Арбитражный суд Сахалинской области
Коммунистический проспект, 28, Южно-Сахалинск, 693000,
www.sakhalin.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск
10 февраля 2020 года Дело № А59-6020/2019
Резолютивная часть оглашена 04.02.2020, решение в полном объеме изготовлено 10.02.2020.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Логиновой Е.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Забродиной В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Рос Шельф» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Министерству строительства Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) с учетом уточнений от 10.12.2019 о признании незаконным решения комиссии Министерства строительства Сахалинской области, оформленное протоколом № 4 от 18.09.2019, в части снижения субсидии с 18 893 014 рублей 07 копеек до 6 670 032 рублей 48 копеек, а также возложении обязанности в течение 10 дней с момента вынесения судебного решения по делу предоставить обществу субсидию согласно поданных документов на сумму 12 222 981 рублей 59 копеек,
при участии:
от ООО «Рос Шельф»– ФИО1, по доверенности от 01.11.2019;
от Министерства строительства Сахалинской области – ФИО2, по доверенности от 16.01.2020;
от АО «Сахалинское ипотечное агентство» – представитель не явился,
У С Т А Н О В И Л :
Общество с ограниченной ответственностью «Рос Шельф» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Министерству строительства Сахалинской области (далее - министерство) о признании недействительным решения, оформленного протоколом № 4 от 18.09.2019, и возложении обязанности принять решение в соответствии с Порядком предоставления субсидии № 161 от 07.04.2017.
Определением суда от 08.10.2018 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу, назначено предварительное судебное заседание на 06.11.2019 на 10 час. 30 мин. Определением от 06.11.2019 предварительное судебное заседание отложено в связи с неисполнением министерством определения суда от 06.11.2019 и истребованием у министерства документов, на основании которых принято оспариваемое решение. Определением от 28.11.2019 дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании на 17.12.2019 на 10 час. 30 мин. Определением от 17.12.2019 судебное разбирательство отложено до 15.01.2020 до 11 час. 30 мин. Одновременно судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя привлечено АО «Сахалинское ипотечное агентство». Определением от 15.01.2020 судебное разбирательство отложено до 04.02.2020 до 11 час. 00 мин.
В обоснование заявленных требований общество в заявлении и его представитель в судебном заседании указали, что министерством не обосновано не компенсированы посредством выделения субсидии расходы общества на доставку строительных материалов для строительства многоквартирных жилых домов на территории Курильских островов в сумме 12 222 981 рублей 59 копеек. Данная сумма расходов является расходами общества независимо от того, что данная сумма была оплачена за общество его контрагентом - АО «Сахалинское ипотечное агентство», по обращению общества и в связи с наличием у АО «Сахалинское ипотечное агентство» перед обществом денежных обязательств. Таким образом факт оплаты перевозчику общества услуг перевозки за общество его контрагентом, у которого были денежные обязательства перед обществом и в счет оплаты данных обязательств, свидетельствует о том, что именно обществом понесены расходы на перевозку материалов на территорию Курильских островов. В этой связи отказ министерства субсидировать данные расходы по причине того, что они за общество оплачены иным лицом, не соответствует действующему на территории Сахалинской области порядку предоставления субсидии, положениям гражданского законодательства РФ, а также нарушает права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Министерство в отзыве и его представитель в судебном заседании с требованиями общества не согласились, указали, что общество обратилось в министерство с заявкой на получение субсидии в размере 18 893 014 рублей 07 копеек. По результатам рассмотрения заявки комиссия министерства приняла решение выделить обществу субсидию в размере 6 670 032 рублей 48 копеек, что составляет 95% от суммы подтвержденных обществом и произведенных им затрат (7 021 086 рублей 82 копейки (платежные поручения от 27.12.2018 № 1653, от 16.04.2019 №№ 272, 273). Между обществом и министерством было заключено соглашение о предоставлении субсидии. Таким образом отрицательного решения по заявке общества министерством не принималось. В этой связи, по мнению министерства, отсутствует предмет спора. Сумма, превышающая 6 670 032 рублей 48 копеек, не относится к фактически произведенным обществом расходам, поскольку обществом не представлены доказательства того, что именно общество оплачивало услуги перевозчиков. В подтверждении факта оплаты услуг перевозчиков обществом были представлены три платежных поручения от 27.12.2018 № 1653, от 16.04.2019 №№ 272, 273, в которых плательщиком выступало общество. Данные платежные поручения и были приняты комиссией, как документы, подтверждающие расходы общества на перевозку. По платежным поручениям от 22.08.2019 №№ 868, 869 плательщиком является не общество, а АО «Сахалинское ипотечное агентство», в связи с чем позиция общества о необходимости компенсации сумм, указанных в данных платежных поручениях, как сумм расходов, понесенных обществом, основано, по мнению министерства, на ошибочном понимании и толковании норм, закрепленных в постановлении Правительства Сахалинской области от 22.05.2017 № 225.
