ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-621/20 от 15.10.2020 АС Сахалинской области

Арбитражный суд Сахалинской области

Коммунистический проспект, 28, Южно-Сахалинск, 693000,

www.sakhalin.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск

22 октября 2020 года Дело № А59-621/2020

Резолютивная часть вынесена 15.10.2020, решение в полном объеме изготовлено 22.10.2020.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Логиновой Е.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Забродиной В.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Департамента по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» (ОГРН 1026501203343, ИНН 6518003844) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (ОГРН 1046500652065, ИНН 6501154644) о признании незаконными действий по возврату без рассмотрения документов, прилагаемых к заявлению от 26.12.2019 о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 23.12.2019 № 96/2019, согласно уведомлению о возврате документов без рассмотрения от 13.01.2020 № КУВД-001/2019-16863704/1,

в отсутствие представителей от лиц, участвующих в деле,

У С Т А Н О В И Л :

Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (далее – управление) о признании незаконными действий по возврату без рассмотрения документов, прилагаемых к заявлению от 26.12.2019 о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 23.12.2019 № 96/2019, согласно уведомлению о возврате документов без рассмотрения от 13.01.2020 № КУВД-001/2019-16863704/1.

Определением суда от 08.02.2020 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу. Одновременно суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя – Муравьева М.В.

В ходе рассмотрения настоящего дела судом у заявителя изменилось наименование. Так, согласно пункту 1 решения Собрания муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» от 17.02.2020 № 5/6 «О переименовании комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» в департамент по управлению муниципальной собственностью МО «Южно-Курильский городской округ» и утверждении Положения о департаменте по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» переименован в департамент по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ». Из выписки из ЕГРЮЛ от 24.03.2020 в отношении заявителя следует, что информация об изменении наименования внесена в реестр 12.03.2020, ГРН 2206500028271.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны сообщить арбитражному суду об изменении своего наименования. Арбитражный суд указывает в определении или протоколе судебного заседания изменение наименования лица, участвующего в деле, его адреса, номеров телефонов и факсов, адреса электронной почты или аналогичной информации.

В обоснование заявленных требований департамент в заявлении и дополнении к нему указал, что департамент является органом местного самоуправления, а потому освобожден от уплаты государственной пошлины за совершение управлением юридически значимых действий, в том числе действий по регистрации договора аренды. Департамент направил в управление соответствующее заявление в порядке исполнения возложенной на него обязанности, установленной частью 2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ. В этой связи возращение управлением документов, представленных с целью регистрации договора, по причине неуплаты департаментом государственной пошлины не соответствует положениям действующего законодательства РФ. Департаментом также указано, что в управление с заявлением о регистрации обратился именно департамент, а не Муравьев М.В. в лице департамента. Заявление заполнено департаментом в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ как лицом, исполняющим обязанность, установленную в части 2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ с целью регистрации договора и внесения в реестр сведений об обременении объекта недвижимости правом аренды Муравьевым М.В.

Управление в отзыве и дополнении к нему указало, что вывод о том, что в управление обратился не департамент, а Муравьев М.В. в лице департамента сделан из анализа заявления и приложенных документов. В частности, из анализа пунктов 7 и 8 заявления с учетом пункта 20 Требований к заполнению форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920. В этой связи, а также учитывая, что заявителем является Муравьев М.В., который от уплаты государственной пошлины не освобожден, управление, руководствуясь положениями действующего законодательства, возвратило поданное заявление о регистрации договора аренды.

