Арбитражный суд Сахалинской области
Коммунистический проспект, 28, Южно-Сахалинск, 693024,
http://sakhalin.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Южно-Сахалинск
28 ноября 2019 года Дело № А59-6458/2018
Резолютивная часть решения объявлена 27.11.2019. Полный текст решения изготовлен 28.11.2019.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Белоусова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бадмаевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) к Сахалинской таможне (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании незаконным решения от 12.07.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10707090/270418/0004788,
при участии:
от индивидуального предпринимателя ФИО1 - представитель не явился,
от Сахалинской таможни – ФИО2 по доверенности от 18.12.2018 № 05-16/17196, ФИО3 по доверенности от 18.12.2018 № 05-16/17304, ФИО4 по доверенности от 18.12.2018 № 05-16/17197, ФИО5 по доверенности от 18.12.2018 № 05-16/17303,
У С Т А Н О В И Л :
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель, декларант) обратился в арбитражный суд с указанным заявлением к Сахалинской таможне (далее – таможня, таможенный орган), которое определением от 03.10.2018 принято к рассмотрению, возбуждено производство по делу.
В период с 22.10.2018 по 28.10.2019 производство по делу было приостановлено до вступления в законную силу судебного акта по арбитражному делу № А59-4923/2018.
В обоснование заявленного требования указано, что таможня необоснованно не приняла заявленную предпринимателем таможенную стоимость, указав на ее корректировку, поскольку представленные декларантом сведения (пакет документов) основаны на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации, которая позволяет применить основной метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами. Выводы таможенного органа основаны на предположениях и сделаны без соответствующего документального обоснования, что указывает на незаконность оспариваемого решения. В рассматриваемом случае предпринимателем при таможенном оформлении в электронном виде были представлены контракт, инвойс, приложения. В рамках дополнительной проверки с целью представления доказательств реальной цены сделки представлены копии правоустанавливающих документов, документов, подтверждающих качество товара, бухгалтерские документы по принятию товаров к учету, документы, подтверждающие оплату товара, экспортные декларации Японии, ценовые предложения рынка РФ (Дальнего Востока), тарифы на перевозку, инвойсы и ДТС-1 по декларациям, ввезенным предпринимателем и третьим лицом ранее, по которым таможней стоимость принята. В подписанных договоре и инвойсе стороны установили предмет поставки, указав его наименование и количество, данное описание соответствует требованиям гражданского законодательства по согласованию существенных условий, поскольку стороны способны идентифицировать предмет поставки. Указание таможенного органа о неконкретизации условий перевозки в коносаменте, выраженных в отсутствии информации об оплате фрахта и месте его оплаты, противоречит положениям Кодекса торгового мореплавания. При этом, таможня не представила суждений о том, каким образом сделка между перевозчиком и поставщиком влияет на документы, представленные в подтверждение определения таможенной стоимости по первому методу. В силу изложенного, выводы таможенного органа основаны на предположениях и сделаны без соответствующего документального обоснования, что указывает на незаконность оспариваемого решения.
Предприниматель о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил. Мотивированную позицию по спору с учетом состоявшихся судебных актов по делу № А59-4923/2018 не представил.
В силу ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие предпринимателя.
Таможня в представленном отзыве с учетом письменных дополнений с заявлением предпринимателя не согласилась и в его удовлетворении просила отказать, указав, что заявленная таможенная стоимость товара определена декларантом на основании документально неподтвержденных и недостоверных сведений. Так, по результатам анализа имеющейся в распоряжении таможенного органа ценовой информации по товарам, обладающим схожими качественно-физическими параметрами, выявлено отклонение оцениваемой таможенной стоимости до 96%. При этом, представленными к таможенному декларированию, а также по запросу таможенного органа документами, пояснениями, сведениями, декларант не обосновал объективный характер значительного отличия цен на декларируемый товар от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввезенными в Российскую Федерацию при сопоставимых условиях сделки, иных официальных и общепризнанных источников информации.