АО «Сахалинское ипотечное агентство», привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, в отзыве поддержало позицию заявителя, указав, что АО «Сахалинское ипотечное агентство» с обществом, как подрядчиком, заключено ряд контрактов на строительство многоквартирных жилых домов в с. Китовое «под ключ» №№ 299/17 от 04.09.2017, 300/17 от 04.09.2017, 370/18 от 22.01.2018. Условиями контрактов предусмотрена выплата авансов, также предусмотрена возможность на основании письменного обращения общества производить оплату работ, услуг, товаров, материалов сторонним организациям за общество. При этом суммы оплат сторонним организациям учитываются АО «Сахалинское ипотечное агентство» и удерживаются из очередных выполнений или при окончательном расчете по усмотрению АО «Сахалинское ипотечное агентство». Таким образом, несмотря на тот факт, что затраты, связанные с транспортными расходами по доставке строительных материалов и строительных механизмов (техники), используемых при строительстве многоквартирных жилых домов в с. Китовое Курильского района в рамках контрактов с обществом были изначально оплачены АО «Сахалинское ипотечное агентство», они являются затратами общества и были в поленом объеме удержаны из причитающихся обществу оплат по контракту. Сведения в заявке общества представлены полные и верные. В связи с изложенным АО «Сахалинское ипотечное агентство» полагает, что затраты, представленные обществом в заявке на отбор, подлежали возмещению.
В ходе судебного разбирательства заявителем представлено уточнение заявленных требований от 10.12.2019 № 139, согласно которым заявитель просит суд признать незаконным решение комиссии Министерства строительства Сахалинской области от 23.08.2019, оформленное протоколом № 4 от 18.09.2019, в части снижения субсидии с 18 893 014,07 рублей до 6 670 032, 48 рублей, а также возложить на министерство обязанность в течение 10 дней с момента вынесения судебного решения по делу предоставить обществу субсидию согласно поданных документов на сумму 12 222 981, 59 рублей. Уточненные требования приняты судом к рассмотрению.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что 23.08.2019 в министерство поступило письмо от 23.08.2019 № 610 от общества, в котором общество указало, что предоставляет пакет документов для участия в отборе на предоставление субсидии на возмещение части затрат, связанных с транспортными расходами по доставке строительных материалов и строительных механизмов (техники), используемых при строительстве многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Курильских островов в рамках реализации подпрограммы «Стимулирование жилищного строительства» государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 428, в соответствии с конкурсной документацией. К письму согласно оглавлению приложены заявка на участие в отборе, копия контракта на строительство дома № 299/17 от 04.09.2017 с копиями девяти дополнительных соглашений к нему №№ 1 от 05.02.2018, 2 от 19.04.2018, 3 от 23.04.20108, 4 от 29.05.2018, 5 от 24.07.2018, 6 от 14.09.2018, 7 от 28.01.2019, 8 от 23.04.2019, 9 от 09.07.2019, копия контракта на строительство дома № 300/17 от 04.09.2017 с копиями девяти дополнительных соглашений к нему №№ 1 от 05.02.2018, 2 от 19.04.2018, 3 от 23.04.20108, 4 от 29.05.2018, 5 от 24.07.2018, 6 от 14.09.2018, 7 от 28.01.2019, 8 от 23.04.2019, 9 от 09.07.2019, копия контракта на строительство дома № 370/18 от 22.01.2018 с копиями семи дополнительных соглашений к нему №№ 1 от 23.04.2018, 2 от 29.05.2018, 3 от 03.07.2018, 4 от 14.09.2018, 5 от 28.01.2019, 6 от 23.04.2019, 7 от 09.07.2019, копия контракта на строительство дома № 371/18 от 22.01.2018 с копиями восьми дополнительных соглашений к нему №№ 1 от 23.04.2018, 2 от 29.05.2018, 3 от 04.07.2018, 4 от 14.09.2018, 5 от 28.09.2018, 6 от 28.01.2019, 7 от 23.04.2019, 8 от 09.07.2019, сводные перечни строительных материалов №№ 1,2,3,4 из проекта, необходимых для выполнения контрактов на строительство домов, сводный перечень машин и механизмов из проекта, необходимых для выполнения контрактов на строительство домов, копия договора № 6/23 на оказание услуг по переработке грузов от 05.90.2017, копия дополнений №№ 01 от 05.09.2017, 02 от 01.02.2018, 03 от 10.05.2018, копия счета-фактуры и акта № 116 от 15.11.2018, копия коносамента № 1 от 20.10.2018, копии платежных поручений №№ 1653 от 27.12.2018, 272 о 16.04.2019, 273 от 16.04.2019, 868 от 