ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-5563/18 от 08.11.2018 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-5563/2018

13 ноября 2018 года.

Резолютивная часть решения объявлена 08 ноября 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 13 ноября 2018 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Портновой О. А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Елецкой Д. В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к

Департаменту землепользования города Южно-Сахалинска (ОГРН <***>, ИНН <***>),

Департаменту архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска (ОГРН <***>, ИНН <***>),

обществу с ограниченной ответственностью «Лесное транспортно-торговое предприятие» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

индивидуальному предпринимателю ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>),

индивидуальному предпринимателю ФИО3 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) :

- о признании незаконным проекта планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 746-ПА от 08.05.2013. в части невозможности раздела земельного участка с кадастровым номером 65:01:0316004:169;

- о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска о внесении изменений в проект планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 746-ПА от 08.05.2013 и обязании принять решение о внесении изменений в проект планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 746-ПА от 08.05.2013 в установленном ст. 45 ГрК РФ порядке, части раздела земельною участка с кадастровым номером 65:01:0316004:169 на два земельных участка,

третьи лица:

ПАО Банк ВТБ-24, Администрация г. Южно-Сахалинска, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области.

при участии представителей:

от истца – ФИО4 по доверенности от 01.07.2018 года, ФИО1, ФИО5 по доверенности от 06.12.2013 года,

от ответчиков –

представитель Департамента архитектуры и градостроительства ФИО6 по доверенности от 09.08.2018 года,

представитель Администрации г. Южно-Сахалинска – ФИО6 по доверенности от 16.07.2018 года,

ООО «Лестрансторг» и ФИО2 ФИО7 по доверенностям от 10.07.2018 года и 24.07.2018 года,

представитель Департамента землепользования г. Южно-Сахалинска ФИО6 по доверенности от 03.05.2018 года,

представитель ФИО3 – ФИО8 по доверенности от 26.06.ю2018 года,

представитель Департамента землепользования – ФИО6 по доверенности от 07.08.2018 года,

У С Т А Н О В И Л:

В рамках дела № А59-3482/2018 ИП ФИО1 (далее – истец) обратился в суд с требованиями о признании недействительными договоров аренды земельного участка № 11873 от 15.03.2010 с кадастровым номером65:01:0316004:169, ипотеки от 16.03.2017№ 721/0856-0000831-з02 и от 16.03.2017№ 721/0856-0000832-з02, о применении последствий недействительности указанных сделок, а также о признании незаконным проекта планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 746-ПА от 08.05.2013 в части невозможности раздела земельного участка с кадастровым номером 65:01:0316004:169; о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска о внесении изменений в проект планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 746-ПА от 08.05.2013 и обязании принять решение о внесении изменений в проект планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 746-ПА от 08.05.2013 в установленном ст. 45 ГрК РФ порядке, части раздела земельною участка с кадастровым номером 65:01:0316004:169 на два земельных участка.

Определением суда от 13.08.2018 года требования индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконным проекта планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 746-ПА от 08.05.2013, в части невозможности раздела земельного участка с кадастровым номером 65:01:0316004:169 и о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска о внесении изменений в проект планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 746-ПА от 08.05.2013, а также об обязании принять решение о внесении изменений в проект планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 746-ПА от 08.05.2013 в установленном ст. 45 ГрК РФ порядке, части раздела земельною участка с кадастровым номером 65:01:0316004:169 на два земельных участка выделены в отдельное производство в настоящем деле (требования о признании сделок недействительными рассматриваются в деле № А59-3482/2018).

В соответствии с п. 3.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 (ред. от 27.06.2017) "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" рассмотрение выделенного требования осуществляется тем же составом суда.