Согласно п. 1.2 представленного договора стороны договорились, что наименование товара, единица измерения, его количество, цена за единицу, общая стоимость товарной партии определяется на каждую партию в инвойсах, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора. Вместе с тем, инвойс от 25.04.2018 № 1181 не подписан покупателем товара, что свидетельствует о недоговоренностях сторон.
По результатам анализа представленных документов таможней также установлено, что фактические расходы по доставке товара понесены не продавцом, как предусмотрено условиями поставки CFR по договору, а покупателем, что противоречит заявленным условиям поставки и свидетельствует о представлении к таможенному оформлению товаросопроводительных документов, содержащих недостоверные сведения.
Таким образом, в условиях отсутствия достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации о цене ввезенного товара и структуре таможенной стоимости, заявленный предпринимателем метод таможенной оценки по цене сделки не мог быть применен, в связи с чем, вынесенное таможней оспариваемое решение является законным и обоснованным.
Представители таможни в судебном заседании с заявлением предпринимателя не согласились по доводам согласно отзыву.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 10 час. 30 мин. 27.11.2019. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлялись в судебном заседании, а также в соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Заслушав представителей таможенного органа и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРИП, ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 07.02.2014 Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером <***>, при постановке на налоговый учет присвоен ИНН <***>.
Основным видом экономической деятельности предпринимателя является торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов (код ОКВЭД 45.31.1).
Во исполнение договора поставки от 12.09.2017, заключенного предпринимателем с иностранной компанией «Т.М. Company» (Япония), на таможенную территорию Евразийского экономического союза на условиях CFR-ФИО6 ввезены товары - бывшие в употреблении запасные запчасти для автомобилей общей стоимостью 93865 японских иен, в том числе «двери для легкового автомобиля», «коврики (полики) резиновые с ворсом из синтетических нитей для легкового автомобиля», «задний мост легкового автомобиля без колес в сборе с элементами ходовой части», «задний мост грузового автомобиля в сборе с колесами и элементами ходовой части», «бампер для легкового автомобиля», «глушители легкового автомобиля», «карданный вал для легкового автомобиля изготовлен из черных металлов способ изготовления не штампованный из стали», «подножки легкового автомобиля», «бортовой кузов грузового автомобиля массой менее 20 тонн без колес элементов ходовой части».
В целях таможенного оформления товара предприниматель подал в таможню ДТ № 10707090/270418/0004788, определив таможенную стоимость товаров по первому методу определения таможенной стоимости «по стоимости сделки с ввозимыми товарами».
В ходе проведения контроля заявленной таможенной стоимости декларируемых товаров таможня посчитала, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, могут являться недостоверными, а документы не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости, в связи с чем приняла решение от 28.04.2019 о проведении дополнительной проверки.
В ответ на указанное решение предприниматель представил документы, имеющиеся у него в распоряжении, а также дал пояснения относительно невозможности представления документов, запрошенных таможенным органом.
Посчитав, что сведения, использованные ФИО1 при заявлении таможенной стоимости товара, не основаны на количественно определенной и документально подтвержденной информации, таможня 12.07.2018 приняла решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ № 10707090/270418/0004788, в результате чего были дополнительно начислены таможенные платежи.
Не согласившись с указанным решением таможенного органа, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, декларант обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив материалы дела, изучив доводы заявления, отзыв таможенного органа, суд приходит к следующему.
По правилам п. 2 ст. 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС, Кодекс) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, определяется в соответствии с настоящей главой, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (п. 10 ст. 38 Кодекса).
Пунктом 15 этой же статьи предусмотрено, что основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном ст. 39 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со ст. 40 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно п. 3 ст. 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов.
Как установлено п. 1 ст. 104 Кодекса, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В декларации на товары подлежат указанию сведения о заявляемой таможенной процедуре, о таможенной стоимости товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров) и о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в ст. 108 настоящего Кодекса (пп.пп. 1, 4, 9 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС).
К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, в том числе ее величину и метод определения таможенной стоимости товаров (пп. 10 п. 1 ст. 108 Кодекса).
По правилам пункта 2 названной статьи, в случае если в документах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения подтверждаются иными документами.
