АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
Дело А59-6199/2023 28 декабря 2023 года г. Южно-Сахалинск
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 26 декабря 2023 года, решение в полном объеме изготовлено 28 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Боярской О.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Качаловой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства
сельского хозяйства и торговли Сахалинской области (ОГРН <***> ИНН <***> адрес регистрации: 693020, Сахалинская область, г. Южно- Сахалинск, пр-т Мира, 107) о привлечении ФИО1
(ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной
частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
представители министерства И ФИО2, по доверенности от 16 января 2023 года (сроком действия по 31 декабря 2023 года), ФИО3, по доверенности от 16 января 2023 года (сроком действия по 31 декабря 2023 года),
ответчик – представителя не направил,
у с т а н о в и л :
Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области обратилось в суд с заявлением о привлечении ФИО1 к
административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование заявленного требования указано, что ООО «Поронайское трансагентство» имеет действующую лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, выданную Министерством сроком действия до 12 июля 2025 года. В качестве обособленного подразделения, в котором осуществляется лицензируемый вид деятельности,
указано кафе «Лагуна», расположенное по адресу <...>. По результатам данных ЕГАИС Министерством было установлено, что в дни, когда Законом Сахалинской области № 33-ЗО установлен запрет на продажу алкоголя для организаций, осуществляющих розничную продажу в магазинах, в кафе «Лагуна» наблюдался резкий объем продаж алкогольной продукции.
В представленном отзыве ФИО1 с заявленными требованиями не согласился. По существу ФИО1 не оспорил факт того, что 1 сентября
ную марку, удалила крышку и отдала бутылку покупателю, не предложив присесть за столик. Ответчик полагает, что поскольку у ООО «Поронайское трансагентство» имеется лицензия, предусматривающая право организации на отпуск
алкогольной продукции потребителю во вскрытой потребительской таре или в розлив, в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ (л.д.91-92).
В судебном заседании представители Министерства настаивали на удовлетворении заявления, просила привлечь общество к административной ответственности.
Ответчик представителя в суд не направил, о рассмотрении дела извещен надлежаще, на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального
кодекса РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
При этом судом принимается во внимание, что ответчик присутствовал в предварительном судебном заседании 19 октября 2023 года, где ему были разъяснены его процессуальные права. В порядке части 4 статьи 61 Арбитражного процессуального кодекса РФ для участия в процессе была допущена представителя ответчика адвокат Антонова Т.Г. Впоследствии судебное разбирательство откладывалось, и определением от 7 декабря 2023 года суд отложил рассмотрение дела исключительно для соблюдения процессуальных прав ответчика, для предоставления ему возможности обеспечить явку в судебное заседание.
Ответчик, не желающий воспользоваться своими процессуальными правами, не обеспечивший участие своего представителя в судебном заседании,
несет риск наступления неблагоприятных последствий несовершения им необходимых процессуальных действий.
Заслушав представителей заявителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Общество с ограниченной ответственностью «Поронайское трансагентство» зарегистрировано в качестве юридического лица 21 июня 2016 года
Управлением Федеральной налоговой службы по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером 1166501054686, при постановке на учет в налоговом органе присвоен ИНН <***>.
Основным видом деятельности является деятельность, вспомогательная, связанная с автомобильным транспортом, код по ОКВЭД 52.21.2. В качестве
дополнительных видов деятельности зарегистрированы деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (56.10) и деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания (56.10.1).
ООО «Поронайское трансагентство» имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания от 13 июля 2023 года № 65РПО0000656, выданную министерством, сроком действия до 12 июля 2025 года. В качестве обособленного подразделения, в котором общество осуществляет данный лицензируемый вид деятельности, значится кафе «Лагуна», расположенное по адресу <...>.
Как следует из материалов дела, 1 сентября 2023 года в 13 часа 20 минут на основании решения министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области (далее — министерство) от 29 августа 2023 года № 2 о проведении
контрольной закупки ( л.д. 60-63) должностным лицом министерства в кафе
«Лагуна», расположенном по вышеуказанному адресу по согласованию с прокуратурой Сахалинской области (решение о согласовании от 31 августа 2023 го-
да № ЕРКНМ-7/1/941-23-938 л.д. 66), осуществлена контрольная закупка алкогольной продукции в количестве 1 бутылки водки «Тельняшка», объемом 0,7 литра, крепостью 40%, дата розлива 6 марта 2023 года, федеральная акцизная марка серия 301 № 88936665, по цене 950 рублей.
