ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-6223/20 от 15.02.2021 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р Е Ш Е Н И Е

                                                                                     Дело А59-6223/2020

24 февраля 2021 года                                                   г. Южно-Сахалинск

         Резолютивная часть решения объявлена  в судебном заседании 15 февраля 2021 года, решение в полном объеме изготовлено 24 февраля 2021 года.     

Арбитражный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Боярской О.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Качаловой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению отдела по управлению имуществом и землепользованию администрации Невельского городского округа (ОГРН <***> ИНН <***> адрес регистрации: <...>) к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (ОГРН <***> ИНН <***> адрес регистрации: <...>) о признании недействительными акта проверки от 18 ноября 2020 года, предостережения от 30 ноября 2020 года,

         при участии в судебном заседании:

представитель заявителя начальник отдела ФИО1,

представитель Управления Росреестра по Сахалинской области ФИО2, по доверенности № 18 от 11 декабря 2020 года,

представитель третьего лица администрации Невельского городского округа ФИО3, по доверенности № 14 от 25 ноября 2020 года,

                                               у   с т  а  н  о  в  и  л  :

Отдел по управлению имуществом и землепользованию администрации Невельского городского округа обратился в суд с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области о признании недействительными акта проверки от 18 ноября 2020 года, предостережения от 30 ноября 2020 года.

Оспариваемым актом проверки от 18 ноября 2020 года, составленным Управлением Росреестра по Сахалинской области, констатированы нарушения в рассмотрении отделом заявлений о предоставлении земельных участков в рамках реализации Федерального закона № 119-ФЗ по «дальневосточным гектарам».

Заявитель полагает акт незаконным, поскольку согласно распоряжению от 8 октября 2020 года проверке подлежала деятельность администрации Невельского городского округа, тогда как акт составлен в отношении отдела по управлению имуществом и землепользованию администрации Невельского городского округа, являющегося самостоятельным юридическим лицом.

В судебном заседании представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявления.

Представитель Управления Росреестра по Сахалинской области заявление не признала по доводам отзыва и указала, что при проведении проверки управление действовало в соответствии с Положением о государственном земельном надзоре и Административным регламентом осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии земельного надзора.  Проверка проведена в отделе, как структурном подразделении органа местного самоуправления, осуществляющим работу по учету, управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в границах Невельского городского округа (том 2 л.д. 49-53).

Определением от 22 января 2021 года суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, администрацию Невельского городского округа.

         Представитель администрации поддержала позицию заявителя.

         Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

         Как установлено судом из материалов дела, 08 октября 2020 года  Управлением Росреестра по Сахалинской области издано распоряжение № 318  органа государственного надзора о проведении плановой выездной проверки в отношении администрации Невельского городского округа с целью проверки соблюдения требований земельного законодательства в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок деятельности органов местного самоуправления на 2020 год, утвержденным Управлением Росреестра по Сахалинской области 27 сентября 2019 года ( том 1 л.д. 13-15).

         Ежегодный план проведения плановых проверок представлен Управлением в материалы дела ( том 2 л.д.65-67).

Результаты проверки отражены в Акте проверки органом государственного надзора органа местного самоуправления от 18 ноября 2020 года. В ходе проведения проверки были установлены нарушения Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного округа». ( том 1 л.д.16-19).

Мэру муниципального образования «Невельский городской округ» ФИО4 выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 30 ноября 2020 года № 09-17/8984 ( том 1 л.д.20-23).

Отдел по управлению имуществом и землепользованию администрации Невельского городского округа просит признать недействительными акт проверки от 18 ноября 2020 года, предостережение от 30 ноября 2020 года, поскольку полагает, что проверка проведена не в отношении администрации Невельского городского округа, а в отношении отдела, являющегося самостоятельным юридическим лицом.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 5 статьи 71 Земельного кодекса РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации  (подпункт 1); осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия ( подпункт 10).

Пунктом 2 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года № 1 (далее - Положение), в числе органов, полномочных осуществлять государственный земельный надзор, указаны Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы.

Пунктом 3 названного Положения предусмотрено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований земельного законодательства органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (подпункт «д»).

В силу пункта 148 Административного регламента осуществления Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственного земельного надзора, утвержденного Приказом Росреестра 18 июня 2019 года № П/0240, в целях профилактики нарушений обязательных требований Росреестр, территориальные органы выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии с пунктом 149 Административного регламента ( подпункт 3).

Пунктом 149 Административного регламента при наличии у Росреестра (территориального органа) сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, которые в соответствии с пунктом 43 Административного регламента не являются основанием для проведения внеплановой проверки, полученных в ходе административного обследования объектов земельных отношений либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, в случаях, если отсутствуют основания для проведения внеплановой проверки, предусмотренные пунктом 43 Административного регламента, орган государственного надзора объявляет юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного надзора.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований составляется в соответствии с Правилами составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 166 <21>.