Определением суда от 03.10.2018 года, с учетом согласия истца, состав участвующих в деле лиц определен следующим образом:

-по требованию о признании незаконным проекта планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 746-ПА от 08.05.2013 в части невозможности раздела земельного участка с кадастровым номером 65:01:0316004:169 ответчиком привлечена Администрация г. Южно-Сахалинска (далее – Администрация),

-по требованию о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска о внесении изменений в проект планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 746-ПА от 08.05.2013 и обязании принять решение о внесении изменений в проект планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 746-ПА от 08.05.2013 в установленном ст. 45 ГрК РФ порядке, части раздела земельною участка с кадастровым номером 65:01:0316004:169 на два земельных участка – ответчиком привлечен Департамент архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска (далее – Департамент).

Остальные участники процесса привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц.

Определением суда от 03.10.2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен ФИО9 (Южно-Сахалинск, ул. Горная, 9В кв. 42)

В судебном заседании представитель истца поддержал иск, в обоснование иска указывает на то, что истец совместно с ООО «Лестрансторг» обладал на праве собственности помещениями в здании по ул. Мира 56/7 и был участником договора аренды земельного участка от 15.03.2010 года с множественностью лиц на стороне арендатора.

В дальнейшем часть нежилых помещений в здании перешла от ООО «Лестрансторг» в собственность иных лиц, которые присоединись к договору аренды земельного участка от 15.03.2010 года.

13.04.2016 года помещения истца поставлены на кадастровый учет, как единый самостоятельный объект недвижимого имущества с кадастровым № 65:01:0316004:935.

05.08.2016 года зарегистрировано право собственности на объект недвижимости за истцом.

18.12.2017 года истец заявил о расторжении договора аренды земельного участка от 15.03.2010 года, о чем имеется запись в ЕГРПНИ от 12.04.2018 года об исключении истца из состава арендаторов земельного участка.

Таким образом, в настоящее время истец, являющийся собственником объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, переданном в аренду третьим лицам по договору с множественностью лиц на стороне арендатора, не имеет возможности получить земельный участок под принадлежащим ему объектом недвижимости, так как указанный земельный участок не разделен на два самостоятельных участка согласно проекту планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 746-ПА от 08.05.2013, что, по мнению истца, не соответствует закону, так как фактически объект недвижимости, зарегистрированный на праве собственности за истцом, изначально представлял собой самостоятельный объект, поэтому земельный участок под ним подлежал учету при утверждении проекта планировки с проектом межевания в 2013 года в качестве подлежащего разделу на два самостоятельных земельных участка.

Истец также полагает, что на основании его обращений от 30.01.2018, 27.02.2018 года 26.08.2018 года Департамент обязан был подготовить документацию по изменению проекта планировки и проекта межевания в силу следующего.

Истец указывает, что в соответствии со ст. 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, к числу которых заявитель не относится.

Полагает, что при таком положении ответчик (Департамент архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска) обязан разделить земельный участок с кадастровым номером 65:01:0316004:169 на два земельных участка с указанными в иске координатами и внести соответствующие изменения в проект планировки с проектом межевания, а имевший место отказ Департамента архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска во внесении соответствующих изменений в проект планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 746-ПА от 08.05.2013, считает незаконным.

О возможности такого раздела земельный участков истец представил заключение эксперта, которое приобщено к материалам дела.

О том, что принадлежащий истцу объект в виде нежилых помещений является и являлся самостоятельным объектом недвиижимости с момента его создания, по мнению истца, свидетельствует технический паспорт на указанный объект с присвоенным ему инвентарным номером, а также указание в техническом паспорте о регистрации права собственности ООО «Лестрансторг» на спорный объект недвижимости, как самостоятельный.

Ответчики в судебном заседании просят в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на необоснованность требований, а также указывают на наличие оснований для прекращения производства по делу в части требований о признании незаконным проекта планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 746-ПА от 08.05.2013, в части невозможности раздела земельного участка с кадастровым номером 65:01:0316004:169, полагая, что данный спор связан с оспариванием нормативного правого акта и не подлежит рассмотрению в Арбитражном суде Сахалинской области (указывают на дело № А59-2550/2018).

Также ответчиками заявлено о пропуске истцом срока на оспаривание постановления администрации города Южно-Сахалинска № 746-ПА от 08.05.2013.

