ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-5926/09 от 11.12.2009 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск Дело № А59-5926/2009

14 декабря 2009 года.

Резолютивная часть решения объявлена 11.12.2009г., мотивированное решение в полном объеме изготовлено 14.12.2009г.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Кучеренко С.О.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Кучеренко С.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Вихрь» о признании незаконным постановления Межрайонной ИФНС России №1 по Сахалинской области от 21.10.2009 № 298 о назначении административного наказания,

при участии:

от заявителя –ФИО1 по доверенности от 27.10.2009г.,

от инспекции – ФИО2 по доверенности от 09.11.2009г, ФИО3 по доверенности от 12.01.2009г.

У С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Вихрь» (далее – общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной ИФНС России №1 по Сахалинской области (далее – инспекция, административный орган) от 21.10.2009 № 298 о назначении административного наказания по статьей 15.1 Кодекса об административных правонарушениях России (далее КоАП РФ).

Представитель общества в судебном заседании поддержал заявленные требования, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения, поскольку в настоящий момент общество имеет все оправдательные документы.

Представители инспекции возражали против удовлетворения заявления по тем основаниям, что материалами проверки доказан факт совершения обществом административного правонарушения, оснований для отмены оспариваемого постановления не имеется.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании поручения № 6501/458 30 сентября 2009 года инспекцией проведена проверка порядка работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций, полноты учета выручки и соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно- кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в помещениях, арендуемых обществом по адресу: <...>.

В ходе проверки установлено, что обществом наличные денежные расчеты за проверяемый период с 01.01.2009 по 30.09.2009 велись при помощи ККТ «Меркурий 130-К» заводской номер 7300645, с которой был снят фискальный отчет. Согласно данным фискальной памяти ККТ «Меркурий 130-К» и журнала кассира-операциониста сумма выручки за 05.08.2009 составила 7 450 руб., в кассу общество согласно данных приходных кассовых ордеров и кассовой книги поступила и оприходована выручка в сумме 7 150 руб. Также согласно данным фискальной памяти и журнала кассира-операциониста сумма выручки за 31.08.2009 составила 18130 руб., в то время как по данным приходных кассовых ордеров от 31.08.2009 №№ 862-871 и кассовой книги сумма оприходованной выручки составила 17 230 руб. В результате были нарушены положения Порядка ведения кассовых операций Российской Федерации от 22.09.1993 №40, Методических рекомендаций по использованию данных учета выручки, полученных с применением контрольно-кассовых машин от 18.08.1993 № 51.

В ходе составления протокола в своих объяснениях законный представитель общества пояснила, что 05.08.2009 не был проведен приходно-кассовый ордер на сумму 300 руб. в связи с тем, что сумма была пробита ошибочно, должен был быть оформлен возврат, что и было сделано, но позже. 31.08.2009 приходно-кассовый ордер на сумму 900 рублей не выписывался, поскольку также оформлялся возврат. Операции по возврату были оформлены неверно, но все денежные средства были внесены в кассу.

Постановлением начальника Межрайонной ИФНС России №1 по Сахалинской области от 21.10.2009 № 298 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 40 000 рублей.

Считая данное постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В статье 15.1 КоАП РФ установлена ответственность в виде наложения

административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдение прядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

В соответствии с пунктом 1 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации ( далее- Порядок), утвержденного решением совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 № 40, предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.

В соответствии с п.3 раздела 1 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.

Согласно пункту 13 Порядка прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

В силу пунктом 22 и 24 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производится кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку кассовой книга.

Названные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.

Таким образом, налоговым органом обоснованно установлено неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности.

В соответствии с нормами законодательства организация может осуществить выдачу денежных средств за возвращенный товар из денежного ящика контрольно-кассовой машины или кассы организации. Порядок осуществления возврата денежных средств из денежного ящика контрольно-кассовой машины определен Типовыми Правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Минфином РФ 30.08.1993 № 104, Правила осуществления выдачи наличных денежных средств описаны в Порядке ведения кассовых операций, утвержденном Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 № 40.

Данные Правила предусматривают, что возврат денежных средств за возвращенный товар возможен только при наличии ошибочно или излишне пробитого фискального чека, который погашается, наклеивается на лист бумаги и вместе с актом по форме КМ-3 сдается в бухгалтерию, где они должны храниться при текстовых документах за данное число. Акт составляется в одно экземпляре, подписывается ответственными лицами комиссии.

