сферу деятельности субъектов естественных монополий - услуги в портах.
Услуги по погрузке и выгрузке грузов, хранению грузов непосредственно поименованы в указанном перечне, или могут входить в состав одного из видов, регулируемой деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1923 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» ряд услуг, оказываемых в морских портах субъектами естественных монополий, был исключен из вышеуказанного перечня.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 13 июля 2020 года № 643/20 (зарегистрирован Минюстом России 07.09.2020, регистрационный 59676) был утвержден перечень морских портов, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов; расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в который вошли морские порты Сахалинской области Холмск и Корсаков, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов на указанные услуги.
На основании подпункта «г» пункта 37 статьи 6 Федерального закона в от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, относятся осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение по оказанию услуг в портах в Российской Федерации. При этом Перечень таких услуг утверждается Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 17.06.2016 № 1249-р к таким услугам отнесены:
обеспечение безопасности мореплавания;
обеспечение прохода судов по подходным каналам;
обеспечение лоцманской проводки судов;
ледокольное обеспечение круглогодичной навигации;
предоставление маячных сооружений и оборудования, створных знаков;
предоставление систем управления движением судов в порту;
обеспечение аварийно-спасательной готовности и готовности к ликвидации аварийных разливов нефти;
предоставление причалов;
погрузка и выгрузка грузов;
хранение грузов;
обслуживание судов на паромных переправах;
координация поисковых и аварийно-спасательных работ;
обслуживание пассажиров.
Следовательно, такие виды деятельности, как погрузка и выгрузка грузов, хранение грузов в порту являются видами деятельности субъектов естественной монополии.
В соответствии с пунктом 1.3. Порядка № 220 для целей проведенного при рассмотрении дела № 065/01/10-198/2021 анализа продуктовые границы товарного рынка определены как услуги по перевалке (погрузке и выгрузке) грузов, хранению грузов, оказываемые ООО «Трансбункер-Холмск» в морском порту Холмск.
В соответствии с пунктом 4.7. Порядка № 220 в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:
административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);
организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);
- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).
Согласно материалам дела № 065/01/10-198/2021, ООО «Трансбункер-Холмск» осуществляет деятельность по перевалке (погрузке и выгрузке) грузов, хранению грузов в морском порту Холмск.
В связи с этим географические границы товарного рынка услуг по перевалке (погрузке и выгрузке) грузов, хранению грузов в соответствии с пунктом 4.7. Порядка № 220 определены Управлением с учетом особенностей предоставления услуг, а именно: организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта).
Принимая во внимание, что ООО «Трансбункер-Холмск» является субъектом естественной монополии, оказывающим услуги в морском порту Холмск, географические границы товарного рынка определены границами морского порта Холмск.
Вопреки доводам заявителя, определение долей хозяйствующих субъектов на рынке, установление влияния, оказываемого обществом на общие условия обращения товара на товарном рынке, Управлением не производилось, поскольку указанные этапы при проведении анализа товарного рынка по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции» субъектом естественной монополии, на основанииположений п. 1.3. Порядка № 220 не проводятся.
Таким образом, анализ состояния конкуренции на рынке услуг по погрузке и выгрузке грузов, хранению грузов, оказываемых в морском порту Холмск, проведенный при рассмотрении дела № 065/01/10-198/2021, возбужденного по признакам нарушения ООО «Трансбункер-Холмск» пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» проведен Управлением с особенностями, установленными пунктами 1.З., 4.7. Порядка № 220, содержит все обязательные этапы и полностью соответствует указанному порядку.
Довод общества о том, что в материалах дела отсутствуют заявления лиц, интересы которых ущемлены в связи с вмененным обществу нарушением порядка ценообразования, основан на ошибочном толковании положений Закона № 135-ФЗ, поскольку силу пунктов 1, 3 части 2 статьи 39 Закона основаниями для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является как заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства, так и обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Оценивая довод общества об отсутствии обязанности по самостоятельному обращению в уполномоченные органы для установления тарифа на услуги, суд приходит к следующему.
В Законе о естественных монополиях установлено, что одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является государственное регулирование тарифов на услуги субъектов естественных монополий (статья 6 Закона о естественных монополиях).
Пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции содержит запрет на нарушение хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение-на данном товарном рынке, установленного нормативными правовыми актами: порядка ценообразования.
В этой связи наличие у органов публичной власти права инициировать установление тарифа на услуги субъекта естественной монополии не влечёт возможность субъекта естественной монополии нарушать запрет на осуществление деятельности по оказанию услуг, в отношении которых применяется государственное тарифное регулирование, по самостоятельно установленным тарифам, то есть тарифам, не установленным уполномоченным органом.
С целью соблюдения субъектами естественных монополий данного запрета в приведенных нормативных правовых актах предусмотрено право на обращение в уполномоченный орган с целью установления субъекту естественной монополии тарифа, не только для органов публичной власти, но и для субъекта естественной монополии.
Довод об отсутствии объективной возможности обращения общества за установлением тарифов в РЭК Сахалинской области, поскольку административный регламент предоставления государственной услуги «Установление тарифов на перевалку грузов в морских портах» был утвержден Приказом РЭК 22.06.2021 г. С 18.09.2020 г. по 22.06.2021 г. данная услуга РЭК не оказывалась, суд отклоняет по следующим основаниям.
