АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-5668/2012
13 февраля 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 февраля 2013 года. Полный текст решения изготовлен 13 февраля 2013 года
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Шестопал И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Глазуновой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственной инспекции строительного надзора Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о привлечении открытого акционерного общества «Сахалин-Инжиниринг» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от Государственной инспекции строительного надзора Сахалинской области – руководитель инспекции ФИО1, действующая на основании распоряжения №89-к от 29.06.2012, ФИО2 по доверенности от 13.02.2013,
от открытого акционерного общества «Сахалин-Инжиниринг» – ФИО3 по доверенности от 07.02.2013 №77-1408,
У С Т А Н О В И Л :
Государственная инспекция строительного надзора Сахалинской области (далее – инспекция, административный орган, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Сахалин-Инжиниринг» (далее – общество, ОАО «Сахалин-Инжиниринг) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за строительство, реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство.
В обоснование заявленного требования указано, что в период времени с 10.12.2012 по 13.12.2012 инспекцией проводилась внеплановая выездная проверка в отношении общества на предмет наличия разрешения на строительство объекта капитального строительства «Группа многоквартирных жилых домов секционного типа, расположенная северо-западнее пересечения улицы имени Тельмана и улицы Физкультурной в городе Южно-Сахалинске. Вторая очередь строительства – строение 15».
В ходе проверки выявлено нарушение обществом части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, выразившееся в отсутствии разрешения на строительство объекта капитального строительства. Данное обстоятельство явилось основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении и обращения с настоящим заявлением в суд.
Представители инспекции в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель общества в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве, пояснил, что ни законный представитель общества, ни само общество о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не извещались.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Открытое акционерное общество «Сахалин-Инжиниринг» зарегистрировано в качестве юридического лица 11.11.1997 Администрацией города Южно-Сахалинска за регистрационным номером 1411, о чем Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам №1 по Сахалинской области 22.08.2002 внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером <***>, при постановке на учет в налоговом органе присвоен ИНН <***>.
Как видно из материалов дела, в период с 10.12.2012 по 13.12.2012 на основании приказа руководителя государственной инспекции строительного надзора Сахалинской области от 06.12.2012 №160, по согласованию с прокуратурой Сахалинской области (решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 06.12.2012 №7/2-11-2012) в связи проверкой фактов, изложенных в обращении генерального директора НП СРО «Сахалинстрой» ФИО4 от 21.11.2012 №00626, проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества на предмет наличия у последнего разрешения на строительство объекта капитального строительства «Группа многоквартирных жилых домов секционного типа, расположенная северо-западнее пересечения улицы имени Тельмана и улицы Физкультурной в городе Южно-Сахалинске. Вторая очередь строительства – строение 15». Согласно общему журналу работ по строительству указанного объекта застройщиком, заказчиком и лицом, осуществляющим строительство, является ОАО «Сахалин-Инжиниринг».
В результате проверки установлено, что на объекте капитального строительства «Группа многоквартирных жилых домов секционного типа, расположенная северо-западнее пересечения улицы имени Тельмана и улицы Физкультурной в городе Южно-Сахалинске, вторая очередь строительства – строение 15» выполнены следующие работы: БС 1 – фундаменты и стены цокольного этажа; БС 2 – фундаменты и обратная засыпка пазух; БС 3 – работы не начаты; БС 4, БС 5 – основание под фундаменты, так же на момент проверки велись работы по армированию стен цокольного этажа БС 2. Работы начаты 30.06.2012.
Согласно письма Администрации города Южно-Сахалинска от 28.11.2012 №014-11765 ОАО «Сахалин-Инжиниринг» выдано разрешение на строительство первой очереди объекта – строение 14 и здание насосной станции. Разрешение на строительство второй очереди объекта – строение 15 у общества отсутствовало.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 13.12.2012 №350-12.
По результатам проведенной проверки 13.12.2012 должностным лицом инспекции в отношении общества в присутствии защитника по доверенности от 27.01.2010 №77-1408 ФИО3 составлен протокол №45-12 об административном правонарушении, в котором действия общества квалифицированы по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ материалы административного производства переданы по подведомственности на рассмотрение в арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о привлечении ОАО «Сахалин-Инжиниринг» к административной ответственности.
Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления о привлечения общества к административной ответственности, исходя из следующего.
На основании статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности
Согласно статье 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В силу статьи 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 1.1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии со статьей 29.1 КоАП РФ, судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы.
