АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-5532/2009
04 марта 2010 года
Арбитражный суд Сахалинской области в составе:
Председательствующего судьи Дудиной С.Ф.,
При ведении протокола секретарем судебного заседания Сучковой Е.Б.,
Рассмотрев в судебном заседании дело по иску Индивидуального предпринимателя ФИО1
К ответчику: Департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска
3-ьи лица: Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «ЖЭУ-9»; Общество с ограниченной ответственностью « Товарищество собственников жилья-1; Общество с ограниченной ответственностью « ЖЭУ-6»; Открытое акционерное общество « Сахалинская коммунальная компания»; Общество с ограниченной ответственностью «Аникан»; Общество с ограниченной ответственностью «Кипарис»; Общество с ограниченной ответственностью «Центр энергосбережения Сахалинской области»; Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Жилсервис»; Общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-2»; Общество с ограниченной ответственностью «ДальТехСервис»; «Общество с ограниченной ответственностью ЖКХ «Луговое», Общество с ограниченной ответственностью «ЖЭУ-3» ; Администрации города Южно-Сахалинска
О признании недействительным протокола № 2/1 от 02.07.09. рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами и признании недействительными договоров управления многоквартирными домами
При участии:
От истца – ФИО1; ФИО2 - по доверенности от 05.10.2009
От ответчика: ФИО3 – по доверенности от 11.01.2010 № 11-4
От 3-их лиц: Администрации г.Южно-Сахалинска – ФИО4 – по доверенности от 22.01.2010 № 22.01.10
ОАО «СКК» - ФИО5 – по доверенности от 25.01.09.
От ООО «Кипарис», ООО УК «ЖЭУ-9», ООО «ТСЖ-1», ООО «ЖЭУ-6», ООО «Аникан», ООО «Центр энергосбережения Сахалинской области», ООО УК «Жилсервис», ООО «ЖЭУ-2», ООО «ДальТехСервис», ООО ЖКХ «Луговое», ООО «ЖЭУ-3» - представители не явились
У С Т А Н О В И Л:
Резолютивная часть решения от 04.03.2010. Полный текст решения изготовлен 04.03.2010 года.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 ( далее – истец) обратился в арбитражный суд Сахалинской области к Департаменту городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска ( далее – Департамент, ответчик) с иском о признании недействительными результатов открытого конкурса по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом и признании недействительными договоров управления многоквартирным домом,заключенные по результатам такого конкурса.
В порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и в окончательном виде просил признать недействительным протокол № 2/1 от 02.07.09. рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами и признании недействительными договоров управления многоквартирными домами,заключенные по результатам открытого конкурса про отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами МО ГО «Город Южно-Сахалинск» между Департаментом архитектуры,градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска и управляющими организациями,признанными победителями конкурса: с ООО «ДальТехСервис» по лоту № 63:
- договоры б/н от 10.07.09. управления многоквартирным домом ул.2-я Пионерская, №№ 35; 38; 40; 43; 45-а; 51; 52; 54; 55; 56; 57; 58; 59; 60; 61; 80;80-а, всего – 17 договоров;
- с ООО «ТСЖ-1» по лотам №№ 65 и 66 договоры б\н от 10.07.09.управления многоквартирным домом ул.2-я Железнодорожная, №№ 41; 43 и по ул.Дружбы, №№ 6, 100, 82, 58, 58-а.
В обоснование заявленных требований истец приводит следующие доводы: конкурсная комиссия незаконно отклонила заявку на участие в конкурсе по лотам №№ 63, 65 и 66 по тем основаниям,что не было представлено свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя ,которое в перечень предоставляемых документов на конкурс в состав заявки не входит и,кроме того, конкурсная комиссия отклонила предложение истца донести недостающий документ.
- Решение по отказу в допуске к участию в конкурсе сообщено по телефону в день проведения конкурса,что является нарушением порядка направления уведомлений о принятых конкурсной комиссией решениях.
- В нарушение пункта 6 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации ( далее – ЖК РФ) орган местного самоуправления не провел общие собрания собственников многоквартирных жилых домов по вопросу выбора способа управления .
- Извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации опубликовано организатором конкурса в газете «Южно-Сахалинск Сегодня» 02.06.09. и размещено на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска 04.06.09.,что является нарушением пункта 37 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом,утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.06 № 75.
- В нарушение части 1 статьи 94 Федерального закона от 21.07.05 № 94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров,выполнение работ,оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» конкурсная документация не размещена одновременно с извещением (02.06.09), а размещена – 08.06.09.
- До 08.06.09. ответчик не уведомил собственников помещений многоквартирных домов о дате проведения конкурса.
- Незаконный состав конкурсной комиссии: четыре члена комиссии вместо пяти.
- В конкурсной документации отсутствует перечень обязательных и дополнительных работ по лотам № 63 и № 66, по лотам №№ 60,61,63,76 указана дифференцированная (двойная) стоимость работ за содержание и ремонт общего имущества.
- Неправильно определен победитель конкурса; победителю конкурса – ООО «ТСЖ-1» добавлены лоты №№ 67,68,69,71,73;протокол конкурса в день проведения конкурса не подписан и размещен на официальном сайте позже 07.07.09.
- Результаты конкурса не опубликованы.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали иск в полном объеме.
Ответчик с иском не согласился по тем основаниям,что конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» проводился в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.06. № 75, нарушений положений которого не допущено: во исполнение пункта 6 статьи 161 ЖК РФ изготовлена видеопродукция (скроллинг),содержащая информацию о необходимости собственникам собраться для решения вопроса о выборе способа управления домом. Прокат скроллинга производился на телеканалах «АСТВ-ТНТ», «Эхо Сахалина-РенТВ», «НТВ», «Первый» и на наружных видеорекламных экранах; на сайте администрации города Южно-Сахалинска в разделах « Все о ТСЖ», «Реформировании ЖКХ» размещен информационный бюллетень о необходимости собственникам дома провести собрание о выборе способа управления домом. Также в апреле 2009 года в подъездах домов была размещена информация,содержащая приглашение принять участие в собрании с указанием времени и места проведения собрания. Самостоятельно собственниками помещений многоквартирных домов способ управления не выбран, в связи с чем проведение конкурса является обоснованным.
Информация о проведении конкурса размещена в газете, на сайте администрации и являлась доступной, в том числе и для собственников жилых помещений.
Федеральный закон от 21.07.05 № 94-ФЗ не регулирует вопросы выбора управляющей организации для заключения договоров управления домами и неприменим в данном случае.
Конкурсная комиссия состоит из пяти человек, а не четырех,как указывает истец.
Истец не допущен к участию в конкурсе в связи с непредставлением установленных пунктом 53 Правил документов, а именно: копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период. Кроме того, выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей датирована декабрем 2008 года, а конкурс проводился в июле 2009 года ,поэтому выписка могла содержать недостоверные сведения. Истец не представил документ,подтверждающий отсутствие у него кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
В судебном заседании представитель ответчика поддержала возражения на иск в полном объеме, просит истцу в иске отказать.
3-ье лицо: ООО Управляющая компания «ЖЭУ-9» отзыв на иск представило по лоту № 29,а не по оспариваемым лотам.
Администрация города Южно-Сахалинска с иском не согласилась по тем же основаниям,что и истец,просит истцу в иске отказать.
Другие лица,участвующие в деле, отзывы на иск не представили, своих представителей, за исключением ОАО «СКК» , ООО «Центр энергосбережения Сахалинской области», не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие 3-их лиц.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 04.03.2010 до 11 часов 30 минут.
Выслушав истца, его представителя, представителей ответчика, администрации города Южно-Сахалинска, ОАО «СКК», ООО «Центр энергосбережения Сахалинской области», суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует,что департаментом городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска 02.06.2009 в официальном издании - газете «Южно-Сахалинск Сегодня» ,вторник, № 42 (579) и на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинск http://yuzhno-sakh.ru опубликовано извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами муниципального образования «Городской округ «Город Южно-Сахалинск».
Также организатором конкурса на указанном сайте размещена конкурсная документация по лотам №№ 1 - 84 . В извещении содержится указание на предоставление конкурсной документации в период со следующего дня после опубликования извещения в официальном печатном издании - газете «Южно-Сахалинск Сегодня» и размещения его на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска с 9.00. до 13.00 и с 14.00. до 17.00. в рабочие дни до момента вскрытия конвертов по адресу: <...>,кабинет № 8. Конкурсная документация предоставляется бесплатно.