По существу требований ответчик высказался против их удовлетворения по основаниям, изложенным в отзывах на иск.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 197-198 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В силу ст. 200 АПК РФ дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Судом установлено, что 08.05.2013 года Постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 08.05.2013 N 746-ПА утвержден проект планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска в границах: проспект Мира - ул. Крайняя - ул. Долинская - ул. Украинская - восточная граница города - ул. Детская - река Рогатка в составе:

-Положение о размещении объектов капитального строительства и характеристикой планируемого развития территории;

-Чертеж планировки территории.

-Чертеж межевания территории (действие указанного подпункта приостанавливалось постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 19.04.2018 N 938-па и возобновлено постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 21.05.2018 N 1204-па в границах: ул. Бумажная - пр. Мира - ул. Дзержинского - внутриквартальный проезд).

В рамках настоящего спора истец оспаривает проект планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска в границах: проспект Мира - ул. Крайняя - ул. Долинская - ул. Украинская - восточная граница города - ул. Детская - река Рогатка, утвержденный 08.05.2013 года постановлением Администрации города Южно-Сахалинска № 746-па.

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) рассматриваются дела об оспаривании актов, принятых органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения), рассчитанные на неоднократное применение и влекущие юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы, которыми вводятся в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы.

Положения нормативного характера могут быть включены в утвержденные нормативным правовым актом приложения.

В связи с этим при определении юридической природы оспариваемого акта арбитражным судам надлежит исходить из оценки его содержания, принимая во внимание также следующее.

Акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами и могут быть оспорены по правилам главы 24 АПК РФ.

С учетом изложенного, оспаривание в рамках настоящего иска постановления Администрации города Южно-Сахалинска от 08.05.2013 N 746-па «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска в границах: проспект Мира - ул. Крайняя - ул. Долинская - ул. Украинская - восточная граница города - ул. Детская - река Рогатка» соответствует установленной в гл. 24 АПК РФ подведомственности спора Арбитражному суду Сахалинской области, о чем также имеется позиция Пятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2018 N 05АП-4063/2018 по делу N А59-2550/2018, поддержанная Определением ВС РФ от 19.10.2018 года.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства представителя ответчика (Департамента) о прекращении производства по делу за неподведомственностью спора в этой части арбитражному суду и рассматривает спор по существу.

Судом из материалов дела установлено, что 15.03.2010 года ДАГУН г. Южно-Сахалинска с одной стороны и ООО «Лесное транспортно-торговое предприятие» (ООО «Лестрансторг») и ИП ФИО1 с другой стороны заключен договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора.

Предметом аренды является земельный участок с кадастровым номером 65:01:0316004:169 площадью 11057 кв. м. в <...>, категория земель – земли населенных пунктов.

Земельный участок предоставлен арендаторам под производственную базу.

Срок аренды – с 18.03.2009 по 31.12.2030 года.

Договор зарегистрирован в ЕГРПНИ 23.07.2010 года.

В соответствии с действовавшей на момент заключения договора аренды от 15.03.2010 года ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 27.12.2009 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что на момент заключения договора аренды земельного участка от 15.03.2010 года истец и ООО «Лестрансторг» обладали на праве собственности объектами недвижимого имущества согласно свидетельствам о регистрации права собственности:

-ООО «Лестрансторг» от 16.02.2009 года (т. д. 2, л. д. 8) на помещение площадью 481,8 кв. м.

-ООО «Лестрансторг» от 16.02.2009 года (т. д. 2, л. д. 9) на помещение площадью 5289, 2 кв. м.

-ООО «Лестрансторг» от 16.02.2009 года (т. д. 2, л. д. 10) на помещение площадью 131,9 кв. м.

-ООО «Лестрансторг» от 16.02.2009 года на помещение площадью 372,3 кв. м.

-ИП ФИО1 от 18.03.2009 года (т. д. 2, л. д. 11) на помещение площадью 3 517,5 кв. м.

