ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А59-671/15 от 15.07.2015 АС Сахалинской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Южно-Сахалинск                                            Дело № А59-671/2015

17 июля 2015 года

         Резолютивная часть решения объявлена 15 июля 2015 года. Полный текст решения изготовлен 17 июля 2015 года.

Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Слепенковой М.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жамбаловой О.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД» к Сахалинской таможне о признании незаконными: 1) отказа в рассмотрении заявления Компании о возврате излишне взысканной  специальной пошлины от 24.12.2013, выраженного в письме от 27.11.2014 №15-08/14374; 2) отказа в возврате излишне взысканной специальной пошлины, выраженного в письме  от 27.11.2014 № 15-08/14374; 3) обязании Сахалинской таможни  осуществить истцу возврат излишне взысканной и излишне уплаченной специальной пошлины и излишне взысканной антидемпинговой пошлины в размере 1 225 797 руб. 14 коп.,

При участии:

От заявителя – представителей ФИО1 по доверенности 16.01.2014, ФИО2 по доверенности от 19.09.2014,

От Сахалинской таможни – представителей ФИО3  по доверенности от 16.06.2015, ФИО4  по доверенности от 22.12.2014,

У С Т А Н О В И Л:

Компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД» (далее – компания, заявитель, истец) обратилась в Арбитражный суд Сахалинской области к Сахалинской таможне (далее – таможня, ответчик) с заявлением о признании незаконными: 1) отказа в рассмотрении заявления Компании о возврате излишне взысканной  специальной пошлины от 24.12.2013, выраженного в письме от 27.11.2013 №15-08/14374; 2) отказа в возврате излишне взысканной специальной пошлины, выраженного в письме  от 27.11.2014 № 15-08/14374; 3) обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Компании путем  возврата излишне взысканной специальной пошлины в размере 1 306 038 руб. 76 коп.

В обоснование требований указано, что Компания является инвестором Соглашения о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции, заключенного между Компанией и Российской Федерацией 22 июня 1994 года (далее - СРП «Сахалин-2») и осуществляет на территории Российской Федерации деятельность по реализации указанного соглашения. Компания не осуществляет на территории РФ никакой иной деятельности, не связанной с реализацией СРП «Сахалин-2».

24.12.2013   г Компания обратилась в Сахалинскую таможню с заявлением о возврате специальных пошлин, излишне взысканных в 2011 году.

Сахалинская таможня письмом от 27.12.2013 г. № 15-09/16898 отказала в рассмотрении заявления Компании, в связи с тем, что не представлены необходимые для рассмотрения заявления документы, определенные Федеральным законом РФ от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» (далее - Закон №311-ФЗ).

Применимость к товарам, ввозимым в рамках реализации СРП «Сахалин-2», специальных пошлин, и отказ таможенного органа в рассмотрении заявлений о возврате излишне взысканной специальной пошлины неоднократно являлись предметом рассмотрения арбитражными судами (Постановления ФАС ДО по делам № А59-6816/2008, № А59-948/2011, А59-4257/2011). В названных делах участвовали те же лица, а именно: Компания и Сахалинская таможня. Все судебные процессы заканчивались в пользу Компании. Однако, несмотря на выводы судов, таможня продолжала незаконно взыскивать специальные пошлины в отношении товаров, ввозимых для целей реализации СРП «Сахалин-2», а затем необоснованно отказывала в их возврате.

Компания обратилась в Сахалинскую транспортную прокуратуру с изложением своей позиции и просьбой рассмотреть законность решений и действий Сахалинской таможни и принять меры прокурорского реагирования (письмо Компании от 21.08.2014 г. № 2014-OUT-Y-04-00368).

24.09.2014   г. письмом № 110-Ж-2014 Сахалинская транспортная прокуратура признала требования Сахалинской таможни об уплате специальных пошлин, а также отказ в рассмотрении заявления Компании от 24.12.2013 г. незаконными. В соответствии с представлением Сахалинской транспортной прокуратуры от 24.09.2014 г. № 110 ж-2014/9-
2346-14 Сахалинской таможне было предложено незамедлительно принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, в том числе, рассмотреть обращение Компании и вернуть излишне уплаченные платежи с
учетом требований ч. 6 статьи 147 Закона 311-ФЗ.