22.08.2019, 869 о 22.08.2019, копия письма № 605 от 21.08.2019, справка об отсутствии просроченной задолженности по заработной плате на предприятии за 1 полугодие 2019 № 605 от 22.08.2019, справка о размере минимальной заработной платы, выплачиваемой работникам на предприятии за 1 полугодие 2019 № 606 от 22.08.2019, справка-расчет суммы субсидии на возмещение части затрат, связанных с транспортными расходами по доставке строительных материалов и строительных механизмов (техники), выписка из ЕГРЮЛ № 210В/2019 от 21.08.2019, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, справка № 1466040 об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по состоянию на 01.07.2019, копия справки № 9 от 13.02.2018 от проектной организации с подтверждением о том, что транспортные расходы по доставке морским транспортом строительных материалов, строительных механизмов (техники), включая погрузо-разгрузочные работы, не входят в сметную стоимость по контрактам на строительство домов № 299/17 от 04.09.2017, № 300/17 от 04.09.2017, копия справки № 13 от 28.05.2018 от проектной организации с подтверждением о том, что транспортные расходы по доставке морским транспортом строительных материалов, строительных механизмов (техники), включая погрузо-разгрузочные работы, не входят в сметную стоимость по контрактам на строительство домов № 370/18 от 22.01.2018, № 371/18 от 28.01.2018.
Согласно заявке для участия в отборе общества от 23.08.2019, поданной им в министерство, в качестве размере предполагаемой субсидией в соответствии с прилагаемой справкой расчетом обществом указана сумма в размере 18 893 014 рублей 07 копеек.
18.09.2019 в результате заседания комиссии министерства заявка общества рассмотрена, о чем составлен протокол № 4 отбора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на предоставление субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат, связанных с транспортными расходами по доставке строительных материалов и строительных механизмов (техники), используемых при строительстве индивидуальных и (или) многоквартирных жилых домов на территории Курильских островов в рамках реализации подпрограммы «Стимулирование жилищного строительства» государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 428. Согласно протоколу заявка общества допущена комиссией к отбору, к расчету принята сумма произведенных обществом затрат в размере 7 021 086 рублей 82 копеек, сумма субсидии определена в размере 6 670 032 рублей 48 копеек, то есть 95 % от суммы произведенных затрат, принятых к расчету. Также в протоколе указано, что в соответствии с пунктом 4.2 Порядка предоставления субсидий, субсидия предоставлена обществу в пределах лимитов бюджетных обязательств на указанные цели на текущий финансовый год в сумме 6 670 032 рубля 48 копеек.
Не согласившись с решением комиссии Министерства строительства Сахалинской области от 23.08.2019, оформленное протоколом № 4 от 18.09.2019, в части снижения субсидии с 18 893 014,07 рублей до 6 670 032, 48 рублей, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.
Из заявки общества, поданной в министерство, и протокола министерства следует, что общество просило о предоставлении ему субсидии в размере 18 893 014,07 рублей, министерство снизило сумму субсидии до 6 670 032, 48 рублей.
При таких обстоятельствах суд находит не состоятельным довод министерства о том, что в отношении общества министерством не было принято отрицательного для общества решения, поскольку неполучение обществом субсидии в заявленном им размере свидетельствует о том, что обращение общества министерством удовлетворено не в полном объеме, с чем общество не согласило и что послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 34 БК РФ закреплен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
В соответствии со статьей 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Пунктом 1 статьи 78 БК РФ определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по их возврату.
Но в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 данной статьи (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 – 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, в случае их предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 428 утверждена государственная программа Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем». Подпрограммой № 1 указанной программы является подпрограмма, именуемая «Стимулирование жилищного строительства».