В силу п. 1 ст. 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации (п. 1 ст. 325 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 4 указанной статьи таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях:
1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения;
2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
На основании п. 17 ст. 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со ст. 112 настоящего Кодекса.
Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары (п. 4 ст. 112 ТК ЕАЭС).
Как подтверждается материалами дела, при таможенном оформлении ввезенного товара предпринимателем вместе с ДТ № 10707090/270418/0004788 посредством системы электронного декларирования были представлены договор поставки б/н от 12.09.2017, инвойс от 25.04.2018 № 1184, коносамент от 25.04.2018 № R5-110, спецификация товаров по коносаменту, регистрационные документы.
В рамках таможенного контроля заявленной таможенной стоимости товаров ФИО1 в ответ на решение о проведении дополнительной проверки представил заверенные копии коммерческих документов, а также копию технического паспорта на товар, приходный ордер, карточку счета 41, выписки из положения о правилах приемки и учета товара, комплектацию товара по ДТ № 10707090/270418/0004788, дефектную ведомость видимых дефектов по ДТ № 10707090/270418/0004788, тарифы на перевозку товаров подобного класса, ведомость банковского контроля, платежные поручения, экспортную декларацию, ценовые предложения на рынках России, инвойсы и ДТС-1 по другим декларациям в отношении аналогичных товаров и пояснения по заданным таможней вопросам, включая вопросы согласования сторонами предмета поставки.
Анализ указанных документов показывает, что по условиям п. 1.1 договора поставки от 12.09.2017 поставщик реализует, а покупатель приобретает составные части автомобилей и (или) запасные части к автомобилям, а также аксессуары и иные товары для эксплуатации, обслуживания легковых и грузовых автомобилей, именуемые в дальнейшем товар.
Наименование товара, единица измерения, его количество, цена за единицу, общая стоимость товарной партии определяется на каждую партию в инвойсах, являющихся неотъемлемой частью договора (п. 1.2 договора).
Покупатель озвучивает поставщику перечень необходимого товара с обязательным указанием на его качество (бывший в эксплуатации или новый). Заявка может быть оформлена в письменной форме и направлена по электронной почте поставщику. При наличии товара в количестве, необходимом для поставки, поставщик направляет инвойс, в котором содержатся сведения о наименовании, количестве и цене товара (п.п. 2.1, 2.2 договора).
На основании п. 2.3 договора по общему правилу товар поставляется на условиях CFR-ФИО6 (Инкотермс-2010). В случае если стороны определят иное условие поставки, то такое обстоятельство должно быть оформлено дополнительным соглашением или такое условие должно значится в инвойсе. В случае, если в инвойсе не будет указано условие поставки, то считается, что товар поставляется по общему правилу, установленному в настоящем пункте и поставщик не вправе изменять условие поставки.
Согласно п.п. 5.1, 5.2, 5.3 этого же договора покупатель производит оплату на основании инвойса. По общему правилу покупатель производит оплату товара в течение 365 дней, исчисляемых с момента получения товара покупателем, в безналичной форме путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика. Покупатель вправе производить авансовые платежи за предстоящие поставки товара, оплачивать товар частями.
Во исполнение условий п. 1.2 договора поставщиком в адрес покупателя выставлен инвойс от 25.04.2018 № 1184 на сумму 93 865 японских иен, с указанием места погрузки, порта назначения и условий поставки CFR-ФИО6.
Сравнительная оценка согласованной стоимости сделки по данной поставке с ценой товаров, заявленной в графах 22, 42 спорной декларации, показывает их идентичность, поскольку в ДТ № 10707090/270418/0004788 товар был задекларирован по общей стоимости 93 865 японских иен, как и указано в коммерческих документах.
Выявленное в ходе таможенного контроля расхождение весовых характеристик декларируемых товаров, указанных в коммерческих и транспортных документах, по сравнению с результатами таможенного досмотра ошибочно расценено таможней в качестве доказательства недостоверности и количественной неопределенности заявленной таможенной стоимости, поскольку стоимость товаров определена сторонами договора поставки за единицу товара - штуки, в связи с чем разница в весовых характеристиках не влияет на стоимость каждой товарной позиции.