19.11.2014 г. Сахалинская таможня в порядке ведомственного контроля направила Компании письмо № 15-09/14087 с решениями № 10707000/181114/100, 10707000/181114/101 о признании не соответствующими требованиям законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании действий Холмского и Южно-Сахалинского таможенных постов, выразившихся в направлении требований об уплате специальной пошлины в отношении товаров, задекларированных по декларациям на товары №№ 10707070/251111/0002879, 10707070/241111/0002874, 10707090/191211/0010310, 10707090/051211/0009836, 10707090/251111/0009525, 1707090/251111/0009491, 10707090/271211/0010597.

Сахалинская таможня 21.11.2014 г. письмом № 15-09/14138 направила Компании уведомления о фактах излишней уплаты таможенных и иных платежей по вышеуказанным декларациям, а также решения о внесении изменений и(или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары.

Исходя из решений и уведомлений, следовало, что Сахалинская таможня посчитала неправомерными действия таможенных постов только в отношении части товаров, охваченных заявлением Компании от 24.12.2013 г.

21.11.2014 г. Компания обратилась в Сахалинскую таможню с письмом № 2014-OUT-Y-04-00504 с изложением своей позиции и просьбой возвратить излишне взысканную специальную пошлину в полном объеме по заявлению от 24.12.2013 г., с учетом представления Сахалинской транспортной прокуратуры, признавшей незаконным отказ в рассмотрении указанного заявления и рекомендовавшей возвратить излишне уплаченные платежи с учетом требований ч. 6 статьи 147 Закона 311-ФЗ.

27.11.2014 г. Сахалинская таможня в своем письме № 15-08/14374 «Об отказе в рассмотрении заявления о возврате денежных средств от 24.12.2013 г.» отказала Компании в рассмотрении ее заявления от 24.12.2013 г., полагая, что в случае возврата заявления без рассмотрения, плательщик должен повторно обратиться с заявлением. Согласно позиции Сахалинской таможни срок для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин согласно п. 1 ст. 147 Закона 311-ФЗ исчисляется непосредственно со дня их уплаты.

В правовое обоснование заявленных требований Компания ссылается на пункты 1, 4, 6 ст.147  Закона 311-ФЗ. Из указанных норм следует, что плательщик вправе повторно обратиться с заявлением о возврате, если изначально в заявлении отсутствовали требуемые сведения и не были представлены необходимые документы. При этом Сахалинской транспортной прокуратурой отказ Сахалинской таможни в рассмотрении заявления Компании от 24.12.2013 г. был признан незаконным. Таким образом, довод Сахалинской таможни о необходимости повторного обращения с заявлением о возврате является необоснованным в рассматриваемой ситуации. Следовательно, у таможенного органа отсутствовали законные основания отказывать Компании в рассмотрении заявления от 24.12.2013 г., поданного в соответствии с установленными требованиями и в установленные сроки.

Таким образом, исходя из перечисленных норм таможенного законодательства, возврат излишне взысканных таможенных платежей находится в прямой зависимости исключительно от соблюдения плательщиком срока подачи заявления на возврат. То есть, если заявление подано в срок с соблюдением требований, установленных статье 147 Закона 311-ФЗ, излишне уплаченные либо излишне взысканные таможенные платежи подлежат возврату в течение месяца со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов, вне зависимости от того, сколько времени прошло со дня фактической уплаты либо взыскания. Компания подала заявление в установленные сроки, а именно: 24.12.2013 г. - до истечения трех лет со дня фактического взыскания специальных пошлин. Отказ в рассмотрении заявления, равно как и сами требования таможенного органа об уплате специальных пошлин были признаны Сахалинской транспортной прокуратурой незаконными, следовательно, подлежит рассмотрению именно заявление от 24.12.2013 г. Соответственно, подлежит возврату вся сумма специальных пошлин, заявленная к возврату 24.12.2013 г., и Компания не обязана подавать новое заявление о возврате излишне взысканных специальных пошлин.

Определением суда от 31.03.2015 заявление принято к производству.

10.04.2015 от Компании поступило объяснение №1, в котором указано, что  требование Сахалин Энерджи о признании незаконным отказа в рассмотрении заявления Компании о возврате излишне взысканной специальной пошлины и отказа в возврате излишне взысканной специальной пошлины, выраженных в письме Сахалинской таможни от 27.11.2014 г. № 15-08/14374 является требованием неимущественного характера. К данному требованию Компании применяется трехмесячный срок исковой давности, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ. Именно письмом от 27.11.2014 г. № 15-08/14374 Сахалинская таможня окончательно отказала Компании в рассмотрении ее заявления от 24.12.2013 г. и фактически отказала в возврате излишне взысканных специальных пошлин. Компания получила указанное письмо Сахалинской таможни 27.11.2014 г., следовательно, срок исковой давности истекает 27.02.2015 г. Компания обратилась в арбитражный суд Сахалинской области 26.02.2015 г.

