АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-559/2009
13 апреля 2009 года
Арбитражный суд Сахалинской области в составе:
Председательствующего судьи Дудиной С.Ф.,
При ведении протокола секретарем судебного заседания Сучковой Е.Б.,
Рассмотрев в судебном заседании дело по иску Сахалинской областной общественной организации « Сахалинский клуб служебного и декоративного собаководства»
К ответчику: Управлению Федеральной налоговой службы по Сахалинской области
О признании недействительным решения от 06.10.2006 № 97
При участии:
От истца – ФИО1 – директор; ФИО2 – по доверенности от 19.01.2009.
От ответчика – ФИО3 – по доверенности от 11.01.2009
У С Т А Н О В И Л:
Резолютивная часть решения от 13.04.2009. Полный текст решения от 13.04.2009.
Сахалинская областная общественная организация «Сахалинский клуб служебного и декоративного собаководства» ( далее – общественная организация, заявитель) обратилась в арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Сахалинской области ( далее – налоговый орган,ответчик)о признании незаконным решения № 97 от 06.10.2006 о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц общественной организации,а также об обязании ответчика внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц.
В обоснование заявленных требований и в судебном заседании заявитель указал на то,что фактически свою деятельность ни в 2005, ни в последующие годы не прекращал: проводятся выставки собак;производится уплата членских взносов членами общественной организации; оплата за аренду помещения, оплата за коммунальные услуги. Отчет о целевом использовании полученных средств за 2005 год направлен в Межрайонную Инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области; уведомлений от налогового органа о предстоящей ликвидации общественная организация не получала,вероятно,потому,что организация расположена в подвальном помещении жилого дома и не всегда корреспонденция доставляется им.
Заявитель просит восстановить срок для обращения в суд с настоящим заявлением,признать пропущенным его по уважительной причине,поскольку уведомление налогового органа о принятии спариваемого решения общественная организация не получала, о свом исключении из Единого государственного реестра юридических лиц стало известно от другой такой же общественной организации,которая зарегистрировалась в 2008 году и которой от налогового органа стало известно,что она единственная такая общественная организация. После этого заявитель истребовал у налогового органа соответствующие документы,из которых уже достоверно стало известно об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. О том,что об исключении ранее не было известно свидетельствуют сданный в налоговый орган бухгалтерский отчет за 2006 год , письмо в налоговый орган о том,что никакой предпринимательской деятельностью общественная организация в 2006 году не занималась.
Ответчик с доводами заявления не согласился, считает,что у налогового органа имелись формальные основания для исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц,поскольку заявитель в течение 12 месяцев не представлял налоговому органу налоговую отчетность. К функции налогового органа не относится установление ведения налогоплательщиком фактической деятельности. По поводу представления отчета формы № 6 за 2005 год,представитель ответчика пояснила,что не может ни подтвердить довод заявителя в этой части, ни опровергнуть его,так как из Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области в полном объеме не поступили истребованные документы, в то же время из документов заявителя следует,что заказное письмо с уведомлением получено налоговым органом.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 09.04.2009 до 9 час. и до 13.04.2009 до 12 часов.
Выслушав лиц,участвующих в деле,изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане,организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов,незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов,органов местного самоуправления,иных органов,должностных лиц,если полагают,что оспариваемый ненормативный правовой акт,решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ,незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов,органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в силу указанной нормы требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого нормативного акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня,когда гражданину,организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов,если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Исходя из пояснений заявителя по ходатайству о восстановлении пропущенного срока,представленных им доказательств в этой части, суд считает,что срок подачи для обращения в суд с заявлением пропущен по уважительной причине и восстанавливает его.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов,решений и действий (бездействия) государственных органов, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акт или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному правовому акту, а также устанавливает,нарушают ли оспариваемый акт,решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу правила,закрепленного в части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту ,законности принятия оспариваемого решения,совершения оспариваемых действий (бездействия),наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта,решения,совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств,послуживших основанием для принятия оспариваемого акта,решения,совершения оспариваемых действий (бездействия),возлагается на орган или лицо,которые приняли акт,решение или совершили действия (бездействие).
Из материалов дела следует,что 01 июля 2002 Управлением Федеральной налоговой службы по Сахалинской области зарегистрирована в качестве юридического лица Сахалинская областная общественная организация «Сахалинский клуб служебного и декоративного собаководства» за регистрационным номером 1046500000172.
В связи с непредставлением общественной организацией налоговой отчетности за 2005 год Управлением Федеральной налоговой службы по Сахалинской области, на основании представленной Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области справки от 29.09.2006 № 477-О ,вынесено решение № 97 от 06 октября 2006 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Данное решение опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» 11.10.2006 № 40 (часть 2).
28 февраля 2007 Управлением внесены сведения об исключении общественной организации из Единого государственного реестра юридических лиц,как юридического лица,фактически прекратившего свою деятельность.
Не согласившись с данный решением,общественная организация обратилась в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо ,которое в течение последних двенадцати месяцев,предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения,не представляло документы отчетности,предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операции хотя бы по одному банковскому счету,признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке,предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица,в течение трех дней с момента принятия такого решения.
В силу положений пункта 7 статьи 22 названного Федерального закона,если в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении не поступило заявление от юридического лица, в отношении которого принято данное решение , и (или) от его кредиторов либо иных лиц лиц,чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением организации из Единого государственного реестра юридических лиц,регистрирующий орган исключает недействующее юридического лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Между тем при рассмотрении вопроса о возможности применения данного способа прекращения деятельности юридического лица,исходя из конституционно-правового смысла положений статьи 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»,регистрирующий орган не может исключить юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц по одним лишь формальным основаниям, указанным в пункте 1 названной нормы права.
Из материалов дела следует,что действительно в течение последних двенадцати месяцев ,предшествующих моменту принятия налоговым органом решения от 28.04.2006 № 109 о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, общественная организация не в полном объеме представила налоговую отчетность , представила только отчет о целевом использовании полученных средств за 2005 год формы № 6,который направлен заказным письмом с уведомлением и получен 24.03.2006.
Кроме того,из в судебное заседание общественная организация представила следующие документов:
- журнала «Членские взносы»,из которого усматривается,что в 2005 году общественная организация принимала членские взносы;
- каталога выставки собак всех пород ранга САС «Кубок Сахалина 2005» , из которого следует,что общественная организация подготовила и провела 28-29 мая 2005 названную выставку;
- из платежных документов за 2005 год следует,что общественная организация в 2005 году перечисляла в финансовое управление администрации города Южно-Сахалинска арендные платежи; производила оплату выставленных ОАО «Сахалинэнерго» счетов за электроэнергию; оплачивало счета за коммунальные услуги ,тепло; за пользование телефоном.
Таким образом, представленные в совокупности доказательства свидетельствуют о том,что общественная организация не прекращала свою деятельность в 2005 году, фактически продолжала ее вести; информация о деятельности общественной организация в 2005 году направлялась в налоговый орган в виде отчета о целевом использовании полученных средств за 2005 год формы №6 и получена налоговым органом 24.03.2006, свидетельствуют о том,что налоговый орган только по формальным основаниям принял решение об исключении общественной организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании изложенного,суд находит заявление общественной организации подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Сахалинской областной общественной организации «Сахалинский клуб служебного и декоративного собаководства» восстановить срок для обращения в суд с заявлением.
Признать недействительным решение № 97 от 06.10.2006 Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области.
Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Сахалинской области внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр юридических лиц.
Сахалинской областной общественной организации «Сахалинский клуб служебного и декоративного собаководства» возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 рублей.
Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Дудина С.Ф.