АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
Дело А59-6672/2019
Арбитражный суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Боярской О.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Чан Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Поронайскому городскому
округу (ОГРН <***> ИНН <***> адрес регистрации 694240 <...>) о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ФИО3
<***> ИНН <***>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в судебном заседании:
заявитель, предприниматель – представителей не направили,
у с т а н о в и л :
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Поронайскому городскому округу Сахалинской области (далее – Отдел, заявитель,
административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Иваненко А.В. (далее – предприниматель, ИП Иваненко А.В.)к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В обоснование заявленного требования указано, что 30 сентября 2019 го- да в 22 часа 40 минут сотрудниками Отдела в магазине «Наташа», расположен- ном по адресу Сахалинская область, пос. Вахрушев Поронайского района, ул.
Центральная, 165, в котором осуществляет торговую деятельность ИП ФИО1,был выявлен факт реализации алкогольной продукции без лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции. Данный факт
явился основанием для составления в отношении предпринимателя протокола об административном правонарушении и направления материалов административного производства в арбитражный суд для решения вопроса о привлечении ИП ФИО2 к административной ответственности по части 2 статьи
Определением суда от 08 ноября 2019 года заявление Отдела принято, возбуждено производство по делу.
Заявитель и предприниматель, надлежаще извещенные о рассмотрении заявления, представителей не направили, на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ судом определено рассмотреть дело в
отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
С учетом надлежащего извещения сторон о времени и месте проведения как предварительного судебного заседания, так и разбирательства дела по су- ществу, отсутствия возражений административного ответчика на рассмотрение
дела в его отсутствие, в соответствии с частью 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд завершил предварительное судебное заседа-
ние и открыл судебное заседание суда первой инстанции, о чем вынесено соот- ветствующее протокольное определение.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрирован в
качестве индивидуального предпринимателя 29 июня 2016 года Межрайонной
инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области, с присвоением государственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя ФИО3 <***>, ИНН <***>.
Как видно из материалов дела ИП ФИО4 осуществляет предпринимательскую деятельность в помещении торгового объекта магазина «Наташа», расположенном по адресу: пос. Вахрушев Поронайского района Сахалинской области, ул. Центральная, 165.
осуществления предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) на право продажи алкогольной продукции. А именно, ИП ФИО1 допустил продажу алкоголя, бутылки водки «Столичная» объемом 0,5 литра, по цене 350 рублей.
По результатам осмотра магазина составлен протокол осмотра места происшествия от 30 сентября 2019 года, которым зафиксировано наличие в магазине 6 бутылок водка «Столичная», емкостью 0,5 литра и 2 бутылок водки
«Медведич» емкостью 0,5 литра . Обнаруженная в магазине алкогольная продукция изъята в ходе осмотра места происшествия.
Усмотрев в действиях предпринимателя признаки административного
правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, Отде- лом МВД России по Поронайскому городскому округу 11 октября 2019 года в
отношении ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении 65 АП № 13323.
На основании саттьи 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении переданы по подведомственности на рассмотрение в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли
событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения
лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, соста- вившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого
составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Часть 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной и спиртосодер-
жащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признавае- мым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного
сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампан- ского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. Объек- тивная сторона правонарушения заключается в незаконной розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляю- щим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством).
Субъектами ответственности являются индивидуальные предпринимате- ли и крестьянские (фермерские) хозяйства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 и статьей 49 Гражданского кодекса
Российской Федерации (далее – ГК РФ) отдельными видами деятельности, пе- речень которых определяется законом, индивидуальный предприниматель может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). При
этом право осуществлять такую деятельность возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 18 Закона № 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Лицензия выдается на осуществление, в том числе, вида деятельности, связанной с розничной продажей алкогольной продукции.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ).
В силу пункта 7 статьи 2 Закона № 171-ФЗ под алкогольной продукцией
понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта
более 0,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция под- разделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки,
пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
Статьей 16 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказа- нии услуг общественного питания (за исключением розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина, игристого вина (шам- панского), произведенных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями, призна-
ваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями) осуществляются организациями.
Одновременно суд учитывает, что розничная продажа алкогольной продукции – это такой вид деятельности, который связан с закупкой, хранением
алкогольной продукции и ее дальнейшей реализацией покупателям для лично- го потребления.
