ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-666/20 от 06.10.2021 АС Сахалинской области

Арбитражный суд Сахалинской области

Коммунистический проспект, д. 28, г. Южно-Сахалинск, 693024

http://sakhalin.arbitr.ru

Именем  Российской  Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

город Южно-Сахалинск

13 октября 2021 года                                                      Дело № А59-666/2020

Резолютивная часть решения объявлена 06.10.2021.

Решение в полном объеме изготовлено 13.10.2021.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Александровской Е.М., при ведении протокола секретарем Ойношевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Невельский морской торговый порт» (ОГРН 1086505000064 ИНН 6505011654, адрес регистрации: 694740, Сахалинская область, г. Невельск, ул. Береговая, 84)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (ОГРН 1026500532321, ИНН 6501026378, адрес регистрации: 693007, Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, пр-т Победы, 24)

о признании незаконным и отмене постановления от 31 января 2020 года по делу об административном правонарушении № 065/04/14.31-285/2019,

при участии:

от заявителя – Пышненко Е.Е. по доверенности от 16.12.2020,

от УФАС по Сахалинской области – Кузьминский А.Т., по доверенности от 22.06.2021 года № 4,

У С Т А Н О В И Л :

Общество с ограниченной ответственностью «Невельский морской торговый порт» (далее –заявитель, общество, ООО «НМТП») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 31 января 2020 года по делу об административном правонарушении № 065/04/14.31-285/2019.

В обоснование заявленного требования, указано, что  Общество, не отрицая допущенного нарушения в области ценообразования в инкриминируемый период, считает, что Постановление подлежит по следующим основаниям.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи 14.31 КоАП РФ заключается в противоправных деяниях, которые выражаются, в том, что общество с ограниченной ответственностью «Невельский морской торговый порт», оказывал услуги по хранению и перевалки грузов по самостоятельно установленным тарифам, без прохождения специальных процедур по государственному регулированию, тем самым нарушило п.10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года «О защите конкуренции», виде нарушения установленного порядка ценообразования.

В соответствии ч.1 ст. 18 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", тарифы на услуги в морском порту, оказываемые субъектами естественных монополий, и правила применения таких тарифов устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 23.042008 N 293 "О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей" утвердило Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) которые регулируются государством (далее - Перечень).

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 N 1923 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей", внесены изменения в Перечень, которые вступили в силу 12.01.2020 года.

Управление в представленном отзыве и его представитель в судебном заседании с заявленным требованием не согласились, указав на законность и обоснованность привлечения общества к административной ответственности, указав на следующее.

Комиссией Сахалинского УФАС России по делу №065/04/10-79/2019 ООО «Невельский морской торговый порт» признано субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по погрузке и выгрузке грузов, услуг по хранению грузов на территории морского порта Невельск, нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.


27.12.2019 Правительством Российской Федерации принято постановления № 1923 (начало действия документа - 12.01.2020), которым в Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 внесены изменения согласно которым исключено ценовое регулирование услуг погрузки и выгрузки грузов, хранения грузов в морских портах.

Как следует из подпункта г) пункта 37 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.04.2008 №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, относится осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение по оказанию услуг в портах в Российской Федерации. Перечень таких услуг утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 17.06.2016 №1249-р утвержден Перечень услуг, оказываемых в портах в Российской Федерации.

Указанный перечень услуг, оказываемых в морских портах, включает, в том числе,  услуги по погрузке и выгрузке грузов; хранение грузов.

Перечень услуг не изменен Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 №1923.

Управление считает, что законодательство, действующее на момент вынесения оспариваемого постановления, не отменяет установленного решением Комиссии Сахалинского УФАС России по рассмотрению дела № 065/01/10-79/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 10.12.2019 факта о признании ООО «Невельский Морской Торговый Порт» субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по погрузке и выгрузке грузов, услуг по хранению грузов на территории морского порта Невельск. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 №1923 вносятся изменения в акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе в Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации 07.03.1995 №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Указанный перечень дополнен услугами по перевалке грузов (за исключением нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам) в морских портах, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, включенных в перечень таких морских портов, утвержденный Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации.

Порт Невельск расположен в городе Невельск Сахалинской области - местности, приравненным к районам Крайнего Севера.

Согласно понятию «субъект естественной монополии», данному в Законе «О естественных монополиях»- это хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. При этом естественная монополия - это такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Таким образом, ООО «Невельский Морской Торговый Порт» оказывает услуги, связанные с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг.

На основании пункта 6 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерациив области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 №950, государственному регулированию органами регулирования подлежит деятельность субъектов естественных монополий в сфере услуг в портах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органомисполнительной власти.