Муравьев М.В., привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, отзыв не направил, свою позицию по спору не выразил.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Учитывая приведенные обстоятельства, а также положения статьи 156 АПК РФ, суд, совещаясь на месте, определил провести судебное заседание и рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие представителей от лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что 26 декабря 2019 года в управление поступило заявление от департамента, зарегистрированное за № КУВД-001/2019-16863704, согласно которому департамент просил осуществить государственную регистрацию прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 65:25:0000015:396, площадью 23414 кв.м., расположенного по адресу: обл. Сахалинская, р-н. Южно-Курильский, с. Головнино, в части государственной регистрации права осуществить регистрацию сделки об отчуждении объекта недвижимости или об ограничении (обременении) права, а именно договор аренды (субаренды). В сведениях о правообладателе указаны сведения о физическом лице – Муравьеве М.В. (пункты 7, 7.1 заявления). Заявление согласно его пунктам 8, 8.1.1 и 8.1.2 предоставлено представителем правообладателя, стороны сделки, лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта, иным лицом, указанным в статье 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а именно физическим лицом - Косолаповой М.Е., полномочия которой подтверждены распоряжением администрации МО «Южно-Курильский городской округ» № 12-к от 22.01.2013, юридическим лицом – Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ», полномочия представителя подтверждаются распоряжением администрации МО «Южно-Курильский городской округ» № 12-к от 22.01.2013. К заявлению департаментом согласно описи приложены: распоряжение администрации муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» от 22.01.2013 № 12-к в 2-х экземплярах; договор аренды земельного участка от 23.12.2019 № 96/2019; постановление администрации МО «Южно-Курильский городской округ» от 16.09.2019 № 974; распоряжение администрации МО «Южно-Курильский городской округ» от 24.12.2018 № 429-К; протокол приема и рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 11.12.2019.

В соответствии с распоряжением администрации МО «Южно-Курильский городской округ» от 22.01.2013 № 12-к Косолапова М.Е. назначена председателем комитета (ныне департамент).

Согласно договору аренды земельного участка от 23.12.2019 № 96/2019 комитет, как арендодатель, передал Муравьеву М.В., арендатору, на условиях аренды земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 65:25:0000015:396, площадью 23414 кв.м., расположенный по адресу: обл. Сахалинская, р-н. Южно-Курильский, с. Головнино, для рыбоводства (пункты 1.1, 1.2 договора). Договор в силу его пункта 7.1 вступает в силу с момента его государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области. В преамбуле договора указано, что он заключен на основании протокола от 11.12.2019 открытого аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Согласно протоколу приема и рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, предназначенного для рыбоводства, по извещению № 081119/1659882/01 от 08.11.2019, единственная заявка Муравьева М.В. признана соответствующей всем требованиями указанным в извещении условиям. Аукцион проведен на основании постановления администрации МО «Южно-Курильский городской округ» от 16.09.2019 № 974 «О проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 65:25:0000015:396 для рыбоводства».

Уведомлением о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения от 13.01.2020 № КУВД-001/2019-16863704/1 заявление № КУВД-001/2019-16863704 управлением возвращено без рассмотрения на основании подпункта 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку подано от Муравьева М.В. в лице законного представителя комитета, ныне департамент (Косолапова М.Е.). В связи с чем Муравьеву М.В. необходимо было оплатить государственную пошлину за государственную регистрацию договора аренды в размере 2 000 рублей в соответствии с подпунктом 22 части 1 статьи 333.33 НК РФ.

Не согласившись с действиями по возврату заявления без рассмотрения, комитет (ныне департамент) обратился в суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, поскольку полагает, что нарушены его права в сфере экономической деятельности, как лица, уполномоченного на распоряжение объектами муниципальной собственности, и на которое возложена обязанность по направлению документов о предоставлении или обременении объекта недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности, в регистрирующий орган. При таких обстоятельствах рассмотрение указанного спора подсудно арбитражному суду, учитывая, что указанный спор это спор между органом местного самоуправления и органом государственной власти по вопросу о законности их действий при осуществлении полномочий.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.

Согласно пункту 3 статьи 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ, в частности, на праве хозяйственного ведения в соответствии со статьей 294 ГК РФ.

В силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу пункта 1 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

Пунктом 2 части 3 статьи 15 Закона о регистрации установлено, что государственная регистрация прав осуществляется по заявлению правообладателя объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливается ограничение прав или обременение объекта недвижимости, - при государственной регистрации ограничения или обременения, прекращения ограничения или обременения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона о регистрации орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.

Из приведенных норм следует, что на орган публичной власти возложена обязанность по направлению в орган регистрации заявления о государственной регистрации права в случае принятия акта и совершение сделки о правах на недвижимое имущество. При этом данная обязанность является императивной, соответственно, не может быть возложена таким органом на иное лицо.