-ИП ФИО1 от 18.03.2009 года на помещение площадью 1146,5 кв. м.

Всего истцу принадлежали помещения общей площадью 4664 кв. м.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым номером 65:01:0316004:169 площадью 11057 кв. м. последний поставлен на кадастровый учет 12.11.2008 года, как единый земельный участок (т. д. 2, л. д. 72-75).

Согласно кадастровому паспорту на объект (т. д. 2, л. д 53) в государственный кадастр недвижимости 13.04.2016 года внесена запись о постановке на кадастровый учет здания нежилого, наименование «главный корпус», площадь 4 664 кв. м. с кадастровым номером 65:01:0316004:935, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0316004:169 (т. д. 2. л. д. 53).

По данным ФКП Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Сахалинской области (т. д. 2, л. д. 55-60) основанием для внесения записи о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости - здания нежилого, наименование «главный корпус», площадь 4 664 кв. м. с кадастровым номером 65:01:0316004:935, послужил технический паспорт от 01.08.2008 года.

05.08.2016 года зарегистрировано право собственности истца на объект недвижимого имущества - «главный корпус», нежилое, площадь 4 664 кв. м. с кадастровым номером 65:01:0316004:935 (т. д. 2, л. д. 43).

По данным Единого государственного реестра недвижимости от 03.05.2018 (т. д. 2, л. д. 74) на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0316004:169 расположены объекты с кадастровыми номерами 65:01:0316004:935 (зарегистрирован за истцом на праве собственности 05.08.2016 года) и 65:01:0316004:616.

18.12.2017 года истец заявил об исключении его из договора аренды земельного участка от 15.03.2010 года, о чем имеется запись в ЕГРПНИ от 12.04.2018 года.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что на момент рассмотрения настоящего дела истец является собственником объекта недвижимого имущества - «главный корпус», нежилое, площадь 4 664 кв. м. с кадастровым номером 65:01:0316004:935 (право собственности от 05.08.2016 года), поставленного на кадастровый учет 13.04.2016 года и расположенного на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0316004:169.

Как указано выше, 08.05.2013 постановлением Администрации города Южно-Сахалинска № 746-па утвержден проект планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска в границах: проспект Мира - ул. Крайняя - ул. Долинская - ул. Украинская - восточная граница города - ул. Детская - река Рогатка», согласно которому земельный участок с кадастровым номером 65:01:0316004:169 указан в качестве единого земельного участка.

Считая незаконным установление в проекте планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска в границах: проспект Мира - ул. Крайняя - ул. Долинская - ул. Украинская - восточная граница города - ул. Детская - река Рогатка сведений о земельном участке с кадастровым номером 65:01:0316004:169, как едином земельном участке без учета находящегося на нем объекта недвижимого имущества истца с кадастровым номером 65:01:0316004:935 и без указания на возможность раздела указанного земельного участка, истец оспорил указанный проект планировки с проектом межевания, то есть фактически заявил о признании недействительным постановления Администрации города Южно-Сахалинска № 746-па от 08.05.2013 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска в границах: проспект Мира - ул. Крайняя - ул. Долинская - ул. Украинская - восточная граница города - ул. Детская - река Рогатка».

Фактически истец ставит под сомнение вопрос о законности Проекта планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска в границах: проспект Мира - ул. Крайняя - ул. Долинская - ул. Украинская - восточная граница города - ул. Детская - река Рогатка в части отсутствия в нем сведений о границах земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего истцу недвижимого имущества - «главный корпус», нежилое, площадь 4 664 кв. м. с кадастровым номером 65:01:0316004:935 (право собственности от 05.08.2016 года), поставленного на кадастровый учет 13.04.2016 года и расположенного на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0316004:169.

В порядке ст. 198-200 АПК РФ признание недействительными ненормативных правовых актов возможно в случае их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с действовавшими на момент принятия оспариваемого постановления Администрации города Южно-Сахалинска № 746-па «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска…» положениями ст. 41, 42, 43, 45, 46 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.