Требование Компании о возврате излишне взысканной специальной пошлины является требованием имущественного характера, к которому применяется трехлетний срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Компания обратилась в Сахалинскую таможню с заявлением о возврате излишне взысканной в 2011 г. специальной пошлины 24.12.2013 г., т.е. с соблюдением сроков, установленных п. 1 ст. 147 закона РФ от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон № 311-ФЗ). В соответствии с п. 6 ст. 147 Закона № 311-ФЗ общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате. 24.01.2014 г. (24.12.2013 г. + 1 месяц) Компания не получила возврат излишне взысканной специальной пошлины. Эта дата является днем, когда Компания узнала о нарушении своего имущественного права. Срок исковой давности истекает 24.01.2017 г. (24.01.2014 г. + 3 года). Компания обратилась в суд с заявлением 26.02.2015 г., т.е. в пределах срока исковой давности, установленного ст. 196 ГК РФ.

16.04.2015 от Сахалинской таможни поступил отзыв, в котором возражает против удовлетворения требований в полном объеме, т.к. на заявление  Компании от 24.12.2013 о возврате (зачете) излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных
пошлин, налогов и иных денежных средств (вх. 14060 от 24.12.2013) Сахалинской Таможней в соответствии со ст.ст.89, 90 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) , ст.147  Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон №311-ФЗ) дан ответ  от 27.12.2013 № 15-09/16898, которым Компании отказано в рассмотрении заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (вх.14060 от 24.12.2013), в связи с невыполнением последней требований части 2 статьи 147 Федерального закона.

Сахалинская таможня считает, что в нарушение статьи 65 АПК Российской Федерации Компанией не представлены доказательства неправомерного принятия Сахалинской таможней решения о возврате заявления Компании от 24.12.2013 без рассмотрения. Ссылку Компании фактически на судебный прецедент нельзя признать обоснованной в силу требований главы 7, статей 9,10, 162, 186 АПК Российской Федерации, а также принимая во внимание, что вопросы таможенное регулирование в Таможенном союзе, принятие решений в сфере таможенного дела регулируются таможенным законодательством. При этом при несогласии с решениями (действиями) таможенного органа, Компания не лишена была права обжалования (в том числе, в суд) каждого из направленного в ее адрес требования о необходимости уплаты специальной пошлины за товары, ввезенные на Таможенную территорию Таможенного союза в установленном порядке и сроки.

Форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, согласно части 15 статьи 147 Федерального закона, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520 утверждена форма заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (приложение № 2 к приказу ФТС России). Исходя из части 4 статьи 147 Федерального закона, повторное обращение плательщика о возврате излишне уплаченных таможенных платежей должно осуществляться путем подачи в таможенный орган заявления о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных пошлин по форме, утвержденной Приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520. Под повторным обращением в таможенный орган, согласно 1 и 4 статьи 147 Федерального закона, таможенное законодательство понимает подачу плательщиков в таможенный орган нового заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в срок, не позднее трех лет со дня уплаты либо взыскания таможенных пошлин, налогов.

Таким образом, вопреки утверждению Компании, возврат излишне уплаченных таможенных платежей осуществляется таможенным органом при соблюдении всех условий, предусмотренных статьей 147 Федерального закона, следовательно, решение о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не может быть принято таможенным органом «исключительно от соблюдения плательщиком срока подачи заявления на возврат». Что, кроме того, подтверждается всем перечнем для невозврата таможенных платежей, установленным частью 12 статьи 147 Федерального закона.

Тем не менее, 21.11.2014 за № 2014-OUT-Y-04-00504 Компания обратилась в Сахалинскую таможню с заявлением по не установленной приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520 форме заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов. Компанией, кроме того, таможенному органу не были представлены документы, перечень которых установлен частью 2 статьи 147 Федерального закона.

Фактически заявлением от 21.11.2014 за № 2014-OUT-Y-04-00504 Компания настаивала на повторном рассмотрении Сахалинской таможней заявления Компании от 24.12.2013 (вх. 14060) о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств и возврате излишне взысканной специальной пошлины в полном объеме по указанному заявлению.