В отношении вывода таможенного органа об отсутствии соглашения сторон внешнеэкономической сделки по спорной поставке вследствие неподписания инвойса от 25.04.2018 № 1184 со стороны покупателя, суд отмечает, что подписание коммерческого инвойса в одностороннем порядке обусловлено тем, что он выставляется продавцом, и его подписание является безусловной обязанностью инопартнера, что следует из содержания договора поставки.
В этой связи таможня ошибочно заключила, что представленный к таможенному оформлению инвойс не является неотъемлемой частью контракта, так как такой вывод напрямую противоречит условиям договора поставки от 12.09.2017.
То обстоятельство, что при сравнительном анализе инвойса, представленного в формализованном виде, с инвойсом, оформленном на бумажном носителе, таможенный орган обнаружил взаимные несоответствия, выразившиеся в отличии наименований товаров в электронном документе от общих усеченных наименований товаров в инвойсе на бумажном носителе, также не свидетельствует о недостоверности заявленной таможенной стоимости.
В данном случае суд полагает, что описание в формализованном инвойсе ввезенных товаров, как дверь, мост, бампер не указывает на наличие необъяснимых противоречий в одних и тех же коммерческих документах, поскольку данное описание обусловлено требованием о заполнении таможенной декларации и выбором соответствующего классификационного кода, но не подтверждает ввоз на таможенную территорию иного товара, нежели согласованного инвойсом.
Вывод таможенного органа о несоблюдении условий поставки судом не принимается, исходя из следующего.
По условиям п. 2.3 договора поставки товар поставляется на условиях CFR - ФИО6.
В соответствии с международными правилами толкования торговых терминов Инкотермс-2010 условия поставки CFR (cost and freight) означает: товар доставляется до указанного в договоре порта назначения покупателя, страховку основной перевозки, разгрузку и перевалку оплачивает покупатель; продавец выполнил поставку, когда товар перешел через поручни судна в порту отгрузки; он обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в названный порт назначения, однако риск потери или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие после отгрузки товара, переходят с продавца на покупателя; по условиям CFR на продавца возлагается обязанность по таможенной очистке товара для экспорта; данный термин может применяться только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.
В договорах купли-продажи товара на базе CFR в обязанность продавца входит заключение договора перевозки груза, получение от перевозчика коносаментов и предъявление их покупателю; цена товара включает в себя фрахтовую составляющую; услуги перевозчика могут возмещаться по-разному: либо продавцом в форме предварительно уплачиваемого фрахта, либо покупателем по прибытии груза; в последнем случае продавец должен фактически предоставлять покупателю кредит для оплаты фрахта (путем удержания фрахтовой составляющей из фактурной цены); выбор варианта зависит от решения участников договора купли-продажи товара.
Как усматривается из имеющегося в материалах дела инвойса от 25.04.2018 № 1184, сторонами контракта согласована партия бывших в употреблении запасных частей к автомобилям в количестве 10 наименования общей стоимостью 77 865 японских иен, а также стоимость перевозки в размере 16 000 японских иен. Итоговая сумма по счету составила 93 865 японских иен.
Перевозка спорной товарной партии осуществлена от порта Отару (Япония) до порта ФИО6 (Россия) на судне «Kinteki Maru» по коносаменту от 25.04.2018 № R5-110. При этом из буквального прочтения коносамента усматривается, что к перевозке приняты мост грузовой автомобиля бывший в употреблении без тары, автозапчасти автомобилей бывшие в употреблении в поддонах и мешках, согласно спецификации.
В соответствии со спецификацией к данному коносаменту в состав перевозимого груза вошли мост грузовой автомобиля бывший в употреблении без тары авточасти автомобилей в поддонах и мешках, а также в кузове грузовом.
По сведениям, представленным агентом компании-судовладельца - ООО «Сахмортранс», стоимость расходов по перевозке груза из порта Отару до порта ФИО6, планируемого для отправки компанией «T.M.Company» в адрес ФИО1, зависит от наименования перевозимого товара.