При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.

Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя:

1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;

2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.

Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.

Подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа.

Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются, в том числе границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.

В ст. 45 ГРК РФ указано, что решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления муниципального района обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании документов территориального планирования муниципального района, если такими документами предусмотрено размещение линейных объектов местного значения или объектов капитального строительства на межселенных территориях, а также на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий.

В случае принятия решения о подготовке документации по планировке территории уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района в течение десяти дней со дня принятия такого решения направляют уведомление о принятом решении главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых принято такое решение.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, заключенного по итогам размещения заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, за исключением случая, указанного в части 8.1 настоящей статьи.

Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления осуществляют проверку подготовленной на основании их решений документации по планировке территории на соответствие требованиям, указанным в части 10 настоящей статьи, в течение тридцати дней со дня поступления такой документации и по результатам проверки принимают решения о направлении такой документации соответственно в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, главе местной администрации на утверждение или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

Документация по планировке территории, подготовленная на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления муниципального района, до ее утверждения подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселения, городского округа, применительно к территориям которых разрабатывалась такая документация.

Документация по планировке территории, представленная уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, утверждается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации в течение четырнадцати дней со дня поступления указанной документации.

Документация по планировке территории, утверждаемая соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации муниципального района, направляется главе поселения, главе городского округа, применительно к территориям которых осуществлялась подготовка такой документации, в течение семи дней со дня ее утверждения.

Глава местной администрации обеспечивает опубликование указанной в части 15 настоящей статьи документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.

Особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа установлены в ст. 46 ГрК РФ и предусматривают, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса.

Указанное в части 1 настоящей статьи решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".

Со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.

Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.

Проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.

Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.

Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний.

Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".

Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

Орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний.

Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

Постановлением Мэра города Южно-Сахалинска от 10.07.2008 N 1589 (ред. от 01.09.2008) "О подготовке и утверждении документов территориального планирования и документации по планировке территорий городского округа "Город Южно-Сахалинск" Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска разрешено проведение работ по подготовке и утверждению документов территориального планирования и документации по планировке территорий городского округа "Город Южно-Сахалинск" в установленном законом порядке, в частности, Проекта планировки, проекта межевания территории северного жилого района в границах: проспект Мира - ул. Крайняя - ул. Долинская - ул. Украинская - восточная граница города - ул. Детская - река Рогатка.

Постановлением Администрации города Южно-Сахалинска от 30.09.2011 N 1786 "О проведении публичных слушаний по документации по планировке территорий города Южно-Сахалинска" назначено проведение публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории северного жилого района в границах: проспект Мира - ул. Крайняя - ул. Долинская - ул. Украинская - восточная граница города - ул. Детская - река Рогатка (далее - северный жилой район), определен срок проведения публичных слушаний по документации по планировке территорий северного жилого района и центральной части города Южно-Сахалинска в течение 2 месяцев с момента опубликования сообщения для жителей городского округа о времени и месте их проведения до даты опубликования заключения о результатах публичных слушаний в газете "Южно-Сахалинск сегодня", на сайте ДАГУН города Южно-Сахалинска (http://www.dagun.ru) в срок не менее чем за 10 дней до проведения публичных слушаний.

Установлен срок приема в письменном виде предложений по документации по планировке территорий северного жилого района и центральной части города Южно-Сахалинска - в течение 15 дней с момента опубликования материалов.

Порядок проведения публичных слушаний утвержден Решением Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" от 23.12.2009 N 52/5-09-4 "Об утверждении Положения о публичных слушаниях в городском округе "Город Южно-Сахалинск", согласно ст. 2 которого проекты планировки территорий и проекты межевания территорий отнесены к муниципальным правовым актам, проекты которых подлежат прохождению процедуру публичных слушаний.