На основании статьи 25.4 КоАП РФ, защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
На основании ст.25.5 КоАП РФ, для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Согласно статье 25.1 КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Как видно из материалов дела при проведении проверки присутствовал представитель общества по доверенности на участие в конкретной проверки от 06.12.2012 №25-1230 ФИО3
Доверенность от 06.12.2012 №25-1230 была выдана обществом ФИО3 только на представление интересов общества при проведении внеплановой проверки по приказу инспекции от 06.12.2012 №160 с конкретными полномочиями : с правом участия в проверки, дача объяснений в ходе проверки, предоставления документов и сведений, а также совершения иных действий, связанных с выполнением данного поручения.
Как видно из материалов дела, проверка деятельности общества инспекцией проводилась в рамках Федерального закона РФ от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее- Закон №294-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закона №294-ФЗ, для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, по обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда;
проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
В силу ст.ст.16 и 17 Закона №294-ФЗ, по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.
В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, внеплановая проверка в рамках Закона №294-ФЗ заканчивается составлением акта проверки и при необходимости выдачей предписания.
КоАП РФ регламентирует иные правоотношения, связанные с привлечением к административной ответственности за совершение правонарушений, связанных охраной и защитой личности, охраной прав и свобод человека и гражданина, охраной здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защитой общественной нравственности, охраной окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защитой законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
На основании ст.28.1 КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента как составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 настоящего Кодекса; так и составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В этой связи, протокол об административном правонарушении должен быть составлен при обязательном уведомлении о времени и месте его составления или самого общества или его законного представителя, чего сделано не было.
Способы такого уведомления содержатся в ст. 25.15 КоАП РФ,
Имеющаяся в деле доверенность на ФИО3 от 06.12.2012 №25-1230 не является доказательством уведомления общества о времени и месте составления протокола, тем более, что протокол об административном правонарушении был составлен не в месте выявления правонарушения и не в месте нахождения общества как юридического лица.
По доверенности от 27.01.2010 №77-1408, выданной обществом ФИО3, последний имеет статус защитника, а не законного представителя общества.
Указанная доверенность была выдана обществом представителю не на участие его в конкретном деле, а на общее представление интересов общества и была выдана до возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, т.е., она также не может служить доказательством уведомления общества и его законного представителя о времени и месте составления протокола.
При таких обстоятельствах, не известив надлежащим образом общество или его законного представителя о времени и месте составления протокола, должностным лицом инспекции 13.12.2012 в 11 часов 00 минут, т.е. через 10 минут после составления акта проверки (10-50) в присутствии представителя общества по общей доверенности ФИО3 был составлен протокол об административном правонарушении, чем было грубо нарушено административное законодательство.
Ссылка инспекции на положения ст.28.5 КоАП РФ о немедленном составлении протокола об административном правонарушении не исключает соблюдение обязанности должностного лица, уполномоченного составлять административный протокол, предусмотренной КоАП РФ о надлежащем уведомлении лица привлекаемого к административной ответственности о времени и месте составления протокола. Кроме того, нарушение срока составления протокола не является грубым нарушением КоАП РФ, которое может повлечь за собой отказ в привлечении к административной ответственности.
Более того, ст.27.1 КоАП РФ предоставляет административному органу широкие права в целях пресечения административного правонарушения, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, одним из которых выступает временный запрет деятельности.
На основании пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.04 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее – Постановление №10), нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 24 Постановления №10, при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ. В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ). Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя. Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Существенный же характер нарушений КоАП РФ определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В результате вышеуказанных действий административного органа юридическое лицо было лишено предоставленных ему КоАП РФ гарантий защиты, поскольку лицо, привлекаемое к административной ответственности, не могло квалифицировано возражать и давать объяснения по существу предъявленных обвинений.
Указанные процессуальные нарушения являются неустранимыми и существенными, не позволившими всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении и по своим последствиям не позволяют суду их устранить в ходе рассмотрения дела, что в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
В силу положений статьи 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Т.е. необходимо наличие не только законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
В процессе рассмотрения дела было установлено, что органом, составившем протокол об административном правонарушении, был нарушен порядок составления протокола, следовательно, протокол не может быть признан надлежащим доказательством по делу.
Отсутствие в деле протокола об административном правонарушении свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица состава правонарушения, что влечет безусловное прекращение производства по делу в рамках КоАП РФ и отказ в удовлетворении заявленных требований заявителя.
При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении заявления инспекции о привлечении ОАО «Сахалин-Инжиниринг» к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности либо об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Остальные доводы сторон, указанные ими в заявлении и возражениях на него не имеют правового значения для разрешения настоящего спора.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требования государственной инспекции строительного надзора Сахалинской области о привлечении открытого акционерного общества «Сахалин-Инжиниринг» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья И.Н. Шестопал