Указанный перечень утверждается федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий на основе анализа деятельности конкретного субъекта естественной монополии в сфере услуг в портах.

Пунктом 16 постановления №293 установлено, что порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) тарифов, а также перечень документов, предоставляемых для их установления (изменения), определяются Федеральной антимонопольной службой.

Для целей ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в портах, применяется Порядок рассмотрения вопросов по установлению (изменению) цен (тарифов, сборов) или их предельного уровня на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, а также перечней документов, предоставляемых для их установления (изменения), утвержденный приказом ФСТ России от 24.06.2009 №135~т/1, и Порядок рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, и перечня таких документов, утвержденный приказом ФСТ России от 13.10.2010 №481 -э.

Указанными документами предусмотрен заявительный порядок рассмотрения вопроса об установлении тарифа, либо об отказе от ценового регулирования, внесения данных о субъекте в реестр.

Таким образом, принимая во внимание императивное указание Закона «О естественных монополиях» о ценовом регулировании деятельности субъектов естественных монополий, отсутствие в законе связи статуса субъекта естественной монополии с нахождением в реестре, на субъект естественной монополии накладывается обязанность вести хозяйственную деятельность по ценам (тарифам) определенным в результате государственного регулирования или по свободным ценам (тарифам) в случае отказа органа регулирования от регулирования тарифов.

В таком случае, хозяйствующий субъект осуществляющий деятельность как субъект естественной монополий в порту, обязан обратиться в орган регулирования тарифов - ФАС России, которая принимает решение о включении указанного субъекта в реестр субъектов естественных монополий и в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется ФАС России.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве, изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения настоящего спора.

Как следует из материалов дела, на основании  приказа управления  №41 от  26.02.2019 «О проведении  внеплановой выездной  проверки», приказа  управления  №90 от 19.04.2019  «О продлении срока проведения  внеплановой выездной проверки» была проведена проверка в отношении  ООО «Горняк-1» , расположенного по адресу – г. Невельск, ул. Береговая, д.84, в ходе которой был обнаружен  акт сверки взаимных расчетов за   9 месяцев 2018, подписанный ООО «Горняк-1» и ООО «Невельский морской торговый порт», находящийся по адресу – г. Невельск, ул. Береговая, д.84.

Решением Управления по делу № 065/01/10-79/2019 от 10.012.2019 ООО «Невельский морской торговый порт» признано субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по погрузке и выгрузке грузов, услуг по хранению грузов на территории  морского порта Невельск (пункт 2 Решения);ООО «Невельский морской торговый порт»признанонарушившим  п.10 ч.1 ст.10 Закона №135-ФЗ (пункт 3 Решения). Также комиссия управления решила не выдавать предписание о прекращении антимонопольного законодательства и передать  материалы дела уполномоченному  должностному лицу управления для решения  вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном  ч.2 ст.14.31 КоАП РФ в отношении  общества и виновного должностного лица ( пункты 4, 5 Решения).

В обоснование принятого решения Управлением указано, что нарушение п.10 ч.1 ст.10 Закона №135-ФЗ выразилось в самостоятельном определении (без обращения в установленном порядке в регулирующий орган) цен (тарифов) на услуги, которые привели или могут привести к ущемлению интересов других хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности или неопределенного круга потребителей.

По результатам  рассмотрения материалов, управлением  издан приказ  от 19.06.2019 №129 о возбуждении дела и создании комиссии  по факту нарушения  антимонопольного законодательства ООО «Невельский морской торговый порт» по признакам нарушения, предусмотренным  п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона РФ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- Закон №135-ФЗ).  

Из материалов дела следует, что  30.12.2016 между ООО «Горняк-1» (поклажедатель) и ООО «Горняк-2» (хранитель) (правопреемник – ООО «Невельский морской торговый порт») заключен договор хранения №1.Г1.2017, предметом которого  является хранение угля  за вознаграждение.

Также в материалах дела  имеется еще один договор  хранения без номера от 29.12.2017 между теми же сторонами по тому же предмету договора.

30.12.2016 ООО «Горняк-1» (заказчик)  заключил с ООО «Горняк-2» (оператор морского  терминала) договор перевалки груза №3.Г1.2017, по условиям которого оператор морского терминала обязался осуществить за вознаграждение перевалку груза (погрузка, разгрузка, перегрузка грузов по варианту автотранспортное средство-склад-судно) и выполнить другие определенные договором услуги и работы в Невельском  морском порту.