Органом исполнительной власти Сахалинской области, уполномоченным осуществлять функции государственного регулирования тарифов (цен) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, является Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области на основании Положения, утвержденного Правительством Сахалинской области от 17.05.2013 № 244.
Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (далее - Порядок), а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения), утвержден приказом ФСТ России от 24.06.2009 № 135-т/1 (далее - Приказ № 135-т/1).
Согласно пункту 3 Приказа № 135-т/1 Порядок распространяется на Федеральную службу по тарифам, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, общественные организации потребителей, их ассоциации и союзы, хозяйствующих субъектов.
Разделом III Порядка определена процедура и сроки рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей органами регулирования субъектов Российской Федерации.
Порядок является нормативным правовым актом, не утратившим свое действие.
Учитывая изложенное, отсутствуют правовые основания для неприменения Приказа № 135-т/1 при рассмотрении вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» установлено, что регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено актами законодательства Российской Федерации.
В отношении применения регулируемых государством цен (тарифов) на услуги по перевалке и хранению нефтепродуктов в морском порту иное актами законодательства Российской Федерации не установлено.
Таким образом, отсутствие административного регламента, определяющего порядок установления тарифов, не является основанием для осуществления хозяйствующим субъектом регулируемой деятельности в отсутствие тарифа, установленного органом регулирования, и не является основанием для отказа в установлении.
При этом необходимо отметить, что органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в установлении тарифа не было отказано, а хозяйствующим субъектом бездействие органа по установлению административного регламента не оспорено.
Согласно части 1 статьи 10 Закона № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Из смысла указанной нормы следует, что для признания действий доминирующего хозяйствующего субъекта злоупотреблением доминирующим положением достаточно самой возможности наступления последствий таких действий в виде нарушения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
Среди прочих действий доминирующего хозяйствующего субъекта, которые признаются злоупотреблением доминирующим положением, пунктом 10 указанной статьи специально названо нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Устанавливаемый нормативными правовыми актами порядок ценообразования устанавливается в интересах всех участников рынка (то есть является публичным порядком), и сам факт несоблюдения данного порядка доминирующим хозяйствующим субъектом не может не вести к ущемлению их (иных лиц, участников рынка) прав и интересов.
Следовательно, для состава нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции будет достаточно наличие у хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке доминирующего положения и факта им нарушения установленного порядка ценообразования.
Таким образом, решение Управления в части признания ООО «Трансбункер-Холмск» субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по перевалке (погрузке и выгрузке) грузов, хранению грузов, оказываемых в порту Холмск, и, как следствие, признание общества нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, суд признает законным и обоснованным, что препятствует признанию акта нарушающим права и законные интересы хозяйствующего субъекта.
Соответственно, принятое на основе решения предписание от 01.09.2021 по делу № 065/01/10-198/2021, согласно которому, ООО «Трансбункер-Холмск» надлежит прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем обращения в орган государственного регулирования для установления цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в отношении оказываемых обществом в морском порту Холмск услуг по перевалке (погрузке, выгрузке) грузов, их хранения, является законным и обоснованным.
То обстоятельство, что в дело о нарушении антимонопольного законодательства были представлены доказательства обращения общества за установлением тарифов в РЭК Сахалинской области не влияет на вывод суда о законности предписания, поскольку в ходе рассмотрения дела антимонопольным органом было представлено письмо ООО «Трансбункер-Холмск», согласно которому общество обратилось в РЭК Сахалинской области за установлением тарифа на перевалку груза в морском порту Холмск - письмо исх. № 174 датировано 14.07.2021, при этом отметка о регистрации входящей почтовой корреспонденции РЭК Сахалинской области на письме отсутствовала. Кроме того, письмо не содержало предложения общества об установлении ему тарифа на услугу хранения в морском порту Холмск.
На основании изложенного, суд не усматривает достаточных правовых и фактических оснований полагать, что оспариваемые обществом решение и предписание антимонопольного органа принято с нарушением требований действующего законодательства.
Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленных требований и возражений доказательства, суд считает заявление общества необоснованным и неподлежащим удовлетворению.
Иные доводы участвующих в деле лиц суд не принимает как не влияющие на исход по делу.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В порядке статьи 49 АПК РФ заявитель уточнил ранее заявленные требования, заявив отказ от признания незаконным краткого отчета по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по перевалке (погрузке, выгрузке), хранению грузов, оказываемых ООО «Трансбункер-Холмск» в морском порту Холмск.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если заявитель отказался от заявления и отказ принят судом.
Как следует из материалов дела, при обращении с настоящим заявлением в суд, обществом уплачена государственная пошлина в размере 6000 рублей, что подтверждается платежным поручением № 549 от 28.09.2021.
Принимая во внимание результаты рассмотрения настоящего дела, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 3000 рублей подлежит возврату заявителю.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 150, 167-171, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Производство по делу в части признания недействительным краткого отчета по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по перевалке (по погрузке, выгрузке), хранению грузов, оказываемых обществом в морском порту Холмск по делу № 065/01/10-198/2021, прекратить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Трансбункер-Холмск» к управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области о признании недействительными и незаконными решения по делу № 065/01/10-198/2021 от 01.09.2021 «О нарушении антимонопольного законодательства» и предписания отказать.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Трансбункер-Холмск» (ИНН 6509015787, ОГРН 1056504200290) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 3000 рублей. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Решение суда может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления решения в полном объеме) путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья
Е.М. Александровская