За указанную алкогольную продукцию должностное лицо министерства расплатилось банкнотой Банка России серии ЬЕ № 0578376, образца 1997 года достоинством 1000 (одна тысяча) рублей.
При передаче алкогольной продукции должностному лицу министерства, сотрудница кафе «Лагуна» сняла пробку, передала бутылку должностному лицу министерства. При этом сотрудница кафе не озвучила предложение присесть за столик и употребить алкогольную продукцию на месте, не выходя из кафе, не
предложила какой-либо посуды для употребления алкогольной продукции, а также горячих блюд либо закусок.
Результаты контрольной закупки оформлены актом от 1 сентября 2023 года (время составления акта 13 часа 36 минут), которые зафиксированы видеозаписью на устройство «Samsung Galaxy А30» (л.д. 50-52).
После проведения контрольной закупки алкогольной продукции, руководствуясь статьей 27.8 КоАП РФ, 1 сентября 2023 года в период с 14-29 до 1433 часов произведен осмотр помещения кафе «Лагуна», по результатам которого установлено, что в зале обслуживания имеются 3 обеденных стола, зона обслуживания посетителей с кассой, витрина с алкогольной продукцией различного вида и наименования с ценниками, холодильник в различными безалкогольными напитками ( л.д. 53-59).
По данному факту главным государственным инспектором отдела контроля министерства в отношении директора ООО «Поронайское транс-
агентство» Сухарева Александра Анатольевича в присутствии последнего составлен протокол об административном правонарушении от 18 сентября 2023 года № 1 – 2.1/2023 (л.д.16-26).
На основании статьи 23.1 КоАП РФ материалы об административном правонарушении переданы по подведомственности на рассмотрение в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования доказательства, суд находит
заявление о привлечении ФИО1 к административной ответственности подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ установлена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.
Требования к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установлены Федеральным законом от
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие указанного Федерального закона.
В силу пункта 1 статьи 11 и пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ производство и оборот алкогольной, в частности розничная продажа алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), осуществляются организациями.
По правилам пунктов 1, 2 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции подлежит лицензированию. Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции прекращается по истечении срока действия такой лицензии (пункт 2 статьи 20 Федерального закона № 171-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ определено, что в
области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе, розничная продажа, производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без
соответствующих лицензий.
Исходя из пункта 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 11 июля 2014 года № 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в соответствии с положениями Закона оборот названной продукции включает в себя также и ее розничную продажу. В связи с этим при рассмотрении дел, связанных с привлечением к административной ответственности за осуществление розничной продажи алкогольной продукции без лицензии, судам необходимо исходить из того, что соответствующие деяния охватываются нормой части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
В силу абзаца пятого пункта 4 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу
алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания выдаются отдельно.
Лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания предусматривает право организации на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, хранение (в том числе во вскрытой потребительской таре
(упаковке), использование в соответствии с подпунктом 15 статьи 2 Федерального закона № 171-ФЗ для изготовления алкогольных напитков, кулинарных
блюд, спиртосодержащей пищевой продукции и иной пищевой продукции, отпуск алкогольной продукции потребителю во вскрытой потребительской таре или в розлив, осуществляемые при оказании услуг общественного питания (абзац шестой пункта 4 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ).
В соответствии с абзацами первым, вторым и третьим пункта 4 статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при
оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей, вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах- барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания, воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте. Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
Потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте (абзац второй пункта 7 статьи 16 Федерального 171-ФЗ).
В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 171- ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускается без соответствующей лицензии.
ООО «Поронайское трансагентство» имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания от 13
июля 2023 года № 65РПО0000656, выданную министерством, сроком действия
до 12 июля 2025 года. В качестве обособленного подразделения, в котором общество осуществляет данный лицензируемый вид деятельности значится кафе «Лагуна», расположенное по адресу: Сахалинская область, г. Поронайск, ул.
Сахалинская, дом 4, пом. 1.
При этом лицензия на розничную продажу алкогольной продукции у ООО «Поронайское трансагентство» отсутствует.