07.04.2017 заключено  дополнительное  соглашение  №1  к договору  перевалки грузов №3.Г1.2017  в связи с изменением  фирменного  наименования  ООО «Горняк-2», в котором сторона договора ООО «Горняк-2» была заменена на ООО «Невельский  морской торговый порт».

Также, в материалах дела имеется  договор на  оказание услуг по перевалке угля №3.Г.2017 (1) от 30.06.2017 , заключенный  между ООО «Невельский  морской  торговый порт» (оператор морского терминала) и ООО «Горняк-1» (заказчик), в соответствии с условиями которого   оператор морского терминала обязался осуществить за вознаграждение перевалку груза (погрузка, разгрузка, перегрузка грузов по варианту автотранспортное средство/железнодорожный транспорт-склад-судно) и выполнить другие определенные договором услуги и работы в Невельском  морском порту.

Из указанных выше договоров следует, что  заявителем в течение времени  с декабря 2016 года  в морском торговом порту Невельск оказывались услуги  по  погрузке и выгрузке грузов.

В ходе проведения анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по погрузке и выгрузке грузов, услуг по хранению  грузов, было установлено следующее.

Временным интервалом исследования определен период  с 30.12.2016 (дата заключения договора) по 19.06.2019 (дата издания приказа о возбуждении дела в отношении общества).

Продуктовыми границами товарного рынка определены указанные выше услуги, оказываемые обществом.

Географическими границами товарного рынка определены  границы морского порта Невельск,  по адресу – г. Невельск, Сахалинская область, ул. Рыбацкая, д.32.

Хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение в порту (в географических границах спорного товарного рынка)   определено  общество, которое осуществляет свою деятельность на товарном рынке, находящемся в условиях естественной монополии.

Положение о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293, (действующее в рассматриваемый период) определяет основы ценообразования на данные услуги. В соответствии с п. 5 данного Положения тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.

Указанный перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, включает:

 Обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту

 Обеспечение прохода судов по подходным каналам

 Обеспечение лоцманской проводки судов

 Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации

 Предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков

 Предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему

Предоставление причалов

 Обеспечение экологической безопасности в порту

 Погрузка и выгрузка грузов

 Хранение грузов

 Услуги буксиров

 Обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах

 Обслуживание пассажиров

 Обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта.

Таким образом, услуги по погрузке и выгрузке грузов, их хранение, оказываемые ООО «НМТП» по указанным выше договорам, входят в Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые,  подлежат государственному регулированию.

Между тем, как установлено управлением,  цена услуги по погрузке и выгрузке грузов, по хранению грузов в порту устанавливалась  заявителем самостоятельно.

Статья 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон № 147-ФЗ) определяет, что субъектом естественных монополии признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В абзаце 5 п. 1 ст. 4 Закона № 147-ФЗ определено, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Поскольку цены и тарифы на услуги субъектов естественных монополий подлежат государственному регулированию посредством определения перечня товаров (работ и услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, ООО «НМТП» было не правомочно самостоятельно устанавливать цены (тарифы) на услуги, включенные в перечень, в том числе, на услуги по предоставлению причалов.

На основании вышеизложенного Комиссия Сахалинского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях ООО «СКМП» нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях юридического лица – ООО «НМТП» признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 16.01.2020 Управлением в отношении обществасоставлен протокол об административном правонарушении.

Постановлением  от 31.01.2020  по делу № 065/04/14.31-285/2019 общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного  ч.2 ст.14.31 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере  7 850 251 рубль 35 копеек.

Полагая, что данное постановление не соответствует действующему административному законодательству, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность такого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (пункт 7 статьи 210 АПК РФ).

Статьей 28.1 КоАП РФ установлено, что  поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Судом установлено, что  решением Управления от 10.12.2019 по делу №№ 065/01/10-79/2019 установлен факт нарушения обществом Заокна о защите конкуренции.

Частью 2 ст.14.31 КоАП РФ за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, предусмотрено наступление  наказания в виде штрафа  на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения, складывающиеся в связи с необходимым условием обеспечения свободы экономической деятельности конкуренцией между хозяйствующими субъектами.

Объективная сторона названного административного правонарушения состоит в совершении занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Субъектами данного правонарушения являются занимающие доминирующее положение лица, допустившие указанные нарушения.

Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, Закон N 135-ФЗ) определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения, пресечения недобросовестной конкуренции.

Целями указанного закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона N 135-ФЗ).

В силу части 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящимся в состоянии естественной монополии, признается доминирующим.

Пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ предусмотрен запрет действий (бездействий) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе следующие действия (бездействие): нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 указанного Федерального закона необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению прав иных лиц.

Согласно материалам дела, ООО «НМТП» обращалось в Арбитражный суд Сахалинской области с заявлением о признании недействительными решения от 10.12.2019 по делу № 065/01/10-79/2019 Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по делу № А59-7595/2019.

Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 09.06.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано,  постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 - решение Арбитражного суда Камчатского края от 08.06.2020 оставлено без изменения.

Как установлено судом, на момент вынесения оспариваемых решения и предписания действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 N 293 (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.06.2018 N 751), регулирующее цены (тарифы, сборы) на услуги, оказываемые ООО «НМТП».

Учитывая наличие в действиях общества факта нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части злоупотребления доминирующим положением, Управление пришло к выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Между тем, при принятии оспариваемого постановления, Управлением не принято во внимание следующее.

В  силу частей 2 и 3 статьи 1.7 КоАП РФ и пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Исходя из положений пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 37 "О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения" (далее - Постановление Пленума N 37) в целях реализации положений части 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, согласно которым, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон, привлекающий к ответственности орган обязан принять меры к тому, чтобы исключить возможность несения лицом ответственности за совершение такого публично-правового правонарушения полностью либо в части.

Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Под формулировкой "иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение" следует понимать любые указания закона, которые облегчают ответственность таких лиц.

Указанное положение применяется судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, не в порядке усмотрения, а императивно, то есть в обязательном порядке.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 2017-О, Постановлению Верховного Суда Российской Федерации от 04.04.2017 N 81-АД17-8 "...изменение (пересмотр) правил, несоблюдение которых образует объективную сторону административных правонарушений, предусмотренных бланкетными диспозициями законодательства об административных правонарушениях, не может не оказывать влияния и на оценку противоправности соответствующего деяния, а потому положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должны подлежать учету при внесении изменений не только в данный Кодекс и принимаемые в соответствии с ним законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, но и в законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие правила и нормы, за нарушение которых предусмотрено наступление административной ответственности".

При этом должны подлежать учету не только российские нормативные правовые акты, но и международные. В этой связи, суд апелляционной инстанции отклоняет довод жалобы о том, что отмена норм об ответственности или их смягчение допускаются актом, принятым только в виде федерального закона как основанный на неверном понимании конституционных норм.

В данном случае под иными предусмотренными КоАП РФ обстоятельствами, освобождающими предприятие, совершившее правонарушение от ответственности, понимаются положения части 2 статьи 1.7 КоАП РФ как иным образом улучшающим положение предприятия.

Так, Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 N 1923 из перечня услуг субъектов естественных монополий в морских портах исключены такие виды услуг как, предоставление причалов, погрузка и выгрузка грузов, хранение грузов, услуги буксиров, что свидетельствует об отсутствии в действиях предприятия признаков злоупотребления доминирующим положением.

Таким образом, суд соглашается с доводом общества о том, что указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что на момент вынесения административным органом оспариваемого постановления (31.01.2020) о привлечении к административной ответственности, услуги по погрузке, выгрузке и хранению грузов не являлись нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, и, соответственно, не образуют состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, а привлечение заявителя к административной ответственности без учета положений части 2 статьи 1.7 КоАП РФ не основано на законе.

Схожая правовая позиция сформулирована в Постановлении Пятого Арбитражного апелляционного суда от 16.03.2021 года по делу № А24-5038/2020, оставленным без изменения Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.06.2021 N Ф03-2378/2021.

Учитывая, что положения, содержащиеся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1923 являются для ООО «НМТП» законом, улучшающим его положение, суд приходит к выводу о том, что в силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ он имеет обратную силу, в связи с чем, на основании части 2 статьи 211 АПК РФ оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.

В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ АПК в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах суд находит вынесенное управлением постановление от 31.01.2020  по делу об административном правонарушении         065/04/14.31-285/2019 незаконным и подлежащим отмене.

Остальные доводы участников процесса не влияют на исход по данному делу и правового значения для разрешения спора не имеют.

Нарушение срока обжалования постановления о назначении административного наказания в суд со стороны заявителя не выявлено.

Руководствуясь 167-170, 176 и 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 

РЕШИЛ:

Требования общества с ограниченной ответственностью «Невельский морской торговый порт» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 31 января 2020 года по делу об административном правонарушении № 065/04/14.31-285/2019 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Невельский морской торговый порт» к административной ответственности, предусмотренной частью  2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья                                                                        Е.М.  Александровская