АРБИТРАЖНЫЙ СУД САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
Дело А59-6910/2019
29 января 2020 года г. Южно-Сахалинск
Мотивированное решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, резолютивная часть по которому принята 31 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Сахалинской области в составе судьи Боярской О.Н., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Сахалинской области (ОГРН <***> ИНН <***> адрес регистрации: 693004, <...>) о привлечении общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Держава» (ОГРН <***> ИНН <***> адрес регистрации: 694033, <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л :
Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Сахалинской области (далее – управление, административный орган) обратилось в суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Держава» (далее – общество, ООО ЧОП «Держава») к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Поскольку заявление содержит признаки, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), дело рассмотрено в порядке упрощенного производства. О принятии заявления и рассмотрении дела в соответствии с главой 29 АПК РФ участники процесса извещены надлежащим образом.
В обоснование требований заявитель указал, что материалом, собранным по делу об административном правонарушении, установлен факт совершения обществом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а именно нарушение срока уведомления уполномоченного органа об изменении руководителя в срок, предусмотренный пунктом 5 Правил уведомления частной охранной организацией территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ о начале и окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498, чем нарушило требования части 2 и 3 статьи 11 Закона от 11.03.1992 № 2471-1, а также требования подпункта «г» пункта 2(1) Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства от 23.06.2011 № 498.
Определением от 18 ноября 2019 года заявление принято к производству для рассмотрения в порядке упрощенного производства.
Общество в представленном отзыве сообщило, что уведомление о начале оказания охранных услуг с 28 июля 2019 года на объекте «Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Сахалинской области» расположенном по адресу: Анивский р-н, 2 км. Южнее с. Троицкого поступило от общества 14 октября 2019 года, заявлено о пропуске срока привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
31 декабря 2019 года судом принята резолютивная часть решения по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, которым Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Сахалинской области отказано в привлечении общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Держава» к административной ответственности.
15 января 2020 года от управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Сахалинской области поступила апелляционная жалоба.
В соответствии с часть 2 статьи 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.
Согласно разъяснений, изложенным в пункте 42 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 № 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" мотивированное решение может быть изготовлено только судьей, подписавшим резолютивную часть решения (статья 157 ГПК РФ, статья 10, часть 2 статьи 18 АПК РФ).
Поскольку на дату поступления апелляционной жалобы судья Боярская О.Н. находилась в очередном ежегодном отпуске, мотивированное решение составлено судом по выходу из отпуска.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 года № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», арбитражный суд вправе изготовить мотивированное решение по своей инициативе. В этом случае решение вступает в законную силу и срок на его обжалование исчисляется со дня принятия решения путем вынесения (подписания) резолютивной части.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Общество с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Держава» зарегистрировано в качестве юридического лица 22 ноября 2002 года Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Сахалинской области за основным государственным регистрационным номером <***>; в связи с постановкой на налоговый учет обществу присвоен ИНН <***>.
Общество имеет лицензию № 461 от 04 апреля 2019 года на ведение частной охранной деятельности.
14 октября 2019 года в отдел по контролю за частной детективной и охранной деятельностью центра лицензионно-разрешительной работы от общества поступило уведомление о начале оказания охранных услуг на объекте «Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Сахалинской области» расположенном по адресу: Анивский р-н, 2 км. Южнее с. Троицкого с 28 июля 2019 года. В ходе проверки сведений, указанных в уведомлении, установлено, что уведомление о начале оказания охранных услуг поступило с нарушением требований подпункта «а» пункта 2 Правил уведомления частной охранной организацией территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников) (далее – Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498. Кроме того, в ходе проверки сведений, установлено, что согласно выписки из ЕГРЮЛ с 30 апреля 2019 года генеральным директором общества является ФИО1, однако сведения о смене руководителя в нарушение пункта 5 Правил в адрес ЦЛРР Управления Росгвардии по Сахалинской области не поступало.
По данным фактам, уполномоченным лицом управления в отношении ООО ЧОП «Держава» 14 ноября 2019 составлен протокол об административном правонарушении № 65ЛРР00014111901032.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ, материалы административного дела переданы по подведомственности на рассмотрение в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Проверив доводы лиц, участвующих в деле, представленные в обоснование заявленного требования доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет за собой наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, обороны страны и безопасность государства.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектами правонарушения являются индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица.
Вопросы лицензирования регулируются нормами Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в формате электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в формате электронного документа; лицензируемый вид деятельности - вид деятельности на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Федерального закона N 99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории, культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государств, возможность нанесения которого, связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Пунктом 32 статьи 12 Федерального закона от 24.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, включает оказание частных охранных услуг.
Правоотношения в сфере частной охранной деятельности регулируются Законом Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников) частная охранная организация обязана уведомить территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере частной охранной деятельности, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" утверждены Правил уведомления частной охранной организацией территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников).