Вместе с тем, на заявление Компании от 24.12.2013 (вх. 14060) Сахалинской таможней дан ответ от 27.12.2013 № 15-09/16898, а требование Компании о повторном рассмотрении заявления 2013 года, исходя приведенных нормативных положениях, не основано на требованиях таможенного законодательства.

Единственным обоснованием необходимости повторного рассмотрения таможенным органом заявления Компании 2013 года, приведенным Компанией в обращении от 21.11.2014 за № 2014-OUT-Y-04-00504, является признание незаконными требований Сахалинской таможни об уплате специальных таможенных пошлин, а также отказа в рассмотрении заявления Компании от 24.12.2013 Сахалинской транспортной прокуратурой.

Сахалинская таможня считает приведенное таким образом обоснование не основанным на требованиях законодательства в силу следующего.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (статья 1). В соответствии пунктом 2 статья 21 указанного закона при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Решения, действия (бездействие) таможенных органов и или должностных лиц обжалуются в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд (часть 2 статьи 37  закона №311-ФЗ). Следовательно, рассмотрение вопроса законности (правомерности) принятых решений в сфере таможенного дела осуществляется вышестоящим таможенным органом, судом или арбитражным судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации. Таким образом, поскольку рассмотрение решений таможенного органа на предмет их законности (правомерности) лежит за пределами функций прокуратуры, приведенные Компаний обоснования, не основаны на требованиях законодательства. Поскольку ответ Сахалинской таможни 27.12.2013 № 15-09/16898 не был признан незаконным (неправомерным) в установленном порядке, следовательно, Компания обязана соблюдать требования статьи 147 Федерального закона при обращении в таможенный орган о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Указано на пропуск трехлетнего срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей, а также на пропуск срока на обращение в суд с настоящим заявлением.

10.06.2015 Компания представила объяснение 2, в котором указала, что закон не обязывает плательщика повторно обращаться в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных денежных средств в случае незаконного отказа в рассмотрении заявления плательщика. В ответ на обращение Компании, транспортный прокурор вынес в адрес Сахалинской таможни представление об устранении нарушений законодательства, в котором обязал таможенный орган рассмотреть заявление Компании от 24.12.2013 г. и осуществить возврат излишне уплаченных специальных пошлин

Компания вместе с заявлением о возврате от 24.12.2013 г. изначально представляла документы, определенные в соответствии с положениями ст. 147 Закона 311-ФЗ для целей возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и иных денежных средств. В соответствии с п. 3 статьи 147 Закона 311-ФЗ, если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4-7 статьи 122 Закона 311-ФЗ, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений.

К обращению от 21.11.2014 г. № 2014-OUT-Y -04-00504 Компания приложила копию заявления от 24.12.2013 г., в котором были перечислены в качестве приложения все документы, определенные статьей 147 Закона 311-ФЗ. Поскольку в своем обращении от 21.11.2011 г. № 2014-OUT-Y-04-00504 Компания просила рассмотреть именно заявление от 24.12.2013 г., документами, необходимыми для рассмотрения указанного заявления, соответственно, являются документы, представленные в Сахалинскую таможню ранее вместе с этим заявлением.

Своими последовательными действиями, выраженными в письмах от 27.12.2013 г. № 15-09/16898, от 21.11.2014 г. № 15-09/14138, от 27.11.2014 г. № 15-09/14374, Сахалинская таможня фактически приняла решение об отказе в рассмотрении заявления Компании о возврате излишне уплаченных специальных пошлин, которые являются предметом настоящего спора. Отрицательное для Компании решение Сахалинской таможни в отношении заявления Компании о возврате от 24.12.2013 г. было окончательно оформлено и выражено в письме от 27.11.2014 г. № 15-09/14374. Именно данный документ содержит обжалуемое решение Сахалинской таможни.

В соответствии с пунктом 6 статьи 147 Закона 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов должен быть осуществлен таможенным органом в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. Таким образом, в соответствии с таможенным законодательством срок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей не ограничен тремя годами, поскольку такое ограничение предусмотрено только для подачи заявления на возврат. Соответственно, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей находится в прямой зависимости исключительно от соблюдения плательщиком срока подачи заявления на возврат. Компания подала заявление в таможню в пределах трех лет со дня Фактической уплаты и взыскания - 24.12.2013 г.