Кроме того, на основании пункта 1 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостове- ряющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортной
накладной; справки, прилагаемой к таможенной декларации (для импортиро- ванных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); справки, прилагаемой к товарно- транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза); уведомления (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасо- ванной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции); заверенной подписью руководителя организации и (при наличии печати) ее печатью копии извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза или копии извещения об освобож- дении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа для
закупки (за исключением импорта) и поставок (за исключением экспорта) этилового спирта и (или) дистиллята коньячного (спирта коньячного).
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии указанных сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незакон- ном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Закона № 171-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ определены ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности, запрещается оборот алкогольной продукции без
соответствующей лицензии, без сопроводительных документов, а также с
нарушением требований статьи 16 Закона № 171-ФЗ.
Таким образом, в силу названных выше норм осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) индивидуальные предприниматели не впра- ве, соответственно, розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции индивидуальным предпринимателем влечет привлечение к административной ответственности по части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
Из материалов дела и представленных доказательств установлено, что на
момент проведения проверки, ИП ФИО1 в магазине «Наташа», распо- ложенном по адресу пос. Вахрушев Поронайского района Сахалинской области, ул. Центральная, 165, в нарушение указанных выше норм осуществлял деятельность по реализации алкогольной продукции.
С учетом изложенного, действия предпринимателя по розничной продаже алкогольной продукции образуют объективную сторону административного
правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 23.1 КоАП РФ рассмотрение вопроса о привлечении к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, отнесено к компетенции арбитражных судов.
Факт осуществления предпринимателем деятельности по реализации алкогольной продукции в нарушении закона подтверждается материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 11 октября
В объяснении представитель предпринимателя ФИО7- торовна указала, что предприниматель ФИО1 является ее сыном. Она осуществляет деятельность в магазине «Наташа» по доверенности от сына. Лицензии на розничную реализацию алкогольной продукции предприниматель не имеет. Не оспаривал факт продажи одной бутылки водки «Столичная» продав- цом ФИО5
Вступая в правоотношения, регулируемые законодательством о государ-
ственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, предприниматель должен был в силу публичной известно- сти и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих
из указанного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть ис-
пользовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований закона.
Осознавая законодательный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, предприниматель пренебрежительно отнесся к своим обязанно-
стям.
Принимая во внимание изложенное, установленные фактические обстоятельства и собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
Доказательства, исключающие возможность предпринимателю соблюсти правила, за нарушение которых частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, материалы дела не содержат.
Имеющиеся в материалах дела доказательства суд в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ и статьей 71 АПК РФ находит допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными в свой совокупности для признания предпринимателя виновным в совершении предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ административного правонарушения.
Оснований, позволяющих применить к спорным отношениям положения статьи 2.9 КоАП РФ, суд не усматривает, исходя из следующего.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, при-
чинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или гос- ударству. Таким образом, административные органы и суды обязаны устано-
вить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опас-
ности деяния.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкрет- ных обстоятельств его совершения.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь ме- сто только в исключительных случаях.
Поскольку оборот алкогольной продукции и этилового спирта находится под особым государственным контролем, обеспечивающим защиту жизни и
здоровья граждан, а совершенное предпринимателем административное правонарушение посягает на безопасность жизни, здоровья граждан, грубо нарушает установленный государством порядок, запрещающий розничную продажу алкогольной продукции предпринимателям и розничную продажу этилового
спирта, данное административное правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и в связи с этим не может быть при-
знано малозначительным.
Производство по делу об административном правонарушении осуществ- лено Отделом в соответствии с процессуальными требованиями и соблюдением
прав предпринимателя, в том числе при составлении протокола осмотра места
происшествия от 30 сентября 2019 года, протокола об административном правонарушении, заявления о привлечении к административной ответственности. Представитель предпринимателя Иваненко В.В., действующая на основании
доверенности от 02 июля 2019 года, предоставляющей ей полномочия действо- вать от имени ФИО1 при производстве по делам об административных правонарушениях от имени лица, в отношении которого ведется производство по делу, присутствовала при составлении протокола, ей разъяснялись процес- суальные права, заявлений и ходатайств ФИО7 не заявила.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.
При таких обстоятельствах и имеющихся в деле доказательств, суд при- влекает предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие админи-
стративные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с названным Ко- дексом.