Публичные слушания по проекту планировки и межевания северного района г. Южно-Сахалинска состоялись 20.03.2012 года, о чем представлен протокол публичных слушаний от 28.03.2012 года, итоговый документ о результатах публичных слушаний (заключение) от 28.03.2012 года опубликован в газете «Южно-Сахалинск сегодня».

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что установленный порядок принятия оспариваемого постановления Администрации города Южно-Сахалинска № 746-па «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска…» не нарушен, при проведении публичных слушаний заявитель с предложениями относительно спорного земельного участка не обращался.

На момент утверждения Проекта планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0316004:169 объект недвижимого имущества заявителя с кадастровым номером 65:01:0316004:935 не был учтен как самостоятельный, согласно материалам дела он был поставлен на кадастровый учет как объект недвижимости только 13.04.2016 года, а право собственности истца на него зарегистрировано 05.08.2016 года.

Изложенное означает, что истец стал собственником самостоятельного объекта недвижимости с кадастровым номером 65:01:0316004:935, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0316004:169 после принятия оспариваемого им ненормативного правового акта.

Доводы истца о том, что сам объект существовал ранее, до принятия ответчиком постановления Администрации города Южно-Сахалинска № 746-па «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска…» и имел инвентарный номер 10594, суд признает необоснованными, так как согласно представленным в материалы дела свидетельствам о регистрации права собственности в 2009 году у истца в собственности находились нежилые помещения общей площадью 4 664 кв. м., приобретенные им по договору, заключенному с ООО «Лестрансторг» 26.02.2009 года, предметом которого также являлись нежилые помещения с кадастровыми номерами 65-65-01/019/2009-075 и 65-65-01/019/2009-076, а не единый объект недвижимости.

Кроме того, до 01.01.2017 года, то есть на момент постановки объекта истца на кадастровый учет (13.04.2016 года) действовал Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном кадастре недвижимости", согласно ст. 1 которого государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, частей таких объектов недвижимости, объектов незавершенного строительства, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.

Изложенное означает, что дата постановки объекта истца с кадастровым номером 65:01:0316004:935 на кадастровый учет (13.04.2016 года) определяет дату существования такого объекта недвижимости, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что то обстоятельство, что в отношении спорного объекта недвижимости – главный корпус литер А с инвентарным номером 10594 площадью 4 664, 4 кв. м. представлен технический паспорт с указанными в нем сведениями о наличии свидетельства о государственной регистрации прав от 02.11.2001 года сери 65 номер 050938 не свидетельствует о существовании указанного объекта на момент принятия оспариваемого постановления, так как указанное свидетельство в материалы дела не представлено, а технический учет объекта в БТИ не свидетельствует о существовании такого объекта в качестве объекта гражданских правоотношений.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого заявителем постановления Администрации города Южно-Сахалинска № 746-па «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска…» недействительным, в связи с чем в удовлетворении иска в этой части отказывает.

При этом суд учитывает, что в силу положений части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Статьей 117 АПК РФ предусмотрена возможность восстановления процессуального срока по ходатайству лица, участвующего в деле, в случае признания арбитражным судом причин пропуска уважительными.

Согласно правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2013 N 1908-О, по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 АПК РФ для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.

Оспариваемое постановления датировано 08.05.2013 года, опубликовано "Южно-Сахалинск сегодня", N 30(976), 20.06.2013, в связи с чем заявитель мог своевременно узнать нарушении их прав и законных интересов и обратиться в суд с соответствующим иском.

Наличие обстоятельств, которые могли бы послужить основанием для восстановления срока на обжалование указанного постановления, заявителем не доказано, ходатайств о восстановлении срока не заявлено.

Пропуск процессуального срока на обращение в суд в отсутствие причин к его восстановлению является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя (Постановление Президиума ВАС РФ N 9316/05 от 31.01.2006).

Доводы жалобы о том, что заявитель не знал о том, что проект межевания нарушает его права, отклоняются судом, так как данное обстоятельство не свидетельствует об объективной невозможности обжаловать распоряжение в установленный законом срок.