Суммы, выплаченные по возвращенным покупателями и неиспользованным кассовым чекам, записываются в графу 15 книги кассира-операциониста, и на итоговую сумму уменьшается сумма выручки на день подобная операция осуществляется и в случае ошибки кассира-операциониста при вводе большей суммы и невозможности погашения чека в течение смены.

Применение Унифицированной формы №КМ-3 осуществляется в соответствии с Указаниями по ее применению и заполнению, утвержденными Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132, а именно, форма №КМ-3 применяется в организациях для оформления возврата денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам. В акте должен быть отражен номер и сумма каждого чека. Акт составляется в одном экземпляре членами комиссии.

По истечении рабочего дня и закрытия выручки на операционной кассе возврат денег осуществляется из главной кассы организации в установленном порядке. Порядок оформления возврата товара покупателем не в день покупки (по истечении рабочего дня после закрытия смены и снятия Z-отчета) определен пунктами 14-16 Порядка.

В соответствии с указанным Порядком, возврат денег осуществляется только из главной кассы организации на основании письменного заявления покупателя с указанием фамилии и только при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Для возврата денег составляется приходно-кассовый ордер по форме КО-2. Он выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается руководителем организации и главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, регистрируется в журнале приходных и расходных документов.

При возврате товара организация может пробить чек «Возврат» (экземпляры чеков приложены к актам возврата от 05.08.2009 и 31.08.2009), однако данный чек является сервисным, его данные в соответствии с Техническим требованиями к фискальной памяти электронных ККМ, утвержденными Протоколом ГМЭК от 23.06.1995 № 5/21-95, не подлежат регистрации в фискальной памяти чека и такой чек не может являться оправдательным документом при выплате денежных средств из денежного ящика ККМ.

При оформлении актов возврата наличных денежных средств от 05.08.2009 и 31.08.2009 обществом не были соблюдены требования к оформлению акта КМ-3, не были приложены фискальные кассовые чеки от 05.08.2009 и 31.08.2009, отметки о возврате денежных средства, произведенные 05.08.2009 и 31.08.2009 в журнале кассира-операциониста за указанные дни отсутствуют, следовательно, акты формы КМ-3 от 05.08.2009 и 31.08.2009 не могут приняты в качестве доказательств полного оприходования денежной наличности в кассу предприятия.

Также общество не воспользовалось своим правом произвести возврат наличных денежных средств из кассы путем оформления расходного кассового ордера.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что, заявитель не принял необходимых, разумных и достаточных мер для предотвращения выявленного проверкой нарушения, что свидетельствует о наличии вины заявителя в совершении предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ административного правонарушения.

При таких обстоятельствах и имеющихся в деле доказательств инспекция правомерно установила в действиях общества наличие состава вмененного административного правонарушения. Соответственно, у административного органа имелись законные основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной данной нормой.

Иные доводы участвующих в деле лиц суд не принимает как не влияющие на исход по настоящему делу.

В ходе проверки соблюдения инспекцией процессуальных требований административного производства, сроков давности привлечения к административной ответственности, нарушений не выявлено. Составление протокола об административном правонарушении и вынесение в отношении общества постановления о назначении административного наказания осуществлено уполномоченным органом в установленные законодательством сроки с соблюдением предоставляемых привлекаемому к ответственности лицу административным законодательством прав.

Проверив порядок определения размера наказания при вынесении оспариваемого постановления, судом установлено, что инспекцией учтены все обстоятельства, имеющие значение по данному административному делу, в связи с чем, наказание назначено в минимальном размере санкции статьи 15.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд находит постановление от 21.10.2009 № 298 о назначении административного наказания законным и обоснованным.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Согласно материалам дела при обращении в суд с настоящим заявлением обществом уплачено 2 000 рублей государственной пошлины по платежному поручению № 476 от 26.10.2009.

Частью 4 статьи 208 АПК РФ предусмотрено, что заявление об оспаривании решения административного органа государственной пошлиной не облагается.

Учитывая изложенное, суд возвращает обществу из федерального бюджета уплаченные 2 000 рублей госпошлины.

Руководствуясь статьями 104, 167–170, 176, 211 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Вихрь» о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Сахалинской области от 21.10.2009 № 298 о назначении административного наказания отказать полностью.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Вихрь» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей, уплаченную по платежному поручению № 476 от 26.10.2009. Заявителю выдать справку на возврат госпошлины.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья С.О. Кучеренко