Арбитражный суд Сахалинской области
693000, г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 28,
http://sakhalin.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Южно-Сахалинск Дело № А59-6763/2019
16 декабря 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 декабря 2019 года. Полный текст решения изготовлен 16 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Киселева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шулеповой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Мельник Романа Александровича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области о признании незаконным содержание сведений в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении общества с ограниченной ответственностью «Лавитис плюс» (ИНН 6501286577) в части сведений о Мельнике Р.А. как лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, и возложении обязанности по исключению данных сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,
с участием:
от заявителя – не явился,
от регистрирующего органа – Косарева И.С. по доверенности от 01.03.2019 № 11-10/06848,
от третьего лица (ООО «Лавитис Плюс») – не явился,
У С Т А Н О В И Л :
Мельник Р.А., являющийся по сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) генеральным директором ООО «Лавитис плюс», обратился в арбитражный суд с указанным заявлением к Межрайонной ИФНС России № 1 по Сахалинской области (далее – регистрирующий орган, инспекция).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Лавитис плюс» (далее – общество).
В обоснование заявленного требования указано, что при создании ООО «Лавитис плюс» решением единственного учредителя от 14.09.2016 № 1 генеральным директором общества сроком на три года был назначен Мельник Роман Александрович. В свою очередь при государственной регистрации юридического лица данные сведения об исполнительном органе были внесены в ЕГРЮЛ. Полномочия генерального директора в последующем не продлевались, а, следовательно, истекли 15 сентября 2019 года. По данному факту заявитель 26 сентября 2019 года обратился в инспекцию с требованием об исключении из ЕГРЮЛ сведений о Мельнике Р.А. как лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО «Лавитис плюс». Однако налоговый орган проигнорировал обращение заявителя, предложив в ответном письме от 18.10.2019 подать заявление по соответствующей форме о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ. Поскольку в соответствии с решением, которое явилось основанием для включения сведений о генеральном директоре общества, срок действия полномочий Мельника Р.А. истек и последний не может выполнять функции руководителя, то в настоящее время в ЕГРЮЛ содержатся сведения, не соответствующие действительности. В связи с этим, фактически не имея полномочий для осуществления функций генерального директора, Мельник Р.А. остается должностным лицом общества с точки зрения административного и уголовного законодательства Российской Федерации, что существенно нарушает его права.
В судебное заседание заявитель не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Инспекция в представленном отзыве и его представитель в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, считая содержащиеся в ЕГРЮЛ оспариваемые сведения о генеральном директоре ООО «Лавитис плюс» достоверными. В установленном порядке заявлений в связи с изменением сведений о руководителе данного общества в инспекцию с момента его создания не представлялось. Кроме того, нормы Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон № 14-ФЗ) не устанавливают юридических последствий, связанных с истечением срока полномочий единоличного исполнительного органа, в связи с чем, лицо обязано выполнять функции руководителя юридического лица до момента прекращения его полномочий на основании решения уполномоченного органа управления общества или до избрания нового руководителя.
Третье лицо (ООО «Лавитис плюс»), надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило и отзыв не представило.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав участника процесса и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 14 сентября 2016 года учредителем Мельник Романом Александровичем принято решение о создании ООО «Лавитис плюс» с размером уставного капитала 10 000 рублей. Одновременно единственный учредитель утвердил устав общества, его местонахождение (г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 87) и принял решение о назначении себя генеральным директором сроком на 3 года.
В установленном главой IV Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) порядке 19 сентября 2016 года произведена регистрация ООО «Лавитис плюс» в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1166501058130.
В свою очередь в ЕГРЮЛ внесены предусмотренные пунктом 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ сведения об организации, в том числе о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического, которым является Мельник Р.А. (ИНН 650115119811) в должности генерального директора.
Полагая, что согласно решению единственного учредителя от 14.09.20169 № 1 трехлетний срок действия полномочий руководителя ООО «Лавитис плюс» истек – 15 сентября 2019 года, в связи с чем отсутствуют основания для сохранения таких сведений в ЕГРЮЛ, Мельник Р.А. обратился в инспекцию с письмом от 26.09.2019, в котором просил исключить данные сведения из ЕГРЮЛ.
В ответном письме от 18.10.2019 № 07-09/42123 инспекция проинформировала заявителя, что в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственный реестр на основании документов, предоставленных при государственной регистрации. В силу пункта 1.2 статьи 9 названного Федерального закона уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Однако по состоянию на 16.10.2019 согласно пункту 2 статьи 17 Закона № 129-ФЗ документы для государственной регистрации в целях внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в инспекцию не поступали. Следовательно, на основании содержащихся в ЕГРЮЛ сведений руководителем ООО «Лавитис плюс» является Мельник Р.А. Также указано, что последний может обратиться в регистрирующий орган с заявлением по форме Р34001 о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, с приложением подтверждающих документов.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 25.10.2019 сведения о руководителе ООО «Лавитис плюс» изменению не подверглись, а именно: лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического, значится Мельник Роман Александрович.
Не согласившись с наличием в ЕГРЮЛ данных сведений ввиду истечения срока полномочий генерального директора ООО «Лавитис плюс», что свидетельствует о несоответствии их действительности, Мельник Р.А. обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Проверив в судебном заседании доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленных требований и возражений доказательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения поступившего заявления.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателе».
Согласно абзацу 2 статьи 1 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц – это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, и иных сведений о юридических лицах.
Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (статья 2 Закона № 129-ФЗ).
В силу пункта 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В соответствии со статьями 4 и 6 Закона № 129-ФЗ единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом, а содержащиеся в таком реестре сведения и документы являются открытыми и общедоступными.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) федеральные и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и на основании правовых актов государственных органов, являются государственными информационными системами.
