ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-622/20 от 23.11.2020 АС Сахалинской области

 Арбитражный суд Сахалинской области

Коммунистический проспект, д. 28, г. Южно-Сахалинск, 693000

www.sakhalin.arbitr.ru

 Именем  Российской  Федерации

                                          Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г. Южно-Сахалинск                                                  

23 ноября 2020 года                                                        Дело № А59-622/2020

Резолютивная часть  оглашена  23.11.2020.  Решение в полном объеме изготовлено 23.11.2020.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Шестопал И.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Максимовым В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению  Департамента по управлению муниципальной собственностью муниципального  образования «Южно-Курильский городской округ» (ОГРН <***>, ИНН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконными действий по возврату без рассмотрения документов, прилагаемых к заявлению от 25.12.2019 о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 09.12.2019 № 94/2019, согласно уведомлению о возврате документов без рассмотрения от 13.01.2020 № КУВД-001/2019-16781353/1, а также о возложении обязанности рассмотреть заявление департамента от 25.12.2019 о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 09.12.2019 № 94/2019,

при участии представителей :

от Департамента по управлению муниципальной собственностью муниципального  образования «Южно-Курильский городской округ- представитель не явился,

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области- ФИО1 по доверенности от 30.12.2019 №45,

от ФИО2 – представитель не явился,

У С Т А Н О В И Л :

Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ»  (далее – заявитель) обратился в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (далее – управление) о признании незаконным действий по возврату без рассмотрения документов, прилагаемых к заявлению от 25.12.2019 о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 09.12.2019 № 94/2019, согласно уведомлению о возврате документов без рассмотрения от 13.01.2020 № КУВД-001/2019-16781353/1, а также о возложении обязанности рассмотреть заявление комитета от 25.12.2019 о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 09.12.2019 № 94/2019.

Определением суда от 13.02.2020 заявление принято к производству, возбуждено производство по делу, одновременно суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне заявителя ФИО2.

Определением суда от 01.06.2020 производство по делу было приостановлено  до  вступления в законную силу  судебного постановления по делу №А59-318/2020.

Протокольным определением от 23.11.2020 производство по делу возобновлено.

В ходе рассмотрения настоящего дела судом у заявителя изменилось наименование. Так, согласно пункту 1 решения Собрания муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» от 17.02.2020 № 5/6 «О переименовании комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ»  в департамент по управлению муниципальной собственностью МО «Южно-Курильский городской округ»  и утверждении Положения о департаменте по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» переименован в департамент  по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ». Из выписки из ЕГРЮЛ от 24.03.2020 в отношении заявителя следует, что информация об изменении наименования внесена в реестр 12.03.2020, ГРН 2206500028271.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны сообщить арбитражному суду об изменении своего наименования. Арбитражный суд указывает в определении или протоколе судебного заседания изменение наименования лица, участвующего в деле, его адреса, номеров телефонов и факсов, адреса электронной почты или аналогичной информации.

В обоснование заявленных требований заявитель (комитет ныне департамент) в заявлении и дополнении к нему указали, что департамент является органом местного самоуправления, а потому освобожден от уплаты государственной пошлины за совершение управлением юридически значимых действий, в том числе действий по регистрации договора аренды. Департамент направил в управление соответствующее заявление в порядке исполнения возложенной на него обязанности, установленной частью 2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ. В этой связи возращение управлением документов, представленных с целью регистрации договора, по причине неуплаты департаментом государственной пошлины не соответствует положениям действующего законодательства РФ. Департаментом также указано, что в управление с заявлением о регистрации обратился именно департамент, а не ФИО2 в лице департамента. Заявление заполнено департаментом в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ как лицом, исполняющим обязанность, установленную в части 2 статьи 19  Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ с целью регистрации договора и внесения в реестр сведений об обременении объекта недвижимости правом аренды ФИО2

Заявитель, будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Представитель Управления в судебном заседании не согласился с заявленными требованиями  по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

ФИО2, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне заявителя, отзыв не направил, свою позицию по спору не выразил, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. 

В силу ст.156 АПК РФ, суд, суд находит основания  для рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Управления,  и оценив в совокупности все представленные доказательства, суд установил следующее.