Согласно экспортным декларациям общая стоимость вывозимых товаров составила 77 865 японских иен. При этом из буквального прочтения деклараций они не содержат ссылку на условия поставки.
Сравнительный анализ данной информации и информации, содержащейся в инвойсе от 25.04.2018 № 1184, согласно которому общая стоимость товаров - 77 865 японских иен, а стоимость перевозки - 16 000 японских иен показывает, что фактически заявленные условия поставки нашли отражение в структуре заявленной таможенной стоимости, поскольку их общая стоимость по данным ДТ № 10707090/270418/0004788 составляет 93 865 японских иен, то есть арифметическую сумму стоимости товара - 77 865 японских иен и понесенных фрахтовых расходов - 16 000 японских иен.
При таких обстоятельствах вывод таможенного органа о неподтверждении заявленных и согласованных контрактом условий поставки, а также стоимости товаров, сформированных на этих условиях не нашел подтверждение материалами дела.
Что касается вывода таможенного органа о неподтверждении предпринимателем структуры заявленной таможенной стоимости вследствие отсутствия в коносаменте отметки об оплате фрахта, то суд отмечает, что данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в применении первого метода определения таможенной стоимости.
Между тем, давая оценку доводу таможни о том, что по результатам проведения сравнительного анализа стоимости однородных товаров было выявлено значительное отклонение заявленной таможенной стоимости от информации, содержащейся в базах данных таможни, суд исходит из разъяснений п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» (далее - Постановление Пленума ВС РФ № 18), согласно которым признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в ее значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Так, по результатам анализа ценовой информации ИАС «Мониторинг-Анализ» выявлено, что заявленная декларантом таможенная стоимость товаров отличается от стоимости товаров, обладающих схожими качественно-физическими параметрами, декларируемых по Дальневосточному региону, и по системе ФТС России на сопоставимых условиях.
Так, для товаров, классифицируемых в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС в товарной подсубпозиции 8708299009 (дверь для легкового автомобиля):
- для товара № 1, ИТС сложился на уровне 22$/шт. (ДТ №10702020/130318/0001120). Заявленный ИТС товара № 1 составил 1,45 $/шт.
- для товара № 2 ИТС сложился на уровне 2,80 $/шт. (ДТ № 10702070/180418/0047332). Заявленный ИТС товара № 2 составил 0,05$/шт.
- для товара № 4 ИТС сложился на уровне 700 $/шт. (ДТ № 10702070/110418/0044127). Заявленный ИТС товара № 4 составил 12,81$/шт.
- для товара № 5 ИТС сложился на уровне 20 $/шт. (ДТ № 10702030/270218/0002904). Заявленный ИТС товара № 5 составил 1,91 $/шт.
- для товара № 6 ИТС сложился на уровне 16 $/шт. (ДТ № 10702030/190418/0006852). Заявленный ИТС товара № 6 составил 1,88 $/шт.
- для товара № 7 ИТС сложился на уровне 23 $/шт. (ДТ № 10702070/120318/0029970). Заявленный ИТС товара № 7 составил 2,02 $/шт.
- для товара № 8, 9 ИТС сложился на уровне 16$/шт. (ДТ № 10702070/020418/0039971). Заявленный ИТС товара № 8 составил 0,92 $/шт. Заявленный ИТС товара № 9 составил 1,37 $/шт.
- для товара № 10 ИТС сложился на уровне 400$/шт. (ДТ № 10702070/050218/0013544). Заявленный ИТС товара № 10 составил 27,44 $/шт.
Приведенный анализ свидетельствует, о том, что уровень заявленной декларантом таможенной стоимости товаров является заниженным по сравнению с данными о таможенном декларировании аналогичных товаров, импортируемых на сопоставимых условиях другими субъектами ВЭД.
Согласно сведениям, полученным из ИСС «Малахит» также установлено отклонение индекса заявленной стоимости товаров от аналогичных средних значений по РТУ и ФТС России в основных единицах измерения и дополнительных единицах измерения, причем по подавляющему большинству товаров такое отклонение составило порядка 96 % .