При назначении административного наказания физическому лицу учиты- ваются характер совершенного им административного правонарушения, лич-
ность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Суд также учитывает, что административное наказание должно отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам справедливо- сти и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянно-
го, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-
правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.
В соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключи- тельных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным по- ложением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или)
решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если мини-
мальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 данной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных
лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая указанные обстоятельства, руководствуясь положениями ча-
стей 2, 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ, принципами соразмерности и справедливости наказания, принимая во внимание цели административного наказания, суд счи- тает возможным определить размер штрафа 50 000 рублей.
Наказание в указанном размере с учетом конкретных обстоятельств
настоящего дела, а именно совершения административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом алкоголя, впервые, вовлечение в оборот не- значительного количества алкогольной продукции, а также принятую при рассмотрении дела позицию предпринимателя, по мнению суда, соответствует ха- рактеру правонарушения и сможет обеспечить достижение цели административного наказания, гарантируя тем самым адекватность порождаемых послед- ствий для предпринимателя.
Разрешая вопрос об изъятой протоколом осмотра места происшествия от 30 сентября 2019 года алкогольной продукции, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 3.7 КоАП РФ изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании
подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению, не
Из положений пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ следует, что алкогольная и спиртосодержащая продукция признаются находящимися в незакон- ном обороте.
На основании части 3 статьи 29.10 КоАП РФ арбитражный суд в резолю- тивной части решения должен решить вопрос об изъятых вещах, а также о ве-
щах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
Верховный Суд Российской Федерации в «Обзоре практики рассмотре- ния судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначе- нием административного наказания в виде конфискации, а также с осуществ- лением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения», утвержденно- го Президиумом Верховного Суда РФ 19 сентября 2018 года, разъяснил, что арбитражный суд, определяя дальнейшие действия с находящейся на основании абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона № 171-ФЗ в неза- конном обороте алкогольной продукцией и учитывая также положения пункта 2 части 3 статьи 29.10 КоАП РФ и абзаца второго пункта 2 статьи 25 Закона № 171-ФЗ, в резолютивной части судебного акта должен был указать на то, что такая алкогольная продукция подлежит уничтожению.
На основании изложенного, суд указывает в решении на направление изъятой административным органом алкогольной продукции на уничтожение.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
Заявление Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Поронайскому городскому округу удовлетворить.
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 29 июня 2016 года Межрайонной инспекцией Федераль- ной налоговой службы № 1 по Сахалинской области, с присвоением государ- ственного регистрационного номера индивидуального предпринимателя ФИО3 <***>, ИНН <***>, зарегистрированного по адресу 694202 <...>, проживающего по адресу 693012 г. Южно-Сахалинск, Сахалинской области, ул. Украинская, 3А, кв. 21, к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей, который подлежит перечислению в доход бюджета по реквизитам: получатель – УФК по Сахалинской области (ОМВД России по Поронайскому городскому округу Сахалинской области, УИН – 18880465190065133237, ИНН – <***>, КПП – 650701001, банк – ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области, БИК – 046401001, ОКТМО – 64740000, КБК – 18811608010016000140, расчетный счет –
Алкогольную продукцию, изъятую у индивидуального предпринимателя
ФИО1 по протоколу осмотра места происшествия от 30 сентября 2019 года, в количестве 6 (шести) бутылок водки «Столичная» емкостью 0,5 л., и 2 (двух) бутылок водка «Медведич» объемом 0,5 л., находя-
щуюся на хранении в камере хранения вещественных доказательств по адресу Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Восточная, 47, ОМВД России по Поронайскому городскому округуСахалинской области, направить на уничтожение в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 года № 1027 «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение десяти дней со дня его принятия.
В случае, если по истечении десяти дней не будет подана апелляционная жалоба, решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня
вступления решения в законную силу.
Лицу, привлеченному к административной ответственности, предлагается представить в арбитражный суд документ, свидетельствующий об оплате
штрафа.
В случае, если по истечении шестидесяти дней со дня вступления в законную силу решения суда сведения об уплате административного штрафа в доб- ровольном порядке не будут представлены в суд, настоящее решение на основании статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных пра-
вонарушениях будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыс- кания штрафа в принудительном порядке.
При этом, лицу привлеченному к административной ответственности
разъясняется, что неуплата административного штрафа в установленный срок
влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не- уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей ли- бо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные
работы на срок до пятидесяти часов.
Судья О.Н. Боярская
является конфискацией.