АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Р Е Ш Е Н И Е
Резолютивная часть решения объявлена 26.05.2015. Решение в полном объеме изготовлено 02.06.2015.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Аникиной Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Балюковой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Территориального управления Росимущества в Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Администрации г.Южно-Сахалинска (ОГРН <***>, ИНН <***>), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области о понуждении произвести государственную регистрацию перехода права муниципальной собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ул. 2-я Набережная, 2А, п/р Луговое, г.Южно-Сахалинск, Сахалинская область,
при участии: от истца - ФИО1 по дов. от 12.01.2015 №1;
от ответчиков – ФИО2 по дов. от 12.01.2015; ФИО3 по дов. от 31.12.2014 №36;
У С Т А Н О В И Л:
Территориальное управление Росимущества в Сахалинской области (далее – истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к Администрации г.Южно- Сахалинска, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области о понуждении произвести государственную регистрацию перехода права муниципальной собственности на жилой дом, расположенный по адресу: ул. 2-я Набережная, 2А, п/р Луговое, г.Южно-Сахалинск, Сахалинская область.
В обоснование исковые требований указано, что 13.03.2014 истцом издано распоряжение № 56 –р «О безвозмездной передаче имущества , составляющего казну Российской Федерации , в собственность городского округа «Город Южно-Сахалинск», а именно, жилого дома , расположенного по адресу: г.Южно-Сахалинск, п/р Луговое, 2-я Набережная , 2а, площадью 458,4 кв.м. 17.03.2014 письмом от 13.03.2014 № 1107-6, указанное распоряжение с актами приема-передачи имущества направлены в администрацию городского округа «Город Южно-Сахалинск». В установленный распоряжением срок возражения относительно принятия имущества в муниципальную собственность, равно как и подписанные акты приема-передачи имущества истцу не поступили.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержала.
Ответчик Администрация города Южно-Сахалинска в отзыве на иск не согласно с заявленными исковыми требованиями. Указал, что акт приема-передачи имущества ответчиком не подписан по причине отсутствия документов на инженерную инфраструктуру к дому. Администрацией в адрес истца направлялись письма о необходимости предоставления документов, необходимых для проведения оценки технического состояния передаваемого имущества в муниципальную собственность для подготовки проекта решения Городской Думы г.Южно-Сахалинска, однако до настоящего времени необходимые документы ответчику не поступили.
Представитель ответчика в судебном заседании позицию поддержала.
Определением суда от 27.04.2015 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по Сахалинской области.
Управление Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по Сахалинской области в судебном заседании полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права 65 АА 091805 от 18.02.2013 в собственности Российской Федерации находится жилой дом, расположенный пор адресу: г.Южно-Сахалинск, п/р Луговое, ул.2-я Набережная, общей площадью 458,4 кв.м.
Распоряжением от 13.03.2014 № 56-р «О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность городского округа «Город Южно-Сахалинск» Территориального управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области прекращено право собственности Российской Федерации на указанное имущество, принято решение передать имущество в собственность городского округа «Город Южно-Сахалинск», администрации г.Южно-Сахалинска предписано в течение 3-х недель с момента издания распоряжения принять по акту приема-передачи имущество.
Письмом от 13.03.2014 № 1107-06 истцом ответчику направлен акт приема-передачи спорного имущества в муниципальную собственность.
В связи с тем, что ответчиком в установленный в распоряжении срок акт не подписан, он утвержден управлением в одностороннем порядке и вновь направлен ответчику.
Письмом от 14.05.2014 указанный акт ответчиком возвращен истцу с обоснованием незаконности утверждения акта в одностороннем порядке, поскольку , в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации безвозмездная передача имущества в муниципальную собственность в связи с разграничением полномочий предполагает волеизъявление в виде решения Городской Думы города Южно-Сахалинска.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в суд.
В силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность» и приложения № 3 объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, в частности жилищный фонд, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно абзацу 6 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ на федеральные органы исполнительной власти возлагается обязанность передать, а на органы местного самоуправления соответственно принять федеральное имущество на основании решений Правительства Российской Федерации в трехнедельный срок после принятия решения, но не позднее 30 ноября 2005 года.
Таким образом, передача (прием) федерального имущества, поименованного в названных перечнях, должна была быть осуществлена в силу прямого указания закона.
В силу пунктов 4, 6 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержание муниципального жилого фонда, отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Таким образом, органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в статье 154 Закона № 122-ФЗ решений в соответствии с передаточным актом.
При таких обстоятельствах, учитывая то, что спорное имущество относится к объектам муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона, находится на территории муниципального образования, Управление, по мнению суда, обоснованно, во исполнение Постановления № 3020-1 и Закона № 122-ФЗ, приняло решение о передаче спорного имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность.
При этом указанные выводы вопреки доводам Администрации не противоречат правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 04.12.07 № 828-О-П, содержащем толкование положений ч. 11 ст. 154 Закона № 122-ФЗ.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 07.12.06 г. N 542-О необходимость волеизъявления органа местного самоуправления распространяется только на случаи принятия решения об изъятии и передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ или в собственность РФ, тогда как по настоящему спору Администрация ссылается на необходимость такого волеизъявления при передаче имущества, находящегося в собственности РФ, в муниципальную собственность, что, по мнению суда, является неправомерным.
По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 04.12.2007 N 828-О-П, процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества. Возражая относительно передачи спорного имущества, ответчик не указал на наличие этих обстоятельств и не подтвердил их.
То обстоятельство, что истцом ответчику не было передано какой -либо технической документации таковым не является.
При этом, установленный Законом № 122-ФЗ порядок передачи имущества предусматривает передачу не только технически исправных объектов, приемка последних производится независимо от их технического состояния.
В соответствии с подпунктами 1, 2 статьи 17 Закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В соответствии со статьей 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии со статьей 16 Федерального закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
При уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны
Ответчик действий, направленных на государственную регистрацию перехода права собственности на все спорный объект не совершил.
В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности (п. 3 ст. 165, п. 3 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации, абз. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Согласно п. 3 ст. 551 Гражданского кодекса Российской Федерации суд выносит решение о государственной регистрации, позволяющее истцу осуществить в соответствии с данным решением государственную регистрацию без участия уклоняющейся стороны.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела основанием для возникновения права муниципальной собственности города Южно-Сахалинска на спорное имущество являются указанное выше распоряжение Управления № 56-р.
Учитывая изложенное, суд находит обоснованным предъявление настоящих исковых требований к Администрации, Управление Федеральной службы государственной регистрации , кадастра и картографии по Сахалинской области в данном случае, по мнению суда, является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем , в удовлетворении исковых требований к нему надлежит отказать.
Учитывая установленные судом обстоятельства, а также то, что Администрацией действий по регистрации перехода права собственности на спорное имуществом в установленный распоряжением срок не предпринято, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176 АПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Зарегистрировать переход права собственности к муниципальному образованию «Город Южно-Сахалинск» права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества: жилой дом, назначение жилое, 2-х этажный, общая площадь 458, 4 кв.м.инв.№10992, лит.А, адрес местонахождение объекта :Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, п/р Луговое, ул. 2-я Набережная, д. 2-А.
В удовлетворении исковых требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области – отказать.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента изготовления в полном объеме через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья Н.А.Аникина