Компания заявила требование о признании незаконным решения Сахалинской таможни об отказе в рассмотрении заявления о возврате излишне взысканной специальной пошлины, окончательно выраженного Сахалинской таможней именно в письме от 27.11.2014 г. № 15-09/14374, и решения Сахалинской таможни об отказе в возврате излишне взысканной специальной пошлины, выраженного в том же письме. Письмо Сахалинской таможни от 27.11.2014 г. № 15-09/14374 фактически содержит два решения - об отказе в рассмотрении заявления и об отказе в возврате излишне уплаченных и излишне взысканных специальных пошлин. Компания обжалует два указанных решения. Срок обращения в суд, определенный ст. 198 АПК РФ, Компанией соблюден.

16.06.2015 заявитель представил уточнение требований в порядке ст.49 АПК РФ, в котором п.3 требования уточнен. Просит обязать  Сахалинскую Таможню осуществить возврат  Компании излишне взысканной специальной пошлины в размере 1 306 038 руб. 76 коп. Пояснил, что заявителем в данном пункте заявлено имущественное требование.

16.06.2015 от Сахалинской таможни поступил дополнительный отзыв №2, в котором указано на неверность расчета суммы излишне уплаченных специальных пошлин в связи с включением сумм, фактически возвращенных таможней и сумм антидемпинговых пошлин.

25.06.2015 от Компании с учетом дополнительного отзыва таможни поступило уточнение требований, в котором в п. 3 просит  обязать Сахалинскую таможню  осуществить истцу возврат излишне взысканной и излишне уплаченной специальной пошлины и излишне взысканной антидемпинговой пошлины в размере 1 225 797 руб. 14 коп.

В Объяснении №3  вх. от 25.06.2015 Компания со ссылкой на п.2 ст.70 ТК ТС, Федеральный закон №165-ФЗ «О специальных, защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», п.7 ст.2 Федерального закона от 30.12.1995 №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», СРП по проекту «Сахалин-1» указала, что  суммы антидемпинговой пошлины правомерно включены в расчет, т.к. Компания не является плательщиком как специальных, так и антидемпинговых пошлин, учитывая единообразие в регулировании специальных и антидемпинговых пошлин и.

         09.07.2015 от таможни поступило дополнение к отзыву №3, в котором указано на неправомерное объединение Компанией одновременно требования имущественного и неимущественного характера. Указано на пропуск срока исковой давности пол имущественному требованию.

Для имущественных требований срок исковой давности составляет 3 года, при этом, в силу положений п. 1 ст. 200 ГК РФ: течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права; изъятия из этого правила устанавливаются ГК РФ и иными законами.

Согласно Определению ВАС РФ от 24.03.2010 N 3064/10 по делу N А59-6816/2008, которым в передаче дела по заявлению о признании недействительными уведомления и требования таможенного органа о предоставлении платежного поручения на оплату специальной пошлины для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, прямо установлено, что у таможенного органа отсутствовали правовые оснований для признания Компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД» плательщиком специальной пошлины, ее начисления и предъявления к уплате.

Учитывая, что Высшим Арбитражным судом РФ был установлен правовой статус Компании как лица, освобожденного от уплаты специальных пошлин и иных платежей, не являющихся обязательными платежами по соглашению о разделе продукции, то о нарушении своих прав взиманием таких пошлин заявителю было известно еще на этапе распоряжения денежными средствами путем дачи согласия на списание денежных средств в счет уплаты специальных пошлин. Следовательно, началом течения трехлетнего срока исковой давности по заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов следует считать дату фактической уплаты специальных таможенных пошлин в таможенный орган (2011 год). Срок исковой давности по такому заявлению истек в 2014 году.

Относительно представленного Компанией расчета суммы излишне взысканной пошлины указала, что то обстоятельство, что Заявитель не является плательщиком антидемпинговой пошлины, не может быть положено в основу требований о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, поскольку в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона № 311-ФЗ к заявлению не прилагалось, каких-либо документов, подтверждающих факт излишней уплаты антидемпинговых пошлин, и как следствие, таможенный орган не осуществлял проверку правомерности либо неправомерности возврата таких платежей.

В обоснование правомерности своей позиции Заявитель предоставил в таможенный орган и впоследствии в суд документы, свидетельствующие о возможной излишней уплаты специальных таможенных пошлин, которые несмотря на схожую правовую природу являются самостоятельными платежами, вжимающимися отдельно. Полагает, что суммы, заявленной Компанией к взысканию с Сахалинской таможни необходимо исключить суммы антидемпинговой пошлины в общем размере 21 271,32 рублей.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требований с учетом уточнений по основаниям, изложенным в заявлении и объяснениях.