Из материалов дела следует, что 25.12.2019 в управление поступило заявление от департамента, зарегистрированное за № КУВД-001/2019-16781353, согласно которому департамент просил осуществить государственную регистрацию прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 65:25:0000005:532, площадью 700 кв.м., расположенному по адресу: 694500, обл. Сахалинская, р-н Южно-Курильский, пгт Южно-Курильск, в районе  ТП-2 по ул. Советская. В части государственной регистрации права осуществить регистрацию сделки об отчуждении объекта недвижимости или об ограничении (обременении) права, а именно договор аренды (субаренды). В сведениях о правообладателе указаны сведения о физическом лице – ФИО2 (пункты 7, 7.1 заявления). Заявление согласно его пунктам 8, 8.1.1 и 8.1.2  предоставлено представителем правообладателя, стороны сделки, лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта, иным лицом, указанным в статье 15 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а именно физическим лицом - ФИО3, полномочия которой подтверждены распоряжением администрации МО «Южно-Курильский городской округ» № 12-к от 22.01.2013, юридическим лицом – Комитетом по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ», полномочия представителя подтверждаются распоряжением администрации МО «Южно-Курильский городской округ» № 12-к от 22.01.2013. К заявлению департаментом согласно описи приложены: распоряжение администрации муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» от 22.01.2013 № 12-к в 2-х экземплярах; договор аренды земельного участка от 09.12.2019 № 94/2019; постановление администрации МО «Южно-Курильский городской округ» от 07.12.2019 № 1310.

В соответствии с распоряжением администрации МО «Южно-Курильский городской округ» от 22.01.2013 № 12-к ФИО3 назначена председателем комитета (ныне департамент).

Согласно договору аренды земельного участка № 94/2019 от 09.12.2019 комитет, как арендодатель, передал гражданину ФИО2, арендатору, на условиях аренды сроком до 13.10.2024 земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 65:25:0000005:532, площадью 700 кв.м., расположенный по адресу: Сахалинская обл., Южно-Курильский р-н, пгт Южно-Курильск, в районе ТП-2  ул. Советская, для строительства индивидуального жилого дома (пункт 1.1 договора). Договор в силу его пункта 7.1 вступает в силу с момента его государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области. В преамбуле договора указано, что он заключен на основании постановлении администрации МО «Южно-Курильский городской округ» от 07.12.2019 № 1310.

Постановлением администрации МО «Южно-Курильский городской округ» от 07.12.2019 № 1310 «О предоставлении земельного участка в аренду гр. ФИО2 для завершения строительства  индивидуального жилого дома в п.г.т. Южно-Курильск» ФИО2 предоставлен земельный участок с кадастровым номером 65:25:0000005:532 в аренду сроком на 5 лет (пункт 1). В пункте 2.4 постановления ФИО2 указано на необходимость зарегистрировать договор аренды земельного участка в органах регистрации права.

В соответствии с распоряжением Администрации МО «Южно-Курильский городской округ» от 13.11.2019 № 453-р исполнение обязанностей мэра МО на период с 27.11.2019 по 08.12.2019 возложено на ФИО4

Уведомлением о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения от 13.01.2020 № КУВД-001/2019-16781353/1 заявление управлением возвращено без рассмотрения на основании пп. 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку подано от ФИО2 в лице законного представителя комитета, ныне департамент (ФИО3). В связи с чем, ФИО2 необходимо было оплатить государственную пошлину за государственную регистрацию договора аренды в размере 2 000 рублей в соответствии с пп. 22 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ.

Не согласившись с действиями по возврату заявления без рассмотрения, комитет (ныне департамент) обратился в суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица наделены правом обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Департамент обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, поскольку полагает, что нарушены его права в сфере экономической деятельности, как лица, уполномоченного на распоряжение объектами муниципальной собственности, и на которое возложена обязанность по направлению документов о предоставлении или обременении объекта недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности, в регистрирующий орган. При таких обстоятельствах рассмотрение указанного спора подсудно арбитражному суду, учитывая, что указанный спор это спор между органом местного самоуправления и органом государственной власти по вопросу о законности их действий при осуществлении полномочий.  

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Таким образом в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.

Согласно пункту 3 статьи 215 ГК РФ имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ, в частности, на праве хозяйственного ведения в соответствии со статьей 294 ГК РФ.

В силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу пункта 1 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.

Пунктом 2 части 3 статьи 15 Закона о регистрации установлено, что государственная регистрация прав осуществляется по заявлению правообладателя объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливается ограничение прав или обременение объекта недвижимости, - при государственной регистрации ограничения или обременения, прекращения ограничения или обременения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона о регистрации орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.

Из приведенных норм следует, что на орган публичной власти возложена обязанность по направлению в орган регистрации заявления о государственной регистрации права в случае принятия акта и совершение сделки о правах на недвижимое имущество. При этом данная обязанность является императивной, соответственно, не может быть возложена таким органом на иное лицо. В этой связи указание в пункте 2.4 постановления администрации МО «Южно-Курильский городской округ» от 07.12.2019 № 1310 «О предоставлении земельного участка в аренду гр. ФИО2» на то, что ФИО2 обязан осуществить действия по регистрации договора  аренды земельного участка в органах регистрации права, не свидетельствует об изменении обязанного лица, а также о том, что в управление с спорным заявлением обратился не департамент, а ФИО2 в лице департамента.