В указанной подпрограмме предусмотрено основное мероприятие 1 «Строительство (приобретение на первичном и вторичном рынке) жилья для различных категорий граждан, проживающих на территории Сахалинской области». В пункте 1.7 указанного основного мероприятия 1 установлено, что приоритетными направлениями реализации мероприятия будут возмещение затрат, связанных с транспортными расходами по доставке строительных материалов и строительных механизмов (техники), используемых при строительстве индивидуальных и (или) многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Курильских островов. Реализация подмероприятия направлена на оказание поддержки юридических лиц - производителей товаров, работ, услуг, посредством выделения субсидии на возмещение части транспортных расходов по доставке морским транспортом строительных материалов и строительных механизмов (техники), используемых при проведении инженерных изысканий и строительстве многоквартирных и (или) индивидуальных жилых домов, расположенных на Курильских островах, включая погрузо-разгрузочные работы. Субсидия в рамках реализации подмероприятия предоставляется министерством строительства Сахалинской области за счет средств областного бюджета в соответствии с Порядком, утвержденным нормативно-правовым актом Правительства Сахалинской области.
Постановлением Правительства Сахалинской области от 22.05.2017 № 225 утвержден Порядок предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг на возмещение части затрат, связанных с транспортными расходами по доставке строительных материалов и строительных механизмов (техники), используемых при строительстве многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Курильских островов (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.1 Порядка в нем определены категория получателей субсидии, цели, условия и порядок отбора получателей субсидии, порядок предоставления и возврата субсидии на возмещение части затрат, связанных с транспортными расходами по доставке строительных материалов и строительных механизмов (техники) для целей строительства индивидуальных и (или) многоквартирных жилых домов, расположенных на территории Курильских островов.
В соответствии с пунктом 1.4 Порядка субсидия предоставляется юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в Сахалинской области и выполняющим функции подрядчиков строительства индивидуальных и (или) многоквартирных жилых домов на территории Курильских островов (далее - заявители), отвечающим следующим требованиям: не имеющим неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором проводится отбор; не находящимся в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а получатели субсидий - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на дату подачи заявки на получение субсидии; выплачивающим заработную плату работникам не ниже размера, установленного Соглашением о минимальной заработной плате в Сахалинской области; не имеющим просроченной задолженности по выплате заработной платы на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором проводится отбор; не являющимся получателями субсидий из средств областного бюджета на доставку товаров на Курильские острова, производимых в рамках других государственных программ Сахалинской области; не являющимися иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, представляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов; не имеющим просроченной задолженности по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом.
В соответствии с пунктами 2.1, 3.2, 3.6, 3.7 Порядка для участия в отборе заявителем в Министерство представляются документы, заверенные в установленном порядке подписью руководителя и печатью (для юридических лиц), в том числе заявка на участие в отборе по утвержденной форме. Заявки на участие в отборе принимаются в течение 20 календарных дней со дня опубликования информационного сообщения на официальном сайте Министерства. Комиссия с момента окончания приема заявок на участие в отборе в течение 10 рабочих дней рассматривает представленные документы и формирует список заявителей, прошедших отбор, с учетом полноты и качества представленных документов и лимита бюджетных обязательств на соответствующий год. Результаты проведения отбора оформляются протоколом заседания Комиссии, который содержит: сведения о количестве поступивших заявок на участие в отборе; сведения о заявках, не прошедших отбор (с указанием причин); список заявителей, прошедших отбор, с указанием расчетного размера субсидии, предоставляющейся каждому участнику по результатам отбора.
Из протокола министерства № 4 от 18.09.2019 следует, что поданная обществом заявка прошла отбор. Вместе с тем, комиссия министерства приняла решение выделить обществу субсидию в меньшем размере, чем испрошено обществом в пункте 2 заявки (6 670 032 рублей 48 копеек вместо 18 893 014 рублей 07 копеек).
При рассмотрении настоящего спора в суде министерством указано, что определение суммы субсидии в меньшем размере, чем указано в заявке, обусловлено тем, что при определении суммы субсидии министерством не приняты в качестве подтверждающих транспортные расходы общества платежные поручения об оплате транспортных расходов, в которых плательщиком указано не общество, а АО «Сахалинское ипотечное агентство».