Представители Таможни поддержали доводы отзыва и дополнений к отзыву. Считают, что заявителем пропущен срок как на обращение в суд с заявлением об оспаривании решения таможни, так и на обращение в суд с имущественным требованием.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, платежными поручениями №57795 от 03.11.2010  на сумму 5 000 000 рублей, №56152 от 27.10.2010 на сумму 500 000 рублей, №62167 от 26.11.2010 на сумму 3 000 000 рублей, №77182 от 04.03.2011 на сумму 3 000 000 рублей, №89473 от 18.05.2011 на сумму 3 000 000 руб., № 6196 от 10.08.2011 на сумму 2 000 000 руб., №534 от 31.08.2011 на сумму 1 000 000 руб.,  №535 от 31.08.2011 на сумму 1 000 000 руб., №5660 от 08.08.2011 на сумму 3 000 000 рублей компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд.»  перечислила для Сахалинской таможни аванс таможенных платежей для списания сборов, НДС и акцизов при таможенном оформлении проектных грузов.

         В 2011 году Компания ввезла на таможенную территорию Российской Федерации товары, которые были оформлены по грузовым таможенным декларациям, при оформлении этих товаров компания уплатила в том числе специальные и антидемпинговые пошлины (далее – специальные пошлины). Оплата произведена путем списания  денежных средств таможней за счет авансовых платежей на оснований соответствующих заявлений Компании.

         Компания, считая, что она не является плательщиком специальных пошлин,  обратилась в Сахалинскую таможню с заявлением  от 24.12.2013 (л.д.17-18 т.1), в котором просила произвести возврат 1 306 038 рублей 76 копеек  излишне уплаченной специальной пошлины, в связи с положениями Закона РФ № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», Налогового кодекса и СРП «Сахалин-2». В обоснование возврата излишне уплаченных специальных пошлин компания сослалась на Постановления Арбитражных судов по делам №А59-948/2011, А59-4257/2012, Определение ВАС РФ №3064/2010. К заявлению приложена таблица (расчет) специальных пошлин со ссылкой на платежные поручения, номера таможенных деклараций, требования таможни и заявления компании на списание (л.д.50-51 т.1).  

Письмом от 27.12.2013 № 15-09/16898 (л.д.19 т.1) Сахалинская таможня возвратила компании заявление  о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм таможенных пошлин без рассмотрения, указав на непредставление необходимых для рассмотрения заявления документов, а именно, платежных документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей, заверенных в установленном порядке; документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания  таможенных пошлин, налогов по указанным декларациям на товары.

Компания письмом от 21.08.2014 г. № 2014-OUT-Y-04-00368 обратилась в Сахалинскую транспортную прокуратуру с просьбой рассмотреть законность решений и действий Сахалинской таможни и принять меры прокурорского реагирования (л.д.44-49 т.1).

 24.09.2014  г. в письме № 110-Ж-2014 Сахалинская транспортная прокуратура указала на признание прокуратурой незаконным  отказ Сахалинской таможни в рассмотрении заявления Компании от 24.12.2013 г., в связи с чем в адрес Сахалинской таможни вынесено представление от 24.09.2014 г. № 110 ж-2014/9-2346-14 Сахалинской таможне было предложено незамедлительно принять исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, в том числе, рассмотреть обращение Компании и вернуть излишне уплаченные платежи с учетом требований ч. 6 статьи 147 Закона 311-ФЗ (л.д.61-67 т.1).

19.11.2014 г. Сахалинская таможня в порядке ведомственного контроля направила Компании письмо № 15-09/14087 с решениями № 10707000/181114/100, 10707000/181114/101 о признании не соответствующими требованиям законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании действий Холмского и Южно-Сахалинского таможенных постов, выразившихся в направлении требований об уплате специальной пошлины в отношении товаров, задекларированных по декларациям на товары №№ 10707070/251111/0002879, 10707070/241111/0002874, 10707090/191211/0010310, 10707090/051211/0009836, 10707090/251111/0009525, 1707090/251111/0009491, 10707090/271211/0010597 (л.д.68-82 т.1).

Сахалинская таможня 21.11.2014 г. письмом № 15-09/14138 направила Компании уведомления о фактах излишней уплаты таможенных и иных платежей по вышеуказанным декларациям, а также решения о внесении изменений и(или) дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары. Указанным письмом разъяснено Компании на право обратиться с заявлением о возврате указанных платежей в соответствии с главой 17 Закона №311-ФЗ (л.д.83-95 т.1).