Более того, судом учитывается, что Законом о регистрации, регулирующим отношения в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, предусмотрена специальная норма (пункт 2 статьи 19), регламентирующая порядок регистрации прав на недвижимое имущество, возникающих на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, в частности, устанавливающая обязанность соответствующего органа, издавшего акт, направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы.

По смыслу данной нормы, исходя из заявительного характера регистрации прав, для регистрации возникающего на основании акта органа права достаточно представления указанного заявления с приложением соответствующих правоустанавливающих документов, при этом заявления субъекта права аренды не требуется.

В этой связи, подавая документы на регистрацию права в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона о регистрации, департамент действует в своих интересах. В данном случае публичный собственник реализует свои полномочия и преследует публичные интересы, в связи с чем не может рассматриваться исключительно как законный представитель субъекта права аренды, в данном случае Муравьева М.В.

При этом судом не принимаются доводы управления со ссылкой на правила заполнения заявления и на пункты 7 и 8 поданного департаментом заявления, заявленные в обоснование позиции по спору, учитывая, что заполнить данное заявление иным образом, чем это сделал департамент, невозможно. Так, департамент обратился в управление с целью регистрации договора аренды, то есть с целью внесения в ЕГРП сведений в отношении земельного участка об обременении правом аренды Муравьевым М.В. Соответственно, иного в пункте 7 заявления, именуемого (сведения о правообладателе), кроме, как сведений о субъекте права аренды – Муравьеве М.В., указано быть не могло, учитывая, что в пункте 6 заявления департаментом указано, что заявление подано с целью осуществления регистрации договора аренды (субаренды). Пункт 8 заявления, именуется, как заявление предоставляется представителем правообладателя, стороны сделки, лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта, иным лицом, указанным в статье 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Таким образом, из буквального толкования наименования данного пункта, а также учитывая, что статусы возможного заявителя приведены через запятую, следует, что с указанным заявлением может обратиться не только лицо, обозначенное в заявлении как правообладатель, но и сторона сделки. В данном случае департамент является стороной договора аренды, а также органом публичной власти, обратившимся в управление с заявлением в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона о регистрации. В пунктах 8.1.1 и 8.1.2 заявления приведены сведения о департаменте, как об обратившемся в управление лице, так и о его руководителе (лице, действующем без доверенности от имени департамента) - Косолаповой М.Е., полномочия которой подтверждены распоряжением администрации МО «Южно-Курильский городской округ» № 12-к от 22.01.2013.

В обоснование своей позиции управление ссылается на пункт 20 Требований к заполнению форм заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, заявления об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости, о внесении сведений в Единый государственный реестр недвижимости заинтересованным лицом, о внесении в Единый государственный реестр недвижимости записей о наличии возражения в отношении зарегистрированного права на объект недвижимости, записей о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя, записей о наличии прав требований в отношении зарегистрированного права, отдельных записей о правообладателе, а также отдельных дополнительных сведений об объекте недвижимости, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 920. В указном пункте установлено, что реквизит «Сведения о представителе правообладателя, стороны сделки, лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта, об ином лице, указанном в статье 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» - физическом лице (в том числе нотариусе, судебном приставе-исполнителе, кадастровом инженере)» заполняется, если заявление и иные документы представляются представителем заявителя. Если лицом, уполномоченным действовать от имени юридического лица-заявителя, является физическое лицо либо работник этого юридического лица, в том числе лицо, действующее от имени данного юридического лица без доверенности, сведения заполняются в отношении физического лица. Если лицом, уполномоченным действовать от имени органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, публично-правового образования - заявителя, является физическое лицо либо руководитель, иной работник указанного органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, органа, уполномоченного действовать от имени публично-правового образования, сведения заполняются в отношении физического лица. Если заявителем является представитель иного юридического лица (органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления), которое уполномочено заявителем действовать от его имени, сведения заполняются как в отношении физического лица, так и юридического лица (органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления).

Таким образом из буквального содержания приведенного разъяснения не следует, что в случае, если заявление подается органом публичной власти в лице его руководителя с целью регистрации договора, то есть с целью внесения в реестр сведений об обременении права на объект правом аренды, правообладателем которого является арендатор, то в пункте 8 заявления должны быть указаны сведения не о заявителе, а о правообладателе (сведения из пункта 7) либо его представителе. То есть из приведенных требований не следует, что в пунктах 7 и 8 заявления должны содержаться сведения об одном лице – лице, обратившимся с заявлением в управление.