При исследовании судом порядка проведения проверки и вынесения оспариваемого предостережения судом не установлено нарушений вышеприведенных нормативных актов в действиях сотрудников управления.

Допущенные нарушения Федерального закона от 01 мая 2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного округа», отраженные в акте, нашли подтверждение в материалах дела.

Пунктом 4.1. приведенного закона предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления гражданина о предоставлении земельного участка уполномоченным органом выявлены основания, указанные в пунктах 1 – 24 статьи 7 настоящего Федерального закона, либо пересечение границ земельного участка, образуемого в соответствии со схемой размещения земельного участка на публичной кадастровой карте, с границами земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, территориальной зоны, населенного пункта, муниципального образования, либо ограничение доступа к иным земельным участкам в случае образования земельного участка в соответствии с данной схемой, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, к которому приложена данная схема. В срок не более пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения уполномоченный орган подготавливает и направляет заявителю возможные варианты схемы размещения земельного участка (в том числе с возможным уменьшением площади земельного участка), исключающие обстоятельства, повлекшие приостановление рассмотрения заявления, а также перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 8 Федерального закона № 199-ФЗ установлено, что уполномоченный орган в срок, не превышающий трех рабочих дней с момента осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, осуществляет подготовку проекта договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и направляет их для подписания заявителю.

В нарушение приведенных статей проекты договоров о предоставлении земельных участков были направлены в адрес заявителей ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 с нарушением установленного трехдневного срока.

При рассмотрении заявлений ФИО11, ФИО12, ФИО8, ФИО13 заявителям было предложено скорректировать границы испрашиваемого земельного участка, однако рассмотрение заявлений не было приостановлено.

Указанное подтверждается скриншотами регистрационных дел и по существу заявителем не оспорено ( том 1 л.д. 76-109).

Судом отклоняются доводы заявителя о том, что отдел по управлению имуществом и землепользованию администрации Невельского городского округа не был включен в план проведения проверок, и поэтому любые решения в отношении отдела являются незаконными.

В соответствии с Положением об отделе по управлению имуществом и землепользованию администрации Невельского городского округа, утвержденным Решением Собрания Невельского городского округа от 17 марта 2020 года № 65, отдел является структурным подразделением администрации Невельского городского округа, и осуществляет деятельность по управлению имуществом, находящимся в собственности МО «Невельский городской округ», земельными ресурсами до разграничения государственной собственности на землю, межотраслевую координацию деятельности муниципальных организаций в процессе управления муниципальным имуществом МО «Невельский городской округ», а также иные полномочия в соответствии с настоящим Положением (том 1 л.д. 136-140).

И поскольку распоряжение № 318 от 8 октября 2020 года было издано в отношении администрации Невельского городского округа с целью проверки соблюдения требований земельного законодательства, а в Невельском городском округе этими функциями ведает отдел, сотрудники Управления Росреестра обоснованно проверили указанное структурное подразделение администрации.

Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со статьями 27 и 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом под ненормативным актом понимаются документы, содержащие обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы.

Акт представляет собой письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных должностными лицами, в котором указано, на каком основании выполнялась проверка, какие материалы представлены на рассмотрение и их содержание, сделаны соответствующие выводы.

Акт проверки не может рассматриваться как самостоятельный ненормативный правовой акт, поскольку сам по себе не порождает у заявителя каких-либо субъективных прав и обязанностей и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Оспариваемый акт проверки от 18 ноября 2020 года не имеет властного характера, а представляет собой констатацию фактов, акт не содержит обязательных для исполнения предписаний, влекущих за собой те или иные негативные последствия, создающие препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Между тем, глава 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ регулирует вопросы рассмотрения публичных правоотношений. Таким образом, для признания какого-либо акта в качестве ненормативного, необходим в том числе - субъектный состав - а именно - государственный орган, который принял в силу возложенных на него нормативным правовым актом властное решение.

Таким образом, оспариваемый акт проверки признаками ненормативного акта не обладает, каких-либо властных предписаний, установленных Законом или иным нормативным правовым актом для заявителя, не содержит, а также не устанавливает, не изменяет и не прекращает права и обязанности лиц, участвующих в деле, и иных лиц.

С учетом изложенных обстоятельств, данный спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, в связи с чем, суд прекращает производство по делу в данной части по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

                                                   р  е  ш  и  л  :

Производство по делу в части требований о признании недействительным акта проверки от 18 ноября 2020 года прекратить.

         В удовлетворении требований отдела по управлению имуществом и землепользованию администрации Невельского городского округа к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области о признании недействительным предостережения от 30 ноября 2020 года отказать.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента вынесения в полном объеме через Арбитражный суд Сахалинской области, после чего в арбитражный суд кассационной инстанции Арбитражный суд Дальневосточного округа.

Судья                                                                 О.Н. Боярская