ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-5955/2017 от 29.03.2018 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Коммунистический проспект, д. 28, г. Южно-Сахалинск, 693000

тел./факс 460-945, http://sakhalin.arbitr.ru, info@sakhalin.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Южно-Сахалинск Дело №А59-5955/2017

2 апреля 2018 года

Резолютивная часть решения суда объявлена 29.03.2018, решение в полном объеме изготовлено 02.04.2018.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Веретенникова И.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Барановой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению

Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Сахалинской области (ОГРН 1116501000110 ИНН 6501232772, адрес регистрации: 693000, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Карла Маркса, д.16)

к обществу с ограниченной ответственностью «Сахалин-Клининг-Сервис» (ОГРН 1036500625215 ИНН 6501146386, адрес регистрации: 693023, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, ул. Амурская, д.187, корп. 2)

о взыскании неустойки (штрафа) по государственному контракту в размере 93 878 рублей,

при участии:

от истца: Махониной Н.В. по доверенности № 46 от 10.01.2018;

от ответчика: представитель не явился.

У С Т А Н О В И Л:

Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Сахалинской области (далее – СУ СК России по Сахалинской области, истец) обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Сахалин-Клининг-Сервис» (далее – ООО «Сахалин-Клининг-Сервис», ответчик) о взыскании штрафа по государственному контракту № 288/02.17 от 28 февраля 2017 года (далее - Контракт) в сумме 93 878 рублей.

В обоснование исковых требований, истцом, со ссылками на пункты1.2, 3.1, 4.3.2 Контракта указано на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств. В связи с чем, истец обратился за взысканием штрафа.

Ответчик, уведомленный о дате и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, участие своего представителя не обеспечил. В отзыве на иск просил снизить размер штрафа.

Суд, руководствуясь ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассматривает дело в отсутствие ответчика.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителя истца, суд приходит к следующему.

28.02.2017 между СУ СК России по Сахалинской области
и ООО «Сахалин-Клининг-Сервис» заключен государственный контракт
№ 288/02.17, согласно которому Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по комплексной уборке помещений и прилегающей территории Заказчика, согласно Приложению № 1, а Заказчик обязуется принять и оплатить их (пункт 1.1 контракта).

Техническим заданием (Приложение к Контракту) стороны согласовали перечень объектов, площадей помещений, прилегающей территории, подлежащих уборке, перечень и периодичность услуг по уборке, а также требования к материалам, средствам и персоналу при проведении комплексной уборки помещений.

Согласно пункту 2.1 Контракта его цена составляет 938 780 рублей.

Приемка оказанных услуг в части соответствия их объема и качества требованиям, установленным в Контракте, производится Заказчиком ежемесячно, по окончании срока оказания услуг.

Не позднее трех рабочих дней после получения от Исполнителя отчетной документации, Заказчик рассматривает результаты, осуществляет приемку услуг на предмет соответствия их объема и качества требованиям Контракта.

В случае обнаружения несоответствия оказанных услуг требованиям Контракта, Заказчик приостанавливает приемку оказанных услуг и составляет акт отказа от приемки оказанных услуг с уведомлением Исполнителя в течение 1 рабочего дня с момента подписания акта.

Отказ от приемки оказанных услуг оформляется двусторонним актом, составленным в произвольной форме, с указанием перечня недостатков, условиями и сроками их устранения. При немотивированном отказе представителя Исполнителя от подписания акта, ненадлежащее качество оказанных услуг подтверждается актом, подписанным Заказчиком в одностороннем порядке (пункты 3.1, 3.3, 3.6, 3.7 контракта).

Пунктом 4.1 контракта стороны предусмотрели, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Контракту стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Контрактом.

В соответствии с пунктом 4.3.2 контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей,

Штраф, начисляемый за ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, устанавливается в размере 93 878 рублей (пункт 4.3.3 Контракта).

31.10.2017 года истцом составлен акт отказа от приемки оказанных услуг, поскольку Исполнителем не производилась уборка помещений Курильского межрайонного следственного отдела в пгт. Южно-Курильск с 01.10.2017 по 31.10.2017, следственного отдела по городу Корсаков с 16.10.2017 по 31.10.2017, следственного отдела по Ногликскому району с 16.10.2017 по 31.10.2017 (л.д. 33).

Исполнителем Заказчику направлен акт и счет-фактура № 313 от 31.10.2017, согласно которым не оказанные услуги оплате не подлежат (л.д. 29-30).

14.11.2017 Заказчик направил в адрес ООО «Сахалин-Клининг-Сервис» претензии по государственному контракту о перечислении штрафа в размере 93 878 рублей за нарушение условий контракта, ненадлежащее исполнения обязательств в октябре 2017 года (л.д. 34).

Поскольку требования СУ СК России по Сахалинской области не были удовлетворены добровольно, истец обратился в суд с настоящим иском.

В соответствии с частью 8 статьи 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Частью 8 статьи 34 этого же Федерального закона предусмотрено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Возникшие из спорного контракта правоотношения сторон квалифицируются как отношения по оказанию услуг, регулируемые 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также общими нормами об обязательственных отношениях и договорах Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершать определенные действия или осуществлять определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно пункту 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. При этом по смыслу статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации оплате подлежат определенные действия или конкретная деятельность, указанные в договоре либо других совместных документах сторон или соответствующие практике отношений сторон, их поведения, обычаям делового оборота.