Согласно подпункту «а» пункта 2 Правил частная охранная организация обязана в письменной форме или в электронной форме посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) уведомить уполномоченный орган, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, а также уполномоченный орган по месту охраны имущества (расположения объекта охраны) не менее чем за 12 часов до начала осуществления оказания услуг:
в виде вооруженной охраны объектов или имущества, за исключением охраны объектов путем принятия мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны;
по обеспечению внутриобъектового и пропускного режимов на объектах;
по обеспечению порядка в местах проведения массовых мероприятий;
по охране объектов, а также при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности;
связанных с охраной имущества или предметов, ограниченных в обороте.
Как следует из материалов дела, уведомление о начале оказания охранных услуг с 28 июля 2019 года на объекте «Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Сахалинской области» расположенном по адресу: Анивский р-н, 2 км. Южнее с. Троицкого поступило от общества 14 октября 2019 года.
В соответствии с требованием подпункта «а» пункта 2 Правил уведомления частной охранной организацией территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников) общество обязано было не менее чем за 12 часов до начала осуществления оказания услуг уведомить уполномоченный орган, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности, а также уполномоченный орган по месту охраны имущества, однако, в нарушение указанной нормы данное уведомление поступило в лицензирующий орган 14 октября 2019 года.
В соответствии с пунктом 5 Правил уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников) в случае изменения состава учредителей (участников) или руководителя частная охранная организация не позднее чем через 15 дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц обязана в письменной форме или в электронной форме посредством заполнения соответствующей интерактивной формы в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) уведомить уполномоченный орган, выдавший лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям из ЕГРЮЛ генеральным директором общества является ФИО1. Соответствующие сведения об изменении руководителя общества были внесены 30 апреля 2019 года, о чем свидетельствует запись за государственным регистрационным номером 2196501116700.
Таким образом, в соответствии с требованием пункта 5 Правил уведомления частной охранной организацией территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников) общество обязано было в течение 15 дней уведомить лицензирующий орган о состоявшемся изменении учредителя, однако в нарушение указанной нормы такое уведомление в лицензирующий орган от общества не поступало.
Доказательств направления уведомления об изменении руководителя общества обществом также не представлено.
Таким образом, факты нарушения обществом требований Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" доказаны материалами дела.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не были предприняты необходимые и достаточные меры по соблюдению требований законодательства в сфере частной охранной деятельности и Правил уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников).
Доказательств невозможности исполнения обществом требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено.
Таким образом, наличие в действиях ООО ЧОП «Держава» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является доказанным.
Между тем, согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за некоторые нарушения законодательства Российской Федерации, в частности о защите прав потребителей, - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Совершенные обществом правонарушения не имеют характера длящегося, поскольку выражены в неисполнении обязанности в установленный срок.
В силу абзаца 3 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Нарушение подпункта «а» пункта 2 Правил совершено 28 июля 2019 года – дата начала оказания охранных услуг на объекте «Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Сахалинской области» расположенном по адресу: Анивский р-н, 2 км. Южнее с. Троицкого.
Нарушение пункта 5 Правил совершено 16 мая 2019 года – день, следующий за последним днем срока, когда общество обязано было уведомить лицензирующий орган о состоявшемся изменении руководителя.
При исчислении сроков давности привлечения к административной ответственности судом принимается во внимание правовая позиция, сформированная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.01.2019 № 3-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС", согласно которой, часть 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, устанавливающая, что постановление по делу об административном правонарушении, выразившемся в нарушении законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает распространения указанного срока на привлечение к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.1 данного Кодекса, в том числе когда такое административное правонарушение повлекло нарушение прав потребителей. Таким образом, при применении части 3 статьи 14.1 КоАП РФ должен соблюдаться общий (трехмесячный) срок давности привлечения к ответственности.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности за нарушение установленного законодательством срока по уведомлению лицензирующего органа о начала оказания охранных услуг истек 28 октября 2019 года.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности за нарушение установленного законодательством срока по уведомлению лицензирующего органа о состоявшемся изменении руководителя истек 16 августа 2019 года.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, и самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
При изложенных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 167-170, 206, 229 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а также статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л :
В удовлетворении требований Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Сахалинской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью частное охранное предприятие «Держава» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Лицам, участвующим в деле, разъясняется, что в соответствии с частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд составляет мотивированное решение по заявлению лица, участвующего в деле, которое может быть подано в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения на официальном сайте Арбитражного суда Сахалинской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://sakhalin.arbitr.ru/ либо http://kad.arbitr.ru/).
Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Сахалинской области в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.
Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения арбитражного суда решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Судья О.Н. Боярская