Из материалов дела следует, что обществом к заявке на участие в отборе приложены: договор № 6/23 от 05.09.2017 на оказание услуг по переработке грузов, заключенный обществом с ООО «Портпойнт», по условиям которого ООО «Портпойнт» в том числе по заявкам общества осуществляет собственными силами поставку грузов общества до острова Итуруп, порт Курильск, непосредственно на объекты строительства согласно приложения; счет-фактура и акт № 116 от 15.11.2018, выставленная обществу ООО «Портпойнт» на общую сумму 23 467 112,22 руб., в связи с выполнением погрузо-разгрузочных работ в порту и фрахтом по п. Курильск; коносамент № 1; платежные поручения:
- № 1653 от 27.12.2018 на сумму 7 000 000 рублей, плательщик общество, назначение платежа «частичная оплата по сч/ф № 116 от 15.11.2018 за услуги морского фрахта, погрузо-разгрузочные работы», отметка банка об исполнении 27.12.2018;
- № 272 от 16.04.2019 на сумму 693 450 рублей, плательщик общество, назначение платежа «частичная оплата по сч/ф № 116 от 15.11.2018 за услуги морского фрахта, погрузо-разгрузочные работы», отметка банка об исполнении 16.04.2019;
- № 273 от 16.04.2019 на сумму 591 432 рубля 45 копеек, плательщик общество, назначение платежа «частичная оплата по сч/ф № 116 от 15.11.2018 за услуги морского фрахта, погрузо-разгрузочные работы», отметка банка об исполнении 16.04.2019;
- № 868 от 22.08.2019 на сумму 4 554 668 рублей 93 копейки, плательщик ООО «СиА», назначение платежа «оплата по сч/ф № 116 от 15.11.2018 за услуги морского фрахта, погрузочные работы за ООО «Рос Шельф» (ИНН <***>) в счет оплаты по контракту № 299/17 от 04.09.17 (с. Китовое), в т.ч. НДС (18%) 694780-01», отметка банка об исполнении 22.08.2019;
- № 869 от 22.08.2019 на сумму 10 627 560 рублей 84 копейки, плательщик ООО «СиА», назначение платежа «оплата по сч/ф № 116 от 15.11.2018 за услуги морского фрахта, погрузочные работы за ООО «Рос Шельф» (ИНН <***>) в счет оплаты по контракту № 300/17 от 04.09.17 (с. Китовое), в т.ч. НДС (18%) 1621153,35», отметка банка об исполнении 22.08.2019.
Также обществом в министерство с заявкой представлено письмо общества, адресованное АО «Сахалинское ипотечное агентство» от 21.08.2019, в котором общество со ссылкой на заключенные контракты №№ 299/17 от 04.09.2017, 300/17 от 04.09.2017 просило рассмотреть вопрос об оплате имеющейся кредиторской задолженности общества перед ООО «Портпойнт» за фактически выполненные услуги морского фрахта по счет-фактуре № 116 от 15.11.2018 года в размере 15 182 229, 77 руб. Оплату общество просило произвести в следующем соотношении: по контракту № 299/17 – 30% 4 554 668, 93 руб., по контракту № 300/17 – 70 % - 10 627 560, 84 руб.
В силу пункта 1.2 Порядка целью предоставления субсидии является снижение издержек хозяйствующих субъектов, осуществляющих строительство индивидуальных и (или) многоквартирных жилых домов на Курильских островах, связанных с транспортировкой строительных материалов и строительных механизмов (техники), для удешевления стоимости строительства жилья, в рамках реализации государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем», утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 06.08.2013 № 428, и иных государственных программ Сахалинской области.
Согласно пункту 2.1, 2.1.4, 2.1.5, 2.1.6, 2.1.7 для участия в отборе заявителем в Министерство вместе с заявкой представляются, в том числе следующие документы, заверенные в установленном порядке подписью руководителя и печатью (для юридических лиц): копия договора об оказании транспортных услуг (с представлением оригинала для сверки); копия коносамента (счета-фактуры, накладной) с указанием наименования груза, имеющейся на нем марки, числа мест либо - количества и/или меры (вес, объем) с подписью и печатью компании-перевозчика (с представлением оригинала для сверки); копия спецификации (упаковочного листа) на строительные материалы при транспортировке их в контейнере с подписью руководителя и печатью (для юридических лиц) (с представлением оригинала для сверки); копии платежных документов, подтверждающих произведенную оплату транспортных расходов, с отметками банка о списании денежных средств (с представлением оригинала для сверки).