Ссылки заявителя на то, что о нарушении своего права он узнал только после получения им технического паспорта объекта, суд признает несостоятельными, так как доказательства того, когда именно заявителем получен указанный технический паспорт не представлены, утверждая о существовании спорного объекта как самостоятельного с даты его постройки, заявитель не мог не знать об этом в 2009 году, приобретая по договору от 26.02.2009 года право собственности на отдельные нежилые помещения.

Рассмотрев требования заявителя о признании незаконными действий Департамента архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска в части отказа во внесении изменений в проект планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 746-ПА от 08.05.2013 и требования заявителя об обязании принять решение о внесении изменений в проект планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 746-ПА от 08.05.2013 в установленном ст. 45 ГрК РФ порядке, части раздела земельною участка с кадастровым номером 65:01:0316004:169 на два земельных участка – ответчиком привлечен Департамент архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска (далее – Департамент), суд приходит к следующему.

Как установлено судом, объект недвижимости истца с кадастровым номером 65:01:0316004:935 поставлен на кадастровый учет 13.04.2016 года, право собственности на него за истцом зарегистрировано в ЕГРПНИ 05.08.2016 года, указанный объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0316004:169.

Согласно договору аренды от 15.03.2010 года земельный участок с кадастровым номером 65:01:0316004:169 передан в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, участником которого истец являлся в период с 15.03.2010 до 12.04.2018 года (дата исключения в ЕГРПНИ сведений об истце, как арендаторе).

По данным ЕГРПНИ на земельном участке с кадастровым номером 65:01:0316004:169 расположен, помимо объекта истца, объект недвижимости с кадастровым номером 65:01:0316004:616.

24.10.2016 года Департамент землепользования г. Южно-Сахалинска в ответ на обращение истца сообщил истцу о том, что земельный участок с кадастровым номером 65:01:0316004:169 находится в аренде с множественностью лиц на стороне арендатора, в связи с чем для раздела земельного участка необходимо получить согласие всех арендаторов (т. д. 1, л. д. 29).

18.11.2016 года за вх. № 13580 истец обратился в адрес Департамента землепользования г. Южно-Сахалинска с заявлением об утверждении схемы раздела земельного участка (т. д. 1. л. д. 27).

В ответ на указанное заявление 19.12.2016 года Департамент землепользования г. Южно-Сахалинска сообщил истцу о том, что для раздела земельного участка, предоставленного в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, необходимо получить согласие арендаторов, а также представить схему расположения земельного участка, утверждение которой осуществляется в установленном постановлением Администрации г. Южно-Сахалинска от 14.07.2016 года № 2150-па порядке, который истцом не соблюден - заявление не соответствует формату (т. д. 1, л. д. 33-34).

30.01.2018 года Департамент землепользования г. Южно-Сахалинска сообщил истцу об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка в связи с тем, что в силу ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Поскольку проект межевания утвержден оспариваемым истцом в рамках настоящего дела постановлением, в утверждении схемы расположения земельного участка истцу отказано (т. д. 1, л. д. 39-40).

27.02.2018 года истец обратился в Департамент архитектуры и градостроительства с заявлением о внесении изменении в проект планировки с проектом межевания, указав, что он является собственником нежилого здания, как самостоятельного объекта, расположенного на земельном участке, раздел которого проектом межевания не предусмотрен (. т. д. 1, л. д. 41-42).

В ответ на указанное обращение 26.03.2018 года Департамент архитектуры и градостроительства сообщил истцу о том, что в силу ст. 45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическими лицами за счет их средств (т. д. 1. л. д. 43-44).

Оспаривая отказ Департамента архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска во внесении изменений в проект планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 746-ПА от 08.05.2013, истец просит признать его недействительным и обязать Департамент архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска принять решение о внесении изменений в проект планировки с проектом межевания в части раздела земельною участка с кадастровым номером 65:01:0316004:169 на два земельных участка согласно представленным истцом координатам.