Также в извещении опубликованы сведения о месте,дате и времени вскрытия конвертов с заявками и рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе – <...>,кабинет №1,публично, 2 июля 2009 в 10.00. по местному времени и сведения о месте и дате подведения итогов открытого конкурса – <...>,кабинет № 8, 6 июля 2009.
Как следует из протокола № 1/1 от 02.07.2009 вскрытия конвертов, с заявками на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами на участие в конкурсе по лоту № 63 представлены заявки ООО «ТСЖ-1», ООО «ДальТехСервис», ИП ФИО1, ООО ЖКХ «Луговое»;
- заявки на участие в конкурсе по лоту № 65 поданы ООО «ТСЖ-1», ООО «ДальТехСервис», ИП ФИО1, ООО «ЖКХ «Луговое»;
- заявки на участие в конкурсе по лоту № 66 поданы ООО «ТСЖ-1», ООО «Центр энергосбережения Сахалинской области», ООО «ДальТехСервис», ИП ФИО1, ООО «ЖКХ «Луговое».
Согласно протоколу № 2/1 рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации , на основании решения конкурсной комиссии к участию в конкурсе по лотам №№ 63,65,66 не допущены ИП ФИО1 в связи с несоответствием п.1 ст.53 главы VI Постановления Правительства РФ от 06.02.2006 № 75 « О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» и ООО ЖКХ «Луговое» в связи с несоответствием п.1 ст.53 главы VI, п.4 и п.5. ст.15 главы I названного Постановления.
В соответствии с протоколом № 3/1 конкурса победителем конкурса по лоту № 63 на основании статьи 78 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 признано ООО «ДальТехСервис», по лотам № 65 и № 66 на основании статьи 81 названного Постановления – ООО «ТСЖ-1» .
Посчитав,что протокол рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющих организаций № 2/1 от 02.07.2009 является несоответствующим закону,тем самым нарушает право заявителя на участие в открытом конкурсе по отбору управляющих организаций, ИП ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 18 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом,утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 № 75 ( далее – Правила) основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются:
1) непредставление определенных пунктом 53 настоящих Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений;
2) несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15 настоящих Правил;
3) несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 настоящих Правил.
Согласно пункту 20 Правил отказ в допуске к участию в конкурсе по основаниям, не предусмотренным пунктом 18 настоящих Правил, не допускается.
Решение конкурсной комиссии об отказе в допуске к участию в конкурсе претендента либо об отстранении участника конкурса от участия в конкурсе может быть обжаловано таким лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил при проведении конкурса устанавливаются следующие требования к претендентам:
1) соответствие претендентов установленным федеральными законами требованиям к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом;
2) в отношении претендента не проводится процедура банкротства либо в отношении претендента - юридического лица не проводится процедура ликвидации;
3) деятельность претендента не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
4) отсутствие у претендента задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний завершенный отчетный период в размере свыше 25 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Претендент считается соответствующим установленному требованию, если он обжаловал наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе не вступило в силу;
5) отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70 процентов балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;
6) внесение претендентом на счет, указанный в конкурсной документации, средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. При этом претендент считается соответствующим данному требованию, если непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе средства поступили на счет, указанный в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 53 Правил заявка на участие в конкурсе включает в себя:
1) сведения и документы о претенденте:
наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес - для юридического лица;
фамилию, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства - для индивидуального предпринимателя;
номер телефона;
выписку из Единого государственного реестра юридических лиц - для юридического лица;
выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - для индивидуального предпринимателя;
документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени юридического лица или индивидуального предпринимателя, подавшего заявку на участие в конкурсе;
реквизиты банковского счета для возврата средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;
2) документы, подтверждающие соответствие претендента установленным требованиям для участия в конкурсе, или заверенные в установленном порядке копии таких документов:
документы, подтверждающие внесение средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе;
копию документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 настоящих Правил, если федеральными законами установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом;
копии утвержденного бухгалтерского баланса за последний отчетный период;
3) реквизиты банковского счета для внесения собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда платы за содержание и ремонт жилого помещения и платы за коммунальные услуги.