В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Ненадлежащее исполнение ООО «Сахалин-Клининг-Сервис» своих обязанностей по Контракту от 28.02.2017 подтверждено представленным в материалы дела актом отказа от приемки оказанных услуг, составленными на основании пункта 3.7 контракта, претензией СУ СК России по Сахалинской области исх. № 206-24-2017 от 14.11.2017.

Ответчиком не оспаривается, что обязательства по контракту в спорный период надлежащим образом не исполнены, услуги по уборке оказаны с нарушением условий Технического задания в части некоторых помещений и территории, эксплуатируемых заказчиком, а также перечня и периодичности услуг, что установлено сторонами в акте отказа от приемки оказанных услуг за октябрь 2017 года.

На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

В соответствии со статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан уплатить кредитору неустойку в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Пунктом 4 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с пунктами 6, 8 указанной статьи Закона в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации от 25 ноября 2013 года № 1063.

С учетом изложенного суд полагает, что согласованный сторонами в пункте 4.3.3 контракта размер штрафа в размере 93 878 рублей полностью соответствует требованиям Закона о контрактной системе и Правил № 1063.

Согласно позиции истца, изложенной в исковом заявлении, СУ СК России по Сахалинской области просит взыскать штраф в размере 93 878 рублей за зафиксированный факт неисполнения обязательств по Контракту.

Ответчик в своем отзыве не отрицает факт неоказания услуг, ходатайствует об уменьшении размера неустойки в виду его несоразмерности.

При разрешении заявленного ответчиком ходатайства о снижении размера неустойки, судом принимается во внимание следующее.

Пленум Верховного Суда РФ в пункте 75 Постановления № 7 от 24 марта 2016 года «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснил, что при оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 декабря 2000 года № 263-О, задача суда состоит в устранении явной несоразмерности договорной ответственности. Суд может лишь уменьшить размер неустойки до пределов, при которых она перестанет быть явно несоразмерной, причем указанные пределы суд определяет в силу обстоятельств конкретного дела и по своему внутреннему убеждению.

Сложившаяся правоприменительная практика исходит из того, что договорная неустойка не должна являться способом получения прибыли от контрагента и должна быть направлена на соблюдение баланса интересов контрагентов гражданско-правовой сделки. Поэтому при определении подлежащей взысканию неустойки суд должен установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и отрицательными последствиями, наступившими для кредитора в результате нарушения обязательства.

Судом учитывается, что при исчислении неустойки согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 года № 1063, ее размер является значительным.

При разрешении ходатайства истца судом принимаются во внимание все обстоятельства дела: отсутствие в тексте иска аргументов истца, указывающих на негативные последствия, вызванные нарушением ответчиком сроков исполнения контракта; истец не ссылается на наличие у него убытков, вызванных нарушением обязательства со стороны ответчика, или возможность возникновения таких убытков; то обстоятельство, что истец не осуществляет предпринимательскую деятельность, и взыскание в его пользу неустойки не будет являться никакой компенсацией для истца, а ответчик осуществляет предпринимательскую деятельность; исходя из необходимости соблюдения реального баланса интересов сторон, суд полагает необходимым снизить размер подлежащей взысканию неустойки, полагая заявленные требования чрезмерными.

При разрешении ходатайства о снижении неустойки судом принимается во внимание цена контракта 938 780 рублей и объем услуг, которые ООО «Сахалин-Клининг-Сервис» обязано было осуществить по данному контракту. Так, в течение 10 месяцев (с даты подписания контракта по окончания финансового года) Исполнитель обязан был обеспечить уборку помещений 17-ти структурных подразделений Заказчика, расположенных в районах Сахалинской области, на площади 2 761,12 кв. метров и 50 кв. метров прилегающей территории следственного отдела по Анивскому району. При этом ответчик допустил нарушение уборки в помещении трех отделов в октябре 2017 года.

Так же судом учитывается, что взыскание с Исполнителя штрафа в размере 93 878 рублей направлено не на восстановление в той или иной степени имущественного положения Заказчика (компенсационная функция неустойки), а на его обогащение, так как исполнитель уже фактически понес финансовые неблагоприятные последствия ненадлежащего исполнения им обязательств (стороны вычли из причитающихся к оплате в пользу Исполнителя денежных средств сумму 12 017,83 рублей, как следует из акта выполненных работ и платежного поручения).

При определении размера штрафа подлежащего взысканию суд исходит из того что, по отношению к сумме контракта, штраф в сумме 93 878 рублей, составляет 10 % от стоимости контракта, что свидетельствует о явной его несоразмерности и чрезмерности.

Суд полагает возможным определить величину штрафа, достаточного для компенсации потерь истца, в сумме 10 000 рублей.

Поскольку истец при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины в силу закона, в этой связи в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российский Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Сахалинской области удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сахалин-Клининг-Сервис» в пользу Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Сахалинской области неустойку по государственному контракту № 288/02.17 от 28 февраля 2017 года в размере 10 000 рублей (десять тысяч рублей).

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сахалин-Клининг-Сервис» государственную пошлину в доход государства в федеральный бюджет в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья И.Н. Веретенников