Исходя из решений и уведомлений, следовало, что Сахалинская таможня посчитала неправомерными действия таможенных постов только в отношении части товаров, охваченных заявлением Компании от 24.12.2013 г., в связи с чем 21.11.2014 г. Компания обратилась в Сахалинскую таможню с письмом № 2014-OUT-Y-04-00504 с изложением своей позиции и просьбой возвратить излишне взысканную специальную пошлину в полном объеме по заявлению от 24.12.2013 г., с учетом представления Сахалинской транспортной прокуратуры, признавшей незаконным отказ в рассмотрении указанного заявления и рекомендовавшей возвратить излишне уплаченные платежи с учетом требований ч. 6 статьи 147 Закона 311-ФЗ (л.д.96-97 т.1).

27.11.2014 г. Сахалинская таможня в своем письме № 15-08/14374 «Об отказе в рассмотрении заявления о возврате денежных средств от 24.12.2013 г.» отказала Компании в рассмотрении ее заявления от 24.12.2013 г., посчитав, что в случае возврата заявления без рассмотрения, плательщик должен повторно обратиться с заявлением в установленном порядке (л.д.98-99 т.1).

Полагая, что в  указанном письме таможней фактически выражены два решения: об отказе в рассмотрении заявления Компании о возврате излишне взысканной  специальной пошлины от 24.12.2013; об отказе в возврате излишне взысканной специальной пошлины, заявитель в порядке главы 24 АПК РФ обратился в суд с заявлением об оспаривании указанных решений, выраженных в письме таможни от 27.11.2014 № 15-08/14374.

Изучив доводы участвующих в деле лиц по указанному требованию, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Аналогичное право на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предусмотрено ст. 9 ТК ТС и ст. 36 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ).

Излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров (статья 89 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Статьей 90 Кодекса установлено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства-члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства-члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств-членов Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Указанное заявление  и прилагаемые к нему документы (указанные в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

При этом в силу ч.15 ст.147 Закона №311-ФЗ заявление подается в форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Такая форма утверждена приказом ФТС России от 22 декабря 2010 г. N 2520 (Приложение N 2).

Согласно части 4 ст.147 Закона №311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов (ч.6 ст.147 Закона №311-ФЗ).

При этом в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится (п.3 ч.12 ст.147 Закона №311-ФЗ).

Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 18.11.2004 № 367-О указал, что установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Согласно ч. 1 ст. 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иными федеральным законом либо арбитражным судом.

Как указано выше, Общество впервые обратилось в Сахалинскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных специальных пошлин 24.12.2013.

Письмом от 27.12.2013 №15-09/16898, полученным Компанией согласно входящему штампу 16.01.2014, таможня фактически отказала Компании в возврате излишне уплаченных специальных пошлин.

Указанный отказ в установленные ст.37 Закона №311-ФЗ, главой 24 АПК РФ порядке и сроки Компания не обжаловала. Тем самым Компания  своевременно не проявила разумную заботливость и осмотрительность относительно принадлежащих ей денежных средств, соблюдения своих прав и законных интересов.

Обращение Компании в таможню письмом от 21.11.2014, в котором изложена просьба  возвратить излишне уплаченные платежи по заявлению от  24.12.2013 не основано на нормах таможенного законодательства.

С учетом изложенного, у суда отсутствуют основания для признания незаконным письма таможенного органа от 27.11.2014 об отказе в рассмотрении заявления  о возврате денежных средств от 24.12.2013.

При этом довод Компании о том, что решение Таможни  об отказе в возврате денежных средств от 27.12.2013 признано незаконным Сахалинской транспортной прокуратурой в данном случае правового значения не имеет, поскольку в силу положений  закона о прокуратуре оценка прокурором ненормативного правового акта (решения) в качестве незаконного не влечет автоматической отмены (недействительности) указанного ненормативного правового акта (решения).

Признание незаконным ненормативного правового акта (решения) таможни возможно только в установленном статьей  37 Закона №311-ФЗ порядке.

В данном случае требования Компании фактически направлены на оспаривание отказа в возврате излишне уплаченных специальных пошлин, выраженного в письме Сахалинской таможни от  27.12.2013, срок на оспаривание в судебном порядке которого Компанией пропущен.