В этой связи следует признать, что выявленные отклонения в заявленной таможенной стоимости по сравнению со стоимостью идентичных, однородных товаров по сведениям таможенного органа обоснованно явились основанием для принятия решения о проведении дополнительной проверки и направления декларанту запроса о предоставлении дополнительных документов и сведений в подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров.
В свою очередь представленные декларантом пояснения о низкой стоимости ввезенных товаров, исходя из технического состояния запасных частей, с приложением калькуляции цен в зависимости от уровня износа при наличии выявленных противоречий в части согласования предмета поставки и условий поставки фактически не устранили сомнения таможни в части обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости.
Довод предпринимателя об отсутствии доказательств значительного отклонения заявленной таможенной стоимости спорных товаров по сравнению со сведениями, имеющимися в распоряжении таможни, основанный на критической оценке ИСС Малахит и ИАС «Мониторинг-Анализ», судом не принимается, поскольку наличие таких отклонений напрямую следует из оспариваемого решения.
При этом приведенная в решении таможни сравнительная ценовая информация содержит потенциальные значения стоимостных характеристик сравниваемых товаров на уровне соответствующих товарных позиций Товарной номенклатуры с учетом страны происхождения за килограмм веса нетто и с отражением индекса таможенной стоимости оцениваемых товаров, в отношении которых приняты решения о выпуске для внутреннего потребления.
С учетом изложенного у суда отсутствуют основания считать, что при сравнении заявленной таможенной стоимости с ценовой информацией, имеющейся в распоряжении таможни, последней был сделан неверный вывод о выявлении отклонений в заявленной таможенной стоимости.
Таким образом, вывод таможенного органа о том, что предпринимателем в нарушение ст.ст. 38, 39 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании товаров по спорной ДТ в качестве документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости, были представлены документы, содержащие недостоверные сведения в части предмета поставки, условий поставки и формирования цены товара на заявленных условиях поставки, нашел подтверждение материалами дела.
В этой связи таможня обоснованно в порядке п. 17 ст. 325 ТК ЕАЭС приняла решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в декларации на товары, фактически отказав декларанту в принятии таможенной стоимости ввезенных товаров по первому методу определения таможенной стоимости.
При этом в ходе проверки соблюдения принципа последовательного применения методов определения таможенной стоимости товаров и источников, выбранных таможней для изменения сведений о таможенной стоимости товаров по ДТ № 10707090/270418/0004788, установлено, что резервный метод определения таможенной стоимости на основе гибкого применения метода по стоимости сделки с однородными товарами был выбран последовательно, а выбранные источники ценовой информации сопоставимы по коммерческим, качественным и техническим характеристикам со сведениями о товарах, заявленных в спорной декларации.
Суд также обращает внимание, что в рамках дела № А59-4923/2018 предприниматель при схожих обстоятельствах (в том числе ввиду поставки товара в рамках одного контракта) и по аналогичным основаниям оспорил в судебном порядке решение таможни от 20.04.2018 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ № 10707090/170118/0000440. Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 21.03.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2019, в удовлетворении заявленного требования отказано. В принятых судебных актах суды поддержали выводы таможенного органа о наличии объективных сомнений в достоверности заявленных декларантом сведений и правомерности применения первого метода определения таможенной стоимости.
Таким образом, суд считает, что оспариваемое решение таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения о товарах, указанные в ДТ № 10707090/270418/0004788, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы предпринимателя, в связи с чем суд в порядке ч. 3 ст.201 АПК РФ отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ст. 110 АПК РФ судебные расходы возлагаются на стороны пропорционально удовлетворенной части иска.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (ст. 101 АПК РФ).
Принимая во внимание результаты рассмотрения настоящего дела, суд в силу данных норм относит судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 руб. на предпринимателя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 и 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требования индивидуального предпринимателя ФИО1 о признании незаконным решения Сахалинской таможни от 12.07.2018 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10707090/270418/0004788, отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.
Судья А.И. Белоусов