В соответствии с пунктом 3.8 Порядка размер субсидии составляет до 95% фактически произведенных в предшествующем (расходы, которые были произведены, но не были предъявлены и оплачены за счет средств субсидии) и текущем годах транспортных расходов (без учета НДС). В случае если сумма заявок, отвечающих требованиям пункта 1.4 настоящего Порядка, превышает сумму лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели, расчетная сумма для каждого заявителя определяется пропорционально суммам, указанным в заявках.
Из изложенного следует, что в соответствии с данным Порядком юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляется в виде субсидии сумма с целью компенсации затрат, связанных с транспортными расходами указанных лиц по доставке определенных товаров на территорию Курильских островов.
Вместе с тем, из положений Порядка не следует, что из состава затрат могут быть исключены те, которые понесены подателем заявки не непосредственно, а опосредовано, то есть факт несения которых подтвержден документами об оплате, плательщиком в которых выступает не податель заявки, а иное лицо, являющееся должником подателя заявки, факт чего подтвержден документами, представленными подателем заявки вместе с заявкой.
В силу пункта 1 статьи 313 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо.
По смыслу указанной нормы закона должник вправе исполнить обязательство, не требующее личного исполнения, самостоятельно или, не запрашивая согласия кредитора, передать исполнение третьему лицу. Праву должника возложить исполнение на третье лицо корреспондирует обязанность кредитора принять соответствующее исполнение. При этом закон не наделяет добросовестного кредитора, не имеющего материального интереса ни в исследовании сложившихся между третьим лицом и должником отношений, ни в установлении мотивов, побудивших должника перепоручить исполнение своего обязательства другому лицу, полномочиями по проверке того, действительно ли имело место возложение должником исполнения обязательства на третье лицо.
Возложение исполнения обязательства на третье лицо - поскольку каких-либо других специальных ограничений для него федеральный законодатель не устанавливает - может опираться на совершенно различные юридические факты, лежащие в основе взаимоотношений между самостоятельными субъектами гражданского оборота и подлежащие оценке исходя из предусмотренных гражданским законодательством оснований возникновения прав и обязанностей (пункт 1 статьи 8 ГК РФ), то есть исполнение большинства обязательств, возникающих из поименованных в Гражданском кодексе Российской Федерации договоров и иных юридических фактов, может быть произведено третьим лицом, которое действует как самостоятельный субъект, от собственного имени (пункт 3.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 23.12.2009 № 20-П).
В абзаце 5 пункта 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.12.2001 № 65 «Обзор практики разрешения споров, связанных с прекращением обязательств зачетом встречных однородных требований» разъяснено, что возложение исполнения обязательства на третье лицо не представляет собой перемену лица в обязательстве, поскольку не является переводом долга (статья 391 ГК РФ). У третьего лица, на которое возложено исполнение, не возникает обязательства перед кредитором. Лицом, обязанным перед кредитором, остается должник.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума ВС РФ от 22.11.2016 № 54 «О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ об обязательствах и их исполнении» по смыслу пунктов 1 и 2 статьи 313 ГК РФ кредитор считается просрочившим, если он отказался принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, в случаях, когда должником допущена просрочка исполнения денежного обязательства либо кредитор знал или должен был знать, что исполнение возложено должником на указанное третье лицо.
По смыслу приведенных норм, должник вправе исполнить обязательство, не требующее личного исполнения, самостоятельно или не запрашивая согласия кредитора передать исполнение третьему лицу. Праву должника возложить исполнение на третье лицо корреспондирует обязанность кредитора принять соответствующее исполнение. То есть в соответствии с положениями гражданского законодательства РФ является допустимым исполнение денежных обязательств за должника по данным обязательствам третьим лицом, которое может быть и должником должника. При этом лицом, обязанным перед кредитором, остается должник, соответственно, исполнение денежного обязательства за должника третьим лицом не имеет следствием то, что денежное обязательство считается исполненным не должником.
Из изложенного, с учетом приведенных разъяснений, следует, что не может из состава затрат лица быть исключены платежи, внесенные за это лицо его контрагентом - должником в счет оплаты денежных обязательств перед ним.
При таких обстоятельствах позиция министерства об обратном, а именно о том, что платежи, внесенные за подателя заявки в счет погашения его обязательств по оплате транспортных расходов, контрагентом подателя заявки, в пользу которого податель заявки выполняет работы, не основано на нормах Гражданского кодекса Российской Федерации. Более того, отказ министерства по приведенным основаниям не соответствует и Порядку, поскольку в указанном Порядке не содержится каких-либо исключений по данному вопросу, то есть отсутствует правило о том, что к затратам не относятся те, которые сформировались посредством оплаты за подателя заявки транспортных расходов контрагентом подателя заявки, являющегося его должником по возникшим между ними обязательствам.