Более того, суд учитывает, что Законом о регистрации, регулирующим отношения в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, предусмотрена специальная норма (пункт 2 статьи 19), регламентирующая порядок регистрации прав на недвижимое имущество, возникающих на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, в частности, устанавливающая обязанность соответствующего органа, издавшего акт, направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы.

По смыслу данной нормы, исходя из заявительного характера регистрации прав, для регистрации возникающего на основании акта органа права достаточно представления указанного заявления с приложением соответствующих правоустанавливающих документов, при этом заявления субъекта права аренды не требуется.

В этой связи, подавая документы на регистрацию права в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона о регистрации, департамент действует в своих интересах. В данном случае публичный собственник реализует свои полномочия и преследует публичные интересы, в связи с чем,  не может рассматриваться исключительно как законный представитель субъекта права аренды, в данном случае ФИО2

Учитывая приведенные нормы, а также обстоятельства, суд приходит к выводу, что из заявления департамента не следует, что оно подано департаментом от имени ФИО2, то есть ФИО2 в лице департамента. Более того, указанное не следует и из приложенных к заявлению документов, поскольку среди таких документов отсутствует доверенность на право департамента обратиться в управление с заявлением от имени ФИО2

При таких обстоятельствах суд соглашается с заявителем о том, что у управления не было ни правовых, ни фактических оснований  для вывода о том, что поданное департаментом заявление подано им от имени ФИО2

На основании статьи 17 Закона о регистрации за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой.

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины установлены в статье 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой.

При таких обстоятельствах департамент не должен был уплачивать государственную пошлину при обращении в управление с спорным заявлением о государственной регистрации договора аренды. В этой связи возращение заявления департамента по мотиву не уплаты департаментом государственной пошлины не соответствует положениям Закона о регистрации. Иных оснований для возвращения заявления департамента в уведомлении управления от 13.01.2020 № КУВД-001/2019-16781353/1 не приведено.

В этой связи суд приходит к выводу, что оспариваемые действия управления по возврату без рассмотрения документов, прилагаемых к заявлению от 25.12.2019 о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 09.12.2019 № 94/2019, согласно уведомлению о возврате документов без рассмотрения от 13.01.2020 № КУВД-001/2019-16781353/1, не соответствуют нормам Закона о государственной регистрации и нарушают права департамента в сфере экономической деятельности, а потому подлежат признанию незаконными, как не соответствующие положениям Федерального закона № 218-ФЗ

В соответствии со статьей 201 АПК РФ суд может признать решение органа публичной власти незаконным при наличии двух обстоятельств: в случае, если им будет установлено его несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также в случае установления нарушения данным решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений среди прочего должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

В качестве способа восстановления нарушенного права департамент просил суд возложить на управление обязанность повторно рассмотреть его заявление от 25.12.2019 о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 09.12.2019 № 94/2019

Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что указанный способ является соразмерным допущенному управлением нарушению и будет способствовать не только его устранению, но и восстановлению нарушенного права. При этом судом учитывается, что в Законе о регистрации определены сроки и порядок осуществления регистрационных действий.

В этой связи суд удовлетворяет требования департамента и в части заявленного им способа восстановления нарушенного права и обязывает управление рассмотреть заявление департамента от 25.12.2019 о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 09.12.2019 № 94/2019 в порядке и сроки, установленные в Федеральном законе от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

При обращении в суд с настоящим заявлением департаментом  государственная пошлина в размере 3 000 рублей не оплачивалась, поскольку департамент освобожден от ее уплаты. В связи с тем, что и управление освобождено от уплаты государственной пошлины, вопрос о ее взыскании в бюджет судом не разрешается.

Иные доводы лиц, участвующих в деле, с учетом установленных судом обстоятельств и сделанных выводов, правового значения для рассмотрения настоящего дела по существу не имеют.

Срок на обращение в суд с заявленными требованиями  со стороны заявителя не пропущен.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 и 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

                                            Р Е Ш И Л :

Заявленные требования удовлетворить.

Признать действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области по возврату без рассмотрения документов, прилагаемых к заявлению от 25.12.2019 о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 09.12.2019 № 94/2019, согласно уведомлению о возврате документов без рассмотрения от 13.01.2020 № КУВД-001/2019-16781353/1, незаконными, как не соответствующие нормам Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) повторно рассмотреть заявление Департамента по управлению муниципальной собственностью муниципального образования «Южно-Курильский городской округ» от 25.12.2019 о государственной регистрации договора аренды земельного участка от 09.12.2019 № 94/2019 в порядке и сроки, установленные в Федеральном законе от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия  через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья                                                                                             И.Н. Шестопал