Фактический отказ таможенного органа о возврате излишне уплаченных специальных пошлин, выраженный в письме от 27.11.2014 также не может быть признан судом незаконным, поскольку Компания обратилась в таможенный орган с заявлением о возврате 21.11.2014 г., т.е. с пропуском установленного пунктом 1 ст.147 Закона №311-ФЗ трехлетнего срока. При таких обстоятельствах у таможни отсутствовали законные основания для положительного решения вопроса о возврате излишне уплаченных специальных пошлин.

На основании изложенного, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст.71 АПК РФ , суд не находит оснований для признания незаконным  оспариваемого решения Сахалинской таможни, оформленного письмом от 27.11.2014 №15-09/14374.

В части заявленного Обществом имущественного требования об   обязании Сахалинской таможни  осуществить истцу возврат излишне взысканной и излишне уплаченной специальной пошлины, суд приходит к следующему.

25.06.2015 от Компании поступило уточнение требований, в котором в п. 3 просит  обязать Сахалинскую таможню  осуществить истцу возврат излишне взысканной и излишне уплаченной специальной пошлины и излишне взысканной антидемпинговой пошлины в размере 1 225 797 руб. 14 коп.

Суд на основании ст.49 АПК РФ принимает уменьшение суммы заявленных требований, поскольку это не противоречит закону и не нарушает прав других лиц.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, в случае пропуска срока на обращение в соответствующий государственный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных обязательных платежей плательщик этих средств вправе обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Общий срок исковой давности в силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен в пределах трех лет.

Как следует из материалов дела, указанные в заявлении Общества переплаты по специальным пошлинам образовались у Компании в 2011 году.

Зачет пошлин за счет авансовых платежей производился на основании соответствующих заявлений Компании на списание денежных средств.

Поскольку об излишней уплате специальных пошлин Компания должна была узнать в день их уплаты, на момент обращения в арбитражный суд в 2015 году срок на возврат излишне уплаченных специальных пошлин за 2011 год был пропущен.

При этом на дату уплаты спорных специальных пошлин Компания знала о том, что ее позиция относительно того, что Компания не является плательщиком специальных пошлин, признана правильной вступившими в силу решениями Арбитражного суда Сахалинской  области, разрешившими спор между таможней и Компанией по делам №А59-6816/2008, №А59-948/2011. Т.е. компания, уплачивая спорные платежи в 2011 году знала, что они начислены таможенным органом при отсутствии правовых оснований, уплатило начисленные платежи и имело возможность своевременно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей как в таможню, так и в суд. Данное обстоятельство общество документально не опровергло.

При таких обстоятельствах довод  Общества о том, что срок исковой давности подлежит исчислению после истечения предельного срока, определенного таможенным законодательством РФ для осуществления возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей, т.е.  с 24.01.2014 г., -  суд считает несостоятельным.

Указанная позиция суда относительно исчисления срока исковой давности согласуется с позицией, изложенной судами апелляционной, кассационной инстанций и Верховным судом в судебных актах по делу №А53-28587/2013. 

В связи с заявлением Сахалинской таможни о пропуске Компанией срока исковой давности, у суда в силу ч.2 ст.199 ГК РФ отсутствуют основания для удовлетворения заявленных имущественных требований.

Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Как следует из материалов дела, в целях разрешения заявленного требования в судебном порядке Компания уплатила государственную пошлину в размере 3 000 рублей по платежному поручению от 24.02.2015 № 15081 и 26060, 39 руб. по платежному поручению от 24.02.2015 №15080.

Принимая во внимание результат рассмотрения дела, суд относит на Компанию судебные расходы по оплате государственной пошлины соразмерно уточненному требованию, заявленному Компанией. А именно- за требование об оспаривании решения Сахалинской таможни – 3000 руб., за имущественное требование в сумме 1 225 797 руб. 14 коп. – 25 258 рублей.

В остальной части государственная пошлина в сумме 802 руб. 39 коп. как излишне уплаченная подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании ст.333.40 НК РФ.

Руководствуясь статьями 49, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Принять уменьшение размера исковых требований Компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД», выраженное в заявлении от 24.06.2015.

В удовлетворении заявленных требований Компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД» к Сахалинской таможне отказать.

Возвратить Компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компании Лтд.» из федерального бюджета излишне уплаченную  государственную пошлину в сумме 802 рубля 39 копеек. Выдать справку на возврат госпошлины.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области.

Судья                                                          М.С. Слепенкова