В этой связи суд приходит к выводу, что оспариваемое решение комиссии министерства, оформленное протоколом № 4 от 18.09.2019, в части снижения субсидии с 18 893 014 рублей 07 копеек до 6 670 032 рублей 48 копеек, основанное на выводе министерства о том, что не относятся к затратам на транспортные услуги общества те, которые оплачены за общество его контрагентом (должником), не соответствует положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Порядка и нарушают права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как лица, осуществляющего строительство многоквартирных жилых домов на территории Курильских островов и в связи с этим в соответствии с действующими на территории Сахалинской области нормативными правовыми актами имеющего право на получение субсидии из областного бюджета на возмещение части затрат, связанных с транспортными расходами по доставке строительных материалов и строительных механизмов (техники), используемых при строительстве индивидуальных и (или) многоквартирных жилых домов на территории Курильских островов в рамках реализации подпрограммы «Стимулирование жилищного строительства» государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем». При таких обстоятельствах оспариваемое решение, принятое по приведенному министерством основанию, подлежит признанию незаконным, как не соответствующее положениям Гражданского кодекса Российской Федерации и Порядка.
При этом судом учитывается, что контрагент общества - АО «Сахалинское ипотечное агентство» - подтвердил как факт оплаты за общество транспортных услуг, так и факт того, что на сумму внесенной за общество оплаты была уменьшена сумма, оплаченная АО «Сахалинское ипотечное агентство» обществу за выполненные им работы по контрактам, представленным обществом в составе заявки. То есть общество от АО «Сахалинское ипотечное агентство» за выполненные им работы по представленным контрактам получило сумму, уменьшенную на суммы, перечисленные за общество АО «Сахалинское ипотечное агентство» в счет исполнения обязательств общества по оплате транспортных расходов. Судом также учитывается и то, что обществом министерству в составе заявки были представлены: контракты с АО «Сахалинское ипотечное агентство», содержащие условия об авансировании, а также о возможности на основании письменного обращения общества производить оплату работ, услуг, товаров, материалов сторонним организациям за общество, которая учитывается АО «Сахалинское ипотечное агентство» и удерживается из очередных выполнений или при окончательном расчете по усмотрению АО «Сахалинское ипотечное агентство» (пункты 3.5 контрактов); письмо общества, адресованное АО «Сахалинское ипотечное агентство», от 21.08.2019, в котором общество со ссылкой на заключенные контракты №№ 299/17 от 04.09.2017, 300/17 от 04.09.2017 просило рассмотреть вопрос об оплате имеющейся кредиторской задолженности общества перед ООО «Портпойнт» за фактически выполненные услуги морского фрахта по счет-фактуре № 116 от 15.11.2018 года в размере 15 182 229, 77 руб. Оплату общество просило произвести в следующем соотношении: по контракту № 299/17 – 30% 4 554 668, 93 руб., по контракту № 300/17 – 70 % - 10 627 560, 84 руб. То есть обществом министерству в составе заявки представлены документы, в совокупности свидетельствующие о том, что денежные средства, перечисленные АО «Сахалинское ипотечное агентство» за общество в счет оплаты транспортных услуг, это средства за работы, выполненные обществом в пользу АО «Сахалинское ипотечное агентство», то есть оплата транспортных расходов является затратами общества.
В соответствии со статьей 201 АПК РФ суд может признать решение органа публичной власти незаконным при наличии двух обстоятельств: в случае, если им будет установлено его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также в случае установления нарушения данным решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений среди прочего должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
По смыслу главы 24 АПК РФ возложение обязанности совершить определенные действия не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя и должно быть соразмерно нарушенному праву с учетом обстоятельств дела. При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд самостоятельно определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
При этом суд учитывает, что применяемая восстановительная мера должна отвечать определенным критериям, в том числе обеспечивать восстановление права, нарушенного этими деяниями (актами), и быть обусловленной существом спора.
Тем самым, определение надлежащего конкретного способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по рассматриваемому делу. При этом суд не ограничен в выборе способа восстановления нарушенного права испрашиваемой заявителем восстановительной мерой.