Учитывая приведенные нормы, а также обстоятельства, суд приходит к выводу, что из заявления департамента не следует, что оно подано департаментом от имени Муравьева М.В., то есть Муравьевым М.В. в лице департамента. Более того, указанное не следует и из приложенных к заявлению документов, поскольку среди таких документов отсутствует доверенность на право департамента обратиться в управление с заявлением от имени Муравьева М.В..

Суд также отмечает, что подача заявления о государственной регистрации права через МФЦ не свидетельствует о нарушении порядка подачи такого заявления органом местного самоуправления, а равно не указывает на особый статус заявителя, имеющего права на такую подачу документов только в случае представления интересов физического лица.

Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, в том числе через многофункциональный центр, не исключает право органа местного самоуправления на обращение в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права аренды, совершенной на основании акта органа местного самоуправления в порядке части 1 статьи 18, части 2 статьи 19 Закона N 218-ФЗ.

При таких обстоятельствах суд соглашается с заявителем о том, что у управления не было ни правовых, ни фактических обстоятельств для вывода о том, что поданное департаментом заявление подано им от имени Муравьева М.В.

На основании статьи 17 Закона о регистрации за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой.

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины установлены в статье 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой.

При таких обстоятельствах департамент не должен был уплачивать государственную пошлину при обращении в управление со спорным заявлением о государственной регистрации договора аренды. В этой связи возращение заявления департамента по мотиву не уплаты департаментом государственной пошлины не соответствует положениям Закона о регистрации. Иных оснований для возвращения заявления департамента в уведомлении управления от 13.01.2020 № КУВД-001/2019-16863704/1 не приведено.

Аналогичные выводы следуют из судебных актов по арбитражному делу № А59-318/2020.

В этой связи суд приходит к выводу, что оспариваемые действия управления по возврату без рассмотрения документов, прилагаемых к заявлению от 26.12.2019 о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 23.12.2019 № 96/2019, согласно уведомлению о возврате документов без рассмотрения от 13.01.2020 № КУВД-001/2019-16863704/1, не соответствуют нормам Закона о государственной регистрации и нарушают права департамента в сфере экономической деятельности, а потому подлежат признанию незаконными, как не соответствующие положениям Федерального закона № 218-ФЗ

В соответствии со статьей 201 АПК РФ суд может признать решение органа публичной власти незаконным при наличии двух обстоятельств: в случае, если им будет установлено его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также в случае установления нарушения данным решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений среди прочего должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что в качестве способа восстановления нарушенного права департамента необходимо возложить на управление обязанность рассмотреть заявление от 26.12.2019 о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 23.12.2019 № 96/2019. Указанный способ является соразмерным допущенному управлением нарушению и будет способствовать не только его устранению, но и восстановлению нарушенного права. При этом судом учитывается, что в Законе о регистрации определены сроки и порядок осуществления регистрационных действий.

В этой связи суд обязывает управление рассмотреть заявление департамента от 26.12.2019 о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 23.12.2019 № 96/2019, установленные в Федеральном законе от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

При обращении в суд с настоящим заявлением департаментом государственная пошлина в размере 3 000 рублей не оплачивалась, поскольку департамент освобожден от ее уплаты. В связи с тем, что и управление освобождено от уплаты государственной пошлины, вопрос о ее взыскании в бюджет судом не разрешается.

Иные доводы лиц, участвующих в деле, с учетом установленных судом обстоятельств и сделанных выводов, правового значения для рассмотрения настоящего дела по существу не имеют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л :

Признать действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области по возврату без рассмотрения документов, прилагаемых к заявлению от 26.12.2019 о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 23.12.2019 № 96/2019, согласно уведомлению о возврате документов без рассмотрения от 13.01.2020 № КУВД-001/2019-16863704/1, незаконными, как не соответствующие нормам Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (ОГРН 1046500652065, ИНН 6501154644) рассмотреть заявление Департамента по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» от 26.12.2019 о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 23.12.2019 № 96/2019, установленные в Федеральном законе от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение месяца со дня его принятия.

Судья Е.С. Логинова