Согласно пункту 9 статьи 14 Закона № 149-ФЗ информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. При этом обязанность по обеспечению достоверности информации, содержащейся в данной информационной системе, возлагается законодателем на определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, государственные органы.
Из совокупности положений Закона № 129-ФЗ и Закона № 149-ФЗ следует, что ЕГРЮЛ в силу своей публичности является официальным источником сведений о юридическом лице, в связи с чем, содержащиеся в данном федеральном информационном ресурсе сведения и документы должны быть достоверны.
Перечень и объем содержащихся в ЕГРЮЛ сведений и документов определен пунктом 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ. В частности, в реестре содержатся – фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (подпункт «г»).
Согласно пункту 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
Порядок государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, и внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре, установлен главой VI Закона № 129-ФЗ.
Так, в силу пункта 2 статьи 17 названного Федерального закона для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Пунктом 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством:
а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем;
б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки;
в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки;
г) проведения осмотра объектов недвижимости;
д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 названной статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4.3 закона № 129-ФЗ).
Во исполнение данной нормы Приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ утверждены «Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий».
В силу пункта 4 приложения № 1 к данному Приказу основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Проверка достоверности данных сведений осуществляется способами, предусмотренными подпунктами «а» - «д» пункта 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ. Такая проверка осуществляется в срок не более одного месяца, следующего за истечением семи рабочих дней со дня получения указанного заявления (пункт 9 приложения № 1 к названному Приказу).
По правилам пункта 18 в случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, установлена недостоверность содержащихся в указанном реестре сведений, предусмотренных подпунктами «в», «д», «л» пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, регистрирующий орган в порядке, установленном пунктом 6 статьи 11 данного Закона, направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. В случае непредставления юридическим лицом таких сведений в срок, установленный пунктом 6 статьи 11 указанного Федерального закона, регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.
Как указывалось выше, согласно выписке из ЕГРЮЛ от 25.10.2019 в отношении ООО «Лавитис плюс» лицом, имеющем право без доверенности действовать от имени данного юридического лица, является Мельник Роман Александрович в должности генерального директора.
Аналогичные сведения о руководителе ООО «Лавитис плюс» содержатся в ЕГРЮЛ и в настоящее время, которые были внесены в данный информационный ресурс при государственной регистрации юридического лица на основании поступивших документов, в том числе решения единственного учредителя от 14.09.2016 № 1.
Доказательств того, что в предусмотренном Законом № 129-ФЗ порядке в инспекцию поступали какие-либо заявления по установленной форме в целях внесения в ЕГРЮЛ изменений в отношении ООО «Лавитис плюс», касающихся сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, материалы дела не содержат.
Отсутствуют в материалах дела и доказательства инициирования кем-либо в установленном порядке процедуры проверки достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ относительно руководителя ООО «Лавитис плюс».
В этой связи суд не усматривает наличие у инспекции как регистрирующего органа правовых оснований для проведения регламентированной Законом № 129-ФЗ административной процедуры в целях внесения в ЕГРЮЛ каких-либо сведений о руководителе ООО «Лавитис плюс».
В свою очередь, ввиду отсутствия доказательств обратного, содержащиеся в ЕГРЮЛ в отношении ООО «Лавитис плюс» сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, являются достоверными и оснований для их корректировки не имеется.
Ссылку заявителя на истечение трехлетнего срока полномочий генерального директора ООО «Лавитис плюс», установленного решением единственного учредителя данной организации от 14.09.2016 № 1, суд отклоняет как несостоятельную ввиду ошибочного толкования действующего законодательства, регламентирующего порядок возникновения и прекращения полномочий единоличного исполнительного органа общества с ограниченной ответственностью.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона № 14-ФЗ единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Подпункт 4 пункта 2 статьи 33 Закона № 14-ФЗ относит к компетенции общего собрания участников общества образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий.
Таким образом, по общему правилу, полномочия единоличного исполнительный орган общества возникают и прекращаются на основании решения общего собрания участников общества.
При этом названным Федеральным законом императивно не установлено, что истечение срока, на которое лицо избирается руководителем общества, влечет с соответствующей даты прекращение его полномочий как единоличного исполнительного органа; соответствующие действия отнесены к исключительной компетенции общего собрания участников общества.
В этой связи в ситуации, когда срок полномочий единоличного исполнительного органа истек и общим собранием участников общества не принято решение об избрании нового единоличного исполнительного органа, прежний руководитель общества продолжает выполнять функции единоличного исполнительного органа до избрания в установленном порядке нового руководителя.
Данный вывод суда также соотносится с правовой позицией, изложенной в постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.10.2014 № Ф03-2525/2014, от 07.05.2018 № Ф03-1572/2018, в определении ВАС РФ от 17.10.2012 № ВАС-13633/12.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Указанное также исключает применение судом положений пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, а именно мер по восстановлению «нарушенного» права в виде возложения на инспекцию обязанности исключить из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Лавитис плюс» сведений о Мельнике Р.А. как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы возлагаются на стороны пропорционально удовлетворенной части иска.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом (статья 101 АПК РФ).
Принимая во внимание изложенное, а также результаты рассмотрения дела, суд относит судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей на заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 и 201 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований Мельник Романа Александровича к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области о признании незаконным содержание сведений в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении общества с ограниченной ответственностью «Лавитис плюс» (ИНН 6501286577) в части сведений о Мельнике Р.А. как лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, и возложении обязанности по исключению данных сведений из Единого государственного реестра юридических лиц, отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья С.А. Киселев