Согласно подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, или утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 указанной статьи.

Соответствующий проект межевания в отношении спорного земельного участка утвержден.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утверждён проект межевания территории, является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.

Таким образом, наличие утверждённого проекта межевания территории, в границах которой расположен образуемый земельный участок, исключает необходимость утверждения схемы расположения этого земельного участка.

Соответственно, способом образования земельного участка, необходимого истцу в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, является внесение изменений в Проект планировки.

Подготовка и утверждение документации по планировке территории регламентированы статьёй 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Так, по общему правилу, решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Исключение составляют случаи, указанные в части 1.1 настоящей статьи, когда решения о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно:

1) лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления;

2) лицами, указанными в части 3 статьи 46.9 настоящего Кодекса;

3) правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции;

4) субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

В этих случаях подготовка документации по планировке территории осуществляется указанными лицами за счет их средств самостоятельно или привлекаемыми организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы указанных лиц на подготовку документации по планировке территории не подлежат возмещению за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Ссылаясь на указанные нормы права, истец указывает на отсутствие оснований для возложения на него обязанности осуществлять подготовку документации по планировке территории за счет его средств.

В то же время, в п. 8 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ указано, что подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи. Подготовка документации по планировке территории, в том числе предусматривающей размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

Как указано в ч. 21 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.

Особенности подготовки документации по планировке территории применительно к территориям поселения, городского округа, в соответствии с пунктом 13 приводимой нормы устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса, которая детально регламентирует данный процесс, предусматривая обязательность принятия соответствующим органом решения о подготовке документации по планировке территории, его опубликование в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, после которого физические или юридические лица вправе представить свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.

Далее орган местного самоуправления поселения осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, принимает соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении её на доработку.

Указанный порядок предусматривает обязательное прохождение проектов планировки территории и проектов межевания территории через публичные слушания, после чего утверждаются и публикуются.

Как уже было указано выше, по смыслу части 8 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления самостоятельно либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта иными лицами.

При этом совокупный анализ положений статей 45, 46 Кодекса показывает, что заинтересованное лицо может выступать инициатором подготовки документации по планировке территории и вносить свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории. Однако из указанных норм права не следует, что подаче такого предложения корреспондирует безусловная обязанность органа местного самоуправления принять решение о подготовке документации по планировке территории за счет бюджетных средств.

При этом следует учитывать, что действующее законодательство не содержит норм о том, что инициирование планирования территории влечет обязательное образование земельного участка и последующее его предоставление лицу, выступившему с предложением о планировке. Подача такого предложения и его дальнейшая реализация за собственный счет относится к предпринимательским рискам инициатора планировки территории.

Соответственно намерение заявителя получить земельный участок под принадлежащим ему объектом недвижимости с учетом действующего правового регулирования в области земельных отношений не свидетельствует о наличии органа местного самоуправления безусловной обязанности по подготовке документации по планировке территории в целях формирования границ возможного размещения земельного участка для строительства и дальнейшего принятия решения о проведении торгов.

С учетом изложенного, суд признает необоснованными требования истца в части признания незаконным отказа во внесении изменений в проект планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 746-ПА от 08.05.2013 и требования заявителя об обязании принять решение о внесении изменений в проект планировки с проектом межевания, в связи с чем в их удовлетворении также отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 197-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконным проекта планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 746-ПА от 08.05.2013. в части невозможности раздела земельного участка с кадастровым номером 65:01:0316004:169; о признании незаконным отказа Департамента архитектуры и градостроительства города Южно-Сахалинска о внесении изменений в проект планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 746-ПА от 08.05.2013 и обязании принять решение о внесении изменений в проект планировки с проектом межевания Северного жилого района города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением администрации города Южно-Сахалинска № 746-ПА от 08.05.2013 в установленном ст. 45 ГрК РФ порядке, части раздела земельною участка с кадастровым номером 65:01:0316004:169 на два земельных участка отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение одного месяца.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Судья О. А. Портнова