В силу пункта 54 Правил требовать от претендента представления документов, не предусмотренных пунктом 53 настоящих Правил, не допускается.
Пунктом 2.2. раздела 2 конкурсной документации установлено,что участники конкурса должны соответствовать следующим обязательным требованиям:
- непроведение в отношении участника конкурса процедуры банкротства либо в отношении претендента – юридического лица – процедуры ликвидации;
- неприостановление деятельности участника конкурса в порядке,предусмотренном КоАП РФ на день рассмотрения заявки на участие в конкурсе;
- отсутствие у претендента задолженности по начисленным налогам,сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год,размер которой не превышает 25% балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;
- отсутствие у претендента кредиторской задолженности за последний завершенный отчетный период в размере свыше 70% балансовой стоимости активов претендента по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;
- внесение претендентом на счет,указанный в информационной карте,средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.
Данные требования к участникам конкурса ,установленные в конкурсной документации, соответствуют пунктам 15 и 53 Правил.
Как следует из заявки ИП ФИО1, к заявке на участие в конкурсе приложены следующие документы: Выписка из ЕГРИП № 3349 от 25.12.08.; указаны наименование и реквизиты паспорта ИП ФИО1 в качестве документа,подтверждающего полномочия ФИО1 на осуществление действий от имени индивидуального предпринимателя; платежные поручения №№ 1-4 от 24.06.09. и квитанции №№ 0379-0380 от 01.07.09.,подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе; удостоверение о краткосрочном повышении квалификации по курсу «Управление многоквартирными домами»; справка № 55351 об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов,сборов,страховых взносов,пеней и налоговых санкции.
Утвержденный бухгалтерский баланс за последний год – 2008 год – не представлен,что не отрицается истцом.
Таким образом, на основании подпункта 3 пункта 18 Правил конкурсная комиссия обоснованно отказала ИП ФИО1 в допуске к участию в конкурсе.
Довод истца о том,что была представлена справка из налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и обязательным платежам ,несостоятельна,поскольку в соответствии с пунктами 4 , 5 и 6 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99),утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.99 № 43н ,бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки (далее приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительная записка именуются пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках), а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
То обстоятельство,что ИП ФИО1 не сдает бухгалтерский баланс в налоговый орган,правового значения для дела не имеет,поскольку в соответствии с пунктом 48 Правил и пунктом 3.2. конкурсной документации любое заинтересованное лицо вправе направить в письменной форме организатору конкурса запрос о разъяснении положений конкурсной документации. Однако, данным правом истец не воспользовался и на свое усмотрение вместо бухгалтерского баланса представил справку из налогового органа об отсутствии задолженности по налогам и обязательным платежам.
Представление ИП ФИО1 выписки из ЕГРИП ,которая датирована декабрем 2008 года,в то время как конкурс проводился в июле 2009 года ,не может служить основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе,поскольку ни Правила,ни конкурсная документация не содержали требований о представлении выписки из ЕГРИП по состоянию на конкретную дату.
Довод истца о том,что конкурсная комиссия состоит из четырех человек, а в соответствии с пунктом 22 Правил в состав конкурсной комиссии должно входить не менее пяти человек,суд признает несостоятельным.
Согласно приказу № 36/08 от 18.05.2009 департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска « О создании комиссии по проведению открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом на 2009-2010 годы» конкурсная комиссия состоит из председателя, его заместителя,трех членов конкурсной комиссии и секретаря.
Остальные доводы,приводимые в исковом заявлении , о допущенных нарушениях по проведению конкурса,а именно: опубликование на официальном сайте администрации города Южно-Сахалинска извещения о проведении конкурса позднее,чем в газете; размещении конкурсной документации на сайте администрации города Южно-Сахалинска 08.06.09., а не 02.06.09.; опубликование на официальном сайте протокола конкурса 07.07.09., а не в день проведения конкурса 06.07.09 и другие не влекут за собой нарушение прав истца,который в установленный срок обратился с заявкой на участие в конкурсе.
На основании изложенного,суд не находит оснований для удовлетворения иска .
Руководствуясь 167-170,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Дудина С.Ф.