Меры восстановления нарушенного права применяются для восстановления состояния правоотношений, соответствующего требованиям права, поэтому решение суда о принятии таких правовосстановительных мер должно соответствовать действующему законодательству и быть исполнимым на дату его принятия (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2014 № 301-ЭС14-2491).
В качестве способа восстановления нарушенного права общество просит возложить на министерство обязанность в течение 10 дней с момента вынесения судебного решения по делу предоставить обществу субсидию согласно поданных документов на сумму 12 222 981 рублей 59 копеек.
Вместе с тем, согласно пункту 4.2 Порядка субсидия предоставляется по результатам отбора в пределах средств, доведенных до Министерства, согласно уведомлению о лимитах бюджетных обязательств на указанные цели на текущий финансовый год. Указанное следует и из пункта 3.6 Порядка.
Более того, согласно пункту 3.8 Порядка размер субсидии составляет до 95% фактически произведенных в предшествующем (расходы, которые были произведены, но не были предъявлены и оплачены за счет средств субсидии) и текущем годах транспортных расходов (без учета НДС). В случае если сумма заявок, отвечающих требованиям пункта 1.4 настоящего Порядка, превышает сумму лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели, расчетная сумма для каждого заявителя определяется пропорционально суммам, указанным в заявках.
Спорные правоотношения возникли в 2019 году, который на момент рассмотрения настоящего дела по существу окончен.
В этой связи, а также учитывая положения действующего законодательства РФ, в части определения лица, уполномоченного на принятие решений о предоставлении указанной субсидии, а также в части предмета исследования при разрешении вопросов о размере субсидии, суд приходит к выводу, что соразмерным способом восстановления нарушенного права заявителя будет возложение на министерство обязанности рассмотреть заявку общества с ограниченной ответственностью «Рос Шельф» для участия в отборе от 23.08.2019 в части предоставления ему субсидии в размере 12 222 981 рублей 59 копеек с учетом содержащихся в настоящем решении выводов суда в порядке и сроки, установленные в пунктах 3.6-3.12 Порядка.
При этом судом при определении способа восстановления нарушенного права учитывается, что указанный судом способ восстановления права является не только соразмерным, но и исполнимым на дату принятия решения, учитывая то, что субсидия может быть предоставлена в пределах средств, доведенных до Министерства, согласно уведомлению о лимитах бюджетных обязательств на указанные цели на текущий финансовый год (заявитель обратился заявкой в 2019 году, который на момент принятия решения завершен).
При обращении в суд с настоящим заявлением обществом оплачена государственная пошлина в размере 6 000 рублей по платежному поручению № 685 от 02.10.2019.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Принимая во внимание результаты рассмотрения дела, суд в силу указанных норм относит судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3 000 рублей на министерство.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание результат рассмотрения дела, излишне уплаченные 3 000 рублей, подлежат возврату заявителю.
Иные доводы лиц, участвующих в деле, с учетом установленных судом обстоятельств и сделанных выводов, правового значения для рассмотрения настоящего дела по существу не имеют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Требование общества с ограниченной ответственностью «Рос Шельф» удовлетворить.
Признать решение комиссии Министерства строительства Сахалинской области, оформленное протоколом № 4 от 18.09.2019, в части снижения субсидии с 18 893 014 рублей 07 копеек до 6 670 032 рублей 48 копеек, незаконным, как несоответствующее положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, Порядка предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг на возмещение части затрат, связанных с транспортными расходами по доставке строительных материалов и строительных механизмов (техники), используемых при строительстве индивидуальных и (или) многоквартирных жилых домов на территории Курильских островов, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 22.05.2017 № 225.
Возложить на Министерство строительства Сахалинской области обязанность рассмотреть заявку общества с ограниченной ответственностью «Рос Шельф» для участия в отборе от 23.08.2019 в части предоставления ему субсидии в размере 12 222 981 рублей 59 копеек с учетом содержащихся в настоящем решении выводов суда в порядке и сроки, установленные в пунктах 3.6-3.12 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг на возмещение части затрат, связанных с транспортными расходами по доставке строительных материалов и строительных механизмов (техники), используемых при строительстве индивидуальных и (или) многоквартирных жилых домов на территории Курильских островов, утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 22.05.2017 № 225.
Взыскать с Министерства строительства Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Рос Шельф» (ОГРН <***>, ИНН <***>) судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Рос Шельф» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета 3000 рублей, как сумму государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению № 685 от 02.10.2019. Заявителю выдать справку на возврат государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья Е.С. Логинова