Указанное обстоятельство не оспаривается должностным лицом ООО
«Поронайское трансагентство» и подтверждается материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 18 сентября 2023 года
№ 1 – 2.1/2023; протоколом осмотра от 1 сентября 2023 года; Актом контрольной закупки от 1 сентября 2023 года № 1.
Как указано выше, согласно второму абзацу пункта 7 статьи 16 Федерального 171-ФЗ Потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.
том, что алкогольная продукция должна быть употреблена в кафе, не выходя из него, не предложено присесть за столик, а также не предложено какой-либо посуды для употребления алкогольной продукции, а также горячих блюд или закусок. Признаки фактического осуществления лицензируемого вида деятельности, а именно розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в кафе «Лагуна» не установлены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что общество в нарушение пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ осуществило продажу алкогольной продукции без соответствующей лицензии на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции.
Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства и собранные по делу доказательства, суд считает обоснованным вывод министерства о наличии в действиях Сухарева А.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП
РФ.
Доводы ответчика о том, что действия ФИО1 подлежат квалификации по части 1 статьи 14.17 КоАП РФ, поскольку ООО «Поронайское трансагентство» имеет лицензию на розничную продажу алкогольной продукции при
оказании услуг общественного питания, и допустило нарушение лицензионных
требований, судом отклоняются, как не соответствующие КоАП РФ. В данном случае в ходе проверки был установлен факт розничной продажи алкогольной продукции, при этом лицензии на право осуществления такого вида деятельности у ООО «Поронайское трансагентство» не имеется.
Ответчик на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности не ссылался, при этом определениями от 19 октября и 7 декабря 2023 года ответчику предлагалось представить дополнительные пояснения по вопросу о том, ссылается ли ответчик на допущенные процессуальные нарушения административного органа. Судом такие нарушения не установлены. Ответчик присутствовал при составлении протокола, ему были вручены копии всех документов, составленных в ходе проверки. Таким образом в отношении ФИО1 соблюдены гарантированные КоАП РФ права лица, привлекаемого к административной ответственности.
Оснований для квалификации выявленного правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
Делая данный вывод, суд отмечает, что оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции находится под особым государственным контролем, обес-
печивающим защиту жизни и здоровья граждан, а совершенное Сухаревым А.А.
административное правонарушение посягает на безопасность жизни, здоровья граждан, грубо нарушает установленный государством порядок при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, в связи с чем данное административное правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и, соответственно, не может быть признано малозначительным.
На основании части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера
административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Санкцией части 3 статьи 14.17 КоАП РФ минимальный штраф для должностных лиц установлен в размере 500 000 рублей.
Из положений Конституции Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административное наказание должно отвечать принципам справедливости и соразмерности, его дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. В этой связи Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении № 4-П от 25 февраля 2014 года указано, что устанавливаемые КоАП РФ размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства.
Привлечение к административной ответственности не должно сопровождаться такими существенными обременениями, которые могут оказаться непосильными для лиц, совершивших правонарушение, и привести к самым серьезным последствиям.
Руководствуясь данными принципами, а также принимая во внимание справедливость и соразмерность административного наказания, совершение правонарушения впервые, суд полагает возможным применение наказания в размере менее минимального размера административного штрафа размере 250
Вопрос о передаче алкогольной продукции на уничтожение судом не решался, поскольку в ходе проверки бутылка водки «Тельняшка» объемом 0,7 литра была возвращена обществу.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
требование Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области удовлетворить.
Привлечь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...> п. Восток, паспорт <...>, ИНН <***>, зарегистрированного по адресу: 694201, <...>, к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Административный штраф подлежит перечислению в доход бюджета по следующим реквизитам: получатель – УФК по Хабаровскому краю (Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному Федеральному округу) ИНН <***>, КПП
254001001, Расчетный счет 03100643000000012200, Кор. счет
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение десяти дней со дня его принятия.
В случае, если по истечении десяти дней не будет подана апелляционная жалоба, решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу.
Лицу, привлеченному к административной ответственности, предлагается представить в арбитражный суд документ, свидетельствующий об оплате штрафа.
В случае, если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда сведения об уплате административного штрафа в добровольном порядке не будут представлены в суд, настоящее решение на основании статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа в принудительном порядке.
При этом, лицу привлеченному к административной ответственности
разъясняется, что неуплата административного штрафа в установленный срок
влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не-уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные
работы на срок до пятидесяти часов.